Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Взаимосвязь позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагога

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3296182

500 руб.

Просмотров
878
Размер файла
508.25 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
Введение………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения позитивного мышления и профессиональной деятельности педагога…………………………………..…….6
1.1. Понятие позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..….6
1.2. Профессиональная деятельность педагога: понятие, цель и задачи………………………………………………………………………………..10
1.3. Критерии успешной деятельности педагога………………………..…11
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагога…………...15
2.1. Проблема, гипотеза и задачи исследования…………………………...15
2.2. Методика исследования………………………………………………...16
2.2.1. Испытуемые…………………………………………………………...16
2.2.2. Используемые методики……………………………………………...16
2.2.3. Процедура проведения исследования……………………………….19
2.3. Результаты исследования………………………………………………20
2.4. Обсуждение результатов исследования…………………………..…..23
Заключение…………………………………………………………….……25
Библиография………………………………………………………………27
Введение
В настоящее время в нашем обществе остро стоит вопрос критериев и детерминант успешной профессиональной деятельности педагога, так как требования к его личности растут с каждым днем.
В научной литературе частая мысль, которая подлежит подтверждению и расценивается как верная о том, что возникновение субъект-субъектных отношений педагога и ученика (студента) в гуманистической парадигме возможно лишь при условии безоговорочного принятия уникальности личности учащегося, чему способствуют развитые в достаточной мере структурные элементы профессионального мышления педагога, в частности позитивного мышления. Особенности позитивного самовосприятия, самоотношения, позитивной направленности на конструктивное решение проблем относятся к важным компонентам мышления педагога.
Потребность в исследовании позитивного мышления педагогов обуславливается тем, что оно непосредственно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а доминирующие признаки выраженности позитивного мышления, каковыми выступает оптимизм и пессимизм, отыгрывают значительную роль в различных психических явлениях типа мотивационной направленности. Последняя является индикатором и влияющим фактором на успешность любого вида деятельности, в частности и педагогической.
Вопросу позитивного мышления посвящены работы зарубежных и отечественных ученых (П. Норман, М. Селигман, Б. Фредриксон, М. Шейер; Т.Н. Васильева, Т.О. Гордеева, О.С. Гребенюк, К. Муздыбаев, Ю.М. Орлов).
Проблематика педагогической деятельности и особенно ее успешности разрабатывалась также и в зарубежной, и в отечественной психологии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Е.А. Климов, Р.В. Гольников, И.А. Зимняя, В.М. Дьячков, А.В. Панкратов).
Однако констатации подлежит факт отсутствия достаточного количества научных трудов, посвященных вопросам взаимосвязи позитивного мышления успешной профессиональной деятельности педагогов, что и послужило основой выбора темы нашей исследовательской работы.
Цель исследования – оценить наличие взаимосвязи позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагога.Объектом нашего исследования являются позитивное мышление и успешная профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: взаимосвязь позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагога.
Гипотеза исследования: на основе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что взаимосвязь между позитивным мышлением и успешной профессиональной деятельностью педагога сильная прямая среднего или высокого уровня статистической значимости.
Исходя из цели и гипотезы нашего исследования были сформированы следующие задачи работы:
1. Проанализировать психологическое содержание понятий «мышление», «позитивное мышление» в современной науке, сформулировать рабочее определение, выделить признаки данного вида мышления.
2. Проанализировать психологические особенности личности педагога в аспекте его успешной профессиональной деятельности на основе научной литературы, выделить ее критерии.
3. Определить особенности позитивного мышления педагогов.
4. Изучить психологические особенности мотивации к успеху и к избеганию неудач среди педагогов.
5. Исследовать особенности взаимосвязи позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагогов.
Методологические основы исследования составили классические концепции изучения позитивного мышления и его особенностей, а также теории успешной профессиональной деятельности личности, в частности педагогов, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, В.Г. Есеев, Б. Вайнер, В.К, Вилюнас, Е.П. Ильин, И.А. Зимняя).
В целях практического решения задач нашего исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научной литературы по проблематике исследования, обобщение и систематизация изученной информации, синтез и анализ информации;
- диагностический метод, который заключался в применении следующих методик:
– методика Т. Элерса «Мотивация к успеху»;
- методика Т. Элерса «Мотивация избегания неудач»;
- методика Л.М. Рудиной «Тест атрибутивных стилей».
– методы математической статистической обработки данных (среднее значение, стандартное отклонение, доли), непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена для анализа взаимосвязей).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут использоваться для определения профессиональной пригодности педагогов, кроме того на кафедрах переподготовки и повышения квалификации качестве статистических данных.
