это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3220019
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением……………...…………………………………………………………..
Понятие «образ семьи» в психолого-педагогической литературе……….
Психолого-педагогические особенности подростков с девиантным поведением………………………………………………………………….
Виды, направления и формы коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением……………………………………………………
Выводы…………………...…………………………………………………………
Глава II. Эмпирические основы изучения «образа семьи» у подростков с девиантным поведением и разработка программы коррекции…………………
2.1. База, организация и методы исследования………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики «образа семьи» у подростков с девиантным поведением………………………………………….
2.3. Разработка программы коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….......
Литература…………………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Также, это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.Этому возрасту присущи, с одной стороны, неистребимая и всевозрастающая потребность в идеале, юношеский максимализм в ценностных ориентирах; с другой — желание утвердить себя в социальной реальности.
Актуальность исследования. За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов было сконцентрировано, большей частью, на поисках связей между особенностями родителей и наличием определенных способностей у детей. В этой логике на первый план выдвигаются уровень образования и профессиональная квалификация родителей, степень сложности отцовской профессии, социально-экономический статус семьи, размер семьи, очередность рождения, длительность интервалов между рождениями детей и т.д. В отечественной психологии можно выделить два направления: одни ученые активно изучают нарушения в семейных отношениях, психологические травмы детей, полученные в ходе искаженного семейного воспитания [24], другие делают предметом своего анализа воспитательные стратегии родителей и их ценностные ориентации, особенности семейного воспитания [25]. Однако, все достижения в области семейной психологии не могут изменить той отрицательной динамики, которая происходит в современной семье. Это связано, в первую очередь, с тем, что не вскрыты механизмы влияния «образа семьи» на развитие личности подростка.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации приводит к резкому возрастанию количества семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для здорового и нормального функционирования, каждая семья должна выполнять в процессе своей жизнедеятельности определенные функции. Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семей ее функций имеет значение не только для детей и родственников, но и для общества в целом.
Цель исследования - выявить особенности, степень сформированности «образа семьи» у подростков с девиантным поведением и теоретически обосновать целесообразность внедрения коррекционной программы по работе с такими подростками.
Объект исследования – «образ семьи» у подростков.
Предмет исследования – коррекция «образа семьи» у подростков с девиантным поведением.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением.
2. Выявить особенности и степень сформированности «образа семьи» у подростков с девиантным поведением.
3.Разработать программу коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением.
Гипотеза исследования - в своем исследовании мы исходили из предположения, что подросткам с девиантным поведением свойственны следующие особенности «образа семьи»: ………………..(из диагностики вставить). Можно предположить, что программа коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением должна включать: коррекционные занятия с подростками с девиантным поведением, родителями и педагогами.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; общенаучные методы – сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ;
2. Эмпирические: ……………………………...
3.Дескриптивные: описание результатов исследования, полученных данных, их графическая интерпретация и анализ.
Практическая значимость исследования:
База исследования: МБОУ СОШ с.Ербогачен, Катангского района, Иркутской области. В исследовании приняли участие…..
Семейная социограмма – эта методика позволяет оценить:
положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный;
возникновение причин неблагополучия;
динамику семейных взаимоотношений.
PARI - Предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), а также изучение детско-родительских отношений.
Тест –опросник родительских отношений (А.Л.Варга, В.В.Столин) Психодиагностическая методика, ориентированная на выявление родительского отношения в семье
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ «ОБРАЗА СЕМЬИ» У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Понятие «образ семьи» в психолого-педагогической литературе
Девиантное поведение всегда имеет связь с любого рода несоответствием действий, поступков, видов деятельности, распространенных в обществе или группах, нормам, правилам поведения, установкам, ценностям. Ребенок воспринимает все: окружающую его социальную микросферу, семейный психологический климат, условия, в которых он воспитывается, отношения со значимыми взрослыми и учителями.
