Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Понятие фонематических процессов в психолого-педагогической литературе

Тип Курсовая
Предмет Логопедия

ID (номер) заказа
3503072

500 руб.

Просмотров
1094
Размер файла
195 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Развитие родной речи и овладение языковым богатством, является одной
из составляющих воспитания личности, а проблема формирования речевой
активности занимает важнейшее место в образовательной системе.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной. Хорошо известно, что большинство детей с
нарушениями речи, поступающих в школу, не владеют умением производить
звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и
устанавливать порядок звуков в слове.
Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на
которой строится овладение языком как основным средством общения.
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают
правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют
грамматически правильно строить предложения. Но, к сожалению, речевое
развитие происходит не у всех детей в равной мере. Достаточно часто
встречаются искажения, отмечаются различные отклонения в речи, которые
нарушают нормальный ход ее развития. Именно поэтому у большинства детей,
страдающих недоразвитием определенных компонентов фонематических
процессов речи, в период школьного обучения наблюдаются элементы
дисграфии и дислексии.
Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии
речевой системы. Исследователи, изучавшие проблему развития
фонематических процессов (А.И. Гвоздев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.К.
Орфинская, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие), отмечали, что их
формирование необходимо начинать еще в период дошкольного возраста. Это
позволит ребенку своевременно и результативно овладеть устной речью, а

4

умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом
стоящего, является ключевой предпосылкой для успешного усвоения чтения и
письма.
Учитывая выше изложенное, а также принимая во внимание, что развитие
фонематических процессов относится к числу основных задач логопедической
работы, мы выбрали тему нашего исследования «Особенности развития
фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи».
Объект исследования: процесс развития фонематических процессов у
детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов
у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить
особенности развития фонематических процессов у детей дошкольного
возраста с нарушением речи.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научные источники по проблеме
исследования.
2. Выявить особенности речи дошкольников при нарушении
формирования фонематических процессов.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию
фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация
научной литературы по теме исследования.

5

§ 1. Понятие фонематических процессов в психолого-педагогической

литературе

Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач,
стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи.
В научных источниках долгое время считалось, что развитие речи
ребенка зависит от сформированности моторики артикуляционного аппарата.
Значению восприятия речи особого внимания не уделялось.
Впервые Л.С. Выготский ввел понятия «фонема» и доказал, что единицей
развития детской речи является фонема. Он считал, что восприятие фонемы
происходит только на фоне человеческой речи [1].
В логопедии фонематические процессы включает в себя следующие
понятия:
 фонематический слух;
 фонематическое восприятие;
 фонематический анализ;
 фонематический синтез;
 фонематические представления.
Научный термин «фонематический слух» введено также Л.С. Выготским.
Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой
стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Г.В. Чиркина отмечает, что фонематический слух является частью
физиологического слуха человека. Известно, что человек обладает, по крайней
мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам
различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а
также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда,
шуршание шин автомобиля и т.п.

6

Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем
наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих
композиторов.
Наконец, третий вид – речевой слух. Речевой слух способствует тому, что
человек может слышать звуки родного или другого языка. В речевом слухе
выделяют фонематический слух – способность различать фонемы языка (звук,
слог, слово, предложение). Это одно из самых важных способностей ребенка
для освоения речи, а в дальнейшем необходимое качество для овладения
грамотной письменной речью. Можно обладать хорошим музыкальным и очень
неважным фонематическим слухом. При недостаточно сформированном
фонематическом слухе, практически не различаются схожие созвучия,
обращенная речь воспринимается с искажениями. Следует подчеркнуть, что
развитие фонематического слуха происходит одновременно с развитием
артикуляции и оба процесса влияют друг на друга: если артикуляция имеет
зависимость от слуха, то и умение произнести тот или иной звук значительно
облегчает ребенку его различение на слух [9].
Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции,
необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Кроме того,
нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в
нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а,
следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
По мнению таких авторов, как Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е Левина, Т.Б.
Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и других, развитие фонематического
слуха положительно влияет на формирование всех компонентов речи:
фонетической стороны речи, звуко-слоговой структуры слова. Развитый
фонематический слух позволяет слышать фонемы родного языка. Если же у
ребенка не сформирован фонематический слух, то ему, безусловно, трудно
обучаться письму и чтению, так как он нечетко слышит звучащую речь. Кроме

