это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3253162
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Современное научное сообщество определяет политическую рекламу
как тип некоммерческой рекламы, целью которой является формирование
определенных психологических установок в сознании граждан и массовом
сознании, которые способствуют реализации гражданских прав и свобод
членов общества, а также достижению целей субъектами политической
деятельности в их борьбе за политическую власть или за ее удержание.
Тема курсовой работы «Политическая реклама в США и России 90-х
годов».
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом
современных научных подходов рассматриваются процессы создания и
воздействия на граждан политической рекламы в США и России в 90-е годы
ХХ века.
Целью работы было рассмотреть политическую рекламу в США и
России 90-х годов ХХ века, отметить её роль в политическом развитии обоих
государств.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного
решения исследовательских задач, включающих в себя:
- определение политической рекламы и рассмотрения развития ее основных
направлений;
- изучение понятия и особенностей политической рекламы;
- исследование специфики политической рекламы;
- обобщение данных о воздействии политической рекламы на массы;
- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о политической
рекламе в США и России 90-х годов;
- выявление специфики США и России как поля для политической рекламы;
- осмысление видов и действия политической рекламы в США и России.
Объектом исследования работы является политическая реклама конца
ХХ века.
Предметом исследования является политическая реклама в США и
России, ее состояние в 90-х годах, значение, роль и функции в политической
системе государства в постсоветской Российской Федерации и США.
При комплексном изучении темы автором были использованы такие
методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение.
Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и
источников по исследуемой проблеме.
Практическая значимость работы состоит в создании научно-
достоверной картины развития политической рекламы в США и России 90-х
годов. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех
обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям выявить
закономерности ее развития и применения для убеждения граждан.
Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из
двух глав, раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка
использованных источников и литературы.
1. Политическая реклама
1.1. Понятие и особенности политической рекламы
Политическая реклама зародилась вместе с появлением политики.
Тогда, когда впервые был образован полис и власть. Государству
понадобилось вступить в связь с населением, чтобы получить помощь от
граждан в поддержании порядка и пополнить армию. В политической
рекламе имиджа, как и в любой другой, используются базовые потребности.
индивида, которые связаны с идентификацией себя с огромной аудиторией.
Политическую рекламу имиджа стоит рассматривать как систему
политической коммуникации, призванную сменить сознание и поведение
людей в соответствии с целями политического рекламодателя (т.е.
политического лидера, партии, движений). Например, в рекламных
телероликах или письме, которое кандидат пришлет вам во время перед
выборами, достигаются основные цели, а именно, чтобы у потребителя
информации возникло ощущение, выражаемое идеями я его знаю и он
хороший. 1
Сегодня всем ясно что имидж создается набором и образов, с
помощью которых рекламист пытается воздействовать на потребителя. В
этом огромную роль играет политическая реклама. Для создания имиджа она
возникла сравнительно недавно в России, в начале 1990-х годов. Именно
тогда политические деятели начали обращаться в различные рекламные
агентства и использовать специалистов, средства и технологии рекламы, для
развития своего имиджа и проведения предвыборных компаний. Начали
активно использоваться телеролики, наружная реклама, всяческие шоу с
использованием звезд спорта и телевидения. Активно начал использоваться
политический маркетинг, где целевая аудитория должна была
заинтересоваться в избирателе как в товаре.
Политики и их объединения должны быть конкурентоспособны и
оправдывать финансовые затраты, а при необходимости - модифицироваться
или сниматься с общественно-политического рынка, заменяться более
перспективными. 2
СМИ уже давно признано считать четвертой ветвью власти, а
политическую рекламу имиджа средством коммуникации с помощью СМИ.
Целью политической рекламы имиджа является влияние на установки людей
в отношении политических объектов и субъектов. Политическая реклама
формирует имидж партии.
В зависимости от использования носителей рекламных сообщений,
выделяют несколько видов политической рекламы.
Политическая реклама в СМИ - это подготовленный по инициативе
субъекта управления политической кампанией информационный продукт,
распространение которого осуществляется путем оплаты эфирного времени
или места в печатных изданиях. В процессе избирательной кампании
кандидатам также предоставляется бесплатное размещение рекламы на
государственных каналах и в государственных журналах. Условия
размещения устанавливаются законодательством Российской Федерации, а
структурой, которая отвечает за распределение эфирного времени, является
Центральная избирательная комиссия.
Предоставлять политическую рекламу на телевидении можно в виде
роликов, продолжительность которых составляет примерно от 10 до 30
секунд. Короткий ролики позволяют экономить бюджет и систематично
транслировать их по телевидению, тем самым делать их узнаваемыми для
избирателей. Также политическая реклама транслируется по радио. Плюсы
такой рекламы составляют ее дешевизна, по сравнению с телевизионной, а
также воздействием на определенную уже известную аудиторию слушателей,
которая сложилась на той или иной радиостанции.
Политическая реклама в прессе создается в виде рекламных модулей,
которые создаются с помощью рисунков, фотографий и графики идей,
программ, людей и политических взглядов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
политическая реклама - это определенная форма коммуникации в политике,
направленная на воздействие на массы в легкой и лаконичной форме.
1.2. Специфика политической рекламы
Политическая реклама отражает самую важную идею политической
платформы определенных политических сил, настраивает электорат на их
поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание положительное
представление о направленности определенных политических сил, создает
благоприятную психологическую установку на голосование. Одно из
главных понятий политической рекламы является образ кандидата и его
имидж.
Спецификой политической рекламы является уникальное политическое
предложение (УПП). К нему предъявляются 6 главных требований:
1) Символичность - должна быть основана на принятых традициях в
обществе.
2) Концептуальность - центральная идея должна удовлетворять
актуальные потребности избирателей.
3) Персональность - выделение положительных качеств кандидата,
которые делают его узнаваемым.
4) Эксклюзивность - обособленность предлагаемого УПП от других.
5) Наличествование - глубина воздействия на избирателей.
6) Доступность - значимость и понятность для избирателей. 3
Политическая реклама имиджа имеет безграничные возможности
воздействия на массовое сознание, благодаря своей тиражированности,
многообразию, лаконичности и эмоциональности.
Существует масса видов воздействия рекламистов на избирателя. В
связи с этим, реклама подразделяется на различные классификации в
соответствии с каналами восприятия. Вся реклама подразделяется на
аудиальную, визуальную и смешанную.
Аудиальная реклама имиджа это, в основном, телепередачи. Огромный
плюс этой рекламы в том, что она доступна слушателю в то время, когда он
занят другим делом. Если у говорящего приятный тембр голоса, грамотная
поставленная речь, то информация будет усваиваться переферийным
способом и отложиться в сознании у избирателей.
