это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3370132
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc82600791 \h 3Глава 1. Теоретические основы рисков при разработке управленческих решений PAGEREF _Toc82600792 \h 51.1. Риски: понятие, классификация и ключевые особенности PAGEREF _Toc82600793 \h 51.2. Пути снижения рисков при разработке управленческих решений PAGEREF _Toc82600794 \h 17Глава 2. Риски ООО «ГорТрансАвто» при разработке управленческих решений: учет и пути снижения PAGEREF _Toc82600795 \h 232.1. Краткая характеристика ООО «ГорТрансАвто» PAGEREF _Toc82600796 \h 232.2. Учет рисков при разработке управленческих решений в ООО «ГорТрансАвто» PAGEREF _Toc82600797 \h 26Заключение PAGEREF _Toc82600798 \h 34Список использованных источников PAGEREF _Toc82600799 \h 36Приложение PAGEREF _Toc82600800 \h 39
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы. Осуществление управленческой деятельности предприятиями с каждым годом все больше набирает обороты. Данная деятельность всегда основывается на использовании многообразия стандартных и нестандартных критериев и методов. Правильность их сочетания при разработке управленческих решений может быть определена множеством обстоятельств, в особенности тем, насколько руководитель будет грамотно управлять компанией. В зарубежной и отечественной практике достаточно часто управленческие решения неразрывно ставят с рисками, так как без их хотя бы малейшего присутствия не может обойтись ни одна деятельность, затрагивающая коммерческую сферу.
Высокий рост рисков может затруднить выбор наиболее эффективных способов финансирования и требует различных защитных мероприятий. Именно поэтому на данный момент посвящено большое количество трудов на выявление путей их снижения.
В условиях рыночных отношений проблема учета рисков при разработке управленческих решений в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное прикладное и теоретическое значение как важная составная часть практики и теории управления.
Степень изученности проблемы. Над проблемой оценки и учета рисков и изучением путей их снижения трудились многие годы отечественные и зарубежные исследователи. Так, среди них можно выделить: З.И. Абдуллаеву, В.Е. Бенинга, Т.Н. Бондаренко, К.О. Булгакову, А.В. Воронцовского, Д. Гэлаи, М.А. Егорову, С.С. Ерофееву, Н.В. Капустину, Н.Л. Карданскую, А.Ю. Кирина, В.Ю. Королева, А.А. Костина, А.А. Кочкарову, М. Кроуи, Е.В. Лаврову, Б.Г. Литвака, А. Лусникова, Н.В. Митягину, М.Н. Овчинникову, Н.И. Першеву, А.В. Петрову, Д.А. Рохманову, Л.Г. Селютину, Е.В. Семикину, В.Г. Слуцкую, Е.Н. Смольянинову, Е.В. Строеву, В.К. Чертыковцева, А.С. Шапкина, И.Н. Швецову и многих других. Использованная литература в курсовой работе полностью актуализирует и подчеркивает значимость данного исследования.
Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является проведение учета рисков при разработке управленческих решений.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие рисков, раскрыть их классификацию и ключевые особенности;
изучить пути снижения рисков при разработке управленческих решений;
дать краткую характеристику ООО «ГорТрансАвто»;
провести учет рисков при разработке управленческих решений в ООО «ГорТрансАвто».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в курсовой работе являются риски при разработке управленческих решений. Предметом является учет рисков при разработке управленческих решений на примере ООО «ГорТрансАвто».
Методология и методика исследования. Методологической основой курсовой работы стали общие и частные научные методы. В работе использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специальные методы, к которым относятся сравнительный анализ, экономико-математический анализ.
Теоретическая значимость и прикладная ценность: проведённое исследование, а также выводы и результаты, полученные по окончанию исследования, могут служить основой для дальнейших разработок по учету рисков при разработке управленческих решений. Полученные результаты также можно будет использовать в дальнейшем для различных научных исследований отечественных авторов, для написания статей и выдвижения научных гипотез.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединенных четырьмя параграфами, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСКОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ1.1. Риски: понятие, классификация и ключевые особенностиЕще в начале прошлого века масштабы финансово-экономической деятельности предприятий начали стремительно расти. С ростом бизнес-процессов, происходящих в обществе, начали формироваться и различные риски, сопряженные с различными направлениями деятельности субъектов хозяйствования. Результатом такого прогресса стало возникновение взаимоувязанных друг с другом областей знания под названием «теория рисков».
Теория риска представляет собой раздел теории вероятностей, посвященный принятию решений в условиях вероятностной неопределенности. В основе ее лежат понятия риска, меры и цены риска, отношения индивидуума к риску.
Несмотря на то, что теория риска тесно связана с множеством определений и терминов, но основным из них является определение «риск».
В широком смысле слова термин «риск» трактуется отечественными авторами практически одинаково.
Так, В.К. Чертыковцев отмечает, что под риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятных событий или отрицательного результата решения тех или иных целей и задач развития в будущем, обусловленных неправильным принятием управленческих решений или наступлением неудачных событий извне, на которые невозможно повлиять [19, С. 12].
В.Ю. Королев говорит о том, что риск – это неопределенность некоторого рода, отражающая на результате совершения той или иной деятельности в ближайшем или далеком будущем, обусловленная неоднозначностью наступления такого будущего [8, С. 17].
И в первом, и во втором термине просматриваются отдельные аспекты, определяющие сущность риска как такового.
Так, рассмотрев точки зрения данных авторов, можно прийти к выводу, что риск можно охарактеризовать с четырех ключевых аспектов, определяющих его сущность:
Принятие любого управленческого решения, так или иначе, будет связано с рисками определенного рода;
Благодаря четкому определению степени риска можно добиться положительного результата принятого управленческого решения;
Невозможно со 100%-й вероятностью спрогнозировать рисковую ситуацию;
Даже при определении всех возможных рисков, существует вероятность не наступления успешного результата принятого управленческого решения.
Проанализировав два подхода к определению риска в рамках теории риска можно дать им оценку: каждое из определений имеет общие взаимоувязанные и взаимообусловленные черты, и подходят практически ко всем аспектам деятельности общества и государства, а также хозяйствующих субъектов.
Придерживаясь такой теории, отдельно хотелось бы остановиться на хозяйствующих субъектах (предприятиях, организациях), деятельность которых связана с таким понятием, как «экономический риск».
