это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2851905
Ознакомительный фрагмент работы:
Правопонимание советского времени. Д. Курский, П. Стучка, Е. Пашуканис, М. Рейснер, И. Разумовский, А. Вышинский.Политико-правовая мысль русского зарубежья. И. Ильин, Н. Бердяев, С. Булгаков.Позитивистский нормативизм Г. Кельзена. Аналитическая юриспруденция. Г. Харт.Солидаризм Л. Дюги. Институционализм М. Ориу. Социология права Р. Паунда. Интегративная юриспруденция. Дж. Холл, А. Ященко, П. Виноградов, Б. Кистяковский, современные представители.Неолиберализм: Д. Кейнс и неоконсерватизм: фон Хайек. Общая характеристика современных теорий государств. Теории элит (Г. Моска и В.Парето), бюрократии (Р. Михельс, А. Бентли, М. Вебер) и технократии (Г. Скотт, Дж. Бернхем, Б. Беквит, Д. Белл, М. Дюверже). Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. Возрожденное естественное право. Неотомизм (общая характеристика. Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер). Экзистенциализм (общая характеристика. В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон, Ж. Коссио). Феноменология (общая характеристика). Герменевтика (общая характеристика. П. Рикёр).Правопонимание советского времени. Д. Курский, П. Стучка,Е. Пашуканис, М. Рейснер, И. Разумовский, А. Вышинский.Основные концепции в понимании права:1. Право как орудие диктатуры пролетариата.Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата развивал Д.И. Курский.Право в условиях диктатуры пролетариата – это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь нет норм для признания и защиты прав и свобод человека и индивида.Революционное право – «пролетарское коммунистическое право». Советская власть разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность. Старое государство заменили Советами, на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей, частная собственность заманена собственностью пролетарского государства на все орудия производства.2. Право – порядок общественных отношений.Основной представитель – П.И. Стучка. По его мнению, решающее значение для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «Юридический социализм».Основными началами революционно-марксистского правопонимания Стучка считал:1) классовый характер всякого права;2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики);3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей).Признавая необходимость и факт особого советского права, Стучка усматривал эту особенность в том, что «советское право» есть «пролетарское право».3. Меновая концепция права.Основной представитель – Е. Б. Пашуканис, основным трудом которого является «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий».Буржуазное право – исторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал возможность «пролетарского права».Пашуканис различал право как объективное социальное явление (правовое отношение) и право как совокупность норм. Всякое юридическое отношение есть отношение между субъектами. Субъект – атом юридической теории, простейший, неразложимый далее элемент.4. Психологическая концепция классового права.М.А. Рейснер видел свою заслугу в области марксистского правоведения в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поставил на «марксистское основание», в результате чего получилось не интуитивное право вообще, а классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы.Право как идеологическая форма включает в себя два момента:· волевую сторону, нахождение общей правовой почвы;· создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права».5. Право как форма общественного сознания.Разумовский отмечал, что «вопросы права и связи его с экономической структурой общества – это основные вопросы марксистской социологии, это лучший пробный камень для проверки и подтверждения основных предпосылок марксистской диалектической методологии».По А.Вышинскому, советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества.Определение права, предложенное Вышинским и единогласно одобренное Совещанием 1938 года вошло, в советскую литературу как «нормативный» подход к праву.Политико-правовая мысль русского зарубежья. И. Ильин, Н. Бердяев, С. Булгаков.Н. А. Бердяев участник русского религиозного возрождения начала века, инициатор создания Академии духовной культуры.Характеризуя взаимоотношения марксизма и русского революционного движения, Бердяев писал, что марксизм представляет собой «серьезное явление в исторических судьбах человечества». Марксизм есть и политика, и религия, и мораль, и право, и наука, и философия.Тему о власти и об оправдании государства Бердяев называл русской темой и соглашался с К. Леонтьевым о том, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементу. Зло и грех всякой власти, русские люди чувствуют сильнее, чем западные люди. Возрастание государственного могущества, высасывающего все соки из народа, имело обратной стороной русскую вольницу, уход из государства, физический или духовный.Русский коммунизм в Советской России явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь.Правда – раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь – в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности всякого человека, к сужению человеческого сознания, которое уже наблюдалось в русском нигилизме.Социализм и анархизм – как последние соблазны человечества – в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм), либо в своей жажде свободы (анархизм).По мнению И. А. Ильина, исторический опыт государства показывает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре, но, прежде всего на духовной правоте или на содержательной верности издаваемых повелений и норм.Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. Государственная власть в состоянии соблюдать свою истинную духовную природу, если она останется верна своей цели, своим путям и средствам. Государственная власть принципиально связана со справедливостью, но она имеет право отступать от нее, когда этого требует «поддержание национально-духовного бытия народа.Правовое государство в отличие от тоталитарного, основывается на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, то есть оно покоится на лояльном правосознании.По мнению С. Н. Булгакова, естественное право сводится к нескольким аксиомам:- Люди равны между собой как нравственные личности, человеческое достоинство равняет их между собой.- Идея равенства людей включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства- Право есть свобода, обусловленная равенством.Позитивистский нормативизм Г. Кельзена. Аналитическая юриспруденция. Г. Харт.С историко-философской точки зрения аналитическая юриспруденция предстает разновидностью юридико-методологического позитивизма, во многом сближающегося с юридическим позитивизмом Г. Кельзена, с модификациями юридического аналитического догматизма, юридической лингвистикой.Задачи догматической юриспруденции определяются потребностями повседневной жизни, тесно связаны с юридической практикой. Для этого подхода характерно восприятие права как некой совокупности норм, упорядоченной системы законов и отраслей права. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и система соподчинения и распределения. Такая система законов не может быть последовательно логической и разумной, поэтому задача юристов и науки состоит в том, чтобы содействовать избавлению системы от противоречий и пробелов и позаботиться о более совершенном словесном и смысловом содержании юридических текстов.Г. Харт рассматривает право как формально-логическую систему «первичных» и «вторичных» правил, восходящих к так называемой высшей норме признания. Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (то есть парламентом) и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности, обязательства и правомочия.Вторичные правила состоят из трех разновидностей:1. Правила признания – закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и воспринимаемого источника права.2. Правила изменения – согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе.3. Правила вынесения судебного решения – правила, которым судьи, работники гражданской службы должны следовать в процессе применения или толкования закона.Данные современных социальных наук, включая и правоведение, исходят из того, что поведение людей управляется частично обычаем, частично привилегией и частично некоторыми определенными и разделяемыми ценностями.Члены сообщества могут испытывать влияние религиозной морали, включающей доктрины и учение церкви, этических принципов. Все эти разновидности часто находят свое отражение в правовой системе.Позиция Харта сводится к следующему: во всех сообществах существует частичное взаимопроникновение в содержании между правовым и моральным обязательством, однако атрибуты правовых правил являются при этом более специфическими и окружены барьером из более детализированных оговорок, нежели другие сопоставимые правила (то есть моральные правила).Компромиссное отношение Харта к естественно-правовой традиции проявлялось в том, что естественное право пребывает в состоянии продолжающейся эволюции, и в любой системе позитивного права можно обнаружить «минимальное содержание естественного права», – например, в виде признания того обстоятельства, что при прочих условиях все человеческие существа являются в некотором грубом приближении равными физически («сближающее сходство») и в меньшей мере равными интеллектуально.Солидаризм Л. Дюги. Л. Дюги - теоретик права, конституционалист.Дюги является защитником социально-юридического, позитивистского и социологического понимания права, с некоторыми отступлениями в пользу естественного права.Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто факт». Государство в его прежних формах коллективности – римская, королевская, якобинская, наполеоновская, форма третьей республики во Франции – исчезает, и место этих форм начинает занимать новый государственный строй – «более гибкий, гуманный, защищающий индивида». Этот строй покоится на двух элементах:1) концепция социальной нормы, которая основывается на факте «взаимной зависимости», соединяющей человечество вообще и членов любой социальной группы;2) децентрализация (синдикальный федерализм).Центральная и объединяющая идея Дюги – концепция солидаризма: «В солидарности виден факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности и потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы.Централизация национального (общегосударственного) права сводится к тому, что установление правовых норм и санкций становится делом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью, то есть судебной и административной.Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установлении обычая.Институционализм М. Ориу.Институционализм вырос на базе признания и своеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы, такие как семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, следует воспринимать учреждениями интегративными, то есть обеспечивающими сплочение общества в нации-государства. Интегративная роль подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодно им самим.