Визуальная реклама имиджа включает в себя различные буклеты,
баннеры на щитах, листовки, календари и т.д. Обычно такая реклама имеет
не очень высокую эффективность, так как она одномерна. В некоторых
случаях здесь примешиваются кинестетические ощущения за счет
необычности бумаги, которые могут вызывать дополнительные ассоциации.
Визуальная реклама может выполнять многие функции - информация,
привлечение внимания, убеждение и побуждение.
Публикации в СМИ аппелируют как к рациональной сфере, так и к
эмоциям избирателей, но их недолговечная жизнь является сильным
ограничителем их результативности.
Смешанная реклама является гибридом между аудио и визуальной
рекламу. К смешанной рекламе относится телевизионная реклама. Эта
реклама достаточно эффективная как мо массовости охвата, так и так и по
каналам доступа. 4
Также политическая реклама классифицируется по форме: прямая и
косвенная.
Прямая политическая реклама является предвыборной агитацией, то
есть любая пропаганда, нелегальная или санкционированная, идея коорой
ясна избирателям.
Косвенная реклама составляет остальной объем информации, агитация
которой в основном является скрытой.
Реклама подается как информирование масс о действиях политика в
обществе. Единственный серьезный недочет косвенной рекламы состоит в
том, что невозможно проконтролировать итоговый результат.
Косвенная реклама имеет огромный объем в информационных каналах.
Одна из разновидностей косвенной рекламы - создание желаемого
отношения к имиджу и политику.
Разделяют рекламу в зависимости от ее функций: имиджевую,
стимулирующую, рекламу стабильности.
Также рекламу можно подразделить по предмету рекламы, т.е. реклама
политического строя или отдельного человека, политических действий или
политической партии.
По знаку формируемого отношения: негативная и позитивная.
По средствам воздействия: создание различных общественных
движений, лекции, публичные выступления, СМИ и Internet. 5
Важную часть предвыборной кампании составляет агитация.
Ввиду того, что агитация является специфическим видом массовой
информации, ей присущи следующие отличительные признаки:
-явная политическая направленность информации;
-наличие информации, которая побуждает или имеет цель побудить
избирателей к участию в выборах;
-выраженные в прямой или косвенной форме призыв к голосованию
“за” или “против” любого зарегистрированного кандидата.
Государство играет ключевую роль в развитии политической
рекламы. Именно государство разрабатывает законы, которые регулируют
весь процесс создания рекламы от инициации производства до предъявления
конечного продукта потребителю, а также требования к содержанию.
Рекламодателям политической рекламы от имени государства выступают
администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные
министерства, среди которых наиболее весомую роль играет министерство
по налогам и сборам РФ, а также региональные и муниципальные
административные ведомства. 6
Политическая реклама может использоваться с целью повышения
имиджа государства и его субъектов. Например использоваться с целью
подтверждения определенных общественных ожиданий, а также для
обеспечения лояльности и поддержки со стороны населения, находящегося в
ведении какого-либо субъекта.
Также такая реклама используется с целью легитимации имиджа
государственной власти. В этом случае государственный субъект,
выступающий заказчиком, ориентирован на подтверждение статуса как
государственного субъекта.
Политическую рекламу используют и для обеспечения интересов
отдельных политических субъектов. Подобное использование рекламы
характерно тогда, когда действующее правительство заинтересовано в
защите и продвижении интересов конкретной политической партии.
В масштабах политической кампании обычно создается специальная
группа, которая отвечает за рекламу. Необходимость создания такой группы
диктуется двумя факторами:
1) Важностью данного канала для продвижения какой либо партии. С
помощью этого канала возможно донести информацию до избирателя без
искажений, которые появляются при участии посредников.
2) Специфика канала. Так как процесс создания и распространения
политической рекламы очень отличается от способов работы с другими
видами рекламы, нужны специалисты, которые имеют авторитет и связи в
рекламном бизнесе, понимающие тонкости работы рекламных агенств и
тактику взаимодействия со СМИ. Основные этапы проведения и организации
рекламной кампании можно разместить следующим образом:
а) Определение концепции рекламной кампании
б) Определение видов рекламных носителей
в) Размещение заказов на подготовку рекламной продукции
г) Организация экспертизы подготовленной рекламной продукции
д) Обеспечение доставки рекламной продукции
Определение концепции рекламной кампании осуществляется с
аналитиками, которые отвечают за выработку стратегии, определение
информационного содержания. Политическая реклама должна работать по
определенной стратегии и раскрывать определенные сюжетные линии. Если
все правила соблюдены, то только тогда политическая реклама будет
работать на создание в массовом сознании определенных политических
образов, отвечающих за мотивацию субъектов направления. 7
Определение рекламных носителей. Основной принцип при
определении использования видов рекламы - принцип эффективности.
Размещение заказов на подготовку рекламной продукции. Проведение
рекламных кампаний, которые рассчитаны на массовую аудиторию
подготавливают профессионалы. Они создают не только готовый рекламный
продукт, но и гарантируют его размещение.
Организация экспертизы подготовленной рекламной продукции.
Проводится в том случае, если продукт подвергается сомнениям по поводу
соответствия его концепции. Задача рекламной группы - организовать
экспертизу, особенно в том случае, если реклама дорогостоящая.
Обеспечение доставки рекламной продукции. Сюда входит покупка
телевизионного времени и места в печатных изданиях СМИ, а также
подписание договоров о размещении рекламных баннеров. 8
Особую важную роль играет мониторинг хода рекламной кампании.
Этот вид работы осуществляется на протяжении всей политической
кампании. В его функции входит отслеживание рекламы в СМИ и сети
интернет, в контроле за раздачей листовок и действиями рекламщиков.
Также проводится сбор информации о реакции населения на рекламные
сообщения.
1.3. Воздействие политической рекламы на массы
Существует несколько видов моделей давления политической рекламы
на массы, которые активно используются во время проведения рекламной
кампании имиджа, а именно:
1) Модель «взаимопонимания» (асимметричная, двусторонняя). Для
данной модели PR характерен переход от однонаправленных
пропагандистско-рекламных действий к информированию населения с целью
объяснения планов и полномочий политика для того, чтоб общественные
среды компании без ошибок разумели и правильно реагировали на
воздействия политического деятеля, позитивно относились к нему и
поддерживали его. Основными чертами этой модели являются:
- обширное использование исследования публичного мнения, в первую
очередь, с целью объяснения, какая информация вызовет позитивную
реакцию общественности;
- двусторонняя (диалоговая) работа PR, впрочем она все-же остается
асимметричной, потому что от коммуникации выигрывает исключительно
компания, ее интересы имеют доминирующий характер — в гораздо лучшем
случае, достигается какая-либо обоюдная выгода. 9 Речь идет, таким образом,
о смене манипуляционно-убеждающих установок на более податливые (но
более эффективные) для заслуги достойного уровня взаимопонимания.
