это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3294282
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена лжи
1.1. Понятие и классификация лжи
1.2. Изучение психологических особенностей у юношей и девушек
1.3. Исследование отличительных особенностей лжи у юношей и девушек
Глава 2. Эмпирическое исследование видов лжи у студентов разного пола
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования
2.3 Анализ результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе не существует человека, которого бы регулярно или периодически не обманывали. Практически каждый из нас, так или иначе, был обманут другими людьми. Это могла быть целенаправленная ложь, в результате которой скрывалась информация, когда люди преднамеренно не хотели, чтобы мы о ней знали («тёмная» информация, когда о человеке могут стать известны ненужные для других факты). Также мы часто слышим такое определение, как «ложь во благо». В данном случае человек может прибегнуть ко лжи, чтобы уберечь нас от проблем, болезней и разочарований.
Поскольку ежедневно совершается множество обманов, то человек, в целом, должен уметь с этим справляться, предостерегать себя от серьёзных обманов и лжи, поскольку горький опыт в этом деле должен способствовать приобретению навыков борьбы с данным некрасивым явлением. Однако, изучив учебную, научную и методическую литературу по представленной нами проблеме, пришли к выводу, что тема лжи и обмана изучена не так глубоко.
Проблема лжи и обманов изучалась в гуманитарных дисциплинах, но это, к сожалению, не формирует полного представления о данной категории в современной теории и практике. Так, следует отметить, что в настоящее время наше общество сильно изменяет свои нравственные ориентиры, а ложь всё больше проникает в человеческие взаимоотношения.
В психологии нет чёткого определения данного понятия, а также его отличительных особенностей. Очень многие работы психологов и других учёных посвящены диагностическому аспекту обманов и лжи, широко рассматривается внедрение детекторов лжи, получению результатов обманов на данном устройстве.
В процессе знакомства с литературой по настоящей проблеме, мы сделали заключение, что представленная тема является довольно актуальной, однако не достаточно изучены закономерности лжи и обмана именно в повседневном и живом общении.
Так, Пол Экман, профессор психологии в университете в Калифорнии в своей работе «Психология лжи» наиболее широко описал проблему обманов и лжи среди людей. Автор в результате крупных исследований в течение многих лет, стал самым популярным психологом, изучавшим представленную проблему.
На основании работы Экмана в России появились также монографии по проблеме лжи и обмана. Так, сотрудник Института психологии Виктор Знаков, изучив работы Пола Экмана, дополнил коллегу и разработал послесловие его творения «Западные и русские традиции в понимании лжи». В монографическом послесловии он проводит сравнительный анализ понятия о лжи и обманах в разных культурах.
Объект исследования: виды лжи у студентов.
Предмет исследования: особенности видов лжи у юношей и девушек.
Цель курсовой работы: выявление особенностей видов лжи у студентов разного пола.
Гипотеза: виды лжи имеют свои различия у юношей и девушек.
Задачи исследования:
Анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования.
Выявление уровня интеллекта у людей в разных группах лжи
Сравнение зависимости уровня интеллекта от лжи
Методы исследования: опросник «Виды лжи»
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и проведении эмпирического исследования, а также в возможности дальнейшего использования результатов исследования для решения практических задач среди молодёжи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты и анализ изучения особенностей проявления лжи у юношей и девушек, понятие о лжи и обмане в современной литературе, а во второй главе представлено эмпирическое исследование особенностей лжи у студентов в зависимости от пола.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена лжи.
1.1. Понятие и классификация лжи
Виктор Знаков понимает ложь как предумышленное искажение информации, которая заведомо не является реальностью. Так, Блаженный Августин одним из первых определяет понятие «ложь» как желание говорить неправду и ложь.
Обманщик может соврать своему собеседнику относительно темы, которую он с ним обсуждает, и делает это вербально или невербально. В данном случае у одного из собеседников возникает желание либо что-то недосказать, либо сказать совершенную неправду. В Знаков утверждает, что в ходе проговаривания неправды люди непременно верят в одно, а говорят о другом.
И. Вагин в своей работе «Психология выживания в современной России» называет основные причины человеческой лжи и обмана:
- желание реализовать свои корыстные цели;
- приобрести собственную значимость в глазах собеседника;
- нежелание рассказывать правду, поскольку она может явиться компрометирующей.
