Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Западноевропейская философия 17-18 веков

Тип Доклад
Предмет Философия

ID (номер) заказа
3066047

300 руб.

Просмотров
551
Размер файла
136 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

1. Западноевропейская философия 17-18 веков. Рационализм и эмпиризм 3
2. Философия французского Просвещения 7
3. Немецкая классическая философия 10
4. Марксистская философия 13
5. Возникновение и становление русской философии. Русская философия в
19 в. 18
6. Русская религиозная философия в конце 19 – первой половине 20 века 21
7. Марксистская философия в России 25
Список литературы 28

 

1. Западноевропейская философия 17-18 веков. Рационализм и

эмпиризм

Западноевропейская философия Нового времени охватывает XVII -
XVIII века. Разум, свобода, активность – символы философии Нового
времени. Не альянс религии и философии, а союз философии и науки должен
осуществить царство человека на земле. В Новое время философия вывела на
первый план проблематику человека в процессах познания, она направлена
на изучение природы и выявление законов познания. Личность теперь, в
качестве предприимчивого купца и лабораторного ученого, сама формирует
круг интересов и намерений. Этот процесс требует, соответственно
устанавливающимся ценностям времени, трезвого реалистичного,
приземленного взгляда на мир 1 .
В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность
в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод - путь
познания. Проблема метода - проблема основ познания и критериев истины.
Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии
Нового времени она получает систематическое развитие.
Основой нового метода считают:
 чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического
индуктивного знания (эмпиризм)
 интеллект, дающий логическое дедуктивно-математическое знание, не
сводящееся к опыту (рационализм).
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки
Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой
задачу, создать научный метод. В его философии впервые сформулированы
главные принципы, характеризующие философию Нового времени.
Бэкон утверждал, что опыты должны ставиться по индуктивному
методу: индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания
органов чувств форма доказательства и метод познания природы. В дедукции
порядок движения мысли от общего к частному, в индукции - от частного к
общему.
Бэкон стремился привести границы умственного мира в соответствии
со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в
современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие
получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в
виде попытки великого восстановления наук, которую изложил в трактатах:
«О достоинстве и приумножении наук» (самом большом своем
произведении), «Новом Органоне» (его главном произведении) и других
работах по естественной истории, отдельных явлениях и процессах природы.
Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую
классификацию наук, в основу которой он положил такие способности
1 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. - М.: Высшая
школа, 2013. – С.399.

человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Критерий
успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. Плоды
и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности
философии. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому
Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных.
Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу
человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких
связей природы, законов явлений, свойств вещей.
Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их
результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность
получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой
доказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования
идей, состоящую из суждений и понятий.
В трактате «Новый Органон», или «Истинные указания для
истолкования природы» Бэкон говорит о необходимости пересмотра и
восстановления наук, закладывая основы для научного метода, который
знаком нам сегодня. И там же рассказывает о трудностях, с которыми
сталкивается всякий, кто стремится объяснять мир.
«Знание - сила», - доказывал Бэкон. Однако эксперимент и индукция
недостаточны для нахождения истины. Надо еще научиться преодолевать
субъективные недостатки самого субъекта познания. Их Бэкон назвал
«идолами». Идолы - это ряд типичных путей, вступив на которые
человеческий ум систематически впадает в пагубные интеллектуальные
заблуждения. Бэкон выделил четыре идола:
Идолы рода – находят основание в самой природе человека, в племени
или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть
мера вещей. «Родовые идолы» – это, согласно Бэкону, заблуждения, которые
«находят основание в самой природе человека».
Идолы пещеры – заблуждения, вытекающие из индивидуальных
особенностей человека, его воспитания, образования, темперамента и т.п. У
каждого «есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет
природы».
Идолы площади (рынка) – заблуждения, вытекающие из неточного
употребления слов, навязываемого разумениями толпы. Этих «идолов» Бэкон
предлагает обнаружить (и обезвредить) в тесных сообществах людей,
объединённых общими связями, интересами и проблемами.
Идолы театра – заблуждения, связанные с общепринятыми, чаще всего
ложными, системами мышления, завлекающими людей подобно пышным
театральным постановкам.
Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной
степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с
искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в
мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно
муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а

