это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3518275
Ознакомительный фрагмент работы:
Современному обществу нужны люди, которые бы проявляли
познавательную и исследовательскую активность в решении возникающих
проблем. Такая личность должна обладать интеллектуальными
способностями, активностью и креативностью. Именно такой человек
способен участвовать в развитии различных сфер нашего общества.
Мышление является одной из важных интеллектуальных способностей.
Вслед за Валерием Викторовичем Петуховым мышление в нашем
исследовании понимается как «особый вид познавательной деятельности,
прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач
и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то,
чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны» [4:
56].
Цель работы изучить возможности формирования мышления детей
дошкольного возраста в условия исследовательской деятельности.
Учитывая цель исследования сформированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Изучить исходный уровень развития мышления детей старшего
дошкольного возраста.
3. Изучить особенности использования исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста в работе, направленной на
формирование наглядно – схематического мышления у детей 5-6 лет.
4. Проверить эффективность проведенной работы.
Для проведения констатирующего эксперимента, была
сформулирована цель, это выявление особенностей и уровней развития
наглядно-схематического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Подобрать и апробировать методику выявления особенностей и
уровней развития наглядно-схематического мышления у детей 5 – 6
лет.
Проанализировать в качественном и количественном отношении
экспериментальные данные.
Интерпретировать результаты, полученные в ходе эксперимента.
Наглядно-схематическое мышление – это оперирование обобщенными
и схематизированными образами. Схема – графическое изображение объекта
или явления, фиксирующая наиболее существенные для решения конкретной
задачи характеристики.
Наиболее доступные виды схематических изображений для
дошкольников являются пиктограммы и наглядные модели.
Пиктограмма – схематическое отображение существенных
характеристик объекта.
Наглядная модель – представление в образной, но более или менее
условной и схематизированной форме, отображающее различные (в том
числе и скрытые от непосредственного наблюдения) виды отношений между
объектами.
Моделирование - построение и использование модельных образов,
передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами.
Таким образом, наглядно-схематическое мышление – это построение и
использование модельных образов.
Структура наглядно-схематического мышления включает в себя
следующие действия:
1. Понимать, что схема – это графическое изображение, на котором
условными обозначениями показаны составные части объекта и связи между
ними;
2. Распознавать и узнавать символы, отражающие объекты (явления),
связи между ними;
3. Обозначать символом предмет;
4. Обозначать символом связи между предметами;
5. Создавать целостное схематическое изображение, отражающее
существенные характеристики явлений (строить модель / схему на основе
условий задачи);
6. Устанавливать связи между схемами и реальными объектами;
7. Использовать схематическое изображение для решения задач.
Исходя из структуры наглядно-схематического мышления и действий
были рассмотрены следующие методики диагностики мышления:
1. Методика «Лабиринт» Л.А. Венгер;
2. Методика «Пиктограммы» Александр Романович Лурия;
3. Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена (детский вариант).
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада
МАДОУ №8 «Лесная сказка» и охватил 40 дошкольников 5–6 лет (старшая
группа).
Методика «Лабиринт» автор: Л.А. Венгер
Цель: методика направлена на диагностику умения понимать и
применять схематическое изображение.
Ребенок получает карточку, на которой нарисованы полянки с
разветвленными дорожками и домиками, а также «письма», показывающие
путь к одному из домиков.
По результатам диагностики 80% детей имеют средний и ниже
среднего уровень развития наглядно-схематического мышления.
10% продемонстрировали низкий уровень развития, они понимают
схематическое изображение, но не умеют применять его.
Также 10% показали выше среднего уровень, они строго следовали
схеме, не отступая от нее, и легко соотносили схему с картинкой.
Методика «Пиктограммы» (Лурия) Александр Романович
Цель: диагностика уровня сформированности умения создавать и
применять схематическое изображение.
Ребенок получает лист бумаги и карандаш. Психолог зачитывает 10
слов и словосочетаний с интервалом в 30 секунд, ребенок рисует, а потом по
своему рисунку через 30 – 40 минут вспоминает названные слова.
Здесь 90% детей имеют средний и ниже среднего уровень развития
наглядно-схематического мышления.
