это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3149123
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Структура человеческой психики: подсознательное, бессознательное,
сознание. Сознание как отражение и творчество 3
2. Структура и функции сознания. Сознание и самосознание 7
3. Сознание и мозг. Социальная природа сознания. Мышление и язык 11
Список литературы 16
1. Структура человеческой психики: подсознательное,
бессознательное, сознание. Сознание как отражение и творчество
Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной.
Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности,
благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные
воздействия. Психика возникла и активно формировалась длительный
эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать
с окружающим миром и адаптироваться к среде. Психические механизмы
привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к
организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание.
Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной
деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.
Психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных
уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
Бессознательный уровень психической деятельности представляет
собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность.
Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются
неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на
удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и
вида (продолжение рода).
Однако генетически обусловленная программа поведения человека не
автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно
сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для
индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики
человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта
врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно
локализована в таламусе и гипоталамусе.
Бессознательное представлено в форме индивидуального
бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное
бессознательное связано главным образом с инстинктами, под которыми
понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол
влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так,
инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились
потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения
возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя
такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и
рационально выражены 1 .
Учение об индивидуальном бессознательном было создано
австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939).
Концепция коллективного бессознательного была разработана
учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом
Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души
1 Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2016. – С.488.
живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме
личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких
предков.
Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные,
автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения –
умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида,
сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится
импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в
лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются
неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.
Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр»
индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.
Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их
комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы
подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся
действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные
последовательности реакций в привычной обстановке (привычное
управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера
обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все
это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется
индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы
разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание
освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных
задач.
В подсознание вытесняются и различные комплексы –
нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и
беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона,
неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы формируют
устойчивую подсознательную направленность поведения.
Подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том
числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно
включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности
сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в
ситуациях крайнего психического перенапряжения).
Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже
сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата
проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное
предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения
предшествующего опыта.
Сознание образует высший уровень психики, свойственный
человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат
общественно-исторических условий формирования человека в трудовой
деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими
людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание
есть не что иное, как осознанное бытие. Сознательные процессы
переходят в бессознательные, не утрачивая при этом своего основного
характера, так как психизм и без участия сознания проявляет себя по тем же
самым законам, как и сознательный психизм.
Отражение – это воспроизведение результатов взаимодействия в
структуре взаимодействующих объектов. Отражение – процесс и результат
активного взаимодействия отражаемого и отражающего. На основе
отражения возникает информация – это шифрованное, переданное
отражение. На основе информации возникают знания (освоение, переработка
и систематизация информации). А на основе знаний формируется сознание.
Высший уровень отражения - сознание человека - способность
высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный
мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает
предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи 2 .
Творчество – неотъемлемая характеристика человека разумного.
Возможность преобразования зрительных образов в графические,
мыслительных процессов в музыкальные, архитектурные, словесные
воплощения – все это отличает нас от животного мира. На протяжении всей
истории развития человечества творческий процесс был спутником прогресса
и именно по величайшим достижениям в области различных видов искусства
возможно проследить тенденцию развития человеческого общества, увидеть
взлеты и падения человеческой культуры и взаимоотношений, раскрыть
последствия глобальных и локальных исторических событий.
Понятие творчества неразделимо с понятием сознания. Именно
осознание окружающего мира с его свойствами, законами и возможностями
многие исследователи и определяют как творчество.
2. Структура и функции сознания. Сознание и самосознание
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых
отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па
мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя
окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание,
самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства,
эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые
образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения,
мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы
прошлого, воображение формирует модели будущего).
2 Философия / Под ред. В.П. Кохановской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – С.311.
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей
человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на
их достижение).
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в
предварительном мысленном построении действий и предвидении их
результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и
деятельности человека. В сознание человека включено определенное
отношение к окружающей среде, к другим людям 3 .
Основные функции сознания:
Познавательная - заключается в возможности сознания, на основе
преобразующей материальной и идеальной деятельности человека,
формировать знания о действительности.
Аккумулятивная - суть ее в том, что с помощью памяти человек может
накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.
Аксиологическая - заключается в возможности человека оценивать
полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и
интересов.