также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину знания
из себя (имея в виду схоластов).
Философ Рене Декарт (1596-1650) стоял у истоков рационалистической
традиции. Критерием истины у Декарта выступает познающий разум, а
методологическая установка: «во всем должно сомневаться». Декарт
предлагает метод познания - метод научного сомнения, это средство
получения истины. Для Декарта неприемлема чувственная очевидность.
Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно
обнаружить в эксперименте. К врожденным Декарт относил идею Бога как
существа совершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые
общие понятия, аксиомы 2 .
По мнению Декарта, науке необходим строгий и рациональный метод,
позволяющий выстраивать ее по единому плану, что позволит человеку
осуществлять господство над природой через научные достижения.
Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике.
Философия должна выступать как наиболее достоверная наука.
Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе.
«Если мы провозгласим ложным все, в чем можно сомневаться, то легко
предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем
мы, которые мыслим. А значит неоспоримым фактом является то, что: «я
мыслю, значит, существую».
Рассуждения о методе - это важнейшая часть философского наследия
Декарта. Он считал, что начало познания - ум, но его сначала нужно научить
всему. Метод Декарта (дедуктивный) называется аналитическим или
рационалистическим. Началом дедукции является интеллектуальная
интуиция (это родившееся в уме простое знание). Дедукция - получение
частных выводов на основе знания каких-то общих положений, т.е. это
движение мышления от общего к частному, единичному. Исходные
положения это - аксиомы. Из них логическим дедуктивным путем выводятся
новые знания.

2. Философия французского Просвещения

Век XVIII вошел в историю развития европейской цивилизации как
эпоха Просвещения, которая стала важнейшим поворотным пунктом в
идейном, философском, культурном и духовном развитии Европы. Время,
названное эпохой Просвещения, всей логикой своего становления было
связано с дальнейшим развитием гуманистических традиций возрождения и
рационализма XVII века во всех сферах обновляющейся социальной жизни
Европы.
Французское просвещение, в отличие от английского, было
ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги

2 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. - М.: Высшая
школа, 2013. – С.401.

городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического
просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового
словаря наук, искусств и ремесел», энциклопедии, которая бы в простой и
доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с
важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.
Идейным вождем этого начинания выступает Д. Дидро, а его
ближайшим соратником – Д. Аламбер.
Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский философ, один из самых
влиятельных мыслителей XVIII в., идейный предшественник французской
революции. Теория Руссо была наиболее полно представлена в трактате «Об
общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.) и в
историческом эссе «Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между людьми». В своей социально-политической доктрине
Руссо продолжал, как и многие другие философы XVIII века, представления
о естественном (догосударственном) состоянии. Согласно описанию Руссо,
сначала люди жили как животные. У них не было ничего публичного, даже
речи, не говоря уже о собственности или нравственности. Они были равными
и свободными. Руссо показывает, как с улучшением навыков и знаний
человека, инструментами его работы формировались общественные
отношения, постепенно возникали социальные формации - семья,
национальность.
Шарль Монтескье (1689-1775) – одна из самых ярких фигур эпохи
Просвещения. В центре внимания Монтескье – социально-политические
проблемы, и для анализа их он использует в первую очередь
экспериментальный метод, получивший в то время широкое признание в
области естественных наук.
По его мнению, каждое современное государство должно иметь три
власти: первая – законодательная власть; вторая – исполнительная власть;
третья – судебная власть. А возглавлять исполнительную власть должен
Король (Президент). Когда люди объединяются в обществе, они лишаются
осознания своей слабости. Равенство, существовавшее до этих пор исчезает,
и развязывается война. Любое общество начинает осознавать свою силу, и в
результате возникает война между народами. Отдельные личности начинают
чувствовать свою силу, и как результат война между некоторыми
личностями. Война преследует своей целью — победу, победа в свою
очередь – завоевание, а завоевание – сохранение. Из данного принципа и
должны происходить законы, которые образовывают международное право.
Основными идеями философов Просвещения были моральное
перевоспитание общества, которое должно подняться до революции и
завоевать свободу оружием 3 .
Наиболее ярким воплощением французского материализма XVIII века
явилась работа П. Гольбаха (1723-1789) «Система природы». Согласно
учению Гольбаха, в основе мироздания лежит материя. Материя, как она
3 Миронов В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект, 2015. – С.166.

