это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3392529
500 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc83906924 \h 2Глава 1 Общая характеристика администратора суда PAGEREF _Toc83906925 \h 41.1 Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда PAGEREF _Toc83906926 \h 41.2 Полномочия администратора суда по организации работы аппарата суда PAGEREF _Toc83906927 \h 8Глава 2 Правовое регулирование и совершенствование правового статуса администратора суда PAGEREF _Toc83906928 \h 132.1 Правовой статус администратора суда в Российской Федерации PAGEREF _Toc83906929 \h 132.2 Перспективы совершенствования правового статуса администратора районного суда PAGEREF _Toc83906930 \h 18Заключение PAGEREF _Toc83906931 \h 25Список использованных источников PAGEREF _Toc83906932 \h 28
ВведениеИнститут администраторов федеральных судов общей юрисдикции был закреплен в законе Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» (далее - Закон), согласно которому должности «администратор Верховного суда Республики» (областного, областного суда, суда города федерального значения, суда автономного округа, автономного округа)» и« администратора районного суда».Институт администраторов судебной системы создан для выполнения задач по оказанию комплексной помощи в работе судов и призван оперативно реагировать на наиболее неотложные и серьезные проблемы, возникающие в процессе функционирования суда. Администратор-это сотрудник Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации, который непосредственно выполняет функции Судебного департамента в отношении организационной поддержки компетентного суда. В статьях 17 и 18 Закона предусматривается, что администратор окружного суда назначается и освобождается от должности главы судебной власти по предложению председателя окружного суда, осуществляет свои полномочия под надзором и сотрудничает с департаментом судебной власти, а также отчитывается перед председателем суда и выполняет его приказы.
Однако, несмотря на все предыдущие попытки провести нормативную реформу судебной системы, вопрос об определении места нахождения администратора и его подчинения остается актуальным и нерешенным.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением организационного обеспечения деятельности судебных органов администратором.
Предметом исследования выступают нормы российского права, регулирующих судебную систему.
Цель работы заключается в изучении правового статуса и комплекса, должностных прав и обязанностей администратора в суде.
Поставленная цель определяет выработку следующих задач:
Изучить назначение на должность и освобождение от должности администратора суда;
Охарактеризовать полномочия администратора суда по организации работы аппарата суда;
Проанализировать правовой статус администратора суда в Российской Федерации;
Рассмотреть перспективы совершенствования правового статуса администратора районного суда.
Теоретической основой нашего исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей таких как: Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина, Н.А. Некрасова, Г. Б. Романовский, О. В. Романовская и другие.
Таким образом, темой исследования стал правовой статус администратора суда, его права и обязанности.
Методологической основой исследования послужил метод научного познания, а в частности, методы анализа, аналогии, классификации и обобщения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и список использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика администратора суда1.1 Назначение на должность и освобождение от должности администратора судаВ настоящее время институт судебных администраторов широко распространен в рамках федеральной целевой программы по развитию судебной системы страны. Таким образом, они призваны играть ведущую роль в управлении судами.
Они способствуют улучшению работы судов по рассмотрению различных видов ходатайств, разрабатывают совместно с руководством суда необходимые меры по улучшению работы и внесению необходимых изменений.
Первоначально все судьи приветствовали выступление администратора в суде. Целью замысла создания этого учреждения было освобождение судей, прежде всего председателя суда, от выполнения его обязанностей по организации управления судами, не имеющих прямого отношения к отправлению правосудия.
Администратор суда выполняет двойную функцию: освобождать время судьи, необходимое ему для рассмотрения дел и вносить профессиональный уровень управления судебной деятельности. Позитивное влияние может оказать участие администратора в выработке политики и координировании рабочих процессов, внесении изменений в распределение нагрузки, управление кадрами аппарата суда, распределение и использование средств федерального бюджета.
