это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3148963
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Бытие и его формы 3
2. Материя и её виды 7
3. Движение. Формы движения материи 10
4. Пространство и время 14
5. Структурность бытия: целое и часть; форма и содержание; сущность и
явление; общее, особенное, единичное; система, элемент, структура,
функция 18
6. Детерминация бытия: причина и следствие; необходимость и случайность;
закон; возможность и действительность 22
7. Развитие. Прогресс и регресс. Критерии прогресса 26
8. Закон единства и борьбы противоположностей 29
9. Закон перехода количественных изменений в качественные изменения 33
10. Закон отрицания отрицания 36
11. Научная, философская и религиозная картина мира 39
Список литературы 43
1. Бытие и его формы
В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение
сущности существования. С самого начала философии мыслители пытались
понять смысл всего сущего, и в настоящее время эта проблема остается
одной из основных в философии.
Уже в древнеиндийских и древнекитайских источниках возникновение
которых относят к началу первого тысячелетия до н.э., встречаются, нередко
противоречащие друг другу идеи о первоначале мира. Так, в Ведах и
Упанишадах развиваются представления о целостной духовной субстанции,
о бессмертии индивидуальной души и отрицающие их рассуждения о
естественных началах сущего – огне, воздухе, воде, свете, пространстве и
времени. В древнекитайской философии первоосновы мира образующие все
многообразие действительности именуются стихиями (вода, земля, дерево,
металл, огонь) 1 .
Бытие является наиболее общей характеристикой вселенной, с этим
согласны все философы. Однако наполнение этой философской категории
конкретным содержанием сопровождается многочисленными спорами между
философами. Учение о бытии решает ряд фундаментальных вопросов: мир
один или несколько? это изменчиво или неизменно? подпадает ли под
действие каких-либо законов? В зависимости от ответов формируются
разные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и
идеализм, детерминизм и индетерминизм. Короче говоря, вопрос
существования по-прежнему открыт, он относится к категории вечных, на
которые каждая эпоха и культура дают свой ответ.
Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как
целостное явление, универсальное единство, которое включает в себя
огромное разнообразие вещей, процессов, состояний людей, природных
явлений.
Это то, что мы называем универсальным существованием. Первичный
компонент, который обеспечивает универсальную связь между этим
бесконечным количеством вещей, действует как единое целое. Другими
словами, мир наполнен множеством отдельных явлений, вещей, процессов,
которые взаимодействуют друг с другом. Это мир отдельных сущностей,
которые включают людей, животных, растения, физические процессы и
многое другое. Но если мы будем исходить только из универсального и
индивидуального, человеческое сознание будет очень трудным, а скорее
невозможным ориентироваться в этом разнообразном мире.
Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует
ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части,
элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются
формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью
1 Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2013. – С.49.
наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения
наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие.
В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи
и явления мира.
1.Материальное бытие
К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от
человеческого сознания и представляют собой объективную реальность,
включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни
человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения
объективной реальности вводится понятие материи. Итак, материальное
бытие – это те природные объекты, явления, феномены жизни общества,
которые:
а) составляют объективную реальность;
б) существуют независимо от человека;
в) могут оказывать на его органы чувств воздействие.
2. Духовое бытие
Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы
сознания и бессознательного, включают знания, материализующиеся в
формах естественных языков, знаково-символических систем. Иными
словами это бытие индивидуализированного духовного.
В структуре бытия выделяют основные формы бытия:
бытие вещей и процессов природы;
бытие человека;
бытие духовного;
бытие социального 2 .
Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют
свою специфику
1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами
природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм
процессов, целостность структур, включенность в общий процесс
космической эволюции, и включает в себя:
а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности,
существующей миллиарды лет;
б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных
человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной и
социальной реальности, который включает в себя:
созданные человеком предметы повседневного обихода;
техносферу;
орудия и средства производства;
производственную и социальную инфраструктуру;
2 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – С.658.
выведенные живые организмы (путем естественного отбора или
средствами генной инженерии).
2. Бытие человека – это жизнедеятельность человека в единстве его
телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие
человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая
природа выступает условием возникновения и существования человека, а
вторая – продуктом его жизнедеятельности.
3. Бытие духовного (идеального) – это:
а) бытие индивидуального духовного, включающего различные
проявления сознания отдельного человека (поток его чувств, мыслей,
эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различные
формы бессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы,
механизмы неосознанного психического контроля за состоянием тела и др.);
б) бытие объективированного духовного, существующего в различных
формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и
институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и
разнообразных носителях информации; в произведениях искусства,
архитектуры; в языке и литературе.
4. Социальное бытие, включающее в себя:
а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:
– процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в
обществе в конкретную историческую эпоху;
– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных
событий.
б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности
общества как целостного организма в единстве материально-
производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и
механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-
цивилизационных явлений и процессов.
2. Материя и её виды
Материя – это философская категория для обозначения объективной
реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем.
Материя – это абстракция, субстрат всех многообразных свойств и
отношение реально существующих форм движущейся материи. Материя
неисчерпаема на любых уровнях ее структурной организации: и электрон и
атом неисчерпаем. Но материя это абстрактное понятие, ибо существуют
только реальные разновидности материи: вещественная, полевая, вакуумная
(обусловлена реальностью виртуальных частиц). Материя является
обобщением понятия материального и идеального, в силу их
относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносиологический
оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок 3 .
3 Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2013. – С.54.
Философы Древней Греции понимали под материей такую реальность,
которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя – это
своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и
стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то
веществу, которые, по их мнению, и являются первоначалом,
первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного,
вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по
пути преодоления этой вещественности.
