это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3235043
Ознакомительный фрагмент работы:
«Конвенциальные роли в семейных отношения»
ВВЕДЕНИЕ
Как правило, наибольшее влияние на ранних этапах развития личности
оказывает семья. Развитие и помощь ребенка невозможно оторвать от реалий
современной жизни. Отношения между ребенком и родителями всегда тесно
связаны с характером отношений между самими родителями, образом жизни
семьи, ее здоровьем, благополучием и счастьем.
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В
семье у него есть близкие люди, которые его понимают и принимают таким,
какой он есть - здоровым или больным, добрым или не очень, послушным
или колючим и дерзким ... - он там свой.
Важность влияния семьи и семейных уз на формирование и развитие
личности ребенка очевидна. «Семейное и социальное воспитание
взаимосвязаны, дополняют друг друга и даже могут заменять друг друга в
определенных пределах, но в целом они неравноправны и ни при каких
обстоятельствах не могут стать таковыми. Семейное воспитание носит более
эмоциональный характер, чем любое другое воспитание, потому что его
«проводником» является родительская любовь к детям, которая вызывает
ответные чувства детей к своим родителям », - писал А.И. Захаров.
Именно в семье делаются первые шаги по воспитанию будущего
человека, прививанию ему определенных качеств, представлений и взглядов.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком
культурном и образовательном потенциале родителей он продолжает
получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. В семье есть
определенный морально-психологический климат; это школа
взаимоотношений между людьми для ребенка.
То, что ребенок приобретает в семье в детстве, он сохраняет на
протяжении всей последующей жизни. Именно в семье формируются
представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к
материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье
испытывает чувства любви, дружбы, долга, ответственности,
справедливости.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что
ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, и по длительности
ее воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться. с семьей. Его влияние человек испытывает даже вдали от дома: в
школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в командировке. И, сидя за
партой, ученик невидимыми нитями мысленно связан с домом, с семьей, со
многими проблемами, которые его волнуют.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными
свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в популярной
педагогической практике, предсказуемо отмечалось в трудах выдающихся
мыслителей прошлого, а именно: неоспоримый приоритет семейного
воспитания в развитии личности ребенка. В последние годы написано много
научных работ по изучению семьи, в том числе Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга,
Т.А. Марков, В.Я. Титаренко, В. Дуброва, Г. Гришина, С.В. Ковалев, А.
Петровский, И. Гребенников, В. Котырло, А. Захаров и другие.
В нашем современном обществе становится все более заметным кризис
семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что
семья все хуже и хуже выполняет свою главную функцию - воспитание
детей. Причины этого кризиса лишь частично связаны с ухудшением
экономической ситуации в стране; они более общие.
Семья чревата определенными трудностями, противоречиями и
недостатками воспитательного воздействия. И никакое другое социальное
учреждение потенциально не может причинить столько вреда в воспитании
детей, как семья. Исходя из специфики семьи как личной среды развития
личности ребенка, возникает вопрос, как это сделать, чтобы максимизировать
положительное и минимизировать отрицательное влияние семьи на
воспитание ребенка.
Не все семьи в полной мере осознают весь спектр возможностей
воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие не знают, как это делать, а третьи не понимают, зачем это
нужно. Это проблема. Наладить взаимодействие и сотрудничество с
родителями в воспитании детей очень сложно, так как родители считают, что
к воспитанию должны привлекаться только специалисты и учителя.
Квалифицированная помощь учителей требуется, прежде всего, для
повышения педагогической культуры родителей, их социальной активности в
воспитании детей.
Цель исследования - теоретически и практически исследовать роль
семьи как социального института в развитии личности ребенка.
Гипотеза исследования: можно предположить, что работа учителя с
родителями на основе сотрудничества повысит ответственность и важность
воспитания детей в развитии личности собственных детей, что, в свою
очередь, благоприятно скажется на их дальнейшей социализации. .
Объект исследования - семья как социальный институт образования.
Предмет исследования - особая роль семьи в развитии личности
ребенка.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом
исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать определение семьи в психолого-педагогической
литературе.
2. Охарактеризуйте психолого-педагогические основы семейного
воспитания.
3. Экспериментально выявить особенности восприятия и переживаний
ребенка взаимоотношений в полных и неполных семьях.
4. Разработайте рекомендации по воспитанию детей в семейной среде.
Методологическую основу исследования составили:
• психолого-педагогические аспекты функционирования семьи
(Мардахаев Ж. Б., Несмеянова М. И., Олещук Ю. Ф. и др.);
• технологии взаимодействия педагогов с детьми из полных и
неполных семей (А. Н. Анцута, Т. Ю. Гущина, Я. Г. Николаева и др.);
• теории развития личности в семье: психоаналитическое развитие
типов и стилей взаимоотношений между членами семьи (А.И. Захаров, И.
