Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Популяризация здорового образа жизни в молодежной среде

Тип Курсовая
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
3299238

500 руб.

Просмотров
918
Размер файла
473.3 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты молодежной коммуникации…………….. 5
§1.Психолого-педагогическая характеристика молодежного
Возраста………………………………………………………………………... 5
§2. Особенности формирования коммуникативного опыта
у молодежи……………………………………………………………………. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………. 19
Глава II. Исследование технологий взаимодействия
с молодежной аудиторией……………………………………………………. 21
§1.Технологии взаимодействия с молодежью……………………………… 21
§2.Исследование технологии взаимодействия с молодежью……………… 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... 39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Все важные ценности, идеалы и модели усваиваются в детстве и юности. Молодежь — активная возрастная группа, которая быстрее усваивает новую информацию, быстро разбирается в современных технологиях. Молодые люди постоянно находятся в поиске себя, пытаются реализоваться во всех сферах жизнедеятельности.
Молодежь, безусловно, является наиболее уязвимой и восприимчивой к процессам, происходящим в обществе. Всю информацию они получают теперь не из телевизионных программ и не от близкого окружения, а с просторов Интернета. В современном мире одним из главных источником информации для молодежи, да и не только для молодежи, являются средства массовой информации (СМИ), которые стали неотъемлемой частью жизни.
Именно в молодости человек задумывается о том, что его ждет впереди, что он хочет видеть и делать в будущем. Каждый молодой человек пытается самовыражаться во всех сферах жизни: в социальной, профессиональной и т. д.
Человек уже осознает свои черты характера, способности, желания и интересы и пытается все это правильно сочетать и получать от этого выгоду. Чаще всего, говоря о молодежи, мы имеем в виду период студенчества. Современные студенты — это люди в возрасте от 17 до 30 лет. С. Ю. Попова в статье «Понятие образовательных и социальных технологий: теоретический анализ» отмечает: «Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и чувства». Вот почему изучение, исследование молодежи всегда очень актуально и популярно, особенно в условиях быстроизменяющегося мира.
Стоит отметить самый важный факт: в молодости происходит формирование личности специалиста, усвоение и применение полученных знаний и умений, уже формируется и определяется стиль и способность действовать — вот почему изучение молодежи так важно и вот почему этим вопросам уделяется достаточно много времени.
Объект исследования – молодежная аудитория.
Предмет исследования – способы взаимодействия с молодежной аудиторией.
Цель исследования – определить эффективные способы взаимодействия и технологии работы с молодежной аудиторией.
Задачи исследования:
Дать психолого-педагогическую характеристику молодежного возраста.
Определить особенности коммуникации в молодежном возрасте.
Выделить эффективные технологии взаимодействия с молодежью.
Исследовать технологии взаимодействия с молодежной аудиторией.
Теоретико-методологическая основа курсовой работы: труды и исследования таких авторов, как Арасланова А.А., Болотова А.К., Десятов И.А., Кудашкина О.В. и других авторов.
Методы исследования – в ходе выполнения данной курсовой работы были использованы такие методы, как теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, классификация, прогнозирование), систематизация и обобщение полученных результатов, практическое исследование.
Теоретическая значимость – полученные знания позволяют систематизировать и обобщить представление о специфике взаимодействия с молодежной аудиторией.
Практическая значимость – в результате анализа были определены эффективные технологии взаимодействия с молодежной аудиторией.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава I. Теоретические аспекты молодежной коммуникации
§1.Психолого-педагогическая характеристика молодежного возраста
Согласно методологии ООН к молодежи относятся лица в возрасте 15–24 года. Возрастные рамки молодежного возраста в России определялись социально-политическими и экономическими условиями, в меньшей степени — культурными традициями общества. В начале XX в. это был интервал от 12 до 20 лет, затем он расширился до 15-30 лет. Для статистики эта возрастная группа была структурирована на 16-19, 20-24 и 25-29 лет. С тех пор отечественная социология и статистика определяют молодежный возраст 15(16)-29(30) годами. Налицо устойчивая тенденция «старения» молодежи[1].
Молодежь играет особую роль, способствуя воспроизводству общества, как в демографическом, так и культурном аспекте. На всех исторических этапах существования человечества молодежь выполняет важную функцию, именно ей в скором будущем придется решать важнейшие проблемы экономического, политического и культурного развития государства.
Старший юношеский или студенческий возраст (17–23 года) как обособленный объект психологических и педагогических исследований был выделен в 70-е гг. XX столетия в материалах исследователей в области психологии, педагогики и методики преподавания высшей школы[3].
В трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Реана, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Е.И. Степановой, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина, В.А. Якунина, Е.М. Никиреева и других ученых был накоплен значительный эмпирический материал, приводятся результаты теоретических и экспериментальных обобщений по этой проблематике. Особое внимание к этой проблеме было вызвано тем, что для своевременного оказания психологической помощи студентам и в духовно-моральном, и в профессиональном развитии, необходимо владеть знаниями об их возрастных и индивидуальных психологических особенностях, об условиях психического развития[1].
Студенчество как социальная группа появилось на рубеже XI–XII столетий в Европе. Термин студент (от латинского studentis – усердно работающий, занимающийся, стремящийся к знаниям) означает того, кто настойчиво работает, овладевает знаниями. В древнем Риме и в Средние века студентами называли тех, кто занимался процессом познания. Во времена появления первых университетов в XII столетии студентами стали называть учащихся высших учебных заведений.
Принято считать, что студентов в отличие от других категорий молодежи того же возраста отличают следующие черты:
1) более высокий образовательный уровень;
2) больший интерес к знаниям;
3) повышенная социальная активность;
4) более гармоничное развитие интеллектуальной зрелости и социальной зрелости.
Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на период юности или ранней взрослости, характеризующийся овладением целым спектром разнообразных социальных ролей взрослого человека. Главными сферами жизнедеятельности студента есть профессиональное обучение, личностный рост и самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, моральное, этическое и физическое самосовершенствование.
Важнейшая задача современной школы заключается в том, чтобы конкретизировать и сделать целенаправленным учебно-воспитательный процесс, определив его приоритеты на каждом направлении педагогической деятельности. Одним из наиболее значимых является личностное формирование обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с учетом их индивидуально-психологической природы, позволяющее развивать: - психологические, интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и иные личностные задатки детей, подростков, молодежи;
- социальную культуру, проявляющуюся в интеллектуально-познавательной и трудовой деятельности, в общении, быту, досуге, в уровне коллективизма, в степени духовности и нравственной чистоты;
- потребности и способности к эффективному физическому и умственному труду;
- творческие способности, реализующиеся в готовности к поиску, открытости к новому, самостоятельности в принятии решений, в стремлении к достижению конструктивных результатов, дисциплинированности, ответственности и т.д.
Согласно определению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст – это особый и важнейший для становления личности период жизни, который характеризует процесс воспитания специалиста, общественного деятеля и гражданина, формирование профессионального мастерства. В студенческие годы формируется характер, мировоззрение, гражданская позиция молодых людей. В этот период происходит формирование самосознания юношей и девушек, развитие у них способности к принятию ответственных решений, потребности в эмоциональной близости, когда ценности дружбы и любви становятся определяющими[1].
