это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3218295
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников………………………………………………………………………..5
1.1 Характеристика мышления как развития логического мышления у младших школьников……………………………………………………………5
1.2 Особенности логического мышления младшего школьника…………......11
Выводы по первой главе……………………………………………………..20
Глава 2. Методические подходы к развитию логического мышления младших школьников………………………………………………………………………21
2.1Диагностика уровня развития логического мышления у младшего школьника ………………………………………………………………………21
2.2Анализ педагогического опыта по развитию логического мышления………………………………………………………………………..38
Вывод по второй главе…………….…………………………………………..46
Заключение……..……………………………………………………………....47
Библиографический список…………...…...…………………………………49
Приложение……………………………………………………………………..51
Введение
Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что вносит в мыслительную деятельность учащегося двойственный характер: конкретное мышление, основанное на реальной действительности и непосредственных наблюдениях, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Приемы мышления не формируются автоматически.
Главная задача педагога: активно и умело работать в этом направлении, организовывая процесс обучения так, чтобы обогащая детей знаниями, формировать приемы мышления, способствовать развитию познавательных способностей школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальным образованием основную задачу – развитие самостоятельности и логики мышления, которая позволила бы обучающимся приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте. Практика обучения показывает, что целью каждого урока практически по каждому предмету ставится развитие мышления учащихся.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что выбранная нами тема исследования «Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста» актуальна.
Цель исследования: теоретическое изучение особенностей развития логического мышления у младших школьников.
Гипотеза исследования — развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным, если:
теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;
выявлены особенности логического мышления у младшего школьника;
структура и содержание игр младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления;
определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника.
Объект: логическое мышления младших школьников.
Предмет: педагогические условия развития логического мышления у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть особенности логического мышления младшего школьника;
рассмотреть методические подходы к развитию логического мышления младших школьников;
провести диагностику уровня развития логического мышления у младшего школьника;
провести анализ педагогического опыта по развитию логического мышления.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников
1.1 Характеристика мышления как развития логического мышления у младших школьников
Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности с точки зрения марксизма.
Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.
Мышление – продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание появляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся связей.
Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием (возможно – субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.
Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.
Сформулировать мысль – значит объективизировать её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.
Начиная с XVII и вплоть до XX вв. проблемы мышления осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия «готовых систем», неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам объектов. К родовым познавательным способностям относили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно-чувственное отражение), мышление и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты созерцания и выводы мысли). Мышлению оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении, в опыте, в эксперименте полученных) данных. В Толковом словаре Ожегова С.И. мышление определяется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности. В литературе специфика мышления традиционно определяется, по крайней мере, тремя структурными характеристиками, которые не обнаруживаются на сенсорно-перцептивном уровне познавательных процессов.
Мышление - это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей. Таким образом, мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:
генезис развития;
характер решаемых задач;
степень развернутости;
степени новизны и оригинальности;
средства мышления;
функции мышления и т.д.
По генезису развития различают мышление:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
По характеру решаемых задач различают мышление:
- теоретическое;
-практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости различают мышление:
- дискурсивное;
- интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Как указывал С. Л. Рубинштейн, мышление проявляется при решении любой задачи, возникшей перед человеком и не имеющей готового решения, и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса служит возникновение задачи, которая, в свою очередь, появляется как следствие осознания рассогласованности между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение.
Для формирования понятий и понятийного мышления необходима практическая деятельность, включающая не только разнообразные формы взаимодействия с внешней средой, но и контролируемый эксперимент. «Поскольку мышление нацелено на выяснение природы отношений и связей между предметами, а лучший способ понять ее — это возможность их изменять и наблюдать результаты, то направленные изменения, производимые во внешней среде в процессе труда, — необходимая предпосылка развития мышления».
Доступный ребенку управляемый эксперимент — это игра. Она позволяет развивать мышление, вскрывая отношения между целями и средствами их достижения, и тем самым расширять опыт ребенка. Дети каждого возраста играют по-разному. До полутора лет ребенок, потерпев неудачу в игровой задаче, обычно не пытается решить ее иначе, не ищет новых средств, ведущих к достижению прежней цели, а меняет саму задачу, распространяя ранее приобретенные навыки на новые области. Назначение такой игры, по мнению Дж. Брунера, заключается в исследовании соотношения целей и средств без совершения потенциально опасных действий.
1. У детей постарше игра выступает как реальная практика смены позиций и способствует преодолению эгоцентризма. Поэтому любое общение со сверстниками способствует децентрации, т. е. соотнесению своей точки зрения с позициями других людей. «Когда снимается ограничение, связанное с неспособностью посмотреть на себя со стороны, происходит расширение мыслительного поля, позволяющее построить систему отношений и классов, децентрированных по отношению к собственному «я». Именно это изменение и открывает путь для перехода мышления на новый уровень, к формированию новых интеллектуальных операций»
2. В целом, ребенок не способен глубоко усвоить теоретические знания, преподнесенные ему в готовом виде, но может прийти к ним через собственную практическую деятельность. «Действие есть первичная форма существования мышления».
3. Для того чтобы изучить разнообразные объекты, ребенок должен действовать с ними самостоятельно, трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать. Кроме того, ребенок должен научиться группировать — объединять действия и объекты по их сходству и различию."
1.2 Особенности логического мышления младшего школьника
Педагогический аспект изучения логического мышления, как правило, состоит в разработке и экспериментальной проверке необходимых методов, средств, условий, факторов организации процесса обучения, развивающих и формирующих логическое мышление у учащихся.
Многими исследователями отмечается, что одной из важнейших задач обучения в школе является формирование у учащихся навыков осуществления логических операций, обучение их различным приемам логического мышления, вооружение знаниями логики и выработки у школьников умений и навыков использования этих знаний в учебной и практической деятельности.
Возможность усвоения логических знаний и приемов детьми младшего школьного возраста проверялась в психолого-педагогических исследованиях В.С. Абловой, Е.Л. Агаевой, Х.М. Веклировой, Т.К. Камаловой, С.А. Ладымир, Л.А. Левинова, А.А. Любинской, Л.Ф. Обуховой, Н.Г. Салминой, Т.М. Тепленькой и других.
В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки логического мышления, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы. Вместе с тем, единого подхода к решению вопроса, как организовать такое обучение, в педагогической теории нет.
Некоторые педагоги считают, что логические приемы являются неотъемлемой частью наук, основы которых включены в содержание образования, поэтому у учащихся при изучении школьных предметов автоматически развивается логическое мышление на основе заданных образов (В.Г. Бейлинсон, Н.Н. Поспелов, М.Н. Скаткин).