Другое определение лжи и обмана существует в монографии Пола Экмана. Автор считает, что человек умышленно обманывает собеседника, при этом не уведомляет его об этом, и не получая предварительно т собеседника одобрение к получению неправдивой информации.2
Учёный приходит к выводу, что в настоящее время в психологии не существует достоверного ответа, чем же отличаются между собой такие понятия, как обман, ложь и неправда. Являются ли эти понятия синонимами или имеют совершенно различные корни?
Психологи и учёные за рубежом очень много работают над применением такого аппарата, как детектор лжи. Авторы широко изучают, насколько он эффективен, и при каких обстоятельствах его следует применять. Так, по мнению учёных, детектор лжи следует активно применять в суде при необходимости доказать виновность или невиновность подсудимого, а также в процессе приёма кандидата на работу. При обнаружении фактов лжи и обмана, кандидатура на ту или иную должность может быть отклонена, а виновность или невиновность подсудимого доказана или опровергнута.
Чаще всего в обыденной жизни люди склонны приравнивать друг к другу такие понятия, как обман, ложь и неправда. Однако учёные уже доказали различную природу данных понятий.
Ю.И. Холодный под ложью понимает осознанное введение в заблуждение своего собеседника, сознательный процесс сокрытия правды. Однако ложь осуществляется по-разному у человека с нормативным психическим развитием и с отклонениями. При нормативном психическом развитии ложь осознаётся человеком и направлена на реализацию конкретных, своих корыстных целей. При патологических состояниях ложь может не осознаваться человеком. В данном случае учёный считает, что психически нездоровый человек может и не осознавать, что врёт и лжёт. и считает, что полностью правдивого человека среди психически больных не существует.
Однако автор утверждает, что даже психически здоровый человек склонен искажать информацию и не всегда озвучивает полную правду. В данном случае автор приходит к выводу о том, что, скорее всего, не существует в природе человек, который полностью излагает правду своему собеседнику. Практически всегда, по его мнению, часть информации утаивается от него.
С учётом выводов Ю.И. Холодного, автор вводит и различает понятие «обман». В его понимании под обманом понимается частичное враньё и неполная правда. В данном случае человек, которому сообщаются обманные сведения, склонен неправильно понимать суть проблемы, поскольку ему предоставляется недостаточно фактов для её правильного осознания. В данном случае человек применяет обман, потому что другим путём обманщик не может достичь своего корыстного результата.
Обман и ложь, в целом, используются в том случае, когда человек хочет сознательно скрыть правду, что роднит эти два понятия.
Часто неправда основана на том, что человек не до конца уверен в полноте транслируемой информации, а сам он, будучи не уверенным в достоверности передаваемой информации. Часто неполная информация передаётся с целью укрепить свою значимость в глазах собеседника, которому она транслируется.
Пол Экман большое внимание уделяет не различию понятий обмана, лжи и неправды, а функциям и видам ложного сообщения.
Так, авторы выделяют основные виды лжи, такие как, умолчание (утаивание истинной информации) и искажение (передача заведомо неправдивого сообщения).
И. Варгин считает, что утаивание достоверной информации можно принимать за ложь. Так, например, считается ли то, что врач не сказал пациенту, что у того рак, а друг не раскрыл информации о том, что в обеденный перерыв муж сотрудницы посещает её подругу, ложью и преднамеренным враньём. Автор считает, что в данном случае, несмотря на то, что ложь совершается во благо, является ложью, и не может оправдать отправителя, передающего её. Так, например, очень часто мы верим в то, что, покупая коробку сока, что он натурален на 100%, что написано на упаковке. Однако, в 80% случаев это бывает неправдой.
В процессе полного искажения передаваемой информации И. Варгин склонен находить ложь и обман. Автор считает, что это и есть тот обман, который нам транслируют окружающие нас люди, заставляют в него поверить и принять таким, каким его преподносят. По мнению автора, такая ложь сопровождает нас каждый день, причиняет нам наибольший вред, дезориентирует нас в окружающей действительности.
В некоторых ситуациях бывает так, что человек преподносит правду, но приписывает элементы лжи. В данном случае умалчивается реальная информация, в итоге она не подлежит восприятию.
И. Вагин считает, что очень часто человек предоставляет ложную информацию потому, что сам в неё начинает верить, например, говорит, что российская сборная по хоккею выиграла, потому что не хочет верить в то, что его любимая команда проиграла. Человек может осознавать, что данные могут быть проверены в интернете, но не понимает, с какой целью он это делает. При разоблачении такого лжеца, он начинает оправдываться и говорить, что не владел полной информацией, и оказалось, что наша команда проиграла.