Избиратель из подверженной жертвы агрессивных PR-действий
превращается в адресата социально-разъяснительного информационного
действия, другими словами считается одной из сторон процесса, но все-таки
пока самой пассивной.
2) Модель общественного партнерства (двусторонняя, симметричная).
Данная более зрелая модель PR нацелена не столько на «выход», сколько на
«вход» системы, на исследование, анализ и осмысление публичного
воззрения и общественной среды в целом. Для нее отличительно следующее:
- понимание надобности не только лишь взаимопонимания, но и
сотрудничества компании с ее общественной средой;
- «симметричность», т. е. выстраивание баланса интересов компании и
компонентов ее общественной среды;
- PR из приложения к рекламе и маркетингу становится наиглавнейшим
компонентом стратегии политического деятеля, выработки и реализации
длительных целей, связанных не столько с недолгими политическими
процессами, такими, как выборы, а с долговременными целями
существования и становления политика в целом;
- доминирование посторонних специалистов и консультантов
сменяется формированием собственных политических служб PR, и
воздействие данных служб и специалистов все более и более возрастает;
- упор на отдельных спорадичных PR-кампаниях сменяется
акцентом на постоянную регулярную работу над продвижением вида и
репутации компании, и еще ее первых лиц;
- от прыткого реагирования «ad hoc» политическая партия во
главе с политическим лидером переходит к профилактике ЧП и
столкновений, анализу возможностей и выработке надлежащих
рекомендаций;
- адресат PR при всем при этом воспринимается не столько как
пассивная сторона, сколько как основной ориентир выработки стратегии
политического деятеля, как соц партнер;
- при оценке производительности PR-деятельности предусматриваются
не только лишь политические характеристики, но и общественные,
«нематериальные активы».
Любая из перечисленных моделей в какие-то моменты выходит на 1-ый
план в настоящей практике PR имиджа конкретного политического деятеля,
точного рынка, отрасли, региона, страны в целом, а значит и в глобальном
масштабе. Потому их взаимосвязь с периодизацией становления PR
неоспорима. Как и во взаимоуважении, в зрелой PR-деятельности
сберегаются составляющие иных подходов: манипулятивного (формирование
социального мнения) и в духе взаимопонимания (разъяснение и
информация). Впрочем они интегрируются в более трудный комплекс целей
и мотиваций. В следствии этого вполне развести понятия «PR» и «реклама»,
«PR» и «пропаганда» тяжело, Универсально чистой модели PR нет. 10
Существуют модели PR, вызревающие в точном сообществе со
присущей этому обществу культурой и точной политико-экономической
ситуацией.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что субъектом
политической рекламы имиджа является рекламодатель (политическая
организация или деятель), объектом – участники политического процесса,
делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической
ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют
конкретную целевую группу).
Политическая реклама имиджа функционирует не только в период
избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит,
например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников,
вербовки новых членов, донесения до широких масс идеи или принципов
новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической
акции.
По материалам данного раздела работы можно сделать вывод, что
исследование роли политической рекламы и выявление основ
формирования политического имиджа в современной западной и российской
политической культуре является сложным многоаспектным вопросом. Ему
посвящено много исследований определяющих как необходимые личностные
качества, объективно присутствующие и проявляющиеся в его поведении,
так и определенные элементы образа, созданного средствами массовой
информации.
2. Политическая реклама в США и России 90-х годов
2.1. США и Россия как поле для политической рекламы
В России с началом демократических перемен начался новый этап в
развитии политической рекламы. Стало возможным наличие разных
политических партий и организаций. Это подтолкнуло политических
субъектов к несколько иначе использовать политическую рекламу.
Политические партии и движения, а также отдельные кандидаты
использовали политическую рекламу для продвижения в обществе своих
идей, программ, лозунгов и т.д.
Политическая реклама в России 90-х годов активно работала. Как
свидетельствуют прошедшие в декабре 1995 г. вторые парламентские
выборы, традиции отечественной политической рекламы в стадии
становления, и подавляющее большинство из 43 избирательных объединений
и блоков использовали опыт стран Запада в этой области. 11
Одним из условий успеха избирательной кампании является
определение стержневого лозунга. Все кандидаты на пост президента США
выступали и выступают в предвыборной кампании с определенным девизом.
Ф.Рузвельт провозглашал "Четыре свободы" и "Новый курс" ("Новая
сдача карт"),
Г.Трумэн - "Справедливый курс",
Дж.Кеннеди - "Новые рубежи",
Л.Джонсон - "Великое общество",
Р.Никсон - "Вперед вместе!" и "Закон и порядок",
Н.Рокфеллер вел избирательную кампанию под лозунгом "Он сделал
много, он сделает больше",
Дж.Картер выдвинул девиз "Новые горизонты",
Р.Рейган провозгласил "Новый конструктивный курс" и "Новое
начало", позже "Эру национального обновления",
Б.Клинтон блестяще использовал в 1992 г. лозунг "Назрела
необходимость перемен", а в развертывающейся в настоящее время
президентской кампании призывает нацию в "век открытых возможностей".
Республиканцы достигли внушительной победы на промежуточных выборах
1994 г. с эффектным лозунгом "Контракт с Америкой". 12
Приведенные примеры девизов - это формы политической
рекламы, цель которой - эмоционально воздействовать на соответствующие
аудитории, привлекать их на сторону конкретных политических лидеров и
стоящих за ними политических сил.
Политическую рекламу в форме слогана «Да, да, нет, да» для
референдума в девяностые использоввали сторонники президента России
Бориса Ельцина. Они призывали проголосовать на референдуме 25 апреля
1993 года и ответить на его вопросы в предлагаемом ими порядке. Целью
плебисцита было преодоление конституционного кризиса, который сложился
в стране из-за противостояния президента и Верховного Совета страны.
На референдум было вынесено четыре вопроса: доверяете ли вы
президенту Ельцину? Одобряете ли вы социально экономическую политику,
проводимую президентом? Считаете ли вы необходимым проведение
досрочных выборов президента? Считаете ли вы необходимым досрочное
проведение выборов съезда? (Высший орган государственной власти РСФСР
— «Газета.Ru»).
