это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3009688
Ознакомительный фрагмент работы:
Философия о сущности человека
Сущность человека – относится к философским понятиям и является
определяющей характеристикой естественных свойств, основных
отличительных признаков, присущих всем людям в той или иной мере,
которые их отличают от иных форм живых существ и родов бытия.
Несмотря на то, что человек представляет собой высшую ступень
эволюции жизни на Земле и многосторонне изучен, но и сегодня актуальна к
рассмотрению проблема поиска сущности человека. Во многих философских
трудах велись поиски определения человека и существует множество
концепций определяющих его сущность. Многие были противоречивые и
спорные, но все же достаточно любопытные для выявления истины.
Платоновское достаточно лаконичное определение звучало так:
«Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев» и было оригинально
опровергнуто другим знаменитым философом – Диогеном. Им был ощипан
петух и принесен со словами: «Вот платоновский человек!»».
Таким образом, проблема определить сущность человека заключается в
том, что сложно выявить для этого объективные точные признаки. Будда
отмечал, что сущность человека появляется не при рождении, а когда он им
становится. Конфуций также поддерживал данный взгляд, говоря о влиянии
общественного положения и воспитания на становление человека.
Древнегреческими философами человек представлялся мыслящим
существом. Сократ отмечал наличие задачи у человека в «познании себя», в
поиске в себе истины, добра, красоты. Демокрит представлял человека в
виде животного, от природы способного ко всяким учениям и имеющему в
помощь руки, рассудок и умственную гибкость». Аристотелем определен
человек в виде «животного общественного». Протагор высоко оценивал
значение человека, говоря: «человек есть мера всех вещей».
Античная философия представляла космоцентрическую модель,
объяснявшую сущность человека, в которой познавался человек в его
отношении к мирозданию. Древнегреческий философ Алкмеон рассматривал
параллелизм микрокосмоса и макрокосмос и бессмертную часть человека
(душу или разум) в соответствии с вечными сущностями: Солнцем, Луной и
звездами. Человек как микрокосмос представлялся у материалистов
(Демокрита, Эпикура), и у идеалистов (Платона, стойков) в древней Греции,
но в разном содержании.
Средневековая философия представляла теоцентрическую модель,
объяснявшую сущность человека, в которой познавался человек в отношении
к Богу, в виде существа, сотворенного Богом, в подобии Бога и обязанного к
службе ему. Августин представил в своих философских взглядах, что у
человека имеется в теле разумная душа в «образе Божие.
Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую
модель объясняющую сущность человека, в которой отмечалось уникальное
положение человека относительно мировой иерархии. У человека есть
свобода и это единственное существо во Вселенной, для которого
отсутствует определенное место и предзаданная роль. Мыслители-гуманисты
Возрождения, говорили при этом о замысле Божьем, по которому человеку
необходимо самому себя формировать.
У мыслителей XVII—XVIII вв. на определение сущности человека
распространялся натурфилософский характер антропологических знаний в
том времени. Человек в виде мыслящей вещи рассматривался Р. Декартом.
«Природа человека - сумма его природных способностей и сил, — по
мнению Т. Гоббса, — в виде способности к питанию, движению,
размножению, чувствам, разуму и т.д.».
Философы Просвещения рассматривали разумную природу человека.
Но, у одних (К. Вольфа, Ф. Хатчесона) усматривалась сущность человека в
связи с духовной деятельностью, а у других (Дж. Локка, французских
материалистов) - в телесности, чувственности, которые облагораживаются
разумом, но не преодолеваются. Б. Франклин определял сущность человека
так: «Человек — является животным, делающем орудия».
Классическая немецкая философия рассматривала человека как
продукт и творца культуры, общения, единства человека с человеком. И.
Кантом не принималась сущность человека только в том, что он – природное
существо. Он при этом говорил и о его нравственности. Ф. Шлегель и Ф.
Шеллинг рассматривали в сущности человека природное начало, свободу и
творчество.
В XIX в. сущность человека изучалась в социоцентрической модели.
Человек рассматривается существом общественным, на которое влияют
более социальные факторы, чем биологические и личностные (Аристотелем,
Фомой Аквинским, Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Гегелем).
Во 2-й половине XIX в. осмысливалась сущность человека в критике
рационализма, как в космоцентрическом, так и в социоцентрическом
подходах. Определяющий фактор здесь – в религиозной вере, воле, чувствах,
бессознательных порывах ( А. Шопенгауэру, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). 3.
Фрейд говорил о сущности человека, как о противоборстве двух начал,
включающих бессознательное «оно» и культурное «сверх-я», которым
необходима гармония.
Антропологическая концепция XX в. представлена смешением всех
известных ранее моделей. Возможно ее можно считать близкой к истине.
Так как во множестве подходов к пониманию сущности человека
имеется относительная истина. Сущность человека определяет то, что он
является частью природы и частью общества. Но соединение природного и
общественного для каждого человека - уникальное образом, так как у него
имеется самосознание и свобода воли, позволяющие ему создать себя как
личность. Поэтому в природном и социальном измерении в сущности
человека есть и личностное начало. Понимая и принимая эти все три
ипостаси человека в их своеобразии, сочетаемости и неповторимости
сочетании, индивидуальности развития и наличии исторического изменения,
возможно глубже познать человеческую сущность. При этом эта сущность
может быть и никогда не понята до конца. Ф.М. Достоевский правильно
отметил, что «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее
разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время...».
Список литературы
1. Горбанев В. Л. Сущность человека. - М.: Академия, 2019.- 355с.
2. Дарьин С.В. Основы философии. – М. : Форум, 2016. - 288 с.
3. Карелина С.И. Философия о сущности человека. – Ростов-на – Дону:
Феникс, 2018. – 185с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!