это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3367324
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения подростков………………………………………………………………............5
1.1 Понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»……………………..…..5
1.2 Биогенетический и социогенетический подходы к агрессии…………..…9
1.3 Особенности агрессивного поведения у подростков……………………..13
Глава 2
2.1
2.2
Заключение…………………………………………………………………....
Список литературы…………………….………………..……………………..
Приложения………………………………………………………………...…
Введение
Одной из наиболее значимых проблем современного российского общества продолжает оставаться прогрессирующая агрессия. Становление личности подростка, его самочувствие и эмоциональное благополучие очень важны. Важно вовремя заметить проявления агрессии у подростков, помочь им установить дружеские отношения со сверстниками, научить конструктивному разрешению конфликтных ситуаций и корректному взаимодействию с окружающими.
Проблемы подростковой агрессивности получили развитие в исследованиях отечественных ученых А. В. Петровского, Р. Бэрона и Д. Ричардсона, Е.Г. Шестаковой, В.А. Аверина, Н.Д. Левитова, В.А. Попова и др.
Исходя из этого, поставлена цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения подростков
Объект исследования: агрессия.
Предмет исследования: агрессивное поведение подростков.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил оформить следующую основную гипотезу: подростки могут быть склонны к агрессивному поведению.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятия «агрессия» и «агрессивное поведение».
2. Изучить биогенетический и социогенетический подходы к агрессии.
3. Рассмотреть особенности проявления агрессии у подростков.
4.Организовать и провести исследование агрессивности подростков.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методологическую основу исследования: составили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы агрессией. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: обобщение научных данных, наблюдение, в качестве диагностических методов использовались следующие методики -
В ходе первого этапа исследования изучалась литература по проблеме исследования, формулировались теоретико-методологические положения, цели и задачи работы.
На втором этапе продолжался анализ литературы, проведено исследование, которое было организовано на базе
На заключительном этапе мы обобщили и проанализировали полученные данные.
Проведенное исследование позволило построить теоретическую модель работы, конкретизировать задачи и гипотезу исследования.
На третьем этапе обобщались, анализировались и интерпретировались полученные данные, намечалась перспектива дальнейшего исследования проблемы.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась применением надежных и апробированных в психологической науке методов исследования, а также содержательным анализом полученных данных.
Новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней были глубоко изучены особенности агрессивного поведения подростков.
Практическая значимость данной работы: результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов, педагогов для диагностики уровня агрессии у подростков, а также в психологическом консультировании.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности
Понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»
В настоящее время существует множество определений агрессии, агрессивности и агрессивного поведения.
По мнению Р.С. Немова, агрессивность - это черта характера, проявляющаяся во враждебном отношении человека к людям и к окружающему миру, в целом. Агрессивным поведением называют враждебные действия, при этом данные действия не могут быть оправданы сложившимися обстоятельствами, например, необходимостью самообороны или защиты других людей [16].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия - это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда живому объекту. Т.е. агрессия – это преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве [3].
Более точным, на наш взгляд, является определение агрессии Б. Г. Мещеряковой и В. П. Зинченко. По их мнению, агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, которое явно противоречит нормам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, приносит физический ущерб людям и приводит к психологическому дискомфорту (негативным эмоциям, напряжению, страху, подавленности и т. п.) [23].
По мнению Шестаковой Е. Г., агрессивное поведение включает в себя действия, причиняющие ущерб другим людям [3].
В.А. Аверин считает, что есть существенная взаимосвязь между агрессивным поведением, ситуацией, в которой находится человек и окружающие люди, с которыми он взаимодействует. Также он подчёркивает взаимосвязь агрессивного поведения с личностными качествами человека. Зная данные качества, иногда можно спрогнозировать ожидаемое поведение. Но прогноз может быть и ошибочным, поскольку сами по себе качества - это только предпосылки того или иного поступка. По его мнению: «Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать агрессивное поведение» [1].
По мнению В.А. Попова, агрессивное поведение заключается в демонстрации чувства превосходства в силе, либо в применении данной силы по отношению к другому человеку или группе лиц, по отношению к которым человек стремится причинить вред [23].
Реан А.А. определил 5 базовых направлений изучения агрессии: инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.) [20].Так, 3. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и 3. Фрейд, считает, что ребёнок не способен справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку значительно снизить его агрессивность.
