это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3388095
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми
1.1 Понятие «личность» и корреляция личностных характеристик
1.2 Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми жанра «стратегия»
2.1 Методология и организация исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данной работы является изучение личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми.
Объектом данного исследования являются корреляция личностных характеристик с жанром игры «стратегия».
Предметом данного исследования являются личностные особенности подростков, увлекающиеся стратегическими компьютерными играми.
Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должны обладать следующими качествами:
общительность
абстрактное мышление
эмоциональная нестабильность
подчиненность
экспрессивность
робость
чувствительность
доверчивость
мечтательность
прямолинейность (наивность)
спокойствие
конформизм (зависимость от группы)
низкий самоконтроль
расслабленность
консерватизм
низкая нормативность поведения
В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами была использована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован метод ручной обработки ответных листов - на них поочередно накладываются «ключи».
Так же нами был использован арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построение графиков, сравнительный анализ и статистическая обработка данных.
Глава 1. Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми
1.1 Понятие «личность» и корреляция личностных характеристик Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности [7].
Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие — иначе? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие — нет?
Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте — сложному человеческому существу и индивидуальности [4, с. 35].
Настоящим камнем преткновения в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общей и дифференциальной психологии.
Большинство авторов избирает дифференциально-психологическое направление. Беря свое начало от Ф. Гальтона и Ч.Э. Спирмена, направление это вначале ограничивалось исследованием умственных способностей, впоследствии оно охватило изучение личности в целом. Уже Ч.Э. Спирмен распространил идею факторов на особенности воли и аффективности, выделив наряду с общим фактором "g" фактор "s" [3, с. 117].
Дальнейшие шаги были сделаны Р. Кеттелом, предложившим многомерную и иерархическую модель факторов (черт) личности, среди которых рассматриваются такие, как эмоциональная стабильность, экспансивность, самоуверенность [3, с.118].
Личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость [1, с. 10].
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Личность:
Отличается самостоятельностью в поступках;
Способна нести ответственность и решать проблемы;
Контролирует поведение, обладает силой воли;
Способна изменяться с течением времени.
В обыденном смысле под «личностью» понимают характер человека, отождествляют с человеком вообще [7].
В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой, по классическому определению К.Г. Маркса, является совокупность общественных отношений. В новейшей научной литературе исключительное внимание уделяется исследованию процесса «социализации индивида», понимаемого как становление личности [2, с. 72].
В изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи в форме различных ролей; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности.
Все эти состояния и структурные особенности человека как личности рассматриваются в развитии, в процессе жизненного пути, на котором выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны [2, с. 72].
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия [7].
Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения [4, с. 36]. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» - А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
1.Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
2.Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность [7].
Близкими к понятию личности являются также индивид и индивидуальность. Индивид единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социального сообщества). Каждый человек может быть назван индивидом как представитель человеческого рода. Однако не каждого можно считать личностью. Кроме того, термином индивид не обозначаются специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека.
Индивидуальность это совокупность специфических особенностей конкретного индивида, которое отличает его от всех других людей. Сюда относятся и биологические, и социальные, и телесные, и психические, и унаследованные, и благоприобретенные свойства [8].
Качества личности – сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания, эмоционального реагирования и поведения [6].
Резюмируя, выше написанное, можно сказать, что понятие личности формулируется следующим образом, личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Из данного определения следует, что личность представляет собой социальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения.
1.2 Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
В изучении человека как личности особо выделяются статус личности.
Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.
Личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Понятие личности формулируется следующим образом, личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Из данного определения следует, что личность представляет собой социальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения.
Изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает.
Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми жанра «стратегия»
2.1 Описание методов и методик и организация исследования
Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должен обладать следующими качествами:
общительность
абстрактное мышление
эмоциональная нестабильность
подчиненность
экспрессивность
робость
чувствительность
доверчивость
мечтательность
прямолинейность (наивность)
спокойствие
конформизм (зависимость от группы)
низкий самоконтроль
расслабленность
консерватизм
низкая нормативность поведения
В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами была использована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован метод ручной обработки ответных листов - на них поочередно накладываются «ключи». Так же нами был использован арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построение графиков, сравнительный анализ и статистическая обработка данных.