Для натурфилософов милетской школы материя – это стихия,
создающая все многообразие бытия. Демокрит (460 г. до н.э. – 370 г. н.э.) и
философы-атомисты рассматривают материю как совокупность бесконечно
малых частиц – атомов, которые вечны, неуничтожимы и неделимы, и
образуют все формы бытия через свое объединение в более сложные
структуры. В тоже время Платон (429-427 годов до н. э. - 347 год до н. э.) с
идеалистических позиций рассматривает материю как вторичную по
отношению к идеальному бытию. Материальные тела в его концепции есть
лишь грубые и неточные воплощения идей. Погрешности возникающие в
процессе их материализации приводят к тому, что одна и та же идея,
например, лошади, порождает множество отличных друг от друга
материальных тел.
В период средневековья идеалистические взгляды продолжают
преобладать. Материя ассоциируется с природой и представляет собой
творение бога, его производную. В Новое время идеализм постепенно
уступает место механистическому материализму. В данной концепции
материя понимается как вещество, а именно как совокупность бесконечно
малых и неделимых атомов, взаимодействующих между собой по законам
механики во времени и пространстве. При этом время и пространство
представляют собой самостоятельные субстанции, независимые от материи.
Современное понимание материи формируется в рамках марксистского
направления философии В.И. Лениным (1870-1924). Оно открепляется от
понимания материи исключительно как вещества, включая в него все
возможные формы существования реальности, как уже известные, так и те,
которые человечеству еще предстоит открыть. При этом явления
нематериального, духовного характера – психика, социальные отношения,
культура и т.д. рассматриваются в качестве вторичных по отношению к
материи, как ее функции и продукты деятельности.
В Новое время понимание материи связывается со свойствами,
присущими всем вещественным предметам: с наличием массы, с
протяженностью, со способностью к механическому перемещению.
Современное понимание структурной организации материи выделяет
три ее основных структурных уровня: микромир, макромир и мегамир,
которые подразделяются на множество промежуточных структур. В
структурной картине мира критерием элементарности ее частей выступает их
инвариантность и тождественность относительно роли и места в данной
системе, неделимость и целостность ее отдельных компонентов.
Наряду с естественнонаучными представлениями о материи,
основанными из фиксации особенных признаков, в области философии
акцент делается на понимании материи как субстанции, т.е. того, что «лежит
в основе», некое первоначало.
Субстанция – причина самой себя и вместе с тем источник
вещественного многообразия. Введением представлений о субстанции
решаются несколько проблем: 1) единства мира (унитарность всего
существующего определяется общим базисом существования); 2) монизма
(многообразие существующего выводится из модификации единой основы);
3) богатства форм мира (многоликость действительности обусловлена
естественно-историческим процессом, качественным изменением общей
основы).
Наконец, наступает период, когда материя определяется как
объективная реальность. Интерпретация материи как объективной
реальности окончательно преодолевает трактовку матери как ее конкретно-
вещественного воплощения 4 .
В настоящее время выделяют два основных вида материи: вещество и
энергия. Под веществом понимается материя, организованная
корпускулярно, т.е. состоящая из отдельных сколь угодно малых частиц.
Энергия в свою очередь не закреплена в качестве каких-либо частиц,
но проявляет себя в качестве излучения. Вместе с тем данное деление
достаточно относительно, так как вещество и энергия способны взаимно
преобразовываться друг в друга, что было доказано А. Эйнштейном (1879-
1955).
Вещество в свою очередь делится на обычное (светящееся) и темное. В
наблюдаемой вселенной – шаре радиусом 15 миллиардов световых лет, доля
массы обычного вещества крайне мала – всего лишь 4%. Около 25%
приходится на темное вещество. В отличие от обычного темное вещество не
испускает излучения и по этой причине остается невидимым для человека.
Его взаимодействие с обычным веществом по мнению ученных в настоящее
время ограничивается лишь гравитационным воздействием. Энергия
аналогично подразделяется на излучение и темную энергию. Темная энергия
также, как и темная материя остается недоступной для регистрации и
обнаруживается исключительно благодаря ее гравитационному воздействию
на обычную материю.
3. Движение. Формы движения материи
Движение – это способ существования материи, ее всеобщий атрибут.
В самом общем виде под движением понимают всякое изменение. Движение
– это и обмен веществ в клетках организма, и взаимное превращение
элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен
деятельностью между людьми, и мышление. С древних времен сущность
4 Миронов В.В. Философия : учебник. – М. : Проспект, 2015. – С.37.
движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному. Со
времен античности сложились три основных моделей понимания движения и
его роли в мировом процессе.
Первая модель была представлена милетской школой и Гераклитом
(535 – 483 гг. до н.э.). Движение здесь понималось как перманентное
возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего
сущего.
Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила
рассмотрение в элеатской школе. Не отрицая движение как таковое – они
ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду (501 г. до н.э. – 450 г.
н.э.) бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою
устойчивость в движении.
Третья модель, представленная Эмпедоклом (490 – 430 гг. до н.э.),
который попытался объединить противоположные взгляды и стал
рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса
движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель (384 –322
гг. до н.э.), который дал общую классификацию видов изменения, среди
которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение,
понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в
действительность 5 .
Античная мысль справедливо понимала движение как противоречивый
процесс, который является одной из граней мира. Другой гранью выступает
понятие вечности, неизменности.
Таким образом, указанные модели подчеркивают противоречивость
понятия движения. Это означает необходимость введения новых понятий и
классификации форм и типов движения. В самом общем виде принято
выделять два основных типа движения:
1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный
набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно
о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято
называть функционированием.
2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более
сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с
преобразованием качества также называют развитием.
Движение вещи есть изменение её свойств, вызываемое событиями
внутри нее и (или) процессами ее внешнего взаимодействия с другими
вещами. В понятии движения мыслят изменения любого характера:
существенные и несущественные, качественные и количественные,
прерывистые и плавные, необходимые и случайные и т. д.