Сторонники Ельцина, используя политическую рекламу по радио и
телевидению, просили россиян утвердительно ответить на все вопросы,
кроме одного — о досрочных выборах президента. Страна тогда разделилась
на два лагеря. Демократы скандировали: «Да! Да! Нет! Да!» Коммунисты и
чистой воды патриоты отвечали зеркально: «Нет. Нет. Да. Нет»
Ельцин победил, но сам референдум показал раскол общества.
Референдум 25 апреля 1993 года продемонстрировал, что народная
поддержка Ельцина и его политики достаточно сильна. Однако будущий
посол США в России, а в то время историк и политолог Майкл Макфол
отметил проблемы, которые принес референдум 1993 года «…референдум не
смог окончательно решить конфронтацию, которая парализовала в то время
российское общество. Вместо решения конституционного тупика
референдум показал, что страна расколота между теми, кто поддерживает
изменения, и теми, кто не поддерживает».
Противостояние между президентом и парламентом продолжалось еще
почти полгода после референдума и было разрешено силовыми методами.
После того как Верховный Совет отказался подчиниться указу президента о
роспуске, его разогнали с оружием в руках. Масла в огонь добавили и
радикалы из числа сторонников парламента, которые также взялись за
оружие.
Этот опыт учли все политические силы. В период предвыборной
кампании 1995 г. отечественные избирательные объединения и блоки также
использовали эту форму, однако найденные ими решения не были столь
запоминающимися и, следовательно, их мобилизационный эффект был
весьма низким. Так, у КПРФ официальный лозунг провозглашал "Россия,
труд, народовластие, социализм", у КРО - "Никто КРОме нас!", "Женщины
России" - "Вера в любовь, надежда на семью, любовь к России", АПР -
"Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние", НДР -
"Стабильность и развитие, уверенность и порядок", "Яблоко" - "Достоинство,
порядок и справедливость" и так далее. Обращает на себя внимание набор
одних и тех же слов в лозунгах объединений и блоков, действующих на
одном электоральном поле, "распыленность" главных задач, в целом
неудачные "казенные" слова и выражения и т.д.
2.2. Виды политической рекламы
Листовка вид политической рекламы
В почтовых ящиках избирателей США можно было найти самые
разнообразные политические листовки, как правило, красочные,
напечатанные на хорошей бумаге. Рекламщики свято чтут правило: качество
рекламной продукции подсознательно проецируется и на объект рекламы -
на кандидата или политическую организацию. Листовка, напечатанная на
второсортной бумаге, небрежная по исполнению, воспринимается как
свидетельство слабости тех, от имени кого она выпущена.
В ходе отечественной парламентской избирательной кампании
практически все фавориты выборов по федеральному округу использовали
этот метод в городах, при этом только продукция НДР и в меньшей степени
КРО выгодно отличалась качеством исполнения. Листовки остальных
участников выборов либо не были красочными, как, например, у блока "Мое
Отечество", Партии любителей пива, "Женщин России", либо их формат был
небольшим (КПРФ), либо компоновка листовки была крайне неудачной
("Блок Ивана Рыбкина", "Яблоко") и т.д. 13
Более привлекательными были листовки отдельных кандидатов-
одномандатников. В силу значительно меньшего тиража они практически все
были отпечатаны на бумаге хорошего качества, с фотографиями и т.д. Кроме
того, нередко листовки кандидатов-одномандатников не бросали в почтовые
ящики, как в случае с объединениями и блоками, а оставляли у дверей
квартир.
В политической рекламе большую роль играют символы. Известно, что
в США символом республиканской партии является слон, а символом
демократической - осел. Изображение слона или осла на плакате, листовке,
значке и т.д. лаконично сообщает, от имени какой партии ведется
политическая реклама. Так, предвыборные кампании республиканской
партии в США, сопровождаемые яркими шествиями, редко обходятся без
живого слона.
До начала избирательной кампании 1995 г. всего несколько российских
партий имело собственные символы: КПРФ и РКРП - вариации с серпом и
молотом, РДДР - быка, ДПР - пчелу, движение "Яблоко" - яблоко и т.д.
После объявления Центральной избирательной комиссией о внесении в
избирательный бюллетень специальной строки для символа в качестве
дополнительной помощи избирателям почти все избирательные объединения
и даже блоки (структуры, создаваемые исключительно для участия в
конкретных выборах) в "пожарном порядке" обзавелись символами.
Естественно, за два месяца до выборов эти символы не были
разрекламированы и не сыграли практически никакой роли. К тому же
стандартный подход к выбору партийной символики (представители флоры и
фауны - подсолнечник, рыбка, бык, еж, белка либо аббревиатура названия)
стал причиной того, что "домик" и сложенные руки В. Черномырдина можно
рассматривать как самый оригинальный и запоминающийся символ.
Политическая реклама, в свою очередь, - инструмент рынка,
инструмент конкуренции. В случае отсутствия конкуренции реклама
выполняет лишь информационные функции. При отсутствии политического
выбора нет политической рекламы, если такой выбор есть, значит, есть и
условия для становления и развития политической рекламы.
Лозунг: "Все на выборы!" - это атрибут политической агитации.
Призыв: "Голосуйте за такого-то кандидата!", и при этом подразумевается,
что есть и другие кандидаты, - уже политическая реклама. Она выполняет
свою главную функцию - формирует политические приоритеты в ситуации
выбора.
Политическая реклама упрощает политические программы, сводя их к
простым альтернативам. Благодаря этой доступности она и становится
эффективным инструментом политической борьбы: используя ее, партия не
выступает как некая анонимная сила, а ведет диалог с людьми доступным и
понятным языком.
Реклама должна учитывать специфику своей аудитории, и поэтому она
отражает уровень не только политической культуры общества и различных
политических сил в этом обществе, но и общий уровень культуры в стране.
Телевидение как средство политической рекламы
Главное средство политической рекламы в США и на Западе - это,
конечно, телевидение. Его важнейшая роль в межпартийной борьбе
основывается на двух факторах, тесно связанных между собой.
Первый фактор - особенность воздействия телевидения на массовое
сознание, так называемый эффект "присутствия". Все то, что телезритель
видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он
чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране
событий. 14 Отсюда - относительно высокий уровень доверия к телевидению,
что особенно важно, когда на экране появляется кандидат на политический
пост. Непосредственное обращение к зрителю может укрепить симпатию к
выступающему, доверие к его словам, но оно способно и выявить его
слабости. Поэтому выступление по телевидению требует тщательной
подготовки.