7

того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно
становление фонемного анализа – операции мысленного расчленения на
составные элементы (фонемы) различных звуковых комплексов: сочетаний
звуков, слогов и слов [7; 9; 10; 17; 18; 19].
Фонематическое восприятие, по мнению Г.В. Чиркиной, – это
способность ребенка различать фонемы родного языка, а также определять
звуковой состав слова [19].
В некоторых источниках понятия «фонематический слух» и
«фонематическое восприятие» считаются идентичными. Однако Г.В. Чиркина
отмечает, что их необходимо отличать друг от друга, поскольку каждое из
названных понятий имеет собственное значение.
С точки зрения А.М. Бородич, фонематическое восприятие – это анализ
ребёнком составляющих элементов речи. То есть он из речи выделяет
предложения, слова из предложения, звуки из слов.
Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи Л.С. Выготского, полагал, что
фонематическое восприятие у детей формируется только в процессе
специального обучения и является результатом развития наиболее высоких
форм фонематического слуха. Он считал, что в фонематическое восприятие
входит:
 определение последовательности звуков в слове;
 определение количества звуков в слове;
 возможность распознавать позицию звука в слове (начало, середина
или конец слова) [23].
Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх
лет. По данным Р.Е. Левиной и других ученых, в этот период развитие
фонематического восприятия происходит параллельно с овладением
произносительной стороны речи.

8

Р.Е. Левина выделила пять периодов развития фонематического
восприятия:
1-й период – полное отсутствие различения звуков. Отсутствует
понимание речи. Стадия является дофонематической.
2-й период – не различаются акустически близкие звуки, но
дифференциация акустически далёких фонем представляется возможной.
Неправильное восприятие обосновывается искажённым произношением.
3-й период – ребенок слышит звуки со смыслоразличительными
признаками. Но с предметом может соотноситься как правильное, так и
искажённое слово.
4-й период – при восприятии речи у ребенка формируются новые образы.
Экспрессивная речь практически в норме, однако дифференциация фонем
остаётся нестойкой.
5-й период – завершается процесс фонематического развития, когда и
фонетическая сторона речи, и фонематическая сформированы. На данной
стадии ребёнок различает правильное и неправильное произношение [10].
Термин «фонематическое восприятие» используется для обозначения
искусственного звукового анализа, находящегося в основе обучения навыкам
грамоты. При сформированном фонематическом слухе формируется и
фонематическое восприятие, благодаря которому становится возможным:
1. Понимание, присутствует ли определенный звук в части речи или нет.
2. Дифференциация звуков, которые звучат похоже.
3. Определение, в каком месте присутствует определенный звук.
4. Осознание, в какой последовательности расположены звуки в слове, а
также каково их количество.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе
взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и
кинестетических раздражений. Большую роль при этом играют первичные

9

формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок
обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Фонематический анализ и синтез - умственные операции, которые
заключаются в выделении звуков в словах и в сочетании отдельных звуков речи
в словах.
Л.Г. Парамонова [14] считает, что фонематический анализ – это умение
разделять услышанное слово на составляющие его звука, а также ясно
представлять его звуковую структуру. Фонематический синтез представляет
собой умение соединять отдельные звуки в целое слово, а в последующем
узнавать это слово.
Термином «фонематический анализ» определяют, как элементарные, так
и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится
выделение звука на фоне слова. По данным В.К. Орфинской, эта форма
появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Сложная форма требует
от ребенка вычленение звуков из слов (первый, последний) и определить его
место в слове (в начале, середине, в конце). Самым сложным считается
определение последовательности звуков в слове, их количество, места по
отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Дети
могут овладеть данным звуковым анализом лишь в процессе специального
обучения [11].
Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие –
фонематическое представление, то есть умение представить звуковой состав
слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их
последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчеркивает
Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной
операцией, умственным действием «по установлению последовательности
звуков в слове» [23]. Формирование данного свойства происходит постепенно

10

по принципу от простого к сложному и требует от ребенка активности и
сознательности.
Фонематическое представление – способность осуществлять
фонематический анализ и синтез слов в умственном плане, на основе
представлений [9]. Это внутренние, обобщенные по акустическим и
артикуляционным признакам, звуковые образы слов. Сформированное
фонематическое представление помогает ребенку воспринимать каждый звук в
самых разных сочетаниях и вариантах его звучания. Фонематические
представления формируются у ребенка на основании приобретаемой
способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять
звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам
(фонематический анализ). Недостаточно сформированное фонематическое
представление негативно сказывается на процессе письменной речи.
Таким образом, развитие фонематических процессов происходит
постепенно по закономерным периодам. В овладении устной речью, как и
письменной, главная роль принадлежит фонематическому слуху.