В период юности формируется:
- самосознание как целостное представление человека о самом себе, эмоциональное отношение к своему «Я», самооценка своей внешности, поведения, умственных, волевых и моральных качеств, осознание своих позитивных и негативных черт, на основе чего возникают мотивы для совершенствования личности и самовоспитания;
- мировоззрение как система взглядов, убеждений, знаний, личной жизненной философии, опирающейся на усвоенную ранее систему знаний и способность к абстрактно-теоретическому мышлению;
- индивидуальность, проявляющаяся в создании собственных теорий, касающихся смысла жизни, любви, счастья и т.д.
Юношеский возраст – это особый период развития между детством и взрослостью, характеризующийся тем, что биологическое, физиологическое и половое созревание уже завершено, а в социальном аспекте процесс формирования взрослой личности ещё продолжается. В период юности человек принимает ряд важнейших решений в своей жизни – это формирование картины мира, а именно мировосприятия и мировоззрения, формирование активной гражданской позиции, вовлечение в активную общественную деятельность, профессиональное самоопределение, выбор спутника жизни, решение о создании семьи. Формирование основ самосознания и устойчивости личности, своего «Я» – это важные психологические процессы, протекающие в юношеском возрасте[3].
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. понимание своего внутреннего мира – молодые люди начинают воспринимать свои эмоции не только как реакцию на внешние события, но и как состояние своего «Я» появляется осознание своей особенности, непохожести на других людей, что может вызвать чувство одиночества или страх одиночества;
2. появляется осознание необратимости времени, понимание неизбежности смерти и конечности существования. Это побуждает человека задуматься о смысле жизни, о своем месте в социуме, о своих целях и перспективах. В процессе сталкивания с реалиями и приобретением жизненного опыта эфемерные мечты и абстрактные идеалы преобразуются во множество различных четких, реалистичных планов деятельности, которые проходят постоянную доработку. Именно осознание своих целей, жизненных устремлений, определение жизненного сценария – являются важными элементами самосознания;
3. формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе. Сначала осознаются и оцениваются молодым человеком особенности его тела и внешности, степень привлекательности. Затем оцениваются морально-психологические, интеллектуальные свойства личности. Зачастую самооценки неоднозначны, ситуативные, зависят от настроения. На основе анализа собственных достижений, результатов в учебной, профессиональной, социальной, спортивной, досуговой деятельности, рефлексии, с учетом точки зрения других людей формируется самоуважение – чувство собственного достоинства;
4. происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Существует различие с сексуальностью взрослого человека. Для зрелой половой любви взрослого человека характерно гармоничное сочетание чувственно-сексуального влечения и потребности в духовном общении, в понимании партнера. Для юности не характерно гармоничное сочетание, зачастую либо сексуальное влечение, либо потребность в духовном общении доминируют друг над другом, либо выражена только одна потребность. Чаще именно у девушек, хотя они и раньше созревают физиологически, более выражена потребность в нежности, чем у юношей.
Еще одной характерной чертой юношеского возраста, является максимализм суждений, эгоцентризм. Зачастую, выдвигая свои теории, молодые люди, не приемля общепринятые теории, устоявшиеся нормы поведения и морали, противопоставляют себя обществу и ожидают, что окружающие должны априори стать на их сторону, не всегда при этом умея достойно аргументировать свои теории[1]. Постоянное стремление доказать свою независимость и оригинальность могут сопровождаться типичными поведенческими реакциями, к примеру, пренебрежительным отношением к советам родителей, родственников, наставников, а также предупредительного недоверия и необоснованной критики в отношении большинства представителей старшего поколения.
Анализируя отрицательные качества студенческой молодёжи, можно выделить такие черты как, потребительское отношение к окружающим людям и жизни в целом, гедонистическое мировоззрение с ориентацией на развлечения, инфантильная жизненная позиция, скептицизм и нигилизм. В жизни современного общества сложно представить себе становление профессионала без организованного обучения и воспитания. Именно воспитание является инструментом, с помощью которого происходит социализация личности, задатки превращаются в способности.
Следовательно, вместе со средой и биологическими задатками воспитание является существенным фактором развития и формирования личности. Признавая роль этих трех факторов – наследственности, среды и воспитания, отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии и формировании личности. Большое значение имеет активность личности, ее творческая деятельность, являющаяся основой преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению как к средовым, так и к воспитательным воздействиям она может формироваться в различных направлениях[3].
Воздействия и влияния, которые оказывают воздействие на развитие и формирование личности, можно разделить на две группы:
- внешние. К ним относятся средовое влияние и воспитание;
- внутренние. К ним относятся природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания).
Полноценное развитие и формирование личности возможно только в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. Однако воспитание играет главенствующую роль в развитии личности только при условии, что оно положительно влияет на внутреннее стимулирование развития личности в работе над собой. Только активность и стремление человека к своему личному росту, самосовершенствованию в итоге и определяет ее развитие.
Все внешние факторы, а именно средовое влияние и воспитательное воздействие, социализируют личность, способствуют ее развитию и формированию только при условии взаимодействия с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. К этим внутренним механизмам относятся потребности, мотивы, интересы, убеждения. Внешние факторы оказывают на них положительное влияние, таким образом, происходит процесс саморазвития.
Значимость образования в жизни современного человека не вызывает сомнений. Это один из важнейших институтов социализации, формирующий личность. Специфика современного образования связана с тем, что оно не просто обеспечивает освоение новых профессиональных навыков, но и призвано научить адаптации к новым социальным связям, привить постоянство их накопления и трансформации с учетом изменения социальных ролей. Время, проведенное индивидом в образовательных институтах, существенно влияет на его последующую жизненную траекторию[15].
Кроме того, образование является не только фактором, определяющим личностное развитие, но и существенным образом влияет на экономическое развитие страны. От качества полученного образования зависит конкуретоспособность молодых людей на рынке труда. В свою очередь, присутствие на рынке труда квалифицированных специалистов стимулирует долгосрочное устойчивое экономическое развитие страны. Студенческий возраст – это особый и важнейший для становления личности период жизни, который характеризует процесс воспитания специалиста, общественного деятеля и гражданина, формирование профессионального мастерства. Именно в студенческие годы формируется характер, мировоззрение, развивается способность к принятию ответственных решений.
Основными направлениями становления самосознания является – понимание своего внутреннего мира, осознание необратимости времени и конечности существования, формирование целостного представления о самом себе и отношения к себе, осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальной чувственности и потребности в духовном общении. Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на период юности или ранней взрослости, характеризующийся овладением целым спектром разнообразных социальных ролей взрослого человека. Главными сферами жизнедеятельности студента является профессиональное обучение, личностный рост и самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, моральное, этическое и физическое самосовершенствование.
§2. Особенности формирования коммуникативного опыта у молодежи
