Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Организация предметно-развивающей среды в ДОО

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3013424

500 руб.

Просмотров
1720
Размер файла
77.28 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие предметно-развивающей среды в дошкольном образовании…………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие развивающей предметной среды в педагогике............ 6
1.2. Принципы организации, основные характеристики и компоненты развивающей предметной среды………………… 11
Выводы по первой главе………………………………………………… 16
Глава 2. Организация развивающей предметной среды в образовательном процессе ДОО……………………………………… 18
2.1 Требования к развивающей предметной среде в ДОО 18
2.2 Особенности организации развивающей предметной среды в дошкольной организации………………………………………… 22
Выводы по второй главе…………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………… 32
Список литературы…………………………………………………….. 34
Приложение……………………………………………………………… 37
Ваше РПС – везде поменяла на РППС, так как в ФГОС называется развивающая предметно-пространственная среда (РППС)!!
ВведениеАктуальность исследования. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) вопрос организации развивающей предметной среды в дошкольных образовательных организациях (ДОО) является особо актуальным, т.к. она (среда) должна обеспечивать возможность педагогам и психологам ДОО эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
С грамотной организацией развивающей предметной среды в ДОО происходит образование и воспитание дошкольников, что соответственно вызывает познавательную активность. С усвоением системы знаний связано развитие у дошкольников познавательной активности и отношения к окружающей среде. Оно проявляется в любознательности, развитии наблюдательности, влияет на развитие его мышления, а значит увеличиваем шанс формирования активной познавательной деятельности, что будет очень нужно в процессе обучения в школе.
Развивающая предметная среда является незаменимым атрибутом знаниевой парадигмы образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Она способствует формированию сознания дошкольников, включает в себя компоненты, имеющие первостепенное значение для познавательно-исследовательской деятельности.
Развивающая предметная среда позволяет ребенку активно включаться в познавательную деятельность, способствовать развитию его любознательности, творческого воображения, коммуникативных навыков и т.д., что в целом позволяет сформировать полноценную всесторонне развитую личность.
Проблема грамотного создания развивающей среды изучалась М. Монтессори, В.Я. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, С.А. Козловой, В.А. Сластениным, Н.А. Сорокиным, В.А. Ясвиным и др.). Роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка дошкольника весьма значима. Это выделено в трудах современных авторов: Т.П. Авдуловой, Л.И. Блашкиной, С.Л. Новоселовой, Т.А. Романовой, Л.Г. Ступиковой, М.К. Тинчуриной и др. (При первом перечислении фамилий – напишите их в алфавитном порядке - сначала Амонашвили, Венгер и т.д.)
Цель – изучение организации предметно-развивающей среды в ДОО.
Объект – образовательная среда ДОО.
Предмет - организация предметно-развивающей среды в ДОО.
Задачи исследования:
1) изучить понятие развивающей предметной среды в педагогике;
2) изучить принципы организации, основные характеристики и компоненты развивающей предметной среды;
3) рассмотреть требования к развивающей предметной среде в ДОО;
4) изучить особенности организации развивающей предметной среды в ДОО.
Методы исследования: анализ, обобщение и структурирование материала.
Глава 1. Понятие предметно-развивающей среды в дошкольном образовании1.1 Понятие развивающей предметной среды в педагогикеОбразовательная среда является чрезвычайно важным фактором развития дошкольников, т.к. именно к ней дети в силу возрастных особенностей наиболее сензитивны. Она помогает ребенку воспринять образование как личностно-значимую ценность, овладеть способами эффективного взаимодействия с другими людьми, осмыслить задачи своей деятельности и жизни, удовлетворяет основные потребности личности.
Под средой Н.Б. Крылова предлагает понимать «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [Крылова, с. 8]. При этом основными параметрами среды являются отношения, ценности, символы, вещи, предметы.
Л.И. Божович среду определяет, как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования». Он (это женщина – Лидия Ильинична) отмечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его отношения к среде. Он также определяет организацию среды в двух направлениях: духовно–пространственном и предметно–пространственном, обеспечивающих не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней [Божович].
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители и педагоги. В отношении различных участников образовательного процесса психологические факторы имеют разное значение.