База проведения исследования: . Выборка исследования: педагоги женского пола в возрасте от 27 до 45 лет. Объем выборки: 20 педагогов. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также библиографии. Общий объем работы 30 страниц.Глава 1. Теоретические аспекты изучения позитивного мышления и профессиональной деятельности педагога
Понятие позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии
Современная психология характеризуется наличием тенденции к появлению здорового интереса к позитивным аспектам человеческой жизни, которая начала проявляться в XX веке в идеях гуманистической психологии, а позже произошло их оформление в позитивную психологию.
Прежде всего стоит отметить, что к понятию позитивного мышления близким является именно понятие мышления, что является первоочередным. Поэтому, прежде всего, приступим к рассмотрению дефиниции мышления с научной точки зрения.
Под мышлением понимается высший познавательный психический процесс, главной задачей которого является формирование новых знаний на основании творческого познания и осознания человеком действительности [13].
М. Селигман по праву считается основателем этого течения, однако он исходил в изложении материалов своей теории оптимизма из полученных данных экспериментального изучения причин формирования «выученной беспомощности» [26]. Им была обнаружена устойчивость некоторых людей к переходу в беспомощное состояние, не смотря на условия критически неблагоприятной ситуации. Такие люди сохраняли способность к поиску решений и проявлению инициативы, не прекращая при этом попыток достичь успеха. Ученым было связано понятие оптимизма и качество личности, обеспечивающее эту способность, где под оптимизмом он понимает способность личности объяснять причины неудач или успехов [3].
Автор подчеркивает, что данная способность атрибуции выступает своеобразным индикатором, когда опыты неудачи отсеиваются. Таким образом, в ситуации, когда явно выраженная оптимистическая атрибуция и умение позитивно объяснить, происходит уменьшение значения негативного опыта, а случае ж более выраженного пессимистической атрибуции происходит увеличение значения негативного опыта [27].
Л.Е. Кесельман отмечал, что лишь со второй половины ХХ века начались исследования оптимизма и пессимизма, а до этого производилось изучение ее в русле социологии, где индикатором оптимизма выступали показатели общей удовлетворенности жизнью [6].
Л. Тайгером отмечается, что под оптимизмом следует понимать из тех адаптивных характеристик личности, которые формируются в ходе естественного отбора [31].
В разрезе индивидуальных различий рассматривать оптимизм начал К. Петерсон, который заметил, что основанием современных представлений о сущности оптимистических и пессимистических ожиданий могут служить теории К. Левина и Дж. Келли [22]. То есть, эти теории указали на то, что разного рода ожидания могут определять поведение человека, однако также отмечалась тождественность оптимизма и позитивного мышления.
Современными российскими учеными происходит исследование позитивного мышления с опорой на зарубежные подходы и теории [7].
Т.Л. Крюковой и М.С. Замышляевой понятия оптимизма и пессимизма рассматриваются в качестве структурных когнитивных личностных диспозиций, которые включают позитивный или негативный стиль объяснения различных событий, а также ожидания вот определенной ситуации будущего, что подразумевает готовность к поведенческому акту с целью достижения желаемого блага и самоэффективность как веру в продуктивность собственной деятельности [9].
К. Муздыбаевым в некоторой степени продолжается исследование оптимизма и пессимизма как и вышеупомянутыми учеными, однако он отмечает, что единственной отличительной чертой двух типов личности нельзя считать лишь характер ожиданий, так как важное значение имеет наличие различий в настроении и эмоциональном состоянии. Также автором отмечается, что различия оптимиста и пессимиста можно объяснить через волю к достижению целей и настойчивость в преодолении жизненных трудностей [16].
Ю.М. Орловым под позитивным мышлением понимается привычка мыслить в позитивном, конструктивном аспекте. Ученым данный вид мышления обозначен как саногенное мышление и определяется данная дефиниция в качестве преобладания здравого смысла над эмоциями, а также умения управлять мыслями [20].
Исходя из научной работы ученого следует, что саногенное мышление характеризуется следующими особенностями:
- отделение «Я» от ситуации или же образа, которые насыщенны отрицательным эмоциональным содержанием, что находит проявление в рефлексии или интроспекции;
- интроспекция или размышление, имеющие место данном типе мышления, направленны внутрь личности и реализуются на фоне глубокого внутреннего покоя, что приводит к воспроизведению субъектом ситуаций стресса, пережитых ранее, на фоне релаксации (расслабления);
- основание саногенного мышления происходит на определенном представлении в сознании «строения» контролируемых психических состояний, поэтому при условии усвоения основ данного вида мышления, приобретения соответствующих умственных навыков происходит дальнейшее самостоятельное продолжение человека работы по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики;
- приобретение навыков погружения самого себя в состояние покоя и мира;
- достаточно развитый уровень сосредоточенности, концентрации внимания на объектах размышления [19].
