это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1914565
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1.1 Здоровье, его содержание и критерии ………………………………... 4
1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье …………………. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………... 10
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам. По данным Министерства здравоохранения и социального развития только 30 % российских школьников остаются относительно здоровыми [4].
Здоровье ₋ один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.
Здоровый образ жизни студентов ₋ это результат индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закреплённых в виде образцов до уровня традиционного.
Главным в сохранении и укреплении здоровья является соблюдение основ здорового образа жизни (ЗОЖ), которые не всегда соблюдаются молодежью. Одним из важных элементом ЗОЖ является физическая культура [2].
Физическая культура ₋ органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.
Цель работы – изучение теоретических и методических основ, способствующих ведению здорового образа жизни.
Задачи исследования:
₋ определить понятие здоровья, здорового образа жизни;
₋ раскрыть содержание физической культуры как фактора формирования;
₋ здорового образа жизни учащихся и студентов.
1.1 Здоровье, его содержание и критерии
Здоровье человека ₋ это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П. Лисицына: "Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестеснённую в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие".
Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Он заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции и выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность, утрата которых является распространённым и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие "практически здоровый человек", т.к. возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Подобные неопределённости в самочувствии врачи времён Галена условно называют "третьим состоянием". Разграничивают несколько групп людей, находящихся в третьем состоянии.
Первая объединяет всех, кого отличает особый в данный период времени физиологический статус.
Во вторую группу попадут те, кто плохо привыкает к новым природным условиям. Пока человек не привыкнет к новым условиям, он будет ощущать влияние неблагоприятных природных факторов, испытывать недомогание, плохое самочувствие, потерю сил. Здесь находятся и те, у кого проявляется синдром нездорового помещения.
Когда человек пребывает в "третьем состоянии" из-за своего особого физиологического режима, за это, можно сказать, отвечает только природа.
У организма человека нет более противоположных состояний, чем здоровье и болезнь. Здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний самочувствия. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья ещё не указывает на отсутствие болезненного состояния.
Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. "внутреннее основание" и внешние причины, на него воздействующие [1].
Первый способ малоудачен, поскольку человеку, который живёт в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. ₋₋Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни. И в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Следовательно, способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.
Если обратиться к результатам конкретных исследований здоровья человека, факторам, влияющим на его состояние, то можно
увидеть, что здоровье человека зависит:
₋ от условий и образа жизни на 50%;
₋ генетических факторов на 20%;
₋ влияния экологических факторов на 20–25%;
₋ состояния медицины на 10% (См. Приложение).
Из таблицы видно, что здоровье не только генетически и социально обусловлено, но и в значительной степени зависит от меры ответственности за него самого человека.
1.2 Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
Здоровье ₋ одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. И его нужно охранять и укреплять. А это определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественно сознания, в сфере культуры, воспитания, образования.
Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих её переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доле бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует своё свободное время, каким видам отдаёт предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение [3].
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является её стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определённым постоянством составляющих её компонентов и включающая приёмы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля [6].
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо.
Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III - до 83,1, на IV курсе - до 75,8% [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особое внимание в настоящее время следует уделять формированию здорового образа жизни студентов. Здоровый образ жизни ₋ основан на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Имеется необходимость изучения проблематики здорового образа жизни у студентов высших учебных заведений, написание новых современных оздоровительных технологий, на что указывает состояние здоровья данной категории молодежи.
Совершенствование системы по укреплению здоровья в условиях вуза требует дальнейших фундаментальных и прикладных исследований в области охраны здоровья студенческой молодежи и преподавателей, совершенствования форм и методов оздоровительной, воспитательной и информационной деятельности, укрепления материально-технической базы и
финансирования теоретических и экспериментальных работ по здоровьесбережению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Владос, 2016.–240 c.
2. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции // Теория и практика физической культуры. 2015. – № 7. – С. 35–37.
3. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
4. Линькова Н.А. Технология организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов оздоровительного отделения. Вестник УРГУПС / Научный журнал – № 3 (27), Екатеринбург, 2015, – С. 81–86
5. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: Спутник +, 2016. – 104 c.
6. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. – М.: Феникс, 2016. – 192 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица
Сфера Значение для здоровья
(примерный удельный вес) Группы факторов риска
Условия
и образ жизни 50% Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гипокинезия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный
уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами
Генетика
человека 20% Предрасположенность к наследственным заболеваниям
Экология,
климат 20–25% Загрязнение воздуха, воды и почвы,
резкая смена атмосферных явлений,
различные виды излучений
Здравоохранение 10% Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!