это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2647728
Ознакомительный фрагмент работы:
Национальный воспитательный идеал, является основным ориентиром современного образования, ставя перед субъектами образовательного процесса важную стратегическую цель – формирование и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, полноценного и активного члена современного российского общества. Подготовку такой личности в условиях образовательной организации необходимо проводить с помощью «конструктивной» образовательной среды, способствующей привитию необходимых для этого умений и навыков.Мотивационно ориентированная образовательная среда предполагает, в том числе, воспитание способностей к самостоятельной работе, ответственности за результаты своего труда – особенно в старших классах. Развивая такое качество личности, как ответственность, мы развиваем и самостоятельность учащихся. Самостоятельность – это умение принимать решения без посторонней помощи, брать на себя обязательства (то есть отвечать) за их выполнение. Бесспорно, ответственность и самостоятельность являются одними из основополагающих для воспитания современной личности в условиях общеобразовательной школы.В этой связи перед системой среднего образования особенно остро встает задача не только научить школьника основным знаниям и умениям, но и способствовать формированию каждого старшеклассника как активного самостоятельного субъекта, готового взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. Однако образовательная система и в настоящее время продолжает традиционно акцентировать свое внимание на воспитании, прежде всего, исполнительности человека, но не на его ответственности и самостоятельности. Педагоги чаще всего акцентируют внимание на четком и безукоризненном выполнении заданий, согласно школьной шкалы отметок, во избежание низкой оценки за проделанную работу. В школах часто не создаются условия для реализации основополагающих принципов ответственного отношения к обучению со стороны учащихся: «я сам отвечаю за процесс обучения» и «я учусь не потому, что этого требуют учителя и родители, а потому, что не могу не учиться».В то же время сегодня, в условиях модернизации системы российского образования сформирован новый «социальный заказ» – подготовка личности, способной на самостоятельные, активные и инициативные действия и отвечающей за результаты своего труда Таким образом, можно обозначить основные противоречия существующей отечественной системы образования:– между матричной, оценочной системой обучения и желанием видеть учеников самостоятельными и инициативными; – стремлением подростков к большей самостоятельности и свободе и неумением реализовать ее; – потребностью подростков к ответственности и образовательной самостоятельности и невозможностью предоставить ее со стороны учителей и родителей.Понятия самостоятельности и ответственности, их характеристики и особенности развития в подростковом и юношеском возрасте широко изучаются в научных трудах. Вопросы повышения самостоятельности личности обучаемого как субъекта образовательного процесса также привлекал и продолжает привлекать внимание значительного числа исследователей: Н.В. Бочкина, Н.В. Кухарев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова и др. В настоящий период в научной литературе изучается такой аспект самостоятельности и ответственности, как соответствие требованиям современных российских Федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающими наличие способности личности к саморазвитию, выражающееся в «умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами». В современном процессе развития и воспитания ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные организации, средства массовой информации. Данные субъекты также не стоят на месте и развивают свои технологии влияния, соответственно, то, что изучалось и примерялось даже год назад, уже является не эффективным и методически устаревшим.Важными теоретическими () положениями являются:1. Ответственность старшеклассника – это качество личности, проявляющееся в различных формах ее контроля над своей деятельностью и отражающее социальное и морально-правовое отношение, выражающееся в выполнении принятых моральных и правовых норм, своего долга, ролевых обязанностей, готовности дать отчет в своих действиях. 2. Логика становления ответственности и самостоятельности начинается с выполнения школьником внешних норм, продолжается их дальнейшим осмыслением и завершается интерпретацией во внутренние регулятивы на уровне ценностей.3. Потенциал проектной деятельности в развитии ответственности и самостоятельности старшеклассников, обусловлен стимулированием систематической самостоятельной работы и обеспечивает становление обучающегося как субъекта внеурочной деятельности, т.