Социология, психология, иные смежные науки всегда рассматривали институт семьи как один из важнейших. Интересно, что у семьи как у объекта изучения различных дисциплин, двойственный характер: с одной стороны она представляет собой социальный институт, с другой - малую группу людей, развивающуюся и функционирующую в соответствии со своими законами.
Э.Г.Эйдемиллер [14,656] дает определение семейных представлений как «внутренней картины (образа) семьи», включающей представления индивида о самом себе, своих потребностях и возможностях, а также о других членах семьи, о характере этих отношений, которые связывают индивида с ними.
Т.М. Мишина [15] предлагает рассматривать «образ семьи», «образ мы» в качестве феномена семейного самосознания, семейной идентичности – то есть, как целостное, интегрированное образование, которое регулирует поведение и согласует позиции семьи. [18,512]
Несмотря на то, что круг событий в семейной жизни, связанный с внутренними причинами, активизирующими деструктивные тенденции и влекущими за собой изменение личности, довольно широк, социальной психологией на сегодняшний день он изучен слабо. Так, А.J. Ferreira [16,457-463] занимался изучением семейных постулатов, ритуалов семьи в качестве «семейных мифов». Эти мифы, по его мнению, означали некие защитные механизмы, которые использовались для того, чтобы поддерживать единство в дисфункциональных семьях. К синонимам понятия «семейный миф», по мнению Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого [17] можно отнести внутрисемейные «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованную защиту», «наивную семейную психологию». [19,752] J. Bossard и M. Morval полагают, что к важным функциям семейных ритуалов можно отнести также регуляцию поведения, социальное обучение, передачу верований, установление личной и семейной идентичности. Н. Пезешкиан [21] предлагает термин «семейная концепция», определяющий стратегию разрешения конфликтов, структуру мировоззрения и отношений, вытекающих из критических переживаний семьи.
Деструктивные паттерны поведения могут быть частью семейных историй, передающихся от поколения к поколению; сложившийся образ семьи в таком случае («семейный сценарий», «семейный миф») выступает в роли ритуального защитного механизма, необходимого для поддержания единства семьи, сохранения целостности личности [22].
Представители такого направления как трансгенерационная и межгенерационная семейная терапия считают, что деструктивные семейные паттерны возникают в результате эволюции текущих трансакционных паттернов в ряду поколений. Одним из факторов, которые оказывают влияние на появление и формирование семейного мифа, является «психологическая» наследственность, «синдром предков» (А.А. Шутценбергер, 2001) [20,135].
И. Бузормени-Надь выделяет понятия «лояльность семье», «парентификация» и «семейный миф», с помощью которого происходит передача деструктивного образа семьи. Передача происходит способом трансгенерации. [20,29-33]
Н. Абрахам, М. Тёрёк [22] считают, что деструктивный образ семьи возникает из-за связи с феноменом «склепа» и «призрака», которые «внедряются» в представителя последующих поколений как следствие травмы или семейной тайны, зачастую случившейся из-за несправедливых событий (родственник, умерший во время войны или непогребенный; убийство, инцест, тюремное заключение).
Очевидно, что существует достаточно разных определений образа семьи и представлений о нем. В каждом из них есть общие признаки:
1) образ семьи представляет собой социально-психологический феномен (целостное, интегрированное образование), суть которого - семейное самосознание, семейная идентичность;
2) одна из важнейших функций семейного образа - целостная регуляция семейного поведения, согласованность в позициях, занимаемых ее членами;
3) образ семьи несложно определить через основные структурные компоненты семьи, взятой в качестве системы;
4) функционирование образа семьи чаще всего происходит в рамках правил, установленных в семейной системе, и преимущественно на бессознательном уровне;
5) возникновение деструктивного образа семьи в большинстве случаев основано на почве неразрешенного конфликта, секрета, несправедливого отношения к семье и является своего рода семейным мифом, согласно принципу синхронии К.-Г. Юнга [12,194-307] и эффекта незавершенного действия Б.В. Зейгарник [13] передающимся внутри рода от поколения к поколению и приводящим к тому, что деструктивные явления возникают и развиваются.