Администратор суда:
- принимает меры по организации деятельности суда, подготовке и проведению слушаний;
- сотрудничает с коллегией адвокатов, правоохранительными органами и другими государственными органами для обеспечения функционирования суда;
- принимает к организации надлежащие материальные меры и условия жизни для судей и сотрудников суда, а также для поддержания их здоровья и здоровья;
- предоставляет судьям и работникам судебных органов нормативные правовые документы, юридическую литературу, учебники и справочные и информационные материалы;
- обеспечивает информационную и юридическую поддержку деятельности суда; организует ведение судебной статистики, досье и архивов;
- организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу экономических служб;
- организует строительство зданий, а также ремонт и техническое обслуживание зданий и помещений двора;
- разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации или в его управление (подразделение);
- принимает другие меры для обеспечения функционирования суда.
Каждый суд использует эту должность по своему усмотрению, чаще всего для решения вопросов строительства, ремонта и расширения помещений, поэтому администратор не оказывает существенного влияния на всю организационную и подготовительную работу суда, а освобождение судей от административных функций не состоялось.
Администратору подчиняются организационные подразделения аппарата районного суда или сотрудники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом, или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда. Администратор имеет заместителя, который исполняет в отсутствие администратора его обязанности, а также иные полномочия, закрепленные за ним в соответствии с должностной инструкцией.
Из-за растущей рабочей нагрузки судей остается очень мало времени для решения повседневных организационных проблем судебной системы. Отношения с судебной властью, особенно с главным судьей, имеют большое значение для судебного администратора. В идеале судебный администратор должен совмещать технические навыки менеджера и знание основ государственного и делового администрирования, а также понимание своих обязанностей и проблем в применении к судебной деятельности.
Статья 17 Закона о судебном департаменте рассматривает вопросы организации деятельности администратора суда, осуществления им своих полномочий. Он назначается и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.
Следует подчеркнуть, что успех судебного администратора в выполнении его административных и управленческих функций во внесудебной сфере суда зависит от многих факторов, особенно от его личных и профессиональных качеств. Этот вопрос особенно актуален в отношении расположения районных и других судов в отдаленных населенных пунктах, где наблюдается нехватка работников с высшим образованием.
Но независимо от уровня подготовки кандидата на должность администратора суда, выполнение такой конкретной работы требует как первоначального обучения, так и последующего непрерывного профессионального развития. Организация и проведение такого обучения полностью возложены на орган Судебного департамента Российской Федерации.
Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под контролем председателя соответствующего суда и под руководством компетентного подразделения Судебного департамента.
Администратор военного суда назначается и освобождается от должности начальником соответствующего судебного подразделения по предложению председателя соответствующего военного трибунала. Сотрудники Судебного департамента и сотрудники Судебного департамента являются федеральными государственными служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок их перехода на федеральную государственную службу устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
К числу квалификационных требований к должностям государственной службы относятся требования к уровню профессиональной подготовки, стаж работы на государственной службе или опыт (стаж) профессиональной подготовки, профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения служебных обязанностей.
Администратор кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления Судебного департамента по представлению председателя районного суда.
1.2 Полномочия администратора суда по организации работы аппарата судаДолжность администратора в рамках институциональной поддержки имеет решающее значение, как для суда общего права, так и для арбитражного суда. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте Верховного Суда Российской Федерации" устанавливает в статьях 17-19 нормативные основы осуществления деятельности администратора суда, в том числе порядок его назначения.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 18 указанного закона, не распространяется процедура назначения управляющего районным судом, назначения на должность управляющего судом и освобождения от занимаемой должности осуществляется начальником-корреспондентом структурного подразделения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее Судебный департамент) по предложению председателя суда, в котором предусмотрено назначение на должность управляющего или управляющего судом.Как следует из приведённой правовой нормы, организационно-распорядительный локальный акт о назначении конкретного лица на должность администратора суда фактически принимается не только уполномоченным начальником структурного подразделения Судебного департамента, но и председателем суда, в котором лицо, назначаемое на эту должность, будет непосредственно исполнять свои служебные обязанности. Аналогичным образом складывается ситуация при освобождении лица от занимаемой им должности администратора суда.
Учёт мнения председателя конкретного суда представляется в обоих случаях, по мнению автора, целесообразным, поскольку председатель суда, выступая в роли судьи, возглавляющего судебный орган, фактически представляет общее мнение всех лиц, в нём служащих, в том числе и относительно возможности принятия на указанную должность конкретное лицо. Это также связано с тем, что при вступлении в должность председатель суда напрямую взаимодействует с потенциальным кандидатом по вопросам, входящим в функциональное содержание судебной системы.
