Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Философское понимание общества и его истории

Тип Доклад
Предмет Философия

ID (номер) заказа
3226146

300 руб.

Просмотров
1035
Размер файла
143 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

1. Общество, природа, культура 3
2. Общественное бытие и общественное сознание. Уровни и формы
общественного сознания 6
3. Сферы общества. Государство и гражданское общество 9
4. Многовариантность исторического развития. Основные концепции
философии истории 14
5. Формационная концепция исторического развития. Общественно-
экономическая формация. Базис и надстройка 17
6. Цивилизационная концепция исторического развития. Традиционная и
техногенная цивилизация 21
7. Глобализация и глобальные проблемы современного общества 25
Список литературы 29

 

1. Общество, природа, культура

В настоящее время вопрос взаимоотношений общества и природы
приобрел новое значение. Человечество зародилось в результате эволюции
природы. Природа, общество, культура – составляющие бытия человека, а их
взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в
каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.
Природа - источник всех общественных благ, она выступает как объект
эстетического удовлетворения и вдохновения. Когда-то человек целиком
зависел от природы, не изменяя ее, а приспосабливаясь к ней. В результате
были созданы орудия труда: каменный топор, копье, лук и другие предметы.
Человек начал рассматривать природу как объект обожествления и
поклонения в религии и мифологии.
В философском смысле природа - это все сущее, бесконечное
множество конкретных проявлений бытия. Понятие «природа» совпадает с
понятиями «материя», «реальность», «космос». Природа в узком смысле
слова понимается как естественная среда человека, являющаяся объектом
изучения конкретных наук, но не исключает философских рассуждений по
этому поводу 1 .
Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не
включается лишь то, что сущностно выделяется из универсума «человек и
общество». В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и
общество», «человек и природа». Общество и человек имеют определенную
природную основу бытия, но в своей специфике они противопоставляются
природе. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е.
«очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни
манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не
способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение.
Вторая природа – это не что иное, как природа в ее символическом значении.
В античной философии природа понималась как подвижное целое, а
человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с
природой. Античная философия строится на первенстве природного.
Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как
полноту бытия, нечто эстетически прекрасное, результат целесообразной
упорядочивающей деятельности демиурга. Античные философы часто
выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле – жизнь)
целым.
В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, поскольку
последний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы.
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию
ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо
высоко над природой стоит Бог.
1 Гаврилова Н.Г., Кузьмина Г.П. Природа как естественная основа развития общества //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 2. – С. 733.

Эпоха Возрождения, выступая против средневекового резкого
противопоставления Бога и природы, их сближает и довольно часто доходит
до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно
Бог стал просто-напросто природой.
В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту.
Подчеркивалось единство человека и природы.
Эта идея была далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что
человек - творение природы, он существует в ней и подчинен ее законам. В
то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен
изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. В Новое время
природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и
вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека,
масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.
На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было
незначительным, ее «присутствие» в природе – едва заметным. Первые виды
производственной деятельности – собирательство, охота, рыболовство –
являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную
деятельность животных.
Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в
зачатках социальной организации. «Окультуривание» природы по-
настоящему началось с неолитической революции – с появлением
земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда.
И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами,
каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом
населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация
разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая
окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с
тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее
естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта
антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.
Общество - одна из высших ступеней эволюции и сложности
природного мира. В истории существует три типа взаимодействия общества
и природы – аграрное, промышленное и современное. На первом этапе,
который включает первобытность, античность и средние века, человек
полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию
промышленности и науки, люди почувствовали себя освобожденными от
этой зависимости. Но это способствовало усилению негативного воздействия
на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой
приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному
экологическому кризису - ситуации дисбаланса между обществом и внешней
средой.
Одним из условий выхода из экологического кризиса считается
изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические
ценности и культура. Современный уровень взаимодействия общества и
природы предполагает осознание целостности и самоорганизации природы.

