Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Изучение тревожности в дошкольном возрасте от 3 до 7

Тип Курсовая
Предмет Возрастная психология

ID (номер) заказа
3234458

500 руб.

Просмотров
2035
Размер файла
2.32 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..……………………...….......
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ………………………………….……………….. 3
6
1.1.
1.2.
1.3. Причины возникновения и развития тревожности у детей дошкольного возраста………….……………………………………..
Особенности тревожных состояний у детей дошкольного возраста
Диагностика тревожности у дошкольников........................................
Выводы по главе 1………………………………….…………………. 6
8
12
17
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………... 19
2.1.
2.2.
Особенности методики «кактус» для исследования уровня тревожности у детей дошкольного возраста…………..……………..
Особенности методики «барашек в бутылке» для исследования уровня тревожности у детей дошкольного возраста………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной среде обитания людей всё больше факторов внешней и внутренней среды таких как: социальная нестабильность в обществе, распространение по всему миру пандемии «ковид-19», ускорение темпа жизни, нестабильность семейных отношений, проблемы подготовки дошкольников к школе, часто приводят к росту тревожности у дошкольников.
В своих исследованиях известный российский исследователь доктор психологических наук профессор Анна Михайловна Прихожан, обосновала прямую взаимосвязь между содержанием страхов и тревог в историческом прошлом СССР и России с количеством тревожных взрослых и детей в современной России, т. е. по сути доказала потенциально возможное большое количество тревожных детей и взрослых в современной России.
Также современные исследования отечественных учёных, которые наблюдают рост числа тревожных дошкольников, считают, что тревожное состояние детей связано: с нарушением их эмоционального становления, со страхами возникающими у них в процессе сталкивания с различными ситуациями т.е. при испытании страха непосредственно сами детьми.
Согласно требованиям ФГОС ДО, а также в связи с тем, что проблемы у дошкольников связанные со здоровьем к началу учёбы увеличиваются, работа педагогов должна быть направлена на поддержание отличного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, сохранение и укрепление здоровья, развитие физических и психических качеств дошкольников.
Цель исследования: изучить теоретически причины возникновения, и особенности коррекционно-развивающей работы по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность и страхи у дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет.
Предмет исследования: причины, факторы и методики появления и исследования уровня тревожности и страхов у дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет.
Задачи исследования:
Изучить причины возникновения и развития тревожности у детей дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности тревожных состояний у детей дошкольного возраста.
Изучить особенности диагностики тревожности у дошкольников.
Изучить особенности методики «кактус», для исследования уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
Изучить особенности методики «барашек в бутылке», для исследования уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: с помощью сравнительно несложных графических методик «кактус» и «барашек в бутылке», можно сделать предварительную оценку и эмоционально-личностной сферы ребенка (по методике «кактус»), и психологическом климате в родительской семье (по методике «барашек в бутылке») тестируемого ребенка, что является очень важным показателем здоровья современного дошкольника.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; классификации и обобщения. эксперимент. статистическая обработка данных.
Теоретической базой исследования послужили научные труды известных российских учёных, теоретиков и практиков в области психологии и педагогики: Э. А. Алимирзаева, А. С. Андреева. В. М. Астапов, Е. В. Барышникова, М. В. Донцова, Л. А. Ильина, О. Г. Ковынева, Ю. Н. Мысина, С. Л. Никонова, А. М. Прихожан, О. А. Тимофеева, А. А. Фадеева и др.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1. Причины возникновения и развития тревожности у детей дошкольного возраста
Для анализе причин возникновения и развития тревожности у детей определимся с наиболее общими определениями, описывающими само состояние тревоги. Как считают современные исследователи:
А). Отрицательные эмоции и соответствующее психическое состояние, опасения, связанное также с беспокойством и ожиданием неизбежных неприятностей, которые испытывает человек является тревогой [23].
Отличием тревоги от опасности является, то что человек испытывает отрицательные эмоции неопределённой безобъективной угрозы [17]. Такие отрицательные эмоции влияют на социальные взаимодействия, мысли и поведение, а также соматическое состояние переживающего тревогу человека [23].
Б). Индивидуальная психологическая особенность человека склонного к определённому повышенному уровню переживаний пережитых в раннем детстве, выраженных также в виде напряженного состояния (тревоги), является тревожностью.