Изучив все перечисленные мнения, можно прийти к выводу, что дать одно исчерпывающее определение понятия «образ семьи» не получится, но нужно придерживаться выбранной позиции. После того как обнаружены общие признаки, требуется выявить психолого-педагогические особенности подростков с девиантным поведением, после чего станет понятно, в каком направлении коррекционной работы нужно двигаться.
Психолого-педагогические особенности подростков с девиантным поведением
Любое воздействие на ребенка – социальное, психологическое, педагогическое – эффективно, если знать и понимать особенности его личности. Особенно значение имеет адекватность отражения личности в случае, если работать предстоит с подростком с девиантным поведением. Психологические черты и личностные свойства таких подростков настолько специфические, что любая мера, направленная на предупреждение и корректировку деформации не возымеет эффекта, если их не знать.
Чтобы наиболее полно осмыслить психолого-педагогические особенности девиантности подростков, сначала нужно выявить общую специфику подросткового возраста как категории повышенного социального риска. [1,165]
Отрочество – период сильных изменений в организме и психике ребенка. Этот период очень важен в формировании личности. Феномен подросткового возраста ученые связывают с биологической и психологической революцией личности.
К.А. Гельвеций писал: «в возрасте, когда пробуждаются все страсти, все предметы природы действуют и влияют на человека особенно сильно» [2, 24-27]. Ж.-Ж. Руссо называл подростковый возраст «вторым рождением».
В.А. Сухомлинский полагал, что подросток начинает обобщать как добро, так и зло (ребенок к этому не способен); в отдельных событиях он усматривает правило, закономерность, и от того, какие мысли, эмоции, настроения порождает в его душе увиденное, зависит, какие убеждения и взгляды на мир, мысли о людях он обретет [3, 25-27].
Руководствуясь этим, Сухомлинский выделил противоречия, появляющиеся в подростковом возрасте:
юношеский максимализм в сочетании с неумением разбираться в жизненных явлениях; подобное влечет возникновение внутренних противоречий;
стремление стать идеальным в сочетании с резким нежеланием поддаваться воспитательному воздействию со стороны взрослых;
желание самоутвердиться в сочетании с отсутствием представлений о том, как это сделать;
широкий спектр желаний вкупе с ограниченностью сил, отсутствием практического опыта, возможности для того, чтобы их осуществить;
показное отрицание авторитетов, увлечение тем, что представляется идеальным, при этом сомнение в возможности появления идеального в будничной жизни;
удивление неисчерпаемостью науки, желание много знать, добиться значимых результатов в научной деятельности, радость от интеллектуального труда в сочетании с поверхностным, легкомысленным отношением к учебе, к школьным заданиям;
романтическая восторженность и ... внезапно грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой (в душе) и ироническое к ней отношение в обычной жизни, в разговорах.
Подростков из-за особенностей возраста зачастую считают группой риска. Даже если подростковый возраст протекает без каких-либо аномалий, девиаций, все равно это период повышенной эмоциональности, которая проявляет себя посредством возбудимости, страстности, частой смены настроений, психоэмоциональной нестабильности, непредсказуемости и нелогичности поведения.
Эмоциональные реакции и поведение подростков напрямую коррелируют с социальными факторами и условиями, в которых дети воспитываются, причем индивидуально-типологические различия превалируют над возрастными.
Помимо перечисленного, одной из особенностей подросткового периода являются перепады настроения без очевидных причин.
Занимаясь изучением самоидентификации «трудных» подростков, А.Н. Леонтьев придавал значение росту их критичности относительно требований, поступков, личных качеств, поведения взрослых и зарождением, формированием новых, впервые подлинных личных интересов. Новые увлечения подростка, его «самоактуализация», «самореализация», «самоопределение» оказывают влияние на его мотивацию и поведение. Наиболее актуальными социальными мотивами являются мотивы самоопределения и самосовершенствования [4,517]. Важно, что те мотивы, которые реально действуют у подростков, не всегда совпадают с теми мотивами, которые они понимают, осознают. Такое несовпадение мешает им в поисках себя в каком-либо виде деятельности, создает противоречия в сфере мотивации и ведет к развитию девиантного поведения.
