это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3315118
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….……….5
1.1 Местное самоуправление и его двойственная природа…………….……….5
1.2 Муниципальная власть и муниципальные образования……………………6
1.3 Система органов местного самоуправления……………………….……….11
1.4 Бюджет органов местного самоуправления…………………….…………..15
1.5 Функции и принципы органов местного самоуправления……….………..18
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ……………………………………..21
2.1 Современное состояния местного самоуправления в РФ…………………21
2.2 Перспективы развития местного самоуправления в РФ…………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
На данный исторический момент в России сформировано достаточно слабоэффективное местное самоуправление. Нормативно-правовая база создана, органы местного самоуправления образованы, но эффективность работы оставляет желать лучшего. Это достаточно важная проблема, поскольку определяет будущее России как государства.
В современном мире автократические государства или полуавтократии становятся все менее жизнеспособными. Они экономически крайне неэффективны и участь их печальна. Определенно, ближайшее будущее за демократическими странами. Органы местного самоуправления являются одним из важнейших общественных институтов, фактически являющихся представителями так называемой «демократии снизу» или «низовой демократии». Данная система органов самоуправления – это столпы, на которых держится демократия в западноевропейских странах.
Органы местного самоуправления отвечают за множество вещей и имеют ряд очень важных функций – фактически, они определяют всю нашу жизнь. Вся наша страна состоит из муниципальных образований, и в каждом из них отвечают за решение первостепенных для местного населения вопросов.
Именно данные органы несут ответственность за охрану наших прав и свобод на местах, противопожарную охрану, в определенной степени - защиту жизни и здоровья.
Данные муниципальные органы оперируют денежными средствами, на которые обеспечивают функционирование всей окружающей нас системы. Не только бросающиеся в глаза, как благоустройство местного муниципального территориального образования, но и незаметные глазу.
Мы проживаем в России, но прежде всего мы живем в каком-то конкретном муниципальном территориальном образовании. Большинство нашего населения обычно забывают об этом. Данный орган самоуправления фактически, определяет дальнейшую нашу жизнь. И мы не имеем права отказываться от возможности ее изменить, не участвуя в его управлении, ведь наше необдуманное решение повлияет не только на нашу дальнейшую жизнь, но и на будущее наших детей.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение институтов и системы органов самоуправления, а также оценка современного состояния и перспектив развития местного самоуправления в России.
1. ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Местное самоуправление и его двойственная природа
В Российской Федерации одним из важнейших локомотивов движения в сторону развития современного гражданского общества является самоуправление на местах или же местное самоуправление. Более того, местное самоуправление является непосредственно институтом гражданского общества.
Однако, у него имеются ряд особенностей, одну из них можно изобразить следующим образом:
center220345Местное самоуправление
Местное самоуправление
left287020Гражданское общество
00Гражданское общество
39776402400301434465240030552323011430Государственная система власти
00Государственная система власти
Рис 1.1.1
Другими словами, местное самоуправление, являясь институтом гражданского общества, неразрывно связано с государственной системой власти. Однако, местное самоуправление олицетворяет собой также и прямое участие гражданского общества в решении вопросов, касающихся непосредственной жизнедеятельности последнего.
Вообще, под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая конституцией РФ самостоятельная деятельность населения, под свою непосредственную ответственность, в отношении решения вопросов местного значения как самостоятельно, так через органы местного самоуправления, в своих собственных интересах и интересах региона.
Институт же местного самоуправления представляет собой непосредственно систему органов местного самоуправления, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление обладает рядом возможностей:
left8255Возможности местного самоуправления
00Возможности местного самоуправления
862965168275right11430Легитимность
00Легитимность
85344018478500right13970Своя налоговая база для наполнения местного бюджета
00Своя налоговая база для наполнения местного бюджета
right132080Определенный круг полномочий
00Определенный круг полномочий
1148715263525Муниципальная собственность
00Муниципальная собственность
8724901714500
86296513462000
87249022987000right75565Определенная самостоятельность
00Определенная самостоятельность
Рис 1.1.2
Несмотря на то, что в нашей стране местное самоуправление организовано и работает уже три десятка лет, к сожалению, население до сих пор, в большинстве своем, не понимает принципов последнего и как результат - не видит его преимуществ. Более выраженное понимание наблюдается лишь в крупных городах – Москва и Санкт-Петербург. Жители, проживающие в регионах в своей массе до сих пор в достаточной мере так и не оценили возможностей собственного влияния на принятие решений в области местного самоуправления. С другой стороны – местная власть также не стремится наладить данные механизмы взаимодействия.
1.2 Муниципальная власть и муниципальные образования
Муниципальная власть в целом является довольно общим понятием. Фактически, это власть на местах, которая может существовать в разных видах и хозяйственных формах, а также располагаться в различных по своей сути территориальных образованиях.
Согласно научной теории, организация и самоорганизация живой материи является ее объективным и неотъемлемым свойством. Поскольку общество – это тоже система, то в социальной сфере подобная самоорганизация проявляется в самоуправлении. Если экстраполировать подобный взгляд, то государство также является вершиной самоорганизации общества. Предполагается, что местное самоуправления с исторической точки зрения являлось одной из ранних форм самоорганизации общества. По причине все более усложняющейся социальной жизни, войн подобные общества определенным образом расширялись и превращались в государства. Этим объясняется двойственная природа местного самоуправления.