Другой подход выражается во мнении части исследователей о том, что развитие логического мышления только через изучение учебных предметов является малоэффективным, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения приемов логического мышления и поэтому необходимы специальные учебные курсы по логике (Ю.И. Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук).
Еще одна группа педагогов (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский) считают, что развитие логического мышления учащихся должно осуществляться на конкретном предметном содержании учебных дисциплин через акцентуацию, выявление и разъяснение встречающихся в них логических операций.
Но каков бы, ни был подход к решению этого вопроса, большинство исследователей сходятся в том, что развивать логическое мышление в процессе обучения это значит:
развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия;
вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать (абстрагировать) их от второстепенных, несущественных;
учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое, познавая при этом взаимодействие частей и предмет как единое целое;
учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты;
развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.
Таким образом, развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования общелогических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Для эффективного развития мышления младших школьников необходимо, прежде всего, опираться на возрастные особенности психических процессов детей. Одной из причин возникновения у младших школьников трудностей в обучении является слабая опора на общие закономерности развития ребенка в современной массовой школе.
Многие авторы отмечают снижение интереса к учебе, нежелание посещать уроки у младших школьников как следствие недостаточной сформированности уровня учебно-познавательной мыслительной логической деятельности. Преодолеть эти трудности невозможно без учета возрастных индивидуально-психологических особенностей развития логического мышления младших школьников.
Младший школьный возраст характеризуется наличием существенных сдвигов в развитии мышления под влиянием целенаправленного обучения, которое в начальной школе строится на основе характеристики предметов и явлений окружающего мира. Особенность детей младшего школьного возраста - познавательная активность.
К моменту поступления в школу младшему школьнику, кроме познавательной активности, уже доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Поэтому одной из основополагающих задач, которые призвана решать начальная школа для образования учащихся, является формирование как можно более полной картины мира, что достигается, в частности, посредством логического мышления, инструментом которого являются мыслительные операции.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, развиваются учебная мотивация и интерес к экспериментированию. Самостоятельность, которую ребенок дошкольного возраста проявлял в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности.
В результате сложившегося в дошкольном учреждении умения следовать образцу, правилу, инструкции у младших школьников развивается произвольность психических процессов, поведения, возникает инициативность в познавательной деятельности. На основе сложившегося в игровой деятельности умения использовать предметные заместители, а также умения понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему развивается знаково-символическая деятельность младших школьников - умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Младшие школьники отличаются от детей старшего возраста реактивностью психики, склонностью сразу же реагировать на воздействие. У них ярко выражено стремление к подражанию взрослым. Их умственная активность, таким образом, направлена на то, чтобы повторить, применить. У младших школьников мало признаков умственной пытливости, стремления проникнуть за поверхность явлений. Они высказывают соображения, обнаруживающие лишь видимость понимания сложных явлений. Они редко задумываются о каких-либо сложностях.
Младшие школьники не проявляют самостоятельного интереса к выявлению причин, смыслу правил, вопросы же они задают только по поводу того, что и как нужно делать, то есть для мышления младшего школьника является характерным некоторое преобладание конкретного, наглядно-образного компонента, неумение дифференцировать признаки предметов на существенные и несущественные, отделять главное от второстепенного, устанавливать иерархию признаков и причинно-следственные связи и отношения.
Исследовав осуществление младшими школьниками таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, мы пришли к выводу о том, что основными особенностями логического мышления младших школьников являются:
преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным;
осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами; подмена операции сравнения рядоположением предметов, которые легче определяются в свойствах, чем в связях и отношениях между предметами;
несформированность базовых умений для проведения обобщения; неумение выделять существенные признаки, чаще всего, заменяя их внешними яркими признаками предметов.
В то же время это не значит, что у них отсутствует логическое мышление. Исследования П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Дж. Брунера и др. показали, что возможности младших школьников значительно шире той логической деятельности, которая преимущественно совершается в начальной школе. Они могут осваивать более сложный теоретический и логический материал.
Поэтому мы считаем, что перечень основных вышеизложенных логических операций, на развитии которых в основном акцентировано внимание в начальной школе, должен быть дополнен такими логическими операциями, как определение понятий, формулирование суждений, проведение логического деления, построение умозаключений, аналогий, доказательств.
Исследование особенностей осуществления этих операций младшими школьниками показало, что данный этап является активным пропедевтическим периодом развития логического мышления ребенка. У них интенсивно развиваются мыслительные процессы, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, появляются первые рассуждения, они активно пытаются строить умозаключения, используя при этом различные логические операции.
Вместе с тем, школьная учебная практика показывает, что многие учителя начальных классов не всегда уделяют достаточного внимания развитию логического мышления и считают, что все необходимые мыслительные навыки разовьются с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к тому, что в начальных классах замедляется рост развития логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития в последующем.
Поэтому существует объективная необходимость поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла, совершенствованию современного начального образования, не увеличивая при этом учебной нагрузки на детей.
При обосновании педагогических условий развития логического мышления младших школьников мы исходили из следующих основных концептуальных положений:
обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс, продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занкова, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.);
важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов (С.Д. Забрамная, И.А. Подгорецкая и др.);
развитие логического мышления не может осуществляться изолированно от учебного процесса, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, учитывать особенности возрастного развития школьников (Л.С. Выготский, И.И. Кулибаба, Н.В. Шевченко и др.).
Исходя из этого, нами были предложены следующие педагогические условия формирования логического мышления младших школьников:
наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления; обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций;
реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления;
обеспечение вариативности содержания занятий.
Базовым условием в данном комплексе условий выступает наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления младших школьников.
В процессе школьного обучения учащемуся необходимо не просто сообщать «сумму знаний», но и формировать у него систему взаимосвязанных знаний, образующих внутреннюю упорядоченную структуру.
Формирование упорядоченной системы знаний, в процессе которого различные сведения постоянно сопоставляются друг с другом в самых различных отношениях и аспектах, по разному обобщаются и дифференцируются, входят в различные цепочки взаимосвязей, ведет к наиболее эффективному усвоению знаний и к развитию логического мышления.
Все это требует от педагога перестройки традиционно сложившейся структуры урока, выделения мыслительных операций в учебном материале, направленности его деятельности на обучение учащихся логическим операциям. И если у педагога этого нет, если у него отсутствует желание менять что-либо в привычном для него учебном процессе, то ни о каком развитии логического мышления младших школьников говорить не приходится, и какие бы условия этого процесса не обосновывались, они останутся теоретическими положениями, не востребованными на практике.
