это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3243514
Ознакомительный фрагмент работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
БАСКЕТБОЛУ 4
1.1 Характеристика тренировочных нагрузок на занятиях 4
1.2 Возрастные особенности юных баскетболисток 11
1.3 Особенности начальной подготовки по баскетболу 13
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2. 1 Задачи исследования 19
2.2 Методы исследования 20
2.3 Организация исследования 23
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ начального обучения баскетболу
девушек 24
3.1 Методика начального обучения баскетболу девушек 24
3.2 Результаты исследования 30
Выводы 32
Библиографический список 33
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол – развивает все важные физические качества: скоростные,
скоростно-силовые, выносливость, гибкость. В работу вовлекаются
практически все функциональные системы организма и основные механизмы
энергообеспечения. Специфика деятельности в баскетболе предъявляет
высокие требования к развитию скоростных способностей игроков, т.к.
большинство технических и тактических приемов по форме и характеру
действий относятся к группе скоростных упражнений.
3
В условиях решения задачи повышения физического потенциала
начинающих спортсменов существует необходимость проведения дальнейших
научных исследований в области теории и методики физической культуры и
спорта, что связано, прежде всего, с обоснованием и применением эффективной
системы тренировочных нагрузок разного контингента спортсменов к этой
деятельности. Важным аспектом при подготовке выступает учет возрастных
особенностях баскетболистов.
Целью данной работы является изучение специфики организации и
методика начального обучения баскетболу девушек.
Объектом исследования в данной работе является методика начального
обучения баскетболу.
Предмет исследования - особенности организации и методика начального
обучения баскетболу девушек.
Гипотеза исследования. Применение разработанной дозировки
тренировочных нагрузок на занятиях с начинающими баскетболистками
улучшит уровень общей и специальной физической подготовленности данного
контингента лиц.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
БАСКЕТБОЛУ
1.1 Характеристика тренировочных нагрузок на занятиях
Тренировочная нагрузка вызывает реакцию спортсменов и служит
стимулом для адаптации. Величина воздействия может регулироваться тремя
факторами: величиной нагрузки, ее интенсивностью и новизной упражнений.
Важно отметить, что увеличение уровня подготовленности будет достигнуто,
только если величина воздействия достаточна. Принцип перегрузки гласит, что
увеличение уровня подготовленности требует применения нагрузки
(воздействия), величина которой превышает привычный уровень.
Таблица 1 - Характеристики величины нагрузки
4
Компонент
тренировочной
нагрузки
Основные показатели Возможные индикаторы
Объем
Сумма всех выполненных
упражнений,
представленная
количественной
характеристикой
Общее количество тренировок за период
времени, например, за неделю, месяц, год и
т.д. Общее время, затраченное на тренировки
за данный период. Общий километраж за
тренировочный период.
Общее количество подъемов, бросков,
прыжков и пр. за тренировочный период
Интенсивность
1) Интенсивность
рабочей нагрузки.
2) Сумма упражнений,
выполненных с
увеличенной мощностью
Уровень мощности, %, относительно
максимума.
Уровень мощности, определяемый по
величине ЧСС.
Соответствие определенной зоне
интенсивности.
Частный объем упражнений, выполненных с
увеличенной мощностью (километраж,
затраченное время, количество попыток и
т.д.)
Новизна
упражнения
Наличие упражнения,
которое содержит
неизвестные элементы
новые комбинации
известных элементов
Количество новых (или относительно новых)
упражнений, включенных в программу
трени
Интенсивность тренировочной нагрузки. Интенсивность тренировочной
нагрузки обычно рассматривается в двух аспектах:
- как мерило уровня мощности относительно максимума (иногда
относительно уровня соревновательной мощности);
- как составляющая общего объема тренировочной нагрузки, который
выполнен с увеличенной (выше обычного) мощностью.
В последние годы зоны интенсивности (ЗИ) стали широко использоваться
во многих видах спорта и для планирования, и для посттренировочной оценки.
В соответствии с этим подходом весь диапазон интенсивности подразделяется
на зоны (обычно пять). Каждая ЗИ описывается рядом значимых индикаторов,
каждый из которых отражает диапазон показателей, соответствующих этой
зоне. Обычно для характеристики определенной зоны интенсивности
используются лактат крови, ЧСС, скорость (или время работы, или мощность) и
темп движений. За прошедшее десятилетие в связи с развитием новых
;
;
ж й
л ; к г ; е ;
спортивных технологий (таких, как мониторы ЧСС, портативные анализаторы
лактата крови и хроноэлектронные измерительные системы) этот подход был
существенно усовершенствован.
Новизна упражнения. Новизна упражнения является третьим
компонентом, определяющим величину тренировочной нагрузки; реакция
спортсменов весьма зависима от того, насколько привычными являются для
них некоторые упражнения. Однако в отличие от объема и интенсивности
новизна упражнения редко рассматривается как фактор, влияющий на
тренировочную нагрузку. Известно, что творчески настроенные тренеры
повсюду ищут новые оригинальные упражнения, чтобы обогатить
существующий набор и сделать тренировочный процесс более
привлекательным. Эффект от применения этих новшеств проявляется в более
выраженной физиологической реакции спортсмена.
Специфичность нагрузки на тренировках отражается перенесением
результата тренировки с одного задания (выполнения вспомогательного
упражнения) на другое (основное упражнение). Обычно тренеры используют
широкий набор упражнений, большинство из которых может быть разделено на
две группы:
- упражнения для улучшения двигательных возможностей;
- упражнения для совершенствования технических навыков.