Интенсивность образовательной среды для обучающихся и их родителей проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых обучающимся на занятиях и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий. Для педагогов интенсивность проявляется в объеме учебной нагрузки воспитателей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы.
Эмоционально-психологический климат среды для всех тех, кто является участником в образовательном процессе формирования, имеет место быть в степени психологического комфорта участвующих в образовательном процессе, в особенностях их взаимных отношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.д. Удовлетворенность образовательной средой имеет место быть в степени удовлетворенности образовательной организацией, ее значительности и месте в системе ценностей участников образовательного процесса [Пермякова].
В педагогике ведущим является взгляд на среду как на некие условия жизни, необходимые ребенку для его успешного воспитания и обучения. Для психологии же окружающая среда является не только условием, но и фактором, оказывающим влияние на развитие ребенка. Л.С Выготский указывал на важнейшую роль социальной среды в обучении и развитии школьника, считая ее «источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка» [Выготский]. С ним соглашается П.П. Блонский, понимающий среду широко, как условия жизни ребенка и условия его развития. Таким образом, среда может рассматриваться как категория, характеризующая развитие личности.
Термин «образовательная среда» появляется в обиходе российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии и становится предметом многочисленных исследований (А.Г. Асмолов, А.В. Иванов, Г.А. Ковалев, В.И. Панов, В.В. Сериков, Н.М. Смирнов, В.А. Ясвин и др.). Образовательная среда, являясь частью социокультурной среды, создаваемой самим человеком, понимается исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, предметно-пространственного окружения и особого межличностного взаимодействия, в результате которого происходит развитие и становление личности ребенка (С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). В дошкольную педагогику понятия «образовательная среда» и «развивающая среда» активно внедряются в начале 90-х годов XX века. В Концепции дошкольного воспитания [Петровский] подчеркивается, что развивающая среда «должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка». Концепция положила начало большому количеству исследований и проектов развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Однако учеными-теоретиками и практиками дошкольного образования (А.Г. Гогоберидзе, Н.В. Нищева, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Рыжова, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.) в основном рассматривается предметная развивающая среда. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова) характеризует развивающую среду как «целесообразно организованную совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка». Более широко развивающую среду рассматривает П.В. Смирнов и понимает ее как «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». В этом определении среды используется такое понятие как «условия», то есть некие воздействия «активной» среды на «пассивного» человека [Смирнов П].
Развитие – сложное многоаспектное понятие, имеющее большое количество различных определений. Так, развитие может пониматься как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, а психическое развитие предполагает необратимые количественные и, прежде всего, качественные изменения психики человека [Гусова].
Основанием для разработки развивающих образовательных систем служит выдвинутая Л.С. Выготским гипотеза о динамическом соотношении процессов обучения и развития. Он считал, что процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими «зоны ближайшего развития» [Выготский, с. 389-390]. Смысл понятия «зоны ближайшего развития» заключается в том, что ребенок в процессе общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками (в процессе обучения) может сделать больше, чем то, что входит в пределы его собственных возможностей, значит «то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» [Выготский, с. 386].
Теория развивающего обучения получила большую популярность в советской педагогике во второй половине ХХ века. Так, была создана система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Репкина, «педагогика сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, «культурно-историческая школа» В.В. Рубцова и др.
В.А. Ясвин в рамках развивающего обучения обосновал идею развивающей образовательной среды, основной характеристикой, которой является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития [Ясвин].
«Теория возможностей» Дж. Гибсона подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего развивающие ресурсы среды. Предоставление образовательной средой той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявить соответствующую активность. Таким образом, ребенок становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды.
Развивающая образовательная среда должна обеспечивать такую систему возможностей, которая бы способствовала удовлетворению целого комплекса потребностей и эффективному личностному саморазвитию всех субъектов образовательного процесса. Придерживаясь этого подхода, В.А. Ясвин рассматривает возможности удовлетворения потребностей как одно из важнейших требований к развивающей среде [Ясвин].
С учетом сказанного можно отметить, что в психолого-педагогической литературе понятие «развивающая среда», как правило, рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле это любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. В узком смысле – это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. В этом случае обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
У С.Л. Новоселовой под развивающей предметной средой понимается «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика» [Новоселова, с. 11].