На основе теоретического анализа научной литературы было установлено, что изучение позитивного мышления возможно из подхода диспозиционного оптимизма и пессимизма (М. Шейер, Ч. Карвер), а также изучение оптимизма в качестве атрибутивного стиля.
В соответствии с первым подходом к определению позитивного мышления определение уровня оптимизма и пессимизма происходит сквозь призму индивидуальных особенностей ожиданий человека.
В нашей же работе мы склоняемся ко второму подходу в исследовании позитивного мышления, а рабочим понятием данной дефиниции взяли за основу понятие Л.М. Рудиной, которая считает, что оптимизм можно считать главным фактором позитивного мышления. Под оптимизмом ученая рассматривает взгляд на жизнь с позитивного аспекта, а также уверенность в лучшем будущем, а позитивное мышление определяет как таковое, в основе которого лежит описание событий или объектов в позитивном ключе [24, с. 89].
Исходя из второго подхода к определению позитивного мышления, представителями которого по праву считают М. Селигмана, К. Петерсона, Л.М. Рудину и других, следует отметить, что выделяются следующие причины формирования такой стороны мышления, как оптимистичность и пессимистичность, среди которых отмечают определенный стиль объяснения различных событий, самооценку, привычку мыслить с раннего детства, представления о постоянстве своих неудач или успехов, их ситуативность и всеобщность, локус контроля.
Таким образом, исходя из теоретического анализа научной литературы следует отметить, что наиболее распространенным является именно определение позитивного мышления с точки зрения рассмотрения его как атрибутивного стиля. Под оптимизмом и пессимизмом понимается как стиль мышления, так и различная жизненная ориентация личности в мире. Однако отметим, что в отечественной психологии достаточно ограниченное количество научных трудов, посвященных этой тематике.
Профессиональная деятельность педагога: понятие, цель и задачи
В ходе теоретического анализа современной педагогической литературы было установлено, что большинство ученых и практиков под педагогической деятельностью понимают особый вид общественно-полезной деятельности людей, который предполагает сознательную подготовку подрастающего поколения к жизни, реализуя при этом цели разных сфер жизнедеятельности человека.
Главной целью педагогической деятельности, которая является базой профессиональной педагогической деятельности и основывается на идейно-ценностных установках общества, считается формирование традиционных подходов к образованию и воспитанию, что ориентируются на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства [17].
Говоря о задачах профессиональной педагогической деятельности, отметим, что они охватывают сферы образования, воспитания, обучения и реализуются педагогами, которые владеют специальным профессионально-педагогическим образованием. Так, подчеркнем, что задачи современных педагогов сводятся не только к процессу обучения, но и предполагают деятельность по созданию оптимальных условий, способствующих самообразованию, самовоспитанию, совершенствованию личности и самоопределению, а также познанию обучающихся [29].
Таким образом, главная цель педагогической деятельности состоит в формировании развитий всесторонне личности обучающихся, которые в дальнейшем будут способны к реализации творческого потенциала в динамичных условиях реалий.
Критерии успешной деятельности педагога
В последнее время все большей актуальности набирает вопрос успешной педагогической деятельности.
Понятие «профессиональная успешность» стало активно использоваться в науке с конца 90-х годов ХХ века, но стоить отметить, что практиками и учеными, прежде всего, используются слова синонимического ряда, которые включают профессиональную компетентность (А.К. Маркова, В.А. Сластенин), профессиональное мастерство (И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина) и педагогическое мышление (Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов) [10; 12; 21] .
Однако авторами диссертационных исследований последних годов предпринимаются попытки исследования данного феномена через исследование объективных и субъективных условий развития профессиональной успешности, определение структурных элементов феномена «успешная деятельность», а также критериев развития успешности как профессионального качества.
Так, с целью определения критериев успешности деятельности педагога нами было проанализировано сущность понятия «успех» и «успешность» в аспекте педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе.
Под успехом в современной научной литературе понимается особая сфера деятельности личности, которая рассматривается в качестве основы совершенствования всех сущностных человеческих сил и таковой, которая тесно связана со всем сферами жизнедеятельности человека [8]. Его характеризует реальная творческая деятельность личности, что дает возможность рассматривать успех в качестве динамического творческого процесса, в результате которого гармоничные отношения человека со всем окружающим и с самим собой приводят к созданию личностью материальных и духовных ценностей [8, с. 69].