§ 2. Особенности речи дошкольников при нарушении формирования

фонематических процессов

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка,
шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом
ребенка, лишь речевые звуки. Стоит отметить, что в процессе становления
восприятия звуков у ребенка развивается мозг.
Окружающая речь, которую улавливает ухо ребенка, обеспечивает базу,
основу для становления его собственной речи, для общения с окружающими,
помогает ему ориентироваться в пространстве, в окружающей обстановке,

11

общаться со сверстниками и взрослыми и обмениваться имеющимся опытом в
различных видах деятельности.
Р.И. Лалаева в процессе изучения дошкольников, имеющих недоразвитие
фонематических процессов, отметила, что у таких детей могут возникнуть
сложности с чтением, поскольку у детей не сформированы представления о
звукобуквенном составе слова. Читая, школьник представляет определенный
звуковой образ слова и отдельно у него возникает образ слога и образ звука, но
он в силу речевого дефекта не может данный образ распознать и потому читает
по наитию, заменяя слова и искажая в них звуки [9].
Т.А. Ткаченко при исследовании особенностей фонематических функций
у детей с нарушением речи, выявила три основные степени нарушений –
легкую, среднюю и тяжелую:
 недостаточное дифференцирование и нарушение анализа только
звуков, которые ребенку сложно произносить (относится к
наиболее легкой степени недоразвития);
 нарушение дифференциации достаточно большого числа
фонетически различных звуков при их сохранной артикуляции в
устной речи (средняя степень);
 неразличение звуков в составе слова, неумение определить их
последовательность и место в слове, выделить на фоне других
звуков (самая тяжелая степень) [16].
Перечисленные нарушения по-разному влияют на речевую деятельность
ребенка: более легкие формы влияют только на отдельные звуки, при этом
смысл высказывания остается сохранным. Более тяжелые формы приводят к
искажению и неразличению звуков, как следствие – существенно затрудняют
понимание высказывания.
О.Н. Жовницкая отмечает, что у детей с нарушением речи
фонематические процессы формируются разными темпами, характер их

12

нарушений тоже разный. В более тяжелых случаях дети не способны даже
разделить слово на отдельные звуки. Слова они воспринимают как единый и
неделимый элемент. В некоторых случаях дети могут назвать последний
гласный звук. Но им очень трудно вычленить звуки из середины слова. Также,
дети могут дифференцировать слоги и слова, состоящие из одних и тех же
звуков, но в разной последовательности [4].
Выводы О.Н. Жовницкой перекликаются с мнением И.Л. Калашниковой,
которая отмечает, что дети с нарушением речи могут осуществить простые
формы звукового анализа, выделить заданный звук на фоне слова, определить
первый и последний звук в слове, но более сложные формы звукового анализа
детям недоступны, к примеру, выделить звук в середине слова и т.д.
Множество нарушений дети допускают в словах, где начальные звуки почти не
различаются по акустическим признакам [6].
Дошкольники с речевыми нарушениями, имеющие несформированность
фонематических процессов, не могут полноценно осуществить звуковой
анализ, поэтому в дальнейшем, имеют затруднения при овладении чтением и
допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их
неуспеваемости.
В.А. Ковшиков приводит в пример другие, менее выраженные нарушения
фонематических процессов у детей с нарушением речи. В этих случаях
дошкольники правильно воспринимают речь и могут вычленить отдельные
звуки в разных позициях в слове. Сложности появляются на этапе анализа
нарушенных в произношении звуков. При этом, дети заменяют дефектные
звуки более простыми для произношения, не могут подобрать картинки с
заданным звуком, придумать слова, которые начинаются на заданный звук [8].
У детей с нарушенным формированием фонематических процессов
прослеживается недоразвитие речи. Их речь смазана и малопонятна, что не дает
возможности ребенку контролировать произношение. Это еще более