Несмотря на то, что сам по себе риск присущ практически всем сферам жизни и деятельности общества, однако, в рамках данной темы решено было остановить упор на именно финансовых аспектах риска, и выявить терминологию экономического риска.
Экономический риск в данном случае выступает своеобразным инструментом регулирования макро- и микроэкономических процессов, происходят в обществе, а также бизнес-процессов, происходящих в рамках принятия определенных управленческих решений.
При определении степени экономического риска затрагивается множество факторов, как внешнего, так и внутреннего характера, для создания более полной и объективной картины состояния того или иного субъекта хозяйствования.
Остановимся подробнее на определении самого риска, с экономической точки зрения. Под риском понимается опасность наступления тех или иных изменений, которые неизбежно ведут к негативным изменениям условий деятельности субъекта хозяйствования.
Иногда такие риски могут объединяться в группы, что называется «комплексом рисков», согласно определенному направлению деятельности субъекта хозяйствования, например:
производственные риски;
операционные риски;
финансовые риски;
инвестиционные риски;
риски кредитования;
организационно-управленческие риски.
Каждый из вышеуказанных комплексов рисков непосредственно связаны с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.
Наиболее верное определение экономического риска дал А.В. Воронцовский, который понимает под ним «вероятность наступления отрицательных финансовых, экономических и организационных событий, возникающих под влиянием различных внешних и внутренних факторов, которые могут негативно сказаться на будущем финансовом состоянии субъекта хозяйствования [2, С. 24]».
Рассмотренная интерпретация термина полностью отражает всю суть наступления экономических рисков в деятельности современных субъектов хозяйствования: в нем затрагивается первопричина наступления всех рисков – неопределенность, которая, как показывает практика, зачастую приводит к неблагоприятным последствиям под влиянием тех или иных внешних и внутренних факторов.
Преимущество такого подхода к определению экономического риска в том, что ставится акцент именно на времени, когда такой риск наступает, а именно:
любое прогнозирование рисков происходит на краткосрочную, среднесрочную или долгосрочную перспективы, но всегда «на будущее». Следовательно, затрагивая вопросы наступления каких-либо последствий сделанного выбора, руководитель предприятия может основываться только на планировании определенных событий, которые только еще должны произойти в будущем;
несмотря на то, что прогнозирование рисков наступления определенных неблагоприятных явлений происходит на будущее время, управление экономическими рисками должно производиться уже в настоящем времени;
не менее важным является и прошлое время, в котором были уже приняты некоторые управленческие решения, повлекшие за собой в настоящем и будущем определенные последствия. Помимо этого, с помощью информации о прошлых событиях можно спрогнозировать вероятность наступления каких-либо рисков.
Следовательно, теория рисков затрагивает все три времени в управлении рисками и их прогнозировании: прошлое, настоящее и будущее, которые равнозначны между собой, и каждое явление, происходящее в них, обуславливает по-своему наступление или не наступление определенных экономических рисков.
На данный момент сторонники теории риска выделяют три основных терминологических подхода к определению дефиниции «риск» относительно финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представим их на рисунке 1.
Терминологические подходы к определению дефиниции «риск» относительно финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1. Определения, ориентированные на причины возникновения риска
2. Определения, акцентирующие внимание на последствиях проявления риска
3. В определении риска рассматриваются и причины его возникновения, и последствия проявления
Неопределенность
Опасность, возможность, вероятность негативных последствий
Возможность отклонения от цели (плановых, прогнозных, нормативных значений)
Рисунок 1 – Терминологические подходы к определению дефиниции «риск» относительно финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Рассмотрим каждый из представленных на рисунке 1 терминологических подходов более подробно:
Первый терминологический подход затрагивает причины возникновения самого риска: они так или иначе связаны с неопределенностью, которая проявляется практически на всех этапах ведения бизнеса и принятия управленческих решений. К данному подходу можно отнести мнение ранее отмеченного отечественного автора В.К. Чертыковцева, который связывает две дефиниции между собой: «риск» и «неопределенность».
Автор отмечает, что под «неопределенностью» понимается ограниченное (искаженное) представление отдельных процессов (в данном случае экономических) [19, С. 73]. Зачастую данное определение связывается именно с будущим временем.
Второй терминологический подход основывается на последствиях наступления экономического риска. Здесь можно выделить два основных направления:
наступление опасности потери, убытков и так далее (материальная сторона). С.С. Ерофеева под опасностью понимает «вероятность наступления неблагоприятных последствий, которые могут угрожать направлениям экономической деятельности хозяйствующего субъекта;
появление возможности отклонения от целей и задач организации (моральная сторона). Под возможностью С.С. Ерофеева предполагает вероятность наступления какого-либо неблагоприятного события, которое влечет за собой недостижение целей и задач, что, в свою очередь, ведет к опасности наступления неблагоприятных последствий [4, С. 8].
Третий подход представляет собой совокупность первого и второго подходов. Он заключается в определении взаимосвязи причины возникновения риска с его последствиями. Такое направление называется «управление риском», которое М. Кроуи представляет как процесс принятия управленческих решений, направленных на изучение причин наступления рисков и принятие мер по недопущению неблагоприятных последствий благодаря их наступлению [11, С. 57].
Именно в этом заключается основная суть терминологии в теории риска: в грамотном управлении им. Помимо этого, пренебрежение данным направлением может привести к возникновению кризисных ситуаций в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Следовательно, управление риском предполагает повышение вероятности достижения целевого результата принимаемого решения.
Рассмотрим основную классификацию рисков, с которыми чаще всего сталкивается руководство организации в процессе принятия управленческих решений:
Риски, связанные с техникой и оборудованием, или технико-технологические риски. Оборудование, которое закупает предприятие для своей деятельности в той или иной сфере может устареть, непредвиденно выйти из строя или не отвечать тем параметрам, которые были на него возложены предпринимателем. Учитывая современный уровень научно-технического прогресса, устаревание оборудования происходит довольно быстро. Конкуренты с обширной материальной базой, уже закрепившиеся на рынке, могут позволить себе регулярное обновление производственного оборудования, следствием чего станет повышение объема и качества производства. Общим результатом становится монополизация рынка и невозможность компаний-новичков занять прочное место в производстве. Для неинформатизированных предприятий технико-технологические риски относят к основной группе, они должны быть обязательно рассмотрены в бизнес-плане, прежде чем инвестор согласится вкладывать деньги в тот или иной бизнес.