В настоящее время коммуникация человека (общение) является сложным и многогранным видом деятельности и требует от личности определенных знаний и умений, которым овладевают в процессе усвоения собственного социального опыта и опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности является основой успешной адаптации человека в любой социальной среде, что обусловливает необходимость формирования коммуникативных навыков с раннего возраста.
Рассматривая определение коммуникации как вида общения, возможно интерпретировать его с процессом взаимосвязи и взаимодействия субъектов. При этом характер взаимодействия – это обмен деятельностью, опытом, информацией, знаниями, умениями, навыками, результатами собственной деятельности (интеллектуальной, трудовой, профессиональной и т.д.) Рассмотрим такой аспект общения молодежи, который ведет к формированию и накоплению коммуникативного опыта. А.А. Леонтьев, изучая понятие коммуникации, связывает его с процессом информационного обмена между людьми в совместной деятельности. Автор пишет, что «коммуникации – это процесс и результат налаживания и установления контактов между субъектами деятельности посредством различного рода информации (вербальной и невербальной). Эта информация должна быть понятна и доступна обеим сторонам общения, должен быть выработан общий смысл передаваемой и получаемой информации. В противном случае коммуникативного процесса не будет» [5].
Общение как вид деятельности является наиболее значимым в жизни молодежи и представляет для них самостоятельную ценность. Психологи А.А. Максимова, И.Ю. Кулагина и др. отмечают, что в молодежном общении существуют две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны, общение расширяется, а с другой стороны – растет индивидуализация молодежи[11].
Именно в молодежном возрасте отмечается резкое увеличение времени на межличностное общение, расширяется социальное пространство общения (друзья из других образовательных учреждений, районов проживания, социального статуса и т.д.), расширяется география общения. В молодежном возрасте отмечается феномен «ожидания общения», т.е. молодой человек сам активно ищет контакты и готов к новым контактам. Что касается индивидуализации в молодежном возрасте, то это проявляется в строгом разграничении природы взаимодействий, в высокой степени избирательности в дружеских привязанностях, требовательности к общению в паре.
Можно предположить, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности молодых людей: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыражении и встречном понимании и принятии. В то же время эти две потребности носят постоянный и настоятельный характер и то, как и каким образом они удовлетворяются (или не удовлетворяются), вызывают глубокие переживания у студенческой молодежи.
Педагоги и психологи (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Г.В. Никулина, Л.А. Петровская и др.) едины во мнении и в своих работах показывают, что для молодежи огромное значение имеет общение со сверстниками. «Коммуникация для молодежи является центром всей ее жизни, которая и определяет ее поведение, ее поступки и цели», – пишет Л.А. Петровская. В молодежном возрасте, указывает Л.И. Божович, очень важно не только находиться вместе со сверстниками, но и занимать определенное положение, удовлетворяющее не только их самих, но и окружающих. Для одних – это позиция лидера, стремление занять ведущее место в группе, для других – быть принятым, признанным, «душой» компании, для третьих – быть авторитетом или «профи» в каком-либо деле, а иногда – просто примыкающим к группе. Так или иначе, общение – это ведущий вид деятельности для молодежи[8].
Невозможность или неумение добиться желаемого положения в группе для студенческой молодежи является причиной недисциплинированности, агрессии, правонарушений. Это может сопровождаться излишней конфликтностью в молодом возрасте по отношению к другим, не являющимися членами «компании», к которой принадлежит студент. Неформальное общение студенческой молодежи в парах или в группах подчинено психологическим мотивам: поиску наиболее благоприятных психологических условий для общения; ожидания сопереживания, поддержки, сочувствия; поиск единства взглядов; искренность в общении; потребность и возможность самоутверждения.
В работе Пенькова В.Ф., Маркарян Т.А. показано, что практически вся молодежь являются членами каких-либо групп, которые могут удовлетворить их потребность в свободном общении. Свободное общение – это не только возможность проведения досуга, но и средство установления новых контактов, возможность самовыражения в диаде, возможность из простого, поверхностного общения перейти в дружеское, длительное. Молодежное общение предполагает частую смену ситуаций, широкий круг участников. Принадлежность к группе (компании) повышает самооценку студенческой молодежи, ее уверенность в себе, стимулирует к самоутверждению.
Анализ педагогической литературы (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Т.А. Соколова, Е.Н. Шиянов) показал, что межличностное общение для молодежи – это отношение равенства, оно позволяет чувствовать себя равноправными участниками совместных дел. Коммуникации молодежи со сверстниками строятся с учетом «морали равенства», в то же время коммуникации с взрослыми некоторые представители студенческой молодежи продолжают выстраивать с позиции «детской морали». Из этого следует, что для молодежи общение со сверстниками более значимо, проявляется как общение – сотрудничество и является очень важным для формирования личности[11].
Педагоги отмечают, что для молодежи большее удовлетворение приносит общение со сверстниками, нежели с взрослыми. С этим связаны вспышки гнева или агрессии у молодежи в общении по отношению к взрослым (иногда совсем посторонним, незнакомым), которые продолжают общаться с ними как с «маленькими детьми». В молодежном возрасте возрастает потребность в общении на правах равенства, а в общении с взрослыми молодежь часто выступает в положении подчиненного, зависимого. Именно поэтому молодежь предпочитает общаться со сверстниками, нежели с взрослыми, «там нет заведомого неравенства, круг сверстников гармонирует с потребностями» (Л.А. Саенко, В.Н. Карташова).
Общение со сверстниками в ранний молодежный период становится более глубоким, у студенческой молодежи формируются ценности, которые им близки и понятны. Базовые основания для взаимопонимания у молодежи весьма разнообразны. Зачастую их волнует и привлекает то, что для взрослых не имеет никакого значения или уже утратило свою новизну. Каким бы ни было общение с взрослыми, для студенческой молодежи уже является неинтересным и неактуальным и не может заменить полноценного общения со сверстниками.
В то же время коммуникации со сверстниками являются более сложными, но и более содержательными и многообразными. Коммуникации молодежи различаются по степени близости, а именно: в молодежном возрасте могут быть друзья, товарищи, близкие товарищи, приятели, одноклассники. В дальнейшем эти различия приобретают более четкие очертания – выделяются пары, группы, компании, определяются симпатии и антипатии; картина коммуникаций становится более сложной.
Коммуникации с одногруппниками чаще выходят за пределы образовательного учреждения, появляются новые интересы и увлечения, занятия, перерастая в самостоятельную для молодого человека сферу жизни. Коммуникативный опыт молодежь приобретает совместно, проживая разнообразные события: борьба и столкновения, поражения, разочарования и победы, радости и огорчения. В молодежном возрасте коммуникации со сверстниками приобретают исключительную значимость, так как именно в этот период закладывается основа «социальных отношений». Самоценным для студенческой молодежи становится совместное постижение социального мира, взаимная заинтересованность, саморефлексия. Коммуникации становятся настолько «поглощающими» для молодежи, что они забывают о занятиях и домашних заданиях, поручениях[12].
Из вышеизложенного следует, что в ранний молодежный период стремительно расширяется круг общения. На первый план выходят коммуникации со сверстниками, которые становятся определяющими в окружении и превращаются в самостоятельную и очень важную для студенческой молодежи сферу жизни. Потребность в коммуникации со сверстниками у студенческой молодежи с возрастом усиливается, родители или другие взрослые не могут заменить им этого общения. Общее поведение студенческой молодежи можно охарактеризовать как коллективно-групповое.
Ряд авторов (А.В. Батаршев, Л.В. Епишина, И.Ю. Кулагина) отмечают особенности коммуникаций со сверстниками у молодежи:
общение для молодежи – это важный специфический канал информации, по которому молодые люди узнают необходимые вещи об их социальном окружении, о которых умалчивается;
неполучение такой информации может сказаться на психосоциальном развитии в молодежном возрасте;
