Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Напишите доклад по философии на тему " Научное познание"

Тип Доклад
Предмет Философия

ID (номер) заказа
3226136

300 руб.

Просмотров
1115
Размер файла
108 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

1. Специфика научного познания. Научное и вненаучное знание 3
2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания 6
3. Научная проблема, гипотеза. Теория: структура и функции 10
4. Методы научного познания 13
5. Наука, техника, технология. Научная и научно-техническая революция 17
Список литературы 21

 

1. Специфика научного познания. Научное и вненаучное знание
Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во
всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:
в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; в
достоверном обобщении фактов; в том, что за случайным оно находит
необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе
осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает
что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно
доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения,
словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Научное познание есть сложный, противоречивый процесс
производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную
развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других
идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или (что более
характерно) искусственном: математическая символика, химические
формулы и т. п.
Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но
непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в
соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного
самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный
показатель (критерий) научности 1 .
Научное познание – это система познавательных действий,
направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о
природной, социальной и духовной реальности. Научное познание, как и все
формы духовного производства, в конечном счете, необходимо для того,
чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания
по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и
необходимым условием для выявления особенностей научного познания.
Специфика научного познания обнаруживается в сравнении с
повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто
угодно познает – в науке профессионал. По содержанию: в быту случайные,
разрозненные, плохо проверенные знания приобретаются – в науке
тщательно проверенные экспериментами и систематизированные законы
действительности и даже прозревания будущего. По способу: в быту познают
ненарочно или походя – в науке целенаправленно, экспериментируя,
осмысливая.
По новизне результатов: вне науки давно известные банальности – а в
ней якобы всегда нечто ранее неведомое. Кроме того, наука использует
специальные средства и методы: инструменты, приборы, оборудование,
методики и т.д. Весьма специфичен и язык науки. Главными же
отличительными особенностями науки обычно называют ее системность,
обоснованность и объективность (беспристрастность).
1 Ивин А. А. Современная философия науки / А.А. Ивин.— М. : Высш. шк., 2014. – С.116.
Особенности научного познания:
 особая подготовка познающего субъекта;
 наличие специальных способов обоснования истинности знания;
 особая организация процесса познания: во-первых, субъектом является
научное сообщество, во-вторых, существуют специальные процедуры и
правила;
 осознание применяемых методов;
 рефлексивность – размышление над собственной деятельности
(существует философия и методология науки, как раздел философии).
Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность
полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало
гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот
почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка
исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование
своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
Вненаучное познание – это совокупность познавательных действий,
включенных в конкретные виды человеческой деятельности,
непосредственной целью которых не является достижение знания (эти виды
деятельности имеют другие цели) 2 .
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
 ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание,
которое не формализуется и не описывается законами, находится в
противоречии с существующей научной картиной мира;
 донаучное, выступающее прототипом научного;
 паранаучное – как несовместимое с имеющимся гносеологическим
стандартом;
 лженаучное – как сознательно эксплуатирующее домыслы и
предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание.
Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В
качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос,
принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также
претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня,
сенсации;
 квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь
на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в
условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика
власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В
истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо
известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской
геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.;
 антинаучное – как утопичное и сознательно искажающее
представления о действительности. Приставка «анти» обращает

2 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – С.615.

внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны
науке – например «лекарство от всех болезней». Особый интерес и тяга
к антинауке возникает в периоды нестабильности;
 псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную
активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий,
например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о
чудовище из озера Лох-Несс;
 обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения
о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт
повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный,
несистематический характер, представляющий собой простой набор
сведений.
2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Основные уровни структуры научного знания:
- эмпирический уровень непосредственно связывает научное
исследование с практикой и чаще всего представляет собой опытно-
экспериментальное познание. На эмпирическом уровне преобладает
чувственное познание, рациональный момент здесь тоже присутствует,
однако имеет подчиненное значение. На данном уровне исследуемый объект
отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и
проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние
отношения.
Характерными признаками эмпирического уровня познания являются
сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и
экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная
фиксирующая деятельность. Эмпирическое познание формируется в
процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы
непосредственно влияем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем
результаты и делаем вывод. Но получение отдельных эмпирических фактов и
законов еще не позволяет построить систему законов. Для того чтобы
познать сущность, необходимо обязательно перейти к теоретическому
уровню научного познания.
Эмпирическое познание непосредственно (без промежуточных звеньев)
направлено на свой объект. Оно осваивает объект с помощью таких приемов
и средств познания как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент,
анализ. Однако, опыт никогда не бывает в современной науке свободным от
рациональных компонентов (так, опыт планируется, конструируется теорией,
а получаемые факты так или иначе теоретически нагружены) 3 .
Эмпирическое научное познание способно выявить определенные
регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. Формами
3 Степин В. С. Философия науки и техники : учебное пособие для высших учебных
заведений / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. –М. : Гардарика, 2010.— С.124.

