Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формирование нравственно-эстетической культуры учащихся

Тип Курсовая
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
3439098

500 руб.

Просмотров
684
Размер файла
78.19 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Образец оформления титульного листаМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Институт психологии и педагогикиКафедра теории и методики обучения и воспитанияНикитина Татьяна Сергеевнастудентка 2 курсазаочной формы обученияКультура педагогического общенияКурсовая работапо направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»профиль: «Физическая культура»Квалификация – бакалаврНаучный руководитель:к.п.н., доцентФалей М.В._____________________Защита состоялась «__»____________2020 г. Оценка _____________г. Южно-Сахалинск2021СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc85117169 \h 2ГЛАВА 1. Теоретические основы нравственно-эстетической культуры PAGEREF _Toc85117170 \h 61.1. Основные термины и характеристика нравственно-эстетической культуры PAGEREF _Toc85117171 \h 61.2. Формирование нравственно-эстетической культуры обучающихся на уроках изобразительного искусства PAGEREF _Toc85117172 \h 10Вывод по главе 1 PAGEREF _Toc85117173 \h 14ГЛАВА 2. Исследования формирования нравственно-эстетической культуры учащихся PAGEREF _Toc85117174 \h 152.1. Исследование уровня эстетической культуры обучающихся PAGEREF _Toc85117175 \h 152.2. Повышение уровня эстетической культуры обучающихся через общение с природой PAGEREF _Toc85117176 \h 17Вывод по главе 2 PAGEREF _Toc85117177 \h 20Заключение PAGEREF _Toc85117178 \h 21Список использованных источников PAGEREF _Toc85117179 \h 23ВведениеАктуальность работы. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во сем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций. В тоже время необходимо понимать, что ценность, к каким бы общечеловеческим корням она не восходила, привить не удается, ее можно только прожить. Объект работы – нравственно-эстетическая культура.Предмет – формирование нравственно-эстетической культуры учащихся.Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе формирование нравственно-эстетической культуры учащихся в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:1. Рассмотреть основные термины и характеристика нравственно-эстетической культуры;2. Изучить формирование нравственно-эстетической культуры обучающихся на уроках изобразительного искусства;3. Провести исследование уровня эстетической культуры обучающихся;4. Проанализировать, как происходит повышение уровня эстетической культуры обучающихся через общение с природой.При написании данной работы были использованы методы исследования:1. Теоретические:а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.2. Эмпирические:а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Абутина И.М. «Культурно-досуговые формы занятий на уроках», Алваров Л.Р. «От школы жизни к празднику карнавала», Байбакова О.Ю. «Социально-коммуникативное развитие учащихся - один из факторов повышения качества начального образования», Бейлина И.Ю. «Сетевой проект как форма организации внеурочной деятельности», Виноградова Н.Ф. «Актуальные проблемы современного начального образования» и т.д.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты нравственно-эстетической культуры. Во второй главе проведен анализ формирования нравственно-эстетической культуры учащихся. В заключении обобщены основные выводы и предложения.ГЛАВА 1. Теоретические основы нравственно-эстетической культуры1.1. Основные термины и характеристика нравственно-эстетической культурыИнтеллектуальное и творческое развитие во многом зависит от эстетической культуры, являющейся элементом духовной культуры человека. Эстетическая культура – это способность человека в соответствии со своими субъективными понятиями красоты и прекрасного оценивать окружающий его мир, умение прочувствовать свою связь с миром и людьми. Она не только воплощает и закрепляет положительное к миру отношение со стороны человека, но и позволяет совершенствовать его, и, в соответствии с эстетическими представлениями, его изменять [5, с. 162-187].Для человека важно то, чтобы он умел видеть прекрасное и созидательное не только в искусстве, но и в окружающей его действительности.Эстетическая культура включает в себя две взаимосвязанные стороны:а) сфера эстетически ценностного отношения человека к миру;б) сфера художественной деятельности людей.Сфера эстетически ценностного отношения человека к миру выражается в эстетическом отношении к разнообразным объектам мира через эстетическое восприятие, оценки, вкусы, переживания, то есть, рассматривает особенности эстетического сознания личности. Возможности личности ориентироваться и действовать в многообразии эстетических и художественных ценностей, связаны с уровнем эстетической культуры. Здесь объектами эстетического восприятия могут выступать люди с их поступками, природные явления, а также различные продукты человеческой деятельности.