определяется в этой работе, есть то, что может оказывать воздействие на
наши органы чувств и производить ощущения. Человек, согласно Гольбаху,
является только физическим существом, а теологические представления о
душе как чисто духовной субстанции - это фикция. Человек есть часть
природы, а в природе могут существовать только естественные причины и
следствия. Поэтому бессмысленно говорить о свободе человека.
Преимущественная сфера интересов К. Гельвеция (1715-1771) – это
«учение о нравах», область социальных отношений и общественного
сознания. Гельвеций сделал наиболее последовательные социально-
исторические выводы из общих философских принципов французского
материализма, обосновывавших буржуазно-революционное преобразование
феодального общества.
Деизм – направление в философии, сторонники которого отвергали
идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы
(пантеизмом); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не
более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и
дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после
его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер,
Монтескье, Руссо.
Творческое наследие Франсуа Мари Аруэ Вольтера (1694-1778).
огромно: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал
Виктор Гюго, что «это не человек, это - эпоха». Вольтер и до сих пор имеет
славу выдающегося ученого, философа, поэта. Известно, что в переписке с
Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая.
Вольтер удивил мир своими революционными и противоречивыми
взглядами на общество, систему власти и отношения между государством и
его гражданами. Его работы в наше время не утратили своей актуальности и
вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и человеческих
позициях в обществе требуют длительного изучения и понимания. И хотя
Вольтер писал их в XVIII веке, его исследования достаточно современны и в
свете политических событий требуют особого подхода и детального
изучения.
Деятели Просвещения объединялись вокруг Д. Дидро и его
«Энциклопедии», замысел которой состоял не просто в желании создать
панораму достижений человечества до середины XVIII в., но и, активизируя
интерес человека к «очевидному-невероятному» в материалах
«Энциклопедии», побудить его к самостоятельному поиску истины в
естественных науках, истории, а не только в церковных трактатах и
проповедях. Многие выдающиеся деятели Просвещения сыграли свою роль в
создании статей, в том числе Вольтер, Руссо, Монтескье. Наибольшее число
статей написал Луи де Жокур – 17266 статей с 1759 по 1765 год.
«Энциклопедия» служила справочным и кратким руководством ко
всем существующим технологиям в то время, описывая инструменты и
способы их использования. Она была сборником всей мысли Просвещения.

3. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия конца XVIII-середины XIX века
является вершиной мировой философской мысли, потому что в ней
философия проявила себя в ее высшей, чистой форме: она, по Г. Гегелю,
«средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам
мир и наше место в этом мире».
Главными факторами развития немецкой классической философии
были: Великая французская революция и ее идеалы («свобода», «равенство»,
«братство»); отсталость социально-экономического развития Германии (что
создало возможность духовного развития, так как в стране идеология
капитализма еще не была утверждена); ситуация, в которой промышленная
революция, произошедшая в Голландии и Англии, связанное с ней массовое
производство товаров, устранила социальную напряженность и создала
уверенность в реальной возможности прогрессивного (финансово
обеспеченного) развития человечества.
Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила
Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига
Фейербаха.
Основоположником немецкой классической философии был Иммануил
Кант (1724-1804) - профессор Кёнигсбергского университета, где он
преподавал логику, физику, математику, философию.
Кант совершил революцию в философии, рассматривая знание как
деятельность, которая протекает в соответствии со своими собственными
законами. Впервые не характер и структура познаваемого вещества, а
специфика познающего субъекта рассматриваются как основной фактор,
определяющий способ познания и построения предмета знания.
Философия И. Канта сформировала качественно новую идею о путях и
пределах понимания жизни, которая нашла свое выражение в формировании
традиции современных социогуманитарных наук, оказавших особое влияние
на эпистемологию.
Философскую систему Гегеля (1770-1831) иногда называют
«панлогизмом» (от греческого, пан-все и логосами - умом). Это исходит из
идеи, что реальность поддается рациональному знанию, потому что сама
Вселенная рациональна 4 .
Последняя сущность мира или абсолютная реальность - это разум. Ум
проявляется в мире; реальность не та, что другая, как проявление ума.
Поскольку это так и потому, что, в конечном счете, бытие и ум (или понятие)
идентичны, можно не только применять наши понятия к реальности, но и
узнавать о структуре реальности посредством изучения понятий. Поэтому
логика или наука о понятиях идентичны метафизике или науке о реальности

4 Бучило Н. Ф. Философия: учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. –
Москва : Пер Сэ, 2015. – С.216.

