Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Исследование внимания в когнитивной психологии

Тип Курсовая
Предмет Общая психология

ID (номер) заказа
2628697

500 руб.

Просмотров
1328
Размер файла
64.14 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Актуальность исследования. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием — ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.
Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий при взаимодействии с окружающим миром.
В некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений. Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, т.е. организацией внешних стимулов. Поэтому отдельные исследования внимания считались ненужными и создающими «псевдопроблемы».
Возможности человеческой психики, к сожалению, не безграничны. В когнитивной психологии проблема внимания в целом формулируется в виде вопроса о природе ограничений, накладываемых на переработку информации свойствами психики.
В когнитивной психологии выделяют три группы теорий относительно механизмов внимания: внимание как селекция, внимание как умственное усилие или ресурсы и внимание как перцептивное действие
Цель исследования – изучить особенности внимания в когнитивной психологии.
Объект исследования – внимание.
Предмет исследования – особенности внимания.
Гипотеза – мы предполагаем, что продуктивность деятельности зависит от видов памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить явления и проблемы внимания.
1. Рассмотреть виды и свойства внимания.
3. Изучить модели внимания.
4. Рассмотреть развитие внимания в онтогенезе.
5. Рассмотреть методы исследования внимания
Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования, метод синтеза, дедуктивный метод.
Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут быть использованы в коррекционной работе при анализе процессов внимания.
    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 15 источников.

Глава 1. Анализ исследований внимания
1.1. Явления и проблемы внимания

Важное место внимания в системе общей психологии определяется, прежде всего, его местом в психике жизнедеятельности человека. Примечательно, что само внимание - это процесс, в котором присутствуют как когнитивные, так и эмоционально-волевые аспекты.
С одной стороны, эмоционально окрашенные предметы и слова естественно привлекают внимание, зачастую помимо нашего желания. Для того, чтобы прочесть скучную книгу или послушать скучного оратора, нужно сосредоточиться именно на них. Если, наоборот, человек начинает уделять слишком много внимания своим эмоциональным и личным проблемам, например, неоднократно возвращаясь к старой обиде, постоянно следя за словами обидчика, это значительно усложнит его повседневную жизнь [23].
С другой стороны, внимание часто требует добровольных усилий с нашей стороны и сопровождается определенным эмоциональным переживанием. Иногда это не самое приятное переживание напряжения, знакомое любому, кто работал в шумном помещении, а иногда – радость от хорошо выполненной работой.
Не менее очевидна связь между вниманием и нашими потребностями и мотивами. С одной стороны, мы не можем оставаться без внимания к жизненно важным объектам и событиям - объектам с биологическими потребностями. С другой стороны, если мы испытываем негативное отношение к человеку и избегаем его, мы можем непреднамеренно игнорировать его, даже когда он находится поблизости.
Внимание занимает важное, почти центральное место среди познавательных процессов. Его участие в восприятии неоспоримо: восприятие избирательно по определению. Мир действительно огромен, он содержит гораздо больше предметов, звуков, запахов и прикосновений, чем человек может воспринять в любой момент времени.
Следовательно, восприятие требует отвлечения от некоторых из них, и только в результате такого отвлечения мы можем смотреть, слышать, чувствовать что-то еще, более важное. В результате воспринимаемый объект, который обычно называют объектом внимания, становится для нас более понятным, мы выделяем в нем больше деталей и оттенков, следим за тем, как он меняется, что с ним происходит. Восприятие и внимание работают рука об руку, и трудно провести жесткую грань между ними, чтобы отделить «зоны влияния» [8].
То же относится и к связи между вниманием и мышлением. Когда мы думаем, внимание проявляется как концентрация сознания на поставленной задаче, желание не упустить ни одной детали и не отвлекаться на посторонние мысли. У. Джеймс не случайно заметил, что гений - это внимание. Однако для гения важно не только умение сосредоточиться на важном, и отвлечься от суетного, сиюминутного. Дело не только в том, что за проницательностью стоит внимание - способность распознавать и выделять наиболее важные аспекты изучаемого явления и направлять свои мысли именно в том направлении, которое приведет к правильному решению проблемы.
С одной стороны, именно речь позволяет организовать внимание. С помощью простейшей словесной команды мы можем привлечь внимание ребенка к его скучной домашней работе и обратить внимание опрометчивого пешехода на приближающуюся машину. С другой стороны, как недавно показал американский лингвист Р. Томлин, человек, конструирующий речевое высказывание, выбирает в качестве субъекта имя объекта, к которому его притягивает.