Пол Экман утверждает, что не следует обманщика сильно негативно оценивать, поскольку это полностью бесполезно. Автор считает, что это происходит от того, что человек сильно не уверен в себе, ищет разнообразные способы самоутвердиться через принятие личности собеседника. В подобном случае необходимо задать наводящие вопросы и уточнить подробности того или иного случая. Скорее всего, человек тогда начнёт осознавать цену своей лжи, запутается в показаниях, и ценность лжи будет навсегда потеряна.
При определении того, лжёт человек вам или нет, следует научиться обращать внимание на невербальные средства проявления того или иного отношения к информации. Так, например, очень часто ребёнок говорит, что ему нравится выполнение того или иного задания, а жесты и мимика свидетельствуют об обратном (закрытая поза рук и ног, опущенные уголки глаз и губ).
Ф Зимбардо уверен в том, что ложь очень часто возникает в результате того, что человек слишком застенчив и боится выказывать своё мнение по тем или иным вопросам. У таких людей возникает повышенная неуверенность в себе, он начинает повышать свою самооценку в процессе предоставления заведомо ложных сообщений [5].
М. Стензак-Курес рассматривает понятие об открытости ребёнка к общению и устанавливает её связь с самооценкой личности. Автор считает, что полная открытость личности проявляется у лиц, которые поддерживают постоянную связь с окружающими людьми, получают отношение к деятельности своей личности. В данном случае ребёнок перестаёт врать, и не стремится к поиску позитивных взаимоотношений.
Так, К. Леонгард к особенностям личности, при которых формируются особые черты личности лжеца, относит демонстративный тип личности акцентуации. Такие люди часто с преувеличением относятся к своим достоинствам. В реальной жизни они далеко не такие, какими представляют себя в окружающей жизни.
В.Т. Кондрашенко утверждает, что на ложь и неправду способны подростки и дети истероидного типа. Автор выявляет, что подобные проблемы с ложью и неправдой у данных подростком могут возникнуть по причине того, что они слишком чувствительны, близко принимают к сердцу любые неприятности и проблемы. Они не могут в достаточной мере доказать свою ценность, поскольку используют при этом неэффективные методы и способы. Пот мнению автора, дети с истероидными типами общения научаются манипулированию окружающими, в процессе которой цель известна одному из собеседников, а другая сторона находится в неведении.
В процессе данной ситуации следует чётко понять, почему произошла подобная деятельность. Причинами могут явиться, как реальные ситуации общения, так и индивидуальные психологические особенности детей того или иного возраста.
1.2. Изучение психологических особенностей у юношей и девушек
Сам процесс формирования личности в поздней юности (18-25 лет) характеризуется активным развитием интеллекта и самосознания. Большинство авторов среди основных особенностей деятельности юношей и девушек данного возрастного периода выделяют последующую социализацию, работу, учёбу, а также и любовь, и встречу будущего супруга.
В данный период осуществляется активное становление интеллектуальной деятельности молодого человека. Интенсивно формируются умственные склонности, самооценка и основные особенности личности молодёжи, такие как, самооценка, отношение к себе и своим поступкам, самосознание, умение любить и ценить окружающих людей.
Основными характеристиками настоящего возрастного этапа можно назвать такие, как:
- окончательное формирование характерологических черт, завершение становления личности;
- становление умственных и интеллектуальных возможностей и способностей;
- умение совершать деятельность самостоятельно, принимать решения и анализировать то или иное действие;
- оптимистичное отношение к окружающему миру;
- продолжает своё становление самооценка личности (в данном возрасте самооценка может резко изменяться в зависимости от оценки деятельности молодого человека другими окружающими его людьми). Юноши и девушки становятся более самокритичными, стараются глубоко анализировать оценки окружающих, быстро составляют на их основе мнение о себе и своих поступках;
- часто молодые люди в данном возрасте ещё не умеют контролировать своё поведение и не могут объяснить, почему они совершили то или иное действие;
- интенсивное формирование духовно-нравственных чувств. Молодые люди легко отличают грубость от доброты, жестокость от любви, красоту от уродства.
Большое внимание в данном возрасте психологами уделяется «кризису идентичности». Так, авторами выделяются следующие стадии данного кризиса:
- размытая идентичность: у молодого человека отсутствуют чёткие убеждения и определения профессиональных предпочтений;
- досрочная идентичность; своё мнение часто отсутствует, при выборе профессии ориентируется на авторитеты или на то, что для него выберут родители: родитель врач, и меня туда же отправляет учиться;
- стадия моратория: ориентация в выборе профессии на основании собственных предпочтений и мнения;
- достигнутая идентичность: профессия и цель выбрана, стадия перехода к практической реализации цели.