Дети со средним уровнем, а их большинство, создали 4 – 7
схематических изображений, но с трудом смогли установить связи между
картинкой и словом, вспомнив лишь половину от общего количества
зарисованных слов.
Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена (детский
вариант).
Цель данной методики : оценить уровень сформированности умения
анализировать основное изображение (выделить элементы и связи между
ними), выделить принцип организации элементов, сравнить основное и
дополнительные изображения, обнаружить аналогичные особенности в
дополнительных изображениях, выбрать недостающую деталь.
Ребенку предъявляются цветные матрицы и несколько серий заданий:
заполнить пустое поле недостающей фигурой, найти аналог фигуры,
определить отношения двух фигур между собой.
По результатам диагностики пятеро детей показали уровень выше
среднего. Данные дети выполняли задания, как правило с первой и второй
попытки, для них несложными оказались и задания серии В.
В группе присутствуют дети с наглядно-схематическим мышлением
ниже среднего уровня, для данных детей все задания были сложными для
выполнения, требовались подсказки и направления.
Таким образом, на основании полученных данных, можно сделать
вывод, что у детей старшего дошкольного возраста наглядно-схематическое
мышление сформировано на среднем уровне, что говорит о необходимости
дальнейшей работы по развитию.
Полагаем, что одним из таких условий является исследовательская
деятельность, которую, вслед за А.И.Савенковым, мы будем определять как
«своеобразный вид интеллектуально-творческой деятельности детей
дошкольного возраста, возникающий в результате функционирования
особых механизмов поисковой активности детей и базирующийся на основе
исследовательского поведения самого дошкольника» [5: 35].
В рамках нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу:
формирование наглядно-схематического мышления у детей дошкольного
возраста в условиях исследовательской деятельности будет эффективным
при наличии следующих психолого-педагогических условий:
1. Обучение детей применению схем должно осуществляться на
подготовительном этапе к исследовательской деятельности детей.
2. Использование схем осуществляется на организационном этапе с
целью планирования детьми исследовательской деятельности; на основном
этапе – с целью фиксации детьми результатов исследовательской
деятельности, на рефлексивном этапе – с целью контроля детьми результатов
исследовательской деятельности.
Для доказательства нашей гипотезы был реализован формирующий
эксперимент, цель которого – проверить эффективность применения
исследовательской деятельности в работе, направленной на развитие наглядно-
схематического мышления детей 5–6 лет.
Для решения цели нами был сформулирован ряд задач:
1) разработать программу исследовательской деятельности детей 5–6
лет, направленную на развитие наглядно-схематического мышления;
2) апробировать и реализовать программу исследовательской
деятельности детей;
3) провести контрольный эксперимент;
4) обработать и проанализировать экспериментальные данные по
количественным и качественным показателям, интерпретировать полученные
данные;
5) сравнить данные констатирующего и контрольного эксперимента;
6) оценить эффективность применения исследовательской
деятельности в работе, направленной на развитие наглядно-схематического
мышления детей 5–6 лет.
Экспериментальная работа по формированию наглядно-схематического
мышления в условиях исследовательской деятельности была построена на
основе методики А.И. Савенкова.
В соответствии с условиями гипотезы в данную методику мы внесли
ряд изменений. Программа включает 2 этапа:
Первый этап – подготовительный. Цель: формирование у детей
исследовательских умений, в том числе обучение применению схем в
исследовательской деятельности.
На этом этапе используется методика проведения тренировочных
занятий А.Н. Савенкова, дополненная в соответствии с нашими задачами:
1) формировать у детей представление о способах схематического
изображения предметов, явлений, действий, свойств, связей;
2) формировать у детей представление о различных источниках
информации (человек, книга, компьютер, наблюдение) и способах
изображения источников информации в виде схем;
3) формировать у детей умение составлять план исследовательской
деятельности в виде схематического изображения.
Для освоения умения схематически изображать предметы мы
предлагаем упражнение «Нарисуй что видишь» (взрослый предлагает детям
по очереди называть любой предмет в окружении, а все остальные дети за
короткое время должны схематически его изобразить). Далее упражнения
усложняются: «Угадай, какой предмет я загадал» (каждому ребенку
предлагается загадать и нарисовать в виде схемы на доске предмет, которого
нет сейчас в окружении, остальные дети должны угадать предмет); «Угадай,
какое событие я загадал» (дети загадывают, схематически изображают и
отгадывают праздник, прогулку, отпуск и т.д.).