Эту удивительную и в то же время вполне понятную закономерность Р. Томлин заметил при анализе выступления спортивных комментаторов во время хоккейных игр. Экспериментальные исследования дали аналогичные результаты. В них люди описали содержание мультфильма о двух рыбках, одна из которых с аппетитом съела другую. Благодаря особым манипуляциям внимание публики было обращено на ту или иную рыбу. Результат был вполне предсказуем: именно рыба была «объектом внимания», которая стала темой в предложениях, формируемых наблюдателем [17].
Так что внимание действительно «проникает» во все наши знания. Неслучайно российский психолог, ленинградский профессор, Л.М. Веккер из Вашингтонского университета обратил свое внимание на так называемые всеобъемлющие психические процессы, которые организуют когнитивную сферу человека и интегрируют разные уровни психики. Память принадлежит к той же группе психических процессов, которые выделяются вместе с собственно когнитивными процессами (ощущение, восприятие, мышление).
Участие внимания в работе памяти однозначно и постоянно заметно в нашей повседневной жизни. В случае, когда необходимо запомнить требуемую информацию, мы просто обращаем на это внимание.
Пытаясь выделить то, что объединяет все эти примеры связи между вниманием и памятью, мы не можем обойтись без рассмотрения сознания. С одной стороны, внимание необходимо для того, чтобы сохранить текущее воспринятое, эфемерное сознание - иначе оно не может стать свойством памяти. С другой стороны, может потребоваться внимание для того, чтобы память снова появилась в сознании и поднялась из глубин памяти. Удержание образа или мысли в сознании также стоит за совместным функционированием внимания и восприятия, внимания и мышления.
Проблема связи внимания и сознания стала развиваться в рамках философии и особенно восточной философии. В восточной философской традиции упоминается особое место внимания - как «концентрация», так и «правильное видение», «проникновение» - для достижения просветления, истинной божественной мудрости. «Просветленное Сознание» невозможно без внимания. Неслучайно техника и практика медитации, также основанная на конечном сосредоточении сознания, формируется в восточной религиозной и философской традиции.
Между прочим, именно многогранное исследование объекта внимания У. Джеймс считал основным методом и условием привлечения внимания к объекту. Глубокое созерцание объекта позволяет вам достичь наивысшего уровня - «самадхи» или «сосредоточения» - полного слияния души с объектом внимания, ее растворения в этом объекте и, таким образом, отделения от тела, к которому стремится йога. Интересно, что последние три ступени или средства йоги, в отличие от всех предыдущих, рассматриваются как «внутренние» и связаны с созерцанием одного и того же объекта. Таким образом, в философии йоги можно найти почти первую попытку проследить изменение свойств внимания во времени или его динамику [7].
В психологии направление исследований, подчеркивающее связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX века. Первым направлением, в котором началось систематическое экспериментальное изучение внимания, была классическая психология сознания. С тех пор психология разработала ряд различных идей об отношениях между вниманием и сознанием, в которых внимание отводится на множество ролей.
Возможно, наиболее распространенной концепцией внимания в современной психологии внимания является его интерпретация как механизма доступа к сознанию, который определяет, что из того, что мы воспринимаем и переживаем в данный момент, достигает сознания и влияет на наше поведение и что может произойти. Этот механизм также можно представить по-разному. Вопрос о том, что и почему остается вне сознания, занимает очень важное место в современной психологии внимания.
В классической психологии сознания было выделено несколько дополнительных подходов к рассмотрению взаимосвязи между вниманием и сознанием. В одном из них сознание предстает как структура, подобная полю зрения, с фокусом и периферией, а внимание - как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержания сознания. Однако остается открытым вопрос о том, как именно отдельные компоненты индивидуального опыта попадают в эту зону. Чтобы ответить на этот вопрос, внимание должно быть представлено как особый процесс, в котором определенное содержание сознания или его элемента переносится в его центральную часть [18].
Наконец, внимание можно рассматривать как одно из свойств сознания или присущих ему характеристик. Это качество представляет собой степень субъективной ясности впечатлений в уме, которые оказываются расплывчатыми при недостаточном внимании и наиболее отчетливо предстают перед нами при крайнем внимании.