Воздействие человека на природу, принявшее в современных условиях
планетарный, глобальный масштаб, заставляет задуматься о негативных,
разрушительных последствиях человеческой деятельности. Эти последствия
включают не только глобальные кризисы - энергетический, экологический,
демографический, но и те климатические изменения, которые могут
поставить под сомнение само существование человечества.
2. Общественное бытие и общественное сознание. Уровни и формы

общественного сознания

Общественное бытие – это материальная (объективная) основа
человеческой жизнедеятельности. Общественное бытие – это объективные
отношения между людьми, возникающие в обществе и во взаимодействии с
природой, обладающие внутренней структурой, целостностью,
характеризующиеся законами и направленностью развития.
Выделяют две стороны общественного бытия: объективную (условия
жизни людей, потребности, состояние культуры, науки, образования,
материального производства, и т. д.) и субъективную (сознание и воля
людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды, интересы).
В структуру общественного бытия входят:
1) технико-технологические отношения (отношения человека к
природе), выражением которых является уровень развития
производительных сил;
2) производственные отношения (отношения производства,
распределения, обмена, потребления);
3) воспроизводство самого человека как социального существа;
4) материальные отношения людей вне производственной деятельности
(быт, семья).
Отношения людей с природой выражаются и фиксируются в
определенных видах орудий труда, отношения же их между собой
выражаются в производственных отношениях – в формах собственности на
средства производства и соответствующих им формах распределения
производимых материальных благ. Производственные отношения, будучи
главным компонентом общественного бытия, не исчерпывают его
содержания. Общественное бытие включает в себя и другие моменты, в
частности материальные отношения, возникающие в семье между супругами,
между родителями и детьми, некоторые (материальные) культурно-бытовые
отношения и т. д.
Если понятие «общественное бытие» касается материальной жизни
людей, условий производства материальных благ, то понятие «общественное
сознание» касается их духовной жизни, особенностей духовного
производства общества 2 .

2 Миронов В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект, 2015. – С.47.

Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей,
взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей: отражение
общественного бытия и общественное сознание оказывает на общество
обратное воздействие. Предметом социальной философии является познание
общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее
структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.
В структуре общественного сознания обычно выделяют три
взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и
общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к
которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль
(нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку
и философию:
1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики
стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны
жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.
2. Общественная психология – эмоциональное отношение людей к
своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной
жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной
психологией. Общественная психология включает в себя
несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их
эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических
особенностях. Она – преобладающее настроение чувств и представлений в
данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в
данной стране, в конкретном обществе.
3. Общественная идеология – концептуально-теоретическое отражение
общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях,
суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется
как система политических, правовых, нравственных, эстетических,
религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается
отношение людей к социальной действительности.
Таким образом, общественная идеология — систематизированное,
теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных
социальных групп или общностей. Идеология — сложное духовное
образование, включающее в себя определенную теоретическую основу,
вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения
идеологических установок в массах.
Формы общественного сознания.
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются
познавательные способности человека, которые существуют в следующих
основных формах общественного сознания: моральной, эстетической,
религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое
отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных
индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых
настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих
коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и
к политическим институтам общества.
Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой
государства. Правосознание – это знание и оценка права. На теоретическом
уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая
является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных
групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме
конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия – это форма общественного сознания, основой которой
становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные
представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание – это теоретический уровень мировоззрения,
наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем
методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание – это систематизированное и рациональное
отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее
подтверждение в практической и фактической проверке своих положений.
Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

3. Сферы общества. Государство и гражданское общество
Общество состоит из четырех основных сфер: политической,
экономической, социальной и духовной.
Политическая сфера – одна из наиболее важных сфер общественной
жизни. Политическая сфера – это отношения людей, связанные, прежде всего
с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Элементы политической сферы можно представить таким образом:
 политические организации и институты – социальные группы,
революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство,
президентство и т.д.;
 политические нормы – политические, правовые и моральные нормы,
обычаи и традиции;
 политические коммуникации – отношения, связи и формы
взаимодействия между участниками политического процесса, а также
между политической системой в целом и обществом;
 политическая культура и идеология – политические идеи, идеология,
политическая культура, политическая психология 3 .
Экономическая сфера общества – система экономических отношений,
возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства

3 Канке В. А. Основы философии.— М. : Логос : КноРус, 2017.— С.116.