Л.Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности ребенка:
1) параметр целеполагания, ориентирующий педагога на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющего каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности;
2) параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования;
3) параметр определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности [Данихнова].
По мнению В.В. Рубцова, предметная развивающая среда – это «такая форма коммуникативного взаимодействия, которая создает особые виды общности между ребенком и педагогом, которые обеспечивают передачу детям социокультурного опыта, норм и правил нравственного поведения, необходимых им для функционирования в обществе» [Рубцов, с. 32].
Немного иной подход к пониманию развивающей предметной среды предлагает В.И. Слободчиков, который указывает на двупланность среды: с одной стороны, она представляет собой «естественный и поэтому спонтанный (неуправляемый) процесс; с другой стороны, это процесс искусственный, который регулируется и управляется педагогами образовательной организации с помощью разных методов и приемов организации деятельности детей» [Слободчиков, с. 43].
Важнейший документ современности, обращенный к педагогам дошкольных образовательных организаций, так определяет развивающую предметно-пространственную среду – «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (п.3.3.1.) [ФГОС ДО]. То есть это специфические для каждой Программы организации образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации [Письмо]. (Это сказал не Джуринский – это записано в ФГОС ДО и далее Письмо с комментариями к Приказу! Я изменила ссылки).
Итак, условия для развития ребенка в активных видах деятельности (игровая, исследовательская, изобразительная, трудовая, экспериментальная, музыкальная, коммуникативная и др.), а не в форме учебных занятий по модели школьных уроков, создаются развивающей предметной средой дошкольной организации. Под термином «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованными материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
1.2 Принципы организации, основные характеристики и компоненты развивающей предметной средыРППС ДОО – это специфические условия для каждой организации (группы): инфраструктура, образовательное оборудование, методические материалы, дидактические пособия, мебель, образовательный контент и т.п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы) [Рабинович].
Целью формирования РППС ДОО является обеспечение: максимальной реализации образовательного потенциала; полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых; реализации различных общеобразовательных программ.
По мнению С.П. Дьяковой [Дьякова], для создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо соблюдать следующие условия:
1. Наполненность среды развивающим содержанием: мебелью, игрушками, предметами, соответствующими возрасту детей и зоне их ближайшего развития.
2. Размещение оборудования для удобной организации совместной и самостоятельной деятельности детей между собой и со взрослыми.
3. Соразмерность предметов росту и физиологическим возможностям детей.
4. Предоставление детям права изменять среду в соответствии со вкусом и настроением.
5. Функциональное размещение материалов для того, чтобы они могли выполнять для детей информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность, самостоятельность и инициативность.
6. Полифункциональность среды, которая проявляется в том, что различное оборудование материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для познавательно–исследовательской деятельности детей.
7. Подвижность и мобильность среды в зависимости от возрастных особенностей детей, требований образовательной программы [Дьякова].
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Целевыми группами РППС ДОО являются дети, педагоги и родители.
Формирование РППС ДОО осуществляется на основе действующей нормативно‐правовой базы: закона «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО, психолого‐педагогических требований Минобрнауки России, СанПиНов и требований по безопасности, реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования и др. Все эти документы требуют создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, индивидуальными возможностями и склонностями.
Очень важно, чтобы РППС, создаваемая в ДОО, имела содержательное сопряжение с домашней средой ребенка. В методических рекомендациях по организации РППС, составленных О.А. Карабановой с соавторами, подчеркивается: «Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО» [Карабанова, с.10].
ФГОС ДО определяет следующие принципы построения развивающей предметной среды в ДОУ [ФГОС ДО]:
принцип дистанцирования при взаимодействии, ориентированный на организацию пространства для общения со взрослым ребенком "в глаза", способствующий оптимальному контакту с детьми, который реализуется через зону" уединения", логопедический кабинет, кабинет психолога; одно из условий, позволяющих педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку" подняться " до позиции воспитателя – это неравномерность мебели. (все кавычки в тексте измените на ёлочку » « - верхние кавычки " показывают, что текст заимствован их инета)
принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности его проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании ими предметной среды. Например: "стена творчества" - полоска обоев, на которой дети могут по желанию нарисовать что угодно. Пустые рамки для детских рисунков. Звуковое оформление: шум моря, звуки леса, пение птиц.