Движение носит всеобщий и абсолютный характер. Любой предмет,
кажущийся нам покоящимся, неподвижным, на самом деле движется, во-
первых, потому что Земля каждые сутки совершает полный оборот вокруг
своей оси, а вместе с ней движется и всё, что на ней есть. Во-вторых, в
5 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2015. – С.21.
соответствии с теорией расширения Вселенной вместе с нашей галактикой
рассматриваемый предмет может удаляться от других галактик. В-третьих,
предмет являет собой совокупность подвижных элементарных частиц.
Если движение абсолютно, то покой относителен. Он представляет
собой частный случай движения. Не существует вечного состояния
равновесия, покоя. Оно обязательно нарушается. Однако состояние покоя,
равновесия оказывается необходимым условием сохранения определённости
вещей объективного мира, да и самого мира в целом. Каждый человек с
течением времени меняется: изменяются его рост, походка, внешность,
манера поведения, меняется его мировоззрение и т. д. Однако все эти
изменения происходят в рамках относительно устойчивой формы, что даёт
нам возможность даже по прошествии долгого времени отождествить этого
человека в настоящем с ним самим в прошлом.
Основными свойствами движения являются единство изменчивости и
устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютности и
относительности.
Любой объект материи существует благодаря тому, что в нем
воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект
прекращает свое существование, переходит в другие объекты,
характеризующиеся, в свою очередь, определенным набором типов и форм
движения.
В то же время обыденное сознание противопоставляет движение
покою. Однако предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле
находятся в состоянии движения. Так, наш дом покоится относительно
поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей в пространстве
относительно Солнца. Вместе с Землей и Солнцем он вращается вокруг
центра нашей Галактики.
Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по
формам:
1) по типам. Выделяются два основных типа движений:
а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в
пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении,
остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не
изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый
телевизор.
б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней
структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и
превращении её в совершенно другую вещь.
Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и
определённая направленность, называется развитием. Примеры:
эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.
2) по формам. Движение существует в различных формах, которые,
кроме общих свойств, имеют и весьма существенные качественные отличия.
Формы движения являются, по сути, способами существования качественно
определённого вида материи. Существуют пять основных форм движения
материи, выделенных еще Ф. Энгельсом (1820-1895):
а) Механическая форма - это перемещение различных тел в
пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.
б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов.
Примеры: таяние льда, электризация тела.
в) Химическая форма – это различные химические превращения,
изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа,
образование оксидов.
г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых
организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.
д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе.
Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.
Названные формы движения органически связаны между собой, и
каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается
на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится.
4. Пространство и время
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности
выступают пространство и время. Пространство – одна из базисных
категорий философского и научного знания, а также повседневной жизни.
Оно соотносимо со временем, в котором фиксируется процесс движения,
изменения и развития мира из прошлого, через настоящее в будущее.
Пространство – это фундаментальное свойство бытия, которое
фиксирует форму и протяжённость его существования. Понятие
«пространство» концептуализирует основное условие существования мира –
наличие места, в котором существуют (сосуществуют) «вещи» (объекты,
предметы) и явления. Пространство соотносимо со временем, в котором
фиксируется процесс движения, изменения и развития мира из прошлого,
через настоящее в будущее. Пространство - это форма существования
материи, характеризующаяся такими свойствами как протяженность,
структурность, сосуществование и взаимодействие. Пространство - это,
прежде всего, взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга,
их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Пространству
свойственна также трехмерная система координат при одновременном
рассмотрении явлений: высота, ширина, длина.
В отличие от времени физическое пространство макромира обратимо.
Если во времени нельзя, к примеру, вернуться в прошлое (в прямом смысле
слова), то в пространстве мы имеем возможность возвращаться на прежнее
место пребывания многократно. Пространству свойственна также трехмерная
система координат при одновременном рассмотрении явлений: высота,
ширина, длина 6.
В каждой форме движения материи пространство специфицировано.
Социальное пространство, например, это область, в которой скрещиваются и
переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии индивидов,
групп, классов. Говорят о социальном расстоянии, социальном чувстве (в
пространственном смысле). Близкое социальное расстояние есть не что иное,
как сочувственное взаимопонимание, существующее между субъектами
(индивидами, социальными группами, классами, государствами, народами).
Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает
универсальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения
материальных объектов в их существовании, движении и развитии. Понятие
пространства в этом случае определяется еще и так: пространство - это
совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих
объектов, - их расположение друг относительно друга и относительную
величину.
Пространство, как и время, есть атрибут, т.е. существенное свойство
материи. Они есть коренные формы существования материи. Отмечая, что
они есть формы, философы тем самым предполагали, что как формы они
определяемы и обусловливаемы содержанием, т.е. материей.
Наиболее ранняя теоретическая проблематизация понятия
пространства осуществляется в античности. При этом в античной философии
и науке пространство не понимается в том виде, как оно известно
современной философии и науке, а именно как то «где», в котором
происходят процессы и движения, познаваемые с неизменной точностью и
описываемые математически.
Греческое миросозерцание отвергает возможность математического
(геометрического) описания физических объектов и явлений, приравнивая
физическое либо лишь преходящему, приблизительному и мнимому, как у
Платона, либо используя качественное описание его, как у Аристотеля, или
же прибегая к языку атомизма, также чуждого математической конструкции.
Поэтому для античности пространство не является геометрическим
протяжением, воплощающим имманентно ему присущие геометрические
соотношения, но есть только некое «где», в котором физические объекты и
явления имеют место и случаются.
Средневековые мыслители были склонны понимать пространство вслед
за Аристотелем, беря помещающееся в пространстве тело как первичный
феномен (И. С. Эриугена (810 – 877 гг.), Фома Аквинский (1225-1274).