Мотивационно-ценностный конфликт подросткового возраста, большое количество внутренних противоречий влекут за собой агрессию, спутанность сознания, недоверие и неприятие окружающего подростка мира. Склонность подростков создавать группы обусловлена чувством неуверенности в себе, гиперидентификацией со своими спонтанными «соратниками». Еще одной значимой особенностью подростков можно назвать такую: нормы их поведения зависят не столько от требований педагогов, родителей и других значимых взрослых, а в большей степени от того, какими примерами поведения делится референтная группа сверстников.
Исследованиях Петровского В.А. [11] выделяют следующие особенности подростков с девиантным поведением:
1) пониженная переносимость сложностей повседневной жизни в сочетании с высокой переносимостью кризисных ситуаций;
2) скрытый комплекс неполноценности при внешнем проявлении превосходства;
3) внешняя коммуникабельность, общительность, при этом страх эмоционального контакта;
4) стремление лгать, скрывать правду;
5) стремление обвинять других в своих ошибках, недочетах, зная, что они не виноваты;
6) стремление избегать ответственности и принятия решений;
7) стереотипность, повторяемость паттернов поведения;
8) зависимость;
9) тревожность.
Повышенная агрессивность появляется как следствие несоответствия желаемого и доступного (аффект неадекватности), а также склонности к конфликтам. Значимыми при формировании девиантности как детей, так и подростков можно назвать следующие черты характера и особенности личности: [5,58]
степень выраженности отдельно взятых качеств;
наличие агрессии при отсутствии умения владеть собой;
несдержанность в словах и реакциях;
наличие внутренних личностных конфликтов;
высокие, но при этом не подкрепленные реальными фактами притязания;
установка на то, что желаемого невозможно достичь привычными способами;
измененная система ценностей;
постоянные конфликты в отношениях со взрослыми;
изоляция в пределах группы (среды), склонной к деликвентности (правонарушениям);
наличие акцентуации характера.
Важно, что для подростков более характерны не криминогенные реакции, а дезадаптационность реакций на окружающих, основными причинами которой являются: [6]
отсутствие адекватного четкого представления будущего и содержательного плана на дальнейшую жизнь;
нарушение эмоциональных связей, контактов со значимыми взрослыми (родителями, педагогами, родственниками);
низкий социальный статус в образовательном учреждении, классе, иной группе сверстников, в ближайшем окружении (семья, одноклассники, компания во дворе);
наличие конфликтов с людьми вокруг;
низкий уровень самосознания.
Несформированность отношения к ближайшему и отдаленному будущему, проблемы самоопределения – основные причины девиаций у подростков.
Подростки с таким поведением весьма равнодушны к тому, как их оценивают окружающие, к их одобрению, уважению, любви либо, напротив, негативной оценке – осуждению, презрению, отвращению. Компенсация этой значимой потребности проявляется посредством девиантного поведения, которое состоит в нарушении социальных, культурных и других общепринятых норм.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что норма поведения будет базироваться на 3 «китах», составляющих индивидуальность подростка:
сбалансированность психических процессов;
адаптивность и самоактуализация на уровне особенностей характера;
ответственность на уровне личности.
Различные нарушения этих составляющих являются причинами для возникновения девиаций и асоциального поведения у лица подросткового возраста. Внутренняя регуляция поведения подростка и наличия либо отсутствия отклонения от норм зависит от ценностных ориентаций.
Подводя итог, можно отметить, что противоречивость в мотивационной сфере, эмоциональное реагирование и поведение подростков зависят не только от того, какие психолого-педагогические особенности у них есть, но напрямую связаны с социальными факторами и тем, в каких условиях они воспитываются. Выясним, какие виды, направления и формы помогут скорректировать «образ семьи» у подростков с девиантным поведением.
