это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2606983
Ознакомительный фрагмент работы:
Объект исследования: процесс развития познавательной самостоятельность младших школьников. Предмет исследования: ТРИЗ- технология, как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников. Цель: теоретически изучить и практически обосновать проблемы развития познавательной самостоятельности младших школьников средствами ТРИЗ Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование навыков самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективно при условии: систематического использования методов технологии ТРИЗ с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.Задачи исследования: 1. Изучить сущность понятия познавательная самостоятельности, особенности познавательной активности младших школьников. 2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста3. Изучить понятие ТРИЗ технология и её особенности. 4. Изучить уровень развития познавательной самостоятельности младших школьников. 5. Выявить возможности ТРИЗ технологии для развития познавательной самостоятельности младших школьников. 6. Вывести рекомендации к разработке программы курса «ТРИЗ»Методы исследования: 1. Теоретического уровня: анализ и синтез, обобщение, моделирование 2. Практического уровня: наблюдение, эксперимент, систематизация материалов, диагностирование, исследования. Экспериментальная база: СП МАОУ Упоровская СОШ Чернаковская ООШ , 4 класс.Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практической деятельности педагогов начальных классов для развития познавательной самостоятельности учащихся; разработке программы курса «ТРИЗ».Обучение является целенаправленным педагогическим процессом и связано со стимулированием познавательной активности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками. Если учителю не удаётся пробудить познавательную активность обучающихся, то весь процесс обучения может стать формальным. Ж.Н. Тельновой, Т.И. Шамовой, Г.И., Щукиной Г. И. выделяются следующие уровни развития познавательной активности младших школьников: – репродуктивный уровень– поисково-исполнительский уровень– творческий уровеньРепродуктивный или воспроизводящий уровень характеризуется подражательной активностью, направленной на усвоение образца. Поисково-исполнительская, или интерпретирующая познавательная активность представляет собой более высокий уровень, т.к., здесь имеет место большая степень самостоятельности в поиске средств и решении задачи.Творческая уровень представляет собой наивысший уровень, поскольку ученик сам может поставить перед собой задачу, а затем искать оригинальные пути её решения, что будет способствовать более глубокому проникновению ученика в сущность явлений.Высший уровень активности подводит ученика к познавательной самостоятельности. В познавательной самостоятельности ученика сливаются стремление и умение действовать без чьей-либо подсказки, в единстве выступают мотивационная и операционная стороны учения. Таким образом познавательная самостоятельность является высшим проявлением познавательной активности. Признаки познавательной самостоятельности:1. Желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания2.Стремление и умение самостоятельно мыслить3. Независимость собственных суждений4.Критический подход к суждению других5. Определение цели деятельности (целеполагание и целеопределение)6. Способность ориентироваться в новой ситуации, найти новый подход к решению новой задачи7.Определение предмета деятельности и выбор средств деятельностиУчитывая сложность и противоречивость процесса развития самостоятельности необходимо выделить ее уровни, имея в виду разные ее стороны.Л.В. Жарова выделяет следующие уровни развития самостоятельности:- подражательно-пассивный (низкий, выполнение действий по готовому образцу); - активно-поисковый (средний, свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации); - интенсивно-творческий (высокий, успешное применение знаний в новой нестандартной ситуации). Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое нами качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. В таком возрасте дети обладают значительным потенциалом для развития.Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школьников возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках. Особенность воображения младших школьников, проявляющаяся в учебной деятельности, изначально основана на восприятии (первичный образ), а не на представлении (вторичный образ).В начале обучения проявляется большая неустойчивость внимания- преобладает непроизвольное внимание. Устойчивость произвольного внимания, ее концентрация и переключаемость к четвертому классу находятся примерно на одном и том же уровне, как и у взрослого человека. Дети невольно запоминают материал, вызывающий их интерес, представленный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или изображениями и т. д. Но, в отличие от дошкольников, они могут целенаправленно, произвольно запоминать материал, который им не интересен. С каждым годом, обучение все больше строится, опираясь на произвольную память.Главенствующую роль в младшем школьном возрасте занимает мышление. В младшем школьном возрасте заканчивается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Изменяется жизнь детей и в эмоциональном плане. Положительное отношение к учению закрепляет учитель, когда он заботится, чтобы чувство радости от учебного процесса возникало у детей как можно чаще. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) возникла в конце 40- х-начале 50-х годов в СССР. Её основоположником стал специалист инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии Генрих Альтшуллер.