По мнению М. Ориу, предметом публичного права является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, то есть режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим, который «овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в которой существуют индивиды».М. Ориу различает правопорядок и правовой строй.Правовой порядок имеет целью ввести с помощью некоторых процессов и специальных процедур меру справедливости в примитивный порядок вещей. При этом правовой порядок отделим от политического порядка вещей.Первый прием, с помощью которого правовой порядок вводит справедливость в существующее положение вещей, – превращение фактических состояний в правовые состояния. Так, в публичном праве факт часто является результатом силы, то это создает проблему превращения результатов силы в правовые состояния.Софизм проявляется в том, что складывается впечатление, что результаты применения силы сами собой, без вмешательств становятся формами правовых состояний. На самом деле результаты силы получают форму права только путем их дальнейшего превращения и легитимации (узаконения). Главным фактором узаконения становится «спокойное и длительное существование», поскольку такое положение вещей заставляет предполагать, что состоялось приспособление или принятие этого положения, которое таким образом становится институтом, существующим уже самостоятельно.Социология права Р. Паунда.Американский юрист Роско Паунд сыграл значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Паунд считал, что право наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. является одним из способов контроля за поведением людей. Согласно такому подходу юридическая наука должна изучать право в контексте социальных отношений, учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни.Поясняя концепцию, Паунд пояснял, что в древности механизмы социального контроля находились в нерасчлененном состоянии, и право не отделялось от религии и морали. Начиная с XVI в. значение правовых способов воздействия на поведение индивидов возрастает вместе с развитием государства. Ученый выделяет в современном праве три аспекта: 1) право — это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства; 2) правом называют официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений; 3) право есть судебный и административный процесс.Для согласования аспектов между собой вводится понятие цели. Цель права состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд считал, что право должно служить не разъединению членов общества, а укреплению согласия и кооперации между ними. Деятельность по установлению рационального порядка в обществе он назвал «социальной инженерией».Интегративная юриспруденция. Дж. Холл, А. Ященко, П. Виноградов, Б. Кистяковский, современные представители.Рост и дифференциация современного научного знания в его позитивистском варианте, по сути дела, не имеет пределов, и поэтому каждая научная отрасль стремится противопоставить этой тенденции свое устремление к объединению, синтезированию и новому упорядочению разрозненных по тем или иным причинам фрагментов знаний. Продолжающаяся идейная конфронтация и новые размежевания между позитивистским и естественно-правовым анализом сопровождается сегодня, как и в прошлые исторические эпохи, некоторыми взаимными уступками и нередкими попытками в той или иной форме сблизить несходные методологические позиции и установки. Подобные попытки были предприняты и в рамках синтезирующего (интегративного) правоведения (Виноградов, Ященко, Холл).На рубеже XIX—XX вв. социологическая философско-нравственная критика позитивистского догматического правоведения нашла разрешение на абстрактном, чисто теоретическом уровне в стремлении выработать синтетическую теорию права (Ященко, Виноградов и др.). Новое подтверждение этому было сделано в фундаментальном труде А. С. Ященко, где наряду с оригинальной трактовкой конфедеративных и федеративных политических союзов с их полиархическим и дуалистическим началами проведена мысль о том, что синтетическая природа юридических (и политических) явлений особенно ярко выступает именно в федеральных политических организациях. Давние споры о том, кого считать суверенной властью в федерации — центральную власть или федерировавшиеся штаты, — выглядят не вполне корректно, поскольку суверенитет следует считать атрибутом совместной властной деятельности федерации и штатов, той деятельности, которая предстает в виде некой «синтетической неразрывности». Существо федерализма Ященко усматривал в некотором «равновесии федеральной и местной властей, при котором федерированные части сохраняют особое, своеобразное самостоятельное участие в правительственной организации общефедерального суверенитета».Право как социальное явление и как часть социального опыта представляет столь важный элемент социального бытия, писал профессор права Оксфордского университета Павел Гаврилович Виноградов (1854—1925), что в этом своем качестве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем, скажем, устройство государства или способ разделения власти в государстве. Свой подход к изучению права он называл синтетическим, противопоставляя его и обособляя от аналитического метода Дж. Остина и его последователей. Опасности аналитического метода связаны с тем, что абстрактные понятия и термины часто воспринимаются юристами-аналитиками таким образом, как будто вопрос об этих терминах и их формальных классификациях составляет существо всей юриспруденции.По замыслу американского философа права Джерома Холла, автора термина «интегративная юриспруденция», естественноправовая традиция может быть обновлена сегодня за счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве. Ценности должны при этом рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как «защищенные ценностные суждения».