и ее сущности. Каждая концепция, продуманная до конца, обязательно
приводит к ее противоположности.
Итак, реальность «превращается» в ее противоположность. Тезис
приводит к антитезам. Но это еще не все, потому что отрицание антитезы
приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т. е. к синтезу.
В синтезе противоположность тезиса и антитезы разрешена или отменена, но
синтез в свою очередь содержит противоположный принцип, который
приводит к его отрицанию.
Таким образом, перед нами нет конца изменению тезиса антитезой, а
затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель называет
диалектическим методом (от греческого слова «диалектика»,
оспаривающим), применим к самой реальности.
Философская система Гегеля триадична и включает философию идеи,
философию природы, философию духа. Две самые важные концепции
гегелевской философии, абсолютная идея и отчуждение. Принцип, лежащий
в основе понимания Гегелем мира, является принципом триады (тезис -
антитезис - синтез). Именно из этих основных понятий он стоит своей
философской системой.
Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был последним крупным
представителем немецкой классической философии и первым критиком
гегелевского идеализма, создателем так называемого «антропологического
материализма».
«Сущность христианства» (1841) - наиболее значительная
философская работа Фейербаха, где он говорил с точки зрения материализма
и атеизма как активный критик идеалистической философии и религии.
Выявив мистическую сущность философии Гегеля, Фейербах сделал вывод о
своей идеологической близости к религии: «Кто не отказывается от
философии Гегеля, не отказывается от теологии. Учение Гегеля о том, что
природа, реальность есть идея, является лишь рациональным выражением
богословских учение о том, что природа создана Богом…».
Главным объектом познания, по Фейербаху, является природа, включая
человека как природное существо: «Созерцайте природу, созерцайте
человека!», призывает он. Фейербах трактует все природные процессы
материалистически. Человек – также продукт природы, которая создала «не
только мастерскую его желудка, но и храм мозга». Однако, отвергнув
гегелевскую философию, Фейербах отверг и диалектику Гегеля, поэтому его
концепция, местами, метафизична (недиалектична).
Учение Фейербаха обычно называют антропологическим
материализмом, поскольку в его концепции проблема человека занимает
центральное место.
Критика религии Фейербаха также основана на антропологическом
принципе его философии. Немецкий мыслитель доказывает, что Бог не
создал человека, а человека - Бога и создал по своему образу и подобию. Все
божественные атрибуты - это человеческие качества, доведенные до

совершенства: человек смертен, Бог бессмертен; человек видит, Бог
всевидящий; человек обладает силой, Бог всемогущ и т. д.
Итак, немецкая классическая философия конца XVIII-середины XIX
века является вершиной мировой философской мысли, потому что в ней
философия проявила себя в ее высшей, чистой форме: она, по Гегелю,
«средство движения, только идеологические категории показали нам мир и
наше место в этом мире».
Основные проблемы немецкой классической философии: целостность
и структура бытия, его познаваемость, деятельность сознания, взаимосвязь
сознания и знания, принципы развития, сущность человека, универсальность
и универсальность форм нравственности.

4. Марксистская философия

Основателями марксизма были К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс
(1820 - 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности,
«Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «Классовая
борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии»,
«Капитал», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Формирование философии марксизма происходило в 40-е годы XIX в.
Вначале своей теоретической деятельности К. Маркс был последователем
Гегеля, но затем пересмотрел его учение с материалистических позиций.
На место логического самодвижения понятий он поставил
объективный процесс развития материи. Мышление он рассматривал не как
пассивное отражение внешнего мира, а как преобразование материального в
сознании мыслящего субъекта. Идеальный образ не совпадает полностью с
материальным предметом и рассматривается К. Марксом с точки зрения
практически действующего конкретно-исторического человека с его
потребностями. Если у Гегеля действующим началом был мировой разум, то
у К. Маркса – человек, для которого разумная действительность является
только этапом в бесконечном совершенствовании мира и человека. Более
того, чтобы изменить мир, человек должен изменить себя.
Такое качественное совпадение прогрессивного развития человека и
мира К. Маркс назвал революционной практикой. Поэтому К. Маркс и Ф.
Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией»,
«новым материализмом», в советской литературе укрепилось представление,
что философия К. Маркса и Ф. Энгельса–это диалектический и исторический
материализм 5 .
Теоретические предпосылки. Марксизм вырос из предшествующих ему
философских, экономических и социально-политических идей, созданных во
второй половине XVIII–первой половине XIX в. Каждой из его составных
частей соответствует свой источник. Источником философских построений

5 Радугин, А.А. Философия. Курс лекций / А.А. Радугин. – Воронеж: Изд-во ВГАСА,
2014. – С.168.

