это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3533610
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеМладший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности - учебной. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо сформировать мотивацию к учению. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Ребенок желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения [27, с.113].Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным, то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной. Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи академической успеваемости с учебной мотивацией в младшем школьном возрасте отражены в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, А.К. Марковой, А.И. Липкина, М.В. Матюхина, А.М. Прихожана и др. Объект исследования в курсовой работе является учебная деятельность. Предметом исследования: взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте.Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимозависимость между учебной мотивацией и успеваемостью учащихся в младшем школьном возрасте. Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между учебной мотивацией и успеваемостью в младшем школьном возрасте. На основании цели в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;Определить сущность, виды и основную характеристику учебной мотивации;Определить теоретическую взаимосвязь мотивации с общей успеваемостью и самочувствием младших школьников;Провести эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации с успеваемостью и общим самочувствием младшего школьника. В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы, математические методы обработки результатов, описательная статистика, корреляционный анализ.Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. Теоретические аспекты мотивация обучения, успешности обучения и самочувствия в младшем школьном возрасте1.1 Психологические особенности младшего школьного возрастаСимптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л.С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности [11, с. 122]. Д.Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст [33, с. 174].Для младшего школьного возраста характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения.Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций [14, с. 11].В период обучения в школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словестно-логическому, которое предполагает оперирование не конкретными фактами, а понятиями. Но переход осуществляется не сам по себе. «Когда мы имеем дело с детьми, считает Д. Брунер, самое важное в процессе усвоения ребенком понятий - помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления» [13, с.68].Е.Е. Сапогова, соглашаясь с этим мнением, отмечает, что очень незначительная часть первоклассников ориентируется на оперирование абстрактными понятиями. Элементы понятийного мышления ими только осваиваются» [27, с. 301].Что касается памяти, то, по мнению В.С. Мухиной, в школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Понимание является необходимым условием запоминания, на этом учитель постоянно фиксирует внимание и руководит процессом запоминания материала [23, с. 238].На развитие памяти в младшем школьном возрасте большое влияние оказывает правильность речи и активность учащихся. По мнению В.М. Филатова, учителю нужно перестраивать материал в смысловые блоки, так как это важно для развития памяти. Однако значительную роль у младших школьников играет непроизвольное запоминание в процессе активной деятельности [21, с. 68].Для развития воображения на уроках учитель может предложить детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - реальными предметами, схемами, знаками, изображениями и др. [18, с. 78].В.М. Филатов также установил, что воображение младших школьников совершенствуется, становится богаче за счет обучения. Оно тесно связано с памятью и мышлением. Различают репродуктивное и творческое воображение. Репродуктивное воображение проявляется, когда ребенок воспроизводит ситуации и образы под влиянием речи рассказчика. В творческом воображении воспроизводятся и реконструируются ситуации и образы, не имеющие места в действительности [21, с. 68].В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого [8, с. 85].Важнейшим свойством всякой умственной и практической деятельность является внимание. В.М. Филатов отмечает следующие факты: «У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, то есть ребенок в этом возрасте легко сосредоточивается на красочных и подвижных предметах, но с трудом осваивает «скучный» текст. Успех учебной деятельности зависит в большей степени именно от произвольного внимания. Важными частными особенностями внимания являются способности к сосредоточению, распределению и переключению». [21, с. 68].По мнению В.С. Мухиной, дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но непроизвольное внимание преобладает. Отключение внимания спасает от переутомления. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации [16, с. 280].Уже в конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия между детьми: одни - «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие - «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково. В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим» [33, с. 81].В.В. Давыдов в книге «Виды обобщения в обучении» дал сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления. Он показал, что для развития теоретического мышления требуется новая логика содержания учебных процессов. [15, с.78]Для овладения общеучебными умениями именно в начальной школе огромное значение имеет подражательность детей. Разнообразие форм имитации и сама направленность имитационного поведения ребенка, - подчеркивает М.В. Соболева, - «изменяется в зависимости от развития с возрастом когнитивных, моторных и коммуникативных способностей ребенка» [19, с. 56]. Л.