это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3052121
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Философия Древнего Востока 3
2. Античная философия 6
3.Философия Средних веков. Патристика. Схоластика. Реализм, номинализм,
концептуализм 7
4. Философия эпохи Возрождения 15
Список литературы 19
1. Философия Древнего Востока
Древний Восток считается колыбелью философской мысли. Именно
здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые
философские идеи. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору
догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации.
Напротив, обращение к древневосточной философии – это обращение к
изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но
подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и
непостижимости внутреннего мира. Середина I тысячелетия до н.э. – тот
рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней
цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно
возникают первые философские системы.
Для истории китайской философии наибольшее значение имела «Книга
перемен» (XII – VI вв. до н.э.). В ней содержались первые представления о
мире и человеке, разрабатывался понятийный аппарат. Движение инь и ян
понималось как диалектическое изменение в едином, которое имеет свой
путь – Дао, и этот путь переживают все вещи. В «Книге перемен»
прослеживается натуралистическое наименование природных явлений: «три
данности», которые движутся по своим путям, всегда вместе – небо, земля,
человек. Познание человека должно быть направлено на различение,
обозначение и понимание всего сущего 1 .
Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет
Небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей.
При этом речь идет не о дуализме этих начал, а, скорее, о диалектической
связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от
друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил.
Чередование Ян и Инь называется путем (Дао),который проходят все
вещи. «Книга перемен» прослеживает дао– путь вещей и путь мира в
движении. Одна из основных задач человека – понять свое место в мире,
«соединять свою силу с небом и землей».
Даосизм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное
учение, включающее элементы религии и философии. Даосизм считается
одним из самых важных философских течений в Китае. Основателем
даосизма считается Лао Цзы (в разных переводах «Старый учитель»,
«Старый мудрей», «Старый ребенок»), живший в конце VI - начале V в. до
н.э. Основные положения его учения мхюжены в философских трактатах
«Даодэцзии» (Учение о Дао и Дэ). Наиболее известные последователи Лао
Цзы – Чжуан Цзы, Ле Цзы. Ян Чжоу (IV - III вв. до н.э.).
«Дао - всеобщий закон движения и изменения мира. Реальный мир,
жизнь подчинены естественному пути - Дао.
1 Донцов Н.В. Особенности философии древней Индии и Китая // Современная наука:
актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 5-6 (66-67). С. 72.
Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-
цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В
европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали
исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского
этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их
мышления. Идеал Конфуция – благородный государственный муж, который
служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и
подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия
должны быть направлены не на поддержание порядка или построение
справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей,
освященного традицией.
В истории индийской философии принято выделять три периода:
ведийский период, когда философские воззрения еще не
существовали отдельно от религиозных и мифологических;
классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в.
н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные
и неортодоксальные философские школы;
постклассический период (с X в. по наши дни).
К основным философским школам относятся:
ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья,
ньяя, йога, вайшешика;
неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.
Общество разделилось на четыре основные варны (сословия), которые
впоследствии легли в основу чрезвычайно сложной кастовой системы:
1. жреческая варна – брахманы (священнослужители и монахи);
2. варна военной аристократии – кшатрии (воины, правители);
3. варна земледельцев, ремесленников, торговцев – вайшьи;
4. низшая варна – шудры (неприкасаемое, полностью бесправное
аборигенное и преимущественно зависимое население; масса
непосредственных производителей).
Духовная власть принадлежала брахманам, а реальная политическая –
военной аристократии, кшатриям. Вайшьи, а также шудры обеспечивали
высшие касты всем необходимым 2 .
К мировоззренческим истокам древнеиндийской философии относят
священные книги – Веды и Упанишады.
Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии
человека в Индии. Возникает множество школ, как следующих ведической
традиции, так и делающих попытку неортодоксального осмысления
сущности человека и мира.
Джайнизм является еще одним из неортодоксальных древнеиндийских
философских учений. Основателем учения считается Махавира Вардхамана
(VI в. до н. э.), которого еще называли Джина (победитель). Имеется в виду
2 Донцов Н.В. Особенности философии древней Индии и Китая // Современная наука:
актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 5-6 (66-67). С. 73.