Схоластика вводит также различение реального, возможного и
воображаемого пространства: реальное пространство есть целое протяжение
действительно существующих тел. В эпоху Возрождения понятие
пространства как хотя и мнимого, но наглядного, в воображении
представляющего геометрические фигуры и их соотношения, выходит на
6 Канке В.А. Философия : Исторический и систематический курс. – М. : Логос, 2014. –
С.46.
первый план, в частности, в связи с развитием учения о перспективе
живописи.
Наука и философия Нового времени осмысливают себя
противостоящими схоластической традиции, заимствовавшей свои понятия и
методы у античной философии и науки, главным образом у Аристотеля, и
поэтому отвергают также и прежние представления о пространственности. Р.
Декарт приравнивает пространство к протяжению и отождествляет его с
материей, которая наряду с мышлением получает статус субстанции,
независимой существующей сама по себе.
У И. Ньютона (1643-1727) пространство рассматривается как
независимое от тел и существующее прежде них. В XIX веке были открыты
неевклидовы геометрии, возникшие при попытке выяснить
непротиворечивость пятого постулата Евклида, который предполагает
возможность проведения через данную точку, лежащую вне данной прямой,
единственной прямой, параллельной данной.
Время – форма протекания физических и психических процессов,
условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и
физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из
координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии
физических тел.
В философии – это необратимое течение (протекающее лишь в одном
направлении – из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого
происходят все существующие в бытие процессы, являющиеся фактами.
Одним из первых философов, которые начали размышлять о природе
времени, был Платон (429-427 годов до н. э. - 347 год до н. э.). Время он
характеризует как «движущееся подобие вечности». Оно является
характеристикой несовершенного динамического мира, где нет блага, но есть
лишь стремление им обладать. Время, таким образом, обнаруживает момент
неполноты и ущербности (никогда нет времени). Вечность, напротив,
является характеристикой статического мира богов. Аристотель развил это
понимание времени, определив его как «меру движения». Такое толкование
было закреплено в его «Физике» и оно заложило основу естественнонаучного
понимания времени.
В начале Средневековья Аврелий Августин (354 –430) развивает
концепцию субъективного времени, где оно становится о психическим
феноменом смены восприятий (растяжением души - лат. distеntioоanimi).
Августин различает три части времени: настоящее, прошлое и будущее.
Прошлое дано в памяти, а будущее в ожидании (в том числе в страхе или в
надежде). Августин отмечает такой аспект времени как необратимость, т.к.
оно наполняется свершающимися событиями (время проходит). Помимо
души человека время обнаруживает себя в человеческой истории, где оно
протекает линейно.
В дальнейшем оба толкования времени развиваются параллельно.
Естественнонаучное понимание времени углубил Исаак Ньютон, введя
концепцию «абсолютного времени», которое течет абсолютно равномерно и
не имеет ни начала, ни конца 7 .
Готфрид Лейбниц (1646-1716) следовал за Августином, усматривая во
времени способ созерцания предметов внутри монады. За Лейбницом
категорию времени изучал Иммануил Кант (1724-1804), которому
принадлежит определение времени как априорной формы созерцания
явлений. Однако как естественнонаучная, так и субъективная концепции
времени обнаруживают в себе нечто общее, а именно момент смены
состояний, потому что если ничего не изменяется, то и время никак себя не
обнаруживает.
Согласно диалектическому материализму, время – это свойство самой
материи, форма ее существования.
5. Структурность бытия: целое и часть; форма и содержание;
сущность и явление; общее, особенное, единичное; система, элемент,
структура, функция
В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о
соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и
форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается,
осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства,
способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе
осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает
другое.
Роль принципа целостности в современном научном и философском
анализе, а также в других формах осмысления действительности
исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет
преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних
стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые
составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей),
редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к
простому).
В определенных границах способ уяснения сложных объектов в
понятиях часть - целое и сегодня в общем - то не потерял своего значения, но
получил серьезное углубление, обогащение, занял важное место в
современном системном подходе к самым различным объектам.
Обогащение категорий часть - целое понятием связи открыло путь к
постепенному формированию новых категорий: элемент, структура, система.
Понятие связи, прежде всего, дало импульс к уточнению и развитию
представлений о способах упорядоченности различных объектов 8 .
Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с
самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной
7 Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2013. – С.72.
8 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – С.611.
определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств,
процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что
содержится в объекте, составляет его содержание.
К составным элементам, образующим содержание, относятся части
целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости
объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к
содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно
представить себе картину. Содержанием организма является не просто
совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его
жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием
общества является все богатство материальной и духовной жизни
действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и
орудия их деятельности.
Единичное, особенное и общее - философские категории, выражающие
объективные связи мира и характеризующие процесс его познания. Разберем
каждую из категорий отдельно.
Единичное (отдельное, индивидуальное) - определенный предмет,
ограниченный в пространстве и времени. Единичное суть категория,
выражающая относительную обособленность, дискретность,
отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с
присущими им специфическими особенностями, составляющими их
неповторимую качественную и количеств определенность.
Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств,
отличающих его от всех других объектов и составляющих его
индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Общее - сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений
свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются
в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Это единство в
многообразии, это закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н.
конкретно-всеобщее). Общее - это единое во многом. Единство может
выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов,
объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и
отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятии и
обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон». В
каждом единичном заключается общее как его сущность. Общее - это как бы
«душа», суть единичного, закон его жизни и развития.
Особенное - единство единичного и всеобщего; предмет, взятый в
своей конкретной целостности как определенное всеобщее и как не
исключенное из взаимосвязи мира единичное.
Представление о мире только как о бесконечном многообразии
индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное
многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона
заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Категории
единичного, особенного и общего раскрываются путем нахождения
тождества и различия в бытии.