эмпирического уровня научного исследования являются: научные данные и
научные факты, а методами эмпирического исследования - наблюдение
(прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное),
измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный,
поисковый, проверочный), описание;
- теоретический уровень направлен выявление внутренних и
существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий
посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации
(формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то
есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же
абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции
(проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований
(логика процесса, эволюции). Теоретический уровень - это знание,
полученное путем абстрактного мышления.
Человек начинает процесс познания объекта с внешней его описания,
фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем углубляется в содержание
объекта, раскрывает законы, которым он подвергается, переходит к
объяснению свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах
предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое
разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, что имеет
определенную внутреннюю логическую структуру.
Теоретический уровень научного познания характеризуется
преобладанием рационального момента. Живое созерцание здесь не
устраняется, но становится подчиненным моментом познавательного
процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны
их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с
помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Такая
«обработка» осуществляется с помощью систем абстракций – таких, как
понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д.
На основе эмпирических данных на теоретическом уровне происходит
объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов
существования. Важнейшая задача теоретического уровня знания
–достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте
содержания. При этом широко используются такие познавательные приемы
как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов),
идеализация – процесс создания идеальных мыслительных конструкций
(например, «абсолютно черное тело»), синтез (объединение полученных в
результате анализа элементов в систему), дедукция и индукция. Характерной
чертой теоретического познания является внутринаучная рефлексия, т.е.
исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов,
понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения осуществляется
предсказание и научное предвидение будущего.
Формами теоретического уровня научного исследования являются:
научная проблема, гипотеза, теория, научная картина мира.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны,
граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование,
выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные,
стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более
сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и
конкретизируя на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые
горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его,
способствует совершенствованию его методов и средств.
Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями достаточно
условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная.
Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было
теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится
эмпирически доступным. В любой сфере научного познания, на всех уровнях
наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического.
Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже
имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то
эмпирическом, то теоретическом. Основой единства эмпирического и
теоретического уровней научного познания выступает единство научной
теории и научно-исследовательской практики 4 .
Различение двух этих уровней имеет относительный характер: ни один
вид эмпирической деятельности невозможен без его теоретического
осмысления, без соответствующих понятий, гипотез и теорий. И наоборот,
любая теория, какой бы абстрактной она ни была, в итоге опирается на
практику, эмпирические данные и ориентирована на объективную
действительность, опосредованную той же практикой, следовательно,
эмпирией.
Кроме того, одно и то же утверждение или положение может
относиться как к эмпирическому, так и к теоретическому уровню в
зависимости от того, каким образом оно получено. Например, если
утверждается на основании, скажем, опытов Майкельсона – Морли, что
скорость света одинакова во всех движущихся относительно друг друга
системах и не зависит от их относительного движения, то это знание
является обобщением эмпирических данных и вместе с указанными данными
и способами их получения включается в эмпирический уровень.
Однако то же положение выступает в качестве одного из постулатов
частной теории относительности, и тогда оно представляет собой
теоретическое знание, равно как и те следствия, которые из этого положения
вытекают.

3. Научная проблема, гипотеза. Теория: структура и функции
К основным формам научного познания относятся факты, проблемы,
гипотезы, идеи и теории. Их назначение состоит в том, что они раскрывают