Данные упражнения могут быть скомбинированы, чтобы улучшить
взаимодействие между двигательными возможностями и техническими
навыками. Полезность каждого упражнения зависит от того, как оно влияет на
выполнение главного (соревновательного) упражнения. Другими словами,
перенос двигательных способностей и технических навыков с тренировочного
упражнения на соревновательное определяет, насколько полезными являются
эти вспомогательные упражнения.
Особенно интересны две важные особенности переноса тренировочного
эффекта:
у а в
ш ж ; ; а
и а м
й ж
и р е ы я а
- перенос двигательных особенностей, гораздо менее ограничен в
сравнении с техническими навыками
- оба этих переноса очень зависят от уровня подготовки спортсменов;
спортсмены низкого и среднего уровня гораздо сильнее чувствительны к
каждому виду упражнений, включая неспецифические, в то время как
перенесение тренировочного результата у высококвалифицированных
спортсменов существенно ограничен специфичностью вспомогательных
упражнений.
Давайте рассмотрим перенос двигательных способностей и технических
навыков по отдельности.
Перенос двигательных способностей. Этот вид переноса формирует
основу для использования любых упражнений общего и специального
воздействия в любом виде спорте. Перенос двигательных способностей
намного более значителен у спортсменов низкой квалификации, которые более
восприимчивы к любому виду физических упражнений. Чем выше
квалификация спортсменов, тем хуже они воспринимают неспецифические
упражнения. Более того, какие-то упражнения могут плохо сказываться на
специфической по виду спорта подготовленности спортсменов. Именно это
делает оценку вероятности переноса двигательных способностей такой важной.
Перенос результата тренировочного воздействия оценивается путем
сравнения достижений при выполнении основного и вспомогательного
упражнений [12].
В таблице 2 представлен качественный подход к определению различных
типов переноса тренировочного результата, основанный на взаимосвязи
основных и вспомогательных упражнений.
Таблица 2 - Некоторые типы переноса тренировочного результата по
отношению к переносу двигательных способностей
Тип переноса
тренировочного
результата
Взаимосвязь б между основным и
вспомогательным упражнениями Пример из ; спортивной практики
е
р ;
н ; ; о о ы и ь
о о
; у ч
н
7
Высокий
положительный
Улучшение результата выполнения а
вспомогательного упражнения
приводит к пропорциональному (или
почти пропорциональному)
улучшению выполнения основного
упражнения
Улучшение ; результата в прыжке
в длину толчком
л
двумя ногами
приводит к пропорциональному
увеличению силы
к
отталкивания
при выполнении старта в
плавании
Низкий или
средний
положительный
Улучшение результата выполнения е
вспомогательного упражнения
приводит к относительно
небольшому
т
или среднему
улучшению в основном упражнении
Рост ; максимальной силы в жиме
лежа заметно улучшает результат
в метании диска
Отсутствие
переноса
Улучшение з результата выполнения
вспомогательного упражнения не
н
влияет на результат в основном
упражнении
Рост к максимальной силы в жиме
лежа не влияет на силовую
выносливость мышц туловища
Отрицательный
Улучшение л результата выполнения
вспомогательного упражнения
ухудшает
;
результат в основном
упражнении
Рост максимальной силы а в жиме
лежа вызывает уменьшение
максимальной скорости плавания
Перенос технических навыков. Основной фактор, ограничивающий
перенос технического навыка - нервно-мышечная специфика техники
выполнения движений в любом виде спорта. Чтобы максимально увеличить
положительный перенос навыка, нужно обеспечивать полное соответствие
тренировочного упражнения специфическим по виду спорта координационным
требованиям. Вот почему положительный перенос (положительный эффект)
при совершенствовании техники движений обеспечивается относительно
небольшим набором упражнений. Таблица 3 представляет обобщенные
ситуации, в которых были получены положительный и отрицательный
переносы навыка
Общее правило получения положительного переноса - использование
упражнений, очень сходных с основным соревновательным по схеме нервно-
мышечной координации. Обычно они могут быть разработаны с помощью
специфической модификации упражнений, подчеркиванием какой-либо их
технической детали, элемента или/и путем следования какому-либо
специфическому по виду спорта требованию. Одним из подходящих вариантов
такой модификации является искусственное облегчение или утяжеление
условий выполнения основного соревновательного упражнения.
п ; ; ы н о
я ; ; о о ;
Конструирование оригинальных тренажеров и специально
модифицированных упражнений традиционно поручается тренерам и ученым в
области спортивной науки. Очень часто эти новшества предназначены для
развития определенных двигательных способностей в рамках специфической
по виду спорта координационной структуры. Обычно проблема состоит в том,
как получить желательный эффект без искажения техники движения.
Например, увеличение веса копья позволяет спортсменам увеличить уровень
проявления силы, но может нарушить технику движения, если вес копья
чрезмерен.
С другой стороны, положительный перенос навыка достигается любым
способом, искусственно облегчающим выполнение упражнения, но не
искажающим технику. Гребной тренажер «Концепт», например, позволяет
спортсменам развивать специальную мышечную выносливость, когда
двигательная задача существенно упрощена (нет взаимодействия с водой,
условия работы стандартные), но схема движений остается удовлетворительной
в координационном плане.
Таблица 3 - Некоторые типы переноса технического навыка с точки зрения
спортивных практиков
Тип ; переноса
технического
навыка
Типичные й подходы и/или
упражнения Пример из спортивной з практики
Высокий
положительный
Выделение определенного
технического элемента или
детали общей координационной
схемы
Облегчение достижения
максимальной частоты
а
шагов в беге
под
й
уклон.