Среди различных видов власти, Кистяковский особо выделяет институциональную власть в лице государства, которая обладает полнотой власти, располагает всеми ее формами и часто определяет власть всех других социальных организаций и ассоциаций. Более того, государственная власть веками выступала системой легализированного исторического насилия. Вместе с тем он акцентировал внимание на том и это очень важно для современного понимания власти, что в последние столетия «материальная сила становилась властью только тогда, когда за ней была идейная сила». Ко всем предыдущим атрибутам власти – престижу, авторитету, традициям, правообеспечению, насилию добавляется самое важное – «идея власти», (т.е. нравственно-правовое оправдание (признание) ее в глазах граждан». «Как только власть теряет одухотворяющую ее идею, она неминуемо гибнет».Неолиберализм: Д. Кейнс и неоконсерватизм: фон Хайек.Начало XX в. было ознаменовано чередой великих исторических событий: Первая, а затем, Вторая мировые войны, Великая депрессия, приход к власти фашистов, холодная война. В этой ситуации возникали новые политико-правовые учения (неолиберализм и неоконсерватизм).Разработчики теории неолиберализма (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт) выступали за усиление роли государства в экономической сфере.Наиболее влиятельной неолиберальной концепцией в XX в. было учение Джона Мейнарда Кейнса. На его теоретических принципах сложилась программа нового курса президента США Ф. Рузвельта.Кейнс рассматривает перспективы дальнейшего существования буржуазных производственных отношений. Капитализм еще не исчерпал себя. Великая депрессия – временное явление. Оно порождено отсутствием регулирования рыночных отношений, перегибами капиталистической системы. К ним относятся биржевые спекуляции, отсутствие стимуляции производства, кризис перепроизводства.По его мнению, предотвратить бесконтрольное развитие рынка можно с помощью:1) ограничения спекуляции на фондовых и валютных рынках;2) установления высоких процентов налога на подобные сделки. Полученные средства предполагается вкладывать в производство и социальный сектор экономики.Период особенного интереса к кейнсианству приходится на послевоенный период (имеется в виду Вторая мировая война). Кейнсианство во второй половине XX в. оказало огромное влияние на государственную политику целого ряда стран.Приверженцы неоконсервативных идей (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридман) придерживаются идеи об автономии экономики. Государство не должно вмешиваться в сферу экономических отношений. Его роль – предоставить как можно более полную свободу частному предпринимательству. Неоконсерваторы стремятся свести роль государства к роли арбитра. Оно призвано решать споры между хозяйствующими субъектами.Одним из видных идеологов неоконсерватизма выступил австрийский экономист Фридрих фон Хайек. Наиболее полно его концепция раскрыта в работах «Конституция свободы», «Право, законодательство и свобода» и «Дорога к рабству».По Хайеку, экономика существует по закону спонтанного порядка. Такой порядок образуется взаимным согласованием поведения индивида с учетом цен. В процессе взаимодействия индивиды реализуют свои интересы. Только в обществе со свободной рыночной системой возможен политический плюрализм.Хайек анализирует процесс формирования тоталитарных режимов в Германии и Италии. Он приходит к выводу: вмешательство государства в экономику неизбежно приводит к возникновению тоталитарных режимов, то есть изменения в экономической сфере неизбежно влекут изменения в политической.Общая характеристика современных теорий государств. Теории элит (Г. Моска и В.Парето), бюрократии (Р. Михельс, А. Бентли, М. Вебер) и технократии (Г. Скотт, Дж. Бернхем, Б. Беквит, Д. Белл, М. Дюверже).Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей, что нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето и в концепции политического класса Гаэтано Моска. В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.)Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего итальянского правоведа Г. Моски. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией. Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп – правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя, – высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы – правящую и неправящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным.Родоначальником теории «заинтересованных групп» стал Артур Бентли. Главным тезисом здесь стало утверждение о том, что деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена, по сути дела, на обеспечение этих интересов. Эта деятельность осуществляется обычно посредством групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. Индивидуальные убеждения, отдельные идеи и идеология в целом, личностные характеристики индивидуального поведения имеют определяющее значение лишь в контексте деятельности группы и учитываются в той мере, в какой они помогают определению «образцов» (моделей) группового поведения.В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера. Вслед за Моской и Парето он усматривал главную особенность функционирования парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократией.В связи с развитием в XX в. элитарных и технократических теорий показательны взгляды французского социолога и политолога Мориса Дюверже. В одной из первых работ «Политические партии» М. Дюверже говорит о необходимости нового понимания демократии и, отдавая дань элитарной теории, на примере исследования политических партий, партийной бюрократии демонстрирует противоречие интересов народа и политических партий как самостоятельных организаций со своими целями.Постиндустриальное общество формируется под воздействием интеллектуальной технологии; если капитал и труд служат основой индустриального общества, то в постиндустриальном — это информация и знание. Теоретические знания занимают центральное место в обосновании текущей и будущей политики, социального реформирования. Изменения в обществе выдвигают новые требования к политической системе. «Поскольку постиндустриальное общество повышает важность технического компонента знаний, оно заставляет жрецов нового строя — ученых, инженеров, технократов — конкурировать с политиками или становиться их союзниками», — отмечает Д. Белл.Новый вариант технократических идей был выдвинут американским социологом Дж. Бернхемом в 1941 г. в книге "Революция менеджеров". Он заявил в ней, что технократия в лице управляющих (менеджеров, организаторов) стала социальной и политической реальностью в ряде крупнейших современных государств, таких как США, Германия и СССР. Таким образом, считал он, намечена тенденция к замене капитализма и социализма "обществом управляющих", в котором государственные функции станут функциями специально изобретенного менеджерами политического механизма.Вместительной областью для всевозможных технократических проектов стала современная политическая и социальная прогностика. Так, американский социолог Б. Беквит предсказывает, что на последних стадиях политической эволюции (включая постсоциализм) демократия будет заменена правлением экспертов, точнее организациями экспертов. И это будет более эффективное правление, нежели правление при помощи избирателей и избранников народа, поскольку эксперты более талантливы, лучше образованы и более опытны в специальных вопросах.Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия.Концепция «государства благоденствия» наибольший расцвет получила в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Согласно этой концепции в странах Запада осуществлялось такое регулирование экономического развития, которое привело к стабилизации социальных отношений. В результате в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. В этом обществе большое внимание стало уделяться развитию образования, здравоохранения, в целом социальной сферы.Теорию регулирования рыночных отношений разработал английский экономист Д. М. Кейнс еще в 1930-е гг. (теория «эффективного спроса»). Но только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейнсианскую теорию. Расширение совокупного спроса создало массового потребителя товаров длительного пользования. Именно благодаря структурным переменам в системе «производство – потребление», произошедшим в 1950—1960-е гг., создалась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в странах Запада.Символом этого экономического подъема стал автомобиль, который стал доступным для личного пользования миллионов жителей стран Запада. Широко доступными становились холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, стиральные машины и т. п. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров длительного пользования приближалось к середине 1970-х гг. к черте насыщения.Глубокие перемены произошли и в сельскохозяйственной сфере стран Западной Европы. Мощное развитие биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило завершить в послевоенное десятилетие механизацию и химизацию сельского хозяйства. В результате к середине 1960-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия. Интенсификация сельскохозяйственного производства приводила к сокращению занятости. Важной сферой поглощения освобождающейся рабочей силы стала сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения.Пик социального реформаторства в странах Запада пришелся на 1960-е гг. Крупные социальные преобразования, осуществленные в это время, хотя и существенно видоизменили облик западного общества, в то же время обозначили границы возможностей либерального этатизма.Бурное развитие научно-технической революции, пришедшейся также на 1960– гг., вселяло надежду на устойчивый дальнейший экономический рост. НТР способствовала росту потребностей, вела к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, что накладывало отпечаток на всю сферу производства, диктовало ему свои условия. Все эти факторы воздействовали не только на материальное производство, но и культуру общества. 1960-е гг. были отмечены бурным всплеском «массовой культуры», влиявшей на весь стиль жизни.Средства на обеспечение стабильного экономического роста получали в основном за счет налогов, государственных займов и денежной эмиссии. Это вело к образованию бюджетного дефицита, но в нем тогда не видели особой опасности. Дефицитное государственное финансирование многочисленных социальных программ должно было расширить спрос, а это повышало деловую активность и, как полагали политики и экономисты, гарантировало социальную стабильность. Но в этих теоретических построениях были и свои изъяны. Дефицитному финансированию неизбежно сопутствовал рост инфляции. Эти негативные моменты стали сказываться позднее, в 1970-е гг., когда началась массированная критика кейнсианства.К концу 1960-х гг. стало очевидным, что сам по себе экономический рост не избавляет общество от потрясений. К рубежу 1960—1970-х гг. стало очевидным, что проведение социальных реформ не гарантирует устойчивого общественного прогресса. Оказалось, что у них есть немало уязвимых мест, и этим в 1970-е гг. воспользовались консерваторы.