Одним из первых учёных-исследователей, который определил состояние тревоги и беспокойства, был основатель психоанализа австрийский доктор медицины Зигмуд Фрейд, он считал, что такое состояние у человека включает в себя чувства: неопределённости, переживания, беспомощности и вызывает подавление [23].
Отечественный учёный-исследователь доктор психологических наук Р. С. Немов, считал, что тревожность, это проявляемое свойство человека переходить в состояние повышенного беспокойства постоянно или в зависимости от ситуации, испытывая при этом тревогу и страх [21].
Чувством эмоционального дискомфорта, считает тревожность учёный-исследователь доктор психологических наук А. М. Прихожанин, которая, также считала, что это чувство связанно с ожиданием появления угрозы или неблагополучия.
Дальнейшие исследования о причинах и процессах, связанных с тревогой у детей, продолжили очень многие ведущие учёные, такие как зарубежные: Д. Берлайн, К. Левин, Дж. Ньюттен, Ж. Пиаже и др., и российские: Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонов и др.
По результатам современных исследований, считается, что у детей под действием различных неблагоприятных факторов, чувство тревоги зарождаются уже начиная с возраста 7 месячного возраста.
Если под воздействием различных неблагоприятных факторов, чувство тревоги, уже зародилось у детей существует реальная (потенциальная) угроза перерастания этого чувства тревоги, в уже устойчивое свойство личности ребёнка – тревожность.
Однако многие вопросы таких исследователей как А. М. Прихожанин, Е. И. Рогов, Е. Савина, которые сосредоточены на процессах возникновения детской тревожности, всё равно считаются не до конца изученными, как теоретически так и экспериментально.
Большая часть учёных-исследователей считает, что самой главной причиной тревожности детей является низкая сопротивляемость центральной нервной системы детей, которая в период раннего детства просто неспособна справиться с различными неблагоприятными факторами, и их сочетаниями.
Выводы. Часто расстройства у дошкольника связаны с реально связанными событиями в жизни ребёнка, (или действиями факторов) такими например являются: болезнь или смерть близкого человека или любимого домашнего животного, развод родителей, провал на соревнованиях, разбитые: ваза, электроника, часы; потерянные или испорченные предметы, неудачное общение со сверстниками, стилем воспитания в семье и даже проблемы со здоровьем.
У дошкольников риск быть причиной тревожности особенно возрастает, если такие отрицательные события произошли разом и совпали по времени. Но, как считает большинство исследователей, основной причиной возникновения тревожности у детей дошкольного возраста является нарушение детско-родительских отношений [20]. Также тревожность самих родителей непосредственно передаётся детям.
1.2. Особенности тревожных состояний у детей дошкольного возраста
Одной из трудностей в диагностике повышенной тревожности у детей является диагностика и классификация форм тревожности, рассматривая такие классификации, можно заметить что они значительно отличаются в зависимости от исследователя.
Однако в исследованиях тревожности у большинства учёных психологов, различают наиболее общие скрытые и открытые формы, также по их мнению, форма скрытой тревожности встречается реже значительно чем открытая.
Анализируя скрытую форму тревожности «неадекватное спокойствие», при которой ребёнок скрывает свою тревогу, не только от всех окружающих, но даже и от самого себя. Для этой формы тревожности также ребёнок вырабатывает сильные, но не гибкие методы защиты от неё. Также для этой формы тревожности ребёнок вырабатывает способ, защиты препятствующий сознанию собственных переживаний и определённых угроз.
Следующей разновидностью скрытой формы тревожности «неадекватное спокойствие» по мнению А. М. Прихожанин, является «субъективно скрытая тревожность», в которой выраженность всех внешних признаков тревоги часто сочетается с «абсолютным спокойствием», проявляемых по результатам экспериментальных исследований.
Сравнительно редкой формой скрытой тревожности является «уход от ситуации».
Проявлениями тревожности также бывают следующие признаки и формы (Таблица 1).
Таблица 1. Формы и признаки тревожности
П. н. Поведенческие формы проявления проблемы П. н. Физиологические признаки тревожности
1 Скованность 1 Учащённое средцебиение
2 Ступор, если ребёнку задали вопрос 2 Беспокойный сон, бессонница
3 Рассеянность 3 Повышенная потливость
4 Плаксивость 4 Дрожание конечностей
5 Необходимость, что-то теребить в руках, грызть ногти 5 Заикание
6 Чрезмерная жестикуляция,
торопливость 6 Нарушение аппетита
7 Покраснение кожных покровов
В своих исследованиях следующие учёные (А. И. Захаров, Б. И. Кочубей, А. М. Прихожан) описывали приёмы и возможные способы компенсации и преодоления тревожности у дошкольников [6, с.25].
