Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей

Тип Курсовая
Предмет Общая психология

ID (номер) заказа
3184046

500 руб.

Просмотров
1071
Размер файла
1.13 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
Введение………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Теоретический анализ и проблемы жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей………………… ……… 5
Жизненные установки и ценности в современной психологии ……. 5
Жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей ……………………………………………………….………… 9
Психологическая характеристика пожилого возраста……………..... 14
Выводы по первой главе……………………………………………………. 19
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей ………………………… 20
Программа и методы исследования………………………………… 20
Результаты и интерпретация исследования.……………………… 22
Выводы по второй главе…………………………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………… 27
Список литературы………………………………………………………… 28
Приложение………………………………………………………………...... 30
Введение
Актуальность исследования. Радикальные изменения, произошедшие за последние 20 лет в различных сферах общественной жизни граждан Российской Федерации повлекли за собой и изменения в жизненных ценностях и установках не только молодого работающего поколения, но также изменениям подверглись жизненные устои социально активных пожилых людей.Наметилось рассогласование в преемственности ценностей и выработанного предшествующими поколениями культурного наследия, возникли трудности взаимопонимания поколений. Данная проблема настолько актуальна, что в 1999 г. была создана исследовательская межнациональная группа ЮНЕСКО по межпоколенным программам. Такое противоречие между старшим и молодым поколением не может не отразиться на адаптации пожилого поколения в условиях современной России.
Психологическое приспособление социально активных пожилых людей к новым явлениям окружающей среды изучено на сегодняшний день недостаточно широко. Также и границы пожилого возраста различными учеными конкретизируются по-разному. Очень малое внимание психологи уделяют изучению социально активных пожилых людей, что обусловлено низким уровнем материального благополучия людей данной возрастной категории.
Россия занимает 8 место в мире по числу населения на территории страны. Но интересный факт, что по результатам переписи населения в 2010 году пожилые люди все чаще начали выходить на работу, что повлияло на увеличение продолжительности жизни населения РФ.
Мы наблюдаем активизацию пожилых людей, что обуславливает особую значимость изучения проблем взаимосвязи ценностных ориентаций и адаптации людей позднего возраста.
Цель – выявить в ходе исследования жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей.
Объектом исследования являются жизненные установки и ценности.
Предметом исследования являются жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей.
Гипотеза исследования. Существуют различия в жизненных установках и ценностях социально активных пожилых людей.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей.
Подобрать методы и методики исследования.
Определить особенности жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Эмпирические методы исследования: тест, сравнение.
Статистические методы исследования: количественный и качественный анализы.
Методики исследования: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Эмпирическая база исследования: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница №1»; в исследовании приняли участие работники университета пожилого возраста – 20.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (20) и приложений (5). Работа изложена на 39 страницах.
Глава 1. Теоретический анализ и проблемы жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей
Жизненные установки и ценности в современной психологии
Ценности и жизненные установки изучаются множеством научных течений: философия, социология, этика, а также психология. Поэтому под ценностью в каждой из этих научных течений понимается определенная значимость для человека (положительно или негативно окрашенная) каких-либо объектов жизнедеятельности. Жизненные установки – неосознаваемое психологическое состояние, определенное внутреннее состояние человека, которое основывается на его опыте и предрасположенности к определенному виду деятельности.
Вопросами особенностей жизненных установок занимались многие ученые-исследователи: Г. Оллпорт, Т. Гоббс, Ф. Оллпорт, М. Рокич, П.А. Шеварева, А.Г. Асмолова, Ш.И. Чарквиани и многие другие. Особое внимание данной проблеме уделял Д.Узнадзе в созданной им грузинской школе [4].
Установка состоит из определенных подструктурных элементов, которые выделил П.Н. Шихирев:
Познавательный – понимание своего объекта установки;
Чувственный – положительные или негативные чувства и эмоции по отношению к своей установке;
Поведенческий – устойчивое отношение и поведение к собственной установке.
Особое внимание психологов уделяется жизненным ценностям человека в современном мире.
Так Рубинштейн С.Л. отмечает, что ценности человека – это то, ради чего он существует и трудится ежедневно. И любая ценность человека основывается на его эмоциональном отношении к окружающей действительности.
Ю.И. Истошин считает ценности одним из основополагающих шаблонов личности человека, с помощью которых происходит осознание тех или иных социально обусловленных обстоятельств.
В.Б. Ольшанский ценности приравнивает к определенным маячкам. То есть ценностями автор называет определенные жизненные ориентиры, способствующие более продуктивной и целенаправленной деятельности человека.
А.Н. Леонтьев ввел такое понятие в психологическую науку как «ценностное отношение». Автор утверждает, что ценности человека не могут существовать без его усилий в определенной деятельности, и они напрямую зависят от субъекта деятельности и его интересов [6].
В.Н. Мясищев же утверждал обратное мнению А.Н. Леонтьева: «ценности человека выступают его сугубо индивидуальными особенностями, которые призваны определять стиль поведения человека в общественной жизни».
Подводя итоги утверждениям психологов по проблеме жизненных ценностей человека, мы можем сказать, что ценности – определенные характеристики личности, которые направляют человека регулировать свой стиль поведения в обществе.
