это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3481915
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Основные принципы средневекового мировоззрения и основные проблемы
философского мышления 4
Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Период средневековья занимает длительный отрезок истории Европы -
от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.). В
этот исторический период произошли огромные изменения в мировой
истории: разрушился колосс Римской империи, затем Византии. Варварские
племена после завоевания Рима создали на европейском континенте
собственные государства с определяющейся национальной культурой. В это
время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом
всего является природа. В средневековой философии, напротив,
реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного
мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло
сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия
принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая
философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего
миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.
Средневековая философия сыграла важную роль в развитии философии
как науки (несмотря на господство богословия над философией), причём это
справедливо и для материализма, и для идеализма в их различных, в том
числе и современных проявлениях. Сформировавшись в классическую эпоху
античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности,
философия успешно выполняла функции трансляции, хранения и умножения
теоретического знания в последующее тысячелетие.
1. Основные принципы средневекового мировоззрения и основные
проблемы философского мышления
Основой средневекового мировоззрения была христианская религия.
Именно она закладывала в сознание человека основные принципы
понимания окружающего мира. Христианское мировоззрение возникло в I в.
в Палестине в условиях углубляющегося кризиса рабовладельческого
общества. Античное мировоззрение уже не отвечало новому уровню
общественного самосознания, в котором находят свое отражение
радикальные изменения в экономической, политической, духовной жизни
общества. В Средние века произошел отказ от рациональных методов
античной философии в объяснении мира. Была создана совершенная модель
мира, полностью соответствующая духу и букве христианского вероучения.
Средневековое мышление воспринимало мир в виде рационального не
оформленного, не представленного в строгих понятиях опыта. Основной
интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам
морали и религии. Земля представлялась в виде плоского диска, в центре
которого располагался священный город христиан – Иерусалим. На самом
крайнем Востоке, который на средневековых картах часто помещали
наверху, на месте Северного полюса, находится высокая гора, с которой
стекают четыре реки – Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Земной диск разделен
Средиземным морем на три части: Азию («страна Сима»), Европу («страна
Яфета») и Африку («страна Хама»). Над землей раскинулись небесные
сферы, число которых варьировалось от трех до пятидесяти: сфера воздуха,
огня, эфира, звезд, ангелов, Святой Троицы и т.д.
Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с
помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не
воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой
закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог
всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход
природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными,
поражающими воображения явлениями природы, человек воспринимал их
как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума,
слишком ограниченного в своих возможностях.
По-разному относились античные и средневековые мыслители к
чудесным, необычным явлениям в мире. Если Аристотель удивлялся какому-
либо природному феномену, то затем он начинал искать ему объяснение, так
как был убежден в возможности узнать что-либо о вещи с полной
определенностью. Напротив, Августин Блаженный, считая, что наши знания
всегда будут ограничены, признавал чудо - волю творца, не противную
природе, ибо самое большое чудо из всех чудес - это мир, сотворенный
Господом.
Средневековая религиозная философия отличалась замкнутостью на
самом себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от
реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью. Этому
способствовали ряд причин: разрушение и утрата античной культуры и
безраздельное господство в духовной жизни общества религии. В этих
условиях философия стала служанкой богословия, решаемые ею проблемы
были признаны служить обоснованию бытия Бога и апологетике
божественных истин Священного Писания.
Основаниями средневековой философии были теоцентризм,
провиденциализм, креационизм (творение мира по Слову из ничего),
традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима
обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям.
С приходом христианства в Европу, острая борьба развернулась по
многим философским и теологическим проблемам. Ключевыми были
вопросы о соотношении философии и христианства, разума и веры.
Христианство выступало с безоговорочной претензией на уникальную и
всеобъемлющую истину. Религиозное отношение к миру предполагало, что
всеобщее необходимое знание принадлежит только Богу.
В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат
религии. Тенденция к союзу философии и теологии проявилась еще в конце
античности, т.е. в 1-11 вв. н.э. При этом рациональное знание привлекается
только для разъяснения и обоснования с помощью рациональных доводов
сверхъестественных истин Откровения.
Особенности средневекового мировоззрения и мышления
соответствующим образом отразились на процессе средневекового познания,
обусловив следующие его специфические черты:
Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных
представлений, а все противоречащее догматам церкви запрещалось
специальными декретами. Все воззрения на природу проходили через
цензуру библейских концепций. Это усиливало элемент созерцательности
познания, настраивало его на откровенно мистический лад, что и
предопределило регресс или, в лучшем случае, стагнацию научного
познания.
Поскольку причина взаимосвязанности и целостности элементов мира
в Средние века усматривалось в Боге, в средневековой картине мира не
могло быть концепции объективных законов, без которой не могло
оформиться естествознание. Ведь закон-это необходимая существенная связь
каких-то явлений. Средневековой же мыслитель искал не эти связи между
явлениями, а отношение их к Богу, место в иерархии вещей.
В силу теологически-текстового характера познавательной
деятельности усилия интеллекта сосредоточивались не на анализе вещей, а
на анализе понятий. Универсальным методом служила дедукция,
осуществлявшая субординацию понятий, которой соответствовал
определенный иерархический ряд действительных вещей. Поскольку
манипулирование понятий замещало манипулирование объектами
действительности, не было необходимости контакта с последними. Отсюда
принципиально внеопытный стиль умозрительной схоластической науки,
обеспеченной на бесплодное теоретизирование и оторванность от реальной
действительности.
Итак, для человека Средних веков были абсолютно ясны и очевидны
следующие вещи: мир создан Богом, все в мире создано не случайно и имеет
свой смысл, Бог наблюдает за миром, этот мир – ни что иное как предбанник,
зал ожидания перед настоящей жизнью.
Заключение
Итак, средневековье – период европейской истории, занимающий
отрезок времени с V по XV в. Основаниями средневековой философии были
принципы теоцентризма, креационизма, откровения, провиденциализма,
традиционализма.
Теоцентризм ставит в центр философствования Бога. Подлинным
бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми
античные философы наделяли бытие. Согласно христианскому догмату, Бог
сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему
всемогуществу.
Идея божественного откровения составляла фундамент учения о
познании. Христианский Бог, сам по себе не доступный для познания, тем не
менее открывает себя человеку, и его откровение дано в священных текстах
Библии, толкование которых и есть основной путь познания.
Провиденциализм – божественное предопределение всего хода истории
в направлении человеческого спасения.
Традиционализм. В отличие от античности, где истиной надо было
овладевать, мучаясь сомнениями, средневековье пребывало в уверенности о
высшем характере и единственности истины Священного Писания (Библии).
Ее можно было лишь комментировать, не выходя за границы религиозных
догматов.
Список литературы
1. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2016. – 529 с.
2. Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2009. – 642 с.
3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Воронеж: Изд-во ВГАСА, 2015.
– 218 с.
4. Соколов В. В. Средневековая философия. — М. : Эдиториал УРСС,
2016.— 350 с.
5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2016. – 734 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!