это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3232224
Ознакомительный фрагмент работы:
Племена восточных славян возникли в Среднем Поднепровье в VI–IX
вв. В это время происходит разделение племен на семьи и социальное
расслоение.
Воспитание в различных сословиях. Низшее сословие – общинники-
земледельцы – воспитывали в детях терпение, трудолюбие, выносливость,
физическую силу, учили их обрабатывать землю и получать урожай.
Ремесленники, кроме вышеперечисленных умений, обучали детей своему
ремеслу. Физическая сила и выносливость – необходимые качества древних
славян низших сословий. Ведь нужно было бороться с частыми набегами
кочевых племен. Поэтому с раннего возраста подрастающее поколение
обучали правилам поведения при встрече с врагом. Данные умения
передавались от отцов к сыновьям. В раннем возрасте, а иногда и до 7-8 лет
все дети находились под наблюдением женщин.
Воспитание высших сословий. Детей дружинников учили ратному делу
и владению оружием. Для представителей знати главное умение – грамотно
управлять общиной. Жрецы в обучении детей уделяли большое внимание
интеллектуальному развитию. При воспитании детей знати практиковалось
«кормильство» или «кумовство»: до 7-8-лет их отдавали на воспитание в
чужую семью. С 7 лет ребенок становился отроком. С этого момента
изменялись особенности воспитания: девочки под чутким руководством
матери знакомились с основами ведения домашнего хозяйства, а мальчики
учились у отцов семейному делу.
Прототипом современной школы была гридница, в которой с 12 лет
обучались сыновья дружинников. Они учились владению оружием, ратному
делу, получали гармоничное физическое развитие, закалку и т. д. [1].
Роль обычаев и устного народного творчества. У восточных славян
большое педагогическое значение имели обычаи, связанные с почитанием
земли, воды, неба, которые были ориентированы на воспитание бережного
отношения к хлебу, природе, результатам труда и направлены на почитание
взрослых и родителей.
В восточнославянской культуре существовал обряд «инициации»,
который обозначал переход из одной возрастной группы в другую. С периода
позднего матриархата у славян организовывались дома молодежи. В них
проходила подготовка к инициациям, обучение подростков основам охоты и
изготовления орудий труда, знакомство с тайными мифологическими
ритуалами, формирование волевых качеств, дисциплины и выносливости.
На Руси переход к семье, которая состояла из супругов и детей,
закончился в VIII-IX вв. С появлением парной семьи на смену
общественному воспитанию пришло семейное.
Организация семейного воспитания и обучения. В небогатой среде в VII
в. приглашали в семью для воспитания детей наставника. Чаще всего, это
был брат матери - дядька. Пословица «Каковы дядьки - таковы и детятьки»
об этой воспитательной традиции. При отсутствии родного дядьки важное
дело поручалось порядочным соседям. Такой обычай получил название
«кумовство». Среди знатных представителей общины этот обычай назывался
«кормильством», когда воспитатель нес ответственность за всестороннее
развитие ребенка, а также обучал его управлению, ведению экономической
деятельности и военным навыкам. Социально-педагогическое явление
«кормильство» сохранилось среди русских князей до XII в.
В период с VIII по IX в. изменения экономической и хозяйственной
жизни способствовали существенным изменениям в восточнославянских
семьях: она стала многодетной, поэтому родители перестали привлекать
родственников и чужих людей к воспитанию детей. Главными воспитателем
становится мать. Интересно, что человек, достигший социальной зрелости,
назывался «матерым» - воспитанным матерью. К воспитанию младших
привлекались и старшие дети. Результат семейного воспитания в те времена
– овладение профессией или ремесла своих родителей [4].
Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле,
побуждали к добру и строго требовали избегать злых поступков. Идеалом
были отважные, добрые и сильные герои былин, сказок и преданий.
Воспитание представляло собой постепенное взросление члена семьи. Об
этом свидетельствуют слова: «молодой» (ребенок от 3 до 6 лет), «чадо»
(ребенок 7-12-лет), «отрок» (подросток 12-15 лет).