13

усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как
неразличение собственного неправильного произношения и произношения
окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в
целом.
Дети, имеющие речевые дефекты, не могут полноценно
взаимодействовать с окружающими. Внимание у таких детей неустойчиво, они
рассеяны, плохо запоминают учебный материал, не могут в полной мере
контролировать свою речевую деятельность. Сама речь развивается медленно,
наблюдаются нарушения звукопроизношения, лексики и грамматики,
фонематических процессов. Основой всех перечисленных дефектов является
нарушение процесса различения смысловых признаков звуков – фонем, что
развитие таких функций, как фонематический анализ, синтез и фонематические
представления. В свою очередь, это является причиной недоразвития
словарного запаса, лексико-грамматического строя. Поэтому, чем раньше
начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематических
процессов у детей с общим недоразвитием речи, тем быстрее их речевое
развитие будет приближено к норме.
Как было сказано выше, правильно поставленная речь является одним из
основных критериев подготовленности ребенка к усвоению грамоты, на основе
устной речи формируется в дальнейшем письменная речь. Дети, имеющие
нарушения фонематических процессов в период школьного обучения будут
иметь проблемы с чтением и письмом, поскольку у них оказываются
несформированными представления о звуковом составе слова, которые у детей
с нормально развивающейся речью формируются намного раньше начала
школьного обучения [2].
У детей с нарушением речи наблюдаются специфические особенности
фонематического восприятия и звукового оформления речи. Кроме того, у них
диагностируются ошибки в различении звуков и звукопроизношении.

14

Исследования Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной
свидетельствуют о том, что дошкольники с нарушением речи в старшем
дошкольном возрасте имеют недостаточный уровень готовности к овладению
письменной речью, который обусловлен недоразвитием ряда базовых операций
и функций [7; 18; 19].
У таких детей выявляется несколько состояний:
 трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
 даже при правильной артикуляции дети не различают звуки,
относящиеся к разным фонетическим группам;
 проявляется отсутствие умения определить последовательность
звуков в слове.
Состояние звукопроизношения детей с нарушением речи характеризуется
следующими особенностями:
1. Замены звуков и отсутствие в речи звуков.
2. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми. Например,
вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [ль], [й], вместо – глухих; свистящие и
шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [ть], [д], [дь].
3. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным
фонетическим группам, в дальнейшем приводят к их смешению при чтении и
на письме.
Поскольку у ребенка не развит фонематический слух и, как следствие, не
сформировано фонематическое восприятие, количество неправильно
употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20.
Чаще всего ребенок не выговаривает свистящие и шипящие звуки
4. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков
произносится средний, неотчётливый звук: вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш],
вместо [ч] и [т] – нечто вроде смягчённого [ч]. Причина таких замен
недостаточная развитость фонематического слуха или нарушение слуха.

15

Нарушения, где одна фонема заменяется другой, приводит к искажению смысла
слова, называют фонематическими.
5. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по
инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они
отсутствуют или заменяются другими. Бывает, что у ребёнка звуки одной
фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие
нарушения называются фонетико-фонематическими.
6. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок
может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух
не различать большее число звуков из разных групп.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического
восприятия у детей с фонетико-фонематическими нарушениями наблюдаются:
 нечеткая дикция;
 общая смазанность речи;
 некоторая задержка в развитии словаря и грамматического строя речи.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность
фонематического слуха.
Таким образом, формирование правильного произношения зависит от
развития фонематического слуха, который происходит постепенно,
параллельно с формированием произношения. Относительное благополучие
звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие
фонематических процессов.

§ 3. Содержание логопедической работы по развитию фонематических

процессов

Для того чтобы устранить нарушения в развитии фонематических
процессов и обеспечить их правильное формирование необходимо ежедневно

16

проводить логопедическую работу, предварительно поставив правильный
диагноз. Постановка диагноза осуществляется на основании данных
тщательного обследования.
Коррекция фонематических нарушений достигается посредством
проведения целенаправленных логопедических занятий по исправлению
звукового произношения и недоразвития фонематической стороны речи.
Система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-
фонематическими речевыми нарушениями, как отмечают Т.А. Ткаченко, Г.В.
Чиркина, Т.Б. Филичева и др. авторы, включает в себя непосредственно
коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению письму и
чтению [16; 17; 19].
Главными задачами при проведении коррекционной работы являются:
1. Развитие звукопроизношения.
2. Коррекция нарушений фонематической стороны речи.
На основе правильного звукового произношения формируется:
 развитие внимания и навыков к морфологическому составу слов, а
также изменению отдельных слов и их сочетаний в предложении;
 воспитание у старших дошкольников навыка правильно составлять
простые и сложные распространенные предложения, использовать
различные сочетания предложений в разговорной речи;
 становление связной речи, работа над пересказом текста и
рассказом, с решением определенной коррекционной задачи;
 развитие словаря старших дошкольников посредством привлечения
внимания к методам словообразования, к эмоциональной окраске и
оценочной характеристике слов; - развитие памяти и произвольного
внимания [17; 19].
Т. Б. Филичева в своей работе предложила определенную
последовательность для работы по формированию фонематических процессов:

17

1) Развивать слуховое восприятие, которое основывается на узнавании
не речевых звуков;
2) Развивать речевой слух, который основан на узнавании и различении
слов, фраз, звукокомплексов, звуков (по тембру, высоте и силе голоса).
3) Развивать фонематическое восприятие, которое основано на
дифференциации звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу;
4) Развивать звуковой анализ, синтез и фонематические представления.
5) Параллельно ведется работа по развитию слухового внимания и
слуховой памяти.
Деятельность логопеда по формированию фонематических процессов
начинается практически всегда с выявления представлений воспитанников о
гласных и согласных звуках, таких их признаках как акустические и
произносительные. Параллельно формируется база для стабильного развития
фонематических представлений о каждом звуке, который изучает ребенок.
Вся коррекционная работа строится поэтапно, которые включают в себя:
1. Развитие фонематического слуха (определение и дифференциация
неречевых звуков; вычленение и дифференциация речевых звуков по силе,
высоте, тембру и интонации голоса).
2. Развитие фонематического восприятия (определение слов, сходных
по звуковому составу; определение и различение слогов, которые состоят из
правильно произносимых звуков; разграничение на слух сохранных звуков по
мягкости и твёрдости, звонкости и глухости; в словах и словосочетаниях; в
обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных звуков).
3. Развитие фонематического анализа и синтеза (установление
наличия звука в слове; выделение звука в словах, в начале и конце слова,
нахождение первого и последнего звука в слове, а также его порядка
расположения (в начале, середине или в конце слова) [17].
4. Развитие фонематических представлений (выбор слов на заранее
заданный звук и с определенным числом звуков; выбор нескольких картинок из
предложенных логопедом на заданный звук; изменение слов посредством
перестановки или замены одного определенного слога или звука; составление
из заданной логопедом последовательности звуков подходящих слов).
Коррекционную работу с дошкольниками, имеющими нарушение речи,
следует начинать с развития слуховой памяти и слухового внимания. Неумение
детей вслушиваться в окружающую их речь является одной основных из
причин неправильного развития звукопроизношения. В данном случае ребенку
необходимо научиться проводить сравнение своей речи и речи окружающих
его людей и таким образом контролировать своё произношение.
Кроме того, детям, имеющим фонематические нарушения, необходимо
формировать навыки контроля слуха. Эта потребность основана на том, что
слуховое восприятие и различение правильного и нарушенного произношения
звуков образует нормотипичное звукопроизношение.

18

На всех этапах логопедической работы у логопеда должен быть
обширный арсенал как дидактических игр, так и игровых приемов
(Приложение). Важно применять игры и упражнения, направленные на
слуховое различение верного и дефектного произношения звука, как в
посторонней, так и в собственной речи. Выбор тем дидактических игр, речевого
материала и очередности коррекционной деятельности по становлению
фонематических процессов должно быть неразрывно связано с уровнем
звукопроизношения.
Следует заметить, что работа логопеда в том случае будет эффективна,
если при построении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
будут учитываться следующие принципы:

 доступность;
 конкретность;
 наглядность;
 индивидуальный подход;
 принцип учета возрастных особенностей;
 комплексность;
 системность;
 принцип интеграции.
Прежде чем начать занятие, стоит учитывать тот факт, что формы
организации, содержание и методы исправления нарушений фонематической
стороны речи требует такого максимально эффективного подхода, который бы
в полной мере способствовал формированию фонематических процессов и
общему развитию звукопроизношения ребенка.
Нам бы хотелось отметить одно важное условие, при котором
формирование выше указанных фонематических процессов пройдет наиболее
эффективно. Это – взаимодействие с родителями воспитанников.
Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ» гласит, что «Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими
лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка» (статья 44 п.1).
В этой связи, мы считаем, что педагогический персонал дошкольной
организации является для воспитанников и их родителей квалифицированным
помощником в деле образовательной и коррекционной работы. Он может
оказать помощь семье посредством разных форм: педагогического