В словаре С.И. Ожегова успех определяется в качестве удачи в достижении чего-либо, а также в качестве общественного признания и хороших результатов в любой из видов деятельности [18, с. 747].
Перейдем к обоснованию феномена успешности, который по большей степени рассматривался именно зарубежными учеными (Дж. Боулдингом, У. Джеймсом, Ф. Шиллером) [11].
В разрезе психологической науки дефиниция «успех» довольно сложный феномен, который рассматривается в качестве переживания состояния радости и удовлетворения от совпадения результата и ожиданий, а также если результат превосходит надежды личности [1, с. 19].
Рассмотрение категории «профессиональный успех педагога» российскими учеными активно началось в конце XX в.
Педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильиным, В.А. Караковским и другими профессиональный успех определяется в качестве положительного результата взаимодействия педагога и обучающегося [4]. Учеными предполагается, что успех профессиональной деятельности определяют развитые педагогические способности, а в целом он выражается в достижениях педагогом значимых целей и, в частности, преодолении или же преобразовании условий, препятствующих достижению таковых целей.
Стоит отметить, что анализ научной психолого-педагогической литературы дает возможность утверждать, что на сегодня отсутствует единое определение понятия «успешность» в науке, а также критерии его оценки.
По мнению А.К. Марковой, критериями успешности педагогической деятельности являются выработка положительной самооценки, которая влияет на позитивное самовосприятие педагога, удовлетворенность профессией, уверенность в себе и эффективность выполнения профессиональной деятельности [14, с. 39].
Критерием успешности профессиональной педагогической деятельности педагога Л. М. Митина считает уровень развития самосознания и «Я-концепции», так как систематическое повышения уровня и структуры педагогической направленности, гибкости, компетентности происходит после осознания личностью потребности в саморазвитии и самосовершенствовании [15, с. 111]. Профессиональную успешность педагога как «способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом» определяет Е.В. Ерофеева [4, с. 65].
С.А. Дружилов придерживается мнения, что именно необходимый уровень профессиональной компетентности связан с профессиональной успешностью педагога [3, с. 18].
По Л.Р. Симсону, успешный педагог есть креативный педагог (креативные – более склонные к творчеству) с точки зрения их образа жизни, такие учителя более разносторонне включены в различные сферы жизнедеятельности, имеют широкий круг интересов, увлечений [30, с. 77].
В.М. Шепелем отмечается, что профессиональную успешность следует понимать в качестве сочетания карьеры, материальной обеспеченности, самореализации, призвания, передачи своего мастерства [32, с. 29].
Таким образом отметим, что в ходе теоретического анализа критериев успешности педагогической деятельности было установлено, что универсального понятия успешности и ее критериев на сегодня не существует. Профессиональная успешность, основываясь на теориях и концепциях ученых, рассматривается в качестве сложного и динамического качества личности педагога, основой которого является интеграция когнитивно-мотивационных, личностных и эмоционально-волевых процессов, которые характеризуются субъективным, эмоционально-оценочным отношением педагога к результатам достигнутого профессионального уровня, личностной и социальной удовлетворенностью результатами (Н.Л. Киселева) [8].Также исходя из общепринятых и освещенных признаков, нами было сформировано список критериев, к которым мы относим самосознание и «Я-концепцию», творческое мастерство, эмоциональную устойчивость, самосовершенствование, профессиональную компетентность, потенциальные возможности, самореализованность, профессиональная мобильность и личностная активность.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагога
2.1. Проблема, гипотеза и задачи исследования
Проблема исследования заключалась в определении наличия или отсутствия взаимосвязи между позитивным мышлением и успешной профессиональной деятельностью педагога.
В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о наличии сильной прямой взаимосвязи между позитивным мышлением и успешной профессиональной деятельностью педагога среднего или высокого уровня статистической значимости.
В исследовательской работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическое содержание понятий «мышление», «позитивное мышление» в современной науке, сформулировать рабочее определение, выделить признаки и варианты данного вида мышления.
2. Проанализировать психологические особенности личности педагога в аспекте его успешной профессиональной деятельности на основе научной литературы, выделить ее критерии.
3. Определить особенности позитивного мышления педагогов.
4. Изучить психологические особенности мотивации к успеху и к избеганию неудач среди педагогов.
5. Исследовать особенности взаимосвязи позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагогов.