Вторым важнейшим условием является обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Со стороны педагога важно не только убеждать учащихся в необходимости умений осуществлять те или иные логические операции, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т.п.
По нашему глубокому убеждению, попытка младшего школьника, пусть и неудачная, осуществить логическую операцию должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний. Следующим условием является реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов в развитии логического мышления. Активная, сознательная деятельность младших школьников является основой высокого уровня развития логического мышления.
Структура учебного материала должна быть ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися на основе использования и обобщения их опыта, поскольку объективная истина приобретает субъективную значимость и полезность, если она усвоена на «основании собственного опыта».
В противном случае - знания формальны. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат. Реализация идей личностно ориентированного подхода позволяет вывести каждого учащегося на высокий уровень развития логического мышления, что обеспечит успех при усвоении учебного материала в образовательном учреждении на последующих этапах обучения.
Составление системы вариативных заданий, адекватной возрастным и индивидуальным особенностям личности учащегося, уровню развития его логического мышления, также является педагогическим условием развития логического мышления младших школьников.
Данное условие предполагает изменение в содержании, структуре занятий использование многообразия методов обучения, поэтапное, системное и обязательное внедрение логических заданий во все учебные предметы школьного курса. Использование комплекса логических заданий в процессе обучения позволит повысить продуктивность и динамику развития логического мышления младших школьников.
Выводы по первой главе
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования методов обучения младших школьников, можно сделать следующие выводы:
Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности
Развитие мыслительной деятельности ребенка имеет свои особенности и определяется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и развиваются. Младшим школьниками становятся доступны более сложные познавательные задачи. У них развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, сравнивать, обобщать, конкретизировать. Совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
Развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования обще логических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Глава 2. Методические подходы к развитию логического мышления младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у младшего школьника
Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления младших школьников проводилось на базе учащихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №101» Советского района г. Казани, 3-а класс.
Цель: выявление уровня логического мышления экспериментального класса.
Методы исследования: наблюдение за деятельностью учителя и учеников, неформализованная беседа, констатирующий эксперимент.
В эксперименте принимали участие 19 учеников 3А класса. Исследование проводилось по учебной дисциплине «Математика».
Математика, как никакая другая наука, оказывает влияние на развитие логики, мышления учащихся. Эта особенность математики, как учебной дисциплины проявляет себя в том, что совместно с освоением системы математических знаний и овладением математическими умениями осуществляется и развитие логического мышления детей начальных классов.
В рамках математической недели между учащимися начальной школы проводился конкурс «Лучший математик». Условия конкурса были таковы, что в течение недели учащиеся могли выполнить любое количество заданий по выбору из предложенных. С этой целью нами было разработано пятьдесят различных заданий, каждое из которых было расположено на отдельной карточке. Учащиеся выбирали задания самостоятельно, сообщая номер учителю.
У них была возможность отказаться от выполнения выбранного задания и заменить его на любое другое. За правильное выполнение задания участник конкурса получал 1 балл. Победителем считался участник, набравший наибольшее количество баллов. Эта методика позволяет зафиксировать познавательный интерес, самооценку.
За время проведения конкурса отмечено 15 случаев замены задания (семь из них содержали логические задачи, пять заданий никто не взял для решения, они включали нестандартные задачи).
На вопрос: «Почему отказываешься выполнять то или иное задание?», учащиеся объясняли, что задание трудное, не успел выполнить, показалось неинтересным. Чаще всего, младшие школьники делали выбор в пользу заданий на вычисление, а также задач, алгоритм решения которых им известен. Это можно объяснить стремлением выполнить как можно больше заданий и победить в конкурсе. Но, учитывая то, что конкурс – мероприятие добровольное и участие в нем приняли не самые слабые ученики, мы сделали вывод: учащиеся затрудняются выполнять задания, связанные с нестандартными ситуациями. В причинах этого необходимо было разобраться.
Для начала нам важно выявить исходный уровень логического мышления учащихся, но прежде чем приступить к диагностическим методикам, предстояло раскрыть критерии и показатели логического мышления. Результат анализа методической литературы (Н.Ф. Талызиной, Н.А. Менчиской, Н.Б. Истоминой) отражен в таблице 1.
Показатель Критерии сформированности логического мышления
Анализ Умение разделять целое на части, выделять отдельные
признаки, стороны целого
Синтез Умение объединять отдельные элементы, выделенные в
результате анализа
Сравнение Умение устанавливать сходства и различия отдельных
объектов
Обобщение Умение объединять предметы и явления по существенным признакам и свойствам
Классификация Умение разделять и объединять объекты по каким-либо
основаниям
Суждение Умение отрицать или утверждать связи между предметами и явлениями действительности
Умозаключение Умение выделять из одного или нескольких суждений
новое суждение
Таблица 1. Показатели и критерии логического мышления
Для дальнейшей работы нам необходимо было определить уровни развития указанных мыслительных операций и мыслительного процесса. Результаты этой работы представлены в таблице 2.
Уровни
Процесс Низкий Средний Высокий
Анализ С трудом выделяет части требуется очень
много времени или совсем не справляется с работой. Испытывает трудности при разделении целого на части, требуется много времени для выделения признаков. Легко и быстро разделяет целое на части, выделяет множество отдельных признаков от целого.
Синтез Не может правильно выделить черты сходства и различия объектов. Устанавливает недостаточное
кол-во черт сходства и различия объекта. Легко устанавливает множество черт сходства и различия объектов.
Обобщение С трудом объединяет предметы и явления или вовсе не справляется. В некоторых случаях затрудняется объединить и разделить по основаниям. Легко и быстро объединяет объекты по основаниям.
Суждение Нелогичность в собственных рассуждениях, частые логические ошибки. Делает логичные выводы, но не
«улавливает» логические ошибки в чужих рассуждениях. Легко выделяет необходимые и достаточные признаки, делает правильные выводы.
Умозаключение Не может выделить нового суждения из двух или нескольких известных. С трудом выделяет суждения из известных. Легко находит новое выделяемое из ранее пройденного.
Таблица 2. Уровни развития логического мышления
Далее мы перешли непосредственно к опытной работе. В ходе проведения исследования по уровню развития логического мышления у младших школьников были использованы следующие методики: «Комбинированные способности», «Обобщения», «Исключение понятий», «Аналогия», «Количественные отношения», «Логические ряды», «Понимание пословиц».
Методика «Комбинаторные способности».