Способность эстетической культуры проявляться в сфере человеческого общения, сопереживания, является, возможно, ее наиболее значительным моментом.Если эстетическая культура ограничится только изучением чувственного познания, то она рискует потерять свое самостоятельное значение и превратится просто в раздел философской теории познания. Если эстетика ограничится только теорией искусства, которая необходима для того, чтобы понимать природу искусства и эстетическую деятельность человека, то она потеряет свою связь с философией [12, с. 142-164].Следовательно, сфера художественной деятельности людей исследует ее виды и место в культуре, особенности восприятия произведений искусства, а также, их влияние на человека (см. рис. 1.1).Рисунок 1.1 - Строение нравственно-эстетической культурыКак писал Е.А. Омельченко, «чувство изящного – есть условие человеческого достоинства. Без этого чувства нет ума, нет гения, нет таланта…не человек тот, кто в драме видит только театральную пьесу, в романе – сказку, кто смолоду не смог полюбить стихов. Основа нравственности и доброты – есть эстетическое чувство» [18, с. 320-363].У человека на протяжении всей его жизни формируется эстетическое отношение к миру. Эстетической культуре школьников во все времена, большое внимание уделяли не только отечественные, но и зарубежные педагоги.К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики, выдающийся русский педагог, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального так: «Главную задачу воспитания составляет влияние нравственного. Эта задача гораздо более важна, чем наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». Ушинский, руководствуясь психическим законом, подчеркивал, что музыка, поэзия, живопись, ваяние могут быть отдохновением после труда, либо же находиться в живой связи с трудом человека; они не только теряют свою развивающую силу и действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие человека, но и делаются предметом праздной прихоти.Великий советский педагог О.Ю. Байбакова считала, что эмоциональное и эстетическое воспитание неразрывно связаны. Она полагала, что именно с развития культуры ощущений и восприятий начинается эмоционально-эстетическое воспитание. От культуры ощущений и восприятий зависит тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающей среде, да и к самому себе. Чем больше видит и слышит человек в окружающем его мире оттенков, тонов, полутонов, тем тоньше его ощущения и восприятия; эмоциональный диапазон тем шире, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, событий и явлений, которые, в целом, характеризуют духовную культуру человека. Так же стоит отметить, что, по мнению Сухомлинского, культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, а особенно культуры моральной, то есть к человеку должно быть отношение, как к наивысшей ценности. Там, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневной жизни, эстетические ценности окажутся бессильны [3, с. 44-67].Немаловажное значение эстетическому воспитанию школьников придавал и А.Ф. Замалеев. Он отмечал, что важно пробудить в детях и подростках стремление утверждать красоту отовсюду, где они проводят свое время: в школе, дома; занимаются ли они делами или просто отдыхают. Необходимо детей привлекать и к тому, чтобы они сами создавали эстетическую обстановку в своем классе, школе, и, конечно же, дома. Те, кому посчастливилось стать очевидцами, побывавшими в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил Замалеев, рассказывали, что в помещениях была идеальная чистота, было множество зеркал, сверкающий паркет, в столовых на столах лежали белоснежные скатерти и было огромное разнообразие цветов [9, с. 314-365].Как отечественные, так и зарубежные педагоги задавались вопросами об эстетическом воспитании школьников. К примеру, М. Монтессори называла развитие поэтического, музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, ритмики движений детей, развитием способностей эстетического восприятия культурной среды.