19

просвещения через сайт образовательной организации, информационные
стенды, выпуск газет, журналов для родителей, собрания, индивидуального и
группового консультирования, дни открытых дверей.
Эти формы совместной работы формируют родительскую позицию,
повышают их активность, актуализируют полученные знания. С помощью
знаний коррекционной педагогики родители в домашних условиях закрепляют
навыки, приобретенные детьми в ДОО под руководством специалиста. И
только в этом случае возможно добиться оптимального результата.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, нами сделан
ряд выводов. Отметим следующее:
Вопросами изучения фонематических процессов занимались многие
ученые. Среди них Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина,
Т.В. Туманова и Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.
Изучение развития фонематических процессов детей дошкольного
возраста с нарушением речи является весьма актуальным вопросом в
логопедии, так как именно фонематические процессы играют огромную роль в
формировании произносительной системы родного языка.
В логопедии фонематические процессы включает в себя следующие
понятия:
 фонематический слух;
 фонематическое восприятие;

20

 фонематический анализ;
 фонематический синтез;
 фонематические представления.
Каждое из выше перечисленных компонентов имеет огромное значение
для формирования речевой активности ребенка. В овладении устной речью
главная роль принадлежит фонематическому слуху, формирование которого
положительно скажется в дальнейшем и на усвоении письменной речи.
Ведущими учёными (Г.А. Каше, И.К. Колпоковская, Р.Е. Левина, Н.А.
Никашина, Л.Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, А.В. Ястебова и др.) доказано, что
ребенок в состоянии овладеть правильной письменной речью только при
нормальном речевом развитии и своевременно сформированных фонематических
процессах.
Несформированность фонематических процессов влечет за собой речевые
нарушения, которые проявляются целым рядом речевых дефектов,
оказывающих негативное влияние на познавательную, коммуникативную и
социальную активность ребенка.
В процессе организации коррекционной деятельности логопеда по
развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста
соблюдается принцип этапности. В логопедической работе следует
использовать привлекательные для детей формы – упражнения и игровые
задания, что позволяет детям усваивать предлагаемый материал легко и
незаметно для ребенка.
Важное значение при развитии фонематических процессов имеет
выработка у детей самоконтроля. Отсутствие такого контроля значительно
затрудняет результативность логопедической работы.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, цель
достигнута.

21

Список использованных источников и литературы

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.:
Лабиринт, 2007. – 350 с.
2. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка.
[Текст] – СПб., 2012. – 224 с.
3. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у
дошкольников [Текст] / Н.И. Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
4. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших
школьников [Текст] / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2015. – № 4. – 58 с.
5. Заркенова, Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности
фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи [Текст] // Международный журнал экспериментального
образования. – 2016. – № 1. – 62 с.
6. Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у
старших дошкольников [Текст] / И.Л. Калашникова //Логопед. – 2013.– № 3. –
107 с.
7. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие
для логопеда [Текст] / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
8. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и
дидактические материалы [Текст] / В.А. Ковшиков. – СПб.: Каро, 2014. – 128 с.
9. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. [Текст]
Ростов-на-Дону: Феникс. – 2014. – 224 с.
10. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста:
избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ,
2005. – 224 с.
11. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69
заведений [Текст] /под ред. Л. С. Волковой. – 5-еизд., перераб. и доп. – М .:
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
12. Медведева, Е.Ю., Богаткова, А.К. Исследование нарушений
фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]
// Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-narusheniy-fonematicheskoy-storony-
rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.11.2021).

22

13. Мякишева, ЛВ., Полетаева, О.В. Фонематические процессы как
основа коммуникативной компетентности [Текст] // Вестник Курганского
государственного университета. 2018. №1 (48). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fonematicheskie-protsessy-kak-osnova-
kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 11.11.2021).
14. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех [Текст] / Л.Г. Парамонова. 4-е
изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 370 с.
15. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-
методическое пособие [Текст] / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт
общегуманитарных исследований. В. Секачев, 2002. - 256 с.
16. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и
развитие. Логопедическая тетрадь [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб,
2008. – 132 с.
17. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для
логопедов и воспитателей. [Текст] - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 80 с
18. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов
высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 [Текст] /
М.Е. Хватцев; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. –
272с.
19. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.
[Текст] / Г.В. Чиркина – М., 2009. – 349 с.
20. Чукарина, И.Н. Коррекция нарушений фонематических процессов у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на
логопедических занятиях [Текст] // Auditorium. 2019. №2 (22). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-fonematicheskih-protsessov-
u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-na (дата
обращения: 11.11.2021).