Тождество и различие - это отношение объекта к самому себе и к
другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и
неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость,
повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его
свойств, связей, а также тенденций развития.
Тождество и различие имеют свои степени, градации. Вся история
развития общества от первобытного состояния до современности - это
различие стадий развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития,
начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических
цивилизаций - это различные стадии развития сущего. Тут и тождество, и
различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.
Исходным понятием в представлении материи как структурно
упорядоченного образования выступает понятие «система».
В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение
слова «элемент». Элемент есть далее неразложимый компонент системы при
данном способе ее рассмотрений 9 .
Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между
элементами. Сюда включается общая организация элементов, их
пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п.
По своей значимости для системы связи элементов (даже устойчивые)
неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны.
Структура, прежде всего – это закономерные связи элементов. Среди
закономерных наиболее значимы интегрирующие связи (или интегрирующие
структуры). Они обусловливают интегрированность сторон объекта. В
системе производственных отношений, например, имеются связи трех родов:
относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к
распределению. Все они существенны и закономерны. Но интегрирующую
роль в этих отношениях играют отношения собственности (иначе формы
собственности). Интегрирующая структура является ведущей основой
системы.
Функция – направление воздействия системы на другие системы, их
соотношения друг с другом.
6. Детерминация бытия: причина и следствие; необходимость и
случайность; закон; возможность и действительность
Методологический принцип детерминизма является одновременно и
основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин
«детерминация» происходит от латинского determine (определяю) и может
быть расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в
мире другими вещами и явлениями.
Детерминизм - учение о причинно-следственных связях и отношениях
явлений.
9 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – С.612.
Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или
изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их
элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие
изменения).
Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что
порождается в результате взаимодействия вещей.
Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые
следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое
условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в
соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся
в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают
одинаковые следствия.
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов
всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи
причинность определяется как один из видов связи, а именно как
генетическая связь между явлениями, при которой одно явление при наличии
определенных условий с необходимостью порождает другое.
С точки зрения принципа развития причинность определяется так:
всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления
нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения
присутствуют при любом процессе изменения.
Необходимость - это устойчивая внутренняя связь явлений, процессов,
отделяющая их закономерное изменение и развитие. Необходимость - это
такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у
объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно
превращается в действительность.
Случайность - это то, что возникает под воздействием результата
нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не
произойти. Случайность - это такая связь между явлениями, когда появление
первого явления необязательно вызывает появление другого явления.
Случайность - это способ реализации нескольких возможностей
имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна 10 .
Исторически категории необходимости и случайности возникли как
следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении,
свободе воли, о предопределенности или стихийности всего чел бытия.
Освободились от такого этического толкования, прежде всего, с успехами
науки, в частности теории вероятностей.
Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни
говорят «чему быть, того не миновать», т.е. в жизни все предопределено или
судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой
взаимодействия явлений. С позиций детерминизма случайность трактуется
как чисто субъект понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего
пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает
10 Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2013. – С.142.
быть случайным. Однако та случайности, причина кот познана, не перестает
от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с
необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это
не значит, что случайностей нет.
Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему
свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует
случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.
Случайность - это такой тип связи, котрая обусловлен
несущественными, внешними, привходящими для данного явления
причинами. Случайность - это субъективно неожиданные, объективно
привходящие явления, то, что в данных условиях может быть, а может и не
быть.
Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность
находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется
привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал.
(падение не вытекает из логики поступков упавшего)
Внутренняя случайность вытекают из самой природы объекта.
Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый
их устойчивой внутренней основой и совокупностью существования условий
их возникновения, существования и развития.
Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной
собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные
категории, в которой выражается осмысление характера взаимозависимости
явлений, степени детерминированности их возникновения и существования.
Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же
необходимое может проявляться только через случайное? Потому что она
реализуется только через единичное. Случайное оказывают влияние на ход
необходимого процесса. Более того, случайность в ходе развития могут
превращаться в необходимость. Так законом признаки одного
биологического вида появились как случайное отклонение от признаков
другого вида.
Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный
характер отношений детерминации. Закономерный характер
действительности означает подчиненность всех явлений в своем
возникновении и существовании объективным законам. Одни явления
детерминируют другие в соответствии с законами 11 .
3акон определяется, прежде всего, как связь (или отношение), что
указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая
связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь
существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями.
Характерный и признак закона – повторяемость. Тот факт, что закон
есть связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений,
11 Гуревич П.С. Основы философии: Учеб пособие. – М.: Гардарики, 2017. – С.399.
указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в
пространственно-временном отношении.
Возможность - это то, что может произойти необходимым или
случайным образом, совокупность предпосылок становления новой
действительности, это то чего нет, но могло бы быть.
Возможность отражает существование в предметах и процессах
тенденций, которые при определенных условиях способны воплотиться в
жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная
возможность, это то, что уже реально существует.
7. Развитие. Прогресс и регресс. Критерии прогресса
Развитие – это такое количественно-качественное изменение
материальных и идеальных объектов, которое характеризуется
направленностью, закономерностями и необратимостью.
Понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не
тождественны. Если развитие – это всегда движение, то не всякое движение
является развитием. Простое механическое перемещение предметов в
пространстве является движением, но это не развитие. Не являются
развитием и химические реакции типа окисления.
Но вот изменения, происходящие с течением времени с
новорожденным ребенком, несомненно, представляют собой развитие. Точно
так же развитием являются и изменения, происходящие в обществе на том
или ином историческом отрезке.
Развитие по своей направленности может быть прогрессивным
(переход от низшего к высшему, от простого – к сложному) или
регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).
Критерии прогресса:
развитие человеческого разума;
совершенствование нравственности людей;
прогресс науки и техники;
развитие производительных сил, включая самого человека;
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять
человеку;
гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность
жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья,
уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство
удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека,
отношение к природе и др.).