Интересно, что проблема изучения поведенческих проявлений внимания когда-то наметилась не в философии, а в изобразительном искусстве. В живописи и скульптуре художники вынуждены искать точные внешние средства выражения, позволяющие им показать, что или кого слушает или смотрит их герой, иными словами, на что именно он обращает внимание.
Оба направления исследований - внимание и сознание, внимание и поведение, сходятся в вопросе о месте внимания в деятельности человека. С одной стороны, психологов интересует внимание и его влияние (как положительное, так и отрицательное, деструктивное) на практическую работу человека.
1.2. Виды и свойства внимания

Для классификации процессов и состояний внимания выделяют различные основания – по функциям и эффектам, источникам и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и связанными с ними переживаниями.
Выбор той или иной основы определяется теоретической позицией, представлением о сути внимания и, самое главное, поставленной исследовательской или практической задачей.
У. Джеймс опирается на взгляды предшественников и результаты интроспекции и различает типы внимания по трем основаниям, которые он находит в содержании опыта сознания.
В зависимости от объекта внимание может быть сенсорным (чувственным) и ментальным (интеллектуальным). Объекты чувственного внимания - это содержимое сознания, полученное с помощью органов чувств - ощущения и восприятия [23].
Интеллектуальное внимание направлено на процессы или продукты мысли, памяти и воображения. Некоторые авторы также обратили внимание на репрезентации движений и эмоций, назвав их исполнительными и аффективными соответственно.
Вторая основа классификации У. Джеймса лежит в аффективной сфере сознания. Внимание немедленно привлекается, когда объект сам по себе интересен, и внимание отвлекается, становится опосредованным, апперцептивным, когда объект приобретает интерес только через ассоциацию, как если бы он был заимствован из некоторого другого значимого эмпирического содержания. Третья основа - опыт напряжения - относится к волевой сфере сознания. Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) внимание не требует усилий, а произвольное (активное) внимание сопровождается чувством усилия.
У. Джеймс выделяет и описывает шесть типов внимания с помощью наглядных примеров:
- непроизвольное, непосредственное, чувственное;
- непроизвольное, опосредованное, чувственное;
- непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;
- непроизвольное, опосредованное, интеллектуальное;
- произвольное, опосредованное, чувственное;
- произвольное, опосредованное, интеллектуальное.
В классической психологии сознания основным основанием для классификации действий внимания было их отношение к аффективно-произвольной сфере сознания субъекта. Истоки деления внимания на произвольное и непроизвольное встречается еще у Аристотеля. Однако полное и исчерпывающее описание всех типов и характеристик произвольного и непроизвольного внимания не проводилось до 18 века [23].
Часто дискуссии по поводу внимания обострялись из-за того, что затрагивали вопрос о свободе воли. Однако на этапе научной психологии эта классификация сохранила свое значение и получила дальнейшее развитие и обоснование некоторыми авторами, например, в работах Т. Рибо и Н. Ланге. Несмотря на возражения В. Вундта, который считал различие между непроизвольным и произвольным вниманием неправильным, оно становится центральным в образовательной и справочной литературе по психологии, возможно, потому, что оно хорошо согласуется с повседневным опытом и является хорошей схемой для изложения феноменологии внимания, как практический план для изображения богатых и служит разнообразным феноменология внимания.
Основанием для различения непроизвольного и произвольного внимания является несоответствие первого и соответствие второго целям или намерениям человека. В случаях непроизвольного внимания человек внимателен независимо от ближайших или отдаленных сознательных целей и даже вопреки им. Мотивирующие причины непроизвольного внимания кроются в характеристиках его объектов - конкретных характеристиках впечатлений от органов чувств, мыслей, образов памяти и воображения.
В зависимости от внутренних условий есть три типа непроизвольного внимания. Детерминанты вынужденного внимания, по-видимому, связаны с видовым опытом организма. Поскольку обучение играет второстепенную роль в этой форме внимания, ее описывают как врожденную, естественную или инстинктивную. Перечень характеристик объектов с вынужденным вниманием обычно начинается с интенсивности впечатления.
Второй тип непроизвольного внимания определяется как менее зависимый от этого типа, чем от индивидуального опыта субъекта. Он развивается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе спонтанного обучения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей разных возрастных групп и социальных групп, формируются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания [11].