Кон, Г. Фигдор и др.); положения о влиянии отца на адекватность
психологического развития личности ребенка (А.М. Демидов, А. Тавит, Э.
Фромм и др.); сравнительный анализ структурных звеньев самосознания
детей из полных и неполных семей (И. В. Борисова, Д. Г. Курачев, М. В.
Нухова);
Методы исследования: теоретический анализ психологической,
педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Анкетирование, анкетирование дошкольников, сравнительный анализ
результатов.
Основная часть
Роль - это нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая от
человека, занимающего определенное социальное положение и положение в
межличностных отношениях. Содержание роли и ее исполнение
регулируются нормами, то есть определенными правилами, разработанными
группой, принятыми ею, которые необходимо соблюдать для реализации
совместной деятельности группы (Андреева Г.М., 1980). Существуют
правила, положения, касающиеся как принятия ролей, так и их выполнения.
Также существует контроль за исполнением роли и санкции, как внешние,
так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной
деятельности через определенное воздействие на члена семьи, не
выполняющего свою роль.
В ролевой структуре семьи есть план межличностных отношений и
план условных ролей.
Обычные роли предписываются социокультурной средой,
стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов
семьи, представляя список поведений и способов их реализации. Обычные
нормы регулируются законом, моралью, традициями.
Межличностные роли индивидуализированы, определяются
спецификой межличностных отношений в семье, кристаллизуют в себе
уникальный опыт межличностного общения в семье. Ролевая структура
семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение
потребностей всех ее членов.
Характеристики функционально-ролевой системы:
- требование согласованности набора ролей, образующих целостную
систему, как по отношению к ролям, выполняемым одним человеком, так и
семьей в целом;
- исполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей
человека в семье;
- принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не
должно быть явления «ролевой перегрузки»;
- выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение
потребностей всех членов семьи. Обычные роли можно классифицировать по
разным причинам. Типология семейных ролей в соответствии со статусом
родства включает роли мужа, жены, родителей - матери и отца, детей - сына
и дочь, братьев и сестер - брата и сестры, бабушек и дедушек - бабушек и
дедушек и т.д. исторические, культурные, этнические особенности и
существенно различаются в зависимости от перечисленных факторов.
В распределении условных ролей наблюдается гендерно-ролевая
дифференциация. Ролевая дифференциация определяется особенностями
представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье,
особенностями гендерно-ролевой идентичности и реальным распределением
ролей в семье между супругами (Ю. Е. Алешина, Н. Ю. Борисов, 1989). Речь
может идти о традиционной, обусловленной биологическим критерием
распределения функций, антитрадиционной и равноправной ролевая
дифференциации. Традиционность ролей в семье по гендерному признаку
связана с рождением и воспитанием маленьких детей. В современной семье,
которая тяготеет к равноправному распределению ролей, гендерно-ролевая
дифференциация достаточно подвижна, а свободная смена ролей супругов
позволяет семье более эффективно решать свои проблемы.
+ Про инверсии ролей писали какую-то чушь, но, насколько я
понимаю, это когда кто-то из семьи берет на себя роль, которая ему не
соответствует, потому что он сам внутренне чувствует, что может эту роль
сыграть. Когда ребенок играет роль родителя, или вот пример с - «в случае
небольшой разницы в возрасте братьев и сестер их ролевые позиции могут
измениться. Если, например, младший брат здоровее, лучше развит
физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишив
старшего всех преимуществ своего положения. "
Родители - важнейший субъект воспитания человека. Неслучайно мы
мысленно обращаемся к родителям, особенно к матери, в трудную минуту
жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, во
многом определяется тем, что родительская забота необходима для
поддержания самой жизни ребенка. Потребность в родительской любви
действительно жизненно важна для маленького человека. Более того, если
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает их собственную жизнь
и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания и защиты внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека. Поэтому первая и главная задача
родителей - вызвать у ребенка уверенность в том, что его любят и заботят
(Радугин А.А.).
И, тем не менее, акцент на необходимости создать в ребенке
уверенность в родительской любви продиктован рядом обстоятельств. Не так
уж редко дети, повзрослев, расстаются с родителями. Они расстаются в
психологическом, духовном смысле, когда теряются эмоциональные связи с
самыми близкими людьми.
Педагоги и психологи доказали, что родители, которые не любят своих
детей, часто стоят за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой
наркомании.
Главное требование к семейному воспитанию - это потребность в
любви. Но здесь очень важно понять - ребенку необходимо чувствовать,
понимать, быть уверенным, что его любят, наполнять этим чувством любви,
какие бы трудности, столкновения и конфликты не возникали в его
отношениях с родителями или в отношении супругов друг к другу (Радугин
А.А.). Только если ребенок уверен в родительской любви и возможно
правильное формирование личности человека, только на основе любви
можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить
любви.