принцип стабильности-динамизм, ориентированный на создание условий для изменения и создания среды в соответствии со " вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
принцип интеграции и гибкого зонирования, реализующий возможность построения разрозненных сфер деятельности, позволяющий детям свободно заниматься разными видами деятельности одновременно, не мешая друг другу.
По мнению Н.А. Коротковой групповое помещение следует разделить на 3 сектора: активный, спокойный и рабочий. Границы каждого сектора подвижны, они могут расширяться, объединяться, трансформироваться. Это побуждает детей проявить интерес к занятиям сверстников, присоединиться к их деятельности или сразу к нескольким видам деятельности. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театральной деятельности. Спокойный сектор включает в себя центры книги, отдыха, природы. В рабочем секторе размещается центр экспериментирования, развивающих игр, региональный компонент, а также оборудование (в том числе технические средства обучения) для организации совместной и регламентированной деятельности (Приложение 1).
Основными структурными компонентами предметной развивающей среды, по В.И. Слободчикову, являются:
1) насыщенность – ресурсный потенциал;
2) структурированность – способ ее организации;
3) принципы организации образовательной среды – единообразие, разнообразие и вариативность [Слободчиков, с. 48].
В свою очередь М.Н. Полякова выделяет следующие характеристики предметной развивающей среды:
комфортность и безопасность;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам;
соответствие основной образовательной программе, реализующейся в дошкольной организации;
учет всех основных направлений развития ребенка-дошкольника, указанных в ФГОС – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического;
рациональное расположение зон, уголков и центров, их разнообразие в соответствии с детской деятельностью;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений, самостоятельной коллективной и индивидуальной деятельности, возможностей для исследовательской деятельности, экспериментирования;
доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
создание условий для изменения (трансформации) среды для удовлетворения потребностей и интересов детей [Полякова, c. 37].
Т.В. Волосовец считает, что развивающая предметная среда включает в себя четыре компонента:
1) содержательный компонент представляет собой содержательный аспект реализуемой интегрированной деятельности с учетом основной образовательной программы дошкольного образования;
2) материальный компонент – это вещественный аспект среды как совокупности специально подобранных материалов и оборудования, который выступает носителем содержания детской деятельности для реализации личностного опыта ребенка;
3) организационный компонент, обеспечивающий реализацию разных видов деятельности детей – игровую, познавательную, исследовательскую, речевую, трудовую, изобразительную, музыкальную, физическую и т.д.;
4) личностный компонент – способы общения и взаимодействия всех субъектов образовательных отношений в процессе реализации конкретной деятельности» [Волосовец].
В.И. Панов в структуре образовательной среды выделяет деятельностный, коммуникативный и пространственно-предметный компоненты. Деятельностный компонент направлен на обеспечение детям возможности осуществлять ведущую для их возраста деятельность и при этом развивать произвольность и регулируемость психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания и др.), поведения и разных видов активности» [Панов, с. 48]. Коммуникативный компонент образовательной среды – это «способы организации межличностного общения между педагогами и детьми, обеспечивающие успех развития, обучения, воспитания, социализации, трансляции и освоения информации и практических навыков» [Панов, с. 49].
Таким образом, развивающая предметная среда строится по определенным принципам, структурным компонентам и классифицируется по видам, зонам, назначению, модулям. Развивающая предметная среда позволяет ребенку активно включаться в познавательную деятельность, способствовать развитию его любознательности, творческого воображения, коммуникативных навыков и т.д., что в целом позволяет сформировать полноценную всесторонне развитую личность.
Выводы по первой главе
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования поставило перед дошкольными организациями необходимость изменить взгляды и подходы не только к образовательной деятельности, но и к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Продуманная и правильно организованная она (среда) является весьма эффективным средством воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Проблема организации предметно-развивающей среды освещалась в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, С.Л. Новоселовой, Н.В. Нищевой, В.А. Петровского, Р.М. Чумичевой и других.
На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, как природных, так и социальных. Специально организованная образовательная среда дает педагогам возможность обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание в физическом, умственном, эстетическом, нравственном направлениях.