23

21. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. высших. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П.
Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
22. Швачкин, Н.Х.  Развитие фонематического восприятия речи в раннем
возрасте [Текст] // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – 101-133с.
23. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. Заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд.,
стер. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

Приложение

Игры и упражнения для развития языкового анализа и синтеза
1. Узнавание гласного звука на слух в ряду других гласных («Поймай
звук – хлопни в ладоши» – А, О, У, А, Ы, А и т.д.).

24

2. Назвать начальный гласный в ударной позиции (окунь, игры, аист,
ужин).
3. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество
(сок – 1 лог, сани – 2 слога, сапоги – 3 слога).
4. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило
слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков (мак – 1
слог, сани – 2 слога, минута– 3 слога).
5. Назвать гласные в слове (стул – гласный У, утки – гласные У, И,
улица – гласные У, И, А).
6. Узнавание согласного звука на слух (мука – начало слова, гном –
конец слова, камни – середина слова).
7. Отбрать картинки, в названиях которых содержится определенный
согласный звук (в начале слова, а затем в любой позиции).
8. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
9. Определить количество слогов в названных словах и поднять
соответствующую цифру.
10. Выделить первый слог из названий картинок, составить его схему,
выложить из букв разрезной азбуки.
11. Игра «Отгадайте, кого я называю?» Цель: развитие умения подбирать
слова с заданным количеством слогов. Логопед предлагает встать тем детям,
чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например,
хлопает 3 раза, дети считают, затем встают (Се-рѐ-жа, А-ри-на).
12. Игра «Цепочка». Цель: развитие умения подбирать слова по одному
данному слогу. Один из воспитанников называет слово по слогам, следующий
подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-
но, но-ры, ры-ба).

Развитие анализа и синтеза структуры предложения

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить
количество слов в нём (Дети катаются на горке – 4 слова).
Придумать предложение с определённым количеством слов (Кошка
лакает молоко – 3 лова. Дети построили дом из кубиков – 5 слов).
2. Увеличить количество слов в предложении (Дети пришли домой.
Вечером дети пришли домой. Вечером дети пришли домой из детского сада.).
3. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например,
даются слова: грядке, на, огурцы, растут – Огурцы растут на грядке).

25

4. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых
изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (Мяч лежит на полке.
На мяч села муха. Мальчик играет с мячом). Дети придумывают предложения
по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится
первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором
месте, далее – на третьем месте.
5. Придумать предложение с определённым словом (например, слово
кошка – Кошка догоняет мышку).
6. По графической схеме придумать предложение.
7. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное
слово).
8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2,
3, 4, 5).

Пустая строка

Обратите внимание, как оформляется работа, если у неё один автор,
много авторов и если это статья из журнала.
После фамилии – запятая.
1. Антонова, Г.П. О соотношении компонентов познавательной
деятельности детей-шестилеток [Текст] / Г.П. Антонова. – Ульяновск: Пресса,
1995. – 60 с. Так оформляется книга одного автора.
2. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет
(Монография) [Текст] / Г.П. Антонова, И.П. Антонова. – М.: Педагогика, 2011.
– 125 с. Так оформляется книга нескольких авторов. Только первый автор
указан в начале, а остальные – за косой чертой.

26

3. Арсентьева, В.П. Формирование представлений о биоценозе у детей
старшего дошкольного возраста (на примере луга) [Текст]: Автореф. дисс.
канд. пед. наук / В.П. Арсентьева. – М., 1998. – 17 с.
4. Белкина, В.Н. Развитие творчества ребенка в условиях его взаимодействия со
сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. –
2007. – №1. – С. 64–67. Так оформляется статья из журнала
5. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1
[Текст] / В.М. Бехтерев. – СПб.: Алтейя, 2009. – 256 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собр.
соч.: В 6 т. / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 368 с.
7. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей
младшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. канд.пед. наук /
И.В. Груздова. – М., 2008. – 17 с. Так оформляется автореферат или
диссертация
8. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических
работников ДОУ [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгегнидзе. – М.: Айрис – пресс,
2006. – С. 33 – 61.
9. Гирусов, Э.В. Экология и культура [Текст] / Э.В. Гирусов,
И.Ю. Широкова. – М.: Знание, 1989. – 63 с.
10. Залкинд, Э.И. Природа в детском саду [Текст] / Э.И. Залкинд. – М.:
Педагогика, 1997. – 236 с. Издательство без кавычек, везде тире (длинные
палочки), не дефисы
11. Ионова, Т.Л. Перспективы исследования развития эмоций и способов их
отражения в речи // Проблемы детской речи: материалы науч. конф. [Текст] /
Т.Л. Ионова; под ред. Р.Л. Смулаковской. – Череповец: ЧГУ, 2009. – С. 34–36.
Так оформляются материалы конференции
12. Краткая русская грамматика [Текст] / Сост. Белоусов В.Н., Ковтунова И.И.,
Кручинина И.Н. и др.; Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. – М.: Русский