2.2. Методика исследования
2.2.1. Испытуемые
Исследование особенностей взаимосвязи позитивного мышления с успешной профессиональной деятельностью педагога происходило на базе…… В нем приняло участие 20 педагогов женского пола возрастом 27-45 лет.
2.2.2. Используемые методики
В качестве психодиагностического инструментария нами были подобраны методики на определение особенностей позитивного мышления и мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач как внутреннего фактора успешности профессиональной деятельности. Так, нами были выбраны следующие методики:
- методика Л. М. Рудиной «Тест атрибутивных стилей» для диагностики выраженности оптимизма-пессимизма среди педагогов;
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
- методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач).
1. Методика Л.М. Рудиной «Тест атрибутивных стилей» состоит из 48 пунктов, на которые испытуемым следует ответить, исходя из близости того или иного суждения его личным рассуждениям. В методике имеются два варианта ответов, за которые испытуемым присваивается 1 балл или 0 баллов [25].
Обработка результатов происходит путем подсчетов баллов по основным шкалам теста и отнесение их либо к полюсу оптимизма, либо пессимизма в зависимости от суммы баллов:
- Вн (время неудач), которая выражает постоянство причин собственных неудач;
- Ву (время успеха), которая направлена на определение постоянства в объяснении хороших событий;
- Шн (широта неудачи) как объяснение неудачи конкретными причинами или распространение беспомощности на многие сферы деятельности;
- Шу (широта удачи) в качестве оценки оптимизма с позиции широты для хороших событий;
- Ян (Я – неудача) оценка персонализации в плохих условиях (признание собственной вины в неудачах);
- Яу (Я – успешность) персонализация в хороших условиях (констатация своих заслуг).
Дальше происходит подсчет сумм баллов по благоприятным и неблагоприятным событиям с последующим соотнесением их с оценками по шкалам.
Если сумма Н лежит в пределах:3 – 5  Вы исключительно оптимистичны6 – 8  Вы умеренно оптимистичны9 – 11  промежуточное значение12 – 14 умеренный пессимизмЛюбое значение, превышающее 14, требует обязательной коррекции.Если сумма У больше или равна 19 – Вы относитесь к хорошим событиям весьма оптимистично;17 – 19 Ваше мышление умеренно оптимистично14 – 16 промежуточное значение11 – 13 вполне пессимистичноменее 10 глубокий пессимизм.Если ∑ = (У – Н) больше 8, Вы весьма оптимистичны в широком диапазоне условий;6– 8   Вы умеренно оптимистичны3 – 5   промежуточное значение0 – 2   умеренный пессимизм.Меньше 0 Вы весьма пессимистичны.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [2].
Данная методика состоит из 41 вопроса, на который респонденту необходимо ответить вариантами ответов – «да» или «нет».
После получения ответов проводится их подсчет в соответствии с ключом и интерпретация в зависимости от набранной суммы баллов:
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач)[23]. Методика направлена на определение ориентации на защиту личности от неудач, то есть на стратегии избегания неудач.
Испытуемому предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке, из которых необходимо выбрать одно, наиболее точно характеризующее личность.
После этого следует начисление баллов в зависимости от выбранного слова в той или иной строке и подсчет баллов с последующей их интерпретацией: от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации.
Так, мы видим, что были подобраны максимально адекватные цели исследовательской работе методики, которые позволят раскрыть особенности позитивного мышления и успешности профессиональной деятельности педагога через мотивацию личности.
2.2.3. Процедура проведения исследования
Наше научное исследование проходило в 3 этапа и заключалось в следующем.
Этап 1 – поисковый. На данном этапе происходил подбор и последующий анализ, систематизация, синтез и обобщение научной литературы в соответствии с темой научной работы.
Этап 2 – опытно-экспериментальный, который был посвящен проведению исследования особенностей позитивного мышления педагогов, успешности их профессиональной деятельности и установления наличия взаимосвязи между ними.
Этап 3 – заключительно-обобщающий. На этом этапе был произведен анализ и обобщение полученных результатов, проведено подытоживание теоретических положений работы и эмпирических данных.
Таким образом, процедура исследования предполагала выбор психодиагностического инструментария, проведения исследования по выбранным методикам, обработку и обобщение с дальнейшей интерпретацией полученных результатов с помощью методов математической статистики, а также формирование выводов.
Статистическая обработка результатов исследования происходила в компьютерных программах MicroSoft Excel и SPSS Statistics 22, путем определения средних значений и стандартных отклонений по всем шкалам избранных методик, а также с помощью анализа различий средних значений в группах респондентов с помощью Т-критерия Стьюдента и метода ранговой корреляции Спирмена [28].