Так И.С. Кон, К.Д. Давыдов и многие другие авторы пытались соотнести ценности и различные виды установок. Но прежде чем акцентировать внимание на данном соотнесении, следует выделить виды жизненных установок:
Социальные - готовность воспринимать окружающую действительность в определенном аспекте;
Сенсорные – сама готовность воспринимать новую информацию извне;
Моторные – готовность к деятельности;Умственная – готовность воспринимать информацию в спектре стереотипного мышления;
Диффузная – установка, образованная в результате однократной встречи с тем или иным объектом окружающей действительности.
И.С. Кон утверждает, что существуют ценностная ориентация и ориентация на некую систему установок. И с их помощи человек воспринимает обстоятельства субъективно и принимает соответствующий образ действия.
К.Д. Давыдов немного иначе говорит о соотношении этих двух понятий [5].
Во-первых, он объясняет социальную установку как общественно обусловленную, направленную на интересующий личность субъект или объект общественной жизни и формирующуюся на основе потребностей человека.
Во-вторых, ценностная установка – это также социальная установка, которая направлена на объект или субъект важной духовной или материальной общественной культуры.
В-третьих, систему ценностных установок личности, характеризующуюся избирательностью, образуют ценностные ориентации.
Помимо взаимосвязи ценностей и установок, а также видов установок, нам следует заострить свое внимание на видах ценностей, которые складывают основу деятельности человека.
В основном выделяют три вида ценностей: социальные, материальные и духовные. В своей известной методике М. Рокич выделил еще два вида ценностей: терминальные и инструментальные.
К социальным ценностям можно отнести:
принадлежность к определенной общественно значимой группе;
узкий круг общения;
друзья и знакомые;
коммуникативные способности человека;
политические взгляды и убеждения;
социальный статус человека в межличностном взаимодействии.
Материальными ценностями могут выступать еда, жилье, одежда, различные бытовые принадлежности и техника, украшения, аксессуары, автомобили, телефоны и все те вещи, без которых человек не может обойтись, которые придают ему престижности и статусности [8].
Духовные ценности – это прежде всего значимые для человека и его культуры традиции, обычаи, нормы, взгляды и мировоззрение на те или иные жизненные обстоятельства.
Вообще духовные ценности оформились позже материальных и деляться на несколько типов:
общечеловеческие ценности: семья, здоровье, свобода, вера, любовь и т.д.;
моральные ценности: честность, гуманизм, уважение, сострадание. Чувства долга и ответственности, верность и т.д.;
эстетические ценности: чувства наслаждения чем-то прекрасным, в том числе звуком, цветом, формой, запахом.
М. Рокич к терминальным ценностям отнес все базовые и значимые для человека ценности: карьера, семья, творческая деятельность, комфорт, красота, образование и т.д. Инструментальные же ценности – ценности, с помощью которых человек достигает каких-либо результатов в своей деятельности: трудолюбие, пунктуальность, ответственность, любознательность, воля, терпимость, креативность, сообразительность, широта кругозора и т.д. [7].Таким образом, жизненные установки и ценности изучались многими учеными-исследователями, что способствовало более углубленному пониманию того, что установки и ценности как различаются между собой, так и взаимодополняют друг друга.
Жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей
Современное развитие общества радикально подвергло изменению жизненных установок и ценностей всего человечества, в особенности – пожилых людей. В современном мире наблюдается недоверие людей друг к другу, непонимание, снижается уровень сострадания. Все это можно объяснить и тем, что молодые люди внедряют в общественную жизнь «все новое», а пожилые люди не могут отпустить пережитки прошлого.
Чтобы понять какие ценности и установки несут в себе люди пожилого возраста, нам необходимо «взглянуть» на их «значимого другого». Личностную значимость могут разделить на несколько парадигм. Первая подчеркивает роль другого через изменения, которые он произвел в индивиде. Вторая подчеркивает определенное соотношение личностных особенностей значимого другого и его ценностно-мотивационной сферы.
Жизненные ценности и установки пожилых людей составляют ядро отношения их к другим людям, к себе, а также к явлениям окружающего мира.
Ценностные ориентиры значимого другого во многом схожи с ценностями и установками самого индивида взаимодействия. Так Н.В. Халина в ходе своего исследования, с применением методики Рокича выявила следующие терминальные и инструментальные ценности [11].
К терминальным ценностям пожилых людей она отнесла по степени значимости:
Ценности личной жизни (любовь, материальные блага, счастливая семейная жизнь, здоровье);
Ценности профессионального становления (интересная работа, социальное признание, уважение окружающих знакомых и коллег по работе);
Ценности самореализации (активная деятельностная жизнь, жизненная мудрость, познание, интеллектуальное развитие, уверенность в себе, творческая деятельность);
Ценности альтруизма (благополучие, здоровье, счастье, развитие других людей).
К инструментальным ценностям людей пожилого возраста Н.В. Халина отнесла:
Этические ценности (воспитанность, образованность, честность, чувство юмора);
Ценности дела (аккуратность, эффективная деятельность и работоспособность, самоконтроль, самодисциплина, рационализм в ежедневной деятельности, ответственность, сила воли, исполнительность);Ценности принятия других (чуткость, заботливость; широта взглядов; терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
Ценности самоутверждения (независимость; непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие притязания; смелость в отстаивании своего мнения) [19].
При анализе полученных результатов исследования были выделены чаще всего встречающиеся ценности, которые респонденты считали наиболее значимыми для себя и для значимого другого. Среди терминальных ценностей это: 1) здоровье (76% респондентов считают «здоровье» самой важной ценностью); 2) счастливая семейная жизнь (47% считают данную ценность весьма значимой); 3) наличие верных друзей (29%); 4) материально обеспеченная жизнь (24%); 5) активная деятельная жизнь (24%). Таким образом, в основном это ценности личной жизни, а также ценность общения и самореализации.