В своих исследованиях учёные-исследователи определяют виды страхов в зависимости от соответствующих возрастных интервалов (таблица 2).
В соответствии результатами продолжительных исследований И. Г. Швец продемонстрировала результаты, в которых каждый третий современный дошкольник имеет высокий уровень тревожности в возрасте 5,5 – 6,5 лет.
В таких исследованиях, как считает учёные детская тревожность имеет вполне устойчивый характер, который можно обнаружить и во взаимоотношениях дошкольников, и в общении и даже в игре [22, с.500].
Таблица 2. Виды страхов в зависимости от следующих возрастных отрезков от 7 месяцев до 7 лет
П. н. Возрастной интервал Физиологические признаки тревожности
1 7 месяцев – 1 год Ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
2 1 – 2 года Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
3 2 – 3 года Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
4 3 – 5 лет Дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
5 5 – 7 лет Дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
Однако все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей.
Современные исследователи Н. В. Мазурова и Ю. А. Трофимова охарактеризовали легко возбудимых дошкольников (с высоким уровнем тревожности) с повышенной эмоциональностью, и чувствительностью, для которых, также характерна неуверенность в новых видах, даже простой деятельности. Но при этом все окружающие, считали таких детей скромными и застенчивыми детьми.
Основным мотивом поведения этих легко возбудимых дошкольников являлся мотив избегания неудач, их опрятность, организованность образцовость являлась защитной реакцией на тревогу и психотравмирующую ситуацию [17, с.84].
Также эти дошкольники имели следующие опасения с повышенной степенью тревожности: игнорирования их со стороны взрослых или сверстников, одиночества, враждебности и авторитарного отношения со стороны взрослых.
Только у этих дошкольников даже в нейтральных ситуациях таких как: игры с младшими детьми, одевание, умывание, выявлены, неуверенность в своих действиях, плохая координация и в целом отрицательные ожидания.
Если у ребёнка много страхов, то можно предположить и наличие тревожности. Рассмотрим связь признаков, тревоги и страха в таблице 3.
Таблица 3. Связь признаков, тревоги и страха
П. н. Признак Тревога Страх
1 Отношение к опасности Сигнал опасности Ответ на опасность
2 Временные особенности Возникает до наступления опасности Возникает во время наступления опасности
3 Действие на психику Возбуждающие Тормозящие
4 Характер стимулов, вызывающих эмоцию Неопределённый, абстрактный
характер Определённый, конкретный
характер
Состояние повышенной тревоги, также характеризует и то, что такие дети постоянно нуждаются:
А) В поддержке окружающих.
Б) Благосклонности и заботе.
Анализируя такие факты исследований тревожного состояния у детей дошкольного возраста современные, исследователи считают основными причинами:
А). Неправильное воспитание в семье.
Б). Предвзятое отношение к ребёнку.
В). Общая некомпетентность (неграмотность) в вопросах взаимоотношения (воспитания) ребёнка.
Г). Неблагоприятные природные факторы
Д). Генетические факторы развития психики.
Е). Отрицательное влияние социальных факторов, в которых воспитывается (проживает) ребёнок [22].
Также отличительными чертами являются:
1). Слабый тип центральной нервной системы, сензитивность.
2). Итог запугивания ребёнка.
3). Следствие перенесённых или имеющихся заболеваний.
4). Закрепившиеся страхи.
5). Результат сверхмерного детского воображения.
Тревожность для каждого ребёнка являясь свойством его личности можно выделить как: личностную и ситуативную.
Личностная отражает личные тенденции дошкольника воспринимать собственную тревожность как правило.
Ситуативная отражается самим эмоциональным состоянием вызванным беспокойством, связанным с отрицательными предчувствиями.
По мнению многих учёных-исследователей для дошкольника самую большую роль как источника тревожности играют именно детско-родительские и внутрисемейные отношения, в которых возможны следующие нарушения:
А). Недоверие родителей к дошкольнику и дошкольника к родителям.