Такое внимание можно охарактеризовать как непроизвольное. Компульсивная характеристика и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей и идей, делающих их относительно небольшими, они не нужны всем людям в целом и конкретному человеку в разное время. В отличие от стимулов вынужденного внимания, которые, по мнению Э. Титченера, захватывают наше сознание штурмом, объекты непроизвольного внимания как бы скользят в фокусную область сознания в моменты относительной бездеятельности, периодов покоя и т.д.
Третий тип непроизвольного внимания - привычное внимание, которое одни авторы считают следствием или частным случаем произвольного внимания, другие - формой перехода к нему. Мотивирующим аспектом объектов привычного внимания является их сходство или соответствие с настоящим и предыдущим, в том числе с целевым содержанием сознания. Со стороны человека эта форма внимания обусловлена ​​установками, актуализируемыми простым намерением осуществить ту или иную деятельность. Так что водитель за рулем автомобиля готов воспринимать дорожные знаки и события, которые могут происходить на шоссе и тротуарах. В этих случаях говорят о профессиональном внимании и подчеркивают необходимость участия внимания в прошлом произвольном внимании, когда определенное отношение, способность или навык формировались с трудом [8].
Источники произвольного внимания полностью определяются субъективными факторами. Произвольное внимание используется для достижения заранее определенной цели, которую предполагается осуществить. Круг объектов произвольного внимания может быть неограниченным, так как он не определяется характеристиками раздражения, особенностями организма и интересами субъекта. Сознательное намерение привлечь внимание к чему-либо - отличительная черта всех случаев произвольного внимания. Однако это намерение достигается при различных условиях. В зависимости от характера этих состояний и в целом от системы деятельности, в которую включены произвольные акты внимания, различают их разные типы.
Процессы сознательного, намеренного внимания могут быть легкими и беспрепятственными. Такое внимание можно назвать на самом деле произвольным, чтобы отличить его от вышеупомянутых случаев обычного внимания. Действия внимания находятся в основном потоке обслуживаемой деятельности.
Произвольное внимание можно определить как неохотное, когда источник конфликта находится в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное, внимание вызывается личными примерами, связанными с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, абстрактными идеями и широкими схемами мышления, отношением к самосознанию, совершенствованию и приближению к идеалу.
Следующий вид внимания - это выжидательное внимание. Его важность и специфика изучались в основном в области психологии восприятия; в ситуациях, когда субъект предупрежден о появлении объекта и ему необходимо заранее подготовиться к его идентификации. Некоторые авторы отрицают существование этой формы внимания; напротив, другие утверждают, что в отсутствие объекта восприятия независимый статус и функция внимания могут быть установлены и продемонстрированы наиболее убедительным и ярким образом.
Успешная попытка, как по замыслу, так и по исполнению, установить классификацию типов внимания на единой основе была предпринята Н.Ф. Добрыниным. Он предлагает организовать знакомые формы внимания, которые подпадают под разные заголовки различных классификаций в соответствии с измерением активности личности, выделяя три области этого континуума. С одной стороны, одна за другой локализуются непроизвольные разновидности, упомянутые выше принудительное, непроизвольное и привычное внимание [5].
Вышеупомянутые типы внимания обсуждаются в когнитивной психологии, хотя и в разной степени и под разными названиями. Вопросы классификации процессов и состояний внимательности здесь специально не ставятся, а рассматриваются только в связи с описанием парадигм экспериментального исследования. В то же время они сначала различают избирательное внимание и распределенное внимание. 
1.3. Модели внимания

В когнитивной психологии проблема внимания в целом формулируется как вопрос о природе ограничений, накладываемых свойствами психики на обработку информации. Другими словами, внимание понимается как некий селектор, защищающий психику от перегрузок. Решение проблемы ограниченных возможностей обработки информации предлагается в трех вариантах.
Существует группа теорий, которые рассматривают внимание как «фильтр», блокирующий обработку избыточной информации (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. и Э. Дойчи). Тогда тема описания свойств такого фильтра и его положения в системе становится центральной. Такой подход к вниманию можно назвать структурным.
Функциональный подход к вниманию в рамках когнитивной психологии делится на ресурсные концепции внимания, характеризующие внимание как стратегию распределения ограниченного ресурса системы между «потребителями» (Д. Канеман) и понимание внимания как активного подборка необходимой информации (В. Нейссер) [14].