2.3. Результаты исследования
С целью исследования особенностей позитивного мышления педагогов нами была использована методика ТАС «Тест атрибутивных стилей» Л.М. Рудиной, результаты по которой представлено в таблице 2.1
Таблица 2.1
Показатели отношения к разного рода событиям в исследуемой выборке
Шкалы Количество человек Процетная часть (%)
Итог по неблагоприятным событиям (Н) Исключительный оптимизм 7 35
Умеренный оптимизм 8 40
Промежуточное значение 0 0
Умеренный пессимизм 5 25
Пессимизм 0 0
Итог по благоприятным событиям (У) Исключительный оптимизм 1 5
Умеренный оптимизм 6 30
Промежуточное значение 8 40
Умеренный пессимизм 5 25
Глубокий пессимизм 0 0
Разница (Н-У) Исключительный оптимизм 9 45
Умеренный оптимизм 5 25
Промежуточное значение 1 5
Умеренный пессимизм 4 20
Пессимизм 1 5
Анализируя таблицу 2.1. следует отметить, что среди педагогов превалирует позитивное мышление как относительно благоприятных, так и неблагоприятных событий. Также подчеркнем, что по итоговому показателю у 45% опрашиваемых наблюдается исключительный оптимизм, у 25% - умеренный оптимизм, а пессимизм (глубокий пессимизм) лишь у 5% выборки.
Перейдем к более детальной оценки полученных данных.
Так, 35% выборки реагируют исключительно оптимистично на неблагоприятные события, а 40% выборки – умеренно оптимистично. Такие результаты возможно связаны с тем, что педагоги самореализованные в большей части личности, которые в силах конкретно объяснить неудачи причинами объективными, а также могут достаточно полно признать собственную вину в неудачах, если это уместно.
Пессимистично реагируют на итоги по неблагоприятным событиям 5 человек, что составляет 25% выборки. То есть, предположим, что данным педагогам бывает сложно объяснить неудачи конкретными причинами или же они не всегда могут объективно оценить свою вину в той или иной ситуации.
Относительно шкалы «Итог по благоприятным событиям» отметим, что исключительно оптимистично на такого рода итоги реагирует 5% опрашиваемых педагогов, 30% респондентов реагируют умеренно оптимистично, 30% - умеренно пессимистично. Также отметим, что 40% опрашиваемых не относятся к лицам с ярко выраженными характеристиками оптимизма-пессимизма. Такие результаты, на наш взгляд, могут быть связаны с тем, что педагоги имеют интернальный локус контроля, или же с тем, что на постсоветском пространстве и, в частности, педагогам старшего поколения и старой закалки бывает достаточно сложно оценить свои заслуги, констатировать свои успехи и объективно оценить свой вклад в достижение чего-либо.
Говоря об оптимизме-пессимизме в широком диапазоне условий отметим, что большинство педагогов, а именно 45% опрашиваемых достаточно оптимистично реагируют на события, 5% - показали промежуточные значения, 25% - умеренно оптимистично, 20% умеренно пессимистично и лишь 5% - пессимистично.
Таким образом, в нашем исследовании подтвердились результаты исследований К. Петерсона, Л. Бэррет, а именно было доказано превосходство людей с оптимистическим атрибутивным стилем по собственным достижениям пессимистов.
Следующим этапом нашего исследования было изучение особенностей мотивации: достижения успеха или же избегания неудач с помощью методик Т. Элерса, результаты по которым представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Показатели мотивации среди исследуемой выборки (%)
Уровень мотивации Мотивация к избеганию неудач Мотивация достижения успеха
Низкая мотивация 50 30
Средний уровень мотивации 30 35
Высокий уровень мотивации 20 35
Слишком высокий уровень мотивации 0 0
Анализируя результаты, представленные в таблице 2.2., подчеркнем, что среди педагогов преобладает средний и высокий уровни мотивации достижения успеха, которые выражены у 35% процентов по каждому уровню.
Относительно мотивации к избеганию неудач, отметим, что преобладает низкая мотивация к защите, что выражено у 50% опрашиваемых и лишь 20% исследуемых имеют высокий уровень мотивации к избеганию неудач.
Таким образом, подчеркнем, что у педагогов преобладает оптимистический атрибутивный стиль, что позитивно сказывается на результатах их профессиональной деятельности, способствует достижению профессионального успеха, дает возможность эффективно преодолевать трудости, оказывая при этом положительное влияние на ментальное и физическое здоровье. Кроме того, опрашиваемые педагоги по большей мере ориентированы на достижения успеха и имеют низкую мотивацию к избеганию неудач.