Изучая данные стадии, учёные приходят к выводу, что нередко можно наблюдать, что у молодого человека имеет развитие неадекватность идентификации, характеризующаяся неумением сделать свой личный выбор, получение нелюбимой специальности, отсутствием полноценных взаимоотношений с родителями и сверстниками, применением негативных шаблоном поведения в различных ситуациях общения и деятельности.
В данный возрастной период молодые люди принимают для себя следующие ответственные решения: саморазвитие в профессиональной и других жизненных сферах, появление собственной семьи, начало сексуальной активности, становление и реализация себя как профессионала, материальная независимость, способность самостоятельно зарабатывать деньги. Д. Эллис, В. Гехмен, В. Катценмайер приходят к выводу, что в юношеском возрасте молодые люди активно познают свой внутренний мир, у них наступает гражданская, психологическая, социальная, профессиональная, духовно-нравственная зрелость, осознание своей сексуальной и гендерной роли.
Л.С. Выготский, И.С. Кон утверждают, что в юности молодые люди чётко осознают свою гендерную роль, особенности поведения мужчины и женщины в различных ситуациях общения и деятельности. Они понимают, какое поведение женщины или мужчины не будет одобрено социумом.
Н.Г. Григорьева также считает, что в данный возрастной период социализация снова активно осуществляется, а молодые люди интенсивно действуют в различных ситуациях согласно вновь полученным шаблонам поведения. Эти шаблоны теперь касаются поведения и общения во взрослой жизни.
Психологи также пришли к выводу, что именно в 19 – 20 лет молодёжь проходит активное становление в своей личности взрослого человека. В данном возрасте наблюдается самый высокий уровень развития оперативной памяти и произвольного внимания, а логическое мышление достигает пика своего развития.
Б.Г. Ананьев считает, что наивысшего развития в юношеском возрасте достигают духовно-нравственные особенности и черты личности уже взрослого человека. Молодые люди активно включаются в политические, социальные и экономические отношения, приобретает независимость от родителей, заводит свою семью, а впоследствии и детей. В конечном итоге, молодые люди окончательно приобретают все особенности и черты взрослого человека.
Таким образом, юноши и девушки «разрабатывают» свой жизненный план, проявляя свою моральную и умственную зрелость. Данный жизненный план включает в себя профессиональное самоопределение (сколько и какие образования юноша или девушка хотят получить), когда они считают необходимым осуществлять поиск будущего супруга, создать семью и сколько и когда желают родить детей. Молодые люди выбирают место своей профессиональной деятельности, начинают интенсивно её вести.
И.А. Зимняя характеризует данный возрастной период желанием молодых людей приступить к трудовой деятельности. Автор считает, что важно не упустить данный возраст, когда юноши и девушки активно приобщаются к практической трудовой деятельности. Упуская данный возраст, у молодых людей развивается лень и отвращение к практической трудовой деятельности, а к 30 годам у взрослого человека будет полностью атрофировано желание работать и трудиться.
Е.А. Климов считает, что юноши и девушки в этом возрасте очень активны и мобильны, легко и с удовольствием вступают в коммуникации с другими людьми. Автор говорит, что в данном возрасте при обучении и воспитании следует делать упор не на память и внимание, а на формирование логического мышления и исследовательской деятельности студентов.
В данный период у студента происходит становление обобщённой картины окружающего мира, который активно познаёт юноша или девушка. Именно сейчас у молодых людей важно развивать абстрактное мышление и все его компоненты, поскольку студенты устанавливают более глубокие связи между явлениями и объектами реальной действительности.
Молодые люди с увлечением приобщаются к исследовательской деятельности, проводят эксперименты в ходе учёбы в высшем учебном заведении. Студенты научаются не просто механически запоминать учебный материал, который им преподносит преподаватель, но и исследовать окружающую действительность, находить закономерности и делать выводы по проделанной практической работе.
Не случайно, что большое внимание в высших учебных заведениях уделяется сегодня именно самостоятельной работе студентов. В процессе такой деятельности студенты активно познают окружающий мир, самостоятельно ставят цели и задачи своего исследования, готовятся к написанию основной выпускной квалификационной работы.