Экономические риски – это все риски, связанные с экономикой данной страны, государства или мировым экономическим рынком. Экономическая система неустойчива и подвержена регулярным колебаниям, максимумы которых принято считать кризисными явлениями. Инвесторы должны осознавать, что максимум кризиса отрицательно скажется на успешности того или иного производства, которое уже существует на рынке несколько лет. В то же время инновационные предприятия в кризисный максимум могут стать наиболее успешными и установить контроль над слабоуправляемыми элементами рыночной системы. Для предприятий, которые работают с зарубежными валютами (осуществляют межгосударственную торговлю и так далее) экономический риск связан с курсом валют: резкий скачок курса одной валюты по отношению к другой может привести к повышению цен, что понизит спрос и может сделать предприятие банкротом.
Политические риски связаны с политическим климатом в стране. При политических изменениях правительство может ограничивать деятельность предпринимателей на областном или государственном уровне, что неизбежно будет приводить к закрытию ряда предприятий. Политические риски относят к числу наиболее опасных для инвестора и предпринимателя, так как их сложно прогнозировать и сложно каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию (при экономических рисках, связанных с курсом валют, можно рассчитывать на периодическое восстановление до нормального, среднего значения, при политических рисках этого не происходит).
Социальные риски можно условно разделить на две группы:
социальные риски, связанные с внутренним рабочим персоналом организации – среди персонала может возникнуть нежелание выполнять обязательства, прописанные в трудовом договоре, могут возникать забастовки и массовые увольнения, что отрицательно скажется на работе компании.
социальные риски, связанные с обществом, которое является покупателем товаров или услуг компании, связаны с уровнем спроса на товар или услугу, которые производит компания. При снижении спроса потребуется инвестировать в предприятие дополнительные средства, которые будут затрачены на рекламу и оплату труда торговых агентов. Это может снизить доходность, особенно если раньше необходимости в вышеуказанных мероприятиях не было. В данном случае социальный риск снова пересекается с экономическим риском. По причине социальных изменений в государстве (активная пропаганда здорового образа жизни и прочее) спад спроса может достигать значительных размеров и в конечном итоге привести к полному краху предприятия и потере вложенных инвестором денежных средств.
Экологические риски связаны с состоянием окружающей среды. Резкие изменения экологии могут стать причиной массового оттока населения из конкретного города/района/области, предприятия, размещенные в этом районе, в любом случае придется закрыть. Экологические риски для инвестора также классифицируются боле подробно, в подпунктах:
техногенный риск – риск чрезвычайной ситуации на предприятии, яркий пример – радиоактивное заражение после катастрофы на Чернобыле.
природные и природно-климатические риски связаны с изменением погодных условий и резкими природными катаклизмами, например, ураганами, наводнениями, землетрясениями. Данная подгруппа экологических рисков может разрушить созданное предприятие, что потребует инвестиций на его восстановление, также может привести к массовому оттоку населения
социально-бытовые риски – это всевозможные заболевания людей или животных. Распространение инфекционных болезней, особенно в неразвитых странах, где отсутствует качественная система медицинской помощи, заставляет население покидать район риска.
Экологические риски могут возникнуть по причине неправильной работы самого предприятия. Если это негативно отразится на состоянии окружающей среды, инвесторы и предприниматели вынуждены будут выплачивать штрафы за ухудшение состояния окружающей среды.
Законодательно-правовой риск – это зависимость определенной группы предприятий от изменения законодательства. Поскольку все нормально функционирующие (не теневые) предприятия законно оформлены, при изменении законов деятельность этих предприятий также будет изменена. Как правило, инвесторы и предприниматели не способны повлиять на течение событий, связанных с законодательными рисками. На данный момент ключевым примером подобного риска является запрет на размещение в интернете книг и мультимедиа-фалов для бесплатного скачивания, что приводит к закрытию многих законно-оформленных (не пиратских) серверов.
Последний, но не по значению, один из главных рисков при разработке управленческих решений, – это инвестиционный риск. Он представляет собой учитываемую при инвестировании вероятность частичной или полной потери вложенных средств, которая может быть вызвана различными причинами – от непрофессионализма самого инвестора до политического переворота в государстве. Все инвестиции можно разделить по уровню инвестиционных рисков:
высокорисковые инвестиции. Как привило ими обладают высокодоходные инвестиционные проекты. Сюда относятся: бинарные опционы, ПАММ-счета, финансовые пирамиды. Многие выделяют к высокорисковым инвестициям и валютный рынок форекс;
среднерисковые инвестиции. Такие проекты обладают средней доходностью и, соответственно, средними инвестиционными рисками. К ним принято относить: Пайковые инвестиционные фонды, венчурные инвестиции, работа с недвижимостью на первичном рынке;
низкорисковые инвестиции. Низкодоходные инвестиционные проекты, которые практически со стопроцентной вероятностью принесут прибыль своему владельцу. К таким инвестиционным проектам относятся банковские вклады и часть недвижимости;
безрисковые инвестиции. Мнения экспертов в этом вопросе расходятся, кто-то считает, что таких проектов в сфере финансовых инвестиций просто не существует. Однако, большинство сходится во мнении, что к безрисковым инвестициям относится всего один вид вложений — государственные облигации.
Какому виду инвестиционных проектов отдавать предпочтение решать только самому инвестору. Есть профессионалы, которые обходят стороной все высокодоходные инвестиции, предпочитая увеличивать свой депозит медленно, но верно. Наоборот, есть инвесторы, которые за несколько лет смогли сколотить себе целое состояния, вкладывая свои финансы в высокорисковые инвестиционные проекты.
Идеальным считается инвестиционный портфель, в котором большая часть финансов сосредоточена в среднерисковых и низкорисковых инвестициях, но находится место и для проектов, приносящих большую прибыль.
Для того, чтобы минимизировать инвестиционные риски нужно хорошо в них разбираться. Все риски можно разделить на две категории:
Диверсифицируемые риски — риски связанные с конкретной компанией или отраслью.
Недивирсифицируемые риски — они присущи для всего рынка в целом. [3, с.99]
Рассмотрим каждый из видов подробнее:
Диверсифицируемые риски. Такие инвестиционные риски также называют несистемными. Основой таких инвестиционных рисков является человеческий фактор. Выделяют три основных вида несистемных рисков:
Деловые риски. Этот вид инвестиционных рисков связан с непосредственным управлением инвестиционного проекта или компании. Как правило, речь идет о неграмотном руководящем составе и неверных решениях, которые влияют на эффективность проекта. Деловые риски редко приводят к полному банкротству компании, но могут нанести очень серьезный ущерб как финансовому состоянию. Так и репутации. Самым простым способом снизить этот вид инвестиционных рисков — грамотный подбор персонала и менджемента.