Акцентирование высокого
положения локтя в
с
процессе работы
над гребком в плавании
Низкий или
средний
положительный
Имитация специфических по
виду спорта движений и
технических элементов на
специально спроектированных
тренажерах и/или устройствах
Имитация а метания с копья а на
инерционном тренажере в зале.
Имитация прыжков в фигурном
катании в гимнастическом зале с
дополнительной поддержкой и
помощью
Нулевой Любые упражнения, не
подобные основному
;
соревновательному движению, с
позиции нервно-мышечной
Жим и тяга лежа, выполняемые
бегунами, гребцами, пловцами
и
и
п
т.д.
ь ; я ы и ь е
а а ; и
координации
Отрицательный
Упражнения, сходные с
основным соревновательным по
некоторым кинематическим
характеристикам,
к
но сильно
отличающиеся по нервно-
мышечной координации
Бросок чрезмерно утяжеленного
копья или диска.
Гребля в
н
байдарке/каноэ
ж
с
чрезмерным дополнительным
сопротивлением ходу лодки
В процесс подготовки спортсменов включается широкий спектр
упражнений, которые положительно влияю на свойства мышц, но практически
никаким образов не влияют на технические навыки. Это относится к
большинству общеподготовительных упражнений, выполняемых на
неспецифических по виду спорта тренажерах. Поскольку у них не имеется
никакого нервно-мышечного сходства с основным соревновательным
упражнением, они не помогают переносу навыка и из-за этого не сильно
полезны с точки зрения техники движения. Другой тип упражнений может
быть подобен основному соревновательному движению, но иметь серьезные
несоответствия в нервно-мышечной схеме движения. Отрицательный перенос
навыка является очень вероятным результатом использования таких
упражнений.
Две тесно связанные особенности характеризуют аккомодацию
(обязательный компонент процесса адаптации, вызванного тренировкой): [27].
- увеличение работоспособности
- уменьшение реакции на постоянную физическую нагрузку.
Процесс аккомодации у спортсменов может контролироваться
посредством испытаний, выполняемых как с максимальными, так и со
стандартными усилиями. Этот подход может также использоваться в видах
спорта, где спортивный результат, не поддается измерению, таким, как игры с
мячом, где стандартная нагрузка всегда запрограммирована определенной
комбинацией специфических по виду спорта элементов с фиксированной
частотой выполнения и диапазоном движения.
В заключение отметим, что основная логика принципов адаптации, во
время тренировочного процесса, представлена в такой последовательности :
и ; г з ы в ; т ;
т
р
и ь ; с ;
-тренировка с верно подобранной рабочей нагрузкой приводит к
желаемым результатам в организме спортсменов (принцип величины
воздействия);
-данные реакции запускают процесс приспособления, который ведет к
улучшению работоспособности и более экономичной реакции на обычные
рабочие нагрузки (принцип аккомодации);
-повышения уровня работоспособности отражается на выполнении
соревновательного упражнения в соответствии с результатами во время
тренировок, перенесенных с каких-либо упражнений на основное
соревновательное (принцип специфичности).
Нарушая эти взаимосвязи, мы понижаем тренировочный эффект, и чем
выше уровень спортсмена, тем значительнее будет ожидаемое снижение
эффекта тренировки.
1.2 Возрастные особенности юных баскетболисток
Грамотное планирование занятий физической культурой, рациональное
использование методов и средств развития физических качеств по ходу всего
времени обучения возможно лишь при условии знаний анатомо-
физиологических особенностей любого организма [6].
Подростковый возраст приходится на 12-16 лет (мальчики 13-16 лет;
девочки 12-15 лет). Границы этого возрастного периода нельзя считать строго
установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в
зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или
младшего возраста.
Рост и развитие скелета. В подростковом возрасте происходитокружности
груди к весу тела постоянно и равномерно уменьшается. Вес тела нарастает с
возрастом быстрее, чем окружность груди. У девочек с 13 лет рост грудной
клетки опережает ее рост у мальчиков.
Девушки и юноши в 17-18 лет, уже достаточно сильно приближаются к
взрослым по параметрам развития тела и по внешнему виду. Помимо
м а
ь ; е
с ;
; ; а
некоторых костей, развитие скелеты практически подходит к концу. А костный
аппарат может выдерживать гораздо более тяжелые нагрузки.
У девушек этого возраста сильно отстает в развитие плечевой пояс, а
также мышцы развиваются достаточно медленно, у юношей же мышцы
развиваются наоборот очень активно. Работая с девушками, важно очень
осторожно давать упражнения, которые создают сильное внутрибрюшное
давление, отрицательно влияющее на органы малого таза, к примеру перенос и
поднимание различных тяжелых предметов, прыжки со значительной высоты
на твердую поверхность и т.д. Лучше давать девушкам упражнения которые
способствуют укреплению мышц брюшного пресса и таза, и помогающие
укреплению костей.
Величины минутного и ударного объема крови достигает показателей
практически идентичным взрослым. А также размер сердца и развитие
центральной нервной системы тоже догоняет взрослых.
Но, несмотря на то, что физическое развитие и основные показатели в 17-
18 лет уже практически идентичны показателям взрослых, функциональные
возможности организма все еще несколько ниже, чем у взрослых.
Юношеский возраст – очень важный момент в становлении человека как
личности. Появляется интерес, к каким либо знаниям, отраслям производства
либо профессиям, а также формируется мировоззрение человека.
Рассмотрим основные задачи развития силовых качеств у начинающих
специалистов:
1. В рамках базового физического воспитания важно обеспечить
гармоничное развитие всех групп мышц опорно-двигательного аппарата. Это
достигается путем специально направленных воздействий упражнений
развивающих силовые качества. Содержание и объем упражнений играют
очень важную роль.