По сути, местное самоуправление - это общественно-государственное образование, один из возможных способов самоорганизации общества на местном, региональном уровне. Развитое самоуправление на местах является признаком сильного государства, своеобразным стабилизирующим фактором во время социальных потрясений или экономических кризисов, что является неплохой альтернативной государственной власти в подобные времена.
Однако, в государствах с сильной государственной властью нередко происходит подавление местного самоуправления, что в свою очередь приводит к кризису государственности.
Местное самоуправление в первую очередь состоит из муниципальных образований, последние объединяют все общество в единую систему, состоящую из ряда элементов:
left311150Элементы системы муниципального образования
00Элементы системы муниципального образования
862965168275right11430Население
00Население
85344018478500right13970Выборные органы власти на местах
00Выборные органы власти на местах
right132080Территория муниципального образования
00Территория муниципального образования
1148715263525Муниципальная собственность
00Муниципальная собственность
8724901714500
86296513462000
Рис 1.2.1
Существует несколько основных типов муниципальных образований:
Таблица № 1.2.1
Основные типы муниципальных образований
№ Типы муниципальных образований Краткая характеристика
1. Городское поселение Поселение, в составе территорий которого присутствует либо поселок городского типа, либо непосредственно город.
2. Сельское поселение Поселение, в составе которого находится ряд или же один сельский населенный пункт.
3. Внутригородской район Муниципальное образование, находящееся внутри города, соответственно обусловленное внутригородским делением.
4. Муниципальный район Несколько поселений, которые объединены общей территорией.
5. Городской округ Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.
Собственно, границы муниципального района определяются согласно следующим факторам:
left311150Факторы, определяющие границы муниципального района
00Факторы, определяющие границы муниципального района
right11430Транспортная доступность для жителей района непосредственно центра района, дающая возможность его посетить и вернуться согласно своему месту проживания в течение одного рабочего дня
00Транспортная доступность для жителей района непосредственно центра района, дающая возможность его посетить и вернуться согласно своему месту проживания в течение одного рабочего дня
862965168275
right132080Наличие необходимости создания определенных условий для решений вопросов межпоселенческого характера
00Наличие необходимости создания определенных условий для решений вопросов межпоселенческого характера
9010658382000
right174625Необходимость создания условий на определенной территории государственных полномочий, переданных органам власти муниципалитета, законами субъекта Российской Федерации либо федеральными законами
00Необходимость создания условий на определенной территории государственных полномочий, переданных органам власти муниципалитета, законами субъекта Российской Федерации либо федеральными законами
891540889000
Рис 1.2.2
Местное самоуправление – это уход от централизованной власти, это регулирование деятельности муниципального образования помимо административных методов еще и экономическими. Взаимосвязь подобных управляющих органов должна строиться исключительно на договорной основе.
Конституция Российской Федерации для удобства решения вопросов на местах определяет территориальные основы местного самоуправления.
Последние представляют собой совокупность норм права, регулирующих порядок формирования и состав территории муниципального образования, установления и изменения его границ.
Местное самоуправление имеет преимущество в виде территориального верховенства непосредственно в пределах границ конкретного муниципального образования.
Территориальные основы местного самоуправления представляют собой следующие виды земель, что находятся на территории муниципального образования.
left5714Виды земель на территории муниципального образования
00Виды земель на территории муниципального образования
1129665187325148158812065Земли общего пользования
00Земли общего пользования
113919016573500right6350Реакционные зоны
00Реакционные зоны
113919024574500right126365Промышленные земли
00Промышленные земли
114871516637000right4445Земли, необходимые для размещения населения
00Земли, необходимые для размещения населения
right120650Земли городских и сельских поселений
00Земли городских и сельских поселений
11296656350
Рис 1.2.3
Существуют определенные принципы территориальной организации муниципальных образований в Российской Федерации:
Таблица № 1.2.2
Принципы территориальной организации муниципальных образований
№ Принципы территориальной организации Краткая характеристика
1. Поселенческий Муниципальные образования либо их части, что создаются как в сельских, так и в городских поселениях.
2. Территориально-поселенческий Муниципальные образования с общей территорией для нескольких поселений.
3. Территориальный принцип Муниципальное образование, которое создается на другой территории.
4. Специального назначения Муниципальное образование на территории, где установлен особый режим жизнедеятельности.
Среди видов муниципальных образований стоит также указать на муниципальные образования, созданные в местах проживания кочевых народов (временные) и общины малых народов.
Правовой основой местного самоуправления прежде всего является система нормативно-правовых актов, которая обеспечивает эффективное регулирование деятельности и организации управления на местах в РФ.
Непосредственно правовую основу для местного самоуправления в РФ составляют:
left5714Правовая основа местного самоуправления
00Правовая основа местного самоуправления
1129665187325148158812065Европейская хартия местного самоуправления
00Европейская хартия местного самоуправления
113919016573500right6350Нормы и принципы международного права
00Нормы и принципы международного права
113919024574500right126365Международные договоры
00Международные договоры
114871516637000right4445Конституция РФ
00Конституция РФ
right120650Федеральные законы
00Федеральные законы
right275590Конституции, законы, а также другие нормативно-правовые акты субъектов РФ
00Конституции, законы, а также другие нормативно-правовые акты субъектов РФ
11296656350
11582406350
1158240254000right82550Уставы муниципальных образований
00Уставы муниципальных образований
right187325Решения на референдумах и собраниях граждан
00Решения на референдумах и собраниях граждан
119062585090
1181100200025right6985Другие муниципальные правовые акты
00Другие муниципальные правовые акты
Рис 1.2.4
1.3 Система органов местного самоуправления
Стоит отметить, что для местного самоуправления в законодательстве РФ не учтен принцип разделения властей. Сами органы местного самоуправления также делятся на следующие виды:
left311150Виды органов местного самоуправления
00Виды органов местного самоуправления
right11430Коллегиальные и единоличные органы
00Коллегиальные и единоличные органы
862965168275
88201524193500right13970Учредительные, контрольные, исполнительно-распорядительные органы
00Учредительные, контрольные, исполнительно-распорядительные органы
right82550Органы, которые обладают либо не обладают правотворческой компетенцией
00Органы, которые обладают либо не обладают правотворческой компетенцией
8629657747000
Рис 1.3.1
Конкретно к учредительным органам можно отнести представительный орган и избирательную комиссию муниципального образования. Первый имеет право образовывать различные новые органы муниципального образования, принимать устав. Основная задачей муниципальной комиссии является установление действительного волеизъявления местного населения.
