это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3158793
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДТВОМ ПЕСТОВАНИЯ………….……………..5
1.1 Сущность понятия «пестование»……………………………………………….5
1.2 Исторический экскурс к традиции пестования……………………………….13
1.3 Методы и приёмы практического использования пестушек раннего возраста……………………………………………………………………………...18
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСТУШЕК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана.
Однако это именно тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный фольклор, значение которого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественники, знакомые с этнопедагогикой.
Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестoвания младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слoв, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи. Также, актуальность темы исследования определяется тем, что художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира.
Объектом изучения в курсовой работе выступают дети раннего возраста.
Предметом – пестование как средство развития детей раннего возраста.
Целью курсовой работы является изучение роли пестушек и потешек в развитии детей раннего возраста.
Гипотеза: если использовать в общении с ребенком пестушки, потешки прибаутки, то это активизирует мыслительные способности ребенка.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы развития и воспитания детей раннего возраста посредством пестования
Изучить методы и приёмы практического использования пестушек раннего возраста
Выработать рекомендации для родителей по использованию пестушек в развитии детей раннего возраста.
Методы исследования: описательный и сравнительный анализ, беседа.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДТВОМ ПЕСТОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «пестование»
Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские "игры для самых маленьких" (типа "сороки-вороны", "трех колодцев", "ладушек") — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.
Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете.
Если вы говорите при этом нечто вроде: "Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс" — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико –
Чтоб глазки блестели
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов... День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят "здоровый ритм" и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.
Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?
Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.
Не понимая поначалу обращённых к нему слов, ребёнок очень чутко улавливает ласковую интонацию матери, её доброжелательный настрой, который ему сразу же передаётся и вызывает ощущение надёжности, спокойствия, комфорта.
Знакомый и родной материнский голос способствует ответной реакции малыша, который вслушивается и запоминает слова родной речи, пытается их воспроизвести, начинает гулить и агукать, происходит тренировка его голосовых связок, а также развивается слух.
Пестушки всегда сопровождаются гимнастикой или массажем, которые помогают малышу понять и ощутить своё тело, его возможности, а также почувствовать через пестование безконечную любовь матери. Массаж – это некое общение, в течение которого нужно «увидеть» всего малыша – заглянуть в каждую складочку кожи, как бы сказать: «И ты нужна, и здесь всё хорошо».
Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми, пополняя их словарный запас.
Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребёнком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребёнок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Фольклор – одно из действенных и ярких средств педагогики, таящее огромные дидактические возможности. К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». «…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Очень важно, чтобы потешки, пестушки, песенки, частушки, т.е. все элементы фольклора, которые являются для детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции нашего народа.
По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом.
Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.
Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.
Приобщение детей к фольклору помогает им быть более эмоциональными и раскрепощенными. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приrоворки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения, по сути, являются образцами языковой, художественной и музыкальной культуры. Приобщение детей к русскому народному творчеству наполняет их жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
К трём годам в развитии речи детей происходит существенный скачок – совершенствуется познавательная сфера, расширяются функции речи. Речь становиться не только средством общения с взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Ребенок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки.
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Сказка – средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное – уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет.
Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства.
Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.
Вся работа с фольклорными произведениями включает несколько этапов:
1 этап – Предварительная работа – знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза): рассматривание картинок, игрушек, животных, обследование предмета, игры с ними, На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка): рассказывание и чтение сказки, потешки, повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций, беседа по содержанию, выборочное чтение отрывков, песенок, обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»). Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап – Повторение потешек, сказок – повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время, это помогает закрепить и расширить знания детей: рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок, рассматривание иллюстраций, чтение без показа иллюстраций, прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…), проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек), проигрывание диалогов героев. Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности: использование в режимных процессах, элементы и игры драматизации, дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку), чтение на занятии сразу нескольких потешек (2-3), использование героев сказок на других занятиях.
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелось в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбами об урожае, хорошей погоде, о дожде, который шел бы «не там где жнут, а там где ждут!».
Обращая внимание детей на природные явления, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге: Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.
1.2. Исторический экскурс к традиции пестования
Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Очень важно, чтобы потешки, пестушки, песенки, частушки, т.е. все элементы фольклора, которые являются для детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции нашего народа.
При приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.
Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Приобщение детей к фольклору помогает им быть более эмоциональными и раскрепощенными.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приrоворки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
К трём годам в развитии речи детей происходит существенный скачок – совершенствуется познавательная сфера, расширяются функции речи. Речь становиться не только средством общения с взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Ребенок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки.
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Сказка – средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное – уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Малые формы фольклора также используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку. Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаются потешками.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.
Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.
1.3. Методы и приёмы практического использования пестушек раннего возраста
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.
Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:
Потягушки, порастушки,
Поперек толстунюшки,
А в ножках ходунюшки,
А в ручках хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Малыша учат осознанному движению руками:
Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели .
Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.
Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!
Поскакали, поскакали,
Вприпрыжечку, вприпрыжечку
По кочкам, по кочкам
Бух в ямку!
Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.
Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:
У лисы боли,
У волка боли,
У Ванюшки боль
На березу в лес улети.
Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ…
Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.
Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:
– Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
– Что ели? – Кашку.
Кашка сладенька,
Бабка добренька,
Дедка не добр –
Поварешкой стук в лоб.
Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.
Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:
Этому дала – он воду носил.
Этому дала – он баньку топил,
Этому дала – он дрова колол,
Этому не дала – он воду не носил,
Дрова не колол,
Баньку не топил.
А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:
Здесь тепленько,
Здесь холодненько,
А здесь ключики,
Ключики кипят!
Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:
Щи да квас
Для тебя у нас,
Ешь, Тарас,
Будешь выше нас.
Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.
Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.
Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.
Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:
Наша доченька в дому
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду.
Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.
Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:
Кошка в лукошке
Рубашки шьет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки.
А кот на печи
Сухари толкет.
А у нашего кота
Три погреба молока.
Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Например:
– Коза, коза, бя,
Где ты была? – Коней стерегла,
– А где кони? – В лес ушли .
Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: – Федул, а Федул,
Чего губы надул?
– Кафтан прожег.
– Зачинить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался!
Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают:
Сбил, сколотил
– Вот колесо. Сел да поехал
– Ах, хорошо! Оглянулся назад
– Одни спицы лежат!
Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСТУШЕК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиции, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Всё, что пришло к нам из глубины веков, принято называть устным народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить ребёнка постигать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством. Через народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Опыт использования пестушек в воспитании детей раннего возраста был рассмотрен на примере ДОУ №52 «Рябинушка» г. Нерюнгри, Нерюнгринский район.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократные повторения, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять, эмоционально реагировать.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.
Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение. Работая в детском саду с малышами, я заметила их интерес к малым фольклорным формам.
Их роль трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, музыкальность, малыш делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.
Меня это заинтересовало, и я решила выяснить, в чём значимость малых фольклорных форм в воспитании и развитии малышей. Работа началась с подбора и изучения методической литературы по данной теме, изучив методическую литературу, я поставила перед собой цели и задачи.
Цель: Выяснить роль потешек в воспитании и в развитии детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками.
Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание посредством потешек, обогащать и активизировать словарный запас детей. Воспитывать на основе потешек положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах, дружелюбие, сострадание и доброту.
Для решения всех перечисленных задач, в группе я подобрала и пополнила развивающую среду по данной теме.
В центре «Книжки для детей», поместила разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книжки-малютки, иллюстрации к потешкам, игрушки-персонажи из потешек.
Большое внима?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!