С.И. Архангельский также утверждает, что студентов необходимо обучать научному знанию с основами исследовательской деятельности. По мнению автора важно, чтобы молодые люди могли свободно включать исследователя, правильно организовывать и проводить экспериментальное исследование.
В настоящее время от преподавателей вузов требуется не просто идеально знать свой предмет, а хорошо разбираться в психологических особенностях студентов, проявлять к ним эмпатию и полное понимание их потребностей и интересов. Большое внимание сегодня уделяется той системе взаимоотношений, которая складывается между преподавателем и студентом. Так, по мнению психологов, взаимоотношения между преподавателем и студентом должны складываться на доверии. Однако, следует выбрать некоторую середину. Нельзя слишком снисходительно относиться к молодым людям, всё им прощать, ставить только пятёрки, потакать всем их капризам и желаниям. В данном случае не будет происходить полноценного социального развития. У студента будет отсутствовать необходимость развития такого качества, как преодоление трудностей, трудолюбия и усердий в учёбе и других сферах жизни. С другой стороны, нельзя относиться к молодым людям безразлично, не замечать их успехи и достижения, часто вступать с ними в конфликты, придираться по каждому поводу и без повода. В подобной ситуации у студентов не будет развиваться должным образом мотивация к обучению, позитивное отношение к педагогам и своей будущей профессиональной деятельности.
Преподавателям необходимо помнить, что основное, чему следует обучить студентов – это умение самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Важно умение молодых людей регулярно осуществлять поиск новых знаний, которые быстро изменяются и устаревают в нашем постоянно изменяющемся социуме.
В процессе практической трудовой деятельности всегда осуществляется непрерывное послевузовское образование. Так, каждые 5 лет педагоги проходят педагогическую аттестацию. Навыки исследовательской и экспериментальной деятельности, полученные в вузе, будут очень необходимы в ходе регулярного прохождения такой аттестации педагогических работников.
Сегодня юноши и девушки должны уметь находить новую информацию по своему виду практической деятельности, пользоваться новыми технологиями для этого, проводить эксперименты и представлять их результаты графически и в таблицах.
Поступив в вуз, у молодых людей укрепляется вера в свои собственные силы и возможность осуществления трудовой деятельности, в которой происходит их самореализация и саморазвитие. В это время у юношей и девушек активно развиваются дисциплинированность, инициатива, ответственность, умение без страха принимать решения, способность сдерживать свои эмоциональные порывы, появляется понимание смысла и образа жизни.
Проведены исследования психологических характеристик молодых людей, поступающих в вуз. Психологи выделяют три основные такие группы. К первой группе относятся студенты, которые при поступлении в вуз желают получить и образование, и будущую профессию. Они уже определились с будущей профессиональной областью. Им интересна именно данная специальность. Такие студенты являются самыми успешными и активными в годы обучения в вузе.
Ко второй группе относятся студенты, которые по окончании вуза стремятся открыть свой бизнес, а не работать, как они говорят «на дядю». Такие студенты не стремятся проявлять интереса к научным и экспериментальным знаниям. Часто учатся они с трудом, у них выражена слабая мотивация к обучению.
К третьей группе относятся студенты, которые до сих пор не определились со своей будущей профессией, а поступили в вуз по рекомендациям родителей, знакомых. Так, среди таких студентов часто обнаруживаются такие, которые через год или два вдруг понимают, что будущая специальность им не подходит, они вынуждены бросать вуз, и заниматься поисками нового места учёбы с другой будущей профессией.
Согласно другой классификации, студентов можно разделить на пять следующих групп.
В первую группу можно отнести студентов, которые, во что бы то ни стало, занимаются учебной и самостоятельной деятельностью. Они с увлечением стараются приобрести профессиональные умения и навыки по уже выбранной профессии. Они добросовестны, ответственны, склонны сами принимать решения и выбирать свой жизненный путь.
Во вторую группу учёные относят студентов, которые стремятся получить знания по многим дисциплинам. У них отсутствуют какие-либо предпочтения относительно конкретного предмета. В данном случае существует риск того, что изучение этими студентами множества дисциплин будет происходить поверхностно, без достаточного углубления в свою будущую профессию.
В третью группу следует отнести студентов, которые увлечённо и много изучают дисциплины, относящиеся к их будущей профессии. Они находят материалы в сети Интернет, изучают дополнительную литературу и источники, которые имеют прямое отношение к их будущей специальности.
В четвёртую группу можно отнести студентов, которые усердны и стремятся к получению знаний, однако их интерес отличается некоторой избирательностью. В данном случае студент посещает только те лекции, семинары и практические занятия, которые вызывают у них интерес.