2.4. Обсуждение результатов исследования
Для определения наличия взаимосвязи между уровнями мотивации достижения успеха и избегания неудач как фактора успешности профессиональной педагогической деятельности, а также позитивным мышлением педагогов был использован критерий корреляции Спирмена. Анализ результатов представлен в таблиц 2.3.
Таблица 2.3
Показатели корреляции мотивации достижения и избегания неудач и позитивного мышления
Вид мотивации
Уровень мотивации Оптимизм Пессимизм
Мотивация к избеганию неудач Мотивация достижения успеха Мотивация к избеганию неудач Мотивация достижения успеха
Низкая мотивация 0,07 0,30 -0,92* -0,08
Средний уровень мотивации 0,19 0,31 -0,94* -0,08
Высокий уровень мотивации 0,05 -0,26 -0,50 -0,91*
Слишком высокий уровень мотивации 0 0 0 0
р≤0,05 *
р≤0,01**
р≤0,001 ***
Исходя из данных, представленных в таблице 2.3. следует отметить наличие обратной сильной статистически достоверной взаимосвязи между пессимизмом и средним уровнем мотивации к избеганию неудач (r=-0,94) и низким уровнем мотивации к избеганию неудач (r=-0,92), а также высоким уровнем мотивации достижения успеха (r=-0,91).
Рассмотрим более детально полученные результаты, так как взаимосвязь достаточно сильная и обратная, что говорит о том, что с укоренением пессимизма в личности педагога происходит снижение мотивации к успеху, а также мотивации к избеганию неудач. Мы предполагаем, что такие данные можно объяснить тем, что пессимизм является противоположностью идее постоянного возрастания человеческого благополучия, а человеку, с преобладанием пессимистического атрибутивного стиля свойственен сниженный энергетический фон, блокирующий альтернативные пути и способ выхода из различного рода ситуаций. Кроме того, такие результаты можно объяснить собственно через характеристики личности с преобладанием пессимизма, которая считает причины собственных неудач и неприятностей стабильными, а удачу объясняющая случайностью.
Однако отметим наличие психологически значимой слабой отрицательной взаимосвязи между высоким уровнем мотивации достижения успехов (r=-0,26) и оптимизмом, а также умеренной положительной взаимосвязи между низким (r=0,30) и средним уровнем мотивации достижения успеха и оптимизмом (r=0,31). Полученные данные представляют научный интерес в перспективном исследовании с увеличением объема выборки, так как умеренная корреляция между оптимизмом и мотивацией к достижению успеха является психологически значимой, однако статистически незначима.
Поэтому отметим, что в связи с влиянием позитивного мышления на мотивацию достижения успеха, а также пессимизма на снижение мотивации достижения успеха и мотивацию к избеганию неудач, в целом на поведение и регуляцию мыслей личности исследование является значимым и представляет научный интерес.
Заключение
На основании теоретического анализа научной литературы и эмпирического исследования взаимосвязи позитивного мышления и успешности профессиональной деятельности педагога было установлено следующее.
Единого подхода к понятию «позитивное мышление» и его трактовке не существует на сегодня.
Однако в нашей работе под позитивным мышлением мы понимаем взгляд на жизнь с позитивного аспекта, а также уверенность в лучшем будущем, а позитивное мышление определяет как таковое, в основе которого лежит описание событий или объектов в позитивном ключе за Л.М. Рудиной.
Доминирующими критериями в психолого-педагогической науке профессиональной успешности педагога считаются высокий уровень профессиональной компетентности, положительная самооценка, влияющая на позитивное самовосприятие педагога, удовлетворенность профессией, уверенность в себе и эффективность выполнения профессиональной деятельности, а также уровень развития самосознания и «Я-концепции».
В ходе изучения особенностей позитивного мышления педагогов было установлено, что у них доминирует именно позитивный атрибутивный стиль над пессимистическим, что дает возможность охарактеризовать их как таковых, что обладают повышенным настроением, позитивными мыслями, а также стремлением к успеху и лишь малая часть выборки имеет сниженное пессимистическое настроение.
По результатам исследования мотивации среди педагогов было установлено, что у большинства выражена мотивация достижения успеха, то есть педагоги достаточно большое значение придают результатам своей деятельности ии способны к адекватному оцениванию возможностей, успехов и неудач, выбирая при этом способы действий. Соответствующие возможностям.