Существуют и другие критерии прогресса и регресса: переход от менее
разнообразного к более разнообразному; от систем, обладающих меньшим
количеством информации, к системам с большим ее количеством и др.
Естественно, что применительно к регрессу эти процессы будут проходить в
обратном направлении.
Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие
прогрессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. При
этом направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций
будет преобладать в конкретной ситуации. При всех издержках развития
культуры, например, в нем преобладает прогрессивная тенденция. В
развитии же экологической ситуации в мире – регрессивная тенденция,
которая, по мнению многих известных ученых, достигла критической
отметки и может стать доминантой во взаимодействии общества и природы.
Возникновение в материальной системе качественно новых
возможностей, не существовавших ранее, как правило, свидетельствует о
необратимости развития. Иначе говоря, возникшие на том или ином этапе
развития системы качественно иные отношения, структурные связи и
функции, в принципе гарантируют то, что самопроизвольного возврата
системы к исходному уровню не произойдет 12 .
Для развития характерны также свойства новизны и преемственности.
Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного
качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми
ранее он не обладал. Преемственность же состоит в том, что этот объект в
его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой
системы, те или иные стороны ее структурной организации. Свойство
сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние
данной системы обусловливает саму возможность развития.
Таким образом, можно констатировать, что указанные существенные
признаки развития в своей совокупности позволяют выделить этот тип
изменения из любых других типов изменений, будь то механическое
движение, замкнутый цикл или разнонаправленные неупорядоченные
изменения в социальной среде.
Развитие не ограничивается сферой лишь материальных явлений.
Развивается не только материя. С процессом поступательного развития
человечества развивается сознание человека, развивается наука,
общественное сознание в целом. Причем развитие духовной реальности
может происходить относительно независимо от его материального носителя.
Развитие духовной сферы личности может опережать физическое развитие
человека или, наоборот, отставать от него. Аналогичная ситуация характерна
и для общества в целом: общественное сознание может «вести» за собой
материальное производство, способствовать его прогрессивному развитию, а
может тормозить, сдерживать его развитие.
Таким образом, можно сказать, что развитие происходит во всех
сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно присуще
природе, обществу и сознанию.
Выделяют две разновидности развития:
12 Миронов В.В. Философия : учебник. – М. : Проспект, 2015. – С.52.
1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки
соответствующего вида материи, определенного уровня его организации
(напр. эволюция звезд)
2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому
(эволюция неорганического мира по направлению к органическому,
возникновение человека).
Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных
характеристик: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и
носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение
качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность
возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и
систем по определенным предпочтительным траекториям).
В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей
понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н.
Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения
идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик
бытия.
Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о
всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все
системы эволюционируют путем появления новых элементов
(дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках
новой целостности.
Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон)
утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе
развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей.
Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс
достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.
Анализ феномена развития предполагает - учение утверждающее
всеобщую причинную обусловленность событий называется детерминизмом
(от лат. Determine - определяю).
8. Закон единства и борьбы противоположностей
Единство и борьба противоположностей – всеобщий закон природной и
общественно-исторической действительности и её познания человеческим
мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает
центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное
методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы
находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения
внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения
друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.
Каждый объект заключает в себе противоположности. Под
противоположностями диалектический материализм понимает такие
моменты, «стороны» и т. п., которые 1) находятся в неразрывном единстве, 2)
взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том
же отношении, т. е. 3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их
единства, нет единства без противоположностей. Единство
противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей
абсолютна.
Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого
движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять
движение как самодвижение. Он ориентирует на раскрытие внутреннего
механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую
целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе
элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он
даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её
пронизывает логика её исторического становления.
Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию
окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и
обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм,
их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими
своих возможностей 13 .
Согласно данному закону противоречие выступает источником и
движущей силой всякого развития. Единство и борьба - это две стороны
процесса взаимодействия противоположностей. Основой всякого развития, с
точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон,
тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия
этого закона Г. Гегель (1770-1831) оперирует категориями тождество,
различие, противоположности, противоречия.
Тождество - категория, выражающая равенство объекта самому себе
или нескольких объектов друг другу. Различие - это категория, выражающая
отношения неравенства, объекта самому себе или объектов друг другу.
Противоположности - это категория, выражающая взаимоотношения таких
сторон объектов или объектов друг с другом, которые коренным образом
отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения
и вэаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При
раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал
существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он
доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно
находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой
движущиеся взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.
Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей
выражаются в том, что каждая из них в качестве своей противоположности
имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует
как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее
противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель
показывал на примере таких явлений, как магнетизм и электричество.
13 Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2013. – С.68.
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия
является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно потому, что
стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в
состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взaимоотрицания,
взаимоисключения, взаимоотталкивания. Г. Гегель подчеркивал, что
противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в
состоянии непрерывного движения и тайного взаимодействия между собой,
которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию
взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна
другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого
рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл
противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой
развития мира. Развитие представляет собой процесс становления,
обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс.
Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в
котором содержатся определенные различия 14 .
Вначале различия носят несущественный характер, затем
превращаются в существенный и, наконец, переходят в противоположности.
Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких
внутренне присущих любому предмету сторон, которые коренным образом
отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями и
одновременно взаимно предполагают, обуславливают и исключают друг
друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия,
которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот
эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом,
острым противостоянием сторон, который разрешается переходом
противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы
развития самого предмета. Разрешение любого конфликта противоречий
представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта,
превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом
старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту
нового качества.
В этом законе наиболее концентрированно выражается
противоположность диалектического мышления рассудочно-
метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный
от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее
рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и
конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь
внешне сопоставленных сторон предмета.
