это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5305446
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой современной психологии образования и педагогики является значительный рост количества школьников, не справляющихся с программой начальной школы. Проблема трудностей в освоении образовательной программы рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (Ананьев Б.Г., Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Варгас, И. В. Дубровина, Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Н.П. Локалова, Р.И. Лалаева, Р.Е. и др.). В основном младшие школьники с трудностями обучения могут не иметь клинических диагнозов и не относиться ни к одному из вариантов дизонтогенетического развития, но иметь стойкие и выраженные трудности обучения в школе. Отсутствие компенсации и своевременной помощи в преодолении трудностей обучения на начальном этапе образования ребенка может привести к школьной дизадаптации. Кроме того, школьная неуспешность является важным предиктором социальной неуспешности на следующих возрастных этапах.
Современное состояние проблемы говорит о необходимости своевременной диагностики когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста и создания особых условий для развития личности обучающегося с целью преодоления трудностей в освоении образовательной программы (С. В. Алехина, Н.Н. Малофеев, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов). На данный момент разработана нормативно-правовая база, регламентирующая создание таких условий, где одним из условий является диагностика и проведение коррекционно-развивающей работы с данной категорией учеников (ст. 42 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ «Психологопедагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»).
Таким образом, существует необходимость к рассмотрению методик к нейропсихологической диагностике когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу нейропсихологической диагностики когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков.
Объект исследования: трудности в приобретении школьных навыков.
Предмет исследования: программа нейропсихологической диагностики когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков.
Задачи:
1. Произвести теоретические аспекты нейропсихологической диагностики когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков.
2. Проанализировать связь между когнитивными дефицитами и трудностями в приобретении школьных навыков.
3. Рассмотреть анализ нейропсихологических подходов к диагностике диагностика когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков.
4. Разработать и апробировать методы изучения когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста.
5. Произвести анализ результатов проведенной работы.
Гипотеза исследования:
Программа нейропсихологической диагностики когнитивных дефицитов у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков, предполагает:
- оценить различные пространственные представления и зрительно-конструктивные навыки;
- оценить понимания речи, построения высказывания в устной и письменной форме и степени сформированности речевой регуляции психической деятельности;
- исследование внимания направлено на оценку динамики и селективности психических процессов;
- исследование мышления направлено на оценку счётных операций, логику, понимание прямого и переносного смысла рассказов, пословиц и метафор.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- фундаментальные научные работы, раскрывающие актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста (JI.С. Цветкова, Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина);
- основные положения о локализации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- основы нейропсихологической диагностики и коррекции (Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е. Соболева);
- теории, раскрывающие основные положения нейропсихологической диагностики (Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Семенович А.В., Симерницкая Э.Г. и др.).
Методы: в исследовании применялись обзорно-аналитические методы, психодиагностические методы.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБУСО Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ. Выборку представили младшие школьники 9-10 лет, всего 20 обучающихся.
Методики: для достижения цели нашего исследования был выбран разработанный А.Р. Лурия метод нейропсихологической диагностики, базирующийся на теории системной динамической локализации высших психических функций. Использовался вариант методик, адаптированный к детскому возрасту (Т.В. Ахутиной).
Теоретическая значимость исследования: Дополнение знаний о нейропсихологической диагностике и её эффективности в использовании при когнитивных дефицитах у детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в приобретении школьных навыков.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе, направленной на устранение трудностей в освоении образовательной программы, для дифференциации этих трудностей, а также для своевременного выявления причин трудностей и их профилактики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Наука,1986.
2. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия, 24-26 сентября 1997 г.: Тезисы докладов. – М.: РПО, 1997.
3. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: РПО, 1998.
4. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 1999.
5. Калганова, В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 частях. Часть 1 / В.С. Калганова, Е.В. Пивоварова. – Москва: СИНТЕГ, 2016.
6. Седов, К.Ф. Нейропсихолингвистика / К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2012.
7. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. – Москва: Высшая школа, 2014.
8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. JI.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006.
9. Ананьев Б.Г. Собрание соч. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2.
10. Хансон, Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии / Р. Хансон. – М.: Эксмо, 2011.
11. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летиюсо дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозмана. – М.: Смысл, 2003.
12. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно- вербальных функций. – М.: Академия, 2003.
13. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.
14. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 1998.
15. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Союз, 2001.
16. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. Школа здоровья, 1999. – Т. 6. – № 1.
17. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
18. Семенович А.В., Гатина С.В., Серова Л.И., Сафронова Е.В., Пивоварова Е.В. Схема нейропсихологического обследования детей. – М.: МГПУ, 1998.
19. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154-160.
20. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». – М.: Знание, 1991.
21. Симерницкая Э,Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 1985.
22. Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития (конспект) / Под ред. А.В. Семенович. – М., 1999.
23. Фарбер Д. А., Дубровинская И. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 25-32.
24. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. Протоколы обследования. – М.: Секачев В.Ю., 2012. – 196 c.
25. Николаенко, Н.Н. Современная нейропсихология / Н.Н. Николаенко. – М.: Речь, 2013. – 550 c.
26. Хокинс, Джефф Об интеллекте / Джефф Хокинс, Сандра Блейксли. – М.: Вильямс, 2016. – 240 c.
27. Малашихина И.А., Абакарова Э.Г., Строй Г.В., Калашникова В.А.: учебное пособие Психологическая служба в образовании – Ставрополь 2009. – 290 с.
28. Соловьева О.В. Методология психолого-педагогического исследования: учебное пособие (практикум) / Соловьева О.В. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 154 c.
29. Калашникова В.А. Педагогические системы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Калашникова В.А., Артеменко О.Н. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. – 91 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Необходимо выполнить разрез, методом переноса точек сделать разрез...
Чертеж, Технический рисунок
Срок сдачи к 15 янв.
оформление в соотв. с ГОСТ, как у курсовой, страниц 15
Реферат, Правоохранительные органы
Срок сдачи к 20 янв.
Пожалуйста быстрее, не особо важно качество самого реферата) но не...
Реферат, Психология
Срок сдачи к 16 янв.
Исследовательские задания: 1. В учебниках «Педагогика» найдите...
Контрольная, технология
Срок сдачи к 19 янв.
решить 6 вопросов
Контрольная, Технологии обработки воды на тэс и аэс, энергетика
Срок сдачи к 18 янв.
Написать заключение к работе по финансовому анализу организации.
Другое, Финансовый анализ и аудит
Срок сдачи к 17 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!