это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2824137
Ознакомительный фрагмент работы:
Неотомизм как религиозно-философское учение актуально до сих пор, оно и признается одним из важнейших духовных факторов современности. Неотомизм — это философия современной католической церкви, которое основывается на учении Фомы Аквинского и признает, что философия должна быть служанкой богословия. Неотомизм следует принципу гармонии веры и разума, науки и философии. Основным фактором развития этого направления и его целью стало влияние философии на сознания людей, на интеллектуально-нравственное содержание личности человека, как творца не только собственной истории, но и истории культуры. Таким образом, тема данного доклада является актуальной и сегодня, потому что поднимает проблемы социальные, нравственные, характерные для нашего общества.Предметом изучения данного доклада - место и роль неотомизма в современной философии и в теологии. Объектом изучения является неотомизм как религиозно-философское направление. Целью данной работы является определение исторических предпосылок возникновения неотомизма, выявление основных понятий и положений, определение его значения для философии и теологии. Неотомизм. История возникновенияНеотомизм - философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. С 1879 неотомизм получил официальное признание Ватикана. Философская школа получила распространение в Испании, Франции, Бельгии, ФРГ, США и странах Латинской Америки. Наиболее известными представителями неотомизма являются Э. Жильсон, Ж. Маритен, А. Сертийанж (Франция), В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ), А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия).Неотомизм – это наиболее влиятельное философское течение среди католиков. История зарождения неотомизма достаточно интересна. Этьен Жильсон, виднейший представитель этого течения, в своей книге «Философ и теология» рассказывает о возникновении неотомизма. Мыслитель утверждает, что неотомизм зарождается независимо друг от друга двумя путями: сверху — энцикликами римских пап, и снизу — усилиями рядовых философов. В начале XIX в. католицизм фактически согласился с лозунгом Лютера: «Sola fide» (только верой оправдывается человек, а разум не должен играть никакой роли). Конечно, такая позиция не могла устроить многих католиков, и в конце XIX — начале XX в. они ведут поиски ответа на этот вопрос. Успехи науки показали, что разум — это все же не орудие дьявола, и наука — это могучая сила, с которой философы и богословы не могут не считаться. Философия Бергсона стала на некоторое время той теорией, которая смогла убедительно показать, каким образом разум включен в структуру бытия, разумное познание сочетается с интуитивным, являющимся подобием религиозной веры. Это был первый шаг к решению проблемы. Второй шаг сделал Э. Жильсон, который, отойдя от постулатов Бергсона, нашел ответы на проблемные вопросы, открыв для себя заново масштабный философско-религиозный труд Фомы Аквинского «Сумму теологии». Именно благодаря Э. Жильсону начинает возрождаться томизм — философия и богословие Фомы Аквинского. Учение Фомы Аквинского, переложенное на язык современной философии, получило название неотомизма. Сходный процесс шел уже и на «верхах» католической веры. В 1869 г. состоялся I Ватиканский собор. На этом соборе была принята так называемая Догматическая конституция о католической вере, в которой осуждался атеизм и все философские учения, открыто противостоящие Церкви. На соборе папа Пий IX призвал к возвращению к старым церковным ценностям, особенно к изучению наследия Фомы Аквинского. 4 августа 1879 г. папа Лев XIII, величайший христианский философ XIX в. под воздействием исторических событий и «интеллектуальных беспорядков», происходивших в умах людей, выпустил энциклику «Aetemi Patris» — одну из наиболее знаменитых католических энциклик. В нем на примере учения отцов Церкви было показано, что философия не является противоположностью религии. Противоположностью религии является философия мирская, философия же, основанная на христианстве, не противостоит Христу. Тогда же папа Лев XIII издает постановление о восстановлении в католических школах предмета христианской философии в духе «ангельского доктора св. Фомы Аквинского». Задача этой акции состояла в том, чтобы противостоять «беспорядку в умах», который, по мнению папы, явился причиной беспорядков социальных. Следующим знаменательным актом в жизни католиков стали «24 томистских тезиса», изданные 7 июля 1914 г. папой Пием X. В нем объявлялось, что нужно вернуться к философии Фомы Аквинского, потому что вся последующая философия, начиная с Декарта, представляет собой одно последовательное заблуждение, состоящее в постепенном удалении от Бога. Таким образом, эти два процесса — папские энциклики, соборные