Цель: дает возможность оценить степень логического мышления, а именно классификации. Согласно инструкции учащимся необходимо для каждого цифрового ключа найти соответствующие буквенные комбинации, после чего из них составить 16 четырехбуквенных слов. Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице 3.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого
Паша А. + + + - + + + - + + 7
Оля А. + + - - + + + + - + 6
Таня Б. + + + - - - + + + + 6
Никита В. + + - + + - - + - + 4
Лида Г. + + + + - + + + + + 5
Саша Г. + + + + - + + + + - 5
Таня Е. + + + - - + + + + + 5
Света И. + + + + + + + + - + 5
Костя М. + + + + - + - + + - 4
Данила М. - - + + + + - - - + 4
Света Н. + + + - + + - - + + 4
Антон Н. + - + + - - + - + - 3
Марина П. - + + - + + + - - + 4
Маша Р. - - + - + + + + + - 4
Аня Р. + - + + + - + + + - 5
Полина Р. + - + + + - + + + + 5
Полина С. + + + - + + + - - + 4
Артем Т. + + + - + + - + - + 4
Захар Т. - - + - + - - + + - 3
Таблица 3. Результаты констатирующего эксперимента по методике «Комбинаторные способности»
Методика «Количественные отношения».
Цель: выявляет способности ученика к абстрагированию. В данной методике учащимся предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из задач содержит две математические посылки, предлагается решить, в каком соответствии находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Предложенный тест способствует определению способности школьника к анализу и синтезу. Количество правильных ответов и определяет оценку ученика. Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице 4.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итог
Паша А. + + + + + + + + + + + + + + 9
Оля А. - + + + + + + + + + + + + + 8
Таня Б. + + + + + + + + + + + + + + 9
Никита В. + + + + + + + + + + + + + + 9
Лида Г. + + + + + + + + + + - + + - 6
Саша Г. - + + - + + + + + - - + + + 5
Таня Е. + + + + + + + + - - + + + - 5
Света И. - - + + + + + + - + + + - - 4
Костя М. + + + - + + + - - + - + - + 4
Данила М. + - + + - + + - + + + - + + 5
Света Н. + + + + + - + + + - - + + + 6
Антон Н. + + + - + + - + + - + - + + 5
Марина П. - + - + - + - - + + + - + - 3
Маша Р. - - + + + + - + - - + - - + 3
Аня Р. + - + + - + - + - + - + + + 4
Полина Р. + + - - - + - - + + + - + - 3
Полина С. - - + + + - + - + - + - - + 3
Артем Т. + - - + - + + - + + - + - - 3
Захар Т. + - + + + + - + - - - + - - 3
Таблица 4. Результат констатирующего эксперимента по методике «Количественные отношения»
Методика «Аналогии».
Цель: дает возможность исследовать способности испытуемого в установлении различных логических связей и отношений между понятиями. методика предназначается для выявления способности к аналитико-синтетической деятельности, установлению сходства в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функциях, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез. Учащимся предлагается 15 пар строк. В верхней строке слова находятся в определенном отношении, в нижней строке к данному слову дано еще пять, одно из них относится к данному слову так же, как и слово в образце. Требуется определить это слово. Например, верхняя строка: часы – время – прибор. Прибор, предназначенный для измерения времени. Нижняя строка: термометр – прибор, измерения, ртуть, температура, тепло. Следует выбрать слово «температура», так как заданный предмет предназначен для ее измерения. Результат проделанной работы отображен в таблице 5.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Итог
Паша А. + + + - + + + - + + + + + + + 7
Оля А. + + - - + + + + - + + + + + + 6
Таня Б. + + + - - - + + + + + + + + + 6
Никита В. + + - + + - - + - + + + - + - 4
Лида Г. + + + + - + + + + + + - - + - 5
Саша Г. + + + + - + + + + - + - + - + 5
Таня Е. + + + - - + + + + + + + + - - 5
Света И. + + + + + + + + - + - + - + - 5
Костя М. + + + + - + - + + - + - - + - 4
Данил М. - - + + + + - - - + + + + - + 4
Света Н. + + + - + + - - + + + - + - - 4
Антон Н. + - + + - - + - + - + - - + - 3
Марина П. - + + - + + + - - + + + + - - 4
Маша Р. - - + - + + + + + - + - - + + 4
Аня Р. + - + + + - + + + - + - + + + 5
Полина Р. + - + + + - + + + + + - + + - 5
Полина С. + + + - + + + - - + - + - + - 4
Артем Т. + + + - + + - + - + - - + - + 4
Захар Т. - - + - + - - + + - + + - + - 3
Таблица 5. Результат констатирующего эксперимента по методике «Аналогии»
Методика «Исключение понятий».
Цель: определение степени развития абстрактно-логического мышления. Благодаря этой методике проводятся исследования таких качеств мыслительного процесса, как способность к сравнению, выделению существенных признаков. Учащимся предлагаются наборы из пяти слов, которые объединены общим родовым понятием. Одно слово к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Это слово надо определить и выписать в бланк ответов. Результаты помещены в таблицу 6.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог
Паша А. + + + + + + + - + + 8
Оля А. + + - + + + + + + + 8
Таня Б. + - + + + - + + + + 7
Никита В. - + - + - + + + + - 5
Лида Г. + - + - + - + - + + 5
Саша Г. + - + - + - - + + - 4
Таня Е. + - + - - + + - + - 4
Света И. - + + - + + - - + + 5
Костя М. + + - + + - - - + - 4
Данила М. + - + + + - + + + - 6
Света Н. + + - + - + + - + - 5
Антон Н. - + + - + - + + - - 4
Марина П. + + - + - + - - + + 5
Маша Р. + - + - - + + + + + 6
Аня Р. + + + + - + - + - + 6
Полина Р. + + - - + + - - + - 4
Полина С. - + - - + - + - - + 3
Артем Т. + - + - + - + - + + 5
Захар Т. + + - - - + - + - - 3
Таблица 6. Результат констатирующего эксперимента по методике «Исключение понятий»
Методика «Обобщение».
Цель: предназначена для выявления способности к обобщению на основе проведенного анализа (в предметах необходимо различать общие и существенные признаки) и синтеза (на основании этих признаков отнести предметы к одной группе и дать им общее наименование). Умение назвать одним родовым словом различные предметы и явления показывает, что в ходе обучения у ребенка сформировались и закрепились основные понятия, которыми он может вычленить из общего и сделать обобщение. В ходе применения этой методики ученикам необходимо найти общее, объединяющее перечисляемые слова и записать наиболее существенный признак.