Под развивающей предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познавательной, коммуникативной, игровой, исследовательской и других видах детской деятельности. Предметное окружение, в котором ребенок пребывает, должно претерпевать изменения в соответствии с возрастными возможностями детей дошкольного возраста, их потребностями и интересами. Только в этих условиях дети смогут пополнить свои знания, реализовать себя как личность, самоутвердиться.
Глава 2. Организация развивающей предметной среды в образовательном процессе ДОО2.1 Требования к развивающей предметной среде в ДООФедеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
РППС в ДОО в соответствии с ФГОС отражает пять образовательных направлений:
1) социально–коммуникативное;
2) познавательное;
3) речевое;
4) художественно – эстетическое;
5) физическое.
Создавая развивающую предметную среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать то, что она должна быть:
1.Содержательно-насыщенной.
Среда должна включать в себя различные средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы необходимые (расходные в том числе), инвентарь, игровое, спортивное, которых можно обеспечить, а также оздоровительное оборудование, с помощью игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всего количества детей, с материалами эксперименты, которые доступны воспитанникам, двигательную активность, включающая в себя, в том числе и развитие крупной и мелкой моторики, участие детей выразить свои чувства в данный в подвижных играх, различных видах соревнованиях, эмоциональное взаимодействии благополучие детей во с предметно-развивающей среды окружением, а также возможность, конкретный момент времени.
2.Трансформируемой.
Среде необходимо возможность мотивов и возможностей воспитанников обеспечить изменений РППС в зависимости от конкретной ситуации образовательной, от часто меняющихся интересов, настроений.
3.Полифункциональной.
Среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих частей РППС видах детской деятельности (например, детских мебельных уголков, матов, различных мягких модулей, театральных ширм, а также природных материалов) в разнообразных.
4.Доступной.
Среда должна иметь свободный доступ детей на все виды детской деятельности (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают.
5. Безопасной.
Все части РППС должны обеспечивать надежность и быть безопасными в использовании. Нужно безопасного пользования сети интернет руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативными, соблюдать правила пожарной безопасности, а также правилами.
По требования ФГОС обстановку в группах нужно создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы делят на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Рекомендуемые центры в группах ДОО с содержанием компонентов развивающей предметной среды:
сюжетно-ролевых игр;
сенсомоторного развития;
уединения;
конструирования;
физкультурно-оздоровительный;
театрализованный;
краеведения;
творчества;
музыкальный;
развития речи, групповой библиотеки;
природы;
экспериментирования;
развивающих игр.
По возрастным критериям развивающая предметная среда также разделяется:
1) РППС в младшем дошкольном возрасте.
Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Правильно организованная развивающая предметная среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2) РППС в среднем дошкольном возрасте.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3) РППС в старшем дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование).
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
При проектировании предметной развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать время, предметное окружение. (Я бы это предложение убрала. Оно не несет никой информации ни до, ни после.)
Особые требования предъявляются к качеству предметного содержания, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Игрушки не должны [Карабанова]:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать у него проявление жестокости по отношению к сверстникам (или взрослым);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
провоцировать на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Организуя предметно-пространственную среду в ДОО, педагоги должны определить её наполнение, чтобы выстроить образовательный процесс учётом её содержания. Важно помнить, что оформление РППС содействует решению задач реализуемой в ДОО программы. То есть предметно-развивающая среда должна способствовать развитию ребёнка, а не нести в себе функцию украшения пространства [Чеховских - самара], поэтому в её компонентах должны найти отражение все образовательные области (Приложение 2).
Таким образом, развивающая образовательная среда должна обеспечивать такую систему возможностей, которая бы способствовала удовлетворению целого комплекса потребностей и эффективному личностному саморазвитию всех субъектов образовательного процесса.
2.2 Особенности организации развивающей предметной среды в ДООНаправление деятельности и развитие детей во многом зависит от взрослых - от того, как устроена предметная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Но есть и ряд проблем, которые присутствуют при организации развивающей предметной среды в ДОО согласно современным исследованиям:
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз «Куплено – красиво оформлено – расставлено») подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда одно направленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)) [Аникин].
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механич?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.