Второй фактор - процесс персонификации политики, обусловленный в
значительной степени спецификой телевидения. Оно многократно усиливает
роль тех черт характера кандидата, его способностей, даже внешности,
которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же
время снимает роль его партийной принадлежности. Телевидение стало
"стержнем" политической рекламы, потому что оно обладает
неограниченными возможностями создавать имидж.
Подобные приемы использовали и отечественные политические
деятели. "Хрестоматийным" примером ПР для российского политического
процесса стал многосерийный документальный фильм-интервью Эльдара
Рязанова о Б. Ельцине накануне проведения апрельского референдума 1993 г.
На выборах 1995 г. практически все политики стремились подчеркнуть
свою близость к популярным неполитическим лицам. Мероприятия,
подобные включению популярных актеров в центральную часть
федерального списка, организации концертов, выступлений в политической
оплачиваемой рекламе (М. 3адорнов, З. Гердт в поддержку партии
"Демократический выбор России - Объединенные демократы", солист
популярной среди молодежи группы "Дюна" - ЛДПР и т.д.), провели
практически все избирательные объединения и блоки. Их большое
количество обусловило то, что подобные акции не получили широкого
резонанса в обществе, став "стандартными".
В постсоветской России телевизионная реклама во время наиболее
важных политических событий в стране стала индустрией и сильным
средством психологического воздействия на граждан. В результате
применения политической рекламы удается не только формировать нужные
установки на те или иные политические события, но и «загладить»
негативные условные рефлексы, появившиеся в результате длительного
негативного личного опыта, к примеру, идти в обменные пункты в первые
дни после начала деноминации. Телевизионная политическая реклама сильно
потеснила политическую рекламу в других каналах трансляции. Прежде
всего, это касается газет. Это произошло за счет динамики визуального
образа, который обладает не только объемом и цветом, но и движется.
Роль компьютерных технологий для политической рекламы
Вторым после телевидения фактором, изменившим технологию
политической борьбы в целом и политической рекламы в частности, явилось
широкое применение в этих процессах компьютерных технологий. Начало
этому было положено в 1960 г., когда фирме "Симулмэтикс" в Нью-Йорке
было поручено выяснить, как следует Дж. Кеннеди преподносить свою
принадлежность к католической церкви, иными словами, впервые вопросом
исследования стал имидж кандидата в президенты. 15
В Российской Федерации, в 90-е годы компьютерные технологии
входили в отечественную политическую жизнь: во время предвыборной
кампании пропагандистские и агитационные материалы распространялись по
системам "Электронная почта" и "Телетекст", а также по каналам кабельного
телевидения. Внедрение ГАС "Выборы" Центральной избирательной
комиссии открывает новые перспективы для практического использования
современных компьютерных технологий в мероприятиях политического
характера.
Американская политическая реклама включает в себя и элементы шоу-
бизнеса, в частности предвыборные шествия. В условиях США это
технология самого бизнеса, применяемая как в коммерческих, так и в
политических целях, своеобразный "ай-стоппер" - необходимый элемент
рекламы, цель которого - привлечь внимание избирателя.
В период парламентской кампании подобных масштабных
мероприятий не предпринималось, но в предшествующий период были
случаи использования массовых увеселительных шествий в целях
политической рекламы. Так, во время губернаторских выборов в
Свердловской области и во время выборов в городскую Думу Волгограда
организовывались подобные шествия, народные гуляния и т.п.
Таким образом, претенденты, которые сумеют провести подобные
мероприятия в летний период, вполне могут рассчитывать на
дополнительные голоса избирателей, повышенное внимание прессы и,
следовательно, дополнительную рекламу. 16
Но основная сила американского политического маркетинга не в
конкретных предвыборных мероприятиях, а в научном подходе к психологии
избирателя, к выявлению его интересов, ценностей и ожиданий и
использовании этих данных для формирования политической платформы и
имиджа кандидата, в скрупулезном отношении к мельчайшим деталям
технологии политической борьбы.
для реализации социальной политики особое значение приобретает
Интернет. Это всемирная система объединённых компьютерных сетей для
хранения и передачи информации. Его называют и Всемирная сеть и
Глобальная сеть, т.к. он не имеет границ. Пока их не введет государство – как
это сделано, например в Китае и Северной Корее. Интернет развивается
стремительно – три миллиарда человек, a это половина населения Земли уже
пользуется услугами интернета. Интернет в России распространяется очень
быстро.
Социальная сеть это платформа , онлайн-сервис или веб-сайт ,
предназначенные для построения, отражения и организации социальных
взаимоотношений в Интернете . Самые распространенные и востребованные
социальные сети на сегодняшний день это Facebook, Вконтакте,
Одноклассники, Linkedin. Считается что Facebook - самая популярная
социальная сеть в мире с огромными возможностями для пользователей. 17
Современные социальные сети Интернета как онлайн-коммуникации
предоставляют новые возможности для общества и власти как инструмент
реализации социальной политики государства.
16 Хорошкевич Н. Социальная и политическая реклама. Екатеринбург: УрФУ, 2015.С.67.
17 Володенков С.В. Социальные медиа как инструмент современной публичной
политики: особенности и перспективы применения // Полит. наука. 2017. № 4.С.55.
24
Социальные сети Интернета порождают новые способы помощи
гражданам, формирования положительного общественного мнением
социальной работе и влияния на внутреннюю политику. Их потенциальные
возможности для работы c людьми необычайно велики. Например,
аудитория социальной сети Facebook насчитывает полумиллиарда
пользователей Интернета.
Социальные сети Интернета могут решать сразу целый ряд задач в
рамках поддержки социальной политики государства.
Они в полной мере способны создать атмосферу массовой поддержки
акций и компаний проводимой в государстве. Например, положительный
облик пенсионной реформы и возможности для граждан заработать большую
пенсию выйдя на пенсию, по возрасту спустя несколько лет после его
наступления.
Социальные сети Интернета крайне важны для опровержения слухов ,
т.к. они позволяют распространять информацию о реальных программах и
событиях в сферах важных для большинства граждан России: цены,
инфляция, государственные гарантии сбережений в банках и т.д.