Кроме того, при решении вопроса об освобождении администратора суда от должности учет мнения председателя этого суда не только желателен, но и необходим, поскольку именно председатель суда, под руководством которого он выполнял служебную функцию администратора суда, может сформировать глубокое мнение и представление о качестве и эффективности работы администратора.
Основываясь на правовых стандартах управления выполнением указанного должностного задания подразделения, очевидно, что администратор не участвует в усилиях, предпринимаемых структурой суда, и является сотрудником Судебного департамента, поэтому редактирование и локальное выполнение действия, санкционированного начальником отдела, кажется логичным. Это также подтверждается тем фактом, что реестр должностей федеральной гражданской службы не должен включать эту должность в список должностей аппарата третейского суда.
Кроме того, поскольку должность администратора суда включена в штатное расписание Судебного департамента, то материальные стимулы и денежное содержание, включая различные дополнительные выплаты, администратор суда получает из средств, выделяемых департаментом, несмотря на то, что деятельностью в нем он не занимается.
В таких обстоятельствах, учитывая юридические требования о назначении должности администратора суда на должности судебного департамента, безусловно, оправдано местное издание акта о вступлении в должность или освобождении его от должности сотрудника структурного подразделения этого органа в штатном расписании, в котором есть такая должность.
В то же время, во-вторых, специфика и особенности работы администратора суда в контексте их реализации с согласия и под руководством председателя суда, в котором администратор выполняет служебные функции, позволяют утверждать о выполнении администратором своих экономических функций, имеющих непосредственное отношение к судебному органу под руководством судьи, председателя компетентного суда. В доктрине говорится о небольшой разнице между полномочиями администраторов судов общего права и третейских судов. Когда это можно проследить до идентичности определенных полномочий администратора суда и деятельности сотрудников аппарата суда из его различных подразделений. Например, аппарат третейского суда наделен полномочиями по организации деятельности. Администратор суда имеет те же полномочия.
Сравнительный анализ должностных лиц и полномочий аппарата суда и администратора суда позволяет не только подтвердить идентичность определенных полномочий, но и их дублирование с учетом того факта, что выполнение официального «дублирования» полномочий аппарата суда является структурным элементом департаментов этого суда, тогда как ответственность за исполнение полномочий органа по фактическим данным лежит исключительно на администраторе.В любом случае выполнение должностным лицом должностного лица не может осуществляться упорно, без согласования с председателем суда, в котором такие полномочия выполняются. На нормативном уровне четко предусмотрено подчинение управляющего, например третейского суда. Аналогичным образом устанавливается характер подчинения председателя суда работникам аппарата третейского суда при исполнении ими служебных обязанностей.
Следовательно, возникает ситуация, когда функциональным компонентом деятельности администратора суда и персонала суда является т, а общее руководство этой деятельностью выполняет председатель суда; администратор суда, включенный в личный номер судебного департамента, получая материалы, присуждающие награду, и содержание, выписки из этих органов, непосредственно выполняет свою работу исключительно в конкретном здании суда.
При этом фактически уже на стадии поступления на должность администратора суда мнение и представление председателя суда является не только требуемым, но и значимым, существенным, что позволяет проследить характер подчинённости взаимоотношений лица, поступающего на службу, и председателя суда, от «слова» которого зависит дальнейшее трудоустройство.
Таким образом, «подчиненный» характер отношений председателя суда с указанным лицом (кандидатом) прослеживается еще до вступления в должность (и публикации соответствующего местного акта), то есть до вступления в правовые отношения для обеспечения бесперебойной работы конкретного судебного органа. Кроме того, программа поддержки деятельности администратора не предусматривает осуществление каких-либо официальных полномочий в юридическом отделе, напротив, предполагает прямое ежедневное присутствие в конкретном здании суда. В то же время выполнение должностных обязанностей администратором не может осуществляться произвольно и без согласия председателя суда для принятия соответствующих мер (решений). Такой «подчинённый» характер деятельности администратора суда, реализующийся посредством согласования всех принимаемых действий (решений) с председателем суда, проявляется не одномоментно, а на протяжении всего периода исполнения служебных обязанностей. Фактически «подчинённый» характер взаимоотношений указанных лиц выражается в координирующей роли председателя в осуществлении администратором своей служебной функции.