победитель над перерождениями и кармой, то есть судьбой. Джайнизм –
прежде всего, этическое учение, которое указывает дорогу освобождения
души от страстей и прихода к святости.
Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сего-
дняшний день является одной из мировых религий, буддизм – религиозно-
философская школа , проповедовавшая избавление от страданий путем
отказа от желаний и достижения «высшего просветления» – нирваны,
основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой). Буддизм возник как
оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех
людей в страдании и право всех на спасение. Человеческая личность, как и
все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и
позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие
закона кармы, переселение душ.
Буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую
очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком.
Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре
предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях
жизни.
2. Античная философия
В античной философии выделяют три (ранний или досократовский –
VII-V вв. до н.э., классический – V-IV вв. до н.э., эллинистический - IV в. до
н.э. – I в. до н.э. э., римский – I в. до н.э. – V в.).
Главной особенностью древнегреческой философии, особенно в
начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы,
космоса, мира в целом.
Древнегреческая философия космоцентрична: ее горизонты всегда
охватывают весь Космос, включая человеческий мир, т. е. в ранней греческой
философии формируется особый подход в понимании природы и человека
(мировоззрения).
Главная цель философов милетской школы – изучение сущности
(субстанции, первоосновы) мира. Они ищут основополагающий принцип, из
которого появляются все единичные вещи, ищут то, что остается
неизменным и постоянным в мире со его изменениями. Этот постоянный,
неизменный фундаментальный принцип мира в философском языке
называется сущностной субстанцией (архе). Сама идея поиска основы и
причины мира в нем, а не вне его, была качественно новым взглядом на мир
и знание 3 .
Фалес из Милета под фундаментальным принципом, материальной
субстанцией мира понимает влагу - «жидкий, влажный физис», наблюдает за
явлениями природы и пытается найти естественные причины происходящего.
3 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2018. – С.54.
Его ученик – Анаксимандр вводит понятие «апейрон» для обозначения
первоначала. Образ мира, согласно воззрениям Анаксимандра,
геометрический, так как Земля, имея округлую форму, занимает центральное
место в мироздании. Фигура Анаксимандра выделяется на фоне данной
натурфилософской традиции посредством измененного характера своего
первоначала (τό ἄpeiron – безграничное, бесформенное, бесконечное,
неопределенное) в сторону внематериального его понимания, тем самым и
образуя указанный разрыв в истории.
Анаксимен, анализируя характер естественных процессов, сводит все к
«сгущению и разрежению воздуха», создавая диалектику взаимоперехода
вещества.
Элейская школа – философская школа Древней Греции существовала в
VI-V веках до нашей эры. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг
Италии), в честь которого и получила свое название. Впервые углубленный
анализ категории «бытия» был сделан Парменидом (540-470 гг. До н.э.).
Традиционно, после Парменида, под бытием понимают любое
существование, реальность во всех формах.
Парменид в философской поэме «О природе» рассматривал два
вопроса (об отношении бытия и мышления и об отношении бытия и небытия)
и утверждал, что «быть или не быть - вот решение вопроса». Существует
бытие, и нет небытия вообще. Он признал, что в сущности все неизменно:
«то же самое есть мысли и бытие».
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) - легендарная личность
энциклопедических знаний и интересов, он стал героем мифологических
историй о наследовании, о браке, его слепоте и обстоятельствах его смерти.
С именем Демокрита из Абдера всегда связывается развитие философии
«материалистической линии». Демокрит был знаменит тем, что выступал
родоначальником атомистики – философского учения, согласно которому
первоосновой мира является атом – (с греч. «неделимый», «мельчайший»)
предел делимости вещества.
Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и,
как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что
бытие не множественно.
Важным событием в древнегреческой философии явилось появление
софистов – «платных учителей мыслить, говорить и делать». Их
интересовала не истина, а эристика (искусство побеждать в споре, тяжбе).
Поэтому слово «софист» обретает нарицательное значение. Под ним имелся
в виду человек, способный черное выдать за белое, и наоборот, в
зависимости от поставленной перед ним задачи.
Основные выводы софистов заключаются в следующем:
1) главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость;
2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к
другому и через другое;
3) все существующее имеет свою противоположность.