Для значимых других (в представлении пожилых) данные терминальные ценностей представлены следующим образом: 1) здоровье (53%); 2) материально обеспеченная жизнь (29%); 3) наличие хороших и верных друзей (24%); 4) активная деятельная жизнь (24%); 5) любовь (18%), развитие, работа над собой (18%). Таким образом, так же как и у самих респондентов, это ценности личной жизни, а также ценность общения и самореализации.
При определении корреляционной связи между собственными терминальными ценностями испытуемых и их представлениями об терминальных ценностях значимых других мы получили следующие результаты: г = 0,65 (при р < 0,05). Корреляция статистически значима и является положительной. Основные расхождения приходятся на ценности «жизненная мудрость», «наличие верных друзей», «общественное призвание». Пожилые люди нашей выборки отметили «жизненную мудрость», «наличие верных друзей» как более значимые для себя ценности по сравнению со значимыми ценностями близких людей, а «общественное призвание» — как более значимую ценность для близких людей.
Среди наиболее значимых для респондентов инструментальных ценностей выделяются: 1) честность (41%); 2) чуткость (35%) и воспитанность (35%); 3) аккуратность (29%); 4) исполнительность (18%) и терпимость к другим(18%).
Таким образом, это этические ценности, ценности дела, принятия других. Среди наиболее часто встречающихся инструментальных ценностей, которыми, по мнению респондентов, руководствуются в своей жизни значимые для них люди, следующие: 1) чуткость (41%); 2) воспитанность, хорошие манеры (41%); 3) аккуратность (29%); 4) честность (29%); 5) жизнерадостность, чувство юмора (18%). Пятерка представлена в основном этическими ценностями [20].
При определении корреляционной связи между собственными инструментальными ценностями испытуемых и их представлениями об инструментальных ценностях значимых других мы получили следующие результаты: г = 0,63 (при р < 0,05). Корреляция статистически значима и является положительной. Основные расхождения приходятся на ценности «жизнерадостность», «ответственность», «самоконтроль», «терпимость». Пожилые люди нашей выборки отметили «ответственность», «самоконтроль, самодисциплину» и «терпимость к взглядам и мнениям других» как более значимые для себя ценности по сравнению со значимыми ценностями для близких людей, а «жизнерадостность, чувство юмора» — как более значимую ценность для близких людей.
Итак, система собственных ценностных ориентаций людей пожилого возраста данной выборки имеет ряд сходных параметров с представлением пожилых людей о ценностных ориентациях значимых для них людей. Следует отметить, что такие базовые ценности, как «здоровье», «наличие друзей», «материально обеспеченная жизнь», «активная деятельная жизнь», отмечаются респондентами как значимые для себя и близких людей. А при сравнении иерархии инструментальных ценностей таковыми являются «чуткость», «честность», «воспитанность» и «аккуратность». Сходство образов может говорить о том, что в значимом человеке респонденты готовы видеть те ценности, которые выбирают сами в качестве приоритетных. Реализация данных ценностей у других людей играет большую роль в том, чтобы пожилой человек выбрал этих людей именно в качестве значимых для себя других. Тем не менее следует указать, что пожилые люди нашей выборки среди значимых терминальных ценностей отметили для себя «счастливую семейную жизнь». Ценность «счастливой семейной жизни» для респондентов данной выборки подчеркивает тот факт, что семья играет особо важную роль в пожилом возрасте. Это подтверждается и тем, что среди значимых других респонденты называют прежде всего близких родственников [8].
Среди наиболее встречающихся инструментальных ценностей, которыми руководствуются пожилые люди, была отмечена «терпимость к другим людям». По мнению людей пенсионного возраста, они ведут себя терпимо к мнениям и взглядам других, умеют прощать другим людям их ошибки и заблуждения. Что касается представления пожилых людей данной выборки о ценностных ориентациях значимых для них людей, то среди терминальных ценностей следует отметить «любовь» и «развитие, работу над собой», а среди инструментальных — «жизнерадостность, чувство юмора». Эти ценности являются достаточно значимыми для близких людей в представлении пожилых. Можно предположить, что респонденты нашей выборки ожидают увидеть в близких людях данные качества. Готовность и способность любить, развиваться, меняться, быть жизнерадостным, чувство юмора - это те ценности, которые делают близких людей значимыми для респондентов [5].
Таким образом, в целом отмечается сходство собственных ценностных ориентаций пожилых данной выборки с их представлением о ценностных ориентациях значимых для них людей, хотя интерес представляют и основные расхождения по рангам ценностей, о которых говорилось выше. Субъективная структура восприятия значимых других представляет определенный интерес как для теоретического продвижения в данной области, так и для общественной практики. Кроме того, определенный интерес представляет не только восприятие значимого другого, но и себя. Ю. Б. Александрова в своем исследовании обнаружила тот факт, что самовосприя-тие влияет на восприятие значимого другого. Она говорит о том, что чем выше человек предъявляет требования к себе, своим качествам, тем меньше «плохих» людей вокруг себя он находит, что особенно важно в пожилом возрасте. Такие качества, как интерес к своему душевному миру, оценка своих качеств и потребность в самоорганизации, способствуют развитию продуктивных отношений пожилого человека со значимыми другими.
1.3 Психологическая характеристика пожилого возраста
Пожилым людям свойственны изменения не только в физическом плане, но также и в морально-психической сфере.
Старение – неизбежный процесс и этап, который проходит любой человек, достигший пожилого возраста.
Процесс старения влияет на психологическое состояние людей. Во время старения в организме человека происходят радикальные изменения, и психика человека также претерпевает изменения. Человек стоит на перепутье своей жизни, он анализирует все прожитые годы и свою новую жизнь. Пожилой социально активный человек даже не задумывается об «унизительной жизни без работы», чего не скажешь о пожилых людях, ушедших на пенсию и начавших вести спокойную и размеренную жизнь [1].