На обдумывание и запись дается 20-30 секунд. Результат эксперимента в таблице 7.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог
Паша А. + + + + + + + - + + 8
Оля А. + + - + + + + + + + 8
Таня Б. + - + + + - + + + + 7
Никита В. - + - + - + + + + - 5
Лида Г. + - + - + - + - + + 5
Саша Г. + - + - + - - + + - 4
Таня Е. + - + - - + + - + - 4
Света И. - + + - + + - - + + 5
Костя М. + + - + + - - - + - 4
Данила М. + - + + + - + + + - 6
Света Н. + + - + - + + - + - 5
Антон Н. - + + - + - + + - - 4
Марина П. + + - + - + - - + + 5
Маша Р. + - + - - + + + + + 6
Аня Р. + + + + - + - + - + 6
Полина Р. + + - - + + - - + - 4
Полина С. - + - - + - + - - + 3
Артем Т. + - + - + - + - + + 5
Захар Т. + + - - - + - + - - 3
Таблица 7. Результат констатирующего эксперимента по методике «Обобщение»
Методика «Логические ряды».
Цель: определение способности к абстрагированию, умение делать логические выводы из набора данных, умение находить закономерности. Учащимся было предложено девять числовых рядов. Необходимо было определить закономерность, по которой составлен каждый числовой ряд, и продолжить его на два числа. Результаты оценивались по количеству ошибок, а также учитывалось время выполнения. При выполнении первого задания, у учащихся никаких трудностей не возникло – они сразу узнали ряд натуральных чисел. В следующем числовом ряду каждое последующее число на три единицы больше предыдущего, с такими закономерностями дети уже сталкивались. Третий числовой ряд заставил многих задуматься, так как не был связан с операцией сложения, а многие искали там именно такое решение и потеряли время. Четвертый и пятый ряд предполагал изменение по двум параметрам, ученики находили решение на сразу. Начиная с шестого задания, выполнение работы замедлилось, и ошибок в задании было выявлено гораздо больше. С девятым заданием справились только пять учащихся. С результатом эксперимента можно ознакомиться в таблице 8.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итог
Паша А. + + + + + + - - - 9
Оля А. + - + - + + + - - 7
Таня Б. + + - - + + - + - 7
Никита В. + - - + - + - + - 5
Лида Г. + - + + - - + - + 5
Саша Г. + - - - - - + + - 4
Таня Е. + - + - + + - + - 7
Света И. + - + + + - - + - 7
Костя М. + + + - + + - - + 7
Данила М. + + - - + - + - - 5
Света Н. + + - - + - - + - 4
Антон Н. + + - - - + + - - 5
Марина П. + + + - - + - - + 7
Маша Р. + - + - + + - + - 7
Аня Р. + + + - - - + - - 5
Полина Р. + - - + + + - + - 5
Полина С. + - - + + - - + + 7
Артем Т. + + + - - + - + - 7
Захар Т. + + - + - + - - - 4
Таблица 8. .Результаты констатирующего эксперимента по методике «Логические ряды»
Методика «Понимание пословиц».
Цель: определение понимания переносного смысла, не прямо отраженного в словесной форме. С помощью этой методики можно определить способность к абстрагированию. Учениками предлагалось десять пословиц. После каждой пословицы следовали похожие на них обычные предложения. Задание заключалось в том, чтобы отделив высказывания, которые имели только внешние сходства, составить фразу, выражающую суть пословицы. Результаты отображены в таблице 9.
Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог
Паша А. + + + + + + + - + + 8
Оля А. + + - + + + + + + + 8
Таня Б. + - + + + - + + + + 7
Никита В. - + - + - + + + + - 5
Лида Г. + - + - + - + - + + 5
Саша Г. + - + - + - - + + - 4
Таня Е. + - + - - + + - + - 4
Света И. - + + - + + - - + + 5
Костя М. + + - + + - - - + - 4
Данила М. + - + + + - + + + - 6
Света Н. + + - + - + + - + - 5
Антон Н. - + + - + - + + - - 4
Марина П. + + - + - + - - + + 5
Маша Р. + - + - - + + + + + 6
Аня Р. + + + + - + - + - + 6
Полина Р. + + - - + + - - + - 4
Полина С. - + - - + - + - - + 3
Артем Т. + - + - + - + - + + 5
Захар Т. + + - - - + - + - - 3
Таблица 9. Результат констатирующего эксперимента по методике «Понимание пословиц»
Таким образом, с помощью различных диагностических методик мы выявим уровень логического мышления младших школьников, взяв среднее арифметическое результатов всех выбранных методик. Для наглядности в таблице 10 показано распределение диагностических методик по мыслительным операциям.
Прием мышления Методика
Классификация «Комбинированные способности»
Обобщение «Обобщения»
Сравнение «Исключение понятий»
Анализ и синтез «Аналогия», «Количественные отношения»
Абстрагирование «Логические ряды», «Понимание пословиц»
Таблица 10. Распределение диагностических методик по мыслительным операциям
Мыслительные операции классификации, сравнения и обобщения начинают формироваться в 1-2 классе начальной школы, а в третьем классе (9-10 лет) новообразованием является синтез, анализ, абстрагирование. Поэтому для диагностики этих приемов мы берем по две методики, их результаты и будут определяющим показателем для уровня развития логического мышления.
Результаты констатирующего экспериментального исследования отражены в таблице 11 и на рисунке 2 (максимальный балл по всем методикам – 9).
Методика Средний балл по экспериментальному классу
«Комбинаторные способности» 4,7
«Количественные отношения» 4,2
«Аналогии» 6,0
«Исключение понятий» 6,7
«Обобщения» 6,1
«Логические ряды» 4,5
«Понимание пословиц» 3,3
Средний балл по классу 5,06
Таблица 11. Результаты констатирующего эксперимента
Баллы
Рис. 1. Средний балл показателей развития логического мышления
Исходя из полученных данных, мы видим, что у третьеклассников отмечается достаточно низкая способность к анализу и синтезу, на низком уровне умение делать логические выводы на основе абстрактного материала, что и приводит к дальнейшим трудностям в освоении программного материала не только по математике, но и по другим предметам.
Как мы уже говорили ранее, учитывая последовательность формирования логических операций, основными показателями являются результаты таких методик, как «Количественные отношения», «Аналогия», «Логические ряды» и «Понимание пословиц». На основе этих методик были определены следующие уровни развития логического мышления:
Низкий – показатели по всем методикам составляют 0 – 30% от максимального числа балов.
Средний – показатели по всем методикам находятся в пределах 30 –50% от максимального числа баллов.