Финансовые риски — этот тип рисков, связанный с неправильным проведением финансовой политики. Чаще всего это происходит из-за повышенной кредитной нагрузки, когда компании не могут составить финансовый план. Неплатежеспособность компаний, как правило, приводит к банкротству. В условиях кризиса для большинства компаний этот тип инвестиционных рисков является основным.
Операционные — этот тип инвестиционных рисков связан с работой посреднических организаций. Например, управляющий ПАММ-счетом допустил грубую ошибку, в связи с чем вы потеряли часть своего депозита.
Несистемные риски можно снизить одним простым способом – диверсификацией. Это грамотное распределение своего капитала в несколько различных, несвязанных друг с другом инвестиционных проектов, например:
инвестиционные проекты должны быть максимально распределены по различным областям: опционы, форекс, недвижимость, венчурные инвестиции.
капитал должен находиться в нескольких странах, активы не должны зависеть от проведения политики одного конкретного государства.
финансы должны находится в различной валюте: рубли, евро, доллары, фунты.
Это достаточно простые решения помогут максимально обезопасить свой капитал и свои инвестиции от системных рисков.
Недивирсифицируемые риски. Системные риски гораздо шире и свойственны для всего рынка, связанного с профессиональными инвестициями. Системные инвестиционные риски являются гораздо более охватывающими, но их гораздо легче предсказать, поэтому опытные инвесторы заранее готовятся к «финансовым бурям». К недиверсифицируемым рискам можно отнести следующие:
Инфляционный риск. Инфляция — это прямой показатель снижения покупательной способности. Инфляция есть практически всегда и сама по себе она не является чем-то опасным. Профессиональные инвесторы всегда закладывают процент инфляции в расчет прибыльности инвестиционного проекта. Опасность несет резкое повышение инфляционного уровня. В таком случае есть риск, что рост инфляции будет опережать доходность инвестиций, а это означает отрицательную прибыль инвестиционного проекта. Наиболее подвержены инфляционному риску инвестиции с фиксированными доходами. Конец 2014 года показал всю незащищенность таких инвестиций при резком инфляционном скачке курса рубля — большинство рублевых вкладов просто обесценились.
Валютный риск. Данный тип инвестиционных рисков зависит от соотношения курса рубля к иностранной валюте. Если вы держите свои активы в акциях иностранных компаний, то при укреплении курса рубля доходность таких инвестиций начинает снижаться. При ослаблении рубля, всё происходит с точностью наоборот — доходность инвестиций в иностранные компании повышается.
Процентный риск. Для понимания опасности процентного риска, необходимо разбираться в некоторых экономических инструментах, в частности основной процентной ставки. Основная процентная ставка — это ставка под которую банки получают кредиты у центробанка. Если ставка растет, то растет и доходность от банковских вкладов и облигаций. Изменение основной процентной ставки — это прямой показатель роста инфляции внутри рынка. А значит пострадают инвестиционные проекты с фиксированной доходностью.
Риск ликвидности. Ликвидность — это возможность вывода активов в живые деньги. Высоколиквидные активы вывести можно быстро и без финансовых потерь, низколиквидные вывести быстро за полную стоимость не получиться. Как правило, такому инвестиционному риску подвержены крупные, дорогостоящие активы: недвижимость, готовый бизнес. Так же к низколиквидным активам можно отнести акции некоторых компаний. В случае быстрого вывода активов риск потерять большую часть стоимость очень велик. Быстро найти покупателя на недвижимость без серьезных скидок практически невозможно.
Случайные риски. Эти риски непредсказуемы и связаны с форс-мажорными событиями: революции, резкое изменение законодательства, стихийные бедствия, крупные аварии. Спрогнозировать их практически невозможно, один из самых известных случаев последнего времени — взрыв нефтяной платформы Глубоководный Горизонт». После данного инцидента акции компании упали на 30%, что по тем временам составило примерно 67 миллиардов долларов потерянной капитализации.
Методы борьбы с системным инвестиционными рисками практически такие: грамотное распределение своих капиталов. Но в большинстве своем эти риски весьма предсказуемы, что означает минимизация потерь при должном изучении рынка.
Таким образом, терминологический аппарат теории рисков состоит в основном из самой дефиниции «риск» и многообразия подходов к ее определению, которые, в свою очередь, также содержат в себе множество понятий, связанных с управлением инвестиционными рисками в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1.2. Пути снижения рисков при разработке управленческих решенийРассмотрим основные пути снижения рисков по проблемам основных видов инвестиций в процессе разработки управленческих решений:
Инвестиционные риски в бинарных опционах. Бинарные опционы традиционно считаются инвестициями с повышенными рисками этому способствует в первую очередь потеря 85-100% активов в случае неверного прогнозирования изменения цены активов. Бинарным опционам, как инвестиционным проектам присуще всего два вида рисков: деловой и операционный.
Деловой риск связан напрямую с вашими вложениями, покупками того или иного опциона. Ведь по своей сути неверное прогнозирование цены актива — это неграмотное управление инвестиционным проектом.
Есть еще один тип инвестиционных рисков, который свойственен для бинарных опционов — недобросовестность трейдера. Он относится к операционным рискам и избежать его достаточно просто, нужно просто грамотно подойти к выбору трейдера, не гонясь за баснословными бонусами.
Но если с операционными рисками дела обстоят достаточно просто, так как можно избежать деловых рисков? Рассмотрим все возможности минимизации риска, работая с бинарными опционами:
изучать и тестировать различные стратегии торговли. Необходимо тестировать и смотреть, что подходит больше всего и активам, которые выбрал инвестор. Нужно не просто брать и копировать работающие стратегии, но внимательно в них разбираться.
найти наставника. Грамотный учитель сократит время вхождения в профессиональные инвестиции и сделает это наиболее безболезненно, указывая на все возможные ошибки, которые допускают молодые инвесторы.
подойти грамотно к распределению депозита. Несмотря на то, что финансовый тип инвестиционных рисков не был выделен отдельно, но он существует. Стоит помнить, что при неправильном прогнозировании изменении цены актива можно потерять 85-100% от суммы опциона. Общая рекомендация — не стоит на один контракт выделять более 5% от депозита. Это позволит, даже при серии неудачных сделок, сохранить депозит на приемлемом уровне.