К пятой группе относятся студенты, у которых практически полностью отсутствует желание учиться. Большинство из них поступили в вуз по наставлению родителей, не идти работать физически, или не ходить в армию.
В процессе обучения в вузе происходит бурное развитие особых профессиональных специальных способностей. Это опять же указывает на то, что в ходе получения образования в вузе необходимо использовать такие формы занятий, как практические занятия, семинары, подготовка и написание курсовых и практических работ, обучение поиску необходимой информации в различных источниках, библиотеках, электронных источниках, сети Интернет. Прохождение практики на предприятии эффективно способствует формированию профессиональных умений и навыков в практической деятельности будущего специалиста.
В данный возрастной период происходит некоторая стабилизация эмоциональной сферы молодых людей. Они спокойнее относятся к возникающим неудачам и конфликтам с окружающими их людьми. Однако особенно бурно юноши и девушки могут переживать неудачи в любви, во взаимоотношения с противоположным полом и преподавателями, предательство друзей и любимого человека.
Преподаватели и их отношения со студентами играют важную роль в развитии личности молодых людей, уравновешенности эмоциональной сферы, способности находить быстрое решение в конфликтной ситуации.
В данный возрастной период происходит интенсивное развития самосознания, формирование у юношей и девушек своей уникальности и признание своей неповторимости. У молодых людей может резко изменяться потребность в коммуникациях с другими людьми и уединении, желании побыть одному и подумать о смысле жизни; желании сделать что-то выдающееся и получить одобрение у окружающих, либо спрятаться и не попадаться им на глаза.
Большое значение для развития личности студента имеет потребность в достижениях. Если она не удовлетворяется в процессе учёбы, то плавно находит своё удовлетворение в других жизненных сферах – бизнес, любовь, спорт, социальную деятельность, разнообразные секции и кружки по интересам.
Главной особенностью развития личности является её зрелость. Зрелая личность способна наиболее эффективно использовать свои творческие и индивидуальные способности, активно применять свои знания и умения с целью создавать новые ценности и применять продукты своей деятельности.
1.3. Исследование отличительных особенностей лжи у юношей и девушек
С целью изучения особенностей того, как используют в своей жизни ложь и обман юноши и девушки, применили опросник «Виды лжи» И.П. Шкуратовой. Опросник содержит 46 утверждений, на которые испытуемые должны дать один из четырёх ответов: утверждение очень характерно, характерно, мало характерно или утверждение совсем не характерно.
Каждое утверждение имеет 8 шкал – видов лжи. По каждой шкале самый высокий показатель - 18 баллов. И.П. Шкуратова описала следующие виды лжи: этикетную ложь, ложь во благо, ложь-фантазию, ложь-оправдание, ложь-умолчание, ложь-сплетню, ложь - самопрезентацию и мотивы лжи.
Экспериментальное исследование было проведено в группе студентов специальности «экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса» Белорусского государственного аграрного технического университета. Среди них 8 юношей̆ и 13 девушек.
Полученные результаты опроса отражены на графике.
Так, самое большое значение в группах юношей̆ и девушек имеет ложь-умолчание. Среднее значение среди юношей̆ – 10 баллов, среди девушек – 10,23 балла. Молодые люди, в большинстве своём, не желают информировать окружающих: родных, близких, знакомых, коллег о своих предстоящих планах. В разговорах они желают излагать как можно меньше сообщений о себе, своих делах, интересах, чувствах, эмоциях, произошедших событиях. Они испытывают досаду и переживания, если неожиданно сообщили что-нибудь ненужное о себе. Опрашиваемые имеют разные причины для того, чтобы умалчивать некоторую информацию о себе. Так, молодые считают себя достаточно взрослыми, чтобы кто-то контролировал их жизнь, стараются не нагружать родных, по их мнению, лишней информацией, не стараются выставлять на показ свою личную или семейную жизнь, боятся доставить неприятности окружающим лишней информацией о себе.
Далее по рангу для юношей̆ диагностировали ложь-самопрезентацию со средним значением 8,38 балла, для девушек – этикетную ложь со средним значением 9,54 балла. Студентам-юношам свойственно преувеличивать свои способности, склонности, достижения, творческие способности, социальный статус как при коммуникациях с противоположным полом, так и при устройстве на работу, в общении с руководством и коллегами по работе, в общении с практически малознакомыми людьми. Они приходят к выводу, что вполне допустимо несколько завысить свой уровень образования, доходов, жизни, навыки и умения.