Родители выполняют самые разные воспитательные задания, заменяя и
дополняя друг друга. Комплементарность связана со спецификой исполнения
мужских и женских социальных ролей в семье. Развитие эмоциональной
сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств зависит,
прежде всего, от женской роли матери. В семье именно женщина-мать
создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности
детей и приучает их к семейным традициям. Мать в своем поведении должна
демонстрировать чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту,
способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие
черты, как энергия, уверенность в себе, сила, ум, работоспособность. Дети в
такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения,
кризисы психосексуального развития проходят безболезненно. «Первый
мужчина» в жизни девушки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать
поведение подруг, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - это его
мать. Мать, позволяющая себе физически наказывать ребенка, подавляет его
эмоционально, жестко указывает, что и как делать, формирует в ребенке
искаженное представление о женщине в целом. В будущем ему будет сложно
найти себе спутницу жизни, так как в его поведении есть зависимость,
желание подчиняться, безынициативность.
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э. Фромм,
анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет
ребенку мир, мысли, вещи, созданные человеческим трудом, законом,
порядком и дисциплиной. Он утверждает, что ребенку нужен отец на
протяжении всего его развития. Отцы - главные воспитатели дисциплины и
независимости. Отец - источник безопасности для ребенка. Незаменима роль
отца, который активно общается с детьми и пользуется у них авторитетом.
Отсутствие мужчины в семье негативно сказывается на развитии
личности ребенка (особенно мальчика). По мнению Л.А. Григорович и
Марцинковской Т.Д., это может проявляться в следующем:
- с нарушением гармоничного развития интеллектуальной сферы
(математические, пространственные, аналитические способности ребенка
страдают из-за речевых способностей);
- в менее четком процессе гендерной идентификации мальчиков и
девочек;
- в сложности обучения подростков общению с противоположным
полом;
- в возможной чрезмерной привязанности к матери, поскольку нет
члена семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Также у ребенка могут развиться комплексы вины и неполноценности
из-за неправильного поведения матери при разводе (ребенок может решить,
что именно он стал причиной ухода отца из семьи).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность менеджера не ограничивается каким-то одним
направлением, ему свойственно выполнение всех 10 ролей, обозначенных Г.
Минцбергом. Межличностные роли описывают отношения, существующие
между менеджером и его подчиненными, а также с другими людьми внутри и
вне организации. По должности менеджер является информационным
центром; информация принимается, обрабатывается, оценивается и
передается по мере необходимости подчиненным. Наконец, менеджер
принимает решения от имени своего отдела, вносит изменения и реагирует
на изменения во внешней среде, а также распределяет ресурсы. Поскольку
информация является решающим фактором в управленческой деятельности,
Г. Минцберг попытался продемонстрировать ее ведущую ценность.
Анализ психолого-педагогической литературы доказывает роль семьи в
развитии личности. Мы видим, что главная задача семьи - выполнение
родителями функций воспитателя. Эти функции означают создание не только
определенных отношений между родителями и их детьми, но и их
предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений
ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей
обостряют отношения в семье и негативно сказываются на развитии
личности ребенка.
Комплексная помощь в развитии ребенка - это создание таких условий,
при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные
потребности будут удовлетворены в достаточной степени и на необходимом
качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье, счастье и
благополучие ребенка.
Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера,
взглядов, привычек не абсолютна - важную роль играет самообразование, как
и роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в
обществе. Но семья может расширить те яркие качества человека, которые
уже есть в нем, присущие ему от рождения, и помочь человеку преодолеть и
искоренить свои недостатки и пороки, и в этом как раз и велика роль семьи.
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей
родителя - относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.
Ведь он воспитывает неподдельную любовь к ребенку, уважение к его
личному достоинству, зародыш которого уже находится в младенце.
«Чтобы изменить людей, нужно их любить. Влияние на них
пропорционально любви к ним », - такой вывод принадлежит классику
педагогики И. Песталоцци. Любовь не должна быть слепой, все позволять и
все прощать. Нам нужна «требовательная педагогика ласковой матери», как
выразился народный педагог, писатель и ученый из Чувашии Г. Н. Волков.
И ошибаются те родители, которые считают, что ни в коем случае
нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо
знает, что его любят, это ведет к испорченности, эгоизму и эгоизму. Все эти
неблагоприятные черты личности просто возникают, когда отсутствует
любовь, когда создается определенный эмоциональный дефицит, когда
ребенок лишается прочной основы неизменной родительской привязанности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!