внимательно следить за рынком и новостями. Это поможет вовремя реагировать на конкретные скачки и изменения в тренде. Такой подход к анализу информации поможет не только минимизировать риски, но улавливать моменты, когда можно заработать.
Это достаточно простые правила, которые помогут свести инвестиционные риски к минимуму. Для начинающего профессионала бинарные опционы очень важны, так как позволяют при правильном подходе быстро увеличить сумму своих активов, что в свою очередь открывает дорогу к другим инвестиционным рынкам.
Инвестиционные риски в недвижимости. Недвижимость считается одним из самых привлекательных видов инвестиций. Сочетание низких рисков и высокой доходности делает из недвижимости практически идеальный инвестиционный проект. Но риски присутствуют и в этом виде бизнеса, их существует несколько, но можно выделить два основных.
Деловой риск — сюда входит неграмотный подбор самой недвижимости, застройщика и прочие факторы, связанные с покупкой недвижимости. Избежать его достаточно просто, для этого следует обратить внимание на следующие факторы:
перспективность района/города. Привлекательная цена не всегда говорит о перспективности дальнейшего эксплуатирования инвестиционного проекта. Стоит внимательно изучить место покупки, оценить инфраструктуру и перспективу развития. Например, купить офисное помещение в центре города — всегда выгодное приобретение и вопрос стоит лишь в цене. Но инвестировать средства в строительство крупного торгового центра на окраине города может оказаться очень невыгодным проектом, хотя изначально кажется, что это не так.
работа только с проверенными застройщиками. Это сведет к нулю шансы превратить перспективный проект в очередной долгостроящийся. Такие партнеры попросят ощутимо больше денег, по сравнению с молодыми и непроверенными конкурентами, но тут лишний раз экономить не стоит.
риск ликвидности. При всей своей привлекательности недвижимость является одним из самых низколиквидных активов. Продать квартиру или офисное помещение быстро по рыночной стоимости не получится. Но даже если удастся быстро найти покупателя, то оформление всех документов может затянуться на длительное время.
Такой инвестиционный риск можно достаточно легко избежать, диверсифицировав инвестиционный портфель, имея в нем высоколиквидные активы. Такой способ подходит далеко не всем, но других возможностей нет.
Также существует небольшая вероятность и случайных рисков, но эти проблемы решает страхование. Но для профессионального инвестора должно быть очевидно, что страхование инвестиционных проектов – это один из главных приоритетов.
Инвестиционные риски в ПАММ-счетах. ПАММ-счета — один из видов проектов с доверительным управлением. Обладая высокой пассивной доходностью, ПАММ-счета обладают достаточно обширным перечнем всевозможных рисков. Рассмотрим, какими способами их можно минимизировать:
выбор трейдера. Многие ошибочно считают, что выбрав трейдера, находящегося на высоком рейтинге, обеспечит стабильно-высокий доход. Это самое большое заблуждение для инвестора. Такие трейдеры, как правило, используют высокорисковые стратегии.
недобросовестность трейдеров и брокеров. Эта проблема в последнее время всплывает гораздо чаще, чем было такое раньше. Схема работы проста — статистика рисуется, депозиты обнуляются. Это можно назвать своего рода мошенничеством, но доказать что-либо практически невозможно. Единственный способ избежать этого — выбирать проверенных брокеров.
существенное изменение курса валют. Это относится к валютным рискам, полностью избежать этого невозможно. Однако, как правило, валюта не делает один резкий скачок в изменении своей цены, а делает это постепенно в течение нескольких дней. Такие события хорошо прогнозируемы и лучшим способом снизить риски будет отказ от использования таких активов.
ПАММ-счета могут быть очень прибыльными, но могут и оставить инвестора ни с чем. Из-за высоких операционных рисков, независящих от человека, к таким проектам присматриваться стоит не сразу.
Инвестиционные риски в банковских вкладах. Банковские вклады считаются одними из самых надежных инвестиционных проектов. Инвестиционные риски минимальны, но и получаемая прибыль не может сравниться с другими проектами. Рассмотрим подробнее, как избежать или минимизировать потери:
банкротство банка. Этот риск относится к операционным, так как вся ответственность лежит на управляющей компании. Сегодня банкротство банка — событие редкое и необычное. Но даже в случае банкротства банка еще есть возможность успеть забрать свои активы. Как правило, крупных инвесторов банк предупреждает заранее, и они успевают вывести свои деньги до объявления банкротства. Но даже в случае, если инвестор не успел этого сделать, его сбережения он получит с огромной долей вероятности. Программа государственного страхования банковских вкладов работает во многих странах. Так же не стоит забывать про диверсификацию и пользоваться услугами разных банков. Это сохранит ликвидность большей части инвестиционных проектов.
высокий уровень инфляции. Этот тип инвестиционного риска свойственен для вкладов с высокими процентными ставками. Существуют большие риски, что инфляция просто «съест» все начисленные проценты. Для того чтобы обезопасить активы, стоит держать вклады в различных валютах с минимальным уровнем инвестиционных рисков. Например, процентные ставки по долларовым вкладам не превышают 4-4,5%, но шанс того, что эти проценты будут поглощены инфляцией минимален. Если говорить о вкладах в российских рублях, то процентная ставка колеблется в районе 8-9%, но и риски ощутимо выше. А если взглянуть на вклады в белорусских рублях, то там ставка может достигать 17-18%, как следствие, возрастают и риски.
процентный риск. Этот тип инвестиционных рисков связан с изменением основной процентной ставки. Если центральный регулирующий орган её уменьшает, то это означает, что по всем следующим вкладам проценты будут ниже, а текущий максимально выгоден инвестору. Но если её повышают, то все последующие депозиты будут работать под больший процент, а текущий находится в максимально невыгодных условиях. Возможно, лучшим решением в данной ситуации будет досрочное закрытие вклада на старых условиях и открытие на новых. Часть прибыли потеряется, но с большой вероятностью это будет лучшим решением, так как снижает инфляционный риск на сам инвестиционный проект.
Таким образом, во всех инвестиционных портфелях есть место банковским вкладам, однако, им отводится незначительная часть. Но они очень важны, так как такие инвестиционные проекты являются низкорисковыми и высоколиквидными, что делает из них подушку безопасности для любого инвестора.