К органам, носящим исполнительно-распорядительные функции, можно отнести органы местной администрации. Основной функций исполнительных органов является надлежащее исполнение принятых местными органами исполнительных правовых актов, а также наиболее полная реализация последними государственных полномочий. Сам исполнительный орган является подотчетным соответствующему представительному органу.
Контрольные органы представляет ревизионная комиссия или контрольно-счетная палата, последняя обладает исключительно контрольными функциями.
К тем органам, в чьи обязанности входит создание нормативно-правовых актов, относятся такие муниципальные органы как избирательная комиссия, представительный орган, а также в некоторых случаях и глава местной администрации.
Коллегиальные органы – это органы, решение в которых принимаются коллегиально, единоличные – единолично. К первым можно отнести опять же избирательную комиссию и представительный орган, к последним – главу администрации.
Компетенция органов местного самоуправления оговорена конституцией. Они имеют право утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью, устанавливать налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Там, где заканчивается компетенция органов государственной власти, начинается уже компетенция органов местного самоуправления, иначе это называется принципом самостоятельности управленческих действий в отношении органов местного самоуправления. Последний формулируется следующим образом:
right6985Инициатива, а также свобода выбора решения по отношению к любым вопросам местного значения, в установленных законом пределах
00Инициатива, а также свобода выбора решения по отношению к любым вопросам местного значения, в установленных законом пределах
left6985Принцип самостоятельности управленческих действий
00Принцип самостоятельности управленческих действий
1005840174625
1253490226060Любое подобное решение не требует последующего утверждения госорганом или предварительного согласования, а также не может быть отменено как в судебном, так и в административном порядке
00Любое подобное решение не требует последующего утверждения госорганом или предварительного согласования, а также не может быть отменено как в судебном, так и в административном порядке
9963153937000
Рис 1.3.2
Органы местного самоуправления в праве решать следующий ряд вопросов:
left311150Вопросы, которые в праве решать органы местного самоуправления
00Вопросы, которые в праве решать органы местного самоуправления
1215390139700148158812065Организационно-административные
00Организационно-административные
119634023241000right82550Экономические
00Экономические
right250190Вопросы социокультурного значения
00Вопросы социокультурного значения
121539010922000
Рис 1.3.3
Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления.
Систему местного самоуправления следует также определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе реализации управленческих функций.
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в разных организационно-правовых формах. Вся совокупность организационно правовых форм на местах и образует систему местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования.
Система органов местного самоуправления состоит из следующих уровней:
Таблица № 1.3.1
Уровни системы органов местного самоуправления
№ Уровни Органы
1. Система органов местного самоуправления Глава муниципального образования
Представительные органы местного самоуправления
Исполнительные органы местного самоуправления
Иные органы и лица местного самоуправления
2. Система форм прямой демократии Муниципальные выборы
Собрание граждан
Референдум
Народная правовая инициатива
Территориально-общественное самоуправление
Обращение граждан в органы местного самоуправления
Муниципальные слушания
Система местного самоуправления состоит из следующих основ:
left311150Основы системы местного самоуправления
00Основы системы местного самоуправления
1129665187325148158812065Территориальная
00Территориальная
113919016573500right6350Правовая
00Правовая
right126365Организационная
00Организационная
11487153302000
114871517589500right33020Экономическая
00Экономическая
Рис 1.3.4
Что касается непосредственно экономической основы, то она представляет собой средства бюджетов местного самоуправления, а также муниципальную собственность.
Муниципальная собственность представляет собой имущество, принадлежащее по праву собственности гражданам и муниципальным образованиям. В состав муниципальной собственности входит:
left311150Состав муниципальной собственности
00Состав муниципальной собственности
1129665187325148158812065Земли
00Земли
113919016573500right6350Природные ресурсы
00Природные ресурсы
right126365Средства местных бюджетов
00Средства местных бюджетов
11487153302000
114871517589500right33020Различное движимое и недвижимое имущество
00Различное движимое и недвижимое имущество
114871527813000right144780Имущество муниципальных учреждений
00Имущество муниципальных учреждений
Рис 1.3.5
1.4 Бюджет органов местного самоуправления
Однако, как уже отмечалось выше, органы самоуправления из-за их двойственной природы будут регулироваться и государством. Последнее происходит через регулирование цен, а также дотации, инвестиции, контракты, нормативы, квоты, субвенции.
Государство знает, какое экономическое направление развивает данный муниципальный орган, приоритет развития местных рынков, развитость социальной инфраструктуры, поэтому еще одним инструментом влияния являются различные региональные программы.
