это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2334625
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
литературе…………………………………………………………………..8
1.4. Особенности развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………………27
Выводы к первой главе…………………………………………………………..35
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Проблемы детской игры и разнообразия ее тематики на современном
этапе………………………………………………………………………….36
2.2. Задачи, педагогические условия и способы организации сюжетно-ролевых игр с учетом их тематики в старшем дошкольном возрасте…………………..41
2.3. Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников………………………………………………………….45
Выводы ко второй главе…………………………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….65
ВВЕДЕНИЕ
Детство — это особый период в жизни человека. В детстве начинается формирование творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные задачи, что является условие последующего развития личности человека, его творческой деятельности. В этот период у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что его окружат и что вокруг него происходит, зато степень восприятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Ребенок в дошкольном возрасте впитывает всё новое, как «губка». [1]
Развитие творческих способностей рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно через участие в игре он познаёт окружающий мир и готовится к взрослой жизни. В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития». [36]
Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план. [2]
Другими словами, дети, владеющие навыками сюжетно-ролевой игры, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Кроме того, они обладают необходимым запасом творческих способностей, которые помогают им реализоваться в таких сферах человеческой деятельности как художественное творчество, музыка и т.д.
Л. С. Выготский связывал процесс ребенка в игре с способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием. [10] Исследователи подчеркивают важность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития личности ребенка (Б. П. Никитин, Р. И. Жуковская, Н. Т. Косенко и др.)
В тоже время, руководство детской игрой требует особого подхода. В частности, на это обращают внимание Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. [29] Не секрет, что в дошкольных учреждениях воспитатели зачастую подходят к организации игровой деятельности дошкольников так, как это происходит на занятиях: каждому ребенку отводят определенную роль, руководят всеми игровыми действиями, а также комментируют участие детей в процессе игры.
В результате такого подхода дети разучивают ограниченное количество сюжетно-ролевых игр, для каждой из которых есть набор игрушек и необходимых атрибутов. Для того, чтобы дети включились в привычную для них игру, достаточно слов воспитателя, например: «Сейчас мы будем играть в магазин». Дети, заранее зная свои роли, привычно начинают играть. Со стороны это смотрится как содержательная коллективная деятельность, но по факту речь идет не об игре, а некоей производственной деятельности, где каждый знает свои функции и отведенную роль. Навязанный воспитателем план игры не имеет ничего общего с развитием творческой активности детей, так как отсутствует главный ее элемент – свобода действий. Однако уже несколько десятилетий проблема организации игровой деятельности дошкольников так и остается нерешенной. [5]
Реалии нашего времени таковы, что во многих семьях, из-за большой загруженности по работе, родители недостаточно времени уделяют воспитанию детей. Естественно, это обстоятельство негативно влияет на процесс формирования личности ребенка. Поэтому неудивительно, что воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. А искусственное сужение тематики ролевых игр приводит к значительному возможностей для развития качеств личности в дошкольном возрасте. [34]
Несмотря на то что, проблема организации сюжетно – ролевой игры рассмотрена во многих психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), тем не менее, дальнейшего изучения требует вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в целях развития личности. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие), обращая внимание на то, что в дошкольном учреждении сюжетно-ролевая игра либо не контролируется, либо недопустимо регламентируется. В практике дошкольных учреждений воспитатели, часто не знают, как правильно организовать деятельность ребенка с использованием сюжетно-ролевых игры. Зачастую они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибок. Таким образом, проблема разнообразия тематики сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте является многогранной. Все вышеназванные аспекты данной проблемы и обусловливают актуальность темы данной работы.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью творческого развития детей старшего дошкольного возраста, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и отсутствием разработанных методических рекомендаций для педагогов по использованию обширной тематики сюжетно-ролевых игр в дошкольных учтреждениях.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: как сделать более успешным процесс развития личностных качеств у старших дошкольников с использованием разнообразных тем игровой деятельности.
Актуальность и проблема исследования позволили нам сформулировать тему исследования: «Разнообразие тематики сюжетно ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: изучить особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте и разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по руководству игровой деятельностью старших дошкольников с учетом тематического разнообразия сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: сюжетно-ролевые игры старших дошкольников.
Предмет исследования: влияние сюжетно – ролевых игр и их тематического разнообразия на развитие личностных качеств в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: Если будут разработаны методические рекомендации по использованию разнообразной тематики сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников, то это позволит расширить их кругозор и повысить уровень развития коммуникабельности, коллективизма, творческих способностей.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи исследования:
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за сюжетно-ролевой игрой;
- изучение и анализ педагогической документации;
- беседа.
Значимость исследования: заключается в том, что проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература по влиянию сюжетно-ролевых игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а также в том, что материалы исследования могут быть полезны педагогам ДОУ в их деятельности.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!