это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3918684
Ознакомительный фрагмент работы:
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, нравственность, личность,
гражданственность.
Авторы, изучающие проблему:
а) Отечественные – Кравцов И. Е., Харламов И. Ф., Макаренко А. С.,
Сухомлинский В. Л. и др.
б) Зарубежные – З. Фрейд, А. Маслоу, Платон, Аристотель, М.Ф.
Квинтилиан, Плутарх, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф.
Гербарт, А. Смит и др.
Тезисное изложение проблемы: патриотизм не только всегда был в центре
внимания ученых, но и являлся фундаментальным понятием как в
философии, так и в педагогике. Анализ литературы позволяет сделать вывод,
что многие педагогические идеи о патриотическом воспитании выступают
переработанными гипотезами педагогов прошлого. В связи с этим его
формы, методы и средства с течением времени лишь видоизменяются.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная,
как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Огромные
изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается
нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У
родителей «поколения перестройки» искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над
духовными. Но сегодня меняется отношение людей к Родине. Чувство
патриотизма всегда жило и живёт в сердцах россиян, побуждая их всемерно
заботиться о процветании своей Родины.
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью,
разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной
природой данного явления, многоаспектностью его содержания и
многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма
рассматривается разными исследователями в различных исторических,
социально – экономических и политических условиях, в зависимости от
личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от
использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно – исследовательской
литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных
программах политиков и политических партий, движений, деятелей
культуры, искусства и т.д.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии
Кравцова И.Е.: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным
местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям,
к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и
государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей
Родине, готовность защищать её независимости».
Харламов И. Ф. рассматривает патриотизм как взаимосвязанную
совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к
Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых
традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и
обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам;
стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение
защищать её, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство
и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни,
уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к
сотрудничеству с ними.
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями,
обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества,
становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.
Макаренко А. С. Отмечал, что патриотизм проявляется не только в
героических поступках. От настоящего патриота требуется не только
«героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа,
часто даже очень тяжёлая, неинтересная, грязная».
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого
периода имеют работы Сухомлинского В. Л., который считал, что школа
должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению
Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя
советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему
социалистическому отечеству». Сухомлинский В.А. подчёркивал, что одной
из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к
простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к
патриотической деятельности, причём сама деятельность детей,
организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу
формирования личности растущего гражданина. В своих работах
Сухомлинский В. А. так же указывал и на трудности в воспитании
патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся
с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно
постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой
духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы,
связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от
того, что всё это – твоя Родина.
Слово «патриотизм» имеет иностранную этимологию. В латинском языке
patria изначально означало отчество, от pater - отец, далее - поколение, род,
племя, семья, теперь оно переводится как отечество, родина. Смысловая
нагрузка лексемы patriot в греческом языке - соотечественник, земляк. Как
видим, в двух древних языках понятия тождественны, что подтверждает и
столь же древнее возникновение рассматриваемого термина. Впоследствии
он распространился во многих языках мира.
Наиболее широко в понятийном и историческом аспектах слово
«патриотизм» раскрыто в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А.
Ефрона. Отмечается, что исторические корни патриотизма, как и любви к
Родине, уходят во времена кочевого быта, явление базируется на кровной
связи членов рода и племени. В его основе находится совпадение
общественной и семейной солидарности. Впоследствии, в связи с переходом
племен к постоянному земледельческому быту, патриотизм приобрел
специфическое значение любви к родной земле. Однако это чувство было
значительно слабее в городском быту, в этих условиях патриотизм
обогатился другим элементом - принадлежностью к культурной среде,
гражданственности. При этом моральная составляющая понятия выражалась
в обязанности и добродетели. Главной обязанностью выступала
благодарность родителям.
Психоаналитическая теория З. Фрейда толкует гражданско-патриотическую
форму поведения личности как проявление биологического
бессознательного, которое несколько скорректировано социальными
факторами. Последние, по А. Адлеру, заключаются во врожденной
способности человека раскрываться в социальных чувствах, социальных
интересах - основе гражданско-патриотических действий. В концепции
самоактуализации А. Маслоу определяет гражданственность как потребность
реализовывать личностный потенциал в социальном, государственном
творчестве. В иерархии потребностей психолог ставит ее на вершину
пирамиды. При этом он отмечает, что для ее достижения нужно
удовлетворить запросы низших уровней: физиологические, безопасности и т.
п.
Таким образом, с точки зрения психологии гражданственность пронизана
патриотическим стержнем и выражается в готовности личности сознательно
принимать и ответственно на добровольной основе соблюдать законы, а
также выполнять требования своего государства. Понятие готовности в
рамках разных видов конструктивной деятельности связано с
педагогическим аспектом патриотизма - формированием его черт у каждого
члена общества, поскольку патриотизм не является генетически
унаследованным качеством человека, а возникает в результате воспитания.