Аналогично культуре древних племен, взгляды восточных славян на
воспитание и обучение были продиктованы особенным миросозерцанием.
Педагогические воззрения уходили корнями в отношение к окружавшей
природе. В представлениях о природе проявились образность, фантазия,
священные отношения с окружающим сонмом богов и мифологических
существ. Мир являлся для восточных славян прекрасным жизненным даром,
в котором отсутствует зло. Подобные взгляды побуждали в воспитании к
стремлениям слиться с природой, извлечь из нее пользу для своей семьи и
всего рода [3].
Зарождение педагогических воззрений. Волхвы, ведуны были
носителями первых идеалов воспитания и обучения. Основы педагогической
мысли возникали в сознании восточных славян и воплощались в
определенные традиции.
Главенствующим постулатом являлось понимание воспитания как
группового, коллективного действа. Основными положениями воспитания
являются:
- обучение младших старшими;
- самое достойное занятие – повседневный труд земледельца, а
главнейшая обязанность – охрана труда;
- идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей: необходимо
быть беспощадными к обидчикам близких, стыдиться забывать обиды,
которые были нанесены врагами.
Каждый ребенок учился подчиняться главе рода, общины, племени,
нести ответственность за соблюдение общих интересов.
Идеи воспитания нашли свое практическое воплощение в произведениях
устного народного творчества. Пословицы, поговорки и т.п. содержали
понятия, истины, наставления, поучения, пожелания, которые затрагивали
жизненные принципы и установки, род занятий (хлебопашество,
бортничество, рыболовство и пр.): «Работа да руки – надежные в людях
поруки»; «Добро творить – себя веселить», «Держись за соху: она
кормилица»; «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и др. Народная аграрно-
календарная поэзия включала в себя: пастушеские, ритуальные, сезонные
песни и пр. До нашего времени дошли игровые песни, которые учили
подсечному земледелию, обмолоту овса, изготовлению льняного полотна («А
мы просо сеяли-сеяли...»). В сказках и былинах воплотился идеал
древнерусского воспитания: трудолюбивый, любящий родину и детей
человек, который способен защитить родную землю и соплеменников от
нашествия врагов. Кодекс нравственного поведения был заключен в
пословицах, загадки использовались для умственного воспитания, песни -
для эстетического развития [2].
Народная педагогика знакомила с миром природы, вековыми
приметами, которые помогали людям избегать неурожая, спастись от буйства
природных стихий, например: «Кукушка закуковала – пора лен сеять»; «Овес
сей, когда береза распускается», «Месяц красен – к дождю»; «Во время
дождя – подальше от дуба» и т.п. Народная педагогика учила правилам
поведения, умению грамотно и правильно говорить: «В чужом доме не будь
приметлив, а будь приветлив»; «От учтивых слов язык не отсохнет»; «Не
стыдно молчать, когда нечего сказать» [4].
Изменения в обучении и воспитании. По данным историко-
педагогических исследований, в VIII в. у славян появилась письменность.
Восточные славяне начали пользоваться «чертами и резами» - своеобразным
вариантом пиктографического письма. Дети могли обучаться основам
грамоты и письма при языческих святилищах. Однако восточнославянская
образовательная традиция в тот период еще не была близка к традиционным
школьным форм обучения [4].
С изменением жизнедеятельности претерпевали изменения задачи и
способы передачи социального опыта. В конце языческой эпохи, с конца IX
в., новым средством общения на Руси становится письменность. Укрепляется
осознание необходимости организованного педагогического воздействия под
руководством специально обученных людей-педагогов. Воспитание
подростков, главным образом, умственное и нравственное, осуществляется
мудрыми и опытными старцами. Об этом гласит народная мудрость:
«Молодой работает, а старый ум дает» [2].
Список источников
1. https://bookitut.ru/Shpargalka-po-pedagogike.55.html
2.https://studme.org/72332/pedagogika/vospitanie_obuchenie_vostochnyh_slavyan
3. https://studopedia.ru/5_5963_vospitanie-u-vostochnih-slavyan.html
4.https://www.sites.google.com/site/virtualnaaekskursiaasadova/video-ob-
interesnom
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!