Социальные сети позволяют задействовать все имеющиеся ресурсы
Интернета и СМИ для внедрения в массовое сознание жителей страны новой
системы ценностей. Они вполне позволяют формировать выгодные для
государства образы массового поведения. Например, здоровый образ жизни,
занятия спортом. 18
При использовании социальных сетей Интернета как инструмента
реализации социальной политики государства необходимо учитывать, что
открытый характер функционирования интернета кроме преимуществ несет
и скрытые угрозы. В силу этого своевременное выявление скрытого
информационного воздействия на национальные сегменты, в нашем случае –
Рунет, является необходимым условием обеспечения информационной
безопасности государства в современном мире.
Можно констатировать, что социальные сети Интернета: Facebook,
Вконтакте, Одноклассники представляют собой мощный инструмент
реализации социальной политики государства во всей сфере глобального
коммуникационного пространства.
3. Социальные медиа как нструменты трансляции политической позиции
Современная информатизация общества оказывает существенное
воздействие на общество, модифицируя различные его сферы.
Распространение информационно-коммуникационных технологий
способствует сетевизации субъективного пространства политики,
включающего ценностное, символическое и идейное измерения. В условиях
постиндустриального общества одним из ведущих инструментов
формирования ценностной картины мира являются социальные медиа.
Современные интернет-платформы поддержки социальных сетей
(ВКонтакте, Facebook, Instagram и др.) опосредуют и структурируют
межличностную коммуникацию, формируя при этом определенное
семиотическое пространство. В нем ретранслируются идеи, оценки,
суждения, задающие рамки восприятия политической действительности,
усваиваемые пользователями социальных медиа.
Сетевые структуры и принципы организации коммуникативного
пространства Интернета, отличающиеся ситуативностью, изменчивостью,
динамичностью, способствуют трансформации ценностной картины мира,
изменению механизма и характера восприятия политической реальности.
Увеличивающийся объем информации, разнонаправленность
информационных потоков приводят к складыванию нового типа мышления
как атрибута цифровой культуры, именуемого в современной литературе
«клиповым». Оно отличается «кратким и красочным восприятием
окружающего мира посредством короткого, яркого посыла», новой
«ментальной моделью реальности», в рамках которой субъекты «вынуждены
постоянно формировать и переформировывать» ценностную картину;
оперирует слабо связанными между собой зрительными и звуковыми
образами3. Возникающие в нем ассоциации, образы, мысли часто
оказываются «диссоциируемыми», разрозненными, не способными
«порождать впечатления», отражают многообразные свойства предмета без
учета связи между ними. 19
Оценка этих образов происходит не с помощью рацио, а с помощью
эмоционально-чувственного восприятия, т. е. «клип воспринимается, минуя
аналитическую обработку». За счет многочисленных репостов, изменений
контекстов вымывается идея из сообщений.
В постиндустриальном обществе клиповое мышление становится
«основной формой восприятия» как «закономерная защитная реакция
организма на обилие информации самого разного свойства»; оно
«конституирует медиапространство» и его же формирует. Его основными
характеристиками выступают фрагментарность, неупорядоченность,
ситуативность, образность, «мозаичность», стереотипность, метафоричность,
а также быстрое переключение между потоками информации,
направленность на конкретные, единичные объекты, оперативность усвоения
и ранжирования полученных сведений, низкая способность к аналитике,
рефлексии, рациональному осмыслению, установлению причинно-
следственных связей. Носители клипового мышления в силу утраты
рациональности в большей степени подвержены манипулятивному
воздействию.
Теория социальных сетей делает основной акцент на функциональных
аспектах (особенностях) данного механизма, оставляя за технологической
составляющей роль инструмента трансляции уже распространяемых
политических ценностей в сложившихся в обществе социальных сетях.
Социальные сети в рамках данной теории рассматриваются как
«организованное множество людей, состоящее из двух типов элементов:
люди и связи между ними» «объединяющее разнообразных государственных
и/или негосударственных акторов на основе ресурсной взаимозависимости и
в целях реализации их взаимного интереса за счет использования
формальных и неформальных коммуникаций»10. Они обладают рядом
характеристик, в числе которых совместный интерес множества субъектов,
«ресурсная зависимость» акторов и заинтересованность друг в друге,
Интернет - это глобальная компьютерная сеть, своеобразная сеть
сетей, доступная каждому жителю Земли. 20
Можно выделить следующие аспекты, делающие Интернет одним из
эффективных каналов распространения политической рекламы
определенного кандидата:
Интернет работает 24 часа в сутки, т.е. в любое время можно получить
интересующую информацию об определенном кандидате;
Интернет обеспечивает возможность прямой и косвенной агитации за
кандидата, а также передачи о нем практически любой информации;
В Интернете содержание информации о кандидате может изменяться в
зависимости от необходимости - столько раз, сколько нужно: никакая иная
реклама подобной гибкости в предоставлении информации не несет;
В Интернет могут быть использованы цветные изображения и
звуковое оформление, что позволяет получить более информативное
представление о кандидате;
Интернет позволяет «включить» избирателей в непосредственное
взаимодействие с самим кандидатом. 21
Основная задача стратегического планирования в отношении
использования Интернет в ходе избирательной кампании, состоит в
повышении привлекательности электронных страничек и их
непосредственной рекламы. Технология рекламной «прямой адресной
рассылки» имеет преимущество в сравнении с иными способами и
методами агитации. Оно заключается в том, что избирателю отправляется
«письмо», адресованное лично ему. Специалист по политической рекламе А.
Максимов считает, «на Западе прямая адресная рассылка традиционно
используется на выборах всех уровней уже более двадцати лет. Это наиболее
дорогая после ТВ-рекламы статья расходов в ходе избирательной
кампании». 22
Можно выделить следующие виды адресной рассылки:
1. Как способ мобилизации избирателей:
Интересующая (рассылка листовок в виде специального бланка, на котором
от имени кандидата избирателю прилагается написать свои предложения и
жалобы, а затем выслать по указанному адресу);
Обещающая (листовка в виде письма-обещания, в котором кандидат
обещает, что сразу после избрания он выберет какие-либо первоочередные
задачи);
Поддерживающая (вспомогательная листовка с обращением непосредственно
к избирателю популярных и любимых народом людей);
Поздравляющая (листовка в виде открытки к празднику, знаменательным
датам и т.п.).
2. Как дополнительно средство для других агитационных компаний:
Благодарящая (может быть использована в качестве благодарности за
отданный голос);
Информирующая (для информирования избирателя о приходе сторонников -
агитаторов);
Приглашающая (листовка с приглашением на встречу с кандидатом,
мероприятия, голосования).
Конституция РФ закрепляет всеобщее, равное, прямое избирательное
право. Это его главные принципы. В этом основа воздействия медиа на все
группы граждан. Избирательное право является основой формирования
представительной власти в Российской Федерации. Принцип всеобщего
равного избирательного права закреплен в Конституции страны.