Технология ТРИЗ – это эффективный метод личностно- ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учащихся, их творческой активности, а также является средством, способствующим существенной дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у обучающихся «умения учиться».Особенность ТРИЗ технологии заключается в том, что она предполагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную активностьТехнология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологииТРИЗ имеет большой спектр методов и приёмов. Технология ТРИЗ учит обучающихся нестандартно мыслить, то есть творчески. Увеличивается показатель познавательной активности младших школьников.Внедрение ТРИЗ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи: 1. Воспитательные: формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с любой задачей. 2. Образовательные: повышение уровня общей образованности обучающихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи. 3. Развивающие: развитие памяти, внимания и интеллекта в целом; развитие творческих способностей; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, систематизировать, комбинироватьВ процессе работы по ТРИЗ технологии у младшего школьника формируются следующие компетенции: 1. Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино. 2. Социально- личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределённостью и сложностью. 3. Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике. 4. Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде. 5. Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации. На уроках, с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки формируются в результате самостоятельной работы ребенка с информацией. Итак, можно сказать, что ТРИЗ, с одной стороны, - это занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребёнка через творчество. Но что дает творчество ребенку? Рассмотрим несколько приёмов и методов ТРИЗ, применяемых на уроках в начальной школе. Приём «Нестандартный вход в урок» – это универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе уже имеющихся знаний. Приём «Удивляй» - это универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Методов и приёмов много в ТРИЗ педагогике.По данной технологии, возможно, проводить различные виды занятий: лекции, рассказы, беседы, самостоятельные работы, мини- проекты, ролевые игры, олимпиады и т.п. Все представленные виды деятельности на занятиях ТРИЗ во внеурочной деятельности способствуют развитию познавательной самостоятельности младших школьников.Для выявления и обоснования возможностей технологии ТРИЗ как средства познавательной деятельности детей младшего школьного возраста помимо теоретического, нами было проведено эмпирическое исследование.А предметом исследования - ТРИЗ- технология как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников, нами было выбрано следующие методы исследования: наблюдение, методика «тест на развитие самоконтроля» (А.М.Щетинин)[ Психологический практикум, 2016, с 71] и методика «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Аронькина, Г.А.Урунтаева) [Психологический практикум, 2016, с 57]Цель исследования – на основе соотношения показателей определить уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся. Итоги:Проанализировав результаты наблюдения можно отметить, что преобладающее большинство учащихся – дети со средней познавательной самостоятельностью. Они активны, но часто отвлекаются на уроках, не всегда любознательны и активны.Анализ результатов применения методики «Тест на развитость самоконтроля» (А.М. Щетинина). - достаточно высокий общий уровень саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния в ситуациях неудачи. Обработка результатов применения методики «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) Большинство учеников имеют средний уровень самостоятельности – 65%. Достаточно высок процент учащихся с низким уровнем самостоятельности -20%. Детей с высоким уровнем развития самостоятельности оказалось на момент проведения исследования меньшинство – 15%. Сделаем вывод, что познавательная самостоятельность в исследуемом классе развита на хорошем уровне, но для дальнейшего успешного обучения этого недостаточноСОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗВ процессе продолжающегося эксперимента, педагоги начали активно внедрять элементы технологии ТРИЗ, которые как универсальный инструмент использовались в разных видах деятельности учеников в урочной и внеурочной деятельностиДля реализации поставленных целей и получения результата использовались такие методы исследовательского обучения как:- «подумать» (предложить детям рассказать все о том, что они знают об изучаемом предмете, объекте и т.