27

язык, 1989. – 639 с. Так оформляется источник, если у него нет автора, но есть
составители
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] /
В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 606 с.
14. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном
учреждении [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2005. – 64 с.
15. Резниченко, И.М. Социально-психологический портрет современного
ребёнка [Электронный ресурс] / И.М. Резниченко //
http://dgordgio.livejournal.com (дата обращения: 07.09.2015). Так оформляется
электронный ресурс
В списке литературы – 20-25 источников
Предпочтение отдаётся литературе последних 10 лет издания, но не
запрещается пользоваться и более ранними. Постарайтесь включить
несколько современных статей из журналов. Не забудьте включить хотя
бы пару электронных ресурсов, можно больше.
Приложение

Картотека игр на развитие фонематических процессов

«В кругу с мячом»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по
звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет
слово-друга и возвращает мяч обратно.
Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
«Большие и маленькие комары»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В
зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та
подгруппа детей «летает», как комарики.
Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.
В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
150387
рейтинг
icon
3156
работ сдано
icon
1368
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
145638
рейтинг
icon
5933
работ сдано
icon
2677
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
101736
рейтинг
icon
2065
работ сдано
icon
1287
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 900 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Спбгуптд
Татьяна! Спасибо Вам огромное! Очень грамотный и ответственный исполнитель! Сделала работ...
star star star star star
РГУ им. А.Н. Косыгина
Работа выполнена досрочно, качественно и понятно) спасибо, буду ещё обращаться 👍
star star star star star
СахГУ
Спасибо большое! в процессе выполнения заказа немного поменялась тема, но исполнитель пошл...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Написать первую главу для диплома по теме « финансовые аспекты...

Диплом, Финансовый менеджмент

Срок сдачи к 9 февр.

только что

Практическая работа: Технологичность конструкции деталей

Другое, технология машиностроения

Срок сдачи к 24 янв.

1 минуту назад

Нужна помощь в решения задач по строительству и архитектуре

Контрольная, строительство, архитектура

Срок сдачи к 24 янв.

1 минуту назад

Сделать по описанию

Решение задач, Информационные технологии

Срок сдачи к 25 янв.

2 минуты назад

Выполнить экзаменационную работу

Другое, Участие в интеграции программных модулей

Срок сдачи к 27 янв.

2 минуты назад
4 минуты назад

Задания по подобию экзамена Анастасии ,которое проходило 23.01 в 6

Тест дистанционно, Математика

Срок сдачи к 25 янв.

4 минуты назад

выполнить по методичке вариант № 6

Контрольная, психология и педагогика

Срок сдачи к 25 янв.

4 минуты назад

Написать курсовую работу, введение цели, задачи, актуальность, объект

Курсовая, Взаимодействие Сукусунского историко-краеведческого музея со школами Суксунского городского округа

Срок сдачи к 26 янв.

8 минут назад

Необходимо решить контрольную работу

Контрольная, Взрывное дело

Срок сдачи к 29 янв.

8 минут назад

рулет с макаронами

Курсовая, полуфабрикаты

Срок сдачи к 20 февр.

9 минут назад

Выполнить работу по програмные средства проф.деятельности. Л-00916

Контрольная, Электроника

Срок сдачи к 25 янв.

9 минут назад

Итоговая аттестационная работа

Другое, Педагогика среднего профессионального образования

Срок сдачи к 14 февр.

9 минут назад

Решить 6 задач по предмету Конструкции из дерева и пластмасс

Контрольная, Конструкции гражданских и промышленных зданий

Срок сдачи к 31 янв.

9 минут назад
10 минут назад

Решение задач

Решение задач, Международные стандарты финансовой отчетности

Срок сдачи к 29 янв.

10 минут назад

Полное решение примера

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 24 янв.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.