С. Выготский тут же добавляет, что подражание возможно только тогда, когда оно лежит в зоне приблизительных возможностей ребенка, а полноценный переход к произвольному подражанию, связан с развитием способности удерживания и концентрации внимания на образе [11, с. 424].Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, на это влияют цели, ставящиеся перед ним.В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и дополнительной литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно-мотивационной сферы - важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера [10, с. 8].Рассмотрев особенности развития детей младшего школьного возраста можно сделать вывод, что в данный период детям легче всего дается учебная деятельность. Это связано с особенностями развития высших психических функций. Однако процесс обучения может иметь положительные результаты лишь при условии, если оно будет подкреплено устойчивой мотивацией.1.2 Сущность, виды и основная характеристика учебной мотивацииМотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [12, с. 124].В психологии считается, что мотивы деятельности человека зависят от его потребностей. Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности.В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания [23, с. 238].В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности [12, с. 97].Согласно Л.И. Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [10, с. 14].Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность [12, с. 101].О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. На разных этапах развития иные мотивы оказываются наиболее эффективными побуждениями для активного включения ребенка в учебу [17, с. 27].Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном, они сводятся к следующим.1. Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается.2. Интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет.3. В некоторых случаях интерес вызывается или подкрепляется соответствием склонностям ученика [17, с. 29].Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. В начале своей школьной жизни ребенок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Это источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Более того, в классе, где все считаются с мнением учителя, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование - тоже осознаются учениками придают определенный смысл их учебной работе. Но они остаются только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева, а отметка - реально действующий мотив. Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой [5, с. 110].Соответственно принято различать две большие группы мотивов:1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний;3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой. Они обеспечивают преодоление трудностей в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу.Вторая большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу из хрестоматии [8, с. 67].Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации [12, с. 101].В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Когнитивным и коммуникативным потребностям человека отводится самое высокое место [26, с. 13].Таким образом, потребности в получении знаний относятся к высшим, следовательно, они проявляются по мере общего личностного развития человека. В следующем параграфе речь пойдет о том, какие этапы проходит формирование учебно-познавательного мотива, а также взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости.1.3 Взаимосвязь мотивации с общей успеваемостью и самочувствием младших школьниковВ младшем школьном возрасте учение является ведущим видом деятельности. При этом отношение детей к нему меняется на протяжении всего этапа начальной школы.Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности, это проявляется в восприятии отметки как к оценки своих стараний, а не качества проделанной работы. Такое отношение к отметке в дальнейшем исчезает.К концу младшего школьного возраста у детей начинает возникать избирательный интерес к отдельным учебным предметам.Перелом в отношении учащихся к учению происходит, примерно, с 3 класса. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает [4, с. 49].По мнению Алферова, в начале обучения в школе наиболее значимой является познавательная потребность. Она становится источником формирования многих мотивов.Развитие мотивов связано с частой сменой потребностей. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью [1, с. 105]Работа учителя по формированию познавательных мотивов состоит из воздействия и на осознаваемые и на пока не вполне осознанные побуждения. В.Г. Асеев описал два пути воздействия на мотивацию ребенка.Первый путь - «сверху вниз» - состоит в том, что проводится работа по осознанию мотивов, ребёнку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать.Второй путь - «снизу вверх» - состоит в том, что воспитание мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка в условиях активной деятельности самого ребенка [2, с. 171]По мнению учителя и детского психолога Рулевой Юлии Викторовны, желание учеников получить высокую отметку снижается к 3 классу, если был опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности, но в целом это не предотвращает формирования отрицательного отношения к учебе у неуспевающих учеников. Часто доминирующим мотивом остается мотивация избегания наказания.Первый путь воспитания положительного отношения к учению - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определенной эффективности учебной работы ребенка. Второй путь - формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов [27, с.65].Таким образом, в начале обучения у детей преобладают социальные мотивы, которые относятся к внешним. Одновременно с этим появляется познавательная потребность. При таком сочетании есть вероятность появления устойчивых познавательных мотивов к концу младшего школьного возраста, но необходимо постоянно поддерживать их мотив достижения успеха.Г.