Б). Сверхзабота: о безопасности, об успеваемости, о здоровье и т.п.
В). Неуважение родителей к дошкольнику.
Г). Предъявление к дошкольнику трудновыполнимых требований.
Д). Постоянная демонстрация собственной тревожности и неспособность самих родителей побороть такое состояние.
Е). Воспитание путём запугивания дошкольника.
З). Авторитарный стиль воспитания ребёнка.
Для анализа тревожных ожиданий, можно выделить наиболее частые следующие ситуации вызывающие тревожность у дошкольников:
1). Изоляция одного дошкольника (в комнате, в машине, в квартире, на улице, в игровой комнате)
2). Повышенная ответственность связанная с игрой с младшими детьми.
3). Агрессивное нападение на дошкольников детей, взрослых или животных (даже если агрессор пытается отобрать незначительные вещи: игрушки, конфеты и т.п.).
4). Процесс одевания или раздевания (особенно приводит в стресс дошкольника в сильно ограниченное время (например, утром, когда родители сильно спешат на работу).
5). Процесс собирания игрушек (особенно приводит в стресс дошкольника в ограниченное время).
6). Процесс приёма пищи (особенно приводит в стресс дошкольника в ограниченное время, когда ребёнок сыт или еда ему не нравится).
7). Процесс приёма пищи в полном одиночестве (в пустой изолированной комнате).
8). Выговор, шум, наказание, частое повторение одних и тех же замечаний соизмеримо с тяжестью вины дошкольника.
9). Укладывание (ультиматум-приказ) спать ребёнка в полном одиночестве (в пустой изолированной комнате).
10). Просмотр (по телевизору, на телефоне и др. устройстве), пересказ, или косвенное участие в пугающих ребёнка мероприятиях (например, катание на высоко или быстро двигающих аттракционах, наблюдение с кресла пассажира за движением автомобиля, катание в качестве пассажира на скутере, мотоцикле или водном аттракционе и мн. др.).
11). Участие в играх со старшими детьми.
12). Процесс фантазии дошкольников, которого напугали отрицательные персонажи из сказок, фильмов
Выводы.
Переживание в формах скрытой тревожности т.е. маскирование эмоциональных переживаний и невозможности психической переработки различных неприятных ощущений приводит к разрастанию отрицательного физиологического компонента.
1.3. Диагностика тревожности у дошкольников
Состояние тревоги может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит поездка в другой город, знакомство с незнакомыми людьми, важный поход к врачу.), т.е. тревога связанная с чувствами, которые демонстрируют неопределённость, тех событий которые будут происходить в будущем.
Если тревога возникает довольно часто, в том числе в связи с обычными ситуациями, но если ребенок тревожится всё равно, то тревога становится устойчивым его состоянием, и можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера.
Дошкольник с тревожным характером т.е. склонный к тревожности:
А). Часто находится в подавленном настроении.
Б). У него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает.
В). Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.
Признаками повышенной тревожности у дошкольников является:
1). Скованность движений.
2). Двигательное беспокойство.
3). Часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.).
4). Суетливость.
5). Трудности со сном.
6). Боязнь любых, даже незначительных перемен.
7). Сильное беспокойство перед началом нового задания, работы.
8). Неуверенность в себе, отказ от новой деятельности;
9). Серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться);
10). Заниженная самооценка;
11). Частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации (например, при прогулках со своей семьёй).
Диагностика представляется возможной для тревожных детей, которые изображают (демонстрируют) на своих рисунках (рисунок 1):
А). Движения быстрые.
Б). Сильный нажим на карандаш.
В). Много штриховки.
Г). Особое внимание к мелким деталям.
Д). Прерывистые линий.
Е). Преобладание чёрного (тёмных цветов) цвета.
Ж). Природный (погодный) катаклизм.


Рисунок 1. Рисунки тревожных детей дошкольного возраста
Анализируя на рисунке 1, рисунки тревожных детей можно заметить на них соответствующие признаки тревожности.
Такие признаки тревожности дошкольник проявляет, если:
1). Дошкольник очень чувствителен и впечатлителен.
2). Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий.
3). Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
4). У дошкольников серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, они стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих.
5). В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак...).
6). В семье дошкольника принят непоследовательный тип воспитания. Нет чётких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет...).
7). В семье дошкольника нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов...
8). Дошкольник из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы...).