межличностное общение молодежи является основой для получения навыков социального взаимодействия, умения принимать и подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные и общественные интересы;
формируются навыки соревновательности, чего нет во взаимодействии с родителями;
является специфическим видом эмоционального контакта;
осознание себя частью группы, коллектива;
формирование чувства солидарности, взаимопомощи, чувства устойчивости и психологического комфорта;
развитие самоуважения, самоутверждения молодежи[5].
Отметим, что коммуникации в молодежном возрасте строятся на противоречивой основе взаимодействия двух потребностей: с одной стороны – автономии, с другой стороны – потребность включения в какую-либо общность или группу. Обособление проявляется в потребности самостоятельности и ухода от контроля родителей. В то же время обособление распространяется и на отношения со сверстниками.
Определим следующие основные формы молодежной коммуникации:
эмоционально-практическая форма коммуникации молодежи побуждает проявлять активность, инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний личности;
ситуативно-деловая форма формирует благоприятные условия для развития личности, самоорганизации, самосознания, оптимистичного взгляда на социум;
внеситуативно-личностная форма создает условия для формирования умения видеть в другом человеке самоценную личность, сопереживать партнеру по общению, развитию представлений учащейся молодежи о самом себе.
Отсюда следует, что коммуникации молодежи предполагают не только умение вступать в контакт с партнером по общению, но и умение слушать, выражать свои чувства не только словами, но и мимикой, жестами, тем самым развивают в молодежи вербальные и невербальные средства общения. Конструктивный ход общения у молодежи зависит от значимости коммуникации для каждого из собеседников.
Анализ литературы показал, что у молодежи необходимо формировать умения коммуницировать с собеседником, проводить анализ получаемых сообщений, адекватно реагировать на них. Процесс формирования коммуникативного опыта у молодежи является социально значимым, формирует стиль поведения в обществе, развивает интерес к культуре и обычаям других народов[18]. Коммуникативный опыт молодежи, как формируемый показатель, будет зависеть от нескольких факторов:
1) наличия активной коммуникации молодого человека;
2) характера коммуникации, т.е. она будет иметь позитивную или негативную окраску;
3) выполняемой социальной роли при общении;
4) специфики личности и способов построения межличностного общения;
5) личностной направленности (гуманистическая, ценностная, нравственная и т.д.).
Таким образом, анализ литературы по проблеме формирования коммуникативного опыта у молодежи показал, что в молодежном возрасте потребность в общении значительно возрастает. Стремление к коммуникации не всегда воспринимается адекватно, что ведет за собой проблемы в поведении, восприятии собеседника, иногда приводит к агрессии. В педагогической науке неразработанными являются вопросы, связанные с формированием коммуникативных умений молодежи, что становится социальной проблемой.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
В первой главе были рассмотрены теоретические основы молодежной коммуникации. Было отмечено, что молодежь играет особую роль, способствуя воспроизводству общества, как в демографическом, так и культурном аспекте. На всех исторических этапах существования человечества молодежь выполняет важную функцию, именно ей в скором будущем придется решать важнейшие проблемы экономического, политического и культурного развития государства.
Также были рассмотрены возрастные рамки молодежи. Следует отметить, что старший юношеский или студенческий возраст (17–23 года) как обособленный объект психологических и педагогических исследований был выделен в 70-е гг. XX столетия в материалах исследователей в области психологии, педагогики и методики преподавания высшей школы.
Также были изучены исследования разных авторов по данной теме. Было отмечено, что в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Реана, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Е.И. Степановой, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина, В.А. Якунина, Е.М. Никиреева и других ученых был накоплен значительный эмпирический материал, приводятся результаты теоретических и экспериментальных обобщений по этой проблематике. Особое внимание к этой проблеме было вызвано тем, что для своевременного оказания психологической помощи студентам и в духовно-моральном, и в профессиональном развитии, необходимо владеть знаниями об их возрастных и индивидуальных психологических особенностях, об условиях психического развития.
Были проанализированы особенности молодежной коммуникации. Было отмечено, что общение как вид деятельности является наиболее значимым в жизни молодежи и представляет для них самостоятельную ценность. Психологи А.А. Максимова, И.Ю. Кулагина и др. отмечают, что в молодежном общении существуют две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны, общение расширяется, а с другой стороны – растет индивидуализация молодежи.
Анализ литературы показал, что у молодежи необходимо формировать умения коммуницировать с собеседником, проводить анализ получаемых сообщений, адекватно реагировать на них. Процесс формирования коммуникативного опыта у молодежи является социально значимым, формирует стиль поведения в обществе, развивает интерес к культуре и обычаям других народов
Был сделан вывод, что именно в молодежном возрасте отмечается резкое увеличение времени на межличностное общение, расширяется социальное пространство общения (друзья из других образовательных учреждений, районов проживания, социального статуса и т.д.), расширяется география общения. В молодежном возрасте отмечается феномен «ожидания общения», т.е. молодой человек сам активно ищет контакты и готов к новым контактам. Что касается индивидуализации в молодежном возрасте, то это проявляется в строгом разграничении природы взаимодействий, в высокой степени избирательности в дружеских привязанностях, требовательности к общению в паре.
Глава II. Исследование технологий взаимодействия с молодежной аудиторией
§1.Технологии взаимодействия с молодежью
Технологии не стоят не месте, они изменяются вместе с обществом, отвечают на вызовы современного мира. Выделим эффективные инновационные социальные технологии, которые применяются при работе с молодежью.
Образовательные технологии.
Как сказано выше, молодежь — это чаще всего студенты, поэтому и начнем с образовательных технологий. Образовательные технологии могут рассматриваться как область педагогической науки и как отдельная образовательная технология. В процессе модернизации образовательной системы меняется сам процесс образования, меняются позиции студента и преподавателя, происходит включение других специалистов с другими позициями для изменения процесса обучения. Трансформация системы образования связана с гуманизацией образования, которая способствует как раз самореализации личности. Кроме того, к образовательным технологиям можно отнести комплекс из некоторых результатов обучения, средств, которые смогли бы анализировать духовное состояние студентов и выбор ими определенной модели поведения среди других для конкретных условий[4].
Формирование национально-государственной идентичности молодежи
Актуальной темой для российского общества является тема патриотического воспитания молодежи. Существует большой опыт научных исследований, который позволяет уже определить рекомендации по формированию национально-государственной идентичности молодежи. Исследователи отметили, что главный институт, который имеет наибольший потенциал в применении методов воспитания, — это школа. Но на данный момент школа перестает выполнять свои социализирующие функции. Ослабление было отмечено не только в школе, но и в семье.
Появляется новый фактор социализации — средства массовой информации. Новая модель социализации сопровождается нерегулируемыми процессами и факторами. А формирование национальной идентичности требует конкретного регулирования процессов, связанных с передачей ценностей и норм поведения в обществе.
Формирование национально-государственной идентичности молодежи — это сложный процесс, в котором должны принимать участие многие агенты и институты социализации. Теоретические знания можно восполнить чтением специализированной литературы, практические — с помощью решения адаптированных задач.