В доктрине выражена позиция по снижению эффективности деятельности администратора суда, основанная на распределении его функций по должностям Судебного департамента, мотивированная тем, что объективная оценка его деятельности формируется председателем суда, представлением которого он является. В то же время другие исследователи считают, что желательно возложить эту должность исключительно на прямую ответственность Судебного департамента.
Вопрос о правовом положении администратора суда, который фактически является «посредником» между конкретным судебным органом и Судебным департаментом, имея, таким образом, характер «двойной» иерархии, широко обсуждается, но до сих пор вопрос об исключении должности администратора суда из штата Судебного департамента не был решен нормативно.
Глава 2 Правовое регулирование и совершенствование правового статуса администратора суда2.1 Правовой статус администратора суда в Российской ФедерацииСудебные администраторы имеют необходимый профессиональный опыт управления и берут на себя часть административного бремени главных судей, чтобы последние могли уделять больше времени отправлению правосудия.
Стоит отметить, что на должности государственного судебного управляющего зачастую оказывается не судья, а специалист в других областях знаний, в частности, по предпочтению профессионального менеджера.
Все судебные администраторы в той или иной степени участвуют в планировании и организации текущей деятельности суда, укомплектовании персоналом отдела судебного администрирования и управлении его работой. Чаще всего в обязанности подразделений судебной администрации входят управление человеческими ресурсами, финансами и бюджетом, распределение дел по всей системе, вопросы управления автоматизацией, работа с присяжными заседателями, связи с общественностью, работа с источниками информации и распространение информации, управление процессом, поиск и предоставление консультаций, связь с другими государственными учреждениями, а также служба секретариата судебных комитетов.Подобно тому, как распределение функций в суде осуществляется соответствующим должностным лицом и подчиненными сотрудниками, занимающимися работой в суде, которые организуют офисную работу в суде, контролируют ход дела, координируют работу и переговоры со сторонами, предоставляют им необходимые материалы, представляют дело, направляют копии процессуальных документов, то есть облегчают судье и его чистому техническому уровню работы, чтобы освободить время для отправления правосудия. Определение профессиональных обязанностей, таким образом, предполагает разграничение процессуальной деятельности от технической деятельности, которая не входит в сферу судебного разбирательства. Это действительно соответствует специализации деятельности среди сотрудников учреждения. Этот опыт имеет много положительных моментов и заслуживает внимания. Похоже, что вышеуказанный зарубежный опыт можно адаптировать в нашей стране.
В России создание института попечителей районных судов рассматривалось в рамках федеральной специальной программы «Развитие судебной системы России на период 2002-2006 годов». Во многих судах эта должность была учреждена. Его деятельность в отношении администратора суда должна способствовать улучшению деятельности суда по рассмотрению и разрешению представленных заявлений и жалоб, а также совместно с председателем суда планировать и осуществлять мероприятия, направленные на освоение инновационных технологий, оптимизацию и совершенствование деятельности суда.
В целях освобождения председателей судов от выполнения обязанностей организационного характера Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" было предусмотрено введение в штат судов общей юрисдикции новой должности - администратора суда.
Функции администратора суда заключаются не только в выделении времени, доступного судье для рассмотрения дел, но и в обеспечении высокого уровня компетентности в управлении судебной деятельностью конкретного суда. Его участие в разработке политики и координации рабочих процессов, изменении распределения рабочей нагрузки, управлении персоналом судебной системы, распределении и использовании федерального бюджета может оказать положительное влияние.
Это в первую очередь организационные и экономические функции, а именно:
обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
снабжение нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами судей и работников аппарата суда;
обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы, а также информационно-правовое обеспечение деятельности суда;
организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;
обеспечение охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, при строительстве здания;
ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
разработка проектов сметы расходов суда.