Виды, направления и формы коррекции «образа семьи» у подростков с девиантным поведением
Подросткам с девиантным поведением свойственно концентрировать внимание на отрицательной точке зрения свободы. Это чревато нарушениями норм социализации. А такие нормы — источник как нормативной регуляции, так и нравственной оценки поведения детей и подростков. Именно перечисленные факторы являются основными ориентирами для определения «девиантности» поведения.
Первое, с чего чаще всего (и проще всего) начинать коррекционную работу с «трудными» подростками, – это установление их системы ценностей.
Ценностью называют положительную или отрицательную роль, которую объекты окружающего мира играют для подростка. Ценность определяется вовлеченностью объектов в сферу его жизнедеятельности, интересов и нужд, отношений в социуме. Профилактика и коррекция девиаций проводится посредством совместной деятельности педагога (психолога, социолога, психотерапевта и т.д.) и подростка, но в рассматриваемой ситуации педагог выполняет роль связующего звена между подростком и его родителями.
У каждой семьи есть много индивидуальных особенностей, все они по-разному реагируют на вмешательство в их жизнь, функционирование со стороны. Какую бы форму ни имело это вмешательство, педагогам можно использовать как прямой, так и опосредованный, косвенный путь воздействия. Оба способа помогают решить ряд задач, направленных на то, чтобы, во-первых, помочь семье оценить атмосферу, которая сложилась внутри нее, проанализировав сложившееся семейное общение; во-вторых, сформировать желание поменять сложившиеся отношения в семье, показать пути и способы того, как это можно сделать; в-третьих, вместе с членами семьи выявить перспективы положительного семейного общения (речь идет в первую очередь о достоинстве и значимости общения в семье для подростка) В соответствии с тем, какой тип семьи у подростка, педагог использует различные формы и методы работы, ведет комплексное воздействие на родителей [8,228-230].
Педагогически несостоятельные семьи, общение внутри которых носит бессодержательный характер, имеют обычно и сниженный общий и нравственно-культурный уровни. Такие семьи зачастую некомпетентны в вопросах воспитания, но желание получить и применить знания в этой области у них могут быть. Считаем, что с такими семьями нужно работать непосредственно, подбирая индивидуальных рекомендации, потому что общих рекомендаций им чаще всего будет недостаточно. Такие люди медленно воспринимают общие принципы педагогики, еще сложнее для них применить их в конкретных жизненных условиях, т.е. в своей семье. Педагогическая консультация, назначенная на определенные дни, - лучшая форма для работы с такими семьями. Главное для педагога в работе с такой семьей – устранить барьер недоверия, переубедить родителей в том, что их неправильно понимают, что их педагогическая неграмотность может быть использована педагогами против них и их детей. Педагогические консультации для родителей лучше проводить самым опытным, авторитетным педагогам, тогда будет значительно легче вызвать родителей на откровенность. Беседа должна проходить в спокойной, доброжелательной форме. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в сложной семейной ситуации. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, проходить как по инициативе педагога, так и по инициативе родителей. Родители во время консультации должны иметь возможность не только рассказать о проблемах в воспитании подростков, совместно проанализировать сложившуюся ситуацию, но и получить совет педагога, конкретные рекомендации, которые они смогут применить на практике.
Педагогическая консультация – очень интересная и зачастую эффективная форма работы с семьями педагогически запущенных подростков. Наибольший эффект она приносит, если таких родителей вовлекать в активную общественную деятельность, например, для организации и проведения школьных или внешкольных мероприятий: соревнований, пикников, культурных выходов, чаепитий, КВН-ов и т.п. Поразительный эффект может принести совместная деятельность при непосредственном участии группы, частью которой является и подросток. Некоторых отцов или матерей можно привлечь в качестве руководителей кружков, секций (в зависимости от их квалификации).
Семью, которая находится на 1-й ступени педагогической несостоятельности, можно условно отнести к неблагополучным. В такой семье лишь некоторые элементы неблагополучны, их можно нейтрализовать при помощи проведения консультаций по вопросам организации семейного общения. Вовлеченность родителей в совместную с подростками общественно полезную деятельность как в семье, так и вне ее позволит поменять позицию родителей относительно воспитания ребенка.