Возрожденное естественное право.Различение права естественного и права искусственного, проведение древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох.В XX в. новый подход был развит неокантианцами, которые абсолютным естественным правом объявили начало справедливости.Толкование права – включает в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества.Л. Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства ее достижения. В этом смысле каждая норма права субстанциональна (имеет сущностное содержание, несет значение должного и является ценностью). Одновременно с этим каждая норма инструментальна, в этом своем измерении она определяет средства для достижения цели. Проясняя свою позицию, Фуллер вводит различие права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного).Имплицитное право – обычаи и сходные типы нормативного упорядочивания человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования.Сделанное право – внешне выраженные точные правила, заключенные в нормах и требованиях договора, статута и др.Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность.Позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. А. Кауфман выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул в этой связи, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов.Дж. Роулс основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости, взятой в несколько упрощенном виде (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства).Концепция Дж. Финниса построена на перетолковании идей Августина, в частности идеи телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает, оценивает и обеспечивает с помощью разума.Перечень основных благ включает в себя:· жизнь (стремление к самосохранению);· знание (не инструментальное, а субстанциональное);· игру (связана с правильным распределением и пользованием социальными ролями человека в обществе);· эстетический опыт (способность понимать прекрасное);· практическую разумность (стремление сделать свой разум более результативным в практическом плане);· социабельность (дружеская общительность);· религию (как представление о генезисе и роли космического порядка).Все блага должны распределяться справедливо, на основе уравнивающей справедливости. Блага должны распределяться в обстановке единодушия, координации и в определенных случаях также при содействии власти. Властным и результативным инструментом может быть только право, но право, соответствующее справедливости. Авторитет позитивного права зависит от его справедливости и способности обеспечить справедливость.Неотомизм (общая характеристика. Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер).Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Виднейший представитель современного томизма — французский философ и общественный деятель Жак Маритен. Известность пришла к нему в 30-е гг., когда он преподавал в США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить позиции католицизма на американском континенте.Концепция Маритена, как и концепция других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Философ стремился выработать "интегральную" доктрину, открытую для гуманистических и демократических воззрений современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил различие между первопричиной социальных институтов (усматривая таковую в боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий. Источником естественного закона, согласно концепции Маритена, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом "универсальные нормы права и долга". Бог — первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом". Как ревностный католик, Маритен был убежден, что верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. В его сочинениях подчеркивалась также роль католической церкви как хранительницы естественного права.Признавая существование вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. "Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории", — писал Маритен. Современная эпоха характеризуется, по мнению философа, стремлением расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII столетии.Экзистенциализм (общая характеристика. В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон, Ж. Коссио).В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция), "бытие-в-мире", противопоставляется его неподлинному существованию в мире объективации (в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д.). При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. Человек, согласно экзистенциализму, — существо одинокое, уникальное и конечное (смертное), которое "заброшено" судьбой в эту ситуацию (ситуации) бытия, озабочено ею, обречено считаться с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор.Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву разработаны в трудах известного немецкого юриста В. Майхофера. Бытие человека в мире, согласно его трактовке, включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие.В духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой представитель немецкой экзистенциалистской философии права Э. Фехнер.Он резко критикует юридический позитивизм, который, по его словам, признает лишь "эмпирические", "реальные" факты и игнорирует "идеальные", "метафизические" факторы, что приводит к трактовке права в виде "одностороннего эмпирического социологизма", "биологизма", "экономизма" (марксизма) или к отождествлению права с "произвольными установлениями государственной власти".