Целенаправленности - одной из главнейших сугубо человеческих
способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное
представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание
обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный
мир в соответствии со своими историческими потребностями.
Творческая - эта функция связана с достижением человеком свободы в
процессе познания многообразия природного и социального мира и
созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить
«по законам красоты».
Коммуникативная - сознание обеспечивает, с помощью различных
коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и
электронные технические средства) общение людей между собой и актуально
и в историческом плане.
Регулятивная - человек с помощью сознания на основе учета и оценки
различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое
поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.
Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в
обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя.
Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в
ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и
свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои
мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с
людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке
образа его Я, его самосознания.
3 Маркин В.В. Проблема сознания в философии // Проблемы развития сознания в
культуре и образовании: сборник научных статей. Барнаул, 2014. – С. 26.
Формирование последнего становится венцом развития сознания. В
результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя
в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом
относиться к себе. Мерилом этого отношения являются, прежде всего, другие
люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе,
делает его более многогранным. Сознательное поведение – это не столько
проявлен того, каков человек на самом деле, сколько следствие
представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним
окружающих 4 .
Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу,
а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием
многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
1. сознание отличия себя от остального мира;
2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
3. сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
4. социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает
внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от
меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение
человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его
переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее,
имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает
человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека
мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на
самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то
человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием,
либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения,
избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает
особая функция – защитная.
Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого
себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание
человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,
своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную
роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений,
действий 5 .
Согласно Р.Декарту (1596-1650), самосознание – единственное
надежное, несомненное знание, которое поэтому является основой всей
системы познания. Это понимание самосознания также принималось в
4 Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2016. – С.494.
5 Бучило Н. Ф. Философия : учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков.
–Москва : Пер Сэ, 2016. – С.127.
науках о человеке, а в классической эмпирической психологии составляло
основу самоанализа - самонаблюдения как основного метода этой науки.
И. Кант (1724–1804) различал эмпирическое самосознание (внутренний
опыт) и трансцендентальное самосознание как самосознание
трансцендентального субъекта. Последнее, по Канту, является высшим
основоположением знания и лежит в основе единства опыта и сознания
(вместе с тем Кант, в отличие от большинства представителей классической
философии, не считал самосознание видом знания).
По Э.Гуссерлю (1859-1938), самосознание, понимаемое как
трансцендентальная рефлексия, сближаемое с созерцанием и особого рода
самовосприятием, дает самодостоверное интуитивное знание.
Человек может стать самим собой только во взаимодействии с другими
людьми, с миром через его практическую деятельность, общение.
Социальная обусловленность становления самосознания заключается не
только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных
отношениях, но и в формулировании требований общества к личности, в
осознании правил взаимоотношений.
Человек осознает себя не только через других людей, но и через
созданную ими материальную и духовную культуру. Изделия труда подобны
зеркалам, из которых наши сущности сияют нам: ребенок, говорит Гегель,
бросает камни в реку и восхищается кругами, расходящимися по воде, как
своего рода работой, в которой он получает возможность созерцать свое
собственное творение.
3. Сознание и мозг. Социальная природа сознания. Мышление и
язык
Сознание – одна из форм проявления нашей души, при этом очень
существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы
часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире
понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их нельзя
отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем
употреблять понятие «психика».
Современная наука доказала, что сознание является результатом
долгой эволюции материи. Материя и природа всегда существовали, а
человек - результат относительно позднего развития материального мира.
Человеческое сознание возникло и развивалось в исторический период его
существования, а история формирования сознания, вероятно, не выходит за
рамки нескольких десятков тысяч лет.
Основным условием возникновения и развития человеческого сознания
была, вероятно, совместная, продуктивная деятельность древних людей,
опосредуемая коммуникацией и связанная с производством и
использованием орудий труда. Это деятельность, которая требует разделения
труда и сотрудничества, общения и взаимодействия людей друг с другом.
Это связано с созданием общими усилиями людей такого продукта, который
не может получить отдельно взятый человек (например, коллективная
защита, коллективная охота, коллективный труд) 6 .