динамику процесса познания, т.е. движение и развитие знания в ходе
исследования или изучения какого-либо объекта.
Проблемами называют важные в практическом или теоретическом
отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не
полностью. Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять
собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например,
проблема социализма включает проблемы развития производительных сил,
характера собственности, принципа распределения, формы государственного
устройства.
Наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за
собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального,
теоретического и логического подтверждения. Такого рода
предположительное знание, истинность или ложность которого еще не
доказана, называется научной гипотезой 5 .
Гипотеза – предположительное решение проблемы. Потребность в
гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по
некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину
прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.
Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе
ряда достоверных фактов. По своему происхождению гипотетическое знание
носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует
обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не
согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же
гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени
вероятности гипотезы. Чем больше найдено фактов, подтверждающих
гипотезу, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки
одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и корректируются,
третьи отбрасываются как заблуждение, если их проверка дает
отрицательные результат. Решающим критерием истинности гипотезы
служат практика во всех своих формах, а вспомогательную роль здесь играет
логический критерий истины.
Научная гипотеза - предположительное знание, истинность или
ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно,
а при соблюдении ряда правил - требований. А именно, гипотеза не должна
противоречить известным и проверенным фактам; гипотеза должна
соответствовать надежно установленным теориям; доступность выдвигаемой
гипотезы практической проверке; максимальная простота гипотезы
В случае своего подтверждения гипотеза становиться теорией.
Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике
система знаний, дающая целостное отображение закономерных и
существующих связей в определенной области объективной реальности.
Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать
и объяснить все множество эмпирических фактов. Теория представляет
5 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2018. – С.66.

собой систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о
сущности явления, высшую форму научного знания, всесторонне
раскрывающую структуру, функционирование и развитие изучаемого
объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей.
Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая
целостное отображение закономерных и существенных связей определенной
области действительности. Объектом научной теории являются некоторые
закономерные связи действительности. Теория как мысленная конструкция
не просто познает эти связи, но и организует их в систему. При этом обычно
содержит определенные методы истолкования изучаемой области и
предсказания поведения объектов (объяснение). Они формируются в
различные классификации. Сформулированная теория не остается
неизменной, она трансформируется как под влиянием эмпирического
материала, так и открытия информации, содержащейся в ней самой в
скрытом виде 6 .
Структура любой теории должна включать следующие элементы:
1) предшествие теории, ее основные факты;
2) первоначальный теоретический базис;
3) логический аппарат теории;
4) всевозможные следствия или выводы теории. Естественно, что в
различных теориях разного типа и назначения или находящихся на
различных ступенях развития данные элементы представлены по-разному
отчетливо. В естественно-научных теориях исходные принципы как правило
точно не формулируются, особенно когда данная теория еще только
складывается. Обычно принципы и наиболее общие законы таких теорий
обозначаются по мере их дальнейшего исследования и обоснования теории.
Основные функции теории:
1. Синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в
единую, целостную систему.
2. Объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей,
многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, его
происхождения и развития, и т. п.
3. Методологическая – на базе теории формулируются многообразные
методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Прогностическая (предсказательная) – функция предвидения. На
основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных
явлений и выявлении закономерностей делаются выводы о существовании
неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями
и т. д. Выявление тенденций. Предсказание о будущем состоянии явлений
называют научным предвидением.
5. Практическая функция - быть «руководством к действию» по
изменению реальной действительности. Нет ничего практичнее, чем хорошая
теория.
6 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2018. – С.67.

4. Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение,
классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия,
моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания
объективная закономерность превращается в правило действия субъекта
(исследователя).
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют
наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это целенаправленный процесс восприятия предметов
действительности, которые не должны быть изменены. Это исходный метод
эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную
информацию об объектах окружающей действительности. Научное
наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных) характеризуется рядом
особенностей:
– целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения
поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться
только на явлениях, связанных с этой задачей);
– планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану,
составленному исходя из задачи исследования);
– активностью (исследователь должен активно искать, выделять
нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои
знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения).
Эксперимент – это метод научного познания, при котором
исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную
среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и
выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного
объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный,
действенный и результативный практический метод познания. Его
отличительными особенностями является то, что исследователь способен
изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить
его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных
условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным,
естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В
основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной
среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование
атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется
моделированием.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта
на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование

непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого,
требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение – это исследование, которое заключается в определении
числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем
сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких
как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и
измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем,
диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания 7 .
С помощью него составляются научные картины мира, теории,
гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания
синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и
синтез.
Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на
составные части.
Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого
из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только
анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам
возможен только на основе результатов проделанной синтетической
деятельности; связь анализа и синтеза – органическая, внутренне
необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции,
которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от
отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные
факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция – доказательство или выведение утверждения (следствия) из
одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов
логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия –
сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах,
отношениях. В современной науке развитой областью систематического
применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко
используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. – отвлечение) – один из универсальных методов
познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств
предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или
отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают
различные понятия и категории.