ГЛАВА 2. РИСКИ ООО «ГОРТРАНСАВТО» ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: УЧЕТ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ2.1. Краткая характеристика ООО «ГорТрансАвто»С целью изучения влияния рисков при принятии определенных управленческих решений на практике реально действующего предприятия, было решено остановиться на Обществе с ограниченной ответственностью «ГорТрансАвто». Данное предприятие является автотранспортным предприятием, организующим пассажироперевозки.
Компания ГорТрансАвто оказывает полный спектр качественных услуг в сфере пассажирских перевозок и профессиональной организации трансфера. Аренда автобусов и микроавтобусов для поездок по Москве и Московской области стала еще доступнее с данным предприятием. ООО «ГорТрансАвто» - это новый этап развития для группы компаний, с 2005 года осуществляющих перевозки на рынке Москвы и Московской области.
За эти 15 лет предприятием была выработана собственная философия и критерии эффективности, составляющие основу оказания качественных услуг по аренде автобусов.
Каждому клиенту ООО «ГорТрансАвто» гарантирует:
высокий уровень комфорта пассажиров;
безопасность в течение всей поездки;
подачу транспорта строго в оговоренное время и место.
В приложении 1 представлена действующая лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами ООО «ГорТрансАвто».
ООО «ГорТрансАвто» гарантирует каждому клиенту индивидуальный подбор транспорта для каждого случая. В основе философии лежит многолетний опыт перевозок. Аренда автобусов или микроавтобуса необходимой вместимости с ГорТрансАвто доступна каждому. За эти годы компанией хорошо усвоено, что помимо высокого профессионализма сотрудников и регулярного технического контроля состояния транспорта, необходимо также предоставить клиентам лучшие цены. Даже регулярное пользование услугами данной компании ощутимо дешевле, нежели содержание собственного корпоративного автопарка. Стабильно высокое качество обслуживания и низкая стоимость аренды автобусов – причины, которые подталкивают их клиентов обращаться к ним снова и снова.
Весь автопарк компании подобран с умом. Опыт ООО «ГорТрансАвто» позволяет предлагать самые актуальные и комфортабельные модели пассажирского транспорта. Заказ пассажирских микроавтобусов удобен, если количество планируемое количество пассажиров составляет не более 17 человек. В свою очередь, аренда автобусов большой вместительности идеально подходит для:
Организации и проведения автобусных экскурсий;
Обслуживания крупных корпоративных мероприятий;
Трансфера гостей на таких мероприятиях как свадьба, юбилей и т.п.
В настоящее время транспортные компании выполняют многие виды работы - грузовые перевозки, пассажирские перевозки, сопровождение и т.д. Транспортная компания и аренда автобуса - это самое основное направление деятельности компании «ГорТрансАвто». Общество обслуживает своих клиентов на высшем уровне, каждый пассажир остаётся доволен поездкой.
Компания «ГорТрансАвто» готова предложить любому клиенту услуги на самые разные случаи жизни. Другие транспортные компании по аренду автобусов не предоставляют такую гибкость заказчику при выборе типа услуги и виду транспорта.
В услуги ООО «ГорТрансАвто» входят:
Корпоративные перевозки — автотранспортное предприятие готово сотрудничать с любой компанией для транспортировки её сотрудников по городу или в любой другой город России.
Перевозка сотрудников компании — организация транспортировки всех работников фирмы на работу и с работы.
Транспорт для деловых мероприятий — организация доставки руководства компании на важные встречи и переговоры.
Трансферты на аэропорт и вокзал — доставка всех пассажиров строго к рейсу.
Заказ микроавтобуса с водителем — удобная услуга для мероприятий любого характера.
Аренда автобуса с водителем — автобусы от 35 до 70 мест для обслуживания крупных мероприятий.
Перевозка детей — экскурсии, поездки в театры, зоопарки т.д.
Такое большое количество предложений от транспортной компании по аренде автобусов и других разных услуг позволит каждому клиенту выбрать именно то, что вам нужно.
Преимущества ООО «ГорТрансАвто»:
заключение договора на гибких условиях с учетом индивидуальных особенностей бизнеса;
индивидуальный подбор выгодных условий сотрудничества;
индивидуальный подход по вопросам транспортного обслуживания к каждому клиенту;
умеренные цены при гарантии качества предоставляемых услуг;
гибкая система скидок;
профессионализм и вежливость водителей.
В организационную структуру предприятия входят следующие подразделения:
Автотранспортный цех - оснащенный 200 автобусами вместимостью до 50 человек каждый.
Диспетчерская
Автосервис
Успешный опыт работы со многими компаниями и частными заказчиками, позволяет ООО «ГорТрансАвто» максимально учитывать все индивидуальные потребности заказчиков и предложить наиболее выгодный и удобный вариант сотрудничества.
На данный момент в ООО «ГорТрансАвто» внедряется инвестиционный проект по расширению горизонта его деятельности, а именно:
внедрение 15-20 единиц микроавтобусов вместимостью до 20-ти человек;
внедрение 30-ти легковых автомобилей и 2-х автомобильных эвакуаторов (формирование таксомоторного цеха).
Таким образом, основное преимущество ООО «ГорТрансАвто» — опыт. Деятельностью на рынке пассажирских перевозок компания осуществляет уже много лет. За всё время своей работы предприятием было допущено множество ошибок, но руководство посредством принятия грамотных управленческих решений исправляло их, и, как результат, улучшало качество обслуживания. Именно поэтому сейчас ООО «ГорТрансАвто» может найти индивидуальный подход к каждому клиенту при аренде автобуса.
Далее необходимо рассмотреть, какие риски могут присутствовать в ООО «ГорТрансАвто» при разработке его руководством управленческих решений, и каким образом можно добиться их снижения.
2.2. Учет рисков при разработке управленческих решений в ООО «ГорТрансАвто»Рассмотрим пути снижения рисков ООО «ГорТрансАвто» с применением экспертного метода анализа рисков.
Общая схема экспертного анализа рисков состоит из семи этапов:
определение внутренних и внешних факторов, которые влияют на конкретный вид риска;
анализ определенных факторов;
проверка оценки экспертов на их непротиворечивость, а также расчет вероятности появления всех простых рисков;
преобразование простых рисков в сложные;
расчет удельного веса всех рисков по всей их совокупности;
введение балльной оценки для всех рисков данного проекта;
разработка плановых мероприятий для снижения рисков.
Далее рассмотрим существующие риски разработки управленческих решений в ООО «ГорТрансАвто» в таблице 1.