Система принципов избирательного права входит в систему ценностей
современного общества и на этом основании можно включить в них
принципы справедливости выборов, равный доступ всех избирателей к
информации обо всех кандидатах, открытость и гласность выборов.
Конституция России прямо указывает на необходимость организации и
проведения выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Это применимо к замещению должности
главы государства, и должно относится и ко всем остальным типам выборов.
Не должно быть возможности отступления от этих принципиальных условий
реализации права граждан избирать и быть избранными во все иные органы
государственной и муниципальной власти.
Несмотря на отсутствие конституционного закрепления принципов
избирательного права применительно ко всем видам выборов, они являются
неотъемлемой частью общепринятых международных избирательных
стандартов, в равной степени обязательных при проведении любых выборов
в нашей стране.
Статьей 3 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что
граждане страны осуществляют свою власть через свободные выборы.
В своей работе медиа соблюдаю законы право важнейшая составная
часть конституционного права. Именно им осуществляется все
регулирование избирательных правоотношений. Оно направлено на
установление прав и обязанностей участников выборов. Электоральное
право Российской Федерации включает в состав своих источников широкий
спектр различных нормативных правовых актов. Основным источником
современного электорального права выступает нормативный правовой акт.
К ним относятся:
Конституция Российской Федерации;
Конституции республик в составе Российской Федерации;
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов;
Федеральные конституционные законы;
Федеральные законы, а также законы (в том числе и избирательные
кодексы, например, города Москвы) субъектов Российской Федерации,
подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в
различные органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
На протяжении последних нескольких электоральных циклов наблюдается
сужение электоральной базы КПРФ. Например, в Государственной Думе
того времени фракция КПРФ располагала 92 мандатами, а на сегодняшний
день в Государственной Думе – 42 депутата-коммуниста.
Рейтинг КПРФ, по данным ВЦИОМ, был в пределах 15%. 23 несмотря
на то, что рейтинг культовых для коммунистов фигур (Ленина и Сталина),
занимающих ключевое место в идеологии КПРФ, стремительно рос. 24
Например, согласно опросам Левада-Центра, Сталин как фигура,
олицетворяющая социальную справедливость, возглавляет рейтинг
выдающихся личностей в истории России с 38% голосов. 25
Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране играла в
пользу левых и левоцентристских сил, провозглашающих социально
ориентированную повестку. 26 Однако данный потенциал КПРФ не
реализует.
КПРФ активно вела агитацию среди граждан, не пользующихся
сетевым пространством в силу объективных причин (преимущественно
пожилые люди) или не доверяющих информации о политической жизни
страны.
Отметим, что охват у всех печатных изданий КПРФ был высокий, а
контент разнообразен, что позволяло информировать различные целевые
аудитории. Однако, с нашей точки зрения, проблема коммуникационного
менеджмента в рамках традиционных СМИ состоит в адресной доставке и
распространении печатных версий медиа среди указанных выше социальных
слоев. 27
Существенным каналом коммуникации КПРФ был сайт партии
(https://kprf.ru/), который содержит несколько разделов, информирующих
граждан о партии, ее деятельности и процедуре вступления. На данном сайте
можно проанализировать в разделе «Народная инициатива» по голосованию
сторонников партии по тому или иному вопросу. Имеется англоязычная и
испаноязычная версии сайтов.
Посещений в день за январь 1999 года г. было 4322, что
свидетельствует о высоком уровне интереса к данному политическому
актору со стороны общества. Изучив аккаунты КПРФ в различных
социальных сетях, мы обнаружили следующее: контент преимущественно
носит информационный характер и выражен в виде текста, что
свидетельствует о единообразии контента, предназначенного для различных
сегментов блогохостинга, не учитывая в рамках медийного менеджмента
разнообразие черт их аудиторий. Подтверждает данный тезис невысокий
уровень «отклика» пользователей на контент КПРФ при широком медийном
охвате. Кроме того, нами замечена тенденция полного копирования контента
ВК в другие социальные сети.
Подводя итоги, заметим, что социальные медиа КПРФ не стали в то
время эффективным инструментом коммуникации партии и электората в
силу выявленных нами особенностей медийного менеджмента данного
политического актора: низкая активность и полное отсутствие стратегии
ведения социальных сетей при отсутствии адаптации материала под
определенный сегмент блогохостинга. Однако некоторые технологии
продвижения контента присутствуют. Например, наличие хештегов,ведение
нескольких социальных медиа для большего медийного охвата,включающего
в себя различные аудитории, регулярность контента, а также использование
брендбука. Учитывая политический контекст реализации медийного
менеджмента КПРФ (старение руководства партии, нехваткановых ярких
лидеров федерального уровня, отсутствие практических результатов
деятельности партии), можно утверждать, что образ КПРФ как в
информационной среде, так и в реальном политическом пространстве был
позитивным. 28
Для более детального изучения характеристик медийного менеджмента
КПРФ, портретирования потребителя контента (целевойаудитории), а также
четкого определения коммуникационных «разрывов» между КПРФ и
электоратом считаем необходимым провести автоматизированный
социально-медийный анализ с помощью сервиса IQBUZZ. Кроме того,
особой интерес в рамках перспектив исследования представляет
дискурсивное поле как контента, продуцируемого медийными агентами
КПРФ в сетевой среде, так и«отклика» читателей в виде комментариев, что
позволит оценить эффективность технологий реализации собственной
медийной стратегии партии в онлайн-пространстве,
В то время время политические партии в России были единственными
субъектами, реализующими волю избирателей в различных
представительных государственных органах. Такая ситуация означала доступ
политических сил к избирательным процедурам и разумное упрощение их
формирования. В этой связи была явная необходимость принятия
определенных мер по расширению прав различных политических партий,
предоставлению возможностей для их образования.
История показывает, что если в ходе развития властных отношений не
будут возникать новые политические партии, то неизменно произойдет
нарушение процесса властвования, прервется приток свежих сил и
задержится обновление политической структуры общества. Вот почему
политические партии рассматриваются как один из важнейших субъектов,
при помощи которого осуществляется процесс демократизации
политической жизни.
Политические партии и их реклама в сети интернет занимали в то
время важное место в политической системе и играли важнейшую роль в
политической жизни России, C помощью PR-технологий конструируется
имидж партии. Средства массовой информации представляют собой фокус
общественного сознания, следовательно, создание имиджа партии без СМИ
невозможно. В настоящее время политику, чтобы добиться успеха,
необходима помощь профессионалов-имиджмейкеров в политической
рекламе.