Человек мыслит с помощью мозга. Сознание - это продукт природы,
свойство материи, но не целой, а только высокоорганизованной -
человеческого мозга. Мысль неотделима от материи, мозга, но она не может
быть идентифицирована с веществом. Мысль не вещь, ее нельзя увидеть,
сфотографировать. Мысль - это образ объектов и явлений мира, но образ не
материальный, а идеальный. Это не простая фотография реальности, не ее
безжизненная копия, а реальность, надлежащим образом преобразованная в
голове человека. Деятельность высокоорганизованной нервной системы
мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически установленные нормы, характерные для каждой
нации, в одном и том же объекте выделяются разные черты. Однако
зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление
определяется главным образом его связями с реальностью, язык может лишь
частично изменять форму и стиль мышления.
Поскольку сознание с самого начала есть общественный продукт и
остаётся им, пока вообще существуют люди, практическая активная
деятельность является основой возникновения сознания, а также закрепления
его результатов в названиях. Люди начинают с того, что овладевают
предметами внешнего мира.
Человек создает как бы «вторую природу» в процессе своей
практической деятельности (творческой, трудовой и др.). В результате
высвобождается время для активных творческих занятий, развития
умственных и физических сил. Происходит переоценка ценностей, меняются
мотивы, совершенствуются межличностные отношения. Формируются
особенности существования и жизненной ориентации, которые имеют
специфически человеческий характер, общественную природу.
Таким образом, человек как бы впитывает в себя опыт предыдущих
поколений и использует его в последующем на опыте личном. Вне социума
человек существовать не может. В истории есть примеры того, когда дети,
лишенные социального окружения и воспитанные в среде животных,
признаками сознания не обладали. Но, тем не менее, данный процесс носит
необратимый характер.
На теоретическом уровне все формы общественного сознания
представляют общественную идеологию, которая подразделяется на
общественную идеологию и общественную психологию:
Общественная идеология – это совокупность идей в логически
стройной форме, отражающая общественное бытие людей. Это
теоретический уровень общественного сознания – политические и правовые
идеи, мораль, искусство, философия и научные знания.
6 Аблеев С.Р. Понятие сознания как философская проблема // Социально-гуманитарное
обозрение. – 2016. № 1. – С. 5.
Общественная психология – это продукт повседневной деятельности
широких масс – эмпирический трудовой опыт, нравы, традиции, чувства и
др.
Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает
алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.
Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые
в данном обществе уже имеются(зачастую неосознанно).
Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто
отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя
свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в
этот мир вписаться.
Таким образом, социальная природа сознания оказывает огромное
влияние на психическое состояние индивида, на его профессиональную
деятельность.
Мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и
делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это
целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно
абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его
состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом
сознания.
Человеческая мысль всегда оформлена языком. Язык представляет
собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания.
Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут
быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и
важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и
переживания человека. Речь - это общение между людьми посредством
языка 7 .
Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь
достаточна сложна. Язык и мышление образуют единство, которое включает
два основных аспекта:
а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было
тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;
б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их
современном состоянии представляют собой такое единство, стороны
которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.
Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык
обеспечивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного
восприятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в
выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя
противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию»,
последующее выражение в языке.
7 Аблеев С.Р. Понятие сознания как философская проблема // Социально-гуманитарное
обозрение. – 2016. № 1. – С. 6.
Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон
единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает
своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому
характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и
общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей
мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и
мышлением существуют определенные различия.
Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе
отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого
соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это
проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление
осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки
довольно сильно различаются.
Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления.
Основными единицами мышления являются понятия, суждения и
умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема,
лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах
с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более
полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности.
Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и
подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает
он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в
результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение
характеристик предметной действительности.
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности
и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением
понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными
способностями субъекта. Язык и мышление, находясь в таком
противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние.
Список литературы
1. Аблеев С.Р. Понятие сознания как философская проблема // Социально-
гуманитарное обозрение. – 2016. № 1. – С. 5-9.
2. Бучило Н. Ф. Философия : учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н.
Чумаков. –Москва : Пер Сэ, 2016. – 447 c.
3. Маркин В.В. Проблема сознания в философии // Проблемы развития
сознания в культуре и образовании: сборник научных статей. Барнаул,
2014. – С. 26-36.
4. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2016. – 734 с.
5. Философия / Под ред. В.П. Кохановской. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2017. – 642 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!