Также очень важную роль в органах местного самоуправления является бюджет. Доходы местных бюджетов в РФ – это часть национального дохода, доля которого впоследствии переправляется в центральные фонды государства. Он формируется как за счет налоговых, так и неналоговых поступлений, в том числе за счет безвозмездных отчислений.
Нормативы централизации доходов утверждаются в федеральном бюджете на каждый финансовый год.
Как и любой бюджет, местные бюджеты состоят из расходной и доходной частей. Как уже отмечалось, пополняется он как с помощью налогов, так и неналоговых платежей. Существуют следующие местные налоги:
left311150Налоги, характерные для местных бюджетов
00Налоги, характерные для местных бюджетов
1129665187325148158812065Налог на имущество физических лиц
00Налог на имущество физических лиц
113919016573500right6350Налог на наследование или дарение
00Налог на наследование или дарение
right126365Земельный налог
00Земельный налог
11487153302000
114871517589500right33020Налог на рекламу
00Налог на рекламу
114871527813000right144780Местные лицензионные сборы
00Местные лицензионные сборы
Рис 1.4.1
К неналоговым видам доходов можно отнести следующие:
left311150Неналоговые виды доходов
00Неналоговые виды доходов
1129665187325148158812065Доходы от использования муниципального имущества
00Доходы от использования муниципального имущества
113919016573500right6350Доходы от различного вида платных услуг
00Доходы от различного вида платных услуг
right126365Доходы от продажи муниципальной собственности
00Доходы от продажи муниципальной собственности
11487153302000
right33020Полученные средства по итогу применения мер административной или гражданско-правовой ответственности
00Полученные средства по итогу применения мер административной или гражданско-правовой ответственности
114871524257000
Рис 1.4.2
Со стороны государства муниципалитеты также получают финансовую помощь.
Таблица № 1.4.1
Основные виды финансовой помощи со стороны государства
№ Виды помощи Краткая характеристика
1. Субсидии Средства, предоставленные на условиях долевого финансирования целевых расходов.
2. Субвенции Средства, выделяемые на определенный срок для определенных целей. В случае неиспользования в установленные сроки, а также не по назначению, подлежат возврату.
3. Дотации Средства, предоставленные местным бюджетам на безвозмездной основе, безвозвратно.
Расходная часть местных бюджетов формируется на основе реестров расходных обязательств конкретных муниципальных образований. Сами по себе расходы делятся на те, которые финансируются исключительно из местного бюджета, а также те, которые финансируются совместно с бюджетом РФ или бюджетом субъекта РФ.
Расходная часть включает себя следующие виды расходов:
left5714Основные виды расходы местных бюджетов
00Основные виды расходы местных бюджетов
1129665187325148158812065Расходы, связанные с решением вопросов на местах
00Расходы, связанные с решением вопросов на местах
113919016573500right6350Расходы по муниципальным ссудам и займам
00Расходы по муниципальным ссудам и займам
right126365Расходы по осуществлению ряда государственных полномочий органов самоуправления
00Расходы по осуществлению ряда государственных полномочий органов самоуправления
11487157112000
right166370Ассигнования на страховку объектов муниципальной собственности и госслужащих
00Ассигнования на страховку объектов муниципальной собственности и госслужащих
11391907874000
1167765349250right196850Иные виды расходов
00Иные виды расходов
Рис 1.4.3
Принцип сбалансированности бюджета характерен не только для госбюджета или бюджетов предприятия – он соблюдается везде, в том числе и для бюджета органов местного самоуправления, расходы должны соответствовать доходам.
В противном случае стоит ожидать дефицит бюджета.
1.5 Функции и принципы органов местного самоуправления
Собственно, под функциями местного самоуправления подразумеваются основные направления муниципальной деятельности, которые обусловлены их природой, задачами и целями муниципальной деятельности, их непосредственным местом в системе народовластия.
Таблица № 1.5.1
Функции органов местного самоуправления
№ Виды функций Функции
1. Социально-целевые Обеспечение возможности принятия участия населения в решении вопросов местного значения.
Управление финансовыми средствами и муниципальной собственностью.
Обеспечение прав, свобод и интересов населения на местах.
Охрана общественного порядка.
Представительство и защита прав местного населения.
2. Социально-организационные Анализ, а также сбор информации.
Выработка и последующее принятие управленческих решений.
Координация.
Организация.
Контроль и учет.
Регулирование.
Местное самоуправление способно самостоятельно решать вопросы, возникающие на местах, без вмешательства центральной власти, сочетая интересы последней и местного общества. Помимо организационных функций на ней лежат также и защитные, обеспечивая охрану и защиту прав и свобод местного населения. Данные функции, по причине регулярного и целенаправленного воздействия населения на изменение уровня регулирования этих функций, отличаются загруженностью, трудоемкостью, эффективностью и стабильностью.
Чем более развиты данные функции в совокупности, тем более эффективно работает система местного самоуправления.
Непосредственно сами органы местного самоуправления организуют исполнение правовых актов, указов президента и федеральных законов РФ. Также они осуществляют координацию и деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Наименование органов самоуправления выбираются на основе уставов муниципальных образований.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральными законами.
Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования.
Изменение границ данных административно-территориальных единиц происходит с учетом мнения населения, здесь проживающего.