Достаточный – показатели по всем методикам находятся в пределах 50 – 75% от максимального числа баллов.
Высокий – показатели по всем методикам выше 75% от максимального числа баллов.
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
низкий
средний
достаточный
высокий
Проценты
Согласно определенным нами уровням развития логического мышления, учащиеся по результатам диагностики были разбиты на группы, что показано на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни развития логического мышления (в процентах)
Таким образом, мы видим, что 82,2% учащихся находятся на среднем уровне развития логического мышления, но всего 15,8% учащихся находятся на достаточном уровне развития логического мышления. По 1% приходится на низкий и средний уровни развития логического мышления.
Анализ выполненных заданий показал:
В выполненных работах присутствовали ошибки, связанные с анализом и выделением существенных признаков. Это связано с тем, что учащиеся не имеют четкого представления о существенных признаках, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его сущность, с их помощью можно отличить предмет от всех остальных.
Выяснилось, что учащиеся не умеют выполнять операции анализа и синтеза по причине неопытности.
Учащимися не усвоены правила и алгоритмы проведения операции сравнения, а значит, не выделяются существенные признаки предмета, проводится неправильный выбор основания для сравнения, не формулируются выводы, даже если изначально ученик начал действовать верно, не соблюдается последовательность в работе.
Учащиеся не знакомы с основными правилами классификации, следовательно, не умеют работать с логической структурой данной мыслительной операции.
Испытуемые не владеют операцией обобщения, это связано как раз с предыдущими пунктами, а именно, неумением выделять главное, сравнивать, классифицировать.
Также выявлена трудность в заданиях на определение правильности суждений и умозаключений.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента говорят о том, что сложившаяся в начальной школе система преподавания учебных предметов не уделяет достаточного внимания развитию логического мышления младших школьников. Эта система позволяет формировать у большинства учащихся только средний уровень освоения основных логических операций.
Даже сегодня, когда педагогическая наука всерьез озабочена необходимостью обучения детей младшего школьного возраста логическому мышлению, многими преподавателями не предпринимаются попытки сделать акцент на развитие основных логических операций.
Между тем, еще Л.С. Выгодским было доказано, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». Под его чутким руководством проводились эксперименты, где маленькие дети четырех-пяти лет в результате обучения довольно быстро овладевали навыками логического мышления, а именно умением классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы.
2.2 Анализ педагогического опыта по развитию логического мышления
Тема педагогического опыта: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики» (приложение 1).
Технология опыта.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы
Основная цель передового педагогического опыта - создание условий для максимального развития логического мышления.
В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:
обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
учить детей ориентироваться в пространстве;
развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.
Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Математика, как ни одна другая наука, даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и другие упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения активизируют учащихся, так как в них заложена смена деятельности детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Естественно, что с любого логического приёма работу начинать нельзя, так как внутри системы логических приёмов мышления существует строго определённая последовательность, один приём строится на другом.
В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:
а) выделение признаков;
б) установление общих признаков;
в) выделение основания для сравнения;
г) сопоставление по данному основанию.
Сравнение может идти
по качественным характеристикам (цвет, форма)
по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.
Этот приём можно использовать на любом этапе урока.
Приём анализа и синтеза
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.
Приём обобщения.
Умения необходимые для овладения этого приёма:
Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения).
Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения).
Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
Приём классификации.
Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Закономерность.
Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).
Организация различных форм работы с логическими задачами
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при решении задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и данные числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия). В результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи.
Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Задачи на смекалку
Задачи-шутки
Числовые фигуры
Задачи с геометрическим содержанием
Логические упражнения со словами
Математические игры
Кроссворды и ребусы
Анализ результативности опыта.
Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, заинтересованных в интеллектуальном развитии своих учеников.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Начиная с первого класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Для того чтобы решить задачу, ученик должен переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё – к записи решения с помощью математических символов (знаково символической модели). Наиболее удачная опора для построения мысленной модели задачи – графическая модель. Она достаточно конкретна, воспринимаема зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные соотношения, представленные в условии задачи, позволяет подняться на достаточно высокую ступеньку абстрактности. В результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи. Обучение построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач, безусловно, способствует развитию операций логического мышления младших школьников.
Как показывает опыт, одним из эффективных способов развития интереса, мышления является решение школьниками задач разными способами. Решая задачи разными способами, создаются предпосылки для формирования у ученика умения находить свой «оригинальный» способ решения задач, способствует осознанию причинно – следственных связей, это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
Способствует развитию логического мышления и работа по изменению вопроса задачи. На своих уроках я использую составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
В своей практике применяю представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать картинку). Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а какие можно опустить.
В работе по развитию логического мышления нужно использовать также систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время занятий с детьми.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Во многом роль обучения математики в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объективно ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственно человеческое понятийное мышление.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математики и во внеурочное время. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы
Использование вышеописанных подходов в преподавании обеспечивает хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся, позволяет раскрыть всесторонние способности учащихся, повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом, научить учащихся быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях.
Выводы по второй главе
Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование показало наличие положительной динамики в развитии логического мышления младших школьников, повышение у них интереса к занятиям и, как следствие, результатов обучения.
Анализируя проделанную работу, сделаем следующие выводы:
Результаты констатирующего эксперимента таковы: сложившаяся в начальной школе система преподавания не акцентирована на развитие логического мышления. Она лишь позволяет формировать у большинства учеников только средний уровень развития логических операций.
Реализация предложенной программы осуществлялась в ходе формирующего эксперимента. С этой целью нами был предложен комплекс упражнений. Широкое использование на уроках специально подобранных учебных заданий, выполнение которых направлено на развитие логических операций с учетом возрастных особенностей мышления детей. Введение в структуру урока этапов, с помощью которых акцентируется внимание, и сосредотачиваются усилия преподавателя на развитии у младших школьников логического мышления. Использование при решении учебных заданий на уроках наглядно-действенных методов.
Результаты исследования, полученные в ходе контрольного эксперимента, подтверждают, что тенденция к повышению уровня развития мышления младших школьников, соответствуют эффективности внедрения особого комплекса заданий. Чем больше педагог системно осуществляет введение в процесс обучения специально подобранных упражнений, тем выше уровень развития логического мышления младших школьников.
