это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3226150
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Человек: биологическое и социальное, телесное и духовное 3
2. Личность и её роль в истории 6
3. Смысл и цель человеческого бытия. Жизнь и смерть 10
4. Ценности и их роль в человеческой жизни 14
5. Свобода, необходимость, ответственность 17
Список литературы 21
1. Человек: биологическое и социальное, телесное и духовное
Человек - живая система, представляющая единство природного и
социального, телесного и духовного, наследственного и приобретенного в
процессе жизни. Только учитывая все эти характеристики, можно понять
целостность человека.
Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно
биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как
явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт
и является предметом изучения различных отраслей естественных и
общественных наук. Хотя специфически биологические признаки
опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от
рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют
огромное значение в его социальной жизни.
Биологическое в человеке выражается в генах, в
морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других
процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке
в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его
«социальное качество» и организм, который составляет его природную
основу 1 .
Со стороны своей биологической природы каждый индивид
обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов,
получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную
биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в
генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост,
цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его
психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и
т.п.).
Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов:
биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и
психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).
Человечество существует как биологический вид и как социальный
феномен благодаря трем каналам информации:
1) генетический - присущ всей живой природе Материальный носитель
ДНК.
2) нервоциркулярный - сохраняется в нервной системе и в головном
мозге.
3) лингвистический - словесная передача информации.
Человек – это воплощенный дух и одухотворенная телесность,
духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это
субъект труда, социальных отношений и общения с помощью
1 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия : учебное пособие для студентов вузов. — СПб.:
Питер, 2004.— С.59.
членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, мы
не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его.
Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому
подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные
психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной
стороны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с
другой — не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего
универсальный характер.
Соотношение биологического и социального в человеке подчиняется
следующим закономерностям:
Во-первых, социальное возникает из биологического и является новым
качественным уровнем развития материи.
Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам
биологии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены
общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить,
«вывести» из законов биологической формы материи.
Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в
труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений,
возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания.
Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия
также вызвано социальными процессами формирования
постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в
биологической основе цивилизации или человеческого организм.
Во-вторых, с появлением социальных качеств человек не перестал,
конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека
устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности
развертывания социальных процессов. Физическая организация человека
такова, что он не может, например, долго обходиться без пищи,
самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с
производительностью экскаватора 2 .
Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на
производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость
осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая
основа человеческого организма не определяет содержания высших по
отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и
пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта
закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество
стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат
биологическим возможностям организма.
Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно
признаются неразумными и на них накладываются общественные (т. е.
социальные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с
2 Философия. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2019. –
С.217.
настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к услугам,
связанным с применением наркотиков и сильнодействующих ядовитых
веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности,
с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата
человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге - их
максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека.
В-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное
направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя
и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии).
Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно
развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием
социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы - голод, войны,
экономические кризисы и т. п. приводят к изменению продолжительности
жизни и ухудшению здоровья людей.
Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает
лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей
человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения
состояния здоровья и других положительных биологических изменений в
обществе.
2. Личность и её роль в истории
Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям,
пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые
отношения с окружающим социумом. Если в понятии индивид отражаются
все (не только социальные, но и биологические – антропологические,
физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то
понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные
ему как отдельному индивиду.
Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных
социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она –
социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования
и проявления этой сущности.
Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования
человека как личности означает: каждый человек неповторим, уникален в
своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных
способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о
внешнем облике и поведении 3 .
Единство социального и индивидуального, сущности и существования
как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая
сущностная характеристика всякой личности.
3 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник для студентов вузов. — М. : Проспект,
2019. – С.217.
Основными элементами психической жизни личности являются
побуждения, характер, способности, мировоззрение.
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом
общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений,
прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью
независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.
Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а
это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не
просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу,
самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию.
Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на
мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах
личности, готовности к действию. Образ жизни людей определяется
социальной структурой общества, общественным отношением.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния
различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений,
складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. Личность
находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология,
или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее
мировоззрение, социальные установки.
Роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую
она призвана выполнять.
Вопрос о роли личности в истории уходит своими корнями в
древность. Уже античные ученые положили начало традиции, в соответствии
с которой личность и общество рассматриваются в тесной взаимосвязи. Но
наиболее плодотворная эпоха в решении вопроса о выдающейся личности
была открыта немецким классическим идеализмом.
По Г. Гегелю (1770-1831), важнейший отличительный признак
выдающегося деятеля - цель, которая содержит такое всеобщее, которое
составляет основу в существовании народа или государства. Именно великие
люди лучше всего понимают суть дела, а все другие люди лишь усваивают
это их понимание и одобряют его или, по крайней мере, примиряются с ним.
Все другие люди идут за этими духовными руководителями из-за того, что
чувствуют непреодолимую силу их внутреннего духа. Люди становятся
великими постольку, поскольку они хотят и осуществляют великое, и притом
не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое 4 .