е. достижение им такого уровня развития, когда он оказывается способным ответственно подходить к постановке целей деятельности, может планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.4. Развитие ответственности и самостоятельности старшеклассников в проектной деятельности строится на принципах рефлексивности (постоянное осмысление, анализ своих мыслей и действий) и самоактуализации (раскрытие личностного потенциала). Развитие самостоятельности и ответственности старшеклассников как педагогическая проблема Проблема воспитания ответственности и самостоятельности у подрастающего поколения сложна и многоаспектна. Например, в философии понятие ответственности связывается с соотношением между свободой и ответственностью индивида, что рассматривали в своих работах Николай Бердяев, Жан-Поль Сартр, Григорий Сковорода, Эрих Фромм и другие известные ученые.Ответственность как личностное качество, черту характера рассматривали Ж. Завадская, Н. Скорбилина, В. Тугаринов, В. Хрущ. В исследованиях представителей западной гуманистической психологии (Э. Эриксон, К. Роджерс, Л. Колберг, А. Маслоу, Ж. Пиаже) вопросы ответственности тесно связываются с социализацией личности, приобретением ею социального опыта и выработкой ценностных ориентаций, необходимых для выполнения общественных ролей. Условия для воспитания ответственности школьников на практике рассматриваются в педагогических системах А. Макаренко, В. Сухомлинского, в работах М. Левковского, Л. Рувинского, В. Маралова, В. Ситарова.С понятием ответственности, мы не можем не рассмотреть понятие самостоятельности, которая изучается в педагогической науке: – как свойство познавательной деятельности, – один из аспектов общественной деятельности или в тесной связи с социальной активностью. В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Самостоятельность в общепринятом значении это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным объективная необходимость и естественная потребность человека. Что касается практической реализации по развитию ответственности и самостоятельности, данный вопрос является сложным для теоретиков и практиков. На научно-практических конференциях по вопросам модернизации образования актуальными вопросами становятся наставничество и тьюторство, а также индивидуальная образовательная траектория, что требует от студентов и самих школьников, самостоятельности и ответственности.Важно отметить, что деятельность по воспитанию самостоятельности, ответственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы целесообразно осуществлять в увлекательной форме: игровой и исследовательской деятельности, в формате познавательной активности и т. д.Перечислим методы, соответствующие задаче развития самостоятельности и ответственности старшеклассников в школе:– проектная работа, необходимая для определения своих возможностей, способностей, интересов, готовности взять ответственность на себя;- работа в тренинговых группах, позволяющая самоопределиться, изучить свои особенности и выбрать интересующее направление для самостоятельной работы, в соответствии с их возможностями и желаниями;- сторителлинг, используемый для передачи информации, с использованием ярких стилистических приемов, способствующих повышению мотивации к предложенной деятельности;- беседа, располагающая учащихся к высказыванию своего мнения, что является необходимым в данный возрастной период, а также постановка трудных вопросов и получение на них ответа в процессе диалога;- положительный пример, реализуемый через встречи с людьми, готовыми передать важный жизненный опыт и стать примером для дальнейшего саморазвития. Формы проектной работы на уроках русского языка и литературы, используемые для развития самостоятельности и ответственности, классифицируются по количеству участников, по видам деятельности, методам воспитательного воздействия и подразделяются на:словесно-логические формы, которые реализуются через заметки, сочинения, интервью; образно-художественные формы, реализуемые через творческую деятельность, театральные постановки;трудовые формы, являющиеся весьма важными, так как человек, искренне любящий трудиться физически, не испытывает лености ума;игровые формы, например, игры-викторины или творческие конкурсы;психологические формы, такие как демонстрация видеоматериалов, картин и их обсуждение, рецензирование.Учитывая тот факт, что школьная программа строго регламентирована и ставит подростка в определенные рамки, юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется в ходе проектной деятельности, где создается модель реальной жизни, но на основе материала, который выбирает инициатор или участник проекта. Следует сказать, что подобная деятельность предполагает различные возможности: интеграцию с общеобразовательными дисциплинами, введение специальных самостоятельных учебных курсов, использование внеурочных видов (работа в виде кружка, факультатива, клуба и т.д.), и дополнительное образование. Поскольку личная ответственность – нравственное свойство субъекта жизнедеятельности – определяется как способность соотносить внешние требования и собственные возможности личностно-оптимальным способом, способность к самостоятельному выбору, самодетерминации, саморазвитию, разрешению противоречий и трудностей жизни, самостоятельному построению жизненного пути, то настоящая ответственность личности может быть реализована не в заданных условиях с готовыми решениями, а в непредсказуемых ситуациях, которые предлагает жизнь и которые связаны с преодолением трудностей и содержат возможность выбора, условия для проявления самостоятельности и решимости в действиях. Именно на это направлена проектная работа обучающихся. Выполнение различных видов проектной деятельности целесообразно сопровождать педагогическим наблюдением, беседой, анкетированием, тестированием, педагогическим экспериментом. Критериями уровня самостоятельности и ответственности в данном случае выступают такие характеристики, как мотивированность и личностная значимость участия в создании индивидуального или коллективного продукта, которые определяются по проявленным в процессе деятельности волевому самоконтролю, самообладанию и настойчивости.