Заключение
Основной задачей развития логики у детей, является научить школьников методам мышления, которые используются как в математике, так и в любых других областях науки, развивать наблюдательность, умственные способности учащихся, формировать умение ребенка мыслить самостоятельно, творчески, нестандартно, способствовать становлению настойчивости, целеустремленности, гибкости и широты мышления, которые так необходимы для успешного решения как учебных, так и жизненных задач. Логические игры и задания помогают учителю выявить индивидуальные особенности учащихся и наметить перспективы дальнейшего развития их творческого потенциала и, кроме того, что крайне важно, - сделать обучение более интересным, доступным и интересным.
В данной работе рассмотрена проблема зависимости уровня развития логического мышления от уровня познавательной мотивации и способы ее исследования. В основу работы легли различные предположения, исторические факты, основанные на исследованиях различных ученых, не только отечественных, но и зарубежных и не только в области возрастной психологии, но и педагогике, педагогической психологии и других социально – психологических наук, относительно младших школьников.
На основании материала первой главы можно сделать вывод о том, что проблема зависимости развития мышления от уровня развития познавательной мотивации является достаточно разработанной, но не теряющей своей актуальности.
Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Основными видами мышления являются теоретическое понятийное и теоретическое образное. Они пополняют друг друга, раскрывают разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Кроме того, мышление человека представлено еще тремя видами: наглядно - действенным, наглядно -образным, словесно - логическим.
Младший школьный возраст является благоприятным для развития логического мышления, так как на ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач.
Анализ психолого - педагогической литературы позволил нам определить педагогические условия формирования логического мышления младших школьников.
Во второй главе приведена программа исследования и непосредственно констатирующий эксперимент с использованием диагностических методик исследования мышления и познавательной мотивации учащихся 3 класса.
В результате анализа теоретических положений, имеющихся фактов, а также проведенного исследования и сопоставления полученных данных были решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза относительно того, что уровень познавательной деятельности будет оказывать влияние на особенности логическое мышление детей младшего школьного возраста
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
Список использованной литературы
Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 2001.-412с.
Волков, Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. /Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 504 с
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.,1991.
Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин. //Вопросы психологии. —2000. —No 1.
Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. —М., 2013.
Иванова, Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики [Текст] /Е.В. Иванова // Начальная школа + До и после. - 2006. - №6 - с. 59-60.
Ионова Мария Сергеевна, Романова Ольга Михайловна Возможности развития логического мышления у младших школьников // Вестник МГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.05.2021).
Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.
Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы задач [Текст]: дисс. Канд. пед. наук: 13.00.01: утв. 9.12.2006/ В.В. Левитес. - Мурманск, 2006. - 190 с
Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности./В. М. Лизинский -М.: Центр пед. поиск, 2012. –160 с.
Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. Ленинград: 2014 г. -342с
Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах: Методическое пособие [Текст] / Авт.-сост. Л.Р. Бережнова. - М.: Аркти, 2007. - 80 с.
Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
Пасяева, К.З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] /К.З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - №7. - с. 38-40
Подгорецкая, Надежда Александровна. Изучение приемов логического мышления у взрослых / Н. А. Подгорецкая. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 149 с. : ил.
Ревина, Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе [Текст]/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. –Вып. 3. –No6. –Саратов, 2006
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн –СПб.:Питер, 2007.-713 с.: ил. –(Серия «Мастера психологии»).
Тихомирова, Л. Ф Развитие логического мышления детей./ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. -Ярославль, “Гринго”, 2005. –240с
Приложение 1
Система логических упражнений по математике(Материалы к урокам и внеклассным занятиям)
Основу программы игр составляют следующие типы заданий (по Н.Я. Чутко):
1. Упражнения-игры, направленные на формирование умения наблюдать и классифицировать по самостоятельно найденному и заданному основанию; формирование навыков самоконтроля.
2. Упражнения-игры, направленные на формирование умения слушать, классифицировать по самостоятельно найденному и заданному основанию; формирование навыков самоконтроля.
3. Упражнения-игры, направленные на формирование умения вчитываться, классифицировать по самостоятельно найденному и заданному основанию; формирование навыков самоконтроля.
4.Упражнения-игры, направленные на формирование умения наблюдать, обобщать; формирование навыков самоконтроля.
5. Упражнения-игры, направленные на формирование умения слушать, обобщать; формирование навыков самоконтроля.
6. Упражнения-игры, направленные на формирование умения вчитываться, обобщать; формирование навыков самоконтроля.
Упражнения-игры первого вида, это такие задания, в которых ученикам для группировки предлагаются реальные объекты (геометрические фигуры, небольшие предметы, цифры). Такие задания рекомендуется давать в начале обучения. Они помогут учителю познакомить детей с возможностями включения одного и того же объекта в разные группы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. То есть классификация не только по внешним признакам (цвет, форма, величина), но и по функциональным признакам, материалу, из которого сделаны, месту нахождения в пространстве. Что в дальнейшем позволяет подвести детей к смысловой группировке, в основе которой лежит выделение родовидовых отношений между объектами.
Для этой цели можно предложить следующие игры-упражнения.
1. Игра «Аукцион»
Цель: развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза.
Ведущий аукциона - педагог или кто-то из детей. Он предлагает «участникам» аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, «круглый». Слова следует называть по одному, не повторяясь и не ожидая своей очереди - знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается «правил торгов» и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длинными, начинает отсчет: «Круглый - раз! Круглый - два! Круглый... ».
Если же не найдется желающий назвать еще одно слово, ведущий произносит: «Три!» Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.
2. Игра «Знаете ли вы себя?»
Эта игра основана на одном из упражнений И.Г. Песталоцци, включенного в «Книгу матери» (1803).
В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела.
Цель: учить детей классифицировать, основываясь на их наблюдательности.
Верный ответ детей поощрять фишкой, кто даст большее количество верных ответов.
Вопросы педагога:
что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо...);
что в человеческом теле встречается два раза? (Голова имеет два виска, два уха...);
что в человеческом теле встречается четыре раза? (Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц...);
что в человеческом теле встречается десять раз? (Руки и ноги имеют по десять пальцев);
что в человеческом теле встречается двадцать раз? (Двадцать пальцев на руках и ногах, двадцать ногтей);
что в человеческом теле встречается тридцать два раза? (У человека тридцать два зуба).
3. Игра «Сортировщик»
Цель: учить классифицировать по самостоятельно найденному основанию.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Распределите линии, изображенные на рисунке, на 3 группы. Назовите номера линий, которые вы относите к первой группе, ко второй, к третьей.
Ответ:
первое основание - прямые (2, 5, 8);
второе - ломаные (4, 7, 9);
третье - кривые (1, 3, 6).
Игры второго вида позволяют развить умение анализировать поступающее посредством слуха сигналы и группировать их определенным образом. Задачу упражнения-игры можно усложнить, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию.