А. В. Селезнева и Т. В. Евгеньева в статье «Национально-государственная идентичность молодежи: инструменты измерения» отмечают: «…Цели патриотического воспитания молодежи в современной России заключаются в том, чтобы обеспечить полноценную интеграцию подрастающего поколения в структуру общества, мобилизовать юношество и направить его энергию на решение актуальных для российского социума задач, предотвратив тем самым социально-экономическую стагнацию и начало крупномасштабных конфликтов между представителями различных народов, конфессий и общественных страт» [6].
Выделяются следующие задачи патриотического воспитания молодежи:
• мировоззренческая подготовка молодежи, которая представляет собой привлечение к системе социокультурных ценностей;
• создание условий для того, чтобы молодежь проявила свою гражданственность и патриотизм;
• воспитание неприятия правового нигилизма, воспитание уважения к нормам права и морали, развитие чувства социальной ответственности;
• развитие чувства этики, уважения к труду;
• формирование положительного образа семьи.
Можно отметить, что формирование и развитие идентичности — до- статочно сложная задача, особенно учитывая менталитет молодежи и развитие современных информационных технологий. Залог успеха патриотического воспитания — создание доверительных отношений между учащимися и преподавателями, использование и применение различных современных форм воспитательного процесса для создания соответствую- щей системы ценностей.
Волонтерство
Сейчас волонтерские проекты можно найти в любой сфере деятельности: экология, помощь нуждающимся людям, профилактика здорового образа жизни, поддержка людей, живущих в маленьких городах и поселках, и др. Одна из задач волонтерства как деятельности (при получении такого опыта) — это формирование следующих компетенций:
• общекультурные компетенции (обеспечивают успех, адаптацию личности, решение профессиональных задач);
• профессиональные компетенции (успех и карьерный рост).
Так как молодежь является самой активной группой населения, именно она отвечает за развитие страны, жизнь старшего поколения, воспроизводство следующих поколений. Общество, в свою очередь, ответственно за то, в каком направлении двигается молодежь, контролируя ее движение.
Решение следующих задач в высших учебных заведениях позволит выйти на уровень воплощения стратегий воспитательной работы:
• привлечение молодежи к добровольческим проектам для решения социальных проблем;
• создание и практическое применение механизмов вовлечения молодежи в волонтерство;
• поддержка и повышение эффективности молодежных инициатив по волонтерским проектам;
• создание моделей управления волонтерской деятельностью;
• создание и практическое применение новых образовательных методик подготовки волонтеров в РФ[23].
Как отмечено выше, система ценностей обычно формируется в молодом возрасте, поэтому важно именно в это время поддерживать молодежь в ее желании участвовать в волонтерских проектах. Официальная поддержка и реальные меры позволят создать все условия для качественной подготовки квалифицированных волонтеров, будут способствовать повышению уровня толерантности, воспитанию чувства ответственности.
Рассмотренный подход позволяет создать условия для подготовки компетентных волонтеров. Способствует росту толерантности, воспитанию активной гражданственности в молодежной среде. Такая позиция сможет послужить примером формирования социальной нормы для молодежи.
Проектная деятельность.
Достаточно популярный сегодня способ взаимодействия с молодежной аудиторией. Молодые люди нередко участвуют в таких проектах, которые являются еще и прибыльными. Умение работать в проекте — важное качество современного специалиста. На данный момент обучение проектной деятельности можно пройти только на курсах повышения квалификации.
М. В. Рейзвих в статье «Вовлечение молодежи в проектную деятельность (опыт МГГУ им. М. А. Шолохова)» отмечает, что процесс проектирования, как правило, рассматривается как процесс создания прообраза предполагаемого объекта, состояния, специфической деятельности, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого развития процессов и явлений. Процесс учебного проектирования предполагает создание каждым студентом социального проекта, с воплощением которого тесно связана его профессиональная жизнь.[9].
Н. В. Емельянова описала основные принципы эффективности обучения проектной деятельности:
• принцип самостоятельности — проектная деятельность направлена на самостоятельную работу студента;
• принцип проблемности — каждый проект решает какую-то проблему;
• принцип направленности на результат — каждый проект ориентируется на получение какого-либо результата. Результат может содержать теоретические или практические рекомендации;
• принцип коллегиальности — участник проекта всегда находится во взаимодействии с другими участниками.
Работа с одаренной молодежью.
Карл Манхейм выделял два типа обществ: статичные и динамичные. Статичные общества используют опыт старших поколений, и развитие таких обществ замедляется. Динамичные общества используют новые возможности, опираются на молодежь, следовательно, развиваются быстро. В связи с этим Манхейм называл молодежь «оживляющим посредником».
Все люди разные и развиваются по-разному, поэтому подход к работе с каждой группой должен отличаться. Но мы выделим общую познавательную (интеллектуальную) одаренность, которая проявляется во всех сферах деятельности человека. Выделяют несколько типов познавательной одаренности молодежи:
• молодежь в высоким уровнем IQ (более 135) — «сообразительные»;
• молодежь с высокой академической успешностью — «блестящие»;
• молодежь с высоким развитием творческих показателей — «креативы»;
• молодежь, которая занимается реальной деятельностью, с большими объемами знаний, с большим опытом работы, — «компетентные специалисты»;
• молодежь с экстраординарными способностями в определенной сфере — «талантливые»;
• молодежь с экстраординарными интеллектуальными способностями по анализу и предсказанию поведения — «мудрые».
Во многих странах уже практикуются на базе высших учебных заведений системы конкурсов, грантов и стипендий. Большинство из них применяют финансовую поддержку студентов. Систем довольно много, где-то приживается одна, где-то — другая. Одна из действующих систем — тьюторская: студенты сами выбирают себе курсы, прослушивают их, и преподаватель выбирает некоторых, с которыми занимается уже индивидуально.
В западных странах действует система сопровождения молодежи: после окончания университета студента ведут в течение 5—10 лет. При высших учебных заведениях работают системы консалтинговых агентств и центры по развитию карьеры, которые помогают с поиском работы после обучения. Часто устраиваются ярмарки вакансий не только на базе университета, но и на уровне города. С помощью таких мероприятий студенты получают свежую информацию о рынке труда, о вакансиях и требованиях. При подготовке к работе с одаренной молодежью необходимо создать проект работы, который должен иметь цели и задачи, примерный результат работы[4].
Важной особенностью является понимание того, кто заинтересован в реализации таких проектов, причем на разных этапах могут быть разные заинтересованные стороны: университеты, молодежь, власть и т. д.
В наиболее общем виде типовой проект состоит из четырех этапов:
1) поиск одаренной молодежи;
2) методы определения одаренности;
3) мониторинг развития одаренности;
4) поддержка и дальнейшее развитие одаренности.
Понятно, что на любом этапе реализации любого проекта могут возникнуть трудности и что проекты сильно отличаются друг от друга. Это значит, что к каждому проекту необходим индивидуальный подход, работа с разными группами одаренных ребят тоже должна быть разнообразной.
Молодежные форумы.
Инициатива проводить молодежные форумы стала очень популярной в России. Именно многочисленные молодежные форумы раскрывают потенциал современной молодежи, на форумах молодежь выступает с активными позициями по тем или иным вопросам. Площадки современных молодежных форумов позволяют реализовать следующие принципы:
• принцип индивидуализации — позволяет разработчикам создавать программы, ориентированные на каждого участника: каждый может сам пройти путь к знанию, которое ему необходимо;
• принцип открытости — предполагает расширение границ получения знаний, выход за рамки классического образования. На площадках форума реализуются всевозможные сессии, смотры проектов, встречи, конкурсы и т. д.;
• принцип вариативности — предполагает наличие нескольких вариантов программ; предоставляется право выбора для построения собственной программы обучения в условиях форума.