А. Цукерман выяснила, как формируется познавательный интерес и желание учиться. Даже если сам процесс обучения далеко не всегда интересен, для детей важен сам статус школьника. И даже при выполнении скучных заданий, ребенок радуется тому, что может наглядно видеть свои достижения, например, умение писать прописные буквы. Это значит, что успехи в учебе начинают радовать детей, и начинает формироваться познавательный мотив [32, с.142]. По мнению Зимней, именно он побуждает учебную деятельность, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - выработкой обобщенного способа действия [21, с. 76].От того, что именно ребенок ждет от школы, зависит его дальнейшая учеба. Необходимо отметить, что отношение будущих отличников и будущих неуспевающих учеников существенно различаются, при этом будущие отличники как будто пересказывают своим языком основные взрослые ценности учения: осуждают они нарушения школьных правил, а ценят, прежде всего учебное содержание школьной жизни. У них с самого начала обучения в школе присутствует внутренний мотив. Точка зрения будущих троечников существенно отличается от взрослого взгляда на школу: они ценят и осуждают внеучебные стороны школьной жизни [23, с. 238].Рассмотрим различные варианты влияния мотивации на успеваемость.Мотивация, связанная с содержанием обучения, удовлетворяет потребность школьника в новых впечатлениях, новых знаниях. При этом ребенка может привлекать простая занимательность фактов, а при более глубоком познавательном интересе - их сущность [21, с. 29].Иногда встречаются ученики, которым всегда хочется «дойти до самой сути», ради этого они могут даже отвлечься от работы на уроке. Их знания отличаются глубиной, но при этом невнимательны к упражнениям, выполняемым в ходе урока [23, с. 238].Таким образом, познавательный интерес обеспечивает глубокие знания, чаще всего, учение без принуждения, но при этом устойчивая успеваемость не всегда возможна.Но ребенок может хотеть в школу и потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что учиться в школе очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки [15, с. 56]. Такие мотивы называются внешними.К ним также относятся социальные мотивы, отвечающие потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений [25, с. 42].С одной стороны, один только внешний мотив, такой как, например, ожидание похвалы, всеобщего восхищения, не может привести к хорошей успеваемости. Но из примера, приведенного Г.А. Цукерман видно, что если стремление получить одобрение настолько сильно, что школьник готов ради этого делать всё, за что в школе могут похвалить, то и внешний мотив пожжет помочь в развитии способностей и познавательного мотива.С другой стороны, стремление не столько к похвале, сколько к лидерству в сочетании с завышенной самооценкой, даже при наличии знаний, лишь временно и частично совпадает с направленностью на учение. Отличник в 1-2-м классе может в средней школе оказаться среди заядлых прогульщиков и двоечников, если это обеспечит ему статус лидера [23, с.238].Таким образом, сочетание способностей и внешних мотивов может помочь в формировании познавательного мотива, если внешний мотив не превышает все остальные стремления.Еще один внешний мотив младших школьников - это игровой. Он может быть ведущим в первые месяцы и даже годы обучения. Для формирования учебных действий нужно строить занятия таким образом, чтобы постепенно переводить внимание ребенка с результата выполняемых действий на способ их выполнения - от практических действий к учебным [16, 330].Подтверждая эту мысль, Г.А. Цукерман отмечает, что иногда ученик в начале обучения выполняет задания с азартом игрока, часто отвлекаясь от урока, но затем с таким же интересом овладевает знаниями. Вполне вероятно, что у таких учащихся могут развиться творческие способности, изобретательность, но их успеваемость прогнозировать трудно, поскольку интерес к школе могут подорвать частые неудачи [23, с. 239].Таким образом, учащиеся, у которых преобладает внешний мотив, радуются всему, что связано со школой, но этот интерес может быстро исчезнуть, если не он подкреплен, хотя бы одним из видов познавательных мотивов. В противном случае может сформироваться школьная дезадаптация.На успеваемость, кроме мотивации, влияют многие факторы. Г.А. Цукерман выделяет послушание, прилежание, понимание. Первые два фактора связаны с мотивацией. Послушание предполагает выполнение дисциплинарных правил, желание следовать нормам школьной жизни. Прилежание предполагает не только желание, но и навыки выполнения различных учебных действий, подражание. Понимание общеучебные умения, которые формируются в ходе обучения в школе.Однако, плохие оценки у знающих учеников могут подорвать одну из важных побудительных сил учения - мотив достижения успеха.Различались три основных типа неуспевающих:Первый характеризуется низкой обучаемостью, сочетающейся с положительным отношением к учению и сохранением позиции школьника;Для второго показательно высокое качество мыслительной деятельности, сочетающееся с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате позиции школьника;Третий проявляется в низкой обучаемости, сочетающейся с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции школьника [8, с. 70].Чаще всего, неуспеваемость уходит корнями в дошкольное детство, когда в определенный момент возникает ситуация постоянного неуспеха. Приступая к выполнению любого задания, ребенок уже заранее ожидает неудачи. Он думает не о том, как выполнить задание, а о том, как его будут ругать за допущенные ошибки, и тогда добиться высоких результатов почти немыслимо. От этого происходит дальнейший рост неуверенности в себе [7, с. 149].Таким образом, отметки и оценки окружающих также влияют на учебную мотивацию, так как в младшем школьном возрасте дети не способны к самоанализу. Их самооценка, а, следовательно, и притязания, зависят только от мнения взрослых.Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что иногда бывает трудно определить, что первым повлияло на успешность учения: мотивация или оценки. Часто при отсутствии внешней мотивации познавательный мотив также не появляется. Если притом, что внешний мотив есть, но понимание учебных