послания, с одной стороны, и интеллектуальный поиск христианских философов — с другой, приводят к тому, что в конце 20-х гг. XX в. возникает философская школа, получившая название неотомизма. Основные понятия и положения неотомизмаОнтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога, то есть является соединением философского и религиозного мировоззрения. Структура бытия зависит от божественной первопричины, определяющей нисходящую иерархию причин: материальную, формальную, действующую, целевую. Первые две причины находятся в самих вещах, последние — вне их. Например, материальная причина, как всякая материя, лишена качественной и количественной определенности, а целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о направленности Божьего плана.Человек, как и всякое бытие, воспринимается как единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа – это форма, определяющая бытие человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу. Вопрос о соотношения бытия Бога с сотворенным им бытием неотомисты решают посредством учения об аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах Бога.Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом — сущность вещи: форма, идея. Человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них нематериальные сущности. На основе возникших чувственных подобий вещей человек конструирует образы вещей, понятия, которые являются конечным результатом познания. Именно поэтому вещи в неотомистском понимании становится доступными человеческому разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. В этом смысле рациональное познание предстает как своего рода приобщение к «разуму Бога».Основные положения неотомизма.1. Мир един, его единство в в бытии, т. е. существовании.2. Бытие – это бытие Бога, первичная и универсальная реальность, оно бесконечно.3. Неотомисты утверждают объективную реальность, независимую от нашего сознания, которая есть и реальность Бога, и бессмертная Душа человека. 4. Для неотомистов наука становится вторичной, хотя они и защищают принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки. Отсюда любые достижения науки доказывают силу божественного духа, подтверждают абсолютную истинность догматов веры, недоступных человеческому разуму.5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию: основа - частные науки, центр – философия, вершина – религия. 6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания: чувственное, разумное, божественное откровение. 7. Центральной проблемой является неотомизма проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, сопоставление вечных ценностей и сегодняшних. Среди современных ценностей выделяют, например, утверждение личности человека, сутью которой является Душа. Душа имеет космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью. А история и общество развиваются через личность человека.Таким образом, основная проблема неотомизма – это свобода и нравственное воспитание человека. Это философское течение создает новый образ человека, творящего свой культурно-исторический мир, и побуждает его к этому Бог. Через человека творится история приобщения к «Граду Божьему», поэтому и сама история имеет гуманный смысл и направлена на построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях.ЗАКЛЮЧЕНИЕНеотомизм вплоть до II Ватиканского собора (1962— 1965) выступает как единственная философская основа не только теории бытия и теории познания, но и социального учения католицизма. Однако уже на первых сессиях собора многие теологи выступили с критикой неотомизма, ставшего, по их мнению, тормозом на пути католицизма к обновлению и использованию современных философских систем. Данное направление существует и ныне, хотя и не имеет уже такого значительного влияния. Но не стоит забывать, что именно неотомизм стал важным этапом развития философии и теологии современности, объединившим эти понятия и открывшим новое понимание человека, веры, разума. Неотомизм способствовал формулировке «нового» теологического взгляда на современные социальные, нравственные и общечеловеческие проблемы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВведение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 /Под общ. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1990. Лега В. П. История западной философии. Часть первая. Античность. Средневековье. Возрождение: учеб. пособие / В. П. Лега. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.Лекции по истории западной философии. Неотомизм //Азбука веры. Православная библиотека [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/6/lektsii-po-istorii-zapadnoj-filosofii/4_23Орлов, Л. И, Философия: Курс лекций. В 2 ч. Ч. 1 / И.И. Орлов; Минский институт управления. - Мн.: Изд-вр МИУ, 2004. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!