Кроме того, администратор суда работает с другими структурами, включая коллегию адвокатов, правоохранительные органы и другие государственные органы.
Очевидно, что чисто экономические вопросы, а не управление судебной системой, занимают центральное место в функциях администратора суда. Следовательно, маловероятно, что судьи будут освобождены от административных и управленческих функций.
Администратор суда отвечает за решение вопросов строительства и ремонта и, следовательно, не влияет на работу по организации и подготовке суда. Эта практика не является положительной и указывает на то, что ее необходимо преодолеть.
Здесь администратору уже подчиняются структурные подразделения аппарата районного суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.
Администратор имеет заместителя, который исполняет в отсутствие администратора его обязанности, а также иные полномочия, закрепленные за ним в соответствии с должностной инструкцией. Администратор, выполняет все организационно-хозяйственные функции, о которых упоминалось ранее, однако кроме этого в арбитражных судах на этого сотрудника возложены и отдельные обязанности процессуального и делопроизводственного характера, а именно:
- принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, в т.ч. подготовке и проведению судебных заседаний, предварительному досудебному приему лиц, участвующих в деле;
- организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в суде;
- организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов;
- организует деятельность аппарата суда, включая обеспечение изучения и обобщения судебной практики, и разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности суда, в т.ч. при необходимости путем подготовки предложений по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, в круг полномочий администратора суда включен значительный круг функций, напрямую связанных с процессуальными аспектами прохождения дела, т.е. с вопросами организации реализации правосудия.
Помимо этого администратор задействован и в обеспечении трудовой дисциплины в арбитражном суде:
- принимает меры по организации и обеспечению контроля, укреплению исполнительской дисциплины, выполнению правил внутреннего трудового распорядка работниками аппарата суда;
- организует учебу и повышение квалификации работников аппарата суда.
Нет никаких сомнений в том, что это укрепляет статус администратора суда, который, по сути, занимает второе место после председателя суда, обеспечивая правильное судебное разбирательство и ход дела.
Поэтому представляется желательным наделить администратора суда полномочиями, которые позволили бы ему стать начальником канцелярии суда, отвечающим за организацию и координацию всего персонала суда. В настоящее время администратор суда, особенно в судах общего права, не подчиняется аппарату персонала.
К негативным моментам можно отнести тот факт, что обязанности администратора суда сосредоточены на различных функциях: административных, экономических и административных. Эта ситуация ни в коем случае не является положительным фактором. Слишком много различных обязанностей возложено на администратора.
Решение проблемы видно в определении приоритетов. Похоже, что администратор суда должен сначала организовать судебные разбирательства, включая рассмотрение дела в суде. Чтобы выполнить эту задачу, он должен возглавить структуру управления и управления делами суда, а техническая и экономическая поддержка суда должна быть поручена другому специалисту.
В идеале администратор суда должен стать организатором разбирательства и процесса рассмотрения дела в суде, осуществлять контроль над этим процессом. Каждый сотрудник суда должен выполнять свои функции в зависимости от своего уровня квалификации и должности.
В своей деятельности администраторы судов должны руководствоваться действующим законодательством, приказами и рекомендациями судебного департамента и руководства, официальными правилами.
2.2 Перспективы совершенствования правового статуса администратора районного судаОсновы правового статуса администратора районного суда устанавливаются в Федеральном законе «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в развитие его положений разработаны и утверждены: Положение об администраторе Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда, Типовые должностные регламенты федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда, Методические рекомендации по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда.На заседании Совета судей Российской Федерации в 2001 г. были отмечены такие проблемы, как: неопределенность и отсутствие у него статуса судебной службы в связи с отсутствием у него административных функций в отношении сотрудников аппарата суда и полномочий по части управления полномочиями председателя суда, а также наличие сложности их задач, связанных с приобретением полномочий в отношении сотрудников аппарата суда., обращение и распределение богатства из-за отсутствия полномочий на подписание финансовых документов суда.
В 2009 году Министерство юстиции проанализировало деятельность администраторов федеральных судов общей юрисдикции, что также выявило проблемы, касающиеся процедуры назначения администратора и его иерархии, роли в организации несудебной деятельности суда, управления судебной системой в отношении контроля за деятельностью структурных подразделений суда, найма и повышения квалификации администраторов.