Таблица 1 – Риски в ООО «ГорТрансАвто» при разработке управленческих решений
В ООО «ГорТрансАвто» необходимо взять трех экспертов, выводы будут делаться относительно их оценок, соответственно.
На следующем уровне вводится система оценок, по которой эксперты будут оценивать вероятность наступления риска:
0 – риска нет, его можно не принимать в расчет;
25 – риск с большой долей вероятности не реализуется;
50 – точного вывода от появления риска сделать нельзя;
75 – большая доля вероятности, что риск скорее всего проявится;
100 – риск точно наступит. На третьей стадии все оценки экспертов анализируются на их совпадения.
Оценки экспертов производятся с учетом двух условий:
max|Ai – Bi| < 50, i = 1, ..., n – данное условие связано с устранением недопустимых различий в оценке вероятности наступления отдельного риска;
Σ|Ai – Bi|\n ≤ 25 – направлено на согласование оценок экспертов в среднем.
Затем рассчитываем удельный вес по каждому риску по всей их совокупности.
Используется следующая последовательность расчетов:
Рассчитывается, во сколько раз первый приоритет весомее последнего:
W1Wk=f, (1)
где Wj – вес простых рисков по группам приоритета;
Mj – число рисков, входящее в приоритетную группу;
k – число групп приоритетов,
f – весомость первого фактора по отношению ко второму; n –общее число рисков.
Для нашего расчета f = 5.
Рассчитывается вес группы с наименьшим приоритетом:
Wk= 2(kf+1), (2)
Wj=Wk(k-jf+j-1)(k-1) (3)
Определяются веса простых факторов:
Wi= WjMj (4)
Определяются удельные веса остальных групп приоритетов.
Все простые риски внутри одной приоритетной группы имеют одинаковые веса. Рассчитаем вес простых рисков по группам приоритета (3):
W1=0,1111* 3-1*5+1-1(3-1)=0,55555W2=0,1111* 3-2*5+2-1(3-1)=0,33333W3=0,1111* 3-3*5+3-1(3-1)=0,11111Wk = 2(35+1)=0,1111После этого рассчитаем удельный вес рисков с помощью формулы:
W1 =W2=W3=W4=0,555554=0,138888W5 =W6=W7=W8=0,333334=0,083333W9 =W10=W11=W12=0,111114=0,02777Рассмотрим вероятность наступления рисков в ООО «ГорТрансАвто» при разработке управленческих решений в таблице 2.
Таблица 2 – Вероятность наступления рисков ООО «ГорТрансАвто» при разработке управленческих решений
Далее проанализируем непротиворечивость мнений выбранных экспертов в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ непротиворечивости мнений экспертов
Рассчитаем полученные риски при разработке управленческих решений в ООО «ГорТрансАвто» в таблице 4.
Таблица 4 – Общая оценка рисков и определение удельного веса
Общая сумма баллов для ранее выбранного проекта ООО «ГорТрансАвто» составила 59,296 баллов.
Это свидетельствует о вероятности появления риска, но точного вывода сделать нельзя. Данный показатель свидетельствует о средней рискованности проекта. Перейдем к поискам путей снижения риска на данном автотранспортном предприятии.
Для снижения степени риска на практике в ходе принятия управленческих решений применяются различные методы.
Три основные метода для снижения риска на предприятии:
страхование;
распределение риска между всеми участниками данного проекта;
наличие в запасе средств на покрытие расходов, вызванных непредвиденными обстоятельствами.
Рассмотрим данные предложения подробнее:
Так, основным методом снижения инвестиционных рисков в ООО «ГорТрансАвто» предлагается страхование. Данный метод достаточно прост и оптимален: предлагается заключить страховой договор перед непосредственным вложением капитала предприятием под определенную тарифную ставку, соответствующую объемам инвестиций. Такой подход сможет действенно обезопасить ООО «ГорТрансАвто» от потери собственных средств. Главное в данном методе: выбрать грамотного страховщика, который имеет лицензию и который смог бы предложить наилучшие условия безопасности капитальных вложений. Степень безопасности первого метода – 80-90%.
Распределение риска между всеми участниками данного проекта также прекрасно может подойти для ООО «ГорТрансАвто». Распределение риска будет реализовано во время разработки инвестиционного плана и контрактных документов. Особенность данного метода в том, что качественное распределение риска получится только в том случае, если участники проекта примут ряд решений, которые либо расширят, либо сузят диапазон потенциальных инвесторов. Здесь очень важно участие каждого из членов общества. Но, чем большую степень риска участники намереваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов. Степень безопасности данного метода может быть оценена в 75-80%.
Безусловно, ООО «ГорТрансАвто» в запасе необходимо иметь средства на непредвиденные обстоятельства, но данный метод нельзя оценивать полностью безопасным, и говорить о том, что его можно использовать без применения каких-либо еще подходов – нельзя. Данный метод будет эффективным в совокупности с применением других, к примеру, вышеуказанных.
При выполнении всех методов или некоторых из них риски в рамках принятия управленческих решений в ООО «ГорТрансАвто» могут быть уменьшены. Также важно сказать о создании эффективного менеджмента на самом предприятии. При анализе рисков важно обладать полной информацией по разрабатываемым управленческим решениям.
После использования метода экспертных оценок и расчетов можно сделать вывод о том, что снижение риска автотранспортного предприятия состоит не только в качественном анализе, но и в количественном анализе мероприятия по сокращению степени риска принятия тех или иных управленческих решений. Используя различные методы оценки рисков в совокупности, можно сократить вред, который будет нанесен риском в будущем, что позволит достичь стабильного роста прибыли и экономических высот ООО «ГорТрансАвто».
ЗАКЛЮЧЕНИЕДля каждого управленца максимально возможные потери не должны превышать определённой величины. В противном случае существует вероятность ненаступления того или иного управленческого решения, или наступления его неблагоприятных последствий.
В заключение курсовой работы можно сделать соответствующие выводы, согласно поставленным ранее задачам.
Риск в широком смысле является оценкой максимально возможных потерь, которые может понести руководитель, осуществляющий управленческую деятельность.
Риск, в первую очередь, все же должен рассматриваться как экономическая категория. В случае совершения такого события, влекущего за собой ту или иную степень риска, возможны три экономических результата: отрицательный; нулевой; положительный.