Сторонники теории социального научения придерживаются иной точки зрения, они считают, что чем чаще ребенок совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
По мнению А. Берковица, поведение всё - таки можно контролировать. Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка [11].
Таким образом, агрессия - это действие, агрессивность - черта личности и готовность к агрессии, агрессивное поведение - это внешне выраженное действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессия не возникает вне социального взаимодействия - к возникновению агрессии приводят разные аспекты межличностных отношений.
Большинство исследователей подчёркивают негативную сторону проявления агрессии, но есть и те, кто находит позитивные проявления в агрессивных действиях. Например, В. Клайн считает, что в агрессии есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям [12].
Н.Д. Левитов считает, что в агрессивных действиях есть волевые качества: решительность, целеустремленность, настойчивость, а также инициативность и смелость [13].
Агрессивность может иметь качественную и количественную характеристики. Также она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие агрессии у человека приводит к пассивности, конформности (ведомости) и т.д. Чрезмерное же проявление агрессии начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной.
Различают также агрессивность недифференцированную, которая характеризуется отсутствием конкретного объекта или предмета агрессии.
Локальная агрессивность характеризуется наличием конкретного объекта или предмета агрессии.
Выделяют прямую (открытую) и скрытую агрессивность. Различия заключаются в намерениях «агрессора»: в первом случае «агрессор» не скрывает своих намерений, а во втором случае он старается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание обидеть партнера по общению, возможно, чтобы не вызвать неприязни и ответной агрессии. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физической (сопровождающейся действиями – ударами, нападением и т.д.), вербальной (словесной) и экспрессивной, или невербальной (оскорбительные жесты, усмешка). Скрытая агрессия проявляется в формах физической (действия, подчеркивающие, что собеседника не замечают), вербальной (клевета, раскрытие информации личного характера, слова, вызывающие у другого человека чувство вины) и невербальной (избегание взгляда, мрачное выражение лица в ответ на улыбку и т.п.) [7].
Так, X. Ремшмидт отмечает, что индивидуальная изменчивость эмоционального состояния в подростковом возрасте ярко выражена и выделяет три типа реагирования [11].
1. Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере есть неуверенность относительно выбора форм поведения. Мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности, а с другой - столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие может привести к конфликту.
2. Нападение или отступление. Первое связано с агрессивным поведением. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не иметь больше ничего общего с миром взрослых. Однако встречается и разочарованный уход в себя, вызванный чувством неприятия окружающими.
3. Идеализм. Для подростков характерно отсутствие гибкости, и как следствие, жёсткие установки идеальных представлений.
Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для подростков, потому что механизм эмоций необходим для регуляции его поведения и деятельности. Чем лучше этот механизм функционирует, тем устойчивее психическая деятельность подростка и гармоничнее его поведение.
Итак, подводя итог многих исследований и точек зрения, можно резюмировать, что следует различать агрессивность (черту личности и готовность к агрессии) и агрессивное поведение (действие, направленное на причинение вреда другому человеку). В целом, под агрессивным поведением понимают такое поведение, которое противоречит нормам и правилам общества, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Если ситуации, способствующие возникновению у подростков агрессивности как определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой, то агрессивность переходит в черту личности, которая может влиять на ее характер, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
У проявлений агрессивности подростков есть и психологические обоснования: низкая самооценка, непринятие группой сверстников и т.д.
Подводя итог, следует отметить, что у агрессивного поведения есть негативная и позитивная стороны. Поскольку, агрессия - это не только разрушительная сила, но ещё и очень мощная энергия, позволяющая подростку проявить волевые качества, такие как: настойчивость, решительность, целеустремлённость, инициативность и смелость.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как поведение, противоречащее позитивной сущности людей, поскольку наносит вред объектам нападения, приносит физический ущерб людям или вызывает психологический дискомфорт.
1.2 Биогенетический и социогенетический подходы к агрессии
Биогенетический подход в психологии характеризуется тем, что в данном направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями и чертами характера. Весь ход развития, по мнению представителей биогенетического подхода, определяет наследственность.
Рассмотрим теорию происхождения, которая относится к биогенетическому подходу. С точки зрения З. Фрейда, агрессия имеет биологическую природу и происходит от врожденных, инстинктивных сил человека. По его мнению, Эрос - инстинкт жизни, чья энергия направлена на укрепление, сохранение и воспроизводство жизни; Танатос - влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. З.Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия между Танатосом и Эросом, и что между ними существует постоянное напряжение [4].