9). Смущается чаще других.
10). Во время даже выполнения даже простых заданий ребёнок очень напряжён.
11). Часто жалуется, что ему снятся страшные сны.
12). Не обладает хорошим аппетитом.
13). Спит беспокойно и засыпает с трудом.
14). Пуглив и многое вызывает в нём страх.
15). Ребёнку трудно сосредоточиться на чём либо.
16). Родители часто дают ребенку множество тревожных посылов:
«Ты плохой...»
«У тебя не получиться...»
«У тебя все и всегда неправильно...»
«Ты только испортишь..!»
В этих случаях дошкольник не будет уверен, что справиться даже с самым легким заданием.
17). Дошкольник уже пережил психологическую травму или травмирующее событие, с которым его психика не может справиться самостоятельно;
18). Родители на столько «привязали» ребенка к себе, что без них он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна ваша поддержка или одобрение.
Наиболее общими методиками и тесты по определению тревожности являются следующие методики:
1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур).
2. Тест «Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. Панфилова), на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества ...).
3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р. С.).
4. Проективные методики:
«Рисунок человека».
Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш.
Дошкольнику даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
«Нарисуй свой страх».
Дошкольника просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать свои собственный рисунок.
На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
«Несуществующее животное».
Дошкольника просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Ребёнка просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
«Лесенка».
Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение дошкольника очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют.
Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками.
Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека.
Дошкольника просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки.
Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
«Паровозик».
Особенностью методики «Паровозик» для дошкольника является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.
Методика «Паровозик» позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников).
Выводы по главе 1
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены формы и факторы, причины и отличительные черты тревожности у дошкольников.
Тревожность дошкольников понятие многоаспектное т.к. с одной стороны это психическое состояние детей, вызванное различными причинами (их сочетаниями) т.е. сложной жизненной ситуацией, и возможно является предвестником невроза, а также способствует дезорганизации и продуктивной и интеллектуальной деятельности. Тревожность также является:
1). Состоянием напряжённости.
2). Свойством личности (например, предрасположенной, для которой характерно негативное восприятие широкого круга объективно безопасных ситуаций воспринимать как угрожающие).
3). Характеристика эмоционально-чувствительной сферы (негативных эмоций) причина которых до конца может быть (не определена) и не осознаваема.
Тревожными факторами (катализаторами тревожности), которые оказывают непосредственное влияние на дошкольников и стимулируют хроническую неуспешность, являются чрезмерное требования к ребёнку со стороны родителей.
Для остановки развития тревожности у дошкольника необходимы следующие мероприятия:
А). Своевременная диагностика уровня тревожности у детей.
Б). Своевременная коррекция уровня тревожности у детей.
В). Совместная работа психолога, родителей, педагогического персонала (врачей при необходимости) по оздоровлению дошкольника.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности методики «кактус» для исследования уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Графическая проектная методика «Кактус», исследователя российского психолога М. А. Панфиловой, позволяет методом анализа рисунка, нарисованного дошкольником, оценивать значение представленных в таблице 1 показателей.
Таблица 1. Возможные результаты диагностики по методике «Кактус» М. А. Панфиловой
П. н. Значение показателя Имя, Фамилия (дошкольника)
Иванов А. Сидорова Л. Петрова С. ………
1 Тревожность 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
2 Агрессивность 1 (0) 1 или 0 1 или 0
3 Неуверенность в себе,
зависимость 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
4 Открытость 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
5 Эгоцентризм, стремление к лидерству 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
6 Интровертированность 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
7 Оптимизм 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
8 Экстравертированность 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
9 Стремление к домашней защите 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
10 Чувство одиночества 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
11 Импульсивность 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
12 Скрытность 1 или 0 1 или 0 1 или 0 1 или 0
Основной целью проведения графической проектной методики «Кактус», является многоцелевое исследование эмоционально-личностной сферы, а также наличия агрессии и её направленности и интенсивности дошкольника, начиная с 3 летнего возраста.
Необходимым оборудованием (материалами) для проведения этой графической проектной методики, является наличие цветных и простого карандаша, и чистого листа формата А-4.
Обязательными особенностями проведения этой графической проектной методики, являются выполнение следующих обязательных условий:
А). Дошкольник сам должен выбрать цвет, расположение своего рисунка на листе чистого формата А-4.