Первым создателем учения о человеке является Сократ (470/469 г. до н.
- 399 г. до н. э.). Хотя его предшественники и современники, например,
софисты, уделяли значительное внимание этой проблеме, Сократ был
первым из древних мудрецов, который, согласно Цицерону, спустил
философию с небес космических проблем на землю, в города и дома люди,
заставляющие граждан думать, прежде всего, думать о своей жизни, морали,
добре и зле. Сократ ориентируется на внутреннюю жизнь человека, говоря о
человеке познающем.
Платон (между 429 и 427 до н. э. – 347 до н. э.) – сознательный и
последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов
поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и
материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной
степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона.
Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности
которого можно судить по его собственным произведениям.
Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По
мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип
трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание.
Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об
эйдосах – идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части:
измерение эйдосов и мир форм (вещей).
Ученик Платона Аристотель (384 г. до н.э. –322 г. до н.э.) развил и
критически переосмыслил философию своего учителя. Аристотеля
интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности
человеческой личности. Творчество Аристотеля является наиболее обширной
и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания всего
древнего мышления.
Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует
потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого
бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной
частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой
материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и
земля – промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно
непостижима, и реально существующим миром, который чувственно
воспринимаем. Аристотель полагал, что форма и материя неотделимы друг
от друга.
Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра
Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней
Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и
человеческой природы.
Основа философии кинизма – противопоставление себя
существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение
жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым
человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и
стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые
угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к
природе и естественным процессам.
Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под
влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических
суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные
признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей
вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно
сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является
истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а
стремление к отказу от категоричности 4 .
В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и
его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как
бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в
результате деления атомов. Строение души он описывал, как скопление
особых атомов: легких и подвижных.
Стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Основа
стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и
невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный
преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и
стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет
контролировать чувства.
3.Философия Средних веков. Патристика. Схоластика. Реализм,
номинализм, концептуализм
Средневековая религиозная философия отличалась замкнутостью на
самом себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от
реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательстью. Этому
способствовали ряд причин: разрушение и утрата античной культуры и
безраздельное господство в духовной жизни общества религии. В этих
условиях философия стала служанкой богословия, решаемые ею проблемы
были признаны служить обоснованию бытия Бога и апологетике
божественных истин Священного Писания.
В развитии средневековой философии выделяются два основных
периода: патристика и схоластика.
Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших
философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так
называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли
доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной
теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера,
обсуждавшимися в патристике, были:
4 История философии: Учебник для ВУЗов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев - М.: изд. Приор,
2017. – С.66.
троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями
(«споры о Троице»);
природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая
(христологическая проблема);
соотношение свободы и благодати;
отношение веры и разума.
Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный
(354 – 430). Главные истины, включая убежденность в бытии Бога, человек у
Августина, как в свое время у Тертуллиана, извлекает из глубин души в акте
самопознания. Но прежде, чем человек доходит до этих истин, он, по мнению
Августина, должен пережить ситуацию тотального сомнения во всем и вся.
Главным направлением развития средневековой философии с IX века
становится схоластика (от лат. schola - школа). Это - философия,
преподававшаяся сначала в школах, а с середины XII века в университетах.
Если Августин считал, что Бог и догматы веры недоступны рациональному
познанию, ибо они сверхлогичны, то схоласты, напротив, пытались с
помощью логических доказательств обосновать, что Бог существует, что он
обладает определенными характеристиками, что мир сотворен из ничего, что
душа бессмертна и свободна. Рационализации подверглись даже догматы о
Троице, воплощении и искуплении. Рассматривался также вопрос о
соотношении знания и веры 5 .
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики
был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26-1274). Формой
изложения своих учений он избрал подробные тематические описания,
содержащие все, что только можно сказать о каком-либо предмете – суммы:
1-я: «Сумма против язычников»
2-я: «Сумма теологии» – в этой работе он, используя философию
Аристотеля, систематизировал все христианское учение, т.е. создал его
теоретическую концепцию.