марксизма, прежде всего, была немецкая классическая философия. У Гегеля
основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха –
материализм.
Из философии Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс использовали и творчески
переработали его диалектику. В идеалистической диалектике Гегеля они
выявили идею исторического развития и принципы противоречия как его
движущую силу, а из философии Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс
использовали материализм, который был метафизическим (Фейербах
отбросил диалектику Гегеля вместе с его идеалистической системой) и
антропологическим. Поэтому марксистская философии называется
диалектическим материализмом (или материалистической диалектикой).
Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской
философии, которая называется историческим материализмом. В
произведении «Диалектика природы» Энгельс, определяя философию,
говорит, что она представляет собой науку о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления. Если природе и мышлению
посвящен такой диалектический материализм, то обществу и истории –
исторический материализм, которые в единстве и составляют марксистскую
философию.
Философия марксизма – это диалектический материализм.
Революционная теория взяла на вооружение революционный диалектический
метод, согласно которому все в мире подвергается изменению и развитию. В
материалистической диалектике источником развития мира является не дух,
идея (как было представлено в классическом идеализме), а сам мир, реальные
противоречия, которые объективно существуют в нем.
Саморазвитие мира является причиной развития познания, духа, а не
наоборот. Таким образом, исключив идею автора, демиурга, а также мнение
о внешнем первоисточник развития мира Маркс и Энгельс отразили
объективный мир (материю) как самоподвижный процесс, преодолели
метафизический, механический характер материализма и создали новую
историческую форму материализма – диалектический материализм.
Материалистический характер философии марксизма проявляется в
том, что она признает материю в качестве единственной основы
существующего мира; сознание рассматривается как свойство
высокоорганизованной формы материи, специфическая функция
человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно
существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется
признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся
в постоянном движении и развитии.
Главная идея марксистской философии – материалистическое
понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы
окружающего мира и его главная цель – производство.
Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения
в обществе, – производство материальных благ. Люди воздействуют на
окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача –

получение средств для существования в обществе: еды, полезных
ископаемых, строительного материала.
Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не
что иное, как воздействие людей на природу с целью получения
необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья,
одежды и т. д. Самое главное в этом процессе – трудовая деятельность
людей.
Важную роль в материальном производстве основоположники
марксистской философии отводят производительным силам общества и
производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под
производительными силами подразумеваются те, при помощи которых
общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.
Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и
Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под
которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и
прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для
создания материальных благ.
Важное значение в материальном производстве имеют
производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и
есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены
вступать друг с другом в определенные отношения – экономические,
политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе
материального производства товары обмениваются, распределяются между
людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом
возникают, марксизм называет производственными отношениями.
Фундаментальную роль в производственных отношениях играет
собственность на основные средства производства, но важно, является ли она
общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому
принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество
производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная
собственность служит интересам всех, частная собственность используется
для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.
Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать
лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает
необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства,
превращая ее в общественную.
Радикальные изменения в производительных силах требуют изменений
в производственных отношениях. В свою очередь производственные
отношения могут способствовать или же тормозить развитие
производительных сил.

5. Возникновение и становление русской философии. Русская

философия в 19 в.

В формировании русской философской мысли существенную роль
сыграли нравственно-идеологические основания древнерусских народов.
Они получили свое выражение уже в ранних мифологических традициях и
эпических памятниках славян, в дохристианских религиозных системах.
Философия зарождается на Руси из потребности объяснения
мироустройства, целей существования государства, общества и человека, из
необходимости разработки принципов социальной организации и общения.
В древнерусской литературе, имеющей философское содержание,
выделяют переводную в виде текстов Священного писания и Святоотческую,
общую для всех христианских народов литературу; переводную
византийскую литературу; оригинальную литературу, созданную
отечественными авторами.
К переводной литературе относится прежде всего Библия, которая
полностью была переведена лишь к концу XV в. Сначала был переведен
Новый завет, а затем по частям переводился Ветхий завет. В 1499 г. появился
полный перевод Священного писания – Геннадиевская Библия.
Особое значение для формирования древнерусской философии имели
Евангелие и Псалтырь (151 псалом). С принятием христианства началась
деятельность по переводу на старославянский язык святоотческой
литературы, т. е. сочинений Григория Назианзина, Василия Великого,
Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника.
В формировании русской религиозной философии определенную роль
сыграл Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского (864-927) на сюжет
сотворения мира.
Важное значение для распространения идей святых христианских
вероучителей имел, созданный по-видимому в Болгарии, Изборник 1073 г. В
нем содержится более 200 глав более чем 20 авторов (Афанасия
Александрийского, Иустина Философа, Василия Великого, Максима
исповедника, Иоанна Дамаскина и др.). Близок к составу “Изборника 1073 г.”
и Изборник 1076 г., также имеющий энциклопедический характер. В нем
содержатся статьи как на вероучительные, так и на нравственно-
воспитательные темы 6 .
На формирование философского сознания Древней Руси оказал
влияние памятник византийской литературы Хроники Иоанна Малалы и
Георгия Амартола. В хрониках Амартола сообщается читателю о
древнегреческих философах (Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите,
Оригене, Прокле и др.).
Одним из самых интересных памятников отечественной литературы
считается Моление или Слово Даниила Заточника (конец XII - начало XIII
в.). Даниил Заточник обращает внимание на ценность личной свободы. Он
также советует подбирать людей на службу не по внешнему виду, а по

6 История философии: Учебник для ВУЗов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев - М.: изд. Приор,
2014. – С.468.

