это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2569331
Ознакомительный фрагмент работы:
Признание феномена средневековой науки в истории науки произошло достаточно поздно. Во многом это связано с отношением к Средневековью мыслителей Просвещения с их идеалами разума и негативными оценками данного периода как «эпохи веры», в которой нет места для подлинно научной мысли.Начало средневековой науки чаще всего датируют VI в., но истоки ее отличительных особенностей сформировались не одномоментно, процесс этот растянулся на IV и V столетия. Верхней границей, фиксирующей завершение средневекового этапа развития науки, является рубеж XIV–XV вв., когда в эпоху Возрождения формируются истоки новой науки.Средневековая наука так же, как и античная, развивалась поэтапно: раннее Средневековье (VI–IX вв.) – «темное время», когда утрачивается многое из ранее достигнутого; средний период (X–XI вв.) связан с созданием университетов, переводами античных классиков; зрелое средневековье (XII–XIV вв.) отличается расцветом науки, искусства, образования. Но при этом надо учитывать, что арабо-мусульманское феодальное государство к IX в. достигло наивысшего расцвета; и в «темный» период средневековая арабская наука дала миру таких ученых, как аль-Кинди (философ, математик, физик), аль-Хорезми (математик), Гебер (медик и алхимик), Разес (медик, химик), аль-Фараби (создал арабскую энциклопедию науки), и это далеко не полный перечень. Основные черты средневекового мировоззренияСредневековое мышление воспринимало мир в виде рационального не оформленного, не представленного в строгих понятиях опыта. Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображения явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.Очень важным для раннего средневекового мышления был догмат о сотворении мира Богом из ничего, что прямо противоречит античному миропониманию. Из этого догмата следует такая характеристика мышления, как телеологизм - истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божию для и во имя исполнения заранее предусмотренных целей. Природа более не обладает самостоятельностью, не имеет безусловного бытия, сама для себя недостаточна. Так в сознании человека проникает очень важная идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему.В эпоху раннего Средневековья, наука о природе утратила то значение, которое она имела в античности. Коль скоро природа утратила свой статус безусловной реальности, то и наука о природе потеряла свое прежнее значение и стала рассматриваться либо символически, либо в аспекте своей практической полезности. Ибо безусловной реальностью для христианства является только Бог, а изучение его творения имело смысл только с точки зрения постижения его могущества и мудрости, но не имело прямой связи ни с познанием Бога, ни с главным делом человека - спасением души. Это, естественно, не благоприятствовало развитию науки. Естественнонаучный интерес ослабевает еще и потому, что природа, будучи с господствующей точки зрения несамостоятельной, не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле. Только после смерти Бог откроет святым основания своих творений, их роль в едином божественном смысле.Отмеченные нами особенности средневекового мировоззрения и мышления соответствующим образом отразились на процессе средневекового познания, обусловив следующие его специфические черты:1. Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных представлений, а все противоречащее догматам церкви запрещалось специальными декретами. Все воззрения на природу проходили через цензуру библейских концепций. Это усиливало элемент созерцательности познания, настраивало его на откровенно мистический лад, что и предопределило регресс или, в лучшем случае, стагнацию научного познания.2. Поскольку причина взаимосвязанности и целостности элементов мира в Средние века усматривалось в Боге, в средневековой картине мира не могло быть концепции объективных законов, без которой не могло оформиться естествознание. Ведь закон-это необходимая существенная связь каких-то явлений. Средневековой же мыслитель искал не эти связи между явлениями, а отношение их к Богу, место в иерархии вещей.3. В силу теологически-текстового характера познавательной деятельности усилия интеллекта сосредоточивались не на анализе вещей, а на анализе понятий. Универсальным методом служила дедукция, осуществлявшая субординацию понятий, которой соответствовал определенный иерархический ряд действительных вещей. Поскольку манипулирование понятий замещало манипулирование объектами действительности, не было необходимости контакта с последними. Отсюда принципиально внеопытный стиль умозрительной схоластической науки, обеспеченной на бесплодное теоретизирование и оторванность от реальной действительности.Научные особенности в эпоху раннего средневековьяВажнейшей особенностью ранней средневековой науки является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Средневековая культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Пришли в упадок математические и естественные научные дисциплины. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся.В средние века не произошло подлинной дифференциации научного знания. Многие ученые занимались разными науками. Ученый Аль Бируни из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: география, история, астрономия и другим наукам. Ученый Ибн Сина был очень разносторонним мыслителем – философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежат более ста научных трудов. В средние века процветали такие своеобразные науки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники, прежде чем что–либо предпринять. Алхимики были заняты поисками «волшебного камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Как ни фантастичны были цели алхимиков и астрологов, их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Алхимики, например, открыли и усовершенствовали способы получения красок, металлических сплавов, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов.Важным способом существования научных знаний в Средневековье была практическая деятельность. Разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности – ремесло, архитектура, сельское хозяйство, техника, медицина и пр. – свидетельствуют о высоком уровне познания законов природы и человека, которые не нашли своего отражения в ученых книгах. Создатели, например, готических соборов должны были обладать далеко не теми понятиями о механике, которые господствовали в эту эпоху в научном мышлении. Можно назвать этот способ существования средневекового научного знания прикладной наукой.В раннем Средневековье меняется понимание прикладного и теоретического знания. Если в античной культуре теоретическое знание связывали с изучением того, что существует по собственной природе, является естественным, а практическое ставили в зависимость от человеческой деятельности, отождествляя с изучением искусственного, то в Средневековье само деление на естественное и искусственное не отрицается, но естественным считается то, что создано высшим творцом, а искусственным – то, что создано человеком как творцом конечным. Средневековая наука выстраивала связи между теоретическими науками и практическими («механическими») искусствами. Арабский мыслитель Ибн Сина считал, что в каждой науке предмет может изучаться двояким образом: во-первых, через рассмотрение того, что не зависит от действий человека, и, во-вторых, через исследование того, что зависит от наших действий, связано с их обслуживанием. Соответственно, каждая наука представляет собой единство теоретической науки и практического искусства. Сравнительная характеристика научного мировоззрения в эпоху античной философии и раннего средневековьяОсновной причиной радикальных изменений, которые произошли в мировоззрении во время перехода от античности к эпохе раннего средневековья, было разрушение античного полиса (основной формы государственной и общественной жизни) как реальной почвы всей античной цивилизации, а вместе с ним — разрушение и всего уклада жизни. Отчаявшись во всем материальном, люди обращали свои взоры и надежды к духовному. Здесь очень полезным было открытие античной философией автономии человеческого духа, поскольку оно помогало человеку найти в самой себе опору для противостояния жизненным невзгодам. Однако философия была не очень доступной для множества людей, поэтому были распространены мистицизм (вера во вмешательство в человеческую жизнь тайных сил), культы различных богов, огромное количество которых, кстати, больше запутывала людей, чем им помогала. Появление христианства хорошо вписывалась в общий духовный настрой эпохи, а потому оно достаточно быстро распространилось. Ведь именно христианство не просто признало автономию человеческого духа, а дала ей свое объяснение: в человеческой душе есть доля божественного, то есть абсолютного духа, а могущество последнего была наглядно продемонстрирована. В последствии вся эпоха Средневековья жила в условиях доминирования христианской религии во всех сферах общественной жизни.Появление и утверждение христианства в Европе привели к радикальной духовной революции в развитии европейской цивилизации. Это можно увидеть достаточно отчетливо через сравнение античного и средневекового мировоззрения с их основными характеристиками.Античное мировоззрениеСредневековое мировоззрениеПолитеизм (многобожие)Монотеизм (единобожие)Боги является частью природы, или олицетворением природных стихийБог является духовной сущностью, которая находится за пределами мира (трансцендентность)Выходные качестве богов: сила, могуществоИсходное качество Бога любовь к человекуБоги упорядочивают и украшают мирБог творит мир из ничегоКосмос, природа — общие условия существования богов и людейПрирода не имеет собственной сущности и не может существовать без притока божественной энергииЧеловек опирается в своих поступках на знанияЧеловек во всем полагается на веру в БогаГлавная жизненная задача человека — совершение подвигаГлавная жизненная задача человека — спасение душиВ восприятии действительности акцент падает на внешнее, внутреннее проявляет себя только через внешнееВ восприятии действительности акцент падает на внутреннее;внешнее скорее мешает правильно понять внутреннююЛюди разделяются по этническим и родовым признакамВсе люди равны перед БогомГосподство натуралистического мировосприятияГосподство символического мировосприятияТаблица № 1 Сравнительная характеристика научного мировоззрения в эпоху античной философии и раннего средневековьяКак видим, основные мировоззренческие ориентиры во время перехода от античности к средневековью меняются на противоположные. Человек Средневековья сосредоточивается на внутреннем, духовном. Спасение души для нее имеет не только индивидуальный смысл: спасая себя, человек, во-первых, увеличивает мировой потенциал добра и света, а во-вторых, способствует возвращению мира к тому состоянию, в котором он находился до грехопадения. Созданный мир не влияет на Бога, поскольку Бог — это духовная сущность. ЗаключениеВся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Взамен античной философии возникает христианская теология, под знаком которой развивается средневековая культура.Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как "образа и подобия" Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!