Выделение периода старения и старости связано с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.
Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых - зрелых людей. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.
Стареют все органы человека. И это нормально, это обусловлено генетикой и влиянием окружающей среды. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам. Иссушение кожи, в свою очередь препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела [2]. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д.
Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни [18].
Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры и функции, которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях. Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность определяет специфику как психического, так и непсихического развития. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер [13].
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные явления старения. Таким образом, можно сказать, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.
Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период онтогенеза должно усиливаться [2].
Типологии личности в пожилом возрасте.
Конструктивный тип: характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим. Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятельности. Самооценка довольно высока, строят планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих. .
Зависимый тип - социально приемлем. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю помощь.
Защитный тип: преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности». Расценивается как невротический тип.
Агрессивно-обвинительный тип. Пожилые люди стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не принимают свою старость, отгоняют мысль о выходе на пенсию, с отчаянием думают о утрате сил и смерти, враждебно относятся к молодым людям, ко всему «новому, чужому миру». Их представление о себе и о мире рассматриваются как неадекватные.
Самообвинительный тип - обнаруживается пассивность, безропотность в принятии трудностей, склонность к депрессиям и фатализму. Чувство одиночества, покинутости, пессимистическая оценка жизни в целом, когда смерть воспринимается как избавления от несчастливого существования [13].
И.С. Кон в качестве критерия для выделения социально-психологических типов пожилого человека использует направленность деятельности [18].
Позитивные, психологически благополучные типы старения:
продолжение после выхода на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;
устройство собственной жизни - материальное благополучие, хобби, самообразование;
хорошая социальная и психологическая приспособленность; приложение сил в семье, на благо другим ее членам. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;
смысл жизни связывается с укреплением здоровья. Этот вид организации жизнедеятельность дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью в отношении здоровья [15].
Отрицательные типы развития: агрессивные ворчуны; разочаровавшиеся в себе и в жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.
Таким образом, пожилые люди не составляют монолитной группы. Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.
Выводы по первой главе
Выявлено, что ценности – определенные характеристики личности, которые направляют человека регулировать свой стиль поведения в обществе. Выделяют три вида ценностей: социальные, материальные и духовные. В своей известной методике М. Рокич выделил еще два вида ценностей: терминальные и инструментальные.
Отмечается, субъективная структура восприятия значимых других представляет определенный интерес как для теоретического продвижения в данной области, так и для общественной практики. Кроме того, определенный интерес представляет не только восприятие значимого другого, но и себя. Ю. Б. Александрова в своем исследовании говорит о том, что чем выше человек предъявляет требования к себе, своим качествам, тем меньше «плохих» людей вокруг себя он находит, что особенно важно в пожилом возрасте. Такие качества, как интерес к своему душевному миру, оценка своих качеств и потребность в самоорганизации, способствуют развитию продуктивных отношений пожилого человека со значимыми другими.
Пожилые люди не составляют монолитной группы. Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей
2.1.Программа и методы исследования
Цель – выявить в ходе исследования жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей.
Объектом исследования являются жизненные установки и ценности.
Предметом исследования являются жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей.
Гипотеза исследования. Существуют различия в жизненных установках и ценностях социально активных пожилых людей.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей.
Подобрать методы и методики исследования.
Определить особенности жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей.
Для решения поставленных задач были использованы методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Краткое описание методик исследования
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
Методика состоит из 80 вопросов, дающих ответы на вопросы «Что важно в жизни?». Первая часть, 40 вопросов, показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат. Вторая часть, следующие 40 вопросов, направлены на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.
Испытуемым предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «да», если он верно описывает ваше поведение и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
Методика позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
Респонденту вместо ответов на многочисленные вопросы нужно проранжировать (оценить значимость) 36 ценностей (2 группы по 18 в каждой);
2.2.Результаты и интерпретация исследования
Для выявления жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей были использованы методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Результаты первой методики представлены на рисунке 1.