т
; е
2. Освоение жизненно важных умений и навыков и всестороннее развитие
силовых качеств. Эта задача предполагает совершенствование основных
силовых качеств.
3. Создание возможностей и условий для развития силовых качеств в
процессе занятий данным видом спорта или в процессе профессионально-
прикладной физической подготовки.
Таким образом, в данном возрасте идет значительное развитие организма
учащегося, которое заметно в активном росте и увеличении размеров тела, в
улучшении мышечной и дыхательной системы. Развиваются двигательные
качества, улучшаются силовые и моторные способности. Развитие силы может
проходить в процессе общей физической подготовки и специальной
физической подготовки (развитие таких силовых качеств, тех мышечных групп,
которые имеют высокий приоритет при выполнении основных
соревновательных упражнений).
1.3 Особенности начальной подготовки по баскетболу
Мы можем увидеть на практике, что занятия баскетболом как правило
начинаются с 7-8 лет. Первой частью, особенно масовой, являются
общеобразовательные школы, где этот вид спорта добавлен в разные формы
физического воспитания. Основательные и направленные занятия баскетболом
лучше всего начинать в возрасте 10-11 лет.
Продолжительность этапа начальной спортивной специализации
занимает 2-3 года. Главными направлениями в организации работы групп
начальной подготовки юных баскетболистов являются достижения
универсальности и разносторонности. Поэтому, на занятиях групп начальной
подготовки ставятся следующие задачи:
1. Совершенствование здоровья, содействие физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности.
с о
; ; ; а ы
2. Обучение специальным качествам, которые нужны для хорошего
овладения навыками игры (координация движений, быстрота, гибкость,
ловкость, скоростно-силовые).
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
4. Обучение азам техники движений и различных стоек, броска, технике
передач.
5. Базовое обучение тактики, как в защите, так и в нападение.
6. Сдача нормативов.
7. Приучение к соревновательной деятельности в соответствии с
правилами мини-баскетбола и постоянного интереса к занятиям баскетболом.
8. Первичный отбор талантливых к занятиям баскетболом детей.
Исходя из этих задач, и распределяется время при планировании.
Главная задача программы - обучающая. Ее смысл в необходимости
создания условий для полезного обучения юных спортсменов обширному
технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной
физической подготовленности.
Одни из главных целей обучения в первый год, это обучить способности
выполнять разученные технические приемы одновременно и разным видам
перемещения (бег, приставные шаги, прыжки и т. д.). Данные сочетания не
включают ни одновременно, ни последовательно большого количества
технических элементов.
Важными задачами тактической подготовки на этом этапе спортивной
тренировки являются формирование и развитие способностей, которые лежат в
основе тактического мышления, обучение индивидуальными действиями,
которые зависят от изученных технических приемов.
Одна из целей игровой подготовки на данном этапе заключается в
одновременном воздействии на физическую, техническую и тактическую
подготовленность юных баскетболистов. А основными средствами выступает
метод обще подготовительных упражнений, игры по упрощённым правилам и
мини-баскетбол.
В группах начальной подготовки и тренировочных группах
индивидуальная спортивная подготовка включает комплексы упражнений для
развития силы, гибкости, координации, которые спортсмены выполняют в
домашних условиях, под контролем родителей.
На этапе начальной подготовки и тренировочном этапе объем
индивидуальной спортивной подготовки составляет не менее 6 недель.
Работа по индивидуальным планам осуществляется на этапе спортивного
совершенствования и этапе высшего спортивного мастерства.
Объем индивидуальной спортивной подготовки распределяется на 52
недели и отражается в индивидуальном плане спортивной подготовки каждого
спортсмена и определяется в соответствии с условиями и задачами,
поставленными на текущий год, возрастом и стажем занятий спортсмена,
уровнем его спортивной квалификации, состоянием здоровья.
На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, работа по индивидуальному плану составляет порядка
100% от общего количества тренировок.
На начальном этапе обучения для усвоения приемов, следует сочетать
показ вместе с объяснением.
Следует приучить спортсменов к индивидуальным и самостоятельным
тренировкам. У таких тренировок есть свои плюсы:
1. Они гораздо интенсивнее, а следовательно эффективнее. Во время нее
спортсмен имеет возможность сделать множество повторений, больше
сконцентрироваться на технике и тренеру лучше видно допускаемые ошибки
2. Во время самостоятельной тренировки, совершенствование техники и
выполнение упражнений происходит более осознанно.
3. Некоторые форму тренировки особо важно посвящать упражнениям на
совершенствование техники.
Теоретическая подготовка проходит непосредственно на тренировке в
виде лекций, бесед. Она должна быть связана со всеми видами подготовки, как
элемент практических занятий.
Программа составляется сразу на год, и она должна учитывать возраст
занимающихся, что бы они могли легко усвоить материал.
Контроль – это главное средство оценки спортивной деятельности
занимающихся. Он используется при оценке эффективности средств и методов
тренировки для выявления изменений спортивной формы и прогнозирования
спортивных достижений.
Задачи контроля:
-подсчет нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований;
-возможность узнать различные стороны подготовленности спорстменов;
-помогает узнать возможности для достижения нужного результата;
-оценивает поведение спортсменов во время соревнований.
Одним из главных аспектов системы многолетней спортивной подготовки
в последние годы стала организация врачебного контроля.
В данном случае контроль это не просто сбор новой информации, это
сопоставление новой информации с информацией предыдущего контроля с
последующим анализом.
Методы контроля:
-анкетирование, опрос;
-наблюдение;
-тестирование.
Помимо этого контроля, очень важен самоконтроль спортсмена.