Существование Бога, согласно Фоме, не является настолько очевидным
(как утверждали ранние христианские философы), что не требует
доказательств. И последние должны быть апостериорными, т.е. выводить
существование Бога не из неизвестной нам его сущности, как это делали
Августин и Ансельм, а из известных всем его проявлений. Аквинат
разработал пять доказательств существования Бога:
1). Все, что движется, должно иметь источником своего движения
нечто иное. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности.
Значит существует перводвигатель, который сам недвижим. Это и есть Бог.
2). Все в мире имеет свою причину. Причины, следуя одна за другой,
образуют цепь причин, однако эта цепь должна иметь свое начало, т.е.
существует первопричина. Это и есть Бог.
5 Гриненко Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2015. – С.127.
3). Все вещи в мире случайны, но случайное зависит от необходимого.
Следовательно, должно существовать абсолютно необходимое существо -
Бог.
4). Все вещи обнаруживают различную степень совершенства, поэтому
должно быть абсолютно совершенное существо. Это и есть Бог.
5). Целесообразность природы не может быть объяснена
естественными причинами, следовательно, ее источником является Бог.
Реализм (в средневековой философии) – учение, по которому
подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а
вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны,
временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме.
То есть познание возможно только с помощью разума.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – один из наиболее ярких
представителей средневекового реализма. Согласно Ансельму, объекты,
соответствующие общим понятиям, таким, как «человек», «животное» и т.п.,
т.е. виды и роды реально существуют наряду с конкретными людьми или
животными. Кто не может понять, как несколько индивидов составляют
одного «человека», тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех
лицах.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического
направления. Учение номиналистов об объективном существовании
предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о
первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению
авторитета церкви и Священного писания.
Расцвет номинализма приходится на XIII–XIV века. Главные
представители – Уильям Оккам (ок. 1285–1349), Жан Буридан (ок. 1300-ок.
1358), Николай из Отрекура (ок. 1300-после 1350) и др.
В номинализме определяющее значение получает идея божественного
всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли.
Согласно Уильяму Оккаму, идеи не существуют в божественном уме в
качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи
возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.
Между реализмом и номинализмом стоит доктрина золотой середины,
так называемый концептуализм Пьера Абеляра (XII в.).
В споре о природе всеобщих понятий Абеляр оспаривает реализм и
номинализм при помощи друг друга, поочередно предоставляя их доводы.
Концептуализм Абеляра: общее – это результат работы человеческого
разума, это – не слова, хотя выражаются они словами, и не вещи, а концепты.
Он квалифицирует универсалии как нечто, относящееся к смыловой стороне
речи. Общее есть логическое изречение или само понятие (conceptus) духа.
Большое значение в истории философии и культуры Абеляр имеет
благодаря тому, что он применяет диалектику как метод в своих
исследованиях. По мнению Абеляра, диалектика должна изучать «слова, как
способ выражения мысли, и мысли, как понятия, соответствующие вещам».
Диалектика должна сделать содержание веры понятным для разума. Но в
сомнительных случаях диалектика должна приходить к самостоятельному
решению 6 .
Итак, средневековая философия в целом теоцентрична: все основные
понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются
через него.
4. Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – название периода в истории
культуры, сменившего Средние века и отмеченного гуманизмом, расцветом
искусств. Это период примерно с XIV до последней четверти XVI вв.
В эпоху Возрождения в Европе появились и развивались новые
философские направления. Главные идеи философии Возрождения были
заимствованы из античности: философы Возрождения отрицали авторитет
Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную
безграничными возможностями.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (XIV – XV вв., представители – Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.;
неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители – Николай
Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.;
натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) представители – Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.;
политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли);
утопическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо
Кампанелла и др.).
Для Ренессансного гуманизма, то есть для эпохи Возрождения, было
характерно с одной стороны - «возвращение к Библии», то есть новое
переосмысление христианского гуманизма, с другой стороны - повышенный
интерес к античной культуре и философии, в частности к наследию
Аристотеля, Сократа, Цицерона. Поэтому гуманизм эпохи Возрождения
включал в себя изучение человека, его природе, телесной и духовной жизни.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ
Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве – начало многих путей,
которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Идейное наследие
Петрарки огромно. В течение трех столетий шла в русле его традиций лирика
Европы. Его «Книга песен» включила 366 стихотворений, сонетов, канцон,
баллад. Она разбита на два больших цикла, первый из которых посвящен
жизни мадонны Лауры, а второй - ее смерти. Это лирическое введение в
новое ренессансное, гуманистическое видение человека и его места в мире 7 .