Б). Ответить на следующие вопросы:
1). Будет ли содержать его рисунок (кактуса) иголки?
2). Будет ли содержать его рисунок (кактуса) цветочки?
3). Будет ли содержать его рисунок (кактуса) цветочный горшок (в котором он обычно растёт (например, в квартире на подоконнике)?
4). Какой величины и сколько иголок будут находиться на его рисунке кактуса?
5). Каким цветом необходимо раскрасить рисунок кактуса?
Рассматривая рисунок (кактуса) исследователь (воспитатель, педагог или психолог), должен обращать внимание на следующие элементы рисунка кактуса:
Расположение рисунка на листе чистого формата А-4.
По расположению рисунка кактуса:
По расположению рисунка кактуса от низа до верха листа определяется уровень его самооценки.
Также считается, что сдвиг рисунка кактуса, влево означает склонность (чертой характера) интроверта, а вправо склонность (чертой характера) экстраверта.
Размер рисунка «кактуса».
Исследователи связывают (геометрическую площадь) размер рисунка кактуса со стремлением к лидерству, дошкольника в коллективе или доказывания своего мнения при общении.
Яркость рисунка «кактуса».
Исследователи (психологи) связывают жизнерадостную позицию (настроение) дошкольника с цветной палитрой и ярким цветами (окрашивания) рисунка кактуса.
Наличие выпуклости на рисунке кактуса.
Исследователи (психологи) связывают выпуклости на рисунке кактуса, с тем является ли ребёнок открытым и простодушным.
Наличие следов от карандашей, по силе давления дошкольника на рисунке кактуса.
Исследователи (психологи) связывают с подверженностью к импульсивности ребёнка.
Наличие следов от карандашей, прерывистых линий и использование внутренней штриховки на рисунке кактуса.
Исследователи (психологи) также связывают с подверженностью к импульсивности и тревожности ребёнка.
Наличие тонких линий «лёгкость» нажима, «вольность формы», «привлекательность», выраженная в наличии позитивных элементов, таких как сердечко, и др.
Исследователи (психологи) связывают с чувством юмора, покладистым характером, позитивном настрое, открытости.
Наличие зигзагов, резких выступов на рисунке кактуса.
Исследователи (психологи) связывают с подверженностью ребёнка к осторожности и замкнутости.
Форма «кактуса» на рисунке.
Исследователи (психологи) связывают непосредственно форму кактуса, если она является хитроумной или например, имеет ветвление с демонстративностью (артистичностью) или стремлением к повышенному вниманию окружающих к ребёнку.
Расположение кактуса (он в горшке или без горшка).
Исследователи (психологи) связывают, нарисованный в горшке кактус с стремлением (привычкой) дошкольника к домашнему уюту, к семье.
Нарисованный «кактус»:
- без горшка (в пустыне) символизирует по мнению исследователей состояние самого (одинокого) ребёнка и как вынужденное.
- «из ниоткуда» считается показывающим определённые трудности в семье дошкольника, связанные с проблемами в отношениях с близкими людьми, которые дошкольник чувствует (неприятие, отторжение, безразличие).
Наличие игл на «кактусе».
Исследователи (психологи) считают главным (важнейшим) элементом для анализа, и связывают его в зависимости от длины, количества с враждебностью, и агрессией самого автора рисунка к окружающим его людям.
Однако для качественного анализа исследователи также предлагают обращать внимание и на то, сделан ли акцент автором рисунка, например, с помощью штриховки или сильного нажима на самих иглах.
Если наличие игл на «кактусе», никак не акцентировано то, сами иголки могут рассматриваться только как способ (стремление) защиты дошкольника от враждебной окружающей среды.
Наличие «детей» на «кактусе».
Отростки, или маленькие саженцы, нарисованные у «кактуса», исследователи считают, стремлением самого дошкольника к семье и созданию семьи в далёком будущем.
Наличие дополнительных элементов на рисунке кактуса.
Исследователи (психологи) считают, что помимо одного рисунка кактуса, дошкольник вполне способен вместе с ним расположить: животных, растения, элементы декоративного украшения или росписи.
Однако по мнению исследователей (психологов) для возможного уточнения у самого ребёнка, о назначении (рисунок 2) каких-либо элементов рисунка, необходима консультация самого психолога образовательного учреждения.