Наличие этих проблем привело к необходимости создания рабочей группы при Совете судей Российской Федерации по совершенствованию деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции и мерам по повышению ее эффективности.
Проблемы, связанные с определением правового статуса и официальной должности администратора суда, в том числе:
- двойственность функции;
- необходимость изменения системы отбора кандидатов (изменение квалификации);
- неравномерное распределение обязанностей и ограничений компетенции, дублирование работы с другими сотрудниками суда;
- потребность в подчиненном персонале;
- увеличение денежного содержания, изменение системы оплаты труда;
- повышение квалификации и другие проблемы.
Вышеуказанные проблемы, правовой статус администратора суда, затрагивают ученых юристов и практиков судебной системы, но наибольшее внимание уделяется вопросу определения пространства администратора и его полномочий в судебной системе.
В юридической литературе существует три основных подхода к решению этой проблемы. Первый подход предполагает перевод администратора в судебный отдел Верховного Суда Российской Федерации, что «освободит руководителей судов от решения многих организационных вопросов, укрепит гарантии их независимости и создаст возможность для участия в основной деятельности по отправлению правосудия».
Второй подход заключается в переводе судебной системы в штат Судебного департамента, где администратор суда должен стать руководителем судебной системы под непосредственным руководством начальника подразделения Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее-подразделение Судебного департамента).
Согласно третьему подходу, администратор должен быть переведен в компетентный суд и находиться под непосредственным контролем председателя. С этой точки зрения, чтобы преодолеть проблемы, связанные с управлением рабочим временем, утверждением официальных правил, подотчетностью.
Также предлагается реализовать один из последних двух перечисленных вариантов преодоления двойного подчинения администратора суда. По его мнению, необходимо добиться постепенного перехода всех организационных функций от председателя суда к администратору с переводом всего аппарата суда в управление Судебным департаментом, что означает создание структуры судебной администрации, контролируемой местом судебного решения сообщества, или даже отстранение администратора от судебного надзора за департаментом и «закрепление» за ним полномочия, расходы руководства Судебным департаментом и полномочия управления Судебным департаментом, непосредственно связанные с управлением аппаратом суда, доверить начальнику отдела управления документами и изображениями или оставить председателю суда.
Большинство представителей судебной системы субъектов Российской Федерации, а именно 87% региональных судов и их коллег, а также 48% подразделений Судебного департамента, выступают за введение администратора в состав персонала суда и подчинение председателю суда.
Тот факт, что администраторы районных судов находятся непосредственно под контролем судебного департамента, не только не решит проблему двойного подчинения, но и создаст новые проблемы правового статуса. Отсутствие у председателя суда регламентирующих полномочий по отношению к администратору и отсутствие у руководителя управленческого потенциала, возможность осуществлять ежедневный контроль за деятельностью своего подчиненного в связи с констатацией факта в суде, а не в судебном подразделении Департамента, не в состоянии обеспечить достижение качества своей работы.
Кроме того, ученые не объясняют, как администратор суда должен осуществлять управленческие полномочия в отношении сотрудников судебных органов, которые не входят в подразделение Министерства юстиции.
Перевод всех сотрудников аппарата районного суда в штат отдела судебного департамента был невозможен, поскольку некоторые сотрудники аппарата районного суда (например, секретари судебных заседаний) выполняют не только организационные, но и процедурные функции.
Следует согласиться с мнением специалистов и практиков в области правосудия о том, что передача администратора компетентному суду позволит преодолеть проблемы, связанные с двойственностью его иерархии. Однако такая трансформация его правового статуса требует разъяснения его компетенции в качестве сотрудника суда.
На основе анализа предложения рабочей группы при Совете судей РФ об исключении из функций администратора суда организации судебного делопроизводства, ведения статистики и архива и осуществлении поэтапной передачи ему функций председателя суда - сначала хозяйственной (право финансовой подписи), затем властно - распорядительной, и предложения И.В. Михеевой о перераспределении полномочий между руководителем службой делопроизводства и кадров или председателем суда и администратором суда, с учетов собственного видения данного вопроса представляется возможным реализовать следующую концепцию.