Врачебный контроль проходит в виде обследований:
- спортсмены должны проходить углубленное медицинское обследование
дважды в год, на базе спортивного диспансера с присутствием врачей из разных
областей;
- во время обследований проходит оценка физического развития,
состояния здоровья и уровень возможностей; благодаря этим знаниям могут
вноситься нужные коррективы в учебные планы; более точно подбирается
интенсивность и объем нагрузок, тренеры получают рекомендации по
восстановительным мероприятиям, повышению витаминной обеспеченности.
Врачебный контроль должен проходить во время тренировочных занятий,
соревнований и сборов, а также включать в себя:
-оценивать организацию и методику тренировок с точки зрения возраста,
тренированности и физической подготовленности занимающихся;
-оценка соблюдения санитарно-гигиенических норм, чистоты раздевалок
и залов, а также формы и обуви;
-контроль воздействия физических нагрузок на организм;
-соблюдение правил техники безопасности, и мер по предотвращению
травматизма.
Психологический контроль это совмещение различных методов и
мероприятий для выявление особенностей поведения спортсмена в стрессовых
(соревновательных) условиях.
Психологическая подготовленность занимающихся баскетболистов имеет
следующие аспекты:
-создание мотивации для занятий спортом;
- психомышечная, идеомоторная и аутогенная тренировка;
-тренировка волевых качеств в условиях растущей нагрузки;
-создание защиты от эмоционального стресса;
-улучшений специальных умений и навыков;
-контроль состояния перед стартом;
-умение контролировать себя в стрессовых ситуациях;
-развитие скорости реакции.
Во время контроля психологической подготовленности рассматривают
следующее:
-морально волевые и личностные качества, которые влияют на
достижение хороших результатов во время соревнований;
-стабильность выступления на соревнованиях высокого уровня, и умение
показать свой максимум во время самых ответственных соревнований;
-концентрация внимания в соревновательных ситуациях;
- стрессоустойчивость и способность управлять уровнем возбуждения во
время соревнований;
- возможность осуществления анализа деятельности, проявления
сенсомоторных реакций в пространственно-временной антиципации,
способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита
времени;
- уровень восприятия различных параметров движений (визуальных,
кинетических), способность к психической регуляции мышечной координации,
восприятию и переработке информации.
Биохимический контроль состоит из:
-текущих обследований;
-углубленных комплексных обследований;
-этапных комплексных обследований;
-обследований соревновательной деятельности.
Обследование в результате, которого может менять индивидуальная
нагрузка рекомендуется проводить регулярно. Для того чтобы контролировать
функциональное состояние юных баскетболистов используется частота
сердечных сокращений (ЧСС). Она определяется пальпаторно, подсчетом
ударов пульса в области лучевой артерии на руке или прямо в области сердца.
ЧСС может рассчитываться, считая удары за 10, 15 или 30 секунд, просто
переводя потом удары в минуту.
Благодаря ЧСС можно контролировать и оценивать тяжесть нагрузки
конкретного занятия, так и микроциклов, макроциклов и мезоциклов
18
подготовки. То есть данное значение ЧСС помогает нам оценить возможность
успешности планируемой программы тренировок.
Большое внимание уделяется психологической подготовке.
Психологическая подготовка подразумевает под собой формирование личности
занимающегося и межличностных отношений, воспитание спортивного
интеллекта, улучшения психологических функций и психомоторных качеств.
Главные задачи психологической подготовки:
-воспитание крепкого интереса к занятиям спортом;
-создание приоритетов на тренировочную деятельность;
-формирование волевых качеств спортсмена;
-совершенствование эмоциональных свойств личности;
-развитие коммуникативных свойств личности;
-развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.
Основные методы психологической подготовки, это создание
соревновательных ситуаций через игры, а также беседы.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. 1 Задачи исследования
Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить характеристику тренировочных нагрузок на занятиях
баскетболом.
2. Рассмотреть возрастные особенности баскетболистов.
3. Разработать, эмпирическим путем проверить систему тренировочных
нагрузок на занятиях с начинающими баскетболистами.
4. Провести анализ полученных данных.
2.2 Методы исследования
Основными источниками, раскрывающими проблему спортивной
подготовки, явились работы Артемьева Ю.С., Барчукова И.С., Бабушкина В.З.,
Дьячкова В.М, Андерсонса Л.Я, Т.Т.Туретаева, А.Б.Мацака, А.В. Родионова
Во время исследования помогла литература таких авторов как, Барчуков
И.С.«Физическая культура: учебник для учреждений высшего
профессионального образования»; Иванов С.А. «Теория и методика
физического воспитания в понятиях, таблицах и рисунках»; Родиченко В.С.«
Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования»;
Темченко В.А. и Мунтян В.С. «Оценивание успеваемости студентов по
дисциплине “Физическое воспитание”»; Министерство образования
Республики Беларусь, Белорусский государственный Педагогический
Университет им. М.Танко «Теория и методика физического воспитания:
пособие для студентов учреждений высшего образования», они помогли при
написании вступления, теоретических основ и особенностях травматизма.
Педагогические тесты. Одним из методов исследования уровня развития
двигательных качеств баскетболистов на занятиях по баскетболу выступали
; а
я в и н н ; и ;
педагогические тесты, которые рекомендованы специальной литературой и
широко применяются в практической работе тренеров.
Тест 1. Бег на короткую дистанцию (20 м. с хода, с места, 300 м).
Цель: Определить скоростные качества в беге.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На
старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение.
По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к
линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
Бег на 20 м,300 мм: а) с высокого старта; б) с хода (т.е. с предварительного
разгона 8-10 м до стартовой линии).