Рисунок 2. Особенности анализа графической методики «Кактус» (для детей от 3-х лет)
Вывод:
По результатам исследования с помощью графической проектной методики «Кактус», можно диагностировать качества личности автора рисунка и составляется эмоциональный портрет малыша.
2.2. Особенности методики «барашек в бутылке» для исследования уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Методика «Барашек в бутылке».
Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье.
Материалы: два листа бумаги и карандаш.
На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке.
На втором листе – нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
По замыслу исследователей (психологов) «Барашек в бутылке» символизирует ребёнка в семье, таким образом Если рисунок рисует ребенок, значит барашек - это ребенок, бутылка - это родительская семья.
Исследователи связывают особенности расположения барашка на рисунке:
А. Кучерявость и упитанность барашка. Если барашек хилый, грязный, тощий, значит ребенок чувствует себя в семье истощенно (эмоциональное состояние). Если барашек кучерявый и упитанный, значит ребенок чувствует себя в семье безопасности и комфортно.
Б. Вербальная, интеллектуальная, физическая агрессия. Если у барашка есть очень четко прорисованный рот, можно предполагать склонность ребенка к вербальной агрессии, он может огрызаться, могут быть прорисованы рога. Если барашек улыбается - все хорошо.
Если очень чётко прорисованы копытца, можно предполагать склонность к физической агрессии.
А. Возраст барашка. Иногда родители рисуют своих взрослых детей маленькими барашечками, а иногда родители рисуют своих маленьких детей взрослыми баранами. Это говорит о том, как родители воспринимают взрослость или детскость своего ребенка.
В. Положение барашка относительно выхода. Барашек повернут «спиной» к выходу - это говорит о том, что барашек сам не хочет сепарироваться. Если барашек повернут головой к выходу, то он готов к сепарации.
Исследователи (психологи) связывают особенности нарисованной бутылки на рисунке:
1. Положение бутылки. Бутылка может быть стоячая или лежачая. Главная задача барашка- он должен выйти из бутылки потому что смысл детско-родительских отношений - это сепарация. Когда бутылка лежит, это говорит о том, что родители способствуют сепарации. Если бутылка нарисована наискосок - это говорит о наличии неустойчивости. Эта неустойчивость определяет тревогу во внутреннем пространстве автора рисунка.
2. Наличие пробки. Пробка - явный признак гиперопеки родителей. Также признаками гиперопеки будет наличие в бутылке дополнительного комфорта - трава, солнышко, лестница, домик, игрушка и т.д.
3. Размер горлышка. Может оказаться, что горлышко очень узкое и длинное. Чтобы пролезть в горлышко, барашку нужно сжать свои амбиции.
Длинное горлышко - это тоже признак гиперопеки родителей. Если горлышко широкое, барашек легко проходит через него, оно не является для него препятствием.
4. Чья бутылка. Бутылка может быть «мамская» - мягкая, округлая, как бы мягкая. Если бутылка больше похожа на штоф, квадратная или прямоугольная - это бутылка «папская». Это может объяснить кто из родителей для ребенка более значимый в данный момент.
Также по мнению исследователей (психологов) в рисунке (барашка в бутылке) имеют место следующие критические моменты:
А). Если в бутылке есть воздух, барашек может дышать. Если бутылка заполнена жидкостью, барашек может в ней задыхаться. Это говорит о том, что эмоции переполняют ребенка.
Б). Надбитая или надтреснутая бутылка. Это признак какого-то насилия - духовного, эмоционального, физического, телесного. Для взрослого автора рисунка, возможно это эмоциональная травма из детства, ее нужно проработать.
После анализа рисунка, желательно обсудить с автором рисунка:
- мечтает ли барашек выбраться и иногда приходить в гости или хочет жить в бутылке;
- хочет ли бутылка, чтоб барашек оставался там и она могла бы о нем заботиться;
- барашка беспокоит, что он останется в бутылке навсегда или что вне бутылки съедят всю траву, или что он не найдет себе друга;
- бутылку тревожит, что она разобьется, что она останется одна и станет никому не нужна.
Вывод:
С помощью результатов исследования с помощью графической проектной методики «Кактус», можно оценить психологический климат в родительской семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования можно сделать следующие выводы.
По результатам применения проективных методов тестирования можно определение эмоционально-эстетического отношения к действительности по рисункам детей.