По мнению З. Фрейда, агрессивное поведение не только врожденное, но и неизбежное. Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (в случае направленности вовне).
Его гипотеза о влечении к смерти основана на том, что агрессивность - это постоянно присутствующий в организме человека подвижный импульс, обусловленный природой человека, является не реакцией на раздражение. Фрейд сделал важный шаг к анализу биологических предпосылок феномена агрессии. Но его теория опирается только на рассуждения и не имеет эмпирических доказательств.
Рассмотрим биогенетический подход к агрессии в учении К.Лоренца. Согласно этому подходу, предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. По его мнению, агрессия происходит от врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей. Этот инстинкт развивался в течение длительного периода эволюции и выполняет три важные функции:
1.борьба рассеивает виды на большой географической территории;
2.агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что потомство сможет покинуть только самые сильные и энергичные особи;
3.сильные представители вида лучше защищены и обеспечивают выживание своего потомства [22].
Согласно К. Лоренцу, помимо врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены способностью подавлять свои агрессивные устремления. Эта возможность зависит от способности нанести серьезный ущерб своим жертвам. Таким образом, опасные хищники обладают очень сильным сдерживающим фактором, который предотвращает нападение на их собственные виды, в то время как менее опасные существа - люди - обладают гораздо более слабым сдерживающим фактором. По мнению К.Лоренца, это объясняет широко распространенные ситуации насилия у людей против представителей их собственного вида.
К. Лоренц рассмотрел возможность ослабления агрессии и контроля над таким поведением при участии в различных действиях, не связанных с причинением ущерба и снижением вероятности вспышек насилия.
Таким образом, представители биогенетической теории утверждали, что в организме любого человека и животного происходит постоянный процесс накопления негативной энергии - агрессии. Этот процесс обусловлен природными механизмами. Накопление агрессии происходит до тех пор, пока в результате воздействия пускового раздражителя она не разрядится (например, у животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида).
Представители данного подхода утверждали, что механизм возникновения агрессии у человека и животных идентичен, неизбежен и обусловлен только биологическими причинами.
Помимо биологического подхода к агрессии в психологии существует социогентический подход, сущность которого в том, что он рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа [8].
К данному подходу можно отнести теорию научения Э. Торндайк, Б.Скиннер, теорию ролей Э. Берн и другие.
Рассмотрим теорию фрустрации Д. Долларда и Н. Миллера. Первоначально Д. Доллард и Н. Миллер рассматривали агрессию как реакцию на разочарование. Агрессия всегда является результатом разочарований.
Авторы данной теории считали, что для импульса агрессии критически важны три фактора:
1.Степень удовлетворенности, ожидаемая субъектом от будущего достижения цели;
2.Сила препятствия для достижения цели;
3.Количество последовательных разочарований.
То есть, чем больше субъект ожидает удовольствия, чем сильнее препятствие и чем больше число ответов блокируется, тем сильнее будет стимул для агрессивного поведения.
Д. Доллард и соавторы предположили, что влияние последовательных расстройств может быть кумулятивным, и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем у каждого из них в отдельности.
Человек реагирует на разочарование широким спектром реакций: от смирения и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Разочарование может способствовать агрессии, но это не так часто.
На основании этого были проведены многочисленные эмпирические исследования, результаты которых подтвердили позицию, согласно которой разочарование не всегда приводит к агрессии [22].
Учитывая эти соображения, Н. Миллер исправил теорию фрустрации - агрессии. Разочарование порождает различное поведение, и агрессия - только один из них.
Д. Доллард и соавторы по очереди обратились к факторам, замедляющим открытую демонстрацию агрессивного поведения. И одним из этих факторов является угроза наказания. Но наказание не всегда является сдерживающим фактором для агрессивных действий. Наказание может привести к вытесненной агрессии - проявлению агрессии не по отношению к преступникам, а по отношению к совершенно другим людям. Н. Миллер (1968) предложил специальную модель, объясняющую поведение перемещенной агрессии. В случае перемещенной агрессии выбор жертвы агрессором во многом обусловлен тремя факторами: силой агрессии; силой факторов, сдерживающих это поведение и стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с расстраивающим фактором.
Н. Миллер полагал, что барьеры для агрессии исчезают быстрее, чем желание сделать это, так как сходство с расстроенным агентом увеличивается.