Заключение
Политическая реклама - это реклама политических партий
(объединений), органов государственной власти, государственных и
общественных организаций, а также принимающих участие в политической
деятельности отдельных граждан; их действий, идей, программ и отношения
к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям.
Можно констатировать, что США и Россия это огромное поле для
политической рекламы. Но если в Америке политическая реклама
существует фактически c момента основания государства, то в России ее
бурное развитие началось фактически в постсоветский период в 90-е годы
ХХ века.
Политическая реклама - это процесс доведения до избирателей
политических целей, установок программ или политической платформы как
отдельных кандидатов, так и партий, избирательных объединений и блоков.
Поэтому политическая реклама рассматривается как особая форма
коммуникации, задача которой привести политические установки в
соответствие с нуждами и запросами электората.
Основная задача политической рекламы заключается в формировании
соответствующего реалиям имиджа политической силы или политика. Она
призвана обеспечить представление в крайне доступной эмоциональной,
лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме сути политических
платформ и предвыборных программ, а также настроить избирателей на их
поддержку. Помимо этого задачами политической рекламы является
формирование и внедрение в массовое сознание представлений о характере
политического субъекта, создание благоприятной психологической
обстановки.
Специфика политической рекламы c точки зрения политической
психологии в том, что это система коммуникаций, призванных менять
сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями
рекламодателя (политических партий, движений, лидеров).
В России в процессе воздействие политической рекламы на массы
в конце двадцатого века в политической рекламе стали использоваться те же
каналы трансляции, что и в коммерческой. Были задействованы все каналы:
телевидение, интернет, различные, так называемые, новые формы рекламы
как реклама на воздушных шарах и т.д. Во многом в основу этого лег
американский опыт. Как в США в России 90-х годов шли передачи по ТВ и
плакаты c портретом Ельцина стали печататься миллионами экземпляров.
По материалам работы можно сделать вывод, что телевидение это самый
популярный канал трансляции информации. Это связано, во-первых, с тем,
что телевизор смотрят все. Возможно сочетание звука и движущегося
изображения. Все ведущие политики России 90-х годов заказывали
политическую рекламу на ведущих каналах в своих странах. Это были
видеоролики, трансляция теледебатов в прямом эфире и немедленную
реакцию зрителей на происходящее и т.д. В итоге победил тот политик, кто
лучше сумел приспособился к условиям новой среды.«Да, да, нет, да» — эту
назойливую политическую рекламу референдума помнят большинство из
тех, кто вырос в девяностые. Так сторонников президента России Бориса
Ельцина призывали проголосовать на референдуме 25 апреля 1993 года.
Целью плебисцита было преодоление конституционного кризиса, который
сложился в стране из-за противостояния президента и Верховного Совета
страны. Ельцин победил, используя весь арсенал политической рекламы
обычно используемый кандидатами в президенты США. При этом были
сделаны поправки на русский менталитет. В части обращения к духовной a
не к рациональной составляющей восприятия его как Президента новой
России. Используя все СМИ, и особенно телевидение политик использовал
народную риторику, демократичный стиль лидерства. Медиа-менеджмент,
обеспечил ему получение доверия у потенциальных избирателей,
построение имиджа. Это были главные составляющие успеха в
политической кампании.
Итак, политическая реклама в США и России 90-х годов ХХ века была
очень многообразна и представлена в очень большим количеством
рекламных обращений. Она политическая реклама использовала самые
разнообразные каналы трансляции, ведущее место занимало телевидение и
другие СМИ.
Список литературы
1. Андросова Л.А. Социальная и политическая реклама. Пенза: ПГУ,
2018. 394 с.
2. Аренс У. Современная реклама. М.: Издательский дом «Довгань»»,
1995. 359 с.
3. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы и Public Relations / И. Л. Викентьев.
– СПб.: Нева, 2019. 455 с.
4. В России растет запрос на новую левопопулистскую партию
//URL:https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/10/25/784750-
rossiinuzhna-novaya-levaya-partiya
5. Вартанова Е.Л. Российские СМИ.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10.
Журналистика. - 2001. - № 1. С.9-11.
6. Володенков С.В. Социальные медиа как инструмент современной
публичной политики: особенности и перспективы применения // Полит.
наука. 2017. № 4.С.55-57.
7. Ефанова Е.В., Мельниченко Д.В. Социальные медиа как инструмент
публичной политики в современной России // Изв. Сарат. ун-та Нов.
сер. Сер. Социология. Политология. 2018. №1.С.49-50.
8. Избирательные объединения, избирательные блоки на выборах-95. М.:
1995. 154 с.
9. Карягина А. В., Политическая реклама как сценарий социально-
политического развития государственной власти в РФ//Власть, 2016.
№11. С.2-7.
10. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг:
концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН. 1999. 324 с.
11. Максимов А. Политическая реклама. - М.: Приор, 2021.392 с.
12. Малишевский Н. Технология и организация выборов. - Мн.: Харвест,
2019. 355 с.
13. Николенко К. Д. О специфике «Сталинизма» КПРФ как отличительной
черте ее идеологии URL: https://clck.ru/TghUa
14. Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Практика манипуляции в информационных
ресурсах: теоретическое осмысление проблемы // Скиф. 2020. №1.С.55-
57.
15. Объяснена ностальгия россиян по эпохе Сталина // LENTA.RUURL:
https://lenta.ru/news//mythnews5/
16. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. - М.: Деловая
книга, 2015. 374 с.
17. Панкратов Ф.Г. Реклама в России и странах мира. М.: Мир, 2017. 444 с.
18. Пучков А. Я. Имитационная иллюзия политического имиджа. – М.:
НВШ, 2016. 254 с.
19. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред.
Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И..- М.: ИНИОН РАН,
2019. 344 с.
20. Рейтинг политических партий // ВЦИОМ. URL:
https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_partij/
21. Социально-экономические перемены. Мониторинг общественного
мнения (информационный бюллетень). М.: 1995. № 4. С.60-67.
22. Федотова Л. Н. Социология рекламы. - М: ВШ, 2016. 354 с.
23. Хорошкевич Н. Социальная и политическая реклама. Екатеринбург:
УрФУ, 2015. 394 с.
24. Schram M. Great American Video Game. Presidential Politics in the
television age. N.-Y., 1996. 252 р.
25. Jamiesson K.H. The Presidency. A History and Criticism of Presidential
Campaign Advertising. N.Y., 1994.352 р.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!