Специалисты отмечают, что важными характеристиками уровня сформированности самостоятельности выступают умение целеполагания, фасилитации и оптимизации, завершения начатого, умения выбрать средства выполнения, предвосхищения результата и оценивания процесса, а также планомерность реализации намерений; устойчивость намерений; критичность; рефлексия мотивации; ответственность.Отметим, что самостоятельность и ответственность в данном контексте неразделимы и являются основополагающими социально-нравственными качествами человека. Формирование данных качеств, при соответствующем педагогическом сопровождении позволяет, в конечном итоге, повысить готовность подрастающего человека к различным обстоятельствам и видам деятельности. Так, в процессе творческой и познавательной активности, методом проектной деятельности достигается позитивный социальный опыт, помогающий самореализации школьника-старшеклассника в человеческом обществе.Диагностическое исследование исходного уровня самостоятельности и ответственности старшеклассниковОпытно-поисковая работа по развитию ответственности и самостоятельности старшеклассников путем их участия в проектной деятельности проводилась на базе ... (название образовательного учреждения). В качестве испытуемых было выбрано 10 учеников 10 класса.Целью эксперимента являлось подтверждение гипотезы о том, что самостоятельность и ответственность старшеклассников можно повысить средствами проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.На начальном этапе эксперимента проводилось диагностирование уровня сформированности ответственности и самостоятельности обучающихся – участников эксперимента. Мы определили следующие показатели ответственности и самостоятельности старшеклассников: мотивационно-ценностный – понимание значимости самостоятельности, стремление сформированность интереса к вопросам ответственности за себя и окружающих.деятельностный – проявление ответственности и самостоятельности предполагающий включение учащихся в доступную данному возрасту проектно-поисковую, созидательную деятельность.В соответствии с показателями и уровневыми характеристиками были разработаны диагностические задания, позволившие определить уровень мотивации по отношению к проявлению самостоятельности и ответственности путем участия в проектной деятельности. Также был проведен констатирующий эксперимент, позволивший составить картину уровня мотивации по отношению к проектной работе и уровне личной мотивированности участников.По мотивационно-ценностному показателю использовали письменный опрос, направленный на самопознание, выявления отношения к жизни и нравственную мотивацию на ответственные и самостоятельные поступки. При ответах обучающихся ставится задача выяснить, как они оценивают значение перечисленных качеств в жизни человека и окружающих его людей, прогнозируют ли последствия действий в соответствии с разными нравственными представлениями. Соответственно, вторая часть опытно-экспериментальной деятельности необходимо должна включать создание комплекса педагогических условий для повышения ответственности и самостоятельности участников эксперимента. В данный комплекс входит планирование педагогической деятельности для развития самостоятельности и ответственности, разработки индивидуальных образовательных траекторий, участии в тренинговых программах, консультациях и других мероприятиях, позволяющих повысить интерес к разработке исследовательских проектов. По результатам проводимой работы, реализации проектной деятельности измеряется уровень личностной мотивации, а также деятельностные показатели проявления ответственности и самостоятельности.Можно предположить, что проектная деятельность старшеклассников обеспечивает индивидуализацию образовательного и воспитательного процесса, что способствует формированию ценностного отношения школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и планированию ими личной, жизненной, и образовательной траекторий. Данные процессы, безусловно, способствуют личностному становлению, возрастающей потребности в проявлении самостоятельности и активности. Сегодня понятия ответственности и самостоятельности тесно переплетены в жизни индивида и в обществе, а в специальной педагогической литературе описано также и влияние данных качеств на профессиональную деятельность человека. Многомерность и многоплановость данных понятий связана со всем процессом воспитательной и образовательной деятельности. Поэтому во время занятий со школьниками, в процессе проектной деятельности следует уделить вопросам их развития особое внимание.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!