7 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: учебное пособие / Кузнецов И. Н. -
Москва: Дашков и К, 2013. – С.277.

К универсальным методам познания также относится идеализация –
мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных
объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в
математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство
исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой.
Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения
реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют
теоретический метод научного познания, получивший название восхождения
от конкретного к абстрактному.
Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемое
посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы
сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями,
позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные
стороны рассматриваемых объектов.
Математизация – использование различных способов измерения,
позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам
определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами
действовать с числами по определённым математическим правилам. Только
единство всех методов современного научного познания обеспечивает их
объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический
прогресс.

5. Наука, техника, технология. Научная и научно-техническая

революция

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой –
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о
действительности; одна из форм общественного сознания; включает как
деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму
знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных
отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет
ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно
делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Техника - совокупность средств человеческой деятельности,
создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания
непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» часто
употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов,
используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике
материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества.
Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности

труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или
полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья.
Технологии - (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos –
слово, учение), совокупность методов обработки, изготовления, изменения
состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката,
осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина,
изучающая физические, химические, механические и др. закономерности,
действующие в технологических процессах. Технологией называют также
сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля,
являющиеся частью общего производственного процесса. Технологические
революции – качественные изменения технологических способов
производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении
основных технологических форм между человеческими и техническими
компонентами производительных сил общества 8 .
Научная революция – это новый этап развития науки, который
включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания
системы научного познания, обусловленное переходом к новым
теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным
понятиям и методам, к новой научной картине мира.
Как правило, научная революция также связана с качественными
преобразованиями физических средств наблюдения и экспериментирования,
с новыми способами и методами оценки и интерпретации эмпирических
данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации
научного знания.
Научные революции различаются по глубине и широте охвата
структурных элементов науки, по типу изменений её концептуальных,
методологических и культурных оснований. В структуру оснований науки
входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность
знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания),
научная картина мира и философские основания науки. Соответственно этой
структуризации выделяются основные типы научных революций:
Перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и
норм исследования и философских оснований науки (например, внедрение
атомизма в представления о химических процессах в начале XIX века,
переход современной физики элементарных частиц к синтетическим
кварковым моделям и так далее).
Перестройка научной картины мира, сопровождающееся частичной
или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его
философских оснований (например, возникновение квантово-релятивистской
физики или синергетической модели космической эволюции).
Научная революция является сложным поэтапным процессом и
содержит широкий спектр внутренних и внешних факторов,
взаимодействующих между собой.
8 Калашников В.Л. Философия : Курс лекций. – М. : Владос, 2017. – С.158.

Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение
производительных сил и общества в результате создания новых видов
техники и технологий в результате применения на практике
фундаментальных научных открытий. Научно-техническая революция в
узком смысле – коренная перестройка технических основ материального
производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в
ведущий фактор производства, в результате которого происходит
трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде
всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в
первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами
продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые
области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика.
Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника,
радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства
составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным
образом меняется место и роль человека в системе производства и,
следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания
труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной
жизни, образа жизни в целом.
Основные черты научно-технической революции:
1)универсальность – охватывает практически все отрасли народного
хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
2)бурное развитие науки и техники;
3)изменение роли человека в процессе производства – в процессе
научно-технической революции повышаются требования к уровню
квалификации трудовых ресурсов, увеличивается доля умственного труда.

Список литературы

1. Ивин А. А. Современная философия науки / А.А. Ивин.— М. : Высш. шк.,
2014.— 591 с.
2. Калашников В.Л. Философия : Курс лекций. – М. : Владос, 2017. – 384 с.
3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: учебное пособие /
Кузнецов И. Н. - Москва: Дашков и К, 2013, 462 с.
4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2018. –
218 с.
5. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2019. – 734с.
6. Степин В. С. Философия науки и техники : учебное пособие для высших
учебных заведений / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. –М. :
Гардарика, 2010.— 399 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РГУТиС
как обычно неизменно превосходный результат. Большое спасибо за работу. Очень приятное сот...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Тамара,благодарю за проделанную работу, работа выполнена досрочно качественно и грамотно. ...
star star star star star
ГИТИС
Спасибо Руслану, все сделал очень быстро и хорошо. Даже подобрал иллюстрации по моей просьбе.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.