Экзистенциальное правовое решение индивида, законодателя, правоприменителя — это, по Фехнеру, всегда субъективно-волевое решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в "пограничной ситуации" ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации (данной правовой коллизии, конфликту и т. д.) содержанием.Экзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подменяет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера.Это отчетливо проявляется и в экзистенциалистском подходе швейцарского юриста Г. Кона. "Согласно нашей концепции, — утверждает он, — центр тяжести находится в конкретной ситуации. В ней смысл и право. Именно она придает закону и другим источникам права значимость и само существование. Это она притягивает их к себе и, наоборот, оставляет бездеятельными, когда не нуждается в них".Как "индивидуальную норму поведения" трактует экзистенциальное право (интуитивное переживание индивидом своего свободного акта в качестве "экзистенциально должного") аргентинский философ права К. Коссио.Существенный недостаток различных экзистенциалистских концепций философии права состоит, в частности, в том, что проводимое в них различение права и закона (позитивного права) и произвольное конкретно-ситуационное ("экзистенциальное") правопонимание по сути дела отвергают саму идею правового закона. В этих концепциях правопонимания разрыв между ситуационным правом и общим законом в принципе исключает возможность сколько-нибудь внутренне последовательной концепции их взаимной связи и соответствия.Феноменология (общая характеристика).Основоположником феноменологического течения был выдающийся немецкий мыслитель Эдмунд Гуссерль.В начале своего пути феноменология была, очевидно, ближе к тем направлениям, представители которых обращались к систематическому методологическому анализу. С точки зрения Гуссерля, основные принципы феноменологии были результатом коллективной деятельности многих исследователей. «Со стороны», будучи отделенными от этой эпохи несколькими десятилетиями, нам тем более ясно, что корпус базовых идей феноменологии не представляет собою оригинального учения группы философов, объединенных организационно в кружок единомышленников, и что нельзя не учитывать связи этих идей с европейской философской традицией вообще и с основными «стандартами» современной Гуссерлю философской мысли в частности. Может быть, поэтому многие историки философии склонны трактовать феноменологию прежде всего в качестве метода, во вторую очередь – как методологическую концепцию и только в третью – как философское учение.Герменевтика (общая характеристика. П. Рикёр).Герменевтика представляет собой философское направление, искусство и теорию истолкования и понимания текстов и памятников культуры, ориентированные на выявление подлинного смысла, исходя из объективных и субъективных оснований.Исторически первой формой герменевтики стала филологическая герменевтика. Она зародилась в Античности, в период эллинизма, и была связана с деятельностью неоплатоников по толкованию древних текстов, прежде всего текстов поэтов (Гомера и др.)Рикёр полагал, что психоанализ в целом может быть понят как «археология» субъекта, которая позволяет посредством использования специальных процедур и техник проникнуть в глубинные слои психики человека. Он обратил внимание на то обстоятельство, что в философии со времен Декарта понимание смысла всегда непосредственно увязывалось с деятельностью сознания и самосознанием субъекта, недаром универсальное методологическое сомнение картезианской философии подразумевало только одно фундаментальное неоспоримое положение: подвергая все сомнению, я не сомневаюсь лишь в одном? что я сомневаюсь – следовательно, мыслю – следовательно, существую.Самосознание в классической философии играло роль последней независимой инстанции, на которую можно полагаться при попытках постичь действительность. Однако переход к современной (неклассической) философии, согласно Рикёру, нанес сокрушительный удар по казавшемуся незыблемым «всевластию» сознания и самосознания человека. Концепции К. Маркса, Ф. Ницше и 3. Фрейда показали, что содержание сознания и самосознания, в свою очередь, также в значительной мере определяется влиянием на него различных детерминант?, как внешних («бытие», «реальность»), так и внутренних («воля к власти», силы «Оно» и «Сверх-Я»).П. Рикёр сосредоточил свое внимание на социокультурных факторах самоопределения личности. Он отвергает представления о самоочевидности и изначальной данности человеческого самосознания, полагая, что любая интерпретация самого себя возможна только опосредованным путем: через символику культуры во взаимодействии с миром и другими людьми.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВласов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 299c. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский. — М.: Норма, 2018. — 736c. Дробышевский С. А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. Учебное пособие. М.: Норма. 2018. 688с.Земцов, Б.Н. История политических и правовых учений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Н. Земцов. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 440c. Зотов, В.Д. История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 656c. Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов / И.Ф. Мачин. — Люберцы: Юрайт, 2018. — 459c. Мухаев, Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник / Р.Т. Мухаев. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 694c.Фролова Е. А. История политических и правовых учений. Учебник. М.: Проспект. 2020. — 512с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!