В качестве фильтра, отсекающего ненужную информацию в определенный момент времени, внимание возвращается к так называемому «эффекту вечеринки». Давно известно, что на вечеринке в шумной компании человек легко справляется с задачей завести интересный для него разговор. Его практически никто не беспокоит, несмотря на то, что он окружен потоком звуковой, визуальной и тактильной стимуляции. Однако если его позвали по имени или соседи по столу начнут обсуждать важную для него тему, он может переключиться на «новый канал информации».
Специалист по акустике К. Черри попытался угадать, какие параметры стимуляции необходимы, чтобы выделить сообщение и сохранить его в потоке других. Чтобы смоделировать ситуацию на вечеринке, Черри разработал методы выборочного прослушивания, которые исследователи активно используют до сих пор. Суть этих методик заключается в том, что испытуемые получают через наушники два текста. Текст может передаваться в бинауральном режиме (оба текста передаются на каждый наушник одновременно) или в дихотическом режиме (один текст передается в один наушник, а другой текст - во второй).
Субъекту предлагается подписаться на одно из сообщений (соответствующий канал) и игнорировать другое (нерелевантный канал). Черри так думал, что если оба текста читаются бинаурально одним и тем же человеком с одинаковой громкостью, испытуемые практически не могут следить за соответствующим сообщением. Было высказано предположение, что отделение релевантного сообщения от нерелевантного основано на анализе грубых физических свойств (направление источника звука, громкость, высота тона, тембр голоса) [5].
В другом эксперименте он попытался выяснить, что субъект воспринимает из не относящегося к делу сообщения. Пока субъект повторял соответствующее сообщение, представленное дихотически, нерелевантное сообщение продолжало меняться - мужской голос переключился на женский, запись начала прокручиваться в противоположном направлении, диктор переключился на другой язык, и звучал резкий звуковой сигнал.
После прослушивания испытуемого спросили, заметил ли он что-нибудь необычное в несущественном сообщении. Испытуемые заметили только изменение голоса и тона. Исследование К. Черри легло в основу ранних моделей отбора, которые постулировали, что «фильтр» находится на входе в систему обработки информации.
Первую психологическую модель такого рода предложил Д. Бродбент. В целом он согласился с описанием фильтра как устройства, строго отсекающего постороннюю информацию на основе анализа сенсорных характеристик, и объяснил, как формируются настройки фильтра. Если бы фильтр не был «настроен» определенным образом до получения информации, мы были бы вынуждены на протяжении всей жизни воспринимать только один тип стимула, например, только женские голоса.
Д. Бродбент предложил не включать фильтр сразу, а только тогда, когда есть риск перегрузки блока обработки информации с ограниченной мощностью. Этот блок основан на системе первичного сенсорного анализа и предназначен для перцепционной обработки поступающей информации. Блок обработки восприятия не может «допускать» более шести информационных блоков одновременно. Как только он заполнится, активируется фильтр, который «пропускает» новую информацию, аналогичную той, что уже есть в ней [4].
Д. Бродбент проиллюстрировал свою гипотезу с помощью эксперимента по «расщепленной» памяти. Испытуемые получали по соответствующему каналу серию из шести номеров. На нерелевантном канале была введена серия из двух цифр. Кроме того, числа можно подавать одновременно с началом или концом строки. Затем испытуемых просили воспроизвести услышанные числа. Оказалось, что когда доставка пары чисел по нерелевантному каналу совпадала с началом соответствующей серии, испытуемые воспроизводили это примерно в 50% случаев.
Полученные данные подтвердили гипотезу Д. Бродбента: во-первых, блок обработки восприятия получает информацию, как из релевантных, так и из нерелевантных каналов, но когда количество информации достигает шести единиц, нерелевантный канал блокируется. По этой причине испытуемые не могут воспроизвести неуместную пару чисел, если она звучит в конце ряда (ограниченный объем уже заполнен).
Однако вскоре представление о свойствах жесткого фильтра было смягчено. В эксперименте Н. Мори испытуемые не отвечали на «Стоп!» или «Переключитесь на другое ухо!», если они были переданы по нерелевантному каналу. В случае, если приказам предшествовало упоминание имени субъекта «Джон Смит, стоп!» или «Джон Смит, поменяй ухо!», испытуемые следовали за ними.
