это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2954013
Ознакомительный фрагмент работы:
Прежде чем приступить к анализу роли административно-правовых норм и административно-правовых отношений в административно правовом регулировании, рассмотрим основные термины и их содержание.Административно - правовые нормыАдминистративно-правовые нормы – нормы административного права, под которыми понимается общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере публичного администрирования.Как и иные нормы права, административные нормы имеют внутреннюю структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.Специфика предмета публичного администрирования определяет целый ряд особенностей, которые отличают административно-правовые нормы от норм других отраслей права:- закрепляют отношения по организации и реализации публичной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности публичной администрации в ее властных отношениях с частными лицами;- определяют административно-правовой статус субъектов, устанавливают их права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности;- регулируют также отношения, входящие в предмет других отраслей права;- обеспечены собственными отраслевыми средствами охраны и юридического принуждения к их исполнению (административная и дисциплинарная ответственность);- устанавливаются не только законодательным путем, но и в процессе административного правотворчества (носят подзаконный характер).Таким образом, административно-правовые нормы являются основой возникновения административно-правовых отношений.Административно-правовые отношенияАдминистративно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.В состав правоотношения, как и в иных отраслях права, входят следующие элементы: субъект; объект; содержание правоотношения (субъективное право и юридическая обязанность).Административно-правовые отношения чаще всего рассматриваются как отношения в сфере деятельности исполнительной власти, или как управленческие общественные отношения, которым присущи следующие признаки: - они складываются в области государственного управления (в отличие от уголовных, гражданских, семейных);- их обязательным участником является орган государственного управления (в то время как, например, в гражданских правоотношениях орган государственного управления выступает как равноправный субъект с частными лицами и организациями);- могут возникать по инициативе одной стороны (то есть волеизъявление второй стороны может отсутствовать, однако отношения уже возникнут);- субъекты правоотношений обладают несимметричными правами и обязанностями (государственный орган обладает властными полномочиями);- являются организационными: возникают как по вопросам привлечения к ответственности (административно-процессуальные отношения), так и по вопросам совершения административного правонарушения;- в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед исключительно государством; - существуют только при наличии обязательного субъекта: орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организация, наделенная государственно-властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации;- разрешение споров между субъектами осуществляется в административном или в судебном порядке.Таким образом, административно-правовые отношения – общественные отношения, возникающие в следствие реализации административно-правовой нормы. Административно-правовое регулирование и его механизмПравовое регулирование – термин, являющийся предметом исследования такой юридической науки как теория государства и права. Правовое регулирование - специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.Так, исходя из определения понятия приходим к выводу, что правомерное поведение участников административных общественных отношений (саморегуляция), ни идеологическое воздействие юридическими средствами на сознание членов общества, ни некоторые разновидности властной юридической деятельности компетентных органов и должностных лиц содержательно не входят в структуру правового регулирования.При этом, очевидным является вывод, что правовое регулирование в обществе пронизывает две области правовой действительности: - правотворчество, что соответствует понятию общего правового регулирования;- частично правореализацию, что соответствует понятию индивидуального правового регулирования.Механизм административно-правового регулирования – это система административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государственного управления.Элементы механизма административно-правового регулирования 1) система государственных органов как органов управления, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;2) нормы административного права;3) акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права;4) акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела;5) административно-правовые отношения.Рассмотрим подробнее два из пяти элементов.Административно-правовые нормы:а) одним из своих основных назначений имеют обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовую защиту;б) преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;в) определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воздействие на поведение;г) действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;д) определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;е) в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Часто административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного);ж) во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только выполнять функцию правозащиты. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;з) достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.Во всем вышесказанном и проявляется фундаментальная роль административно-правовых норм для административно-правового регулирования.Общая характеристика административно-правовых норм нуждается в акцентировании внимания на некоторых их особенностях и прежде всего на вопросе о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество.Для административного права характерно юридическое опосредование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления.Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в соответствии с действующим законодательством нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются во исполнение законов.Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с аналогичными нормами законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда - подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства (ст. 115 Конституции РФ).Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлений, а также детализирующих и конкретизирующих содержащиеся в них общие правила поведения.