Вот конкретные примеры таких заданий.
1. Игра «Будь внимателен!»
Цель: учить классифицировать по заданным признакам.
Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка. Педагог произносит число, а дети, в зависимости от того, какое число - четное или нечетное (однозначное, двузначное) - они слышат, поднимают (или не поднимают) карточки.
Выиграет тот, кто ни разу не ошибался, поднимал карточку только в нужной ситуации.
2. Игра «Продолжай!»
Цель: учить детей классифицировать по самостоятельно найденному основанию.
Играют две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (например, «март», «май»). Представители каждой команды определяют самостоятельно принцип подбора слов и по очереди подбирают и называют их. Побеждает та команда, которая придумала последнее слово. Затем набор слов, предлагаемых педагогом, меняется - следовательно, меняется игровое задание детям, и игра продолжается.
Ответ:
1-е основание - месяца (апрель, декабрь и т.д.);
2-е основание - слова начинаются с буквы «м» (называть слова, которые относятся только к математике: метр, миллиметр, минус и т.д.).
Упражнения-игры третьего вида развивают сочетание умений - читать, классифицировать, самому себя контролировать. То есть детям приходится анализировать информацию посредством зрительного анализатора, затем классифицировать ее по заданному основанию или самому находить это основание.
1. Игра «Найди пару».
Цель: развивать у учащихся умение классифицировать.
Перед началом игры ученики получают карточки с одинаковыми столбиками слов. Далее проводится игра-соревнование - кто скорее и правильнее подберет к словам из первого столбика, так, чтобы получилась два слова с одинаковым основанием. Найденные пары слов нужно соединить линией, назвать основания:
Метр
Слагаемое (компонент сложения)
Сумма
Квадрат (геометрическая фигура)
Плюс
Минута (единица времени)
Зима
Дециметр (единица длины)
Час
Минус (математические знаки)
Треугольник
Лето (времена года)
2. Игра «Род-вид».
Цель: формировать у детей умение устанавливать последовательность подчинения понятий.
Задание: запишите в таблицу следующие слова.
Учитель раздает детям карточки со словами и таблицей. Выигрывает тот, кто быстро и безошибочно выполнит задание.
Узкое понятие
Среднее понятие
Широкое понятие
Учебник математики
Учебник
Книга
Учебник математики, книга, учебник.
Многоугольник, геометрическая фигура, квадрат.
Игры первых трех видов помогают формированию у учеников умений активного и целенаправленного восприятия информации и различных источников посредством слухового и зрительного анализаторов в сочетании с умениями классификации и самоконтроля.
Выполнение игр этих видов способствует развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Игры-упражнения четвертого вида помогают формированию у учащихся умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, устанавливать родовидовые отношения. В этих заданиях учитель может научить детей выделять наиболее значимые, существенные признаки в предметах и явлениях, отделяя их от несущественных. Что позволяет детям перейти от мышления конкретного к мышлению абстрактному.
В этом им помогают такие игры, как «Кто самый внимательный?», «Путанка-запутанка», «На что это похоже?»
1. Игра «Что лишнее?»
Цель: учить детей анализировать и обобщать представленную информацию.
Педагог демонстрирует детям заранее подготовленные комплекты предметов и просит в каждом из комплектов выделить лишний, не подходящий к остальным предмет и объяснить, почему он лишний. В комплект могут входить, например, учебные принадлежности, геометрические фигуры, предметы одежды и т.д.
2. Игра « Наведи порядок ».
Цель: учить детей выделить существенные и несущественные признаки
Задание: Ребятам предлагается навести порядок в рядок чисел. Найти «лишнее» число и объяснить свое решение.
10, 20, 30, 40, 55, 60 (55- не круглое)
0, 7, 14, 21, 27 (27- не делится на 7)
1, 2, 31, 4, 5, 6 (31- двухзначное)
24, 11, 13, 15, 17, 12 (24- имеет два десятка)
Дидактические игры пятого вида представляют собой логические задачи, содержащие проблемные ситуации. Разрешение их требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных умений и активизирует логическое мышление, так как они сталкиваются здесь с такой мыслительной операцией как обобщение.
1. Игра «Что делать?»
Цель: учить детей обобщать.
В этой игре педагог называет детям несколько слов и предлагает объединить их в группы с помощью обобщающего слова. Вводится правило игры - давать правильный ответ как можно быстрее, но без ошибок.
Вторник и суббота - это ...
Январь и март - это ...
Час и секунда - это ...
Осень и зима - это ...
Круг и квадрат - это ...
Плюс и минус - это ...
Метр и сантиметр - это ...
Вычитаемое и разность - это ... и т.д.
Усложнить игру можно путем введения такого дополнения: перед тем как сказать обобщающее слово, игрок должен добавить к названиям еще 1-2 слова, имеющие отношение к данной группе
2. Логическая задача.
Цель: развивать логическое мышление.
От 5 квадратов из спичек нужно отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.
Игры шестого вида способствуют умению обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. По своему содержанию они близки к учебным заданиям.
Например, такие задания:
1) Найдите логическую взаимосвязь между числами первого и второго рядов и заполните окошки:
1
4
5
8
?
2
3
6
?
?
(Ответ: цифры идут «змейкой» - пропущены 7, 9, 10)
2) Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
▲ • ♦ • ♥ = 15 ▲ =
♥ - ♦ = ▲ + 1 ♦ =
▲ + 15 = 16 ♥ =
Эти игры (четвертого, пятого и шестого видов) способствуют формированию у учеников умений наблюдать и целенаправленно воспринимать информацию, сочетая эти процессы с умением обобщать и самоконтролем. Таким образом, развиваются все типы мыслительный операций, а именно анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При проведении занятий-игр желательно учитывать принцип двуплановости поведения учителя:
- первое - это непосредственное содержание информации;
- второе - это способ, которым передается информация.
Нужно четко помнить что игра, в данном случае, является только формой проведения, а не сутью.
Игровые занятия желательно проводить 2-3 раза в неделю (в зависимости от интеллектуального уровня класса: если высокий уровень, то можно 1-2 раза, а если низкий - то и 4 раза в неделю). Но не на каждом занятии! Помня о том, что развитие умственных возможностей детей возможно только при положительной познавательной мотивации, нужно учитывать ряд правил:
учитывать предпочтения детей и развивать их интеллект на материале, который им интересен;
выбирать посильные задания, но такие, которые требовали от детей определенных усилий;
обязательно разъяснять ошибки, делать выводы, для дальнейшего предотвращения подобных ошибок;
поощрять успех детей.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!