Идея патриотического воспитания была одной из фундаментальных основ в
истории философии и педагогики. Хотя само понятие «патриотизм»
появилось значительно позже, с началом формирования новых буржуазных
государственных образований, философы прошлого, задумываясь над
человеческими жизнью и сущностью, построением государства, так или
иначе поднимали вопросы, связанные с патриотизмом как моральным и
социально-политическим качеством.
В недрах философско-педагогической мысли античной Греции был
сформирован идеал человека, который представлял собой гармоничное
единство физического и умственного развития как главной цели воспитания.
Согласно философским взглядам Платона, в качестве действенного средства
обеспечения у детей чувства патриотизма выступали игры у святилищ.
Аристотель в рассуждениях о проблемах воспитания исходил из того, что
этот процесс необходимо делить на физическое, нравственное и умственное
развитие. М.Ф. Квинтилиан доказывал важность положительных эмоций при
познании ребенком окружающего мира. Плутарх считал, что воспитание
гражданина должно начинаться в семье, однако в рамках этого влияния
недопустимы жестокие наказания.
В конце первой трети XVII в. научные основы процесса формирования у
ребенка патриотических чувств и его педагогически целесообразных
направлений сформулировал чешский преподаватель Я.А. Коменский. Он
доказывал, что уважение к старшим, правдивость, справедливость,
благотворительность, готовность к труду, сдержанность, терпение,
достоинство в ребенке можно воспитывать только в течение первых 6 лет его
жизни. Он научно обосновал важность детства для нравственного
воспитания, установил суть его принципов, а именно - соответствие цели
воспитания педагогическим средствам, единство развития и деятельности
ребенка, а также определил значимость всех моральных чувств, включая
патриотические, что в дальнейшем нашло реализацию в отечественной
научной педагогике.
Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо отдавал приоритет развитию духовного
мира ребенка на основе добрых чувств, а в качестве методов их
формирования предлагал наблюдения, в частности за картинами
человеческого горя, страданий и боли. Кроме того, он считал необходимым
развивать у детей способность к позитивному рассуждению, которая может
закладываться в процессе изучения истории, ознакомления с биографиями
великих людей, что считается актуальным и в современной педагогической
науке.
Непосредственное значение патриотизма как элемента процесса воспитания
раскрыл И. Песталоцци в известной книге «Как Гертруда учит своих детей».
На наш взгляд, особенно значимы следующие педагогические позиции:
чувство патриотизма является составной частью нравственных чувств
ребенка; период младшего возраста благоприятен для формирования
патриотического чувства, поскольку его ростки экстраполируются на этап
совершеннолетия; в структуре нравственного чувства первостепенное
значение имеет эмоциональный компонент. Необходимо выделить акцент
мыслителя на действенном характере патриотического чувства, что
раскрывается и проявляется в способности детей и молодежи творить добро.
Безусловно, и сегодня ценным считаются следующие принципы воспитания:
чувство родства, которое должно базироваться на индивидуальном подходе к
детям; максимальное удовлетворение всех потребностей воспитанника;
создание у него ощущения защищенности и психологического комфорта.
Источниками всех нравственных чувств признаются доверие, благодарность,
послушание и любовь ребенка к матери.
Философское понимание необходимости нравственного становления
личности как последовательного управляемого развития души разделял и
известный немецкий педагог XVI11-Х1Х вв. И. Гербарт. Он пришел к
выводам, что нравственное воспитание должно способствовать
формированию чувства свободы и становлению характера будущего
гражданина общества, а воспитание патриотизма должно основываться на
идеях внутренней свободы, совершенствования, дружбы, добра и
справедливости. Данные постулаты перекликаются, в частности, с
положениями украинской народной педагогики.
На принципах гуманизма базируется теория патриотического воспитания
немецкого педагога А. Дистервега. Ведущими в данном процессе он
утвердительно провозглашал принципы при-родосообразности («как велит
природа»), внутренней свободы, совершенствования, дружбы, добра и
справедливости, а доминантой образования - привитие любви ко всему
человечеству и своему народу в среде семьи и школы.
Выдающийся мыслитель А. Смит в произведении «Теория нравственных
чувств» выявляет содержание патриотизма, любви к Отечеству. Он считает,
что «страна или государство, где мы родились, - это
"наимногочисленнейшее" общество, на судьбу которого влияет наше доброе
или злое поведение. Так как семья, люди, которых мы любим, составляют
часть общества и их счастье зависит от благосостояния государства, то
общество для нас очень дорого».
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема национально-
патриотического воспитания детей и молодежи всегда была в центре
внимания философов, педагогов, психологов и др. При этом она постоянно
находится в поле зрения и современных ученых. Обобщая рассмотренные
литературные источники, можно сказать, что патриотизм является
многогранным понятием. Он базируется на системе знаний, чувств,
убеждений и определяет отношение человека к себе и своему народу.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!