Второй тип семей - педагогически пассивные – пассивны в вопросах прямого воспитательного воздействия на детей не просто так, а по ряду объективных причин. Как бы то ни было, нравственный микроклимат семьи, стиль взаимоотношений внутри нее и характер общения родителей с детьми и друг с другом остаются факторами, которые очень сильно воздействуют на подростков. То есть, в работе с пассивными семьями необходимо не только проанализировать систему их воспитательного воздействия, но и попытаться изменить, максимально скорректировать характер семейных взаимоотношений.
Если с семьями, педагогически пассивными в силу объективных причин, решить проблему взаимоотношений возможно (с помощью педагогов), то с семьями, педагогически пассивными в силу субъективных причин, находящимися в конфликтных отношениях с детьми и устранившимися от их воспитания, нужно будет подключить воздействие целого ряда социальных институтов.
Семьи такого типа совсем не далеки от антипедагогического типа семей, но все же отличаются тем, что антипедагогическое влияние в них не носит систематического характера. Отличительной особенностью стиля отношений в такого рода семьях является разрыв взаимоотношений между родителями и детьми. Общение в основном деструктивно, его направленность, ценностные ориентации значительно смещены в отрицательную сторону. Можно сказать, что семья на подростка влияет негативно, но это влияние чаще всего ситуативно, т.е. не перманентно. Наиболее простой путь решения проблемы – ликвидация источника отрицательного общения, прекращение взаимоотношений подростка и семьи, т.е., лишение родительских прав мать или отца (или обоих родителей). Но не всегда очевидно, будет ли этот шаг правильным, не нанесет ли он подростку рану более сильную, чем то, что уже произошло или происходит в семье.
Считаем, что самым оптимальным в работе с такими семьями является объединение педагогических усилий с единственной целью: пресечь нарушения родителями своих обязанностей, заставить их самостоятельно оценить атмосферу в семье, то, как она влияет на детей, подвести их к признанию своих ошибок, а, главное, вызвать желание радикально изменить отношения в семье.
Такие семьи держат под контролем, оказывают им помощь в изменении семейного микроклимата, в усилении родительской активности в воспитании детей. Многие родители из семей такой категории не по принуждению, а по своей инициативе впоследствии чаще просят учителей, социальных педагогов, школьных психологов, работающих с их детьми, о помощи, уделяют детям внимание, пытаются найти пути для конструктивного общения.
Проблемы коррекции семейного общения с семьями антипедагогического типа практически нерешаемы силами педагогов. Если в описанных выше типах семей проявляются только некоторые элементы антипедагогической направленности во взаимоотношениях членов семьи, то семьи 3-го типа чаще всего - «закрытая система», прячущаяся под маской ложного благополучия и псевдоактивности. Такие родители требуют больших усилий не только для того, чтобы переориентировать их, но и для того, чтобы поменять условия общения в семье. В большинстве случаев родители проявляют необъективное отношение к рекомендациям, а чаще всего полностью их отрицают или игнорируют.
Основной путь воздействия на общение в таких семьях педагоги «прокладывают» через индивидуальные и групповые формы работы.
Используя различные виды деятельности, педагог всеми способами укрепляет связь семьи и школы. Делается это с целью установления единства воспитательного влияния на детей: родителей привлекают к участию в работе с детьми во внеурочное время, педагоги оказывают помощь в повышении педагогической культуры, участвуют в работе по предупреждению детской безнадзорности и совершению правонарушений. Социальные педагоги ведут целенаправленную работу с каждой неблагополучной семьей. Иногда подключаются и активные родители: они вовлекают родителей педагогически запущенных подростков в совместную общественно полезную деятельность по организации и проведению совместных мероприятий с детьми, дают им возможность посмотреть на своих детей в классной или внеклассной деятельности, увидеть, на что способен их ребенок, задуматься над тем, как помочь ребенку еще сильнее раскрыть свои способности.