Отмечается
две линии:
стартовая и
финишная.
Для
измерения
максимальной
скорости бега регистрируется дистанция, которую баскетболист может
преодолеть за 6 с.
Для определения скорости передвижения по площадке баскетболисту
предлагается преодолеть расстояние 5 м или 10 м.
Заняв исходное положение на линии старта-финиша, спортсмен пробегает
с максимальной скоростью до противоположной линии (линия 2), коснувшись
носком любой ногой этой линии, он начинает передвигаться спиной к линии
финиша (линия 1). Бег считается законченным в момент выхода за линию
финиша. Результат измеряется по секундомеру, с точностью до 0,1секунды.
Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.
Дополнительные критерии:
время пробегания этого же отрезка с хода характеризовало
дистанционную скорость;
разница во времени пробегания соответствующих отрезков 20 м с
места и с хода позволяет в большей мере судить о скрытом периоде
двигательной реакции.
скоростная выносливость оценивалась по времени пробегания
дистанции 300 м;
об общей выносливости юных баскетболисток судили по
суммарному времени пробегания восьми отрезков по 100 м
Тест 2. Прыжок в длину с места.
Этот тест позволяет оценить динамическую силу мышц ног. Тест может
проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать
толстые маты, на стадионе – яму с песком. Прыжок производится после
разминки, из положения стоя обеими ногами на линии старта, с махом руками.
В нашем исследовании мы использовали следующие методы
математической статистики: оценка среднего арифметического и расчет
прироста в процентном соотношении
- среднее арифметическое значение – x
- прирост в процентном соотношении – р
к р м
л е
;
2.3 Организация исследования
Проводимые эмпирические исследования осуществлялись на базе
баскетбольного центра «Территория мяча» в г. Москва. Исследуемыми были 12
баскетболисток.
Программа исследования в секции по баскетболу в рамках настоящего
исследования проходила в 3 этапа.
На первом этапе - проведен анализ научно-методической литературы по
исследуемой проблеме, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи и
методы исследования. Подобраны контрольные упражнения для проведения
педагогического тестирования. Была сформирована исследуемая группа,
проведено первое тестирование.
На втором этапе – проведено педагогическое наблюдение и для
обоснования эффективности воздействия методики начальной подготовки
баскетболисток.
На третьем этапе исследования - подведены итоги педагогического
исследования и оформлены его результаты.
в я
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ начального обучения
баскетболу девушек
3.1 Методика начального обучения баскетболу девушек
Задачи этапа начальной подготовки
1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей..
2.Формирование стойкого интереса к занятиям.
3.Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4.Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости)
для успешного овладения навыками игры.
5.Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии
с правилами мини-баскетбола.
Задачи начальной специализации:
1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости
и специальной тренировочной выносливости.
2.Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их
в тактических действиях.
3.Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным
и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболистки выполняют
различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще
нет.
4.Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве
района, города.- Начальной подготовки (НП) — на него зачисляются учащиеся
общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие
разрешение врача. На этом этапе осуществляются физкультурно-
оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта —
баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных
нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Параллельно тренеры, ответственные за подготовку учащихся данного
возраста, осуществляют целевой набор по общеобразовательным школам,
основываясь на визуальных оценках роста и некоторых морфофункциональных
особенностях детей. Затем отбор осуществляется на протяжении трех этапов.
1-й этап (вторая половина ноября). Специально сформированная при
директоре СДЮШОР экспертная комиссия (завуч, руководитель методического
объединения, старший тренер школы, старшие тренеры клубов девушек и
девушек и старший тренер, ответственный за набор) организует просмотр
учащихся в форме экспертизы, игр и соревнования. Экспертиза учитывает:
рост, вес, длину тела с вытянутой вверх рукой, размер ноги, рост и
конституцию тела родителей, проявления двигательных способностей детей в
сложнокоординационных упражнениях. В форме игры проводятся различные
эстафеты, в ходе которых также оцениваются двигательные способности детей.
В форме соревнований осуществляется прием контрольных нормативов по
следующим тестам: бег на 20 м, высота выпрыгивания, прыжок в длину с места.
2-й этап (через три месяца после 1-го этапа, вторая половина февраля).
Экспертно оцениваются рост, морфофункциональные особенности
и проявления двигательных способностей (темп прироста по сравнению с 1-м
этапом). В форме соревнований проводятся названные выше три теста,
подвижные игры («Разведчики», «Охотник и утки», «Быстро в щит», «Бегуны»)
и игры в мини-баскетбол.
3-й этап (через два месяца после 2-го этапа, конец апреля — начало мая).
Принимаются контрольные экзамены по общей и специальной физической
подготовке (те же три теста, тест «5x6» и «Комбинированный тест»),
проводится турнир по мини-баскетболу. По итогам 3-го этапа отбираются
лучшие юные баскетболистки для выезда в летний спортивно-оздоровительный
лагерь.
Одной из наиболее актуальных проблем подготовки юных
баскетболисток является необходимость совершенствования учебно-
тренировочного процесса направленного на повышение эффективности
и качества обучения. При решении задач развития физических качеств
рекомендуется преимущественно использовать скоростные и скоростно-
силовые упражнения, выполняемые сначала в оптимальном, а затем —
в максимально возможном для спортсменов каждого возраста темпе. Силовые
нагрузки следует дозировать в пределах 60–80 % от максимальной (8–19
повторений одного действия).
При беговых циклических упражнениях на короткие отрезки скорость
передвижения необходимо устанавливать в зависимости от возраста
занимающихся в пределах 70–90 % от максимальной.