Социальная сфера жизни общества представляет собой целостную
систему, основными элементами которой являются люди, а также их связи,
взаимодействия и отношения, передаваемые из поколения в поколение.
Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций,
непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень
жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает
все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и
досуга до социально-классовых и национальных отношений.
Социальная система представляет собой не просто хаотический набор
разнородных элементов и взаимосвязей между ними, а такую целостность,
которая позволяет рассматривать общество как единый организм. Для
характеристики данного аспекта общественной жизни используется понятие
социальная структура. Социальная сфера включает отношения между
различными социальными общностями и группами. Она призвана
объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета
интересов различных групп.
Духовная сфера общества относится к числу проблем, в анализе
которых принципиально важно обращение к фундаментальным философским
принципам. Духовная сфера – это область идеальных, нематериальных
образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали
и т.д. Духовная жизнь - это не только взгляды, идеи в виде готовых форм, но
и процесс выработки идей и теорий, целенаправленное их распределение и
потребления в обществе, а также многообразные отношения,
формирующиеся между людьми в ходе их духовной деятельности, в том
числе и отношения по поводу этих взглядов, идей, теорий, из-за различия в
их оценке, интерпретации 4 .
В основе духовной жизни лежат общественное бытие и его отражение -
общественное сознание. Понятие «общественное сознание» - более широкое,
чем понятие «духовная жизнь». В духовной жизни выделяются структурные
элементы, облагающие специфическими свойствами и в силу этого по-
разному направляющие социальную жизнь.
Духовные отношения сосредоточены на вопросах души, духа, веры,
жизни после смерти, спасения души, милосердия, бескорыстного служения
Богу и людям и любви. Они могут проводиться в религиозной и светской
формах. Индивидуальная душа ищет в духовном утешении и уверенности в
правильности избранного праведного пути. Она стремится к традициям
народа и определенной религиозной конфессии.
Гражданское общество – это относительно самостоятельная от
государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и
политических отношений, включающая в себя различные формы
объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и
духовных потребностей.

4 Крапивенский С. Э. Социальная философия / С. Крапивенский. — М. : Владос, 2014. –
С.38.

Гражданское общество можно определить также как совокупность
неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок
властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и
органов, но не вне рамок государства как такового.
Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие
«правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и
живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает
как закон, обязательный и для него самого.
Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в
широком и узком смысле слова. В широком смысле: все социальные
структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются
государством. В узком смысле: общество на определенном этапе своего
исторического развития, когда оно выступает социально-экономической
основой демократического правового государства.
Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым
рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя
управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не
соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, которые
охватывают все общественные отношения.
Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает
маргинальное положение, частично переплетается с государственными
структурами, а частично – с гражданским обществом. Примером здесь может
служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая
вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в
своей деятельности с государственным аппаратом.
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно
связаны друг с другом, составляют две части единого общественного
организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для
свободных, демократических межличностных отношений, для
удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных
индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества
(различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой
информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности
общественно-политической системы оказывает решающее влияние на
характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не
может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на
полицентричной основе.
Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной),
разграничение между различными общественными субъектами
экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности
становятся в демократической общественно-политической системе
важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение
общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли
в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным
лицом и гражданином государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой
демократической прослойки между человеком и государством, не
позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги
народа в его хозяина и господина.
Современное гражданское общество представляет собой общество,
состоящее из общественно-политических институтов, независимых от
государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в
производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной
жизни.
Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении
оптимального и гармонического сочетания частных и общественных
интересов.

4. Многовариантность исторического развития. Основные

концепции философии истории

При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и
куда движется человечество? В древности был популярен взгляд, что история
развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой
точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако
подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества
видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя
возможны и временные отступления.
В нашей стране в течение значительной части XX в. историки
руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая
формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества.
Каждая формация определяется господствующим в ней способом
производства отношение производительных сил и производственных
отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая
(последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось,
что ее складывание лишь начинается) 5 .
Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика.
Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между
людьми и во всех других сферах жизни народов в стране, находящихся в
рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся
ростом производительных сил, ведущих «изменению производственных
отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в
соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в
целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие

5 Крапивенский С. Э. Социальная философия / С. Крапивенский. — М. : Владос, 2014. –
С.165.

формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-
экономический строй общества.
Формационный подход фиксирует ряд несомненно, существующих
исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе
их развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты
феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе
в Средние века, можно обнаружить и, но многих других регионах мира.
Несомненно, и существование господствующего ныне в мире уклада,
который называют капитализмом.
Однако формационная схема, созданная на основе изучения
западноевропейской истории, не всегда приемлема для истории других
частей света. Так для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой
Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Тот же
феодализм принимал в Азии весьма специфические отличные от Европы,
формы.
Формационный подход не учитывает природно-географические
факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных
регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие
формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят
социально-экономические различия.
Разновидностью формационного подхода можно назвать
технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному
подходу решающим фактором развития общества является развитие техники,
производственной технологии. Изменяется техника — меняется характер
общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая
периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление
проведено по основному материалу для изготовления орудий труда.
Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его
переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое
господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад
жизни людей. Поэтому и история человечества дел шея на два
соответствующих этапа.
Цивилизационная концепция истории.
В последнее время все более широко при характеристике направления
развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет
несколько толкований.
Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье (1689-1755)
делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации
(продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации
произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном
понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В
самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная
цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху
основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную —
промышленность. Выделяют также постиндустриальную, или

информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй
половине XX в.
Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной
цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что
данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество
цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной
универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии
доиндустриальную и индустриальную эпохи.
Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не
столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При
изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они
отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это
выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций,
религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа
жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении
длительного времени, например, при переходе общества, от до
индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и
выделяют так называемые локальные цивилизации.
Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в
сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-
географические условия, в которых она развивается.
На данный момент не сформировались устоявшиеся подходы для
определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках,
где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга.
Наиболее распространено деление на древневосточную, античную,
византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую,
индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из
перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в
наше время.
Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные.
Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из
первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и
осваивали их достижения.
Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации.
Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами,
унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни
ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс,
разумеется, еще далек от завершения.

5. Формационная концепция исторического развития.
Общественно-экономическая формация. Базис и надстройка
Создателем формационной теории развития истории были К. Маркс
(1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Они раскрыли содержание понятия
«общественно-экономическая формация» и обосновали положение о том, что

вся история общества есть естественноисторический процесс возникновения,
развития и смены общественно-экономических формаций. Исторический
процесс как смена одной формации другой протекает по объективным
законам, среди которых решающая роль принадлежит способу производства
материальных благ.
В марксизме обоснована система законов общественного развития:
определяющая роль способа производства во всей жизни общества;
определяющее воздействие производительных сил на производственные
отношения в способе производства; определяющая роль общественного
бытия по отношению к общественному сознанию; закон
естественноисторической смены формаций; закон первичности базиса по
отношению к надстройке; закон классовой борьбы и социальной революции
и др. Из-за того, что в историческом развитии определяющую роль, по
мнению марксистов, имеют экономические законы и факторы, учение об
обществе получило название «материалистическое понимание истории», а в
последующем – «исторический материализм». Сознательной деятельности
людей в историческом развитии марксизм также уделял большое внимание,
особенно роли народных масс и личности.
Общественно-экономическая формация в марксизме – это конкретно-
исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных
базисных и идеологических надстроечных отношений, который определяется
характером господствующего (ведущего) способа производства
материальных благ.
Материалистический подход, в частности, проявился в том, что Маркс
и Энгельс отчетливо делили все общественные отношения на материальные
и идеологические. Материальные отношения – это прежде всего отношения
между людьми, складывающиеся в процессе производства и распределения
материальных благ. Материальными считаются также отношения человека к
природе, отношения между производством и потреблением, отношения
между людьми в сфере быта и семьи. Эти отношения причисляются к
разряду материальных на том основании, что они складываются независимо
от сознания человека. Стоимость товара, например, не есть нечто
вещественное, воспринимаемое органами чувств. Тем не менее отношение
между товаропроизводителями и потребителями на основе стоимости
товаров – это объективное, материальное отношение. Материальность в
социальном смысле не следует полностью отождествлять с материальностью
вещественной. Но в то же время материальные отношения нельзя отнести к
сфере общественного сознания, т.е. к отношениям идеологическим, или
надстроечным.
Функционирование и развитие типа формации осуществляется по
общим и частным объективным законам. Она имеет свою структуру,
основными элементами которой являются базис, надстройка, семья.
Элементом развитых общественно-экономических формаций является также
наука.