Осуществление полномочий по организации судебной статистики, процессуальной деятельности и работе судебных архивов, а также по организации информационного и правового обеспечения деятельности окружного суда (совместно со специалистом по информатизации) должно быть возложено на начальника соответствующего структурного подразделения окружного суда.
Осуществление этих полномочий не влечет за собой каких-либо существенных изменений в его правовом статусе. Включение должности в основную группу должностей категории "руководители" обеспечит иерархию подчинения соответствующих работников судебной системы, а наличие у них высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция" позволит эффективно осуществлять свою деятельность.
Администратор районного суда должен сохранять полномочия по:
контролю за соблюдением правил техники безопасности при использовании компьютерного оборудования, обеспечению пожарной безопасности в помещениях суда и осуществлению контроля, заключения и исполнения контрактов, заключенных на создание справочного суда правовые системы (в сотрудничестве со специалистом по компьютеризации);
обеспечение правовыми актами, юридической литературой, справочными материалами и материалами (совместно со специалистом по справке и работе) и т. д.
Закрепление за администратором районного суда руководства деятельностью персонала по охране и обслуживанию зданий районного суда и транспорта, которое в настоящее время осуществляется им по поручению председателя суда, и передача ему от председателя районного суда права подписи финансовых документов суда, представляется, положительно отразятся на качестве работы их обоих.
С одной стороны, это определит статус администратора окружного суда в качестве должностного лица и повысит ответственность за организацию материально-технического обеспечения деятельности суда и составление сметы расходов суда на следующий финансовый год, с другой стороны, позволит председателю суда уделять больше времени выполнению служебной процедуры.
Подобное преобразование правового статуса администратора районного суда позволит назвать его работником аппарата районного суда и определить как должностное лицо, замещающее должность, включенную в штатное расписание соответствующего районного суда, осуществляющее организационную функцию аппарата районного суда в соответствии с возложенными на него законом организационными функциями и полномочиями.ЗаключениеВ связи с изложенным представляется весьма позитивным наделение администратора такими полномочиями, которые позволили бы ему стать руководителем аппарата суда, отвечающим за организацию и координацию работы всех сотрудников суда, от слаженных действий которых, в принципе, зависит четкая организация прохождения иска (дела) с момента поступления в суд до сдачи его в архив. Однако отсутствие в его подчинении аппарата сотрудников, а также при совмещении в обязанностях одного должностного лица административных, хозяйственных и делопроизводственных функций представляется весьма непродуманным и негативным обстоятельством.
На основе полученных результатов можно сформулировать следующие рекомендации относительно полномочий администратора.
Администратор может и должен организовать разбирательство, включая этап рассмотрения дела в суде. Чтобы выполнить эту задачу, он должен возглавить структуру управления и управления делами в суде. Таким образом, на первом этапе после получения жалобы в суд и ее регистрации в канцелярии администратор через своих сотрудников должен организовать, во-первых, определение способа прохождения дела, во-вторых, конкретную передачу судье для рассмотрения с учетом специализации судебных коллегий и составов. В этом случае могут использоваться коэффициент рабочей нагрузки судьи и коэффициент сложности дела. Это позволит добиться более объективного распределения дел и соответственно сбалансировать нагрузку на судей. При реализации автоматизированных процедур они будут использоваться в этой работе. На втором этапе администратор должен организовать контроль за ходом дела до его разрешения.
Можно разработать, когда способ рассмотрения дела сможет определить сотрудников офиса администратора по прибытии дела и при необходимости проконсультироваться с судьями или председателем (заместителем председателя) суда. Информация о документах, полученных по делу, о процессуальных актах, принятых судьей, должна быть передана подчиненным сотрудникам администратора и зарегистрирована на карточке или в электронном виде. Отправка участникам процесса уведомления, созывов и т. д. желательно попросить сотрудников бюро не поручать эту работу сотрудникам «офиса судьи». На этом этапе администратор должен в сотрудничестве с помощником судьи следить за залом заседаний назначенного судьей времени, а также систематически информировать судью о производстве дел, отдельно от судебных разбирательств, приостановленных дел и т. д. Это, несомненно, будет способствовать рациональной организации работы судьи и, как следствие, оптимальному ходу дела.