Гегелевская концепция оказала большое влияние на интерпретацию
вопросов о субъектах истории многих философских учений, в том числе и на
марксистскую концепцию. Марксисты исходят из положения о решающей
роли народных масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности
4 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия : учебное пособие для студентов вузов. — СПб.:
Питер, 2004.— С.92.
влиять на ход исторического процесса. Марксизм снимает крайности тех
историко-философских позиций, которые чрезмерно акцентировали
внимание либо на роли народных масс, либо отдельных личностей в
историческом развитии общества. Роли народа и личности в истории
анализируются в неразрывной связи.
История вершится людьми в соответствии с объективными законами.
Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она
выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность
ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависят от
общественных условий, в которых протекает деятельность данной личности.
Роль личности в истории может колебаться от незначительной до
огромной, смотря в каких условиях и обстоятельствах находится личность,
также от времени и характера личности.
Выдающаяся историческая личность не одинока, за ней стоят
определенные социальные силы, на которые она опирается и интересы
которых выражает и защищает. Роль личности находится в прямой
зависимости от степени активности, а, главное, исторической
перспективности той социальной общности, на которую она опирается.
Всегда, когда перед обществом возникают условия для определенного
исторического открытия – технического, социального, научного, культурного
– появляются люди, осуществляющие их. Чем яснее личность осознает и
полнее выражает необходимость определенных изменений и действий, тем
крупнее ее роль и весомее вклад в сокровищницу мировой культуры. Только
такая выдающаяся личность подлинно свободна, она осознанно познает
окружающую историческую необходимость и реализует ее в интересах всего
человечества
Современная историческая наука отвергает мысль о том, что история
имеет предопределенность. Из этого можно сделать вывод, что будущее
может развиваться альтернативно, в зависимости от заданного вектора
произошедшего события, вследствие деятельности какой-либо личности.
Личность не может предвидеть последствия своей деятельности. В
процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны
личности, что оказывает влияние на историю и дальнейшее влияние на
события истории могут открыться только после смерти человека.
3. Смысл и цель человеческого бытия. Жизнь и смерть
Смысл жизни - одна из фундаментальных философских проблем,
содержание которой заключается в понимании конечной цели человеческого
существования, определения его места в природе как вида и цели как
социального существа. Вопрос о смысле жизни является одним из вечных
вопросов философии и культуры в целом. Он волновал не только отдельных
людей, но и всю культурно-историческую эпоху, каждый человек когда-либо
пытался дать универсальный ответ на вопрос смысла своего существования.
И каждый был убежден, что единственного и действительно правильного
ответа на него не существует.
Человек, в отличие от животных, знает о конечности своего
существования. Это порождает внутреннее напряжение, страх, переоценку
происходящего. Стремясь понять смысл своего собственного существования,
человек пытается обрести уверенность, что все не напрасно, что его
собственная жизнь является частью общей картины 5 .
Смысл жизни – это ценность, осознавая которую человек строит свою
жизнь и определяет ее цели. Смысл жизни - это вечная тема, которая так же
важна, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ,
событий и явлений в Природе и Вселенной, это таинственное «нечто»,
которое оправдывает наши мотивы и действия, пронизывает всю нашу
жизнь. Самым важным является умение определять истинные цели, не давая
себя запутать ложными целями и выбором, ведущими к деградации и
разрушению как отдельной личности, так и общества в целом. Наша
современная жизнь предлагает человеку множество возможностей для
выбора. Иногда весь этот выбор сводится лишь к удовлетворению
материальных потребностей человека: обеспечение материального достатка,
стремление к личной выгоде и пользе.
Именно поэтому, оценивая состояние современного общества, его
часто характеризуют как «общество потребления». Но жизнь в погоне за
удовольствиями, в стремлении удовлетворить свои прихоти, получить
максимум удовольствия в тех формах, которая сегодня заявлены как
престижные, модные не может быть осмысленной и полноценной.
Представитель философского направления позитивизма Людвиг
Витгенштейн (1889-1951), считал, что вопрос о смысле жизни нельзя
выразить языком, это все на уровне чувств. Жизнь без определенных вещей,
по его мнению, не имеет смысла вообще. Язык может дать ответ на вопрос о
смысле «внутри» области жизни. Но если этот вопрос выходит за рамки
существования языка, то он не имеет смысла.
Представители прагматизма, например, Уильям Джеймс (1842-1910)
полагали, что смысл жизни – это вера в ее цель и опыт. Жизнь, согласно
прагматизму, должна быть наполнена пользой.
Особое внимание смыслу человеческого бытия придавали философы-
экзистенциалисты. Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) считал, что
человек обычно живет «брошенным», не имея особого жизненного смысла -
«всего». В то же время он даже не знает, кто он на самом деле, не знает своих
скрытых возможностей способностей, истинного «Я». Но в некоторых
случаях из истинной природы эти скрытые качества выходят наружу. По
Ясперсу, это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особенно
важной для человека становится его будущая судьба. С этого момента
5 Философия. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2019. –
С.301.