Практически любого риска можно избежать, к примеру, просто уклониться от высокорисковых управленческих решений. Однако, практически для каждого руководителя избегание риска – это отказ от возможных выгод от принятия тех или иных управленческих решений. Поэтому необходимо не просто уходить от выгодных, но рискованных управленческих решений, а находить грамотные пути их снижения, чтобы свести свои возможности к максимуму, а не к минимуму.
В рамках первой главы курсовой работы была сформирована теоретическая база, согласно которой было построено дальнейшее исследование, направленное на учет рисков при разработке управленческих решений уже на практике конкретного предприятия.
Во второй главе (аналитической) курсовой работы для проведения такого рода исследования было выбрано автотранспортное предприятие ООО «ГорТрансАвто», которое находится в городе Москве.
ООО «ГорТрансАвто» работает на рынке пассажирских перевозок в Москве и Подмосковье с 2005 года. Благодаря высокому качеству сервисных услуг, предоставляемых компанией, она хорошо зарекомендовала себя на рынке.
На данный момент на предприятии внедряется инвестиционный проект по расширению его направлений деятельности, поэтому было принято решение оценить существующие для данного проекта риски в рамках принятия определенных управленческих решений, и, соответственно, предложить для ООО «ГорТрансАвто» пути их снижения.
Для расчетов был выбран экспертный метод анализа рисков.
Так, по общей оценке, данный проект получил 59,296 баллов, что равняется 59,296 процентам. Это свидетельствует о вероятности появления риска. Данный показатель говорит о средней рискованности проекта.
Для снижения рисков ООО «ГорТрансАвто» для дальнейшей беспрепятственной разработки управленческих решений было предложено три решения:
страхование;
распределение риска между всеми участниками данного проекта;
наличие в запасе средств на покрытие расходов, вызванных непредвиденными обстоятельствами.
Был сделан вывод о том, что только при принятии всех трех управленческих решений в совокупности или хотя бы двух из них, риски проекта ООО «ГорТрансАвто» могут быть уменьшены.
Таким образом, учет рисков при разработке управленческих решений на предприятии состоит не только в качественном анализе и теоретической проработке вопроса, но и в количественном анализе и предложении практических мероприятий по их предупреждению или предотвращению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдуллаева, З.И. Анализ рисков предприятия на основе методов нечеткой логики / З.И. Абдуллаева // Материал научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Спб.: СЗТУ, 2019. – 120 с.
Воронцовский, А.В. Управление рисками: учебник и практикум для вузов / А.В. Воронцовский. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 485 с.
Егорова, М.А. Управление инвестициями: учебное пособие / М.А. Егорова, Л.Г. Селютина и др. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2017. – 90 с.
Ерофеева, С.С. Понятие рисков в экономической деятельности / С.С. Ерофеева // Вектор экономики. – 2017. – № 3(9). – С. 8.
Капустина, Н.В. Новая методика оценки рисков деятельности предприятия / Н.В. Капустина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – №4. – С. 99-101.
Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения [Электронный ресурс]: учебник / Н.Л. Карданская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 405 с. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/358671.
Кирин, А.Ю. Управление рисками в России [Электронный ресурс]: учебник / А.Ю. Кирин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 546 с. – Режим доступа: http://www.risk-manage.ru/case/case11/.
Королев, В.Ю. Математические основы теории риска: Учебн. пособ. / В.Ю. Королев, В.Е. Бенинг и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2018. – 620 с.
Костин, А.А. Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования / А.А. Костин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 57-69.
Кочкаров, А.А. Методы принятия управленческих решений: количественный подход [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. А.А. Кочкарова. – М.: КноРус, 2016. – 145 с. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s40556t6.html.
Кроуи, М. Основы риск-менеджмента / М. Кроуи, Д. Гэлаи и др. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 390 с.
Литвак, Б.Г. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник / Б.Г. Литвак. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 512 c. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451394.
Лусников, А. Как снизить финансовые риски / А. Лусников // Директор-Инфо. – 2017. – №5-6. – С. 32-35.
Митягина, Н.В. Управление рисками инновационной деятельности как основа устойчивого экономического развития предприятия / Н.В. Митягина // Научные труды SWorld. – 2016. – Т. 29. – № 4. – С. 11-13.
Овчинникова, М.Н. Управление рисками как неотъемлемая часть управленческого учета / М.Н. Овчинникова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 1. – С. 364-369.
Официальный сайт ООО «ГорТрансАвто» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gortransauto.ru/.
Першева, Н.И. Финансовые риски под "крышей" страхования / Н.И. Першева // Директор-Инфо. – 2020. – №4. – С.26-32.
Петрова, А.В. Современные аспекты разработки управленческих решений на предприятии / А.В. Петрова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2021. – № 2 (41). – С. 107-111.
Рохманова, Д.А. Особенности инвестирования строительства в современных условиях / Д.А. Рохманова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 3-3 (34). – С. 86-87.
Селютина, Л.Г., Булгакова, К.О. Выявление рисковых зон и систематизация рисков, возникающих при реализации управленческих решений / Л.Г. Селютина, К.О. Булгакова // Научное обозрение. – 2017. – № 22. – С. 366-369.
Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления // Kant. – 2016. – № 2. – С. 71-72.
Семикина, Е.В. Современные аспекты формирования инвестиционного предложения в управленческой сфере / Е.В. Семикина // Проблемы современной экономики предпринимательство и недвижимая собственность: сб. докладов 30-й юбилейной междунар. науч.-практ. конф. – Варна, 2018. – С. 303-307.
Слуцкая В.Г. Экономическая оценка рисков принятия управленческих решений: учебное пособие. / В.Г. Слуцкая. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2017. – 322 с.
Смольянинова, Е.Н., Бондаренко, Т.Н. Классификация рисков, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе их деятельности / Е.Н. Смольянинова, Т.Н. Бондаренко // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 2. – С. 90-95.
Строева, Е.В., Лаврова, Е.В. Разработка управленческих решений: учебное пособие / Е.В. Строева, Е.В. Лаврова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 128 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/420359.
Чертыковцев, В.К. Математическая теория рисков в социально-экономической сфере: учебник для вузов / В.К. Чертыковцев. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 104 с.
Шапкин, А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций / А.С. Шапкин. – М.: Дашков и К, 2016. – 880 с.
Швецова, И.Н. Учет отраслевого риска при оценке инвестиционной привлекательности компаний / И.Н. Швецова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – № 26. – С. 338-343.
ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1 – Лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами ООО «Гортрансавто»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!