Говоря о взаимосвязи между позитивным мышлением и успешностью профессиональной деятельности педагога, в качестве критерия которой нами была выбрана именно мотивация к избеганию неудач и достижению успеха отметим, что статистически значимая обратная сильная взаимосвязь выявлена между низким и средним уровнями мотивации к избеганию неудач и пессимизмом и высоким уровнем мотивации достижения успеха и пессимизмом.
Полученные результаты являются основанием для дальнейшего глубокого исследования наличия взаимосвязи между атрибутивными стилями и успешностью профессиональной деятельности педагога.
Библиография
Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.– 512 с.
Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПБ.: Речь, 2002. – 694 с.
Дружилов, С. А. Обучение и стадии профессиональной компетентности [Текст] / С. А. Дружилов // Непрерывное образование как условие развития творческой личности: сб. по мат-лам фестиваля педагогического творчества, Новокузнецк, 28-29 августа 2000 г. – Новокузнецк: ИПК, 2001.– 174 с.
Ерофеева, Е. В. Факторы профессионально-педагогической успешности [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Ерофеева; Мордовский гос. пед. ин-т им. Е.В. Евсевьева. – Саратов, 2001. – 208 c.
Жедь, А. В. Взаимосвязь личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий учащихся старших классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2017. – Том 9. – № 2. – C. 96–106. – Режим доступа URL: doi: 10.17759/psyedu.2017090209
Кесельман, Л. Е. Межгенерационный сдвиг индивидуального оптимизма/пессимизма в современном российском обществе / Л. Е. Кесельман, М. Г. Мацкевич // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Т.1. Вып. 2. – С. 12-19.
Киреева, М. В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии / М. В. Киреева, О. Н. Грибанова // Науковедение, 2014. – №4.
Киселева, Н. Л. Психолого-педагогические условия развития профессиональной успешности учителя [Текст] : Дисс. к. психол. н.: 13.00.08 / Н. Л. Киселева; Курский гос. пед. ун-т.– Курск, 2003.–187 с
Крюкова, Т. Л. Оптимизм- пессимизм в совладающем поведении субъекта: межпоколенческий аспект / Т. Л. Крюкова // Сборник материалов II Сибирского психологического форума (30 ноября – 1 декабря 2007 г.). – Томск: Томский государственный университет, 2007. – С. 236-242.
Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 86 с.
Кулебякин, Е. В. Психология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е. В. Кулебякин. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.– 86 с
Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. – Самара: Сам ГПУ, 2002. – 400 с.
Леонтьев, А. А. Предисловие [Текст] / Леонтьев А. Н. // Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 285 с.
Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.– 312 с.
Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания личности учителя [Текст] / Л. М. Митина // Вопросы психологии.– 1990. – №3. – С. 58–63.
Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социологопсихологического исследования) [Текст] / К. Муздыбаев // Социологические исследования. – 2003. – № 12. – С. 87-96.
Насибуллов, Р. Р. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность: Краткий конспект лекций / Р. Р. Насибуллов; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 111 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 28-е изд. ,перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. –1376 с.
Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю. М. Орлов. – М.: Просвещение, 1999. – 224с.
Орлов, Ю. М. Саногенное мышление [Текст] / Ю. М. Орлов. – М.: Просвещение, 2000. – 231 с.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
Перова, Е. А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия [Текст] / Е. А. Перова // Вопросы психологии. – 2009. – №7. – С. 12-19
Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – М. : Эксмо, 2006. – 608 с.
Рудина, Л. М. Тест на оптимизм, метод определения атрибутивных стилей [Текст] / Л. М. Рудина. – М.: Наука, 2002. – 24 с.
Рудина, Л. М. Формирование конструктивного мышления как повышение адаптивности индивида в современном мире [Текст] / Л. М. Рудина. – М.: МосГУ, 2013. – 89 с.
Селигман, М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день / М. Селигман.– М.: Вече, 2000. – 432с.
Селигман, М. Новая позитивная психология [Текст] / М. Селигман. – Издательство: София, 2006. – 314 с.
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии[Текст] / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с.
Сидорчук, Н. Г. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность и современные подходы / Н. Г.Сидорчук, А. А.Дубасенюк // Акмеология-2002. Выпуск 7 / под ред. Н. В.Кузьминой, А. М.Зимичева. – Спб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2002. – С. 94-101.
Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997.– 308 с.
Сычев, О. А. Психология оптимизма [Текст] / О. А.Сычев. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 69 с.
Шепель, В. М. Человековедческая компетентность – актуальная проблема последипломного образования педагогов [Текст] / В. М. Шепель; под ред. С. В. Баныкиной. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.–168 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.