Девушки отдают своё предпочтение использованию этикетной лжи. Женский пол очень часто не выставляют свои истинные желания, эмоции, потребности и чувства на всеобщее обозрение, а предпочитают чётко следовать моральным нормам и общепринятым нормам поведения. Так, например, девушки делают вид, что рады появлению гостей, даже если это далеко не так. Девушки стараются показать, что они очень рады, даже если гости задержались у них почти за полночь. Они боятся показаться невоспитанными, стараются не реагировать на колкости в свой адрес, даже если это их очень обижает. Девушки пытаются не вступать в конфликты с окружающими, скрыть своё неудовольствие, дабы не показаться невежливыми.
Третий вид лжи, которая была диагностирована у юношей – это этикетная ложь (среднее значение 7,38 балла), а у девушек – ложь-самопрезентация со средним значением 7,92 балла. При этом поведение при этикетной лжи и лжи-самопрезентации, описанные выше, у юношей проявляется в меньшей степени, чем соответствующие виды лжи у девушек.
Четвёртый ранг у юношей занимает ложь-сплетня (среднее значение 7,13 балла), у девушек на четвертом месте ложь во благо (среднее значение 7,54 балла). Ложь-сплетня у девушек занимает 6 место (среднее значение 6 баллов), ложь во благо у юношей также занимает 6 позицию (среднее значение 6,38 балла). Как ни странно, юноши не считают, что передавать сплетни плохо, не проверяют ошибочность информации, которую они преподносят, сами распространяют ложную информацию, а сплетни на рабочем месте считают достаточно безобидным занятием.
Используя ложь во благо, студенты считают, что нежелание доносить некоторую информацию до окружающих может принести либо пользу другим людям, либо дать им вероятность избежать нежелательных стрессовых ситуаций и возможных конфликтов.
Следующим видом лжи по рангу и у юношей, и у девушек занимает ложь-оправдание со средним значением 7 баллов. Практически и юноши, и девушки стараются оправдать своё поведение в том случае, если чувствуют себя виноватыми, когда по той или иной причине не могут выполнить обязательств, если желают, во что бы то ни стало, сохранить отношения. Они придумывают нереальные причины, аргументы, ситуации для сокрытия своих негативных и аморальных поступков.
Следующую позицию у юношей занимает ложь-фантазия (среднее значение 5,75 балла), у девушек – мотивы лжи (среднее значение 5,85 балла). На 8 позиции, наоборот, у юношей – мотивы лжи (среднее значение 5,25 балла), у девушек – ложь-фантазия (среднее значение 5,69 балла). Студенты не часто прибегают как к лжи-фантазии, так и мотивам лжи. Однако они утверждают, что придают своим словам излишнюю окраску с целью оказать эмоциональное воздействие на собеседников, преувеличивают свои способности, когда рассказывают о себе. Им нравится вникать в рассказы, где собеседники много преувеличивают и развивают занимательные истории.
Юноши и девушки также периодически определяют для себя разнообразные мотивы лжи. Они стараются найти оправдание своей лжи тем, что желают произвести одобрительное впечатление о себе, сохранить тайну личной жизни, не нарушить взаимоотношения с окружающими, уберечь от страданий чувства родных и близких, уйти от упрёков своего окружения.
Полученные данные, представленные в порядке убывания, отражены в таблице1.
Как видим, существенных различий между юношами и девушками в использовании различных видов лжи не выявлено. Однако по всем видам лжи, кроме лжи-оправдания и лжи во благо, средние значения девушек незначительно выше, чем у юношей̆. В большей степени студенты используют ложь-умолчание, ложь-самопрезентацию и этикетную ложь. Ложь - сплетня, ложь-оправдание, ложь во благо применяется гораздо реже. В меньшей степени молодые люди обращаются к лжи-фантазии и мотивам лжи. Несмотря на то, что средние значения всех видов лжи (максимальное среднее значение 10,23 балла, минимальное среднее значение 5,25 балла из 18 возможных) достаточно невысокие, обращение ко лжи можно значительно уменьшить, а в некоторых случаях ложь можно вообще не использовать. Уменьшение частоты лжи способствует построению более открытых, доверительных межличностных взаимоотношений, а, следовательно, повышению эффективности коммуникаций и качества жизни в целом.
Глава 2. Эмпирическое исследование видов лжи у студентов разного пола.