Участие в молодежных форумах — это своего рода высказывание своей социальной позиции, а общество заинтересовано в том, чтобы молодежь росла в условиях, когда каждый может свободно высказать свою гражданскую позицию. Важнейшими качествами каждого человека становятся инициативность, способность творчески мыслить и привносить что-то новое в свою жизнь и жизнь окружающих людей, находить новые решения старых задач и проблем, готовность и желание получать новые знания постоянно.
Именно молодежные форумы предоставляют возможность для молодых людей показать все, на что они способны и что они могут изменить в современном обществе.
Интернет ресурсы.
Интернет сейчас – это глобальная сеть, которая содержит в себе огромное количество информации, который практически каждый подросток впитывает в себя. Именно поэтому взрослые, преподаватели, психологи часто говорят о том, что всемирная паутина – это зло, которое является источником всех проблем. Безусловно, в этом есть доля правды, но главный посыл состоит в другом – можно ли с помощью Интернета и онлайн-платформ проводить социальную работу с молодежью?
Ответ будет однозначный: да. И этому уже есть примеры. Существования сайтов различных молодежных организаций, учреждений, сообществ приводит к тому, что дети из разных уголков страны имеют возможность общаться друг с другом и помогать[13].
Цель любой социальной работы с молодежью – это оптимизировать механизмы социального функционирования отдельного индивида или социальной группы, тем самым обеспечив достойные условия жизни в обществе. Но как же использовать для этого интернет-технологии. Рассмотрим это на примере такой технологии социальной работы с молодежью как консультирование и творчество (создание проектов).
Консультирование – это установка контакта между людьми, в котором один из них помогает другому в выявлении проблем и поиске их решения. Для этого необязательно иметь прямой контакт с собеседником, достаточно слышать его и его мысли. Онлайн-консультация прочно вошли в обиход различных сфер: финансы, медицина, юриспруденция и т.д. И сейчас активно внедряется как элемент социальной политики и социальной работы с молодежью. Примером этому могут быть онлайн-ресурсы помощи в трудной жизненной ситуации, поддержке семьи и детей.
Творческие технологии – наиболее развивающееся и перспективное направление в социальной работе в РФ. Выражается в разнообразных онлайн- проектах, направленных на вовлечение подростков и молодежь к коллективной творческой деятельности для создания чего-то качественно нового. Это содействует личностному и профессиональному развитию молодежи, а также знакомству с новыми людьми и сферами жизни. Примером такой онлайн- платформы, которая предлагает пользователям участие в конкурсах и конференциях, является сайт «Мирознай» созданный на базе ВГСПУ[24].
Проанализировав несколько онлайн-платформ, которые используют различные технологии социальной работы с молодежью, а также литературу на данную тему, можно сделать следующие выводы:
1. Социальная работа – это важная часть социальной политики государство, особенно если мы говорим о таком объекте, как молодежь. Это подверженная внушению социальная группа, которая нуждается в контроле и помощи со стороны государства.
2. Наличия большого числа современных технологий, которые используются при работе с молодежью, будут работать более эффективно с использованием интернет-технологий. Для этого необязательно переводить все элементы и части в сеть, а предоставлять лишь часть услуг заочно онлайн.
3. Технология консультирования и создание творческих проектов может быть полностью перенесена во всемирную сеть. Это поможет не только ускорить подачу заявок и предоставление результатов, но и позволит молодежи со всех уголков страны общаться между собой, обмениваться опытом и помогать в решение проблем, в том числе и связанных с социальными вопросами.
4. Проанализировав платформу «Мирознай», был сделан вывод о том, что подобные сервисы имеют достаточно ресурсов и механизмов для удаленной работы с молодежью.
5. Определены основные перспективы развития технологий социальной работы на базе онлайн-платформ, среди которых увеличение количество ресурсов, добавления новых методов и способов работы удаленно, изучение и внедрение поощрений за использование подобных порталов.
6. Основные социальные проекты страны могут использовать интернет- ресурсы как площадки для передачи информации молодежи, а также оказанию помощи тем, кому это необходимо посредством таких технологий как консультирование.
Таким образом, можно отметить, что все перечисленные способы взаимодействия с молодежной аудиторией по-своему интересны и полезны, у каждой есть свои достоинства и недостатки, но все они направлены на поддержку и активную работу с молодыми прогрессивными людьми. Молодежь — это активная, стремительно развивающаяся группа населения, подход к работе с которой должен постоянно меняться, отвечая современным вызовам общества. Кроме того, данный период активной жизни благоприятен для обучения и получения большого количества информации.
§2.Исследование технологии взаимодействия с молодежью
Рассмотрим эффективность такого способа взаимодействия с молодежной аудиторией, как волонтерство.
Сейчас много внимания уделяется изучению волонтерской деятельности. Эта деятельность имеет много аспектов, главнейшим из них является мотивация. Одним из важнейших мотивов является социальный, желание быть членом группы или коллектива. Помимо этого есть карьерные мотивы, желание обзавестись связями, знакомствами, получить хорошие рекомендации. В молодежном возрасте на первый план выходит потребность в самореализации[2].
По данным национального центра волонтерской работы в Великобритании, главным мотивом остается сама деятельность. Хотелось бы сказать несколько слов о своей мотивации молодежи вступления в волонтерское движение. Основным мотивом является желание некого разнообразия, интереса в своей жизни.
Волонтерская деятельность многообразна и каждое новое событие несет новые впечатления и новые ощущение от жизни. Это самое ценное молодых людей. Для волонтера одними из основных качеств является доброжелательность дружественность к окружающим. Было проведено исследование уровней доверия и доброжелательности волонтеров, а аткже их отношение к данному направлению взаимодействия. Исследование проводилась на базе ЮЗГУ.
В эмпирическом исследовании приняли участие 26 волонтеров. Возрастной состав испытуемых: 17-18 лет. Методика исследования-диагностика принятия других (по шкале Фейя), позволяющая определить уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.
Цель: определить уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру.
Результаты первичных данных представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру
№ Ф.И.О.
обучающихся Возраст Баллы Показатель принятия других
1 АА 14 36 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому2 БМ 14 39 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому3 БД 13 42 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому4 ЕМ 14 36 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому5 ИИ 14 32 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому6 КА 15 35 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому7 МА 14 37 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому8 ПА 15 35 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому9 СП 14 33 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому10 СА 14 32 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому11 СК 14 37 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому№ Ф.И.О.
обучающихся Возраст Баллы Показатель принятия других
12 ТА 14 36 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому13 ФП 14 37 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому14 ФЕ 14 31 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому15 ШД 14 36 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому16 ЯВ 14 47 средний показатель принятия
других с тенденцией к высокому17 ВА 15 27 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому18 КА 16 38 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому19 СР 16 25 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому20 ШТ16 33 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому21 КА 16 43 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому22 БК 16 30 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому23 МК 16 37 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому24 ВН 16 31 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому25 ДВ 16 32 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкому26 ММ 16 33 средний показатель принятия
других с тенденцией к низкомуАнализ результатов сводной таблицы позволил получить следующие процентные показатели:

Рис. 1. Уровень принятия окружающих
Как видно на диаграмме, 96% обследуемых волонтеров обладают средним показателем принятия других с тенденцией к низкому, и 4% – средним показателем принятия других с тенденцией к высокому.
Шкала «Принятие других» отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. В связи с проведенным исследованием можно констатировать, что быть волонтером – это иметь душевное призвание к данному виду деятельности или психологическую предрасположенность.
Так же среди респондентов был проведен опрос их мнения об эффективности данного способа взаимодействия в качестве самореализации себя в обществе и развития личностных качеств. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты опроса
Как видно из рисунка 2, 70 % респондентов, участвующих в волонтерских движениях, отмечают, что в данном направлении смогли найти себя, самореализоваться, и что волонтерство оказывает на них положительное влияние. 25% опрошенных отметили средний уровень, но данная категория также отмечала, что данное направление положительно сказывается на развитие их личности. 5% опрошенных затруднялись ответить на поставленный вопрос.Таким образом, на основе проведенного исследования можно отметить, что одним из эффективных методов взаимодействия с молодежью является волонтерство. Положительное влияние отметили сами респонденты в ходе опроса.
Также хочется сказать, что каковы бы не были мотивы волонтерства, оно остается исключительно положительным явление, светлой стороной общественной жизни молодежи и общества в целом.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Во второй главе были рассмотрены и проанализированы эффективные инновационные социальные технологии, которые применяются при работе с молодежью. Были выделены:
Образовательные технологии. Образовательные технологии могут рассматриваться как область педагогической науки и как отдельная образовательная технология. В процессе модернизации образовательной системы меняется сам процесс образования, меняются позиции студента и преподавателя, происходит включение других специалистов с другими позициями для изменения процесса обучения.
Формирование национально-государственной идентичности молодежи Формирование национально-государственной идентичности молодежи — это сложный процесс, в котором должны принимать участие многие агенты и институты социализации.
Волонтерство. Одна из задач волонтерства как деятельности (при получении такого опыта) — это формирование следующих компетенций:
• общекультурные компетенции (обеспечивают успех, адаптацию личности, решение профессиональных задач);
• профессиональные компетенции (успех и карьерный рост).
Проектная деятельность.
Достаточно популярный сегодня способ взаимодействия с молодежной аудиторией. Молодые люди нередко участвуют в таких проектах, которые являются еще и прибыльными. Умение работать в проекте — важное качество современного специалиста. На данный момент обучение проектной деятельности можно пройти только на курсах повышения квалификации.
Работа с одаренной молодежью.
Молодежные форумы.
Инициатива проводить молодежные форумы стала очень популярной в России. Именно многочисленные молодежные форумы раскрывают потенциал современной молодежи, на форумах молодежь выступает с активными позициями по тем или иным вопросам.
Интернет ресурсы.
Интернет сейчас – это глобальная сеть, которая содержит в себе огромное количество информации, который практически каждый подросток впитывает в себя. Именно поэтому взрослые, преподаватели, психологи часто говорят о том, что всемирная паутина – это зло, которое является источником всех проблем.
Но существования сайтов различных молодежных организаций, учреждений, сообществ приводит к тому, что дети из разных уголков страны имеют возможность общаться друг с другом и помогать.
Также были проанализированы онлайн-платформы, которые используют различные технологии социальной работы с молодежью.
Был сделан вывод, все перечисленные способы взаимодействия с молодежной аудиторией по-своему интересны и полезны, у каждой есть свои достоинства и недостатки, но все они направлены на поддержку и активную работу с молодыми прогрессивными людьми.
Во второй главе было проведено исследование эффективности такого способа взаимодействия с молодежной аудиторией, как волонтерство. Исследование проводилось в виде опроса. В результате исследования был сделан вывод, что волонтерство является достаточно эффективным методом взаимодействия с молодежью. Положительное влияние отметили сами респонденты в ходе опроса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате изучение материалов по данной теме и проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Молодежь играет особую роль, способствуя воспроизводству общества, как в демографическом, так и культурном аспекте. На всех исторических этапах существования человечества молодежь выполняет важную функцию, именно ей в скором будущем придется решать важнейшие проблемы экономического, политического и культурного развития государства.
В данной работе была дана психолого-педагогическая характеристика молодежного возраста. Выделены особенности данного возрастного периода. Было отмечено, что молодежь — активная возрастная группа, которая быстрее усваивает новую информацию, быстро разбирается в современных технологиях. Молодые люди постоянно находятся в поиске себя, пытаются реализоваться во всех сферах жизнедеятельности.
Так же в процессе исследования были изучены особенности коммуникации среди молодежи. Анализ литературы по проблеме формирования коммуникативного опыта у молодежи показал, что в молодежном возрасте потребность в общении значительно возрастает. Стремление к коммуникации не всегда воспринимается адекватно, что ведет за собой проблемы в поведении, восприятии собеседника, иногда приводит к агрессии. В педагогической науке неразработанными являются вопросы, связанные с формированием коммуникативных умений молодежи, что становится социальной проблемой.
Были выделены и проанализированы основные методы взаимодействия с молодежью, которые являются наиболее эффективными.
Был сделан вывод, что все перечисленные способы взаимодействия с молодежной аудиторией по-своему интересны и полезны, у каждой есть свои достоинства и недостатки, но все они направлены на поддержку и активную работу с молодыми прогрессивными людьми. Молодежь — это активная, стремительно развивающаяся группа населения, подход к работе с которой должен постоянно меняться, отвечая современным вызовам общества. Кроме того, данный период активной жизни благоприятен для обучения и получения большого количества информации.
Также было проведено исследование эффективности одного из перечисленных методов – волонтерство.
Исследование проводилась на базе ЮЗГУ. В эмпирическом исследовании приняли участие 26 волонтеров. Возрастной состав испытуемых: 17-18 лет. На основе проведенного исследования можно отметить, что волонтерство является одним из эффективных методов взаимодействия с молодежью. Положительное влияние отметили сами респонденты в ходе опроса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основные источники
Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах [Текст] / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
Астахов, П.А. Волонтер [Текст] / П.А. Астахов. - М.: Издательство «Эксмо» ООО, 2017. - 384 c.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
Гумплович, Л. Основы социологии. Пер. с нем. / Л. Гумплович. - М.: Ленанд, 2017. - 366 c.
Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник [Текст] / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. -352 с.
Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии: Учебник [Текст] / Н.М. Демидов. - М.: Academia, 2019. - 16 c.
Десятов, И.А. Специфика формирования межличностных отношений молодёжи в гендерном аспекте [Текст] / И.А. Десятов.- М.: Юрайт 2018. – 75 с.
Дедов, Н.П. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Н.П. Демидов. - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей». Москва. 2020. – 46 с.
Жукова, Н.В. Цифровое поколение (digitalnatives) - жизнь в сети [Текст] / Н.В. Жукова. – М.: Юрайт. 2019. – 93 с.
Зеленин, А.А. Развитие и организация работы с молодежью: Коллективная монография [Текст] / А.А. Зеленин, М.С. Яницкий. – Кемерово: ИНТ, 2017. – 279 с.
Иваненко, С.И. Межличностные отношения и проблема одиночества [Текст] /С.И. Иваненко. - М.: Юрайт.2018. – 182 с.
Иваненко, С.И. Межличностные отношения [Текст] / С.И. Иваненко. - М.: Юрайт. 2018. – 182 с.
Кудашкина, О.В. Развитие межличностных отношений молодежи в процессе психологического тренинга [Текст] / О.В. Кудашкина. - М.: Юрайт. 2018. – 13 с.
Родиков, Т.А. Воспитание молодежи. Патриотизм и волонтерство: Монография [Текст] / Т.А. Родиков. – Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2018. – 302 с.
Рудник, Б.Л. Совершенствование механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании [Текст] / Б.Л. Рудник, В.В. Романова. – М.: ИД ВШЭ, 2018. – 152 с.
Старикова, О.В. Молодежь как часть государственной политики: Монография [ Текст] / О.В. Старикова. – Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2016. – 216 с.
Труфанова, Р.И. Правовые и экономические основы государственной молодежной политики: Монография [ Текст] / Р.И. Тимофеева. – Стерлитамак: Стерлитимакский филиал БашГУ, 2018. – 215 с.
Фоменко, В.С. Компьютерные игры, социальные сети и их влияние на развитие личности [Текст] / В.С. Фоменко. - М.: Этерна, 2019. – 110 с.
Фрай, М. Волонтеры вечности [Текст] / М. Фрай. - М.: Амфора, 2020. - 452 c.
Харченко, К.В. Стратегическое планирование молодежной политики / К.В. Харченко // Стратегическое планирование: материалы к семинару/ Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2015. – С. 22 – 26.
Шутов, В. Основы современной социологии. 15 фундаментальных законов [Текст] / В. Шутов. - М.: Этерна, 2015. - 224 c.
Электронные ресурсы
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Статистика – режим доступа: http://www.gks.ru. [Дата обращения: 15 июня 2020].
Официальный сайт Государственного казенного учреждения Центра занятости населения города Кемерово [Электронный ресурс] / Информационно – статистическое обеспечение – режим доступа: http:// kemozn.ru. [Дата обращения: 15 июня 2020].
Официальный сайт Администрации города Кемерово [Электронный ресурс] / Информационное обеспечение – режим доступа: http://www. kemerovo.ru. [Дата обращения: 15 июня 2020].
Росмолодежь Федеральное агентство по делам молодежи [Электронный ресурс] / Статистика – режим доступа: http://www. fadm. gov.ru/activity/statistic. [Дата обращения: 15 июня 2020].