Рис.1 Результаты методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
Представленные на рисунке данные показывают, что чаще у пожилых людей на первом месте выступает установка свободы (6,1), самый последний ранг личностных установок занимает власть (3). Таким образом, для людей пожилого возраста как личностная установка в первую очередь важна свобода.
Результаты второй методики представлены на рисунке 2 и 3.

Рис. 2. Результаты методики М. Рокича «Ценностные ориентации» (терминальные ценности)
Представленные выше данные свидетельствуют о том, что средний балл по ценности здоровья (3,35) выше ценится у пожилых людей, чем ценность красоты, природы и искусства (13,7).

Рис. 3. Результаты методики М. Рокича «Ценностные ориентации» (инструментальные ценности)
Как видно из данных рисунка, у опрошенных испытуемых (социально активных пожилых людей) результаты ниже в характеристике «честность» (6,45), что говорит о приоритете у пожилых людей данной ценности. Самый высокий результат показан по шкале «высокие запросы» (15,3), что говорит о малой значимости данной жизненной ценности для пожилых людей.
Таким образом, для пожилых людей особую значимость играет ценность здоровья, проявление в своей жизнедеятельности такого качества как честность. И не так важны ценности красоты, природы, искусства и высоких запросов.
В результате сравнительного качественного анализа жизненных ценностей и установок социально активных пожилых людей, можно сказать, что пожилые люди больше ценят здоровье и честность как жизненные ценности, а их главная жизненная установка направлена на свободу.
Это дает возможность считать гипотезу о том, что существуют различия в жизненных установках и ценностях социально активных пожилых людей подтвержденной.