9. Закон перехода количественных изменений в качественные
изменения
14 Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М, 2013. – С.69.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных
изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные
изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается
с помощью категорий качество, количество, свойство, количественное
изменение, качественное изменение, мера, скачок и посредством выяснения
отношений между ними.
Закон перехода количественных изменений в качественные описывает
механизм саморазвития. Г. Гегель дал, прежде всего, определение категорий
качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени
бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием
внутреннюю определенность 15 .
Качество - это внутренняя определенность предмета, явление которое
характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие
предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика,
оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от
другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через
его свойства. Свойства предмета - это способность его определенным
образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть
свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д.
Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является
качества того или иного предмета, т. е. свойство - это проявление качества в
одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность,
видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи.
Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он
больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и
количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как
нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть
количества, абсолютно лишенного качественной определенности.
Это может быть определенность предмета с точки зрения его
пространственно-временных характеристик (размеров). Это может быть его
различенность по степени интенсивности каких-то свойств (яркость цвета,
насыщенность звука и т.д.). Количество не выражает сущности предмета, а
лишь характеризует его выделенные свойства. Если качество предмета
принадлежит только одному предмету, то количественные параметры
различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных
предметов могут быть одинаковые размеры, окраска, набор элементов и т.д.
Мы можем сравнить, например, такое живое существо, как слон, с
неодушевленным предметом – столом, констатировав, что у них по четыре
ноги. Но такое сравнение будет сделано лишь по их внешним
количественным характеристикам, которые безразличны в данном случае к
15 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – С.369.
качеству объектов, т.е. к тому, что один из них есть живое существо, а другой
нет.
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на
обратный процесс, выраженный этим законом, а именно на переход качества
в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный
процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в
качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное
определенное качество, место которого одновременно занимает другое
качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть
новое конкретное единство качества и количества, которое делает
возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и
переход количества в качество.
Гегель показал, что переход от одной формы к другой, от одного
качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного
количественного изменения в результате скачка. Скачок - это всеобщая
форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель
характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок - это
единство бытия и небытия, означающее, что старого количества уже нет, а
нового качества еще нет, и одновременно прежнее качество еще есть, а новое
- уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со старым, отмирание
прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными
состояниями. Не существует другого вида перехода из одного качественного
состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать
бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной
качественной определенности 16 .
Качество – это внутренняя определенность предмета, в которой
выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов.
Изменяя качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже
будет иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество
представляется через свойства. Свойство - категория, отражающая
проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
Если качество связано с сущностью предмета, то количество имеет
отношение, прежде всего, к его внешней форме. В реальности выделение
качества и количества объекта является во многом операцией нашего
абстрагирующего и схематизирующего мышления. Нет качества без
предшествующих ему и происходящих в нем количественных изменений,
также как любое количественное изменение является результатом какого-то
качественного изменения. При этом надо иметь в виду, что жесткого
разделения изменений на качественные и количественные не бывает. Они
достаточно относительны и часто зависят от точки отсчета.
Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или
убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор,
16 Абдулатипов Р. Г. Философия. – М. : ЮНИТИ, 2018. – С.64.
пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения представляют
собой коренное преобразование существенных свойств предмета.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о
том, что в любом предмете или явлении происходит накопление
количественных изменений, которые на определенном этапе его
существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к
изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет.
10. Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания выражает направленность,
преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона
является категория «отрицание». Она выражает: а) процесс уничтожения
предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов,
т. е. прекращение существования данного предмета, конец его развития
(внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как
внутренний момент развития с удержанием положительного содержания
отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно
взаимосвязаны, но определяющую роль, в конечном счете, играет внутреннее
отрицание.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный,
преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не
«круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых
свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает
как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но
повторяющий их иначе, на более высокой основе 17 .
Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается
переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных
ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом
отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса:
что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то
создается новое. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества
новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако,
отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает
диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том,
что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1)
преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Когда речь идет о законе отрицания отрицания, то под отрицанием
понимается диалектический процесс, в котором на основе сохраняемых
жизнеспособных элементов старого рождается новое качество, а не голое,
«зряшное» отрицание, когда предмет, объект фактически уничтожается.
Элементарный пример голого, механического отрицания – смолотое зерно: в
данном случае зерно как таковое уничтожается. Однако если его бросить в
17 Абдулатипов Р. Г. Философия. – М. : ЮНИТИ, 2018. – С.64.
землю, то при соблюдении соответствующих условий зерно может прорасти
и в результате дать целый колос зерен.
В данном случае зерно также как бы уничтожается, но это не
«зряшное» отрицание, ибо оно привело к рождению новых зерен, это
диалектическое отрицание. Таким образом, «зряшное» отрицание, как
правило, происходит в результате внешнего, чисто механического
воздействия; диалектическое отрицание является моментом, этапом в
развитии, ибо оно совершается естественно, его источником являются не
внешние силы, а внутренние противоречия явления. Таким образом,
диалектическое отрицание является по существу самоотрицанием. Каждый
предмет содержит в себе свое отрицание и рано или поздно вследствие
внутренних противоречий и количественных изменений переходит в другое
состояние, отрицается дальнейшей ступенью своего развития. Уже то, что
предметы и явления состоят из противоположностей, говорит о внутреннем,
скрытом отрицании, заложенном в предметах, ибо каждая
противоположность не только полагает другую, но и отрицает ее.
Следовательно, диалектическое отрицание является такой же неотъемлемой
чертой развития, как и борьба противоположностей, и переход
количественных изменений в качественные.