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156492
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 611 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
УрГЭУ СиНХ
Юрий выполняет работы за хорошую стоимость и максимально ответственно относится. Работа за...
star star star star star
РГУП
Благодарю заказчика за добросовестное исполнение! Тема раскрыта, регламент учтен на 100%
star star star star star
МИИТ
Хороший специалист, отзывчивый и всегда готов исправить\доработать что-то.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решение задач по предмету «Математика»

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 29 дек.

1 минуту назад

Отчет с выполнением заданий

Решение задач, Отчет, бух учет

Срок сдачи к 25 дек.

4 минуты назад

Расчет параметров участка электроэнергетической системы

Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника

Срок сдачи к 8 янв.

4 минуты назад
4 минуты назад

Сделать курсач по методике

Курсовая, Электротехника

Срок сдачи к 26 дек.

5 минут назад

Психология безопасности труда

Реферат, Русский язык и культура речи

Срок сдачи к 29 дек.

7 минут назад

Сделать реферат и презентацию

Презентация, Биомеханика

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

написать курсовую работу по уголовному праву

Курсовая, Уголовное право

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

Начертить 12 чертежей

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 9 янв.

8 минут назад

Феномен успеха и успешность в профессиональном развитии

Реферат, Психология

Срок сдачи к 28 дек.

9 минут назад

В файле прикреплен пример выполнения задания

Контрольная, Криминология

Срок сдачи к 27 дек.

9 минут назад

9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг

Реферат, История государства и права России

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, Английский язык

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Составить Проект массового взрыва

Контрольная, Взрывное дело, горное дело

Срок сдачи к 8 янв.

12 минут назад

Термодинамика

Решение задач, Термодинамика

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад

Нужен реферат, объем 15-20 страниц

Реферат, Безопасность в техносфере

Срок сдачи к 5 янв.

12 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, История

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.