человек понимает себя и становится самим собой; он вступает в контакт с
трансцендентностью, верховным бытием.
М. Хайдеггер (1889-1976) в трактате «Бытие и время» поставил
центральный для всех своих последующих работ вопрос о смысле бытия.
Сущностную основу бытия человека Хайдеггер видел во временности,
завершенности жизни человека, его «заброшенности» в мир. Человек
понимает, что он смертен и одинок, а в мире нет Бога.
Ж.-П. Сартр (1905-1980) считал смыслом человеческого существования
постижение самого себя. По его мнению, человек, совершая определенные
поступки, формирует тот образ, который сам себе выбирает.
Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла
человека направляет его совесть. Смысл – это всякий раз также и конкретный
смысл конкретной ситуации. И как неповторима каждая отдельная ситуация,
так же уникален и каждый отдельный человек. Нет такого человека, для
которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело, и нет такой
ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность
найти смысл. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя
же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в
человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя 6 .
В рамках различных культурных традиций было выработано
множество способов, помогающих человеку преодолеть страх смерти.
Философия трактует смерть как отсутствие жизни, её окончание и
завершение. Смерти противостоит не жизнь, а рождение. Смерть -
естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и не
живое - это две стороны окружающей нас природы. На Земле известен лишь
один вариант жизни - жизнь белковых макромолекул. Смерть вообще –
расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные
практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда
организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм
самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.
Разные эпохи и культуры по-разному относились к человеческой
смертности. Древние египтяне рассматривали земное существование как
подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после
смерти продолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти
характерно для таких религий как буддизм, зороастризм (Иран), иудаизм,
даосизм (Китай). Орфические религии в Древней Греции (VII - VI в. до н. э.)
также драматически относились к смерти. В классический период
древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха
смерти.
Гераклит (535 – 483 гг. до н.э.) понимал смерть как элемент диалектики
мирового процесса. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство
противоположностей.
6 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник для студентов вузов. — М. : Проспект,
2019. – С.332.
Платон (427 годов до н. э. - 347 год до н. э.) создал учение о человеке
как соединении двух частей, – бессмертной души и смертного тела. Смерть,
согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее
освобождение из «темницы», «пещеры», где она пребывает в земной жизни.
Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен.
Это учение в преобразованном виде впоследствии было воспринято
христианством. Земная жизнь человека – это путь от рождения до смертного
часа, когда совершится его переход в жизнь вечную.
Христианство, как и большинство других религий, понимает
бессмертие именно как бессмертие душа, существование которой связано с
потусторонним божественным миром, из которого она появляется и в
который она стремится вернуться. Душа грешника обречена на вечные муки
и страдания. Душа праведника наследует Царство небесное и, благодаря
этому, человеческое существование приобретает целостность, полноту и
завершенность. Совершенно четко определяется цель и смысл существования
человека.
4. Ценности и их роль в человеческой жизни
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией
(от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде чем сложиться в ее
современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный
становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.
В античной, а затем и средневековой философии ценности
отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались
в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а
рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа
(470 – 400 гг. до н.э.) и Платона (427 годов до н. э. - 347 год до н. э. Г),
основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть
справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.
Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об
абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по
мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с
точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и
относительны.
Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей».
Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в
философии Аристотеля (384 –322 гг. до н.э.), который, с одной стороны,
признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к ним, в
частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем
он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо
разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.
Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее
ценных» 7 .
Различные исторические эпохи и разные философские системы
накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они
связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный
характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности
гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений
во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и
явлений как ценностей.
И. Кант (1724 –1804) впервые употребляет понятие ценности в
специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является
разведение сущего и должного, реальности и идеала.
Ценности – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед
человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое
внимание уделяет разграничению ценностей на экономические
(утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются
со стороны их количественной определенности. По существу, здесь имеется в
виду абстрактная, меновая стоимость товара 8 .
Эти ценности всегда относительны, зависят от спроса, от продажи, от
вкуса публики. Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и
все, что имеет ценность и значимость, духовно по своей природе.
Все многообразие мира может выступать в качестве предметных
ценностей и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи,
прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д.
К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной
деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг
природные явления, имеющие для человека положительное значение и
способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом
ценностей являются субъектные ценности, к которым относятся установки,
оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они
выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом,
в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к
миру, сторонами которого и являются предметные ценности и субъектные
ценности.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят
социальный характер. Они формируются на основе общественной практики,
индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-
исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности
не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они
формируются в процессе его социализации и носят динамический характер.
В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система
его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же
вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для
7 Лавриненко В. Н. Философия: учебник и практикум для академического бакалавриата.
— М.: Издательство Юрайт, 2015. – С.148.