рвению к службе, по умению нести ее. Даниил Заточник советует не
выставлять свои знания, быть скромным и приветливым с теми, кто лишен
знаний и умений.
В середине XIX века в философских кругах России активно
развернулась дискуссия славянофилов и западников. Она стала одной из
центральных в отечественной философии. В результате оформились два
противоборствующих течения, которые чуть позже и получили название –
западничество и славянофильство. Первые из них апеллируя к реформам
Петра Великого выступали за возрастание западного влияния, что должно
привести Россию к интеграции с Европой, вторые защищают конкретные
культурные ценности славянской традиции.
Западники, в широком смысле, – термин, принятый в научной
литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного
на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей
и одного культурно-исторического целого. Представители западничества
были А. Герцен, Т. Грановский, Н. Кетчер, В. Боткин и К. Кавелин.
Особую роль в русской философии XIX в. занимает П.Я. Чаадаев,
мыслитель, заложивший фундамент идеям западников.
Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность
оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и
большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне
истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс
перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников –
начало движения России во всемирную историю.
В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались
многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых
отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том
кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы.
Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым
историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы.
Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения
личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.
Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали
образованное меньшинство.
Социальная идеология славянофилов носила народнический характер и
ознаменовала несомненный шаг вперед в формировании русского
национального самосознания. Характерным свойством русской народности
была признана братская, любовная общинность в церкви и обществе. Русский
народ у славянофилов считался призванным заменить царство рассудочности
и эгоизма гармоническим развитием способностей и общинностью .
Иван Васильевич Киреевский и Алексей Степанович Хомяков явились
основателями отечественной философии, положив начало линий
преемственности: через В. Соловьева, «путейцев» (Н.Бердяев, С. Булгаков,
П. Флоренский), эмигрантскую философию – к 90-м годам уже XX в.

Именно они сознательно и целенаправленно поставили проблему
создания самобытного русского философствования, которое бы
ориентировалось на укорененные, органичные российскому умострою,
ценности и приоритеты. Отсюда идет традиция суверенности российского
философского сознания: основательности и внутренней уверенности,
спокойного настроя на приятие всего лучшего с Запада с сохранением
четкого идентификационного отнесения себя к особому проявлению
человеческой жизненности.
Характерным свойством русской народности была признана братская,
любовная общинность в церкви и обществе. Русский народ у славянофилов
считался призванным заменить царство рассудочности и эгоизма
гармоническим развитием способностей и общинностью.
Во второй половине XIX века четко оформились два направления в
русской философии: радикальное, или революционно-демократическое и
религиозно-идеалистическое. Идеологами русского политического
радикализма философия воспринималась исключительно в контексте
обоснования и пропаганды революционных идеалов.
6. Русская религиозная философия в конце 19 – первой половине 20

века

Выдающимся представителем русской религиозной философии был
B.C. Соловьев (1853-1900), именно в его работах русская идея приобрела
свое полное и философски значимое воплощение.
В основе всего философского творчества В. Л. Соловьева -
приверженность всеединству, достижение целостности жизни на основе
целостности знаний и целостности философствования. Направление этой
цели он видел в союзе философии, науки и религии, то есть в единстве
знания, опыта и веры. Всеединство - философское учение (идея, принцип),
раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как вселенной в
форме органичного единения и в то же время разделения входящих в него
составных частей, их идентичности друг другу и целому при сохранении их
свойств и специфики.
Главная идея «философии всеединства» - «оправдание добра»,
возникающая из понимания «сущего» как добра. Оно должно подготовить
человечество к переходу на более высокую ступень эволюции, на вершине
которой находится «богочеловечество», возвышенное и одухотворенное. Оно
станет сотворцом Бога и осуществит великую работу по перевоплощению
вселенной: создание мира, который сохраняет полноту и разнообразие
жизни.
Соловьев соотносит теоретические и практические аспекты
справедливости (мысленно - справедливость; фактически, в действиях -
сострадание): мыслимое содержание (идея) жалости или сострадания, взятое
в его универсальности и независимо от субъективных психических