Диалектическое отрицание как самоотрицание одновременно и
устраняет старое, и сохраняет его в иной форме существования. Гегель
называл это снятием. Снять – не значит уничтожить старое полностью, это
значит устранить его в старом виде и дать ему возможность развиваться в
новом виде. В этом и заключается суть диалектического отрицания как
момента развития. Диалектическое отрицание представляет собой момент
связи, момент развития с удержанием положительного. Если бы оно не было
таковым, то не было бы преемственности в развитии, т.е. наследования
новым элементом старого («удержание положительного»), следовательно, не
было бы и самого развития.
Итак, диалектическое отрицание – это такая замена старого новым, при
которой сохраняется преемственность в развитии. Жизнеспособные
элементы старого приобретают новую форму существования, и процесс
переходит на более высокую ступень развития.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента
и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде
всего, связывал с прохождением в процессе развития трех стадий:
утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого
утверждения (антитезис) и, наконец, отрицания отрицания, снятие
противоположностей (синтез) 18 .
Эту существенную сторону действия закона отрицания отрицания
Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой
мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицания отрицания, как
чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала
18 Абдулатипов Р. Г. Философия. – М. : ЮНИТИ, 2018. – С.65.
полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется
синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих
мыслей как противопoлoжнocтeй является движущей силой дальнейшего
развития логического процесса.
11. Научная, философская и религиозная картина мира
Картина мира - сложившаяся на конкретном этапе развития
человечества совокупность представлений о структуре действительности,
способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе
исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт,
накопленный человечеством.
Научная картина мира, систематизирующая эмпирические (опытные) и
теоретические знания о различных его сферах, представленные в науках о
космосе, о неорганической и органической природе, об обществе и человеке,
зародилась в Новое время.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний,
получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире,
вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития
науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая
включает представления, как о природе, так и о жизни общества.
Аспект общей научной картины мира, который соответствует
представлениям о структуре и развитии природы, принято называть
естественнонаучной картиной мира.
Научная картина мира функционирует как исследовательская
программа, которая направляет постановку задач эмпирического и
теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.
Научная картина мира является одним из блоков оснований науки
(наряду с определенными идеалами и нормами, которые выражают
ценностные и целевые установки науки, а также философскими идеями и
принципами).
Мир в науке рассматривается как совокупность элементарных
объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся
определенным закономерностям. Синтез знаний, получаемых в различных
науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление
связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его
главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре
каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот
компонент знания часто называют специальной (локальной) научной
картиной мира 19 .
Философская картина мира – это обобщенная, выраженная
философскими понятиями, теоретическая модель бытия в соотнесении с
19 Гуревич П.С. Основы философии: Учеб пособие. – М.: Гардарики, 2017. – С.49.
жизнью человека, его духовностью и активностью, которая формируется на
определенном этапе исторического развития.
Основанием философской картины мира, на базе которого
выстраивается соответствующее видение и осмысление мира, выступают
знания. Выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную
копию, философская картина мира не выносит за свои рамки самого
человека, он оказывается внутри нее. Проблемы мира и проблемы самого
человека очень тесно переплетаются. Следует и то, что философская картина
мира носит конкретно-исторический характер. Она исторически обусловлена
временем появления и формирования, своей совокупностью знаний, которая
характеризует уровень познания и освоения мира человеком. Так,
философская картина мира, оформленная в эпоху античности, существенно
отличается от современной философской картины мира.
Очень важным моментом, который делает картины мира
принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское
знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер.
Естественнонаучное знание носит преимущественно конкретно-частный
характер и отвечает критериям научности. Оно проверяемо, нацелено на
воспроизведение природных предметов и процессов или их использование
для жизни людей. Для религиозного знания характерна догматическая вера в
религиозно-сверхъестественное или религиозно-практическое (культовое).
Философская картина мира выстраивается (описывается) с помощью
своего категориального аппарата. Так, терминология естественнонаучного
отображения действительности не соотносится с догматическим описаниями
бытия в религии, а повседневная речь, хотя и включается в любые описания,
тем не менее, не совпадает ни с философским, ни с теологическим
терминологическим аппаратом. Конструируемая модель мира требует
соответствующей системы понятий, а также набора слов в суждениях при
помощи которых она может быть описана.
Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных
представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет
универсальные компоненты, которые повторяются независимо от
конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую
очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух
планах реальности, или двух реальностях: естественной и
сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении
мира и его будущем.
Религия – это особый комплекс взглядов и действий, основанный на
вере в реальное существование сверхъестественного и возможность
взаимодействовать с ним.
Религия не возможна без веры. Верующим она предлагает
определенный смысл их существования. Все это выражается в наличии у
верующего специфического восприятия мира, т. е. в наличии религиозного,
мировоззрения. Религиозное мировоззрение, несмотря на свою
«агрессивность» не отменяет наличие в индивиде и иных типов
мировоззрения, вступающих друг с другом и с религиозным мировоззрением
в неразрывные связи и определяя во многом специфику личности
конкретного индивида. Это хитросплетение мировоззрений в нас и делает
каждого неповторимым, уникальным человеком, а не только индивидом.
Именно завершенное (сформировавшееся) мировоззрение позволяет
говорить о личности, именно через мировоззрение индивид предстает
личностью для других, только обладатель специфического мировоззрения
интересен другому и способен выжить в социальном мире.
Список литературы
1. Абдулатипов Р. Г. Философия. – М. : ЮНИТИ, 2018. – 584 с.
2. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб пособие. – М.: Гардарики, 2017. –
439 с.
3. Канке В.А. Философия : Исторический и систематический курс. – М. :
Логос, 2014. – 343с.
4. Миронов В.В. Философия : учебник. – М. : Проспект, 2015. – 240 с.
5. Нижников С.А. Философия : учебник для бакалавров. – М. : Инфра-М,
2013. – 461 с.
6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2015. –
218 с.
7. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – 734с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!