В целом, Н.Миллер и Д.Доллар считали, что существует научение путем подражания и имитации, под влиянием которого формируется поведение. Они исследовали социальное научение в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению они отводили ведущую роль в социализации ребенка, под которой понимали развитие младенца до уровня полноценного члена общества.
Интересна позиция и поведенческого подхода к агрессии (А. Бандура.). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей и подростков, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения других людей [11].
1.3 Особенности агрессивного поведения у подростков
Около 34 % мальчиков и 26 % девочек в подростковом возрасте, по данным Фельдштейна Д.И. дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена косвенная агрессия. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
Ситуативно - отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также, как и уровень негативизма [29].
Согласно исследованиям Л.М. Семенюк, есть различия и сходство в проявлении различных форм агрессии мальчиками и девочками подросткового возраста на определенных возрастных этапах. Так, 10-11 летние мальчики, согласно автору исследования, чаще всего проявляют физическую агрессию (70 и 30). К 12-13 годам эти данные составляют отношение 59 к 38, а в 14-15 лет, практически равны - мальчики - 61, девочки – 59 [21].
Многие педагоги и психологи отмечают, что агрессивность у мальчиков выше, чем у девочек, данный факт установлен во многих исследованиях, но некоторые исследователи придерживаются иной точки зрения. Так Т. Тигер считает, что до младшего школьного возраста различий в проявлениях агрессии у мальчиков и девочек нет, и что появляющиеся в дальнейшем различия обусловлены полоролевым воспитанием. А Фроди и Дж. Маколэй тоже считают мнение о большей агрессивности мужчин неверным. Они пишут, что женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют. На самом же деле женщины не менее склонны к агрессии, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности. Данные утверждения можно считать верными, поскольку согласно статистике, среди лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в два раза.
Как показывают многочисленные исследования, проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста имеет некоторые отличия.
По мнению Т.В. Бендас, половые различия в выражении агрессии проявляются:
в наличии определённых установок (т.е. мнения подростка о том, как в конфликтной ситуации ведут себя представители данного пола), влияющих на восприятие участника конфликта - представителя другого пола;
в существовании у подростков личностных психологических качеств, которые могут привести к конфликту (например, у мальчиков – стремление доминировать, а у девочек – повышенная эмоциональность);
в предпочитаемых способах разрешения конфликта (девочки выбирают те стратегии, которые способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей, мальчики же используют давление для того, чтобы добиться своих целей);
в использовании разных речевых паттернов, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов (мальчики больше говорят и чаще прерывают собеседника, а девочки чаще используют поддерживающие высказывания, к тому же они смеются и улыбаются чаще мальчиков).
в особенностях общения с родителями: у мальчиков – подростков конфликты с родителями обычно протекают более бурно, чем у девочек. Мальчики чаще, чем девочки данной возрастной категории готовы к совершению импульсивных поступков [5].
Какие факторы в семье способствует возникновению агрессии?
У мальчиков:
1. Воспитание по типу «кумир семьи» (гиперопека), а также преобладание женского воспитания (у детей, выросших без отцов) - мама, бабушка и тётя.
2. Жёсткий авторитарный стиль воспитания у отца и мягкая, уступчивая, непоследовательная мать. Используя механизм идентификации с отцом, подросток начинает противостоять всем, в том числе и самому отцу.
У девочек:
1. Воспитание в семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце (срабатывает механизм идентификации с матерью).
2. Гипоопека ребёнка (предоставлен сам себе и самостоятельно пробивается в жизни), в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания.
Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей своего пола (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
По результатам многочисленных исследований доказано влияние средств массовой информации на возникновение агрессивных действий у подростков, в большей степени у представителей мужского пола. А также доказано, что с проявлениями агрессивного поведения тесно связана алкоголизация и наркотизация подростков (чаще мальчиков). В состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) 90% подростков совершают агрессивные действия.
Ещё одной из причин агрессивного поведения подростков являются психические нарушения (как у мальчиков, так и у девочек), они имеют определенные этапы развития, проходя через которые достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого цикла увеличивается, в результате чего какой- eq эти юношей скорость то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым [8].
В исследованиях Ж. Дреевой выявлено, что компьютерные игры с элементами агрессии вызывают у мальчиков большее повышение показателей раздражения и вербальной агрессии агрессии, чем у девочек.