Выводы по второй главе
В результате исследования жизненных установок и ценностей социально активных пожилых людей, можно сделать следующие выводы:
Выявлено, что в ходе методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной средний балл по ценности здоровья выше ценится у пожилых людей, чем ценность красоты, природы и искусства.
Установлено, что в ходе проведения методики М. Рокича «Ценностные ориентации» результаты ниже в характеристике «честность» (6,45), что говорит о приоритете у пожилых людей данной ценности. Самый высокий результат показан по шкале «высокие запросы» (15,3), что говорит о малой значимости данной жизненной ценности для пожилых людей.
Заключение
Радикальные изменения, произошедшие за последние 20 лет в различных сферах общественной жизни граждан Российской Федерации повлекли за собой и изменения в жизненных ценностях и установках не только молодого работающего поколения, но также изменениям подверглись жизненные устои социально активных пожилых людей.Наметилось рассогласование в преемственности ценностей и выработанного предшествующими поколениями культурного наследия, возникли трудности взаимопонимания поколений. Данная проблема настолько актуальна, что в 1999 г. была создана исследовательская межнациональная группа ЮНЕСКО по межпоколенным программам. Такое противоречие между старшим и молодым поколением не может не отразиться на адаптации пожилого поколения в условиях современной России.
Поэтому мы посчитали необходимым и особенно значимым изучить жизненные установки и ценности социально активных пожилых людей.
Гипотеза исследования была основана на том, что существуют различия в жизненных установках и ценностях социально активных пожилых людей, что и подтвердилось в нашем исследовании.

Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2003. - 670 с.
Боженкова, К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста / К.А. Боженкова // Приволжский научный вестник. 2016. №3 (55).
Высоков, И.Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт. 2019. 432 с.
Дивисенко, К.С. Ценности и установки в структуре жизненного мира / К. С. Дависенко // Петербургская социология сегодня. 2013. №4.
Дюкова, С.В. Система жизненных ценностей и их значение в жизни человека / С.В. Дюкова // Вестник ТГУ. 2006. №3-1.
Горькая, Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж. В. Горькая // Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. – 92 с.
Золотова, Н.Д. Ценности жизни человека в современной России / Н.Д. Золотова // Уровень жизни населения регионов России. 2016. №1 (199).
Зотова, А. А. Ценности жизни / А. А. Зотова, В. Г. Полынский. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2020. - № 6 (36). - С. 138-140.
Киселева, Т.Г. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т. Г. Киселева, Т. В. Бобик // IN SITU. 2015. №1.
Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
Краснова О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -288 
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c.
Михайлова, М.А. Сущность и специфика социокультурной активности пожилых людей / М.А. Михайлова // Вестник ИрГТУ. 2015. №5 (100).
Носс, И.Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. - М.: Издательство Института психотерапии, 2009. - 352 c.
Остапчук, Н.В. Социальная активность личности пожилых людей / Н. В. Остапчук, О. Е. Сурнина., Е. В. Лебедева // Дискуссия. 2013. №11 (41).
Психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 406 c.
Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - М.: Феникс, 2015. - 384 c.
 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.
Халина, Н.В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других / Н. В. Халина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №102.
Эфа, С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе / С. Г. Эфа // Сибирский аэрокосмический журнал. 2006. №2 (9).

Приложения
Приложение 1
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
Цель: выявить, что важно в жизни для испытуемых.
Инструкция
Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение, и «нет», если ваше  поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.
Тестовое задание
Часть I.
№ Вопрос Ответ
Да Нет
1 Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?    
2 Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?    
3 Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?    
4 Вы обычно много времени уделяете своей особе?    
5 Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам неинтересно, даже  если это необходимо?    
6 Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?    
7 Вам легче просить за других, чем за себя?    
8 Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?    
9 Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа  уже завершена, а с ней жаль расставаться?    
10 Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем  просто добрые и отзывчивые?    
11 Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?    
12 Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?    
13 Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?    
14 Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?    
15 Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или  неприятности?    
16 Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?    
17 Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?    
18 Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке  времени, помехам со стороны?    
19 Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?    
20 Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?    
21 Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до  конца?    
22 Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?    
23 Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?    
24 Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?    
25 Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?    
26 Вам часто удается довести начатое дело до конца?    
27 Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других  людей?    
28 Вы можете назвать себя эгоистом?    
29 Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить  начатое дело?    
30 Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?    
31 Ваша отличительная черта – бескорыстие?    
32 Свободное время Вы используете для своих увлечений?    
33 Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому- то обещали что-либо сделать?    
34 Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?    
35 Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?    
36 Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?    
37 Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам  интересно?    
38 Стремление к результату в любом деле – Ваша отличительная черта?    
39 Ваша отличительная черта – умение помочь другим людям?    
40 Вы способны прилагать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?    
 