состояний, в которых оно проявляется (то есть логически, а не
психологически), есть правда и справедливость.
Для Соловьева как религиозно-философского мыслителя идеал
справедливого устройства – это осуществление Царства Божия, это
«окончательная цель всякой жизни и деятельности, как высшее добро, благо
и блаженство», «действительный нравственный порядок».
Его философия - не просто созерцание, отражение, она имеет
программный, проективный характер. На протяжении всей своей жизни
философ подробно анализирует, что такое добро, справедливость и где их
источник, но не дает четкого ответа на вопрос: что такое добро?
Промежуточным звеном между ними является душа мира - София -
божественная мудрость, мистическая сторона вселенной. В этом всеединстве
каждая вещь является частичным проявлением всего в мире в целом. София -
это вечная женственность - образ красоты, хрупкости, порождающий начало
и в то же время двойственность, изменчивость и равнодушие. Это
обобщенный образ земного мира - мира противоречивого и обманчивого и
одновременно одушевленного и прекрасного.
Наиболее известным русским религиозным философом является
Николай Александрович Бердяев. В 1922 году он вместе с другими
известными философами и учеными был выслан за границу и долгое время
работал профессором в Русской религиозно-философской академии в
Париже. Бердяев написал большое количество книг и статей, большинство из
которых переведены на многие языки мира: «Духовный кризис
интеллигенции», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия
неравенства», «Русская идея» и т. д. В центре философии Бердяева оказалась
проблема личности, её свободы и творчества 7 .
Русский космизм – оригинальное направление в философии конца 19 –
начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое
(Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественнонаучное
(Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.).
Основная идея данного философского направления заключается в том,
что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается
единство человека и космоса. В русском космизме возрождается
космоцентризм древних греков. Учение Соловьева о всеединстве стало
одним из исходных моментов формирования русского космизма.
Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828-1903).
Основной труд «Философия общего дела». Он осуществил синтез двух
направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался
объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно
считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на
основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы

7 Бучило Н. Ф. Философия: учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. –
Москва : Пер Сэ, 2015. – С.377.

обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и
наметить основные объекты преобразования.
Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом
естествознания и развита естествоиспытателями. Она воплотилась в учении
Вернадского, Циолковского, Чижевского. Общей идеей для них было то, что
необходимо создавать «новую природу» на основе разума, науки. Это новое
состояние было охарактеризовано Вернадским как «ноосфера», т.е. сфера
разума. В ней природные и социальные законы составляют неразрывное
единство. Циолковский провозглашал космический пантеизм, признавая
наличие во Вселенной одной субстанции – материи в ее бесконечном
разнообразии.
В.И.Вернадский рассматривал человечество как часть биосферы.
Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится
особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением
времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим
завершением эволюции материи: все части развивающегося мира
оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот
мир.
Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) создал концепцию
взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил
зависимость между циклами солнечной активности и явлениями социальной
жизни (в частности, смертность и рождаемость, количество преступлений и
несчастных случаев, различных социальных катаклизмов: войн, революций).
Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке,
выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит
и от творческого акта человека. В космизме проявляется принципиально
новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой
российской мысли.

7. Марксистская философия в России

Идеи марксизма в России начинают интенсивно распространяться в
конце 80-х гг. XIX в. Его главными российскими теоретиками явились Г. В.
Плеханов (1856–1918), а позже В. И. Ульянов (Ленин) (1870–1924). Первый
был идеологом ортодоксального марксизма, а второй – лидером во многом
переосмысленного, большевистского марксизма.
Г.В. Плеханов (1856-1918), основоположник русского марксизма, был
сторонником монистического понимания истории. Идею Маркса об
определяющей роли экономических отношений он корректировал путем
выделения основания этих отношений в виде географической среды.
Он рассматривал марксизм как целостную философию, а не
политическое движение, и утверждал, что марксизм неразрывно связан с
материализмом и диалектикой: только марксизм раскрывает закономерный

