это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3109837
Ознакомительный фрагмент работы:
Вопрос о субстанции – это важнейшая сторона основного вопроса
философии, связанная с его онтологической стороной, где ставится вопрос, что
является первичным - дух или материя. Вопрос о первооснове мира впервые
был поставлен представителями милетской школы, в решении этой проблемы в
античной философии отчетливо выделились два крупных направления, это
философский материализм (линия Демокрита), согласно которому основой
мироздания является материя и философский идеализм (линия Платона),
согласно которому основой мироздания является идея или дух. Так,
философский идеализм Платона во многом близок религии, где в качестве
творящей субстанции берется Бог как сверхъестественный источник бытия,
материя же не имеет собственного бытия, поэтому не может быть субстанцией.
Субстанцию Платон видел в формах, потому что все получает бытие из
форм. При таком понимании субстанции любая реалистическая философская
система признает существование субстанций. Так, важнейшим учением
Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях:
- учение о едином;
- учение о уме;
- учение о душе, к нему примыкает учение о космосе [2,c.321].
Основой всякого бытия является, по Платону, первая субстанция -
«единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей,
т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может
двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е.
множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия
и т.д.
О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения
и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы»,
вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым
Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их
становление.
Вторая субстанция – «ум» является, по Платону, бытийно-световым
порождением «единого» – «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу;
Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и
становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но
не их становление.
Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической
концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ,
живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности,
упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а
именно в правильном и вечном движении неба.
Третья субстанция – «мировая душа» – объединяет у Платона «ум» и
телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается
от него своей вечной подвижностью; это – принцип самодвижения. «Ум»
бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то
прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а
также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и
истечение «мировой души». Платон говорил о бессмертии или, вернее, о
вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть
переход его в другое состояние [3,c.369].
По учению Платона, душа состоит из трех частей [3,c.368]:
- разумной;
- пылкой (волевой);
- вожделеющей (чувственной).
Разумная часть – основа добродетели мужества, преодоления
чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое
сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало
добродетели справедливости.
Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании
душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает
только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных
восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное
восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания
определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь,
искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.
Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе
тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и
постигаемое только разумом. Но его бытие множественно. Это множество
бытия Платон называет идеями.
Идеи по Платону являются предельным обобщением, смыслом,
смысловой сущностью вещей и самим принципом их осмысления. Они
обладают не только логической, но и определенной художественной
структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой
и делает возможным понимать их эстетически [2,c.320].
Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи,
которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных
частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как
организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму,
душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде.
«Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или
образец, прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о
космических пропорциях.
Так, материя для Платона – лишь принцип частичного функционирования
идеи, ее сокращения, уменьшения, затемнения. Сама по себе она абсолютно
бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо
физическая стихия; материя – это не сущее, сущее же – только идея.
Важно заметить, что Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей
и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил
против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для
Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в
материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё
существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует»
в нем.
Так, по Платону, «истинное бытие – это некие умопостигаемые и
бестелесные идеи», философ называет их «сущностями», отделенными от
чувственных вещей и являющимися прообразами последних. Критикуя
платоновское учение об идеях, Аристотель в «Категориях» отождествляет
субстанцию с единичным индивидуумом: первая сущность есть «вот это нечто»
– «этот человек» или «эта лошадь» [1,c.134].
Таким образом, категория субстанции является основой при решении
проблемы единства и многообразия мира, а также решение вопроса о
происхождении мира приводит к появлению философского материализма и
философского идеализма. В своих учениях Платон противопоставляет истинно
сущее как единое, вечное и неизменное чувственному миру множественного,
временного и изменяющегося. Истинно сущее постигается лишь умом и
недоступно чувствам, предметом которых являются преходящие явления
эмпирического мира.
Список использованных источников:
1.Бранская, Е.В. Основы философии: учебное пособие / Е.В. Бранская. –
М.: Юрайт, 2019. – 184 с.
2.Икаев, Р.Т. Философское учение о субстанции // Вестник научных
трудов молодых ученых. – 2018. - №2. – С.320-321.
3.Нусупов, Ч.Т. Философское осмысление учения Платона о душе для
современности // Евразийское научное объединение. – 2019. - №4. – С.368-370.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!