Обычно нормы законов не имеют прямого действия, представляя собой наиболее общие правила поведения принципиального характера, абстрагирующиеся от конкретных особенностей и условий их практического применения (исполнения). Между тем Россия не унитарное государство; ее территория огромна, причем территориальные особенности нередко весьма существенны. Россия - многонациональное государство; эффективное развитие территорий, национально-государственных образований и отдельных народностей невозможно без корректировки тех или иных норм законов. Конечно, это стремится учесть сам законодатель, но практически решение данной задачи не его функция.Поэтому на долю административно-правовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямого действия. Иначе говоря, общие нормы закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти, как правило, нуждаются в опосредовании их нормами административного права, то есть в административно-правовом механизме их реализации.В настоящее время широкое распространение имеет ведомственное административное нормотворчество, что на практике не всегда оправданно, особенно если адресатом таких административно-правовых норм являются граждане (например, в области оказания транспортных, таможенных, жилищных и коммунальных услуг). К этому следует добавить, что в таком же плане действуют республиканские правительства, губернаторы краев, областей, администрации иных субъектов РФ. Нынешнее состояние законодательства, к сожалению, пока еще в этой части не упорядочено, что часто приводит к необоснованному расширению административно-правовых ограничений прежде всего для граждан, а также юридических лиц.Таким образом, необходимы условия, не позволяющие чрезмерно расширять сферу административного правотворчества. В то же время столь же необходимы и условия, позволяющие этому виду правоустановительной деятельности развиваться в строгих рамках законности.Регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом заключается их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти. В современных условиях объектом административно-правового регулирования по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государственного управления, от эффективности работы которого зависят не только состояние экономической, социальной и иной деятельности, но и в первую очередь уровень реализации демократических возможностей всестороннего развития личности, удовлетворения ее жизненных потребностей и интересов.Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведены к чисто «аппаратным». Роль этих норм более многообразна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно, аппарат управления живет не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседневно связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми другими учреждениями, действующими в сфере государственного управления либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образования (предприятия, корпорации и т.п.), а во втором - негосударственные образования политического, социально-культурного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане. Все они являются адресатом административно-правовых норм.На основе административно-правовых норм в процессе государственного управления формируются административно-правовые отношения.Административно-правовые отношения имеют множество видов.Так, по форме возникновения связи «власть – подчинение»:а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект - объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это собственно властеотношения;б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.По направлению воздействия административные правоотношения делаться на: а) внешние: возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);б) внутренние: возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.Таким образом, соотношение и роль административно-правовых норм и административно-правовых отношениях в механизме административного регулирования можно определить следующим образом:- административные нормы и административные правоотношения являются элементами механизма административно-правового регулирования;- административно-правовое регулирование строится на административно-правовых нормах;- административно-правовое регулирование является лишь частью от всего объема административно-правовых отношений и характеризуется наиболее ярко выраженным властным характером отношений между субъектами.Список источников и литературы1. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // М.: 2019. 545 с.2. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.3. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. 144 с.4. Лунгу Е.В. Конституционные правоотношения и административно-правовые отношения: сравнительный анализ // Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 62 - 65.5. Крылова Ю.А. Механизм административно-правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 126-127.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Курсовая работа предмет управление персоналом
Курсовая, Организация деятельности персонала производственного подразделения, менеджмент
Срок сдачи к 30 сент.
По книге сырых в. м. логические основания общей теории права.
Реферат, Теория государства и права
Срок сдачи к 17 сент.
Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности
Отчет по практике, Ознакомительная практика, бжд
Срок сдачи к 17 сент.
Управление прибылью финансового результата организации зао иркутские семена иркутской области.
Отчет по практике, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 24 сент.
Психологические особенности преодоления подростками сложных жизненных...
Диплом, Психология и педагогика
Срок сдачи к 29 нояб.
Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Курсовая, логопедия
Срок сдачи к 5 окт.
Практико-ориентированное задание «Проектирование программного обеспечения объекта автоматизации»
Решение задач, Основы проектирования ПО
Срок сдачи к 21 сент.
Решение задачи по уголовному процессу.
Решение задач, Судебные решения в уголовном судопроизводстве
Срок сдачи к 16 сент.
Анализ авторефератов по предмету исследования
Реферат, экономика и управление на предприятии
Срок сдачи к 26 сент.
Государственное регулирование валютного рынка, аниплагиат не менее 75%
Курсовая, Управление бизнесом и предпринимательство
Срок сдачи к 1 дек.
Составить Номенклатуру дел по экономической документации
Другое, делопроизводство
Срок сдачи к 19 сент.
Решить 15 задач, по 5 в одном задании. Рукописно
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 22 сент.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!