На основе комплексной интерпретации символов в рисунках по графическим методикам «кактус» и «барашек в бутылке», исследователи рекомендуют производить выявление депривации психического развития, наличия тревожности, эмоциональной и социальной недостаточности, социальной защищённости детей.
При этом графическая методика «кактус» предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, а методика «барашек в бутылке», на диагностику психологического климата в родительской семье тестируемого ребенка.
Таким образом, гипотеза о том, что, с мощью сравнительно несложных графических методик «кактус» и «барашек в бутылке», можно сделать предварительную оценку о показателях эмоционально-личностной сферы и психологическом климате в родительской семье что является важнейшими показателями для здоровья современного дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 30. 04.2021).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России 14.11.2013 г. № 30384.
Алимирзаева, Э. А. Проблема тревожности у младших школьников и пути коррекции / Вестник ЧОУ Социально-педагогического института г. Дербент. №2 (34), 2020. С. 61-66.
Астапов, В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
Андреева, А. С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста / Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №2 (13) Т.4, 2016. С. 9-11.
Астапов, В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
Барышникова, Е. В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста / Мир науки. Педагогика и психология. / Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. унт. №4. 2020. С. 1-8.
Барышникова, Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации. Челябинск: Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. унт, 2017. 183 с.
Баурова, Ю. В. Теоретические положения осуществления учебного процесса на основе гендерного подхода. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.5. № 2 (15). С. 13–15.
Битнер, А. Д. Страхи дошкольников // Научные достижения и открытия современной молодежи: сб. статей победителей Междунар. науч.- практ. конференции: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 1033–1037.
Горбунова, А. В. Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности её проявления / Официальный сайт: «nsportal.ru». Образовательная социальна сеть. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/19/trevozhnost-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-prichiny (Дата обращения 17.05.2021).
Донцова, М. В. и др. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / М.: Liteo, 2015. 174 с.
Ильина, Л. А. Психологические особенности младших школьников / Официальный сайт: «nsportal.ru». Образовательная социальна сеть. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/06/04/psihologicheskie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo (Дата обращения 24.04.2021).
Ильин, В. И. «Чувства» и «Эмоции» как социологические категории / Вестник СПбГУ. № 4, 2016. С. 28-40.
Ковынева, О. Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. 2017. № 11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Косачева, Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Молодой ученый. 2021. № 10 (352). С. 162-164. URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/ (Дата обращения: 14.05.2021).
Мазурова, Н. В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. // Вопросы современной педиатрии. — 2015. № 12(3). С. 82–88.
Мысина, Ю. Н. Предупреждение школьной тревожности дошкольников [Электронный ресурс] / Вестник №1. МИТУ. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenieshkolnoy-trevozhnosti-doshkolnikov (дата обращения: 05.04.2021).
Немов, Р. С. Психология в 2 ч. / Учебник для среднего профессионального образования / М.: Юрайт, 2020. 243 с.
Никонова, С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников [Электронный ресурс] / Концепт. 2015. №S1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiyatrevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 03.08.2020).
Сабирова, Р. Ш. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. С. 582–586.
Тимофеева, О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики. 2017. № 11 (24). С. 497–501.
Тимофеева, О. А. Факторы возникновения и развития тревожности у старших школьников / Бюллетень науки и практики. № 1, Т.4, 2018. С. 1-5.
Фадеева, А. А. Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка дошкольника // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/85PSMN619.pdf (Дата обращения: 03.04.2021).
Шаймухаметова, Д. Д. Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста / Официальный сайт: «nsportal.ru». Образовательная социальна сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/11/18/vliyanie-trevozhnosti-na-psihologicheskoe-i (Дата обращения 14.04.2021).
Официальный сайт. «Инфоурок. Ведущий образовательный портал России». Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка дошкольника / URL: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-na-rebenka-doshkolnika-3597957.html (Дата обращения 14.04.2021).
Официальный сайт: «Российское психологическое общество» / статья: Прихожан Анна Михайловна (06.09.1946 – 21.05.2015) / URL: http://рпо.рф/psychologists/rpopsych/psychologist/2296/ (Дата обращения: 17.04.2021).
Официальный сайт: «Клуб родителей» / статья: Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, рекомендации / URL:
https://pediatrinfo.ru/upbringing/nevozmozno-otojti-ot-rebenka-srazu-prosypaetsa.html (Дата обращения: 18.04.2021).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.