Эффективной формой работы с такой категорией родителей являются дискуссии, диалоги-конференции, посвященные проблемам воспитания детей и подростков в семье.
Конференция-диалог для родителей может проводиться как в рамках обмена опытом воспитания детей, так и по результатам прочтения книг, статей на педагогическую тематику, иногда в конференции присутствует и обсуждение прочитанного, и обмен опытом. Чем больше родителей готово и желает выступить, тем лучше. Хорошо, если вопросы, вынесенные на обсуждение, являются злободневными, острыми, дискуссионными, это дает возможность каждому высказать и отстоять свое мнение. Конференция-диалог позволяет в спокойной, доброжелательной обстановке на конкретных примерах выработать общие рекомендации для тех, кому они необходимы, найти пути разрешения проблем семейного общения в отдельном случае. Общие проблемы, участие в обсуждении и специалистов, и родителей способствуют появлению заинтересованности в решении беспокоящих вопросов, подтолкнуть родителей к оценке своих действий относительно воспитания детей.
В качестве итога можно сказать, что эффективность коррекции отношений детей и родителей в семьях, где подростки проявляют девиантное поведение, зависит от того, правильно ли выбраны способы и методы как прямого, так и опосредованного воздействия на семью. Если прямое воздействие осуществляется школой и направлено на совершенствование общекультурного и педагогического уровня родителей, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность, то опосредованное проходит через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, на внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Взаимодействие личности подростка с социумом играет решающую роль в формировании психики и поведенческих ориентиров в онтогенезе. Личность в подростковом периоде осваивает этапы мотивационно-ценностного формирования, значит, наиболее эффективным будет воздействие на этот процесс именно в это время. Коррекционная работа с подростками с девиантным поведением по своей направленности представляет собой влияние на мировоззрение подростка, воздействие на его ценности, мотивацию. Во время включения подростка в целенаправленную педагогическую систему воспитания отрицательный социальный опыт должен смениться положительным, социально-ориентированным. Благодаря полученному позитивному опыту меняется и ценностная ориентация подростка. Происходит замена асоциальных, негативных ценностей на социально-ориентированные, в результате меняется и поведение подростка. [7,10]
Выводы по первой главе
По мнению многих ученых, образцы поведения и модели семейного взаимодействия, воспринятые в неблагополучной семье, с большой степенью вероятности будут повторяться в последующих поколениях. Согласно мнению исследователей, разделяющих концепцию «цикла насилия» (Curtis G.C., 1963; Spinetta J.J., Rigler D., 1972; Widom C.S., 1989), жестокое обращение в детстве вызывает формирование агрессии у ребенка. В дальнейшем он начинает воспроизводить аналогичные формы поведения в социальных контактах, включая и отношение к собственным детям, когда они появятся.
Наряду с риском формирования устойчивого асоциального поведения у таких детей есть высокая вероятность появления серьезных проблем в создании гармоничной, стабильной семьи. В условиях семейного неблагополучия на протяжении нескольких поколений возрастает не только вероятность того, что ребенок будет подвергаться насилию в разных формах в процессе воспитания, но увеличится и риск отказа родителей от детей и усугубление такой проблемы как социальное сиротство. Авторами, изучающими особенности формирования девиантного материнства, крайним вариантом которого является отказ от собственного ребенка, обнаружено, что «отказницы» происходят из семей с нарушенными в нескольких поколениях связями и отношениями. [9,79-87]
Необходимо работать над созданием диагностических и психокоррекционных программ, направленных на предотвращение воспроизводства негативных паттернов внутрисемейного взаимодействия в будущей семейной жизни подростков.
Коррекционная работа будет направлена на то, чтобы изменить привычные подросткам дисфункциональные и конфликтные способы взаимодействия с социумом на конструктивные и социально приемлемые.