Местное самоуправление работает по определенным принципам:
left40005Принципы местного самоуправления
00Принципы местного самоуправления
right11430Обособление местного самоуправления по отношению к системе управления обществом и государством
00Обособление местного самоуправления по отношению к системе управления обществом и государством
113919088900
right12065Самостоятельное решение местным населением всех вопросов местного же значения
00Самостоятельное решение местным населением всех вопросов местного же значения
113919024574500
right132080Большое многообразие форм организации местного самоуправления
00Большое многообразие форм организации местного самоуправления
112966525400
1177290393065right164465Соответствие полномочий местного самоуправления материально-ресурсной базе
00Соответствие полномочий местного самоуправления материально-ресурсной базе
Рис 1.5.1
Система местного самоуправления – это в определенной степени система реализации волеизъявления граждан на местах. Данный институт создан для обеспечения самостоятельного решения гражданами разного вида местных вопросов, учитывая интересы этих граждан, а также исторических и других национальных, и местных традиций.
Можно сделать следующий вывод, что сущность органов самоуправления двойственна, с одной стороны она представляет интересы общества, с другой – интересы государственной власти. Такая сложная позиция делает систему органов местного самоуправления одним из важнейших институтов современного общества и государства.
Эффективность органов местного самоуправления отражает уровень демократии в стране, наоборот – ущемление или снижение функций и возможностей данного института снижает степень демократичности власти.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
2.1 Современное состояния местного самоуправления в РФ
Если посмотреть на современное состояние местного самоуправления в РФ, то можно прийти к неутешительным выводам – оно крайне малоэффективно. С одной стороны, это полезный и важный общественный институт, но власти на местах отнюдь не торопятся разъяснять все возможности данного института и соответствующие права гражданам.
По этой причине, а также по причине большой коррупции на местах, местное самоуправление имеет крайне низкий уровень собственной эффективности.
К сожалению, для формирования эффективной власти на местах требуются хорошо отлаженные институты и работающая система, либо эффективный костяк кадров на местах. К сожалению, последняя не всегда бывает, да и для ее отладки и эффективного взаимодействия нужно время. Для создания хорошо работающих институтов на местах также необходимо время и новые муниципальные реформы.
Сама муниципальная реформа осуществляется крайне медленно, неэффективно и противоречиво. Если организационно-правовая база хоть немного меняется, то коррупция и вопросы экономического характера решаются крайне медленно.
Ввиду пусть уже и далекого советского прошлого государству досталась в наследие довольно слабая развитость финансово-экономических основ управления на местах. Ввиду достаточно скудной местной налогооблагаемой базы, низкой рентабельностью многих объектов муниципальной собственности, а также в связи с преобладанием регулирующих доходных источников непосредственно в структуре бюджетов местного самоуправления, все это снижает эффективность местных бюджетов и не позволяет им в наиболее полной мере решать местные вопросы и занять достойное место в системе местных рыночных отношений.
Также стоит отметить достаточно низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Однако на данный момент можно заметить следующие положительные изменения:
left40005Положительные изменения после
реформ 2000-х гг.
00Положительные изменения после
реформ 2000-х гг.
right11430Сформирована новая двухуровневая модель самоуправления на поселенческом уровне, наиболее качественно удовлетворяющая интересы населения
00Сформирована новая двухуровневая модель самоуправления на поселенческом уровне, наиболее качественно удовлетворяющая интересы населения
118681588900
right107315Окончательно разграничены вопросы ведения и бюджетных поступлений между различными уровнями власти
00Окончательно разграничены вопросы ведения и бюджетных поступлений между различными уровнями власти
11963408953500
right179705Добавлены новые механизмы, позволяющие населению наиболее полно участвовать в принятии решений и изъявлении своей воли
00Добавлены новые механизмы, позволяющие населению наиболее полно участвовать в принятии решений и изъявлении своей воли
1196340149225
right374015Установлены правила передачи государственных полномочий системе органов местного самоуправления
00Установлены правила передачи государственных полномочий системе органов местного самоуправления
117729094615
right164465Зарегулированы различные формы межмуниципального сотрудничества
00Зарегулированы различные формы межмуниципального сотрудничества
117729090170
Рис 2.1
Казалось бы, часть функций в сфере социального и экономического развития была передана на местный уровень более полутора десятилетий назад, тогда же были заложены единые принципы функционирования системы органов местного самоуправления. Другими словами, спустя довольно длительное время должна сформироваться достаточно эффективная система организации управления на местах. Однако, за любой системой необходимо следить, она должна адекватно отвечать вызовам времени. В последнее десятилетие стране было не до реформ местного самоуправления, многие недоработки выросли до устрашающих масштабов, хотя бы та же коррупция на местах. До сих пор не проведен достаточный уровень разграничений при оформлении прав на земельные участки.
Также стоит отметить, что органам местного самоуправления для осуществления всего комплекса властных полномочий не хватает собственных бюджетных средств, большинство регионов нашей страны – дотационные. Государство постоянно предлагает для этих регионов дотации, субсидии или субвенции. В большинстве случаев собственные доходы муниципалитетов, как правило, составляют в районе 40-50% от требуемых расходов. Непосредственно сами налоги, которые взымают органы местного самоуправления, также представляют собой небольшую долю от этого числа. Последнее происходит по ряду причин, но основная – часто не зарегистрированы права собственности на частные дома или земельные участки некоторых граждан. Также, существуют и проблемы непосредственно со сбором налогов.
Стоит отметить, что при существующей системе межбюджетных отношений органы местного самоуправления не в состоянии решить в надлежащей мере все закрепленные за ними вопросы местного значения. И с каждым годом этот перечень вопросов местного значения расширяется.