2.1. Организация и методы исследования
Цель данной курсовой – выявление видов лжи у студентов разного пола
Объект исследования: виды лжи у студентов
Предмет исследования: исследование видов лжи у юношей и девушек
Гипотеза:
Задачи исследования:
Определение основных видов лжи у студентов
Нахождение отличительных особенностей у юношей и девушек в видах лжи
Методы исследования: опросник «Виды лжи» Шкуратовой
Выборка: студенты от 18 до 25 лет
Было проведено эмпирическое исследование, с использованием гугл-форм, по определению психологической адаптации у студентов. В исследовании приняли участие 54 испытуемых: 21 юноша и 33 девушки в возрасте от 18 до 25 лет.
2.2 Результаты исследования видов лжи у студентов разного пола
По итогам исследования были получены следующие результаты. На диаграмме показана группировка людей по среднему баллу, полученному из среднего арифметического всей успеваемости студента (рис.1). 10 человек имеют средний балл от 3,2 до 3,66; у 9 студентов средний балл находится в пределах от 3,66 до 4,12; третья группа состоит из 17 человек с баллом от 4,12 до 4,58; последняя группа – 16 учащихся с баллом от 4,58 до 5
Список литературы
Экман П. Психология лжи / науч. ред. В.В. Знаков; пер. с англ. Н. Исуповой и др. – СПб.: Питер, 2010. – 255 с.
Щербатых Ю.В. Искусство обмана. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 720 с.
Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. – Ростов на Дону: изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.
Шкуратова И.П. Виды лжи URL: https://irshkuratova.ru/researches.html (дата обращения: 01.02.2020).
Акименко, А.К. Ложь в системе социально–психологической адаптации / А.К. Акименко [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://snopsy.spb.ru:conf/2008/final_authors.php
Бердяев, Н.А. Парадокс лжи [Текст] / Н.А. Бердяев. – М: Человек, 1999, No2.
Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М. 2000.
Косякова, О.О. Возрастные кризисы [Текст]: уч. Пособие / О.О. Косякова. – «Феникс» Ростов–на–Дону, 2007.
Чекушкина, Е.Н. Феномен лжи (обмана): философско–этический анализ/ Е.Н. Чекушкина [Текст]: Журнал «Alma mater» (Вестник высшей школы) Специ- альный выпуск «Премия Менегетти – 2012», 2012.
Шкуратова, И.П. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи [Текст].– М., 2004.
Д.Я. Райгородский Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара, Изд. дом “БАХРАХ-М”, 2006
Полиграфы ("детекторы лжи") и безопасность. Справочная информация и рекомендации. Выпуск 1. Ю.И. Холодный. М.: "Мир безопасности", 1998. 96 с.
Зимбардоф «Застенчивость» М.1991
Т.Ткачук “Детская ложь”
Н.В. Амяга Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.
С.Г. Мягких, А.М. Петров Некоторые аспекты психологии лжи // http://www.mytests.ru/articles/633.html.
Е.Е. Брилинг О лживости // http://zadarya.freenet.uz/RU
В.В. Знаков http://voppsy.ru/znakov.html//
П.И. Юнацкевич, В.А.Кулагин, «Психология обмана. Учебное пособие для честного человека», СПб, Фолио-Плюс.
С.С. Степанов, «Психологическая мозаика», Москва, «Академия», 1999
П.И. Юнацкевич, В.А.Кулагин, «Психология обмана. Учебное пособие для честного человека», СПб, Фолио-Плюс.
1 И. Вагин «Психология выживания в современной России»
Пол Экман «Психология лжи», Санкт-Петербург, 2001 год.
Кон И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.-320с.
«Возрастная психология и педагогика», под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984
Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Аракелова.-М: Высшая школа, 1990.-304с.
Приложение:
Приложение 1. График «Соотношение видов лжи у юношей и девушек».
INCLUDEPICTURE "C:\\var\\folders\\pj\\10gg1zx90b9dy_lrs50gc6dc0000gp\\T\\com.microsoft.Word\\WebArchiveCopyPasteTempFiles\\page2image65982112" \* MERGEFORMAT
Приложение 2. Таблица «Ранжирование видов лжи у юношей и девушек»
INCLUDEPICTURE "C:\\var\\folders\\pj\\10gg1zx90b9dy_lrs50gc6dc0000gp\\T\\com.microsoft.Word\\WebArchiveCopyPasteTempFiles\\bxNUOoBCCWo.jpg?size=622x224&quality=96&sign=cb9c3130b9dd29c9301b7db5444eee76&type=album" \* MERGEFORMAT
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!