Крайне важна подготовка подростков с девиантным поведением к будущей семейной жизни и воспитанию детей. На начальном этапе такой подготовки нужно выявлять проблемы развития, связанные с семейным воспитанием таких подростков, изучать образ семьи, в которой они воспитываются, в дальнейшем переходя к анализу установок, системы ожиданий и представлений относительно собственной будущей семьи и воспитания детей.
Под образом родительской семьи подростка понимается когнитивный и эмоционально-смысловой комплекс его представлений о структуре и динамике семьи, характере взаимоотношений между ее членами, в том числе между самим подростком и родителями.
Образ будущей семьи состоит из комплекса представлений подростка о том, какая семья у него будет, каким будет его потенциальный супруг/супруга, какими будут дети, какие будут взаимоотношения с детьми и с супругом/супругой внутри семьи, как планируется воспитывать детей.
В указанном виде образ семьи – понятие достаточно широкое, включающее как эмоциональные, так и когнитивные компоненты. В образе родительской семьи наиболее значим аспект, характеризующий особенности того, как ребенок воспринимает отношение к себе родителей. Именно восприятие себя в семье представляет «фундамент для существующих и будущих отношений с людьми» [10,221]. Отношение к ребенку родителей, воспринимаемое им неким образом, постепенно трансформируется в систему представлений о себе, в самооценку. Именно «образ Я» и другие составляющие «Я-концепции» становятся тем промежуточным звеном, с помощью которого родителям удается влиять на характер взаимодействия ребенка с социумом, на способность впоследствии устанавливать доверительные отношения в своей семье, проявлять позитивные чувства к своим будущим детям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(Выгодский Л.С. история культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С.165.)
(Гельвеций К.А. О человеке. Сочинения в 2-х томах.-М.: Просвещение, 1974. – С.24-27.)
(Сухомлинский В.А. рождение гражданина. – Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – 1979. – С. 25-27.)
(Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1981. – 517с.)
(Шагинов В.Б. Воспитание и развитие личности на рубеже XXI века // Личность и общество. – Сб. – Улан-Удэ:Бэ-лиг, 1998.-58с.)
(Молодеева И.А., журнал- Вестник КарГУ, 2010 год, город Караганда, категория педагогика)
(Шилова М.А. профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С.10.)
Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений/А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; под ред В.А.Сластенина -2-е изд., перераб.-М.:Академия, 2002.-272с.(стр.228-230)
(Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери//Психологический журнал.2000.Т.21, №2.с.79-87.)
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка/Г.Т.Хоментаускас. – Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-с.221.
Петровский В.А. Психология неадаптивной личности. – М., 1992.
Юнг К.Г. Синхроничность: акаузальный связующий принцип//Юнг К.Г. Синхроничность: сборник. М. – Киев: Рефл-бук; Ваклер, 1997. С. 194-307.
Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. ЭЗО Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
Мишина Т.Н. Психологические основы формирования семьи: монография/Т.М.Мишина. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2015. – 272с.
Antonio J. Ferreira. IX, 1963: Family Myth and Homeostasis, Pp. 457-463.
Д-р мед. Наук, проф., зам. Директора по научной работе Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического ин-та им. В.М.Бехтерева, А.Е.Личко; д-р мед. Наук, проф..начальник кафедры психиатрии ВМедА им. С.М.Кирова, В.К.Смирнов. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. ЭЗО Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989 – 192 с: ил.-ISBN 5 -225-01588-3.
Семейная психотерапия: Хрестоматия/Сост.Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. -512 с.
Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 752 с.
Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.
Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери//Психологический журнал. 2000. – т.21. - №2. – с. 79-87.
Дольто Ф. На стороне ребенка. М.: Изд-во У – Фактория, 2003. 672 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. -656 с.
Собкин В.С. Социология семейного воспитания. Дошкольный возраст/В.С.Собкин, Е.М.Марич; Рос.акад.образования, Центр социологии образования. М.: ЦСО РАО, 2002. 245,1.с.
Наташа, у вас 1 глава не пройдет проверку на Антиплагииат, пока вы всю информацию не переработаете. Замечания к оформлению техническому.
Выводы писать на параграфам (взять основные положения).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!