От степени художественной образованности, широты интересов и глубины понимания сфер искусства, развитой способности видеть художественные достоинства произведений, зависит уровень художественной культуры. Все эти характеристики можно объединить в понятии художественного вкуса. Художественный вкус формируется и развивается в процессе общения личности с искусством. Но нельзя утверждать, что художественный вкус сводится только к способности эстетических суждений и оценок произведений искусства. Он также реализуется в формировании чувства прекрасного и высокого, в эмоционально-чувственном переживании человека. Отсюда следует вывод, что происходит проникновение произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности человека, она значительно обогащается, расширяется горизонт чувствования и понимания явлений окружающего мира, что способствует более глубокому осознанию неповторимости жизни и смысла своего существования. Эстетическая культура исследуется многими науками – эстетикой, философией, психологией, культурологией, семиотикой и др. Каждая из этих наук рассматривает определенный аспект данного вопроса.1.2. Формирование нравственно-эстетической культуры обучающихся на уроках изобразительного искусстваФормирование эстетической культуры – это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности. Если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда – это говорит о высоком уровне его эстетической культуры. Есть такие люди, которые, наверное, перечитали сотни романов и стихов, они ходят на выставки, концерты, знают практически все о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Эстетические взгляды и вкусы таких людей не стали их внутренней принадлежностью, они далеки от подлинной эстетической культуры [15, с. 20-65].С наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве художественный потенциал человека, его эстетические возможности. «Время и пространство, в котором живет красота человеческого духа, есть искусство». Как одна из форм человеческого познания, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности, порожденный человеческим трудом. Оно воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к окружающему миру.Учебный план общеобразовательной школы включает в себя такие дисциплины художественного цикла, как литература, музыка, изобразительное искусство.Следует выделить еще одно понятие, входящее в состав эстетической культуры. Художественное воспитание – это эстетическое развитие личности средствами искусства. Оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты, которые непосредственно связаны с произведениями искусства. Это совсем не означает то, что человек обязательно должен стать художником, либо искусствоведом, подобного от ребенка вообще не стоит требовать. Здесь говорится о формировании так называемой, базовой культуры личности. Человек, помимо знания ряда художественных произведений, должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Художника отнюдь не убивает, как это иногда утверждают, такое обогащение непосредственных художественных впечатлений, знание законов искусства и мастерства, эмоциональности восприятия. Напротив, восприятие становится более осмысленным, эмоциональность усиливается, углубляется.Преподавание изобразительного искусства является одним из средств приобщения обучающихся к художественной культуре. Оно призвано развивать у них художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. В свою очередь, это требует научить детей основам изобразительной грамоты, научить их пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Касательно данной проблемы необходимо проанализировать труды известных психологов и педагогов, чтобы доказать особую важность занятий изобразительным искусством [10, с. 23-64].Впервые взгляды на обучение изложил великий чешский педагог Ян Амос Коменский. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский изложил основы, на которых должно быть построено обучение. Наглядность, как он считает, является общим из основных принципов.Требование Я.А. Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства обучающихся. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения, учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения» – такое важное положение впервые выдвигает Коменский. Рисование он не включает в план школы, хотя его «Великая дидактика» оказала влияние на развитие методики обучения рисованию, когда оно было включено в курс начальной школы.Свое мнение о важном значении рисования высказывал Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что рисование – это занятие, которое развивает органы чувств, учит наблюдать. Также, он говорил о том, что занятия по изобразительному искусству должны протекать среди природы, потому что общение с природой способствует воспитанию любви к ней и к ее красотам.Свою методику обучения он излагает так: «Я хочу, чтобы у Эмиля (сын Руссо – В.Т.) не было другого учителя, кроме самой природы; зачем нужен учитель, который будет учить его «подражать подражаниям» или рисовать с рисунков. Я хочу, чтоб перед его глазами был оригинал, не бумага с изображением, а именно оригинал, чтобы он рисовал дом с дома, дерево с дерева, человека с человека и, таким образом, научился бы наблюдать тела и их видимые формы» [15, с. 40-98].Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Руссо осуждает метод копирования. Натура, – как он считает, – является единственным образцом для рисования. Исходя из этого, намечаются общеобразовательные задачи воспитания. Именно благодаря обучению таким средствам художественной выразительности ученики впоследствии овладевают основами реалистического изображения.Произведения изобразительного искусства:а) помогают познавать жизнь человека и природы;б) развивают зрительное, художественно-образное мышление, восприятие, пространственное воображение.Зритель с помощью своего воображения может «оживить» картину, скульптуру, ведь в них запечатлен один момент, одно мгновение в цепи событий. Благодаря своему воображению, он может увидеть в них эти события, характеры и образы в движении.Касаемо живописи, можно сказать, что рассматривание картин – такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это познание мира чувств, углубленное познание вещей. В настоящем искусстве нет ничего элементарного; существует множество картин, которые обучающиеся должны рассматривать как в детстве, так и в ранней юности и отрочестве. Повторное рассматривание картин можно назвать обостренностью восприятия красоты, ведь при этом развивается эмоциональная память. Искусство входит в духовную жизнь обучающихся именно благодаря повторному восприятию. Помимо того, что с каждым новым периодом эмоционально-эстетического и интеллектуального развития в воспитание включаются все новые произведения искусства, рассмотренные ранее картины рассматриваются повторно [2, с. 32-41].Необходимо уделять большое внимание тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно служить источником познания мира чувств. В познании живописи и изобразительного искусства вообще, это правило эстетического воспитания особенно важно. Исключительно сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания являет собой портретная живопись. Развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека – одна из самых тонких и трудных проблем воспитательной работы. С этой точки зрения, картины и скульптурные произведения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания [16, с. 315-362].Из вышесказанного можно выделить основные цели, которые ставит перед собой художественное воспитание:а) обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры;б) научить понимать выразительный язык художника;в) научить понимать и чувствовать неразрывную связь содержания и художественной формы.Также стоит отметить, что помимо классных занятий должны быть еще и внеклассные, такие, как посещение театров, музеев, галерей, всевозможных выставок, а также участие в конкурсах различного уровня. И, несомненно, классные и внеклассные занятия должны дополнять друг друга. Только в этом случае возможно успешное художественное воспитание, что, в свою очередь, влияет на формирование общей эстетической культуры обучающихся.Вывод по главе 1Эстетическая культура является элементом духовной культуры человека. Для человека важно, чтобы он умел видеть прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей его действительности. Развитию эстетической культуры у обучающихся во все времена уделяли большое внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги. Каждый из них предлагал свои методы и средства для формирования эстетической культуры у школьников. Роль эстетического и художественного воспитания очень велика. Ведь каждый человек по своей натуре художник. Он строит свою жизнь по законам красоты на интуитивном уровне. Тем более важно развивать эту способность у детей. Знание сущности, важности и значения эстетической культуры помогают правильно организовать и осуществить процесс формирования эстетической культуры у обучающихся.ГЛАВА 2. Исследования формирования нравственно-эстетической культуры учащихся2.1. Исследование уровня эстетической культуры обучающихсяВ разные исторические эпохи эстетическое воспитание, а также формирование эстетической культуры, осуществлялось, в целом, присущими им формами и средствами. Если брать в пример Античный мир, то там наблюдался упор на изучение искусств, обучение пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. Драма, архитектура, живопись, способствующие духовному развитию общества, получили развитие в Древней Греции. Ораторскому искусству основное внимание уделялось в Древнем Риме. Церковное искусство, а также музыка, под натиском религии, развивалось в Средние века. В период Ренессанса живопись, литература, архитектура, театр, занимали центральное место [11, с. 98-112].Одновременно с совершенствованием общей подготовки, эстетическое воспитание в XVII – XVIII веках основывалось на обучении рисованию, ручному труду, изучению искусства. Известные педагоги И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, рассматривая вопросы эстетического воспитания, предлагали включать в него чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. В.