Часть II. Выявление степени выраженности социально-психологических установок,  направленных  на «свободу – власть», «труд – деньги»
№ Вопрос Ответ
Да Нет
1 Вы согласны, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела?    
2 Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?    
3 Ваши знакомые считают Вас властным человеком?    
4 Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?    
5 Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?    
6 Основное стремление в Вашей жизни – свобода, а не власть и деньги?    
7 Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность?    
8 Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?    
9 Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?    
10 Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со  стороны?    
11 Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти – это ее сила?    
12 Вы уверены, что все можно купить за деньги?    
13 Вы выбираете друзей по деловым качествам?    
14 Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими  людьми?    
15 Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим  требованиям?    
16 Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?    
17 Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?    
18 Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?    
19 Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?    
20 Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?    
21 В жизни Вас радует только отличный результат работы?    
22 Самое главное стремление в Вашей жизни – быть свободным?    
23 Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?    
24 Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?    
25 Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?    
26 Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?    
27 Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?    
28 Вы согласны, что деньги не пахнут, и не важно, как они заработаны?    
29 Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?    
30 Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?    
31 Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?    
32 Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?    
33 Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?    
34 Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?    
35 Власть может заменить Вам многие другие ценности?    
36 Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?    
37 Труд – наибольшая ценность для Вас?    
38 Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?    
39 Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?    
40 Наиболее сильное потрясение для Вас – отсутствие денег?    

Приложение 2
Индивидуальные показатели выполнения методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
ФИО Образование Возраст Сфера д-тиПроцесс Рез-т Альтруизм Эгоизм Труд Свобода Власть Деньги
ВВС Высшее 56 Врач 5 6 6 0 6 5 3 1
АДК Высшее 60 Продавец 6 1 6 4 2 6 1 3
РОН Ср.специальное61 Бухгалтер 2 7 6 3 2 5 2 3
ОСП Высшее 62 Программист 4 4 4 4 3 8 2 1
СВВ Ср. специальное 71 Строитель 5 6 6 3 8 6 1 1
ТКЛ Высшее 55 Врач 3 7 4 2 5 9 4 3
ЧКА Высшее 58 Педагог 8 6 9 1 4 4 2 2
ШИН Высшее 54 Врач 6 7 7 4 2 5 2 1
ГВД Высшее 50 Бухгалтер 2 4 0 4 1 3 2 7
КАА Среднее 52 Медицина 7 7 7 3 5 9 6 3
ЗВС Среднее 51 МЧС 3 7 5 4 4 6 1 6
ГАК Среднее 60 Автомеханик 2 7 1 8 4 10 7 7
ВАО Высшее 52 Преподаватель 6 8 6 5 6 6 6 6
ДУВСреднее 54 Продавец 6 3 9 3 2 6 0 4
ПЕВВысшее 59 Юрист 6 5 6 2 4 6 2 1
КДА Среднее 50 Слесарь 5 6 5 4 6 7 5 4
ФКВ Высшее 62 Домохозяйка 7 7 6 2 4 8 2 3
СЕВ Высшее 53 6 5 5 7 4 5 4 4
КОР Среднее 52 ИТ7 3 3 5 3 4 6 6
БМД Среднее 56 ИТ5 4 7 3 1 4 2 2


Приложение 3
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
Инструкция: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Терминальные ценности ранг Инструментальные ценности ранг
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)   Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)  
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)   Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)  
Здоровье (физическое и психическое)   Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)  
Интересная работа   Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)  
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)   Исполнительность (дисциплинированность)  
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)   Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)   Непримиримость к недостаткам в себе и других  
Наличие хороших и верных друзей   Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)  
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)   Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)  
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)   Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)   Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)   Смелость в отстаивании своего мнения  
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)   Чуткость (заботливость)  
Счастливая семейная жизнь   Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)   Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  
Творчество (возможность заниматься творчеством)   Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)   Честность (правдивость, искренность)  
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)   Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  