6 Гриненко Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2015. – С.129.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования
личностного самосознания эпохи Возрождения Гуманисты вырабатывают
новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет
понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них
определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а
личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми
идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности,
указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими
существами и особое его положение в мире. Один из наиболее видных
деятелей Флорентийской академии Д. Пико делла Мирандола (1463–1494)
писал о человеке, что он «самое возвышенное Божество, облеченное в
человеческую плоть». Д. Пико делла Мирандола был убежден в том, что
человек может «перерождаться в низшие, неразумные существа, но может
перерождаться по влечению своей души в высшие божественные».
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению
природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI
в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе
как несамостоятельной сфере.
Основной труд Николая Кузанского (1401 - 1464) носит название «Об
учёном незнании». Основной проблемой, занимавшей Николая Кузанского,
был вопрос о соотношении Бога и мира. В соответствии с философией этого
периода Кузанский утверждал, что Бог играет решающую роль в
становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от
ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму.
Н. Коперник (1473-1543) посвятил свою жизнь утверждению новой
системы мира, призванной заместить неверную геоцентрическую систему
Птолемея.
Джордано Бруно (1548-1600) создал пантеистическое учение,
враждебное средневековому теизму. В своих трудах Джордано Бруно
опирался на Николая Кузанского и на гелиоцентрическую астрономию
Коперника. Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью
отказаться от идеи существования единого вселенского божественного
начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что
познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения
«живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть
одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется
бесконечностью Господа.
Галилео Галилей (1564 - 1642) создал «Диалог о двух главнейших
системах мира - Птолемея и Коперника», в котором собеседники защищали
соответственно геоцентрическую и гелиоцентрическую модели мира.
Господствовавшее в эпоху Средневековья августианско-фомистское
учение о государстве, базировавшееся на теократическом принципе, было
7 Курбатов В. И. История философии. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – С.211.
пересмотрено в эпоху Возрождения, содержанием которой стал
гуманистический идеал самодавлеющей личности.
Крупнейшим идеологом обоснования новых принципов
государственной власти и деятельности правителей в эпоху Возрождения
был итальянский мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527). Он стал автором
целого ряда трудов по проблемам власти и политики – «Рассуждения о
первой декаде Тита Ливия», «Государь» (1513), «История Флоренции» (1525)
и др. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства,
которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло
человеческой природы. Его концепция государства отвергает прежнюю
теократическую концепцию.
Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами
английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо
Кампанеллы.
Творчество Т. Мора (1478-1535) ярко выражает гуманистические
нравственные идеалы, являясь учением о достоинстве человека и его
свободе. В своем главном труде «Книжка поистине золотая и равно полезная,
как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Мор
рассуждает о социальных и политических проблемах своей эпохи.
Томаззо Кампанелла (1568-1639) – известный итальянский философ,
социолог, литератор. Утопию «Город Солнца, или Идеальная Республика.
Поэтический диалог» была написана им в тюрьме (1602). На этой утопии
лежит отпечаток его времени, его мучений и проблем.
Город Солнца – это теократическая республика, организованная по
образцу монашеского Ордена и несколько напоминающая государство
древних инков. Во главе города стоит мудрейший и всезнающий
первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три
соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость – познанием,
науками, и Любовь – продовольствием, одеждой, деторождением и
воспитанием. Вместе они выбирают низших должностных лиц, носителей
истинного знания.
Список литературы
1. Гриненко Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2015. –
689 с.
2. Донцов Н.В. Особенности философии древней Индии и Китая //
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия:
Познание. 2017. № 5-6 (66-67). С. 72-77.
3. История философии: Учебник для ВУЗов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев -
М.: изд. Приор, 2017. – 529с.
4. Курбатов В. И. История философии. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 448 с.
5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2018. –
218 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!