Есть множество вопросов, которые в ближайшее время не будут решены. Это мероприятия по гражданской обороне, мобилизационной подготовке граждан, по защите территорий и населения от сил форс-мажорного характера, в том числе и техногенного, и тому подобное.
Ввиду недостаточности урегулирования полномочий между органами местного самоуправления, последние часто заключают соглашения друг с другом по урегулированию тех или иных вопросов, передавая полномочия по решению определенного их ряда друг другу.
Еще одна проблема состоит в кадрах – растет число должностных лиц и депутатов местного значения, не имеющих должной квалификации либо опыта для выполнения своих непосредственных должностных обязанностей. Система адекватной подготовки и переподготовки кадров до сих пор так и не создана.
2.2 Перспективы развития местного самоуправления в РФ
Тем не менее, за эти 30 лет государством была проделана достаточно большая работа:
left5714Оценка эффективности работы местного самоуправления
00Оценка эффективности работы местного самоуправления
1129665187325148158812065Государство приступило к разбору законодательных завалов
00Государство приступило к разбору законодательных завалов
113919016573500right6350Определилось с правами и обязанностями муниципалитетов
00Определилось с правами и обязанностями муниципалитетов
right126365Вплотную подошло к решению вопросов собственности и финансовой обеспеченности органов местного самоуправления
00Вплотную подошло к решению вопросов собственности и финансовой обеспеченности органов местного самоуправления
11487158064500
right189230Намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей
00Намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей
11487158826500
Рис 2.2
К сожалению, права населения на осуществление местного самоуправления как правило соблюдаются только на бумаге. Для того, чтобы это получило реальное воплощение, необходимо:
left5714Факторы увеличения доли гражданского участия в местном самоуправлении
00Факторы увеличения доли гражданского участия в местном самоуправлении
right7619Наличие у населения осознанной воли для осуществления собственного права на местное самоуправление
00Наличие у населения осознанной воли для осуществления собственного права на местное самоуправление
1129665187325
right224790Наличие непосредственно возможности для осуществления собственного права участия в местном самоуправлении
00Наличие непосредственно возможности для осуществления собственного права участия в местном самоуправлении
114871519875500
114871521399500right8255Наличие определенных механизмов для осуществления такого права (референдумы, собрания, конференции)
00Наличие определенных механизмов для осуществления такого права (референдумы, собрания, конференции)
Рис 2.3
К сожалению, все вышеперечисленное находится в данный момент лишь в процессе формирования. Правовое обеспечение и оформление местного самоуправления протекает несколько более быстрыми темпами. Создание необходимой экономической базы для этого идет достаточно медленно. Причем именно проблемы экономической базы, а также в целом – проблемы экономического характера местного самоуправления являются основным сдерживающим фактором в развитии системы органов местного самоуправления в России. До сих пор сохраняющаяся экономическая зависимость регионов от центра влияет не только отсутствием на местах необходимой экономической базы, но имеет место и обратная зависимость – государство экономически влияет на местную власть, тем самым увеличивая централизацию власти и уменьшая возможность людей повлиять на управление решениями местных вопросов, тем самым снижая возможности местной власти, а также уровень демократии в стране.
На все это накладывается проблема с кадрами – современные муниципальные служащие должны владеть основами менеджмента и экономики. Они должны перестать думать исключительно с бухгалтерской точки зрения, как налоговики, им требуется научиться строить экономические прогнозы, ставить рыночные задачи.
Создавать и развивать муниципальные предприятия, снижать, а не увеличивать налоги в кризис, участвовать в предприятиях долевой собственностью, различные виды концессий, сдачи в аренду муниципального имущества, продажа убыточной муниципальной собственности, делать привлекательным муниципальное образование для инвесторов, стимулирование развития малого бизнеса и тому подобное.
Все это в перспективе способно привести к созданию реальной эффективной системе органов местного самоуправления.
Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства, и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
Возможно, усиление экономической самостоятельности регионов является единственным путем превращения России в действительно правовое государство.
Также довольно целесообразным будет закрепление в законах возможности отрешения от должности или отзыва представительным органом главы муниципального образования, тем самым соблюдая принцип разделения властей, снизив чрезмерное влияние административной ветви власти.
Однако, часть законов и условий для местного самоуправления уже были созданы, поэтому постепенно за последний довольно длительный период органы местного самоуправления развиваются и совершенствуются. Накапливается нужный, очень необходимый положительный опыт почти независимого от центральной власти функционирования. Постепенно система укореняется. Ни одна страна не может считаться в полной мере демократической, если население лишь принимает участие в выборах, но не участвует и не стремится участвовать в управлении страной. Это хоть и необходимое, но недостаточное условие для построения демократического государства. Демократия должна идти снизу, от органов самоуправления на местах.
Через местный уровень власти проходит наиболее короткий путь к решению жизненно важных вопросов для граждан.
Развитие малого бизнеса на местах имеет первостепенное значение для увеличения финансовой базы органов местного самоуправления в будущем. Это вполне можно делать, составляя концессии и подобные договоры с частными предприятиями. Последние гораздо более эффективней способны позаботиться об условиях жизнедеятельности граждан, чем государство.
Также частный бизнес можно использовать в качестве помощи определенным ущемленным категориям граждан, создавая для предприятий различные налоговые льготы, напрямую не используя государственную машину. Таким образом столь необходимая социальная защита населения развивается на местах.