А. Сухомлинский в эстетическое воспитание широко включал природу, окружающую действительность, быт, самостоятельное творчество.Ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. педагоги второй половины XIX века, видели в эстетическом воспитании некий источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, а также формирование эстетической культуры, подчеркивая, что возможности эстетического воспитания содержатся в каждом школьном предмете. В обязательные предметы для изучения они включали литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество – детский театр (см. табл. 2.1).Таблица 2.1- Основные виды искусстваВидХарактеристикаИскусствоПространственные или пластическиеПространственное построение образовИзобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фото), архитектура, дизайн и т.д.Временные или динамическиеДействие разворачивается в определенное времяЛитература, музыкаПространственно-временные или синтетическиеДействие разворачивается в определенное время и в необходимом пространствеХореография, театр, цирк, кино и т.д.Из вышеизложенного напрашивается вывод, что в отечественной и зарубежной педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, а также отмечается важность сочетания в процессе эстетического воспитания всей совокупности разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами [8, с. 12-35].2.2. Повышение уровня эстетической культуры обучающихся через общение с природойПрирода – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. Она является одним из главных факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств школьников. Во время работы на природе, у школьников пробуждаются чувства к прекрасному, развивается художественное воображение, пространственно-образное мышление, художественный вкус, а также приобретаются трудовые навыки [18, с. 184-197].Невозможно не отметить тот факт, что природа имеет прямое отношение к развитию личности. Природу поистине можно считать неиссякаемым источником красоты, ведь она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, вкуса, образного мышления, воображения, наблюдательности. Как писал К.Д. Ушинский, «Воля, простор, прекрасные и чудесные окрестности вашего городка или поселка, душистые овраги, бескрайние поля, прекрасная цветущая весна и золотистая осень – все это прекрасное, что окружает нас, разве не является нашим воспитателем?» Исходя из этого умозаключения он сделал вывод о том, что все прекрасное в природе, сама природа со своими красотами, может «посоперничать» с влиянием педагога на воспитательное влияние развития молодой души.Во многих художественных произведениях литературы и искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в школе, отражено нравственное и эстетическое отношение к природе. Отношения, которые устанавливаются между человеком и природой, можно считать подлинно-гуманными. Вся духовная жизнь человека, тем самым, природа для людей выступает, как средство нравственно-эстетического воспитания. Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, окружающей красоте, строгой закономерности, разнообразию линий и форм, красок и звуков. Она не является носителем общественной морали.М. Монтессори также высказывалась о воздействии природы на развитие детей: «Необходимо объединять душу ребенка с мирозданием, чтобы он сам мог «впитать» в себя те знания, сокровища, добытые от природы, и мог ими обучаться напрямую. Метод, который помогает добиться поставленных целей – это сельскохозяйственный труд, выращивание растений, животных, а также, интеллектуальный анализ природы».В.А. Сухомлинский высказывался о взаимосвязи восприятия человеком природы и его внутреннего мира следующим образом: «Красота природы влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой – добротой, правдивостью, человеколюбием, способностью сочувствовать и сострадать, непримиримостью ко злу и борьбой с ним...». Как средство эмоционального, эстетического и морального формирования культуры, красота природы является для школьника, прежде всего, школой культуры эстетического воспитания, она помогает ощущать красоту человека, воспитывает утонченность чувств [16, с. 112-134].Когда ребенок может наблюдать за изменениями погоды, за жизнью животных, наслаждаться красотой деревьев, ходить в походы и на экскурсии, тогда и происходит интеллектуальное осмысление природы. Такой метод более эффективен для младших школьников, потому что именно в этом возрасте детям свойственны эмоциональная отзывчивость и любознательность.Приобретенные в процессе общения с природой в годы детства эмоционально-эстетические богатства в подростковом возрасте выступают одной из глубочайших человеческих потребностей, познание красоты природы порождает у детей жажду познавать новые источники эстетических богатств.