Базис – это совокупность производственных отношений, различных
способов (экономических укладов) производства материальных благ.
Надстройка возникает на основе базиса и включает идеологические
отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные
институты.
Воздействие общественного бытия на надстройку, включая и
общественное сознание, осуществляется опосредованно через систему
экономических и политических отношений между классами. Марксизм
признает, что историю делают люди, объединенные в классы, они могут
преобразовывать базис, менять отдельные элементы надстройки и т.д.
Поэтому нельзя любые изменения в надстройке объяснять только
экономическими причинами. Взаимодействие между элементами надстройки
приводят к последствиям, которые не всегда экономически обусловлены. Во
всех марксистских работах делается оговорка, что бытие, экономический
базис лишь в конечном счете определяют характер общественного сознания,
надстройки.
Надстройка всегда признается не только относительно
самостоятельной, но и, более того, активной силой, воздействующей на все
стороны общественной жизни, в том числе и на базис. Объясняется это
различными причинами. Буржуазия все больше надежд возлагает именно на
средства идеологического и политического воздействия в деле спасения
отживающего свой век капиталистического строя.
Маркс разделил всю историю на пять общественно-экономических
формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,
буржуазная и коммунистическая. Сама же история трактуется как
естественноисторический процесс смены общественно-экономических
формаций как качественно различных ступеней развития общества. У
Маркса есть еще и другое деление истории: первичная формация
(первобытное общество); вторичная формация (рабство, феодализм,
капитализм); третичная формация (коммунизм), что указывает на
разнообразие подходов к объяснению общественно-экономических
формаций и периодов (эпох) исторического развития 6 .
С точки зрения классиков марксизма, социальные революции являются
выражением самой сути развития общества. Они по своей природе
выступают как квинтэссенция исторического процесса, «локомотивы
истории» и обеспечивают принципиальные качественные изменения в самой
основе общества – способе производства и материальных благ.
Социальная революция для Маркса и Энгельса означала смену одной
общественно-экономической формации другой, более прогрессивной и
должна занимать длительный период времени. Она лишь завершает процесс
созревания в недрах старой формации противоречия между
производительными силами и производственными отношениями. Эти
противоречия принимают форму классовой борьбы, в котором один
6 Миронов В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект, 2015. – С.143.

(угнетенный и обездоленный) класс выступает против другого
(господствующего и эксплуататорского).

6. Цивилизационная концепция исторического развития.
Традиционная и техногенная цивилизация

Экономическое и социально-политическое развитие общества издавна
протекает не только в определенной географической среде и климатических
условиях, но и на конкретном культурном фоне. Складываясь вместе, эти
факторы создают тот исторический и этнологический контекст, который
накладывает глубокий отпечаток на развитие той или иной страны, регионов
и даже целых континентов. Без исследования этого влияния понимание
истории общества и закономерностей его развития было бы далеко не
полным. Вот почему помимо марксистской формационной концепции
общественного развития, конкурируя с ней, на протяжении XX столетия
многими учеными и философами выдвигалась теория общественного
развития, называемая цивилизационной.
На основании цивилизационного подхода выделяется множество
концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют
плюралистическим.
По логике этого подхода существует множество исторических
образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом.
Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как
уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода -
отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если
формационная теория начинает постижение общества снизу, выдвигая на
первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного
подхода начинают постижение общества, его истории сверху, т.е. с культуры
во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство,
нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой
привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого
монизма - не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или
психологическому началу.
Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О.
Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении
уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении
преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей
системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация
социально-экономических законов, господствующих над людьми,
принимается во внимание сложное переплетение технического,
экономического, политического, религиозного и других социокультурных
факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого
народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию
своей культурной программы.