В качестве физкультминутки на таких занятиях можно использовать
«Зарядку по схемам» (детям показываются карточки с схематическими
изображениям разных поз, а они должны разгадать и воспроизвести
нарисованное движение). Таким образом, дети осваивают способы
схематического изображения действий.
Для решения второй задачи необходимо ознакомить детей с
источниками получения информации: подумать самостоятельно, спросить у
другого человека, наблюдение, эксперимент, узнать из книги, посмотреть в
интернете, обратиться к специалисту [5]. Для этого необходимо провести с
детьми проблемные беседы, в ходе которых выяснить возможности и
способы использования каждого источника. Также необходимо научить
детей схематически изображать сами источники информации и алгоритмы
Для решения третьей и четвертой задач рекомендуется использовать
разные приемы. Например, для формирования умения выдвигать гипотезы
можно использовать проблемные ситуации; чтобы научить давать
определения понятиям – упражнение «Сравни свое описание с описанием
другого», «Загадай загадку», «Отгадай загадку». Для развития у детей
наглядно-схематического мышления в ходе решения этих задач необходимо
обратить внимание на умение изображать в виде схемы план исследования.
Второй этап – основной. Цель: применение детьми исследовательских
умений, в том числе умения применять схемы в исследовательской
деятельности. Задачи:
1) формировать у детей умение применять схемы с целью
планирования на организационном этапе исследовательской деятельности
(изображать в виде схем объект, средство (способ получения информации) и
план исследования);
2) формировать у детей умение применять схемы с целью фиксации
результатов на основном этапе исследовательской деятельности;
3) формировать у детей умение применять схемы с целью контроля
на рефлексивном этапе исследовательской деятельности.
Для решения этих задач планируется организация специальных
занятий, интегрирующих игровую и познавательную деятельности. Каждое
занятие – отдельное исследование по темам, которые выбирают дети, приняв
на себя роли ученых. Исследования можно проводить в Зимнем саду (для
детей – «научная лаборатория»), в подгруппах по 10 детей («научная
группа»), продолжительностью 30 минут, 1 раз в неделю.
Решение первой задачи осуществляется на организационном этапе
исследовательской деятельности. Цель первого этапа – планирование
исследования. Определение темы осуществляется путем выбора детьми
карточек, на которых схематично изображены объекты из разных сфер –
животный мир, растения и неживая природа.
Далее проводится обсуждение плана и фиксация его в виде схемы. Для
этого задаются вопросы: «Что мы должны сделать в начале? Что после
этого?», «Вы – ученые! Что будете делать дальше?». Все предложения
предлагается зафиксировать в виде схематических изображений способов
получения информации, а после этого вновь обсудить (и возможно
скорректировать) план исследования.
Решение второй задачи осуществляется на основном этапе
исследования. В ходе этого этапа дети осуществляют сбор информации и все
сведения, полученные в ходе исследования, фиксируют на карточках в виде
изображений. Далее организуется анализ и обобщение полученных
материалов. Обсуждается: «Что нового и интересного мы узнали, спросив у
другого человека / с помощью наблюдения / с помощью эксперимента / из
книги / из интернета?».
На заключительном – рефлексивном этапе – решается третья задача. На
этом этапе один ребенок представляет доклад по проведенному
исследованию. Важно обратить внимание «докладчика» на схему
исследования.
После доклада задаются вопросы (Что нового узнали? Что было самое
интересное? С кем можно поделиться / кому рассказать? и т.д.). Важно вновь
обратиться к схеме исследования чтобы оценить результативность: «Все ли
пункты плана выполнены? Что пропустили? Как нашли нужные сведения?».
Такая работа способствует формированию умения применять схемы с целью
контроля на рефлексивном этапе.
Полагаем, что такая работа позволит повысить познавательную
активность детей, сформировать не только исследовательские навыки, но и
наглядно-схематическое мышление у детей дошкольного возраста.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!