Эстетическое общение – вот с чего необходимо начинать формирование эстетической культуры обучающихся. Тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания обучающихся оказывает тактичная передача преподавателем его отношения к миру, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания. Задача преподавателя - акцентировать внимание на эстетических сторонах науки, изучаемого предмета, давать эстетическую оценку изучаемым явлениям. Для эстетического воспитания обучающихся личность преподавателя имеет огромное значение. Преподаватель не должен забывать о том, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения обучающихся.Благодаря тому, что ребенок находится «в единстве» с природой, ему легче удается воспринимать рассказы, стихотворения, сказки и осмысливать их. Также, он ярче чувствует красоту природных явлений, сопоставляет действительность и художественные образы [15, с. 15-42].Преподавателям, в свою очередь, следует чаще обращаться к произведениям писателей, поэтов, композиторов, художников, воспевавших красоту природы. Для обсуждения обучающимся можно предложить следующие вопросы и задания:а) найти и прочитать любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер и др.;б) описать любимый уголок природы;в) попробовать отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках.В более старшем школьном возрасте общение учащихся с природой носит не только созерцательный характер. Любовь к природе выражается в:а) заботе о сохранении природных богатств;б) посильном труде школьников на пришкольном участке;в) помощи животным и птицам;г) поддержании экологии.Установление правильного отношения к природе – это основа эстетического воспитания ее средствами.Чтобы воспитать в ребенке бережное и заботливое отношение к природе, преподаватели:а) используют картины известных художников: И Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова и других;б) организуют чтение книг, беседы природоведческого содержания по произведениям писателей В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Сладкова.Проанализировав основные средства и методы, которые были использованы в данной главе, можно сделать некоторые выводы [7, с. 7-15]:а) необходимо активно вовлекать школьников в процесс улучшения окружающей среды;б) направлять их на создание прекрасного в искусстве и мире вокруг себя.Чтобы поставленные цели были достигнуты, необходимо использовать различные средства, чередовать методы, стимулировать интерес обучающихся к поднятым проблемам и направлять их на путь созидательной, полезной для общества деятельности.Учебный план (программа) несколько ограничивают возможности художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Эта ограниченность должна быть компенсирована и компенсируется в системе дополнительного образования. Развитию познавательных интересов, индивидуальных склонностей обучающихся в области прекрасного способствуют факультативы и кружки по искусству, а также посещение детских школ искусств.Вывод по главе 2Детская художественная самодеятельность – такое направление внеклассной работы, которому следует также уделять внимание. Этому способствуют хорошо поставленное сольное и хоровое пение, выразительное чтение, драматизация, внеклассные занятия по изобразительному искусству. Активизируют учащихся и различные формы творческих соревнований: смотры юных талантов, художественные конкурсы, эстафеты искусств.Важно отметить то, что в эмоциональном и эстетическом воспитании ни в коем случае не допустим дидактизм и искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечение педагога красотой природы может вызвать отклик у детей и зажечь огонек эстетических чувств в их душах.Чтобы повысить уровень эстетической культуры у обучающихся, преподавателям необходимо проводить беседы с учениками, посещать музеи, выставочные залы, театры; совершать экскурсии на природу, организовывать походы; для обучающихся детских школ искусств большое значение имеет «рисование на открытом воздухе».ЗаключениеВ отечественной и зарубежной литературе довольно полно разработана проблема формирования эстетической культуры и эстетического воспитания. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Во всей системе учебно–воспитательного процесса формирование и развитие эстетической культуры действительно занимает важное место. За ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.Таким образом, автор в данной курсовой работе после тщательного разбора и на основе анализа педагогической литературы, познакомился с понятием «формирование эстетической культуры у обучающихся».