На третьем этапе после вынесения решения администратор аппарата должен позаботиться о том, чтобы копии судебного решения были своевременно отправлены бюро сторонам в судопроизводство, а дело подготовлено и сдано сначала в кабинет, а затем в архив.
В некоторых районных судах уже установлено, что при современной модели организации производства по делу, когда основное бремя работы с материалами дела ложится на "судейскую канцелярию", состоящую только из заместителя судьи, секретаря и не всегда специалиста, работа становится слишком сложной и непродуктивной. Это положение оправдывает внесение предложений по изменению существующей системы, чтобы перенести центр тяжести из "офиса судьи" в другие подразделения третейского суда.
С этой целью необходимо объединить аппарат окружного суда и сформировать соответствующие подразделения, полностью отвечающие за контроль за ходом рассмотрения дела, контроль за этим процессом, своевременное информирование третейского судьи о проблемах и недостатках, которые могут привести к задержкам и блокированию рассмотрения и разрешения, направление дела по запросам в вышестоящие инстанции.
Реализация этих предложений может разгрузить судей, дать им возможность сосредоточиться на основной задаче: внимательном изучении обстоятельств дела, правильной квалификации правовых отношений, лежащих в основе рассматриваемого спора, то есть на обеспечении его быстрого и правильного разрешения.
Исследование подтверждает необходимость продолжения законодательной работы по корректировке действующего законодательства в части определения правового статуса администратора суда в исследуемой системе отношений для организационного обеспечения деятельности суда. Двойная ответственность администратора перед председателем суда и департаментом судебных органов проявляется не только во время выполнения им своих функций, которые включают в себя дублирующие и идентичные полномочия, характерные для сотрудников суда, но и на этапе вступления в должность.
Изменчивость компетенций, составляющих функциональное содержание функции администратора суда, подтверждает необходимость оказания наиболее качественного управленческого влияния на его деятельность, даже если она осуществляется «вдвойне».
Список использованных источниковНормативно – правовые акты
Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"\\ Российская газета. - N 6, 14.01.1998, N 80, 24.04.1998.
Специальная литература
Абдулин Р.С. Внутрисистемное управление и организационное обеспечение деятельности судов Российской Федерации: Монография / Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2019. – 400 c.
Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2018. 434 с.
Арутюнова Г.З. Правовые основы построения судебной системы Российской Федерации на современном этапе / Г.З. Арутюнова // Постулат. – 2017. – С. 97-101.
Антонов Е.Н. Судебная система РФ / Е.Н. Антонов // Общество и экономика. – 2017. – № 11. – С. 101-105.
Вилкова Т.Ю., Насонов С.А. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник и практикум для СПО. М.Юрайт. 2016. – с.74.
Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020. 768 с.
Ершова В. В Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции по обеспечению судебной деятельности: Научно-практическое пособие / 2-е изд., доп. и испр. — М.: РАП. 2017.- с. 94.
Михайлов К.В. Администратор арбитражного суда - работник аппарата суда? / К.В. Михайлов // Администратор суда. 2020. №3. С. 1-7.
Насонов С.А.. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт. 2016. – с. 21.
Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 336 с.
Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с.
Прокудина Л.А. Современный статус администратора суда (российский опыт) // Администратор суда. – М.: Юрист, 2019. - № 4. – 7 с.
Рожнова Л.В. Актуальные вопросы деятельности администраторов районных судов // Администратор суда. – М.: Юрист, 2018. - № 1. – 54 с.
Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 300 с.
Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 438 с.
Слотюк А.А. Контрольно-ревизионная деятельность в системе судов общей юрисдикции и роль администраторов судов в ее осуществлении // Администратор суда. – М.: Юрист, 2016, № 2. – 17 с.
Смирнова Е.В. Перспективы совершенствования правового статуса администратора районного суда / Е.В. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Вып. 5-6. – 2018. – С. 299-302.
Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. — М.: КноРус, 2019. –с. 322.
Электронные ресурсы
Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 29.04.2020 N 822 \\ О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821\\ КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155489/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!