Ее наиболее ярким и серьезным представителем был английский
историк и социолога. Тойнби (1889-1975). Первоначально Тойнби
рассматривает 21 цивилизацию, затем выделяет 13 из них, не считая
второстепенные, наконец, останавливается на пяти: западная христианская,
православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская.
Тойнби отвергает при этом как расовые теории, постулирующие различную
государственную силу разных рас, так и действие благоприятных природных
условий на возникновение цивилизаций. Природные условия, с его точки
зрения, могут влиять па характер цивилизации, однако для успешного
зарождения их необходимо появление так называемого вызова-стимула. В
этом ключевом для концепции Тойнби понятии содержится значение
динамического, прогрессирующего противоречия, являющегося залогом
развития цивилизации и индивидумов, ее составляющих.
Тойнби выделяет несколько основных стимулов, которые дают толчок
возникновению и развитию цивилизаций: 1) стимул бесплодной земли; 2)
стимул повой земли; 3) стимул окружения, который может включать в себя:
а) стимул удара (реакция на нападение); б) стимул давления (форпост); в)
стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).
Стимулы могут быть природными или социальными.
Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию,
сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к
материальной жизни. Цивилизационный подход представляется именно как
противоположность формационного, как отрицающий материально-
производственную детерминацию общества и его истории. Но
противоположности смыкаются. Выпячивание какой-либо одной формы
культуры делает подход монистическим, однотипным формационному.
Цивилизационный подход еще не разработан до конца как
общеметодологический подход к анализу общественно-исторического
процесса. И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание
сложное переплетение технического, экономического, политического,
религиозного и других социокультурных факторов в общественно-
историческом процессе. Его методология должна находиться в соответствии
с современными представлениями о многофакторности и многовекторности
развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в
многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического
процесса. В этом случае насущно необходимым станет использование
достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли
отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного
(плюралистического) и формационного (монистического) подходов.
Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может
быть решена через целеустремленное исследование и нахождение такого
сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может
быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения
исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных

народов, протекающей в определенных географических, социально-
экономических и культурных условиях.
В развитии человечества существовало множество цивилизаций все
они могут быть разделены на два больших класса соответственно типам
цивилизационного развития - на традиционные и техногенные цивилизации.
Традиционные общества характеризуются замедленными темпами
социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации, как в
сфере производства так и в сфере регуляции социальных отношений, но
прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и
даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько
поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни,
воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности,
их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых
стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается
традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков,
канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь
не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет
ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций.
Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского
Востока эпохи средневековья и т.д. - все это традиционные общества. Этот
тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие
государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя
их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано
или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной
культуры и образа жизни 7 .
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом
человеческой истории. Долгое время эта история протекала как
взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в
европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с
появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной
мир и изменением под их влиянием традиционных обществ.
7. Глобализация и глобальные проблемы современного общества
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической,
культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация является
характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства,
понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с
другом системой международного разделения труда, экономических и
политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного
переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации.
Концепция глобальных проблем была впервые изложена в работе,
изданной в 1965 г. Адрелио Печчеи (1908-1984) (директором итальянской
7 Канке В. А. Основы философии.— М. : Логос : КноРус, 2017.— С.216.

компании «Оливетти»). В 1968 г. он основал Римский клуб, объединяющий
более 100 ведущих деятелей из 40 стран мира, которые занимались анализом
важнейших проблем современности, давая интерпретацию их развития и
излагая свое видение, а также пути, меры и направления деятельности по их
решению. Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают
границы и распространяются по всей планете, не взирая на конкретные
социально-политические условия: «Из всего этого следует заключение, что
наша так любящая расти система сама же обрекла себя на путь, лишающий ее
этой возможности. Человечество оказалось в порочном кругу» 8 .
Глобальные проблемы представляют собой совокупность проблем
человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и
сохранение цивилизации:
 предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных
условий для развития всех народов;
 предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в
том числе атмосферы, мирового океана и т.д.;
 преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и
доходах на душу населения между развитыми и развивающимися
странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение
голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;
 обеспечение дальнейшего экономического развития человечества
необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и
невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и
источники энергии;
 прекращение стремительного роста населения (демографического
взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции
в развитых странах;
 предотвращение отрицательных последствий научно-технической
революции.
XXI век, только начавшись, уже добавил свои проблемы:
международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и
СПИДа.
Под глобальностью проблем следует понимать значимость их
последствий для человечества, а не масштаб воздействия того или иного
фактора на природу, конечно, при условии, что нет прямой связи между
последствиями и угрозой существованию общество.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны между собой и
взаимообусловлены, поэтому изолированно решить их практически
невозможно.
Глобальные проблемы, затрагивающие жизненные интересы каждого
человека, требуют усилий всего мирового сообщества для их решения. Это
совокупность таких острых жизненных проблем, от решения которых
8 Гурьева М.А. Глобальные проблемы современности: тенденции // Теория и практика
общественного развития. 2015. № 15. С. 42.

зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые, в свою
очередь, могут быть решены только через этот прогресс.
Экологическая проблема на сегодняшний день считается основной.
Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально,
загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами –
от твердых до радиоактивных.
Промышленно-городское загрязнение атмосферы, источниками
которого являются промышленное производство, транспорт и коммунальное
хозяйство, поразило многие города промышленно развитых стран.
Проблема глобальных климатических изменений оказалась в центре
внимания в связи с ожидаемым потеплением, вызванным техногенными
выбросами парниковых газов. Парниковый эффект – разогревание нижних
слоев атмосферы – возникает в результате поглощения отраженного
теплового излучения поверхности Земли молекулами углекислого газа,
водяного пара, метана, хлорфторуглеродов и некоторых других газов.
Проблема защиты Мирового океана сейчас стала одной из самых
актуальных. Она касается всех стран, даже тех, которые не имеют
непосредственного выхода к океану. На дне Мирового океана случается
накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических
веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в
океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору.
Проблема перенаселения Земли. Человечество всё острее испытывает
на себе давление глобальных проблем современности. Эти проблемы всё
более настойчиво напоминают о себе и даже в будущем угрожают самому
существованию жизни на Земле, всё это может привести человечество к
экологической или социальной катастрофе. Одной из острейших социальных
проблем человечества является перенаселение планеты. Именно проблема
перенаселения земли является первостепенной проблемой человечества,
решение которой поможет решить такие проблемы человечества как голод,
рост выбросов вредных веществ атмосферу и ухудшение состояния
окружающей среды, а возможно и проблему войны.
Продовольственная проблема тесно связана с демографической и
состоит в том, что больше половины человечества испытывает острую
нехватку продовольствия. Чтобы ее решить, нужно рациональнее
использовать имеющиеся ресурсы для производства пищи. Специалисты
видят два пути развития – интенсивный, когда биологическая
продуктивность уже существующих полей и других угодий увеличивается, и
экстенсивный – когда увеличивается их количество.
Энергетическая и сырьевая проблема. Неконтролируемое
использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых,
которые копились сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие
ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства
внедряется НТП.
Проблема мира и разоружения. Некоторые ученые считают, что в
самом скором времени может случиться так, что искать возможные пути

решения глобальных проблем человечества не придется: люди производят
такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в
какой-то момент могут сами себя уничтожить. Чтобы этого не произошло,
разрабатываются мировые договоры о сокращении вооружения и
демилитаризации экономик 9 .
Принципиальная особенность глобальных проблем заключается в том,
что все они находятся в такой сложной зависимости, что решение одной из
них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

9 Понарина Н.Н. Философское значение глобальных проблем современности // Казанская
наука. – 2019. – № 3. – С. 82.

Список литературы

1. Гаврилова Н.Г., Кузьмина Г.П. Природа как естественная основа развития
общества // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 2. –
С. 733-734.
2. Гурьева М.А. Глобальные проблемы современности: тенденции // Теория
и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 42-45.
3. Канке В. А. Основы философии.— М. : Логос : КноРус, 2017.— 286 с.
4. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С. Крапивенский. — М. :
Владос, 2017. – 416 с.
5. Миронов В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов. – М. : Проспект,
2015. – 240 с.
6. Понарина Н.Н. Философское значение глобальных проблем
современности // Казанская наука. – 2019. – № 3. – С. 82-85.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РАНХиГС
Работа выполнена досрочно. Автор отвечает на все вопросы. Работа выполнена хорошо, без зам...
star star star star star
Курганская Академия доп.образования
Спасибо, Ольга Вам за выполненную работу. Безукоризненно! Надеюсь на дальнейшее сотрудниче...
star star star star star
РГУТиС
большое спасибо все выполнено на высшем уровне без нареканий. приятно было поработать с вами
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.