В эксперименте А. Трейсмана, который позже предложил модель «аттенюатора», испытуемые получали текст, похожий по содержанию на соответствующее сообщение, но на другом языке, который был известен испытуемому, через нерелевантный канал с небольшой задержкой. Испытуемые зафиксировали идентичность сообщений («Да ведь это одно и то же!»). Таким образом, данные предполагают, что нерелевантная информация может быть проанализирована на уровне смысла.
Модель затухания А. Трейсмана предполагает, что фильтр на входе в систему не блокирует неактуальный поток информации, а только ослабляет его. Модель Трейсмана также описывает дальнейшую судьбу информации, которая проходит через аттенюатор. Трейсман включает в модель «словарный запас», который во многом идентичен долговременной памяти [18].
Рассмотрим, как обрабатывается информация в модели А. Трейсмана. После того, как поток стимуляции преодолеет аттенюатор, некоторые каналы остаются неизменными, а некоторые ослабляются. Для дальнейшей обработки канал должен «встретиться» с соответствующей словарной единицей. Сигнал, который имеет максимальную вероятность прохождения через неуменьшенный релевантный канал, «попадает» в свою семантическую единицу и обрабатывается дальше. Сигналы, которые проходят по нерелевантным каналам и поэтому ослабляются, с меньшей вероятностью достигнут своего соответствующего словаря.
Таким образом, в ранних моделях выбора внимание понимается как фильтр со специальными свойствами, который расположен возле входа в систему обработки информации и ограничивает ее поток, чтобы избежать перегрузки системы.
В 1968 году Д. Норман добавил к немецкой модели «блок релевантности». В модели Нормана активация словарного запаса предшествует фактическому акту восприятия. Таким образом, система предугадывает то, что воспринимается. «Блок релевантности» определяет степень соответствия между стимуляцией и ожиданиями субъекта и подкрепляет соответствующую информацию.
Теория гибкого и множественного отбора, предложенная А. Трейсманом, предполагает, что система обработки информации имеет не один, а множество фильтров. При отсутствии конкретной задачи обработки информации фильтры бездействуют. Задача решается путем последовательной обработки информации на разных этапах: этап сенсорных характеристик, этап перцепционных характеристик и этап семантических характеристик. Еще один более высокий уровень обработки информации - уровень самореферентности, то есть анализ информации с точки зрения ее личного значения [18].
Рональд Шиффрин в 1988 году предложил другую версию «согласования» подходов раннего и позднего отбора. Шиффрин разработал взгляд на человеческую психику как на серию автоматических и контролируемых процессов обработки информации. Контролируемые процессы обработки информации выполняются интенсивно. Объем такой контролируемой обработки чрезвычайно ограничен, но контролируемый характер процесса дает значительное преимущество в качестве обработки. Управляемые процессы в полном смысле этого слова связаны с осознанием и вниманием.

Глава 2. Развитие внимания
2.1. Развитие внимания в онтогенезе

Под развитием обычно понимают процесс достижения чего-то, чего раньше не наблюдали. Развитие рассматривается как естественный, необратимый и целенаправленный процесс изменений, в результате которого меняются показатели качества [13].
Что касается внимания, это касается изменения его свойств, расширения возможностей, сознательной регуляции и т.д., обычно в онтогенезе. Внимание уделяется свойствам устойчивости, их концентрации, переключаемости от объекта к объекту и увеличению объема.
Внимание. По мере развития психики внимание переключается с врожденных черт и способностей на социально и культурно приобретенные формы и типы. Здесь также следует отметить, что возможен естественный ход развития внимания, и внимание может развиваться искусственно, т.е. развитие через целевое обучение.
Основная характеристика естественного пути развития - это связь этого процесса с созреванием мозга и приобретением опыта. При искусственном развитии на процесс развития обычно активно влияют специальные приемы или создание условий. Если сравнивать эффективность результатов естественного и искусственного развития, то первое приводит к стабильным результатам и определяет степень развития, а второе характеризуется нестабильностью и необходимостью их регулярного подкрепления.
Онтогенез внимания имеет определенные стадии – от непосредственного, которое проявляется в виде ориентировочных рефлексов у младенцев, до полноценного произвольного внимания у старших дошкольников [16]. Именно оно развивается в дальнейшие периоды становления личности.