характер исторического процесса и не только выявляет экономическую
необходимость, но и показывает, как с ней справиться.
Плеханов спорил с народниками: руководить массами будет только тот
человек, который осознает их интересы и выскажет свои устремления,
укажет путь к достижению социальных целей. Кроме того, Плеханов указал,
что Россия уже встала на путь капитализма, а это значит, что переход к
социализму - это не задача крестьянства, а рабочего класса.
Ссылаясь на Маркса, Плеханов считал, что в нынешний исторический
период революция в России невозможна, поскольку русский капитализм
находится в стадии своего формирования, а пролетариат слишком мал в
количественном отношении. Он не верил в революционный дух
крестьянства.
Плеханов первым в философской литературе определил создание
диалектического и исторического материализма Марксом и Энгельсом как
величайшую революционную революцию в философии. Он доказал, что
рождение и становление марксизма является неизбежным и естественным
результатом всей истории развития мировой общественной мысли, что
марксизм взял и критически переработал все самое ценное из немецкой
философии, английской политической экономии и французского
утопического социализма.
В. Ленин был убеждён, что вся история философии - борьба
материализма и идеализма. Материализм в области познания - это теория
отражения: наши ощущения - это субъективные образы объективного мира,
позволяющие составить правильное представление об объекте и применять
его на практике.
Свободно и творчески, не оглядываясь на авторитет Энгельса, Ленин
подходит и к проблеме материи. Открытие делимости атома вызвало
полемику в рядах марксистов и стремление некоторых из них заменить
онтологию Маркса другими философскими учениями – позитивистов Эрнста
Маха и Рихарда Авенариуса или онтологией неокантианцев. Возникла
опасность отказа от материализма. Среди ученых стало распространяться
убеждение в том, что если атом делим, значит «материя исчезла». С этим
тезисом Ленин никак не мог согласиться. Он резко выступил против
философа и экономиста Александра Богданова, который склонялся к
махизму, и Георгия Плеханова, который догматично воспринимал
диалектический материализм. Решение проблемы, предложенное Лениным,
было таким: исчезает не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые
считались абсолютными. Главное же свойство материи, с которым тесно
связан философский материализм, «есть свойство быть объективной
реальностью, существовать вне нашего сознания» 8 .
Ленин разграничил научные представления о материи и её
философское понимание. Философия ограничивается признаками

8 Миронов В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект, 2015. – С.197.

объективности материи и её доступности для органов чувства, а другие её
свойства исследует наука.
Социально-политические мысли, добавленные Лениным к марксизму:
1. Выделение империализма как новой стадии капитализма, на которой
вместо свободной конкуренции возникают монополии.
2. Идея о перерастании буржуазной революции в социалистическую из-
за наступления в России революционной ситуации).
3. Выделение социализма как переходной стадии к коммунизму: как
утверждал Ленин, коммунизм может развиваться лишь тогда, когда вполне
упрочится социализм.
Учение Маркса о «надстройках» уже усвоено в это время Лениным.
Здесь же Ленин высказывает и основные для всей последующей «советской
философии» идеи о том, что «идея исторической необходимости ничуть не
подрывает роли личности в истории».
Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», содержания
которой мы коснемся дальше, есть, собственно, единственное его
философское произведение. Отдельные статьи, близкие к вопросам
философии, появлялись и позже, напр., в 1913 г. Ленин написал статью «Три
источника и три составные части марксизма». Уже будучи во главе
советского правительства, Ленин не бросал занятий по философии. Наконец,
с очень большими оговорками, можно говорить о ценности т. наз.
«Философских тетрадей» Ленина (где собраны сделанные им выписки –
преимущественно из Гегеля – и некоторые собственные замечания Ленина).
Переходя к систематическому изложению построений Ленина,
подчеркнем, прежде всего, то, что философские интересы Ленина
сосредоточивались почти исключительно на вопросах философии истории –
все остальное его интересовало лишь в той мере, в какой те или иные учения
и теории могли влиять на философию истории. Но и в философии истории
Ленин раз и на всю жизнь принял построения Маркса – и уже ничто вне их
его не интересовало. Эта Внутренняя узость, присущая изначально Ленину,
превращает его философские писания в своеобразную схоластику (в дурном
смысле слова).
Историософская тема была не только центральной для Ленина, но она,
собственно, была единственной у него. Что же касается историософии у
Ленина, то оригинальность его не идет дальше настойчивого акцента на
теории «скачков» – «прямого революционного действия».

Список литературы

1. Бучило Н. Ф. Философия: учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н.
Чумаков. – Москва : Пер Сэ, 2015. – 447 c.
2. История философии: Учебник для ВУЗов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев -
М.: изд. Приор, 2014. – 529 с.

3. Миронов В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект,
2015. – 240 с.
4. Радугин, А.А. Философия. Курс лекций / А.А. Радугин. – Воронеж: Изд-во
ВГАСА, 2014. – 218 с.
5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. -
М.: Высшая школа, 2013. – 438 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РАНХиГС
Работа выполнена досрочно. Автор отвечает на все вопросы. Работа выполнена хорошо, без зам...
star star star star star
Курганская Академия доп.образования
Спасибо, Ольга Вам за выполненную работу. Безукоризненно! Надеюсь на дальнейшее сотрудниче...
star star star star star
РГУТиС
большое спасибо все выполнено на высшем уровне без нареканий. приятно было поработать с вами
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.