Также одной из основных задач в целях повышения эффективности местного самоуправления на местах является повышение уровня политической культуры населения, постепенное приобщение последнего к сфере управления на местах и к решению вопросов местного характера. К сожалению, российское населению, судя по активности последнего на парламентских выборах, недостаточно хорошо осознает последствия утраты рычагов воздействия на окружающую его сферу управления. С другой стороны и сами власти не стремятся доводить до сведения граждан данную информацию. Подобное взаимно равнодушное отношение вполне способно привести к дискредитации демократической основы местного самоуправления, а также полному разочарованию населения в подобной модели. Ряд специалистов считает, что демократическое сознание формируется десятилетиями, должно смениться хотя бы 1-2 поколения. Россияне не привыкли жить с принципом разделения властей. Не последним фактором, укореняющим подобную ситуацию, является воспитание. Такие качества как предприимчивость, самостоятельность, чувство собственного достоинства, ответственность и инициативность в наших российских реалиях губятся на корню. Эти качества, в свою очередь, не сформировали чувство собственности.
Местные власти должны способствовать включению граждан в рыночный механизм. Информируя последних о положительных результатах опробовавших себя в свободном предпринимательстве сограждан и вообще повышая экономическую и юридическую грамотность последних.
Возможно, стоит воспользоваться опытом Евросоюза. Столкнувшись с отказом определенной доли граждан участвовать в управлении по причине недоверия или с отсутствием веры в собственные силы – в то, что они способны что-то изменить, местные муниципалитеты решили ввести ряд новых методов общественного участия. Вместо референдумов наиболее часто стали использоваться информационные собрания, а также встречи с различного рода общественными организациями и слушания по общественно значимым вопросам. Проводились социологические опросы, организовывались совещательные комитеты по определенным вопросам. После этого результаты доносились непосредственно до органов местного самоуправления. Подобные методы оказывают влияние на пассивных сограждан, и позволяя охватить все уровни участия, закладывают и развивают основы демократии в обществе.
Касаемо наших реалий, подобные меры способны для начала заложить демократические основы прежде всего в сознание нашего населения. А затем развивать их и уже углублять.
Также необходимы более эффективные антикоррупционные мероприятия и соответствующие законы в отношении органов государственной власти. В некоторых муниципальных образованиях уже сформированы телефоны доверия, последние уже приносят свои плоды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В РФ одним из важнейших локомотивов движения в сторону развития современного гражданского общества является самоуправление на местах или же местное самоуправление. Более того, местное самоуправление является непосредственно институтом гражданского общества. Оно неразрывно связано с государственной системой власти, однако олицетворяет собой и прямое участие гражданского общества в решении вопросов, касающихся непосредственной жизнедеятельности.
Вообще, под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая конституцией РФ самостоятельная деятельность населения, под свою непосредственную ответственность, в отношении решения вопросов местного значения как самостоятельно, так через органы местного самоуправления, в своих собственных интересах и интересах региона.
Институт же местного самоуправления представляет собой непосредственно систему органов местного самоуправления, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В РФ местное самоуправление организовано и работает уже три десятка лет, но население до сих пор, в большинстве своем, не понимает принципов последнего и как результат - не видит его преимуществ.
Муниципальная власть является довольно общим понятием. Фактически, это власть на местах, которая может существовать в разных видах и хозяйственных формах, а также располагаться в различных по своей сути территориальных образованиях.
По сути, местное самоуправление - это общественно-государственное образование, один из возможных способов самоорганизации общества на местном, региональном уровне. Местное самоуправление в первую очередь состоит из муниципальных образований.
Местное самоуправление – это уход от централизованной власти, регулирование деятельности муниципального образования помимо административных методов еще и через экономические. Имеет преимущество в виде территориального верховенства непосредственно в пределах границ конкретного муниципального образования.
Территориальные основы местного самоуправления представляют собой определенные виды земель, что находятся на территории муниципального образования.
Правовой основой местного самоуправления прежде всего является система нормативно-правовых актов, которая обеспечивает эффективное регулирование деятельности и организации управления на местах в РФ. Для местного самоуправления не учтен принцип разделения властей.
Компетенция органов местного самоуправления оговорена конституцией. Они имеют право утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью, устанавливать налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения. Там, где заканчивается компетенция органов государственной власти, начинается уже компетенция органов местного самоуправления, или принцип самостоятельности управленческих действий.
Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления. Осуществляется гражданами в разных организационно-правовых формах. Что касается экономической основы, то она представляет собой средства бюджетов местного самоуправления, а также муниципальную собственность.
Под функциями местного самоуправления подразумеваются основные направления муниципальной деятельности, которые обусловлены их природой, задачами и целями муниципальной деятельности, их непосредственным местом в системе народовластия. Помимо организационных функций на ней лежат также и защитные, обеспечивая охрану и защиту прав и свобод местного населения. Чем более развиты данные функции в совокупности, тем более эффективно работает система местного самоуправления.
Органы местного самоуправления организуют исполнение правовых актов, указов президента и федеральных законов РФ, осуществляют координацию и деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ данных административно-территориальных единиц происходит с учетом мнения населения, здесь проживающего.
Эффективность органов местного самоуправления отражает уровень демократии в стране, наоборот – ущемление или снижение функций и возможностей данного института снижает степень демократичности власти.
Современное состояние местного самоуправления в РФ крайне малоэффективно. Власти на местах отнюдь не торопятся разъяснять все возможности данного института и соответствующие права гражданам.