Девушки, в отличие eq результате является вербальной от юношей, считают склонность к доминированию у своего партнёра весьма привлекательной чертой. Эти данные дают возможность предполагать, что напористое поведение как форма проявления агрессивности, может помогать представителям мужского пола передавать свои гены последующему поколению. Мальчики, часто проявляющие агрессию, практически не чувствуют тревоги и вины eq которому также вербальной за свои поступки. Поведение агрессивных мальчиков управляется, в основном, страхом перед внешним наказанием. Девочкам, проявляющим агрессию несколько чаще присуще чувство вины и сожаления о своём поступке. Они чаще бывают обеспокоены тем, какие будут последствия их поступка. Половые различия в физической агрессии более заметны в ситуациях, когда к агрессии вынуждены прибегнуть (например, из-за исполнения социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Кроме того, склонность мужчин демонстрировать агрессию более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии [30].
Некоторые исследователи рассматривают агрессию у девочек, как выражение эмоционального напряжения при гневе. Мальчики же относятся к агрессии, eq страхом форма поведения как к инструменту, считая eq поведение более же ее моделью поведения, к которому прибегают для реализации своих интересов и потребностей.
Т.е., для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная - физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим (возможно, это связано с наибольшей импульсивностью мальчиков). Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной.
Касаясь исследований особенностей агрессивности подростков в разных по численности городах, то нам удалось обнаружить только одно описание подобного исследования - Николаевой Е.И. и Куторкиной Ю.А. В нём были описаны результаты диагностики подростков, проживающих в мегаполисах и малых городах. Выборку составили 60 подростков. По результатам исследований, наивысший уровень вербальной агрессии проявляют подростки из малых городов. Авторы исследования предполагают, что это может быть связано с тем, что в крупных городах больше возможностей для реализации потребностей подростков. Но в данном исследовании не было гендерной дифференциации результатов испытуемых [14].
Таким образом, нами рассмотрен достаточный исследовательский материал по изучению особенностей агрессивного поведения у подростков и особенностей проявления агрессии у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Список литературы
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, 2016. - 364 с.
2.Алёшина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Просвещение, 2015. - 168 с.
3.Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 672 с.
4.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Наука, 1995.
5.Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте // PsyJournals. Психология и право, 2013 № 3.
6.Бреслав Г.М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков. СПб.: Комздрав, 2014. 334 с.
7.Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Питер, 2015. - 416 с.
8.Громова, Т.В. Страна эмоций: методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоциональной сферой ребёнка. М.: Образование, 2016. - 248 с.
9.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: Образование, 2016. - 426 с.
10.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2017. - 121 с.
11.Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской –
М.: Литература, 2015. - 180 с.
12.Клайн, В. Природа и структура агрессии. М.: Педагогика, 2017. - 188 с.
13.Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний: вопросы психологии. СПб.: Гиппократ, 2015. - 240 с.
14.Ребёнок свой и чужой / Николаева, Е.И., Япарова, О.Г. - Москва: Элпис,
2018 - 286 с.
15.Мудрик, А.В. Социальная педагогика. М.: Педагогика, 2017. - 320 с.
16.Немов, Р.С. Психология. Книга 2. М.: Образование, 2015. - 840 с.
17.Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2017. - 85 с.
18.Пиаже, Ж. Теории, эксперименты, дискуссии. М.: Педагогика, 2017. - 624 с.
19.Психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. – М.: Владос, 2016. - 374 с.
20.Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Питер, 2017. - 246 с.
21.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинт, 2008. 230 с.
22.Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. – М.: Наука, 2016.- 45 с.
23.Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. М.: Оникс, 2016. - 176 с.
24.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Вопросы психологии, 2002 г. №1
25.Тарасова, Е.В. Агрессивность ребёнка в системе детско – родительских отношений: специфика и формы проявления, особенности коррекции / Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов, 2018 г. - 42 с.
26.Шуман, С.Г. Как избежать конфликтов с детьми. М.: Педагогика, 2015. - 84 с.
27.Эриксон, Э. Детство и общество. СПб.: Мастера психологии, 2019. - 448 с.
28.Эльконин, Д.Б. Детская психология. СПб.: Питер, 2018. - 326 с.
29.Юзерович, Г.Я., Соколова, В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. М.: Педагогика, 2017. - 54 с.
30.Якиманская И.С. Гендерные особенности агрессивности и адаптивности подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!