Элемент духовной культуры человека, от которой, во многом, зависит его интеллектуальное и творческое развитие – есть эстетическая культура. Она позволяет изменять, совершенствовать мир и человеческие отношения, воплощает и закрепляет положительное отношение человека к миру, действуя в соответствии с эстетическими представлениями. Эстетическая культура у обучающихся формируется стихийно в процессе жизни, а также целенаправленно в процессе воспитания.Эстетическое воспитание – в этом понятии описывается содержание эстетической культуры. Это процесс формирования и развития эстетического эмоционального, чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание – один из компонентов целостного педагогического процесса, призванный сформировать у обучающихся стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Также, автором были изучены основные средства формирования эстетической культуры обучающихся – эстетическое восприятие природы, творчество и искусство.Огромную роль в процессе формирования эстетической культуры играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как рисование, музыка, литература, искусство является их основой. На интеллектуальное и духовное развитие обучающихся благотворно влияют приобщение к искусству и занятия творчеством, вследствие чего формируются художественный вкус и видение прекрасного. Особый упор, при этом, делается на разнообразие форм и средств художественного воспитания.Для определения уровня эстетического сознания обучающихся автором была разработана методика, позволяющая определить, на каком уровне находится эстетическое сознание. Можно сделать вывод, что выдвинутая автором гипотеза о том, что эстетическое сознание большинства обучающихся находится на недостаточно высоком уровне развития в связи с неудовлетворительной деятельностью по их эстетическому воспитанию, подтвердилась на практике. Необходимо предоставлять свободу учащимся в выборе занятия искусством в соответствии со своими наклонностями и интересами: петь те песни, которые им нравятся, рисовать то, что они хотят и развиваться именно в той деятельности, к которой они тяготеют. Это могут быть танцы, живопись или другой вид искусства.Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Следовательно, любой человек может понимать все виды искусства. Воспитание и развитие ребенка нельзя ограничивать лишь одним видом искусства – в этом заключается педагогический смысл. Нормальное эстетическое воспитание может обеспечить только их совокупность.Список использованных источников1. Абутина, И.М. Культурно-досуговые формы занятий на уроках / И.М. Абутина. – Москва, 2017. – 120 с.2. Алваров, Л.Р. От школы жизни к празднику карнавала / Л.Р. Алваров. – Санкт-Петербург,2017. – 168 с.3. Байбакова, О.Ю. Социально-коммуникативное развитие учащихся - один из факторов повышения качества начального образования / О.Ю. Байбакова. – Москва, 2017. – 147 с.4. Бейлина, И.Ю. Сетевой проект как форма организации внеурочной деятельности / И.Ю. Бейлина. – Москва, 2017. – 120 с.5. Виноградова, Н.Ф. Актуальные проблемы современного начального образования / Н.Ф. Виноградова. – Москва, 2018. – 101 с.6. Данелян, Е.Г. Обучение и воспитание - неразрывный процесс / Е.Г. Данелян. – Москва, 2017. – 205 с.7. Еременко, Е.Н. Развитие процесса воображения школьника как основы преобразующей деятельности / Е.Н. Еременко. – Москва, 2017. – 160 с.8. Еременко, Е.Н. Формирования культурного воспитания / Е.Н. Еременко. – Москва, 2018. – 325 с.9. Замалеев, А.Ф. Развитие эстетической направленности / А.Ф. Замалеев. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 515 c.10. Замалеев, А.Ф. История формирования культуры / А.Ф. Замалеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 270 c.11. Зацепина, М.Б. Формирование музыкального восприятия у дошкольников и младших школьников средствами игры / М.Б. Зацепина. – Москва, 2018. – 190 с.12. Караханова, О.Ю. Особенности воспитания духовно-нравственной личности / О.Ю. Караханова. - Москва, 2019. – 306 с.13. Козлова, Л.В. От проблемной ситуации к проблемному вопросу / Л.В. Козлова. – Санкт-Петербург,2019. - 67 с.14. Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса / М.И. Кузнецова. – Москва, 2017. – 45 с.15. Лукашенко, Н.С. Профессиональная готовность учителя начальных классов к освоению новых компетенций в начальной школе XXI века / Н.С. Лукашенко. – Москва, 2018. – 146 с.16. Мануйлова, Е.И. Средство формирования культурного опыта у младших школьников / Е.И. Мануйлова. – Москва, 2018. – 100 с.17. Морозова, Е.А. Развитие нравственности на уроках / Е.А. Морозова. – Москва, 2018. – 345 с. 18. Омельченко, Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения / Е.А. Омельченко. – Москва, 2017. – 96 с.19. Пашкова, Н.В. Культурное воспитание учащихся / Н.В. Пашкова. – Москва, 2017. – 147 с.20. Сафонова, В.В. Детское культуроведение как неотъемлемая часть современного начального языкового образования в России / В.В. Сафонова. – Москва, 2016. – 47 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.