16 - факторный личностный опросник Р.Кеттелла - одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является "теория личностных черт", согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.
Необходимо подчеркнуть, что данный тест предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности, позволяя подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.
16 основных характеристик, представленных в тесте:
•сердечность
•интеллект
•эмоциональная учтойчивость
•доминантность
•беспечность
•совестливость
•смелость
•мягкосердечнсоть
•подозрительность
•мечтательность
•расчетливость
•чувство вины
•радикализм
•самодостаточность
•самоконтроль
•напряженность
В определении свойств личности выделяется направление, развивавшееся в рамках метода факторного анализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направление внесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и Р. Кеттелл.
Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.
Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.
В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.
Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.
Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется в исследованиях личности и получила достаточно высокую оценку у психологов-практиков. Характер представляет собой взаимосвязь обобщенных и ярко выраженных свойств, определяющих своеобразие психического облика и общественного поведения человека. Среди этих свойств тест Р.Кеттелла выделяет коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, основные общие черты характера. Каждый фактор предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. 16-ти факторный опросник Р.Кеттела отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.
Опросник Р.Кеттелла обладает двумя важными преимуществами перед другими личностными методиками. Во-первых, с его помощью можно достаточно хорошо охватить личностную сферу, а во-вторых, - и это доказано статистическими методами, - в факторах, полученных Р.Кеттеллом, отсутствует априорная предвзятость, свойственная факторам, выделенным на базе других теоретических концепций.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом и содержание методики.
В нашем исследовании в качестве испытуемых выступили 20 подростков – ученики 9 класса «В» гимназии №8 (10 человек, увлекающихся компьютерными играми, и 10 человек, не увлекающихся компьютерными играми)
Инструкция, с которой психолог обращается к подросткам, такова:
«Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Если вопрос не очень конкретен, постарайтесь представить, что в среднем более характерно для предложенной ситуации, и на основе этого выбирайте ответ. Старайтесь не слишком часто использовать промежуточные ответы типа "не уверен", "нечто среднее". Выбирайте их только тогда, когда вы не можете ответить иначе.
Отвечайте как можно искренней, не старайтесь произвести хорошее впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение. Помните, что "плохих" и "хороших" ответов быть не может, верен каждый правдивый ответ».
Заключение
В результате проведенного исследования теоретического материала по исследованию личности и личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми, нами сформулированы следующие выводы.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
В изучении человека как личности особо выделяются статус личности.
Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.
Личность представляет собой социальное качество индивида или совокупность социально значимых черт, присущих ему как субъекту труда, познания и общения. Главные личностные качества подростков, увлекающихся компьютерными играми: уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, общительность.
Применение объективных тестов на практике сопряжено с большими временными затратами. Различие между опросниками и объективными тестами заключается в степени детализации измерения, поэтому если испытуемые заинтересованы в получении объективных результатов, то целесообразнее использовать опросники (в том числе и методику Кеттелла).
Наша гипотеза подтвердилась частично: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, обладают абстрактным мышлением, эмоционально нестабильны, низкий самоконтроль, мечтательные, экспрессивные, чувствительные, доверчивые и прямолинейные, но тревожность, независимость, доминантность – находятся на среднем уровне, вопреки нашей гипотезе, а также общительность, нормативность поведения, ригидность и самоконтроль – резко ей противоречат.
Список литературы
Аверин В.А. «Психология личности: Учебное пособие»– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
Ананьев Б. Г. «Человек как предмет познания психологии» СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» М., 1975.
Л. Первин, О. Джон «Психология личности: Теория и исследования» /Пер, с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2001.— 607 с.
Психологическая лаборатория - http://vch.narod.ru/http://asppsi.com/content/terminyhttp://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.psihozond.ru/ponjatie_lichnosti_v_psihologiiwww.ipras.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!