Структуру учебно-тренировочных занятий рекомендуем строить по обще
принятым компонентам: вводную, основную, заключительную части. Во
вводную часть (до 25–30мин.) следует включать упражнения, направленные на
развитие стато-кинетической устойчивости (8–14 раз продолжительностью
15–20 сек. каждое с интервалом отдыха между ними 35–45 сек.); подвижности
в суставах, силы мышц брюшного пресса и т. д. (5–7 мин. от времени вводной
части с интервалом 30–40 сек.).
В начале основной части тренировочного занятия по баскетболу,
особенно в подготовительных группах, рекомендуем отводить 12–15 мин
времени на развитие скоростно-силовых качеств с одновременным
выполнением элементов базовых двигательных действий баскетболисток.
В середине основной части тренировочных занятий 15–20 мин. следует
отводить на разучивание, закрепление и повторение элементов двигательных
действий, а конце 20–25 мин. отводить на подвижные игры и эстафеты
в которых идет развитие двигательных качеств. При этом в первые 9–10 мин.
следует выполнять скоростно-силовые упражнения с преимущественной
скоростной направленностью.
Продолжительность одноразовой нагрузки должна составлять 15–20 сек.
Упражнения следует повторять 3–5 раз с интервалом отдыха 60–70 сек. Перед
выполнением 3–5 упражнений время отдыха следует увеличить. В качестве
примера можно перечислить некоторые из них: челночный бег 10x10 м; бег
спиной вперед; бег с поворотами на 90° и кругом; бег с 2–3 набивными мячами
в руках весом 1 кг каждый; продвижение вперед подскоками в упоре лежа
с одновременным отталкиванием руками и ногами; бег с партнером на спине,
плечах; передвижение на руках с поддержкой партнером за ноги; опорные
прыжки через 2–5 снарядов; кувырки и т. д. В последующие 10–15 мин. следует
продолжить выполнение скоростно-силовых упражнений с преимущественной
силовой направленностью и собственно силовые упражнения. Величину
нагрузки (сопротивления) при выполнении силовых упражнений рекомендуем
выбирать такой, чтобы юные баскетболисты могли повторить данное
упражнение в одном подходе с большим напряжением 8–10 раз, при
использовании отягощений — продолжительность упражнений должна
составлять до 30 сек., интервалы отдыха между упражнениями до 45–60 сек.
Всего рекомендуется 3–5 упражнений.
В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем для 2–3
смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы: мышцы
спины, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног. Если на тренировке
выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого пояса, то на
следующей тренировке — рук и плечевого пояса, а также брюшного пресса, на
следующий — для мышц брюшного пресса и ног, потом ног и спины.
Таким образом, цикл воздействия на основные группы мышц
продолжается 4 занятия. К концу учебного года рекомендуем увеличить
продолжительность одноразовых нагрузок на 10–15 сек. за счет сокращения
интервалов отдыха. При выполнении скоростных и скоростно-силовых
упражнений рекомендуем применять соревновательный и игровой методы
с делением группы на 2–4 команды, а при выполнении силовых упражнений —
фронтальный или групповой. При проведении микроцикла с силовой
направленностью, рекомендуем после подготовительной части в течение 15–20
мин. выполнять силовые упражнения с небольшими весами, отягощениями
и амортизаторами, затем планировать разучивание или совершенствование
учебного материала, проведение двусторонних подвижных игр с элементами
баскетбола и т. д., на что необходимо отводить 30–45 мин [1].
Средствами спортивной тренировки являются физические упражнения,
прямо или косвенно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов.
Физические упражнения формируются с учетом особенностей конкретного
вида спорта, то есть являются предметом специализаций.
Целесообразность применения упражнений определяется прежде всего
пользой, которую они могут принести для повышения функциональных
возможностей. Поэтому необходимо сознательно выбирать и применять
различные упражнения. Для решения трех основных задач тренировочного
процесса — обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в
избранном виде спорта — применяют разнообразные упражнения.
Их условно разделяют на четыре основные группы.
К первой группе относятся соревновательные упражнения, присущие
избранному виду спорта, и их варианты. Соревновательные упражнения
являются предметом специализации и выполняются в соответствии с
условиями соревнований. Например, это бег на короткие дистанции, прыжки в
высоту, метание молота, бег на коньках на 500 м или на 5000 м, бег на лыжах
на 20 км. и т.д.
Во вторую группу входят общеразвивающие упражнения для
всестороннего физического развития спортсмена.
э ; е
й г б ;
с
ы л и л ; о ;
В третью группу входят подготовительные специальные упражнения,
предназначенные для обучения и развития физических качеств.
К четвертой группе относят упражнения других видов спорта.
Известно, что на начальных этапах спортивной тренировки юные
спортсмены большую часть времени (70–80%) отводят общей физической
подготовке, применяя в основном общеразвивающие упражнения. В процессе
совершенствования спортивного мастерства на этапах спортивного
совершенствования и высшего спортивного мастерства спортсмены повышают
уровень специальной физической подготовки, выполняя при этом до 80%
специальных упражнений.
В юношеском возрасте, когда закладывается база разносторонней
физической подготовки, спортсмены выполняют огромное количество
общеразвивающих упражнений, направленных на развитие основных
физических качеств.
Таким образом, начальный этап подготовки предусмотрен для
тренировки всех желающих детей заниматься спортом по программе общей
физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний. В нашей
работе целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для
развития детско-юношеского спорта в стране. На ранних этапах подготовки
(предварительной подготовки и начальной спортивной специализации)
особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их
соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные
периоды в свете развития основных физических качеств, способности
к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной
системы, темперамент.