п.), все мысли и идеи детей зарисовываются схематически на листе бумаги;- «спросить у другого человека» (в процессе такого опроса дети узнают что- то новое, неизвестное ранее, в то же время развивается умение задавать вопросы);- «узнать из книг» (прочитать, рассмотреть иллюстрации);- «понаблюдать» (в процессе целенаправленных наблюдений дети порой приходят к самостоятельным открытиям, путем сопоставления, выявления закономерностей, взаимосвязей);- «провести эксперимент» (если это возможно с изучаемым явлением или предметом);-«обратиться к специалисту» (если есть возможность получить информацию непосредственно от специалиста в области изучаемого явления, целесообразно обратиться к его опыту);- «посмотреть на компьютере» (использовать интернет-ресурсы) Используемые в работе с школьниками методов ТРИЗ-технологии – это эвристические методы:- метод проб и ошибок (или метод перебора вариантов). Его достоинство состоит в том, что этому методу не надо учиться, наблюдается методическая простота решения, удовлетворительно решаются простые задачи;- мозговой штурм - может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. - метод фокальных объектов (это скорее метод тренировки фантазии детей), предполагает самые неожиданные, необычные высказывания и решения детей по изучаемому вопросу- метод моделирования маленькими человечками. В познавательном общении используются такие приёмы как: - познавательный диалог. Диалогические ситуации определяют высокую познавательную мотивацию, превращает познание в подлинно – творческий процесс;- проблемные вопросы. Они могут быть как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка- создание поисковых ситуаций. Используя этот приём, детям задавались такие вопросы, ответ на который как бы спрятан и не обнаруживается сразу. Учащиеся выдвигают гипотезы, фантазируют, анализируют ответы одноклассников, выбирают наиболее верную гипотезу, по их мнению.2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯПроанализировав результаты наблюдения можно отметить, что преобладающее большинство учащихся – дети со высоким уровнем познавательной самостоятельностью. Они активны, любознательны, стремятся к самостоятельности в учебной деятельности, выражают личную заинтересованность в овладении учебным материалом и учебными навыками.Результаты применения методики «Тест на развитость самоконтроля» (А.М. Щетинина). Из 14 учеников, принимающих участие в тестировании, высший балл (4 балла) набрали 13 респондентов. Один ребенок набрал 2 балла. Следовательно, мы можем прийти к выводу о высоком общем уровне саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния в ситуациях неудачи. Таким образом, по результатам завершающего исследования мы можем составить диаграмму (рис. 2) уровня развития познавательной самостоятельности учащихся четвертого класса. Большинство учеников имеют средний уровень самостоятельности – 50 %. Достаточно мал процент учащихся с низким уровнем самостоятельности -8 %. Детей с высоким уровнем развития самостоятельности оказалось значительно больше, чем при проведении первого этапа тестирования, а именно – 42%.Общие результаты проведенного нами эксперимента могут подтвердить нашу гипотезу о том, что формирование навыков самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективно при условии: систематического использования методов технологии ТРИЗ с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ КУРСА «ТРИЗ»Актуальностью разработки программы курса «ТРИЗ» данной является то, что она позволяет разрешить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями обучающихся в дополнительном материале, которым дети бы могли воспользоваться при решении любых жизненных ситуацийЦелью программы курса предлагаем выбрать - создание воспитательной среды для развития познавательной активности младшего школьника, подготовленного к решению проблем в различных жизненных ситуациях. В качестве основных задач программы курса «ТРИЗ» для четвертого класса, исследуемого нами в данной работе, предлагаем рассмотреть следующие: 1. Формировать потребности к самопознанию, саморазвитию младшего школьника через приобщение к творчеству на занятиях ТРИЗ. 2. Формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления. 3. Создать условия для развития познавательной самостоятельности младшего школьника через занятия ТРИЗ. 4. Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской деятельности на занятиях ТРИЗ в начальной школе. 5. Создать условия для личностного развития младшего школьника через формирование творческого воображения и мышления. Межпредметные результаты обучения на курсе «ТРИЗ» могут быть следующими: ̶ принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; ̶ работать по предложенному учителем плану; ̶ проговаривать алгоритм решения задачи; ̶ высказывать свое предположение; ̶ совместно давать оценку деятельности как своей, так своих одноклассников; ̶ делать выводы; ̶ осуществлять анализ и синтез; ̶ устанавливать причинно-следственные связи; ̶ определять цель учебной деятельности. В исследуемом нами 4 классе мы предлагаем следующую содержательную линию программы – «Мир логики», которая может быть, как самостоятельной программой, так и завершающим звеном программы для всей начальной школы. В последнем случае, рекомендуем следующие содержательные линии: для 1 класса начальной школы «Мир загадок», для 2 класса - «Развитие творческого воображения», для 3 класс – «Мир фантазии».Конечно, элементарная логика осваивается и на обычных уроках. Но обучение мыслительным операциям проводится стихийно, нецеленаправленно. Поэтому дети, часто не умеют пользоваться знаниями и навыками в нестандартной ситуации. Необходимы специальные занятия, на котором дети увидят, как бы со стороны увидят процесс мышления, его алгоритмы, получат систематизированные знания. Таким образом, в результате исследования, мы достигли поставленной цели, теоретически изучили и практически обосновали проблемы развития познавательной самостоятельности младших школьников средствами ТРИЗ Гипотеза исследования, основанная на мнении, что формирование навыков самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективно при условии: систематического использования методов технологии ТРИЗ с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, нами была подтверждена.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!