8 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2015. – С.48.
дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об
отношении к Богу верующего и атеиста.
Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».
Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна
ему. Значимость характеризует стеᴨень интенсивности, напряженности
ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то
оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не
только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная
несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую
значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть
ценностями.
Ценность – это положительная значимость. Явления, играющие
отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться
как отрицательные значимости. Итак, ценность – это не всякая значимость, а
лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его
объединений или общества в целом.
Виды ценностей: подсознательные, осознаваемые, сознательно-
социальные, позитивные, негативные, фальшивые, реальные, исключающие
друг друга, совместимые, фоновые, локальные, глобальные, индивидуальные,
групповые, общественные, общечеловеческие.
Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия
между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует
ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от
разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих
рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения
объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир
при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком,
превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной
культуры.
5. Свобода, необходимость, ответственность
Каждый человек жаждет свободы, и стремится к ней осознанно и
неосознанно. И единственное, от чего мы не свободны – это и есть свобода.
Каждый миг своего существования мы делаем сознательный или
неосознанный выбор: от бытовых мелочей до глобальных вопросов. Человек
– это существо с перспективой быть Богом, т.е. творить свою судьбу, творить
мир вокруг себя.
Свобода – способность человека творить самого себя и мир других
людей, выбирать образ будущего мира. Ядро свободы – это выбор, который
всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением
человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями
определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит также от условий
реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня
развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода человека в различных её проявлениях является сегодня
важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Проблема свободы
уходит своими корнями в глубокую древность. Термин «свобода» в
античности используется в основном в юридическом контексте, так как
именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до
какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право,
признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено
тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие
действительной свободы других. В то же время античность показала, что
свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может
определить человеческую сущность в ее всеобщности.
Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но
конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные
определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание
свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где
начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу
между свободами.
В Новое время понятие свободы начинает интерпретироваться на
основе идеи о свободе как сознательного подчинения необходимости.
Б. Спиноза (1632 –1677) определил свободу как глубокое познание
необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в
большей степени он становится свободным 9 .
Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное
у либерализма и философии естественного права, сдерживаемое все
углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей
естественной причинности и закономерности.
В немецкой философии ставился вопрос о свободе как вопрос о
постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития.
Марксизм считал свободу фикцией: человек мыслит и поступает в
зависимости от побуждений и среды, причем основная роль в его среде
играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс
определял свободу как осознанную необходимость.
Необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных
систем, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Если
необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она
познана, то человек обретает способность принимать решение со знанием
дела. В этом выражается свобода воли человека.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных,
т.е. независимых от сознания человека, законов. Необходимость есть
выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития
событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в
общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают
9 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник для студентов вузов. — М. : Проспект,
2019. – С.195.
наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая
случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают
действовать так, а не иначе и определенные общественные условия.
Свобода – одно из условий ответственности. В то же время
ответственность есть одно из обнаружений свободы. Человек свободен в
своем выборе. Однако он несет ответственность за свой выбор. Свобода
представляется многим чем-то самоочевидным... Каждый человек,
задумавшийся над своим предназначением, не сомневается в том, что при
любых обстоятельствах он способен возвыситься над самим собой и
обстоятельствами. Все зависит от его духовных усилий, напряжения воли.
Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель
социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность
предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения
осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как
контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое
решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту
ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.
Свобода представляет одну из традиционных проблем этики,
возникающую в связи с проблемой морального выбора, определением
условий, делающих такой выбор возможным (наличие альтернатив),
осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его
совершения. Последнее связано с ответственностью личности за результаты
ее выбора.
В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый
круг общественных отношений, отсутствующих до его совершения. Эти
отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для
других людей, могут отвечать или частично отвечать интересам одних людей
и не отвечать интересам других 10 .
Соответственно, моральная ответственность возникает в связи с тем,
что выбор затрагивает интересы других людей. Этот выбор способствует
стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству
общественной взаимосвязи (в том числе в расширенном, прогрессирующем
масштабе) в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных
интересов, или наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям,
разрушающе действующим на общественную жизнь.
В индивидуальном плане выбор также имеет значение в смысле
влияния на развитие мотивационной сферы личности. Его совершение,
реакции людей на объективный результат выбора оказывают обратное
влияние на характер мотивов, способствующих совершению данного выбора.
Причем позитивное влияние на нравственное сознание личности может
оказать даже негативный в объективном смысле результат.
10 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2015. – С.95.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник для студентов вузов. —
М. : Проспект, 2019. – 605 с.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия : учебное пособие для студентов
вузов. — СПб.: Питер, 2004.— 427 с.
3. Лавриненко В. Н. Философия: учебник и практикум для академического
бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2015. – 485 с.
4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2015.
– 218с.
5. Философия. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.:
Проспект, 2019. – 536 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!