а
; г
а и д а ; и
ь е и
3.2 Результаты исследования
Прежде, чем перейти непосредственно к изложению и трактовке
результатов проведенного исследования по изучению взаимосвязи между
динамикой качественных сторон двигательной деятельности, целесообразно
вначале остановиться на анализе некоторых показателей, характеризующих
напряженность выполнения спортсменами тренировочных нагрузок.
Объем выполненной работы, а также отмеченные при этом изменения
показателей физических качеств позволяют расценивать предложенную модель
тренировочного воздействия как достаточную тренировочную нагрузку,
приводящую к сдвигам в физической подготовленности.
Возрастные особенности применения тренировочных нагрузок
баскетболистами соответствуют педагогическим требованиям.
Результаты педагогического тестирования представлены в 4.
Таблица 4 – Показатели физической подготовки (на начальном этапе)
Название теста В начале
исследования ( x ± ς)
В конце исследования
у контрольной группы
( x± ς )
В конце
исследования у
занимающихся по
новой методике ( x±
ς )
Прыжки в длину
с места (см)
193,7±17,01 206,1±22,9 203,4±18,3
10-кратные
прыжки(cм)
20,5±1,82 23,1±2,1 21,9±2,32
Бег 300м. 52,8 ±3,58 50±3,8 51,2±3,73
Бег 20 м. с хода 3,2±1,44 2,09±0,29 2,38±0,76
Бег 20м. с места 3,4±0,05 2,4±0,08 2,6±0.1
По данным таблицы 4 мы видим, что в начале исследования у
баскетболистов наблюдались следующие результаты: прыжки в длину с места
(см) 193,7±17,01,10-кратные прыжки (cм) 20,5±1,82, бег 300м. 52,8 ±3,58, бег
20 м. с хода 3,2±1,44, бег 20м. с места 3,4±0,05.
; ; т
ж ; р
ь
30
После проведения учебно-тренировочных занятий спортсменки
контрольной группы, занимавшиеся по обычной методике показали следующие
результаты:
Прыжки в длину с места (см) 206,1±22,9 на 6%
10-кратные прыжки (м) 23,1±2,1 на 13%
Бег 300м. 50±3,8 на 6%
Бег 20 м. с хода 2,09±0,29 на 35%
Бег 20м. с места 2,4±0,08 на 29%.
А спортсменки, занимавшиеся по новой методике:
Прыжки в длину с места (см) 203,4±18,3 на 5%
10-кратные прыжки (м) 21,9±2,32 на 7%
Бег 300м 51,2±3,73 на 4%
Бег 20м. с хода 2,38±0,76 на 25%
Бег 20м. с места 2,6±0.1 на 23%
Исходя из результатов исследования применение разработанной
методики способствовала улучшению общей и специальной физической
подготовленности баскетболисток.
Выводы
Баскетбол вовлекает в активную работу все основные группы мышц и
внутренние органы. Тренировочная нагрузка в баскетболе часто изменяющаяся
по интенсивности и продолжительности двигательная активность оказывает
общее комплексное воздействие на организм.
Величина воздействия может регулироваться тремя факторами:
величиной нагрузки, ее интенсивностью и новизной упражнений.
Средствами спортивной тренировки являются физические упражнения,
прямо или косвенно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов.
Физические упражнения формируются с учетом особенностей конкретного
вида спорта, то есть являются предметом специализаций.
Целесообразность применения упражнений определяется прежде всего
пользой, которую они могут принести для повышения функциональных
возможностей. Поэтому необходимо сознательно выбирать и применять
различные упражнения. Для решения трех основных задач тренировочного
процесса — обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в
избранном виде спорта — применяют разнообразные упражнения.
В ходе исследования было выявлено, что применение соревновательных,
общеразвивающих, специальных подготовительных упражнений в комплексе
дают положительные результаты при подготовке юных спортсменок.
Так, улучшились показатели тестов в беге на 300 м на 4%.Это говорит о
повышении проявления скоростной выносливости юных баскетболисток
результаты. В 10-кратном прыжке –на 7%, показатели по прыжкам в длину с
места - на 5%, бег 20 м . с хода на 23%, бег 20 м. с места на 25%.
Результаты тестов, отражающих показатели физической
подготовленности показали положительную динамику, что подтвердилось в
ходе математического анализа.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования
полностью подтвердилась.
э ; е
й г б ;
с а в
;
Список литературы
1. Работы таких авторов:
- Артемьев Ю.С.;
- Барчуков И.С.;
- Бабушкин В.З.;
- Дьячков В.М.;
- Андерсонс Л.Я.;
- Туретаев Т.Т.;
- Мацак А. Б.;
- Родионов А.В.;
2. Барчуков И.С. «Физическая культура: учебник для учреждений
высшего профессионального образования», 2017. – 310 с.;
3. Волков Е.П., Чуч Ю.И "Роль специальных упражнений в
формировании ориентировки баскетболистов", 2018. – 250 с.;
4. Вуден Дж.Р.. "Современный баскетбол ", 2017. – 215 с.;
5. Журович Н.В.; «Общие основы теории физической культуры», 2016. –
188 с.;
6. Иванов С.А. «Теория и методика физического воспитания в понятиях,
таблицах и рисунках», 2018. – 255 с.;
8. Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский
государственный Педагогический Университет им. М.Танко «Теория и
методика физического воспитания: пособие для студентов учреждений
высшего образования»
7. Родиченко В.С.« Твой олимпийский учебник: учебное пособие для
олимпийского образования», 2018. – 165 с.;
8. Темченко В.А. и Мунтян В.С. «Оценивание успеваемости студентов по
дисциплине “Физическое воспитание”», 2019. – 344 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!