Также по причине большой коррупции на местах, местное самоуправление имеет крайне низкий уровень собственной эффективности.
Для формирования эффективной власти на местах требуются хорошо отлаженные институты и работающая система, либо эффективный костяк кадров.
Ввиду достаточно скудной местной налогооблагаемой базы, низкой рентабельностью многих объектов муниципальной собственности, а также в связи с преобладанием регулирующих доходных источников непосредственно в структуре бюджетов местного самоуправления, все это снижает эффективность местных бюджетов и не позволяет органам самоуправления в наиболее полной мере решать местные вопросы и занять достойное место в системе местных рыночных отношений. При существующей системе межбюджетных отношений органы местного самоуправления не в состоянии решить в надлежащей мере все закрепленные за ними вопросы местного значения.
Еще одна проблема состоит в кадрах – растет число должностных лиц и депутатов местного значения, не имеющих должной квалификации либо опыта для выполнения своих непосредственных должностных обязанностей. Система адекватной подготовки и переподготовки кадров до сих пор так и не создана. Современные муниципальные служащие должны владеть основами менеджмента и экономики. Они должны перестать думать исключительно с бухгалтерской точки зрения, как налоговики, им требуется научиться строить экономические прогнозы, ставить рыночные цели.
Все это в перспективе способно привести к созданию реальной эффективной системе органов местного самоуправления.
Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства, и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления.
Развитие малого бизнеса на местах имеет первостепенное значение для увеличения финансовой базы органов местного самоуправления в будущем. Это вполне можно делать, составляя концессии и подобные договоры с частными предприятиями. Также частный бизнес можно использовать в качестве помощи определенным категориям граждан, создавая для предприятий различные налоговые льготы, вводя социальные программы.
Одной из основных задач в целях повышения эффективности местного самоуправления на местах является повышение уровня политической культуры населения, постепенное приобщение последнего к сфере управления на местах и к решению вопросов местного характера.
Местные власти должны способствовать включению граждан в рыночный механизм. Информируя последних о положительных результатах опробовавших себя в свободном предпринимательстве сограждан и вообще повышая экономическую и общую правовую грамотность последних.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации с поправками 2020 года. – М.: Айрис-пресс, 2020. – 96 с.
Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / отв. ред. И. В. Бабичев. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 528 с.
Алексеев И. А. Муниципальное управление и местное самоуправление: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 353 с.
Бышков П. А. Муниципальный контроль в сфере соблюдения законодательства о землепользовании и застройки территорий: монография / отв. ред. П. А. Бышков. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. —191 с.
Васильев А. А. Муниципальное управление и местное самоуправление: словарь. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 300 с.
Васильев В. И. Развитие демократических принципов и институтов на муниципальном уровне: правовые основы: монография / отв. ред. В. И. Васильев. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2021. — 288 с.
Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики: монография / отв. ред. А. Г. Воронин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 176 с.
Головчин М. А. Образование как сфера приложения усилий государства и общества: региональный аспект: монография / отв. ред. М. А. Головчин. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 100 с.
Дементьев И. В. Территориальная организация местного самоуправления в РФ: тенденции, критерии, перспективы - М.: Юр. Норма, 2021. - 352 с.
Захаров Н. И. Государственное и муниципальное управление: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 288 с.
Иванов В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 383 с.
Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Наука, 2009. - 352 с.
Кабашов С. Ю. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений: монография /отв. ред. С. Ю. Кабашов. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 286 с.
Карпова В. В. Финансовый механизм распределения расходов региональных и муниципальных бюджетов: монография / В. В. Карпова, Т. П. Карпова, А. В. Ремжов. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 188 с.
Кожевников О. А. Местное самоуправление в единой системе публичной власти. Вектор и последствия конституционной реформы в Российской Федерации: монография / отв. ред. О. А. Кожевников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 343 с.
Кузнецов Ю. В. Государственное стратегическое управление: монография / отв. ред. Ю. В. Кузнецов. – СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
Леонидова Г. В. Сфера образования территорий: состояние и перспективы: монография / отв. ред. Г. В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 153 с.
Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 445 с.
Николаев В. А. Теория и практика распределения налоговых полномочий в России: монография / В. А. Николаев. – М.: Логос, 2020. - 172 с.
Овчинников И. И. Актуальные проблемы муниципального права: учебник / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. – М.: РГУП, 2020. - 456 с.
Орешин В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 178 с.
Панфилов А. Н. Культура и местное самоуправление: конституционно-правовые аспекты взаимодействия: монография / отв. ред. А. Н. Панфилов. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 238 с.
Пинская М. Р. Потенциал роста налоговых доходов региональных и местных бюджетов: монография / отв. ред. М. Р. Пинская. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 147 с.
Пономаренко Е. В. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 377 с.
Попов Р. А. Современные системы управления деятельностью: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 309 с.
Уваров А. А. Местное самоуправление как форма публичной власти народа в Российской Федерации: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 320 с.
Угурчиев О. Б. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О. Б. Угурчиев, Р. О. Угурчиева. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 378 с.
Ускова Т. В. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета: состояние, проблемы, тарифное регулирование: препринт / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 88 с.
Черкасов А. И. Муниципальное управление в демократических государствах: организация и проблемы функционирования. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 224 с.
Чихладзе Л. Т. Местное самоуправление в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Тбилиси: Справедливая Грузия, 2020. - 122 с.
Чупилкина А. Ф. Конституционно-правовые основы местного самоуправления: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2018. - 135 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!