Приложение 4
Индивидуальные показатели выполнения методики М. Рокича «Ценностные ориентации» (терминальные ценности)
ФИО Образование Возраст Сфера д-тиАДЖ ЖМ ЗИР КПИ Л МОЖ Д ОП ППЖ РС ССЖ СД Т УС У
ВВС Высшее 56 Врач 16 3 2 11 17 5 12 10 8 7 9 6 13 1 14 15 4 18
АДК Высшее 60 Продавец 16 6 5 17 7 1 9 8 10 15 14 13 12 2 3 11 4 18
РОН Ср.специальное61 Бухгалтер 11 12 1 4 13 14 5 2 8 15 7 17 9 3 16 18 10 6
ОСП Высшее 62 Программист 11 18 15 5 9 16 7 8 14 6 13 10 2 17 12 3 4 1
СВВ Ср. специальное 71 Строитель 15 5 4 18 9 14 8 11 7 12 13 17 2 1 16 3 6 10
ТКЛ Высшее 55 Врач 3 2 1 4 16 14 5 6 17 7 8 9 10 11 15 18 13 12
ЧКА Высшее 58 Педагог 6 4 1 11 18 9 10 13 15 5 7 8 12 3 17 16 2 14
ШИН Высшее 54 Врач 15 7 11 12 14 13 17 10 16 5 6 4 8 2 3 11 9 18
ГВД Высшее 50 Бухгалтер 15 7 1 18 16 6 14 5 9 8 10 12 11 2 4 17 13 3
КАА Среднее 52 Медицина 10 9 1 13 11 2 5 4 16 6 14 15 12 3 17 7 8 18
ЗВС Среднее 51 МЧС 9 7 8 6 17 1 4 3 18 14 11 12 13 5 15 16 10 2
ГАК Среднее 60 Автомеханик 2 11 1 10 18 3 12 4 14 13 5 15 9 6 16 17 7 8
ВАО Высшее 52 Преподаватель 5 6 1 2 4 9 10 7 11 12 17 18 16 3 8 13 14 15
ДУВСреднее 54 Продавец 14 1 2 13 16 4 15 6 12 7 11 10 8 3 18 17 9 5
ПЕВВысшее 59 Юрист 9 12 1 6 18 2 7 5 10 8 14 11 15 4 16 13 3 17
КДА Среднее 50 Слесарь 1 2 4 5 6 9 12 14 10 3 15 18 10 11 16 7 8 13
ФКВ Высшее 62 Домохозяйка 9 11 2 16 14 4 6 5 17 12 7 13 1 3 15 8 10 18
СЕВ Высшее 53 17 3 2 16 15 4 6 5 18 7 11 8 9 1 10 13 12 14
КОР Среднее 52 ИТ9 10 2 5 18 3 1 17 16 6 7 8 15 4 14 12 11 13
БМД Среднее 56 ИТ16 13 2 7 18 3 5 4 12 6 11 10 9 1 15 17 8 14

Приложение 5
Индивидуальные показатели выполнения методики М. Рокича «Ценностные ориентации» (инструментальные ценности)
ФИО Образование Возраст Сфера д-тиА В ВЗ Ж И Н НН О ОТ РС СО Ч Т ШТВ ЧЕ Э
ВВС Высшее 56 Врач 16 11 17 14 8 4 18 3 9 1 2 5 11 12 13 6 10 7
АДК Высшее 60 Продавец 2 1 13 4 3 5 16 14 15 17 7 8 6 9 12 18 10 11
РОН Ср.специальное61 Бухгалтер 18 8 17 2 5 3 11 12 4 13 9 6 14 7 10 15 1 16
ОСП Высшее 62 Программист 16 17 14 13 12 11 9 10 8 4 3 7 15 5 6 1 2 18
СВВ Ср. специальное 71 Строитель 3 2 18 6 4 10 17 5 1 7 8 12 9 11 16 15 13 14
ТКЛ Высшее 55 Врач 1 2 15 16 5 6 18 3 7 4 8 9 17 10 11 12 13 14
ЧКА Высшее 58 Педагог 14 2 18 1 13 12 17 4 6 7 3 16 8 5 9 15 10 11
ШИН Высшее 54 Врач 16 17 18 15 8 9 10 13 3 7 11 12 5 2 4 17 1 6
ГВД Высшее 50 Бухгалтер 10 2 16 1 15 14 17 3 4 13 11 12 6 5 7 8 9 18
КАА Среднее 52 Медицина 12 11 13 17 16 1 18 15 5 6 4 3 7 8 9 10 2 14
ЗВС Среднее 51 МЧС 2 3 18 4 11 12 13 14 5 9 6 8 7 16 15 10 1 17
ГАК Среднее 60 Автомеханик 18 16 17 15 1 2 14 3 4 13 5 6 12 7 11 8 9 10
ВАО Высшее 52 Преподаватель 1 2 10 3 4 12 18 6 7 17 9 5 8 11 13 14 15 16
ДУВСреднее 54 Продавец 11 1 17 2 16 10 18 3 12 4 9 13 8 7 5 14 6 15
ПЕВВысшее 59 Юрист 5 3 18 6 12 14 17 2 7 13 4 15 8 9 10 16 1 11
КДА Среднее 50 Слесарь 18 17 16 10 9 6 7 8 15 4 5 14 13 15 11 3 2 1
ФКВ Высшее 62 Домохозяйка 2 3 13 10 9 1 18 14 4 5 11 15 8 17 16 12 6 7
СЕВ Высшее 53 2 1 16 17 15 18 14 13 12 3 5 6 4 8 7 9 10 11
КОР Среднее 52 ИТ15 14 5 10 11 12 4 3 13 2 9 16 8 6 17 18 7 1
БМД Среднее 56 ИТ9 2 17 12 10 11 18 4 3 6 8 16 7 15 13 14 1 5


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.