Детские психологи насчитывают 6 стадий, через которые проходит внимание в онтогенезе [13]. Первая стадия развития внимания - инстинктивно-рефлекторное внимание. Такое внимание обозначается как непроизвольное, или пассивное: каждый сильный раздражитель (внешний или внутренний) привлекает к себе внимание ребенка, перестраивает его поведение. На второй происходит расширение возможностей внимания и уже отмечаются реакции, не связанные с рефлекторной деятельностью. Появляется сосредоточение и признаки познавательного интереса.
Третья стадия тоже разворачивается на первом году жизни. Она характеризуется появлением интереса к окружающему миру и способностью управлять телом. Внимание обеспечивает более сложные формы поведения, разумные реакции, а речевое развитие с одной стороны развивает внимание, с другой стимулирует развитие речи и мышление ребенка. Если говорить о характере внимания, то оно неустойчиво, диффузно, практически не распределяется и с трудом переключается.
Объем внимания не велик, но расширение сферы активности ребенка и его непосредственный интерес, активно увеличивают его. Четвертая стадия характеризуется появлением произвольности и первичной волевой регуляции действий. Это происходит уже на втором-третьем году жизни ребенка и такой прогресс возможен преемственностью этапов детского развития.
На пятой стадии, когда ребенок активно управляет телом и пользуется речью, у него проявляется возможность управлять и вниманием. Эгоцентрическая речь, характерная для этого периода переходит во внутренний план, что стимулирует регуляцию мышления детей, которое возможно уже благодаря внутреннему вниманию. Если говорить о качественных изменениях внимания к этому этапу развития, то можно выделить большую концентрацию, устойчивость, опосредованность, произвольность и даже предпосылки после произвольного внимания.
Шестая стадия – это стадия произвольности и регулируемости внимания. Такого качества внимание ребенка достигает уже к старшему дошкольному возрасту. Важным моментом в развитии является интеллектуализация внимания, то есть, внимание способно отвлечься от чувственного содержания и переключиться на связи, устанавливаемые при
помощи мышления. Происходит резкое увеличение объема внимания.
Если взрослый человек может сосредоточить внимание примерно на семи объектах, то ребенок этого возраста удерживает три, причем вполне детализировано и полно. Конечно, внимание ребенка еще не устоявшееся и если говорить о незнакомых ему явлениях или предметах, то внимание уже не так продуктивно. Часто это выражается в сложностях детализации и «спутывании» воспринимаемых объектов [13].
У. Джеймс в своем практически исчерпывающем труде, посвященном проблеме внимания, выделил особенности внимания ребенка
и разработал педагогические рекомендации относительно развития произвольного внимания у детей. До сегодняшнего времени эти рекомендации не утратили своего значения для родителей и педагогов.
Суть сводится к тому общеизвестному факту - чем выше интерес для личности того дела, к которому хотят привлечь ее внимание, тем более интенсивным будет концентрация внимания на нем. Многие исследователи, как педагоги, так и психологи, в своих диссертационных
исследованиях часто приходят именно к этому выводу. Этот вывод не приносит ничего нового и отнюдь не всегда помогает решить проблемы ребенка. На наш взгляд, важно знать механизмы формирования внимания и его свойств в онтогенезе, чтобы можно было, используя их, помочь не только формированию внимания, но определить те тонкие отклонения в развертывании программы развития нервной системы и ее центрального органа – мозга, которые затрудняют нормативное выстраивание системы высших психических функций. Ради этого необходимо расширять представления об этапах становления внимания в онтогенезе и нормативах становления его свойств.
Т. Рибо выделил несколько периодов в развитии ребенка, требующих различных, объективно обусловленных педагогических подходов к проблеме воспитания внимания:
1) период наиболее ранний - само внимание еще недостаточно развито (мы бы сказали - непроизвольно), требует в качестве стимулирующего воздействие на элементарные чувства ребенка, его врожденную любознательность, попытки заставить удержать ребенка внимание на объекте игры;
2) период, требующий поддержания внимания чувствами более высокой категории – интересом, соревнованием, чувством долга (можно усмотреть сильный эмоциональный компонент, с наших сегодняшних позиций);
3) период, с позиции Т. Рибо, должен характеризоваться уже сформировавшейся привычкой к определенной деятельности, к занятиям, к труду (это уровень сформированной программируемой и хорошо контролируемой деятельности, с нашей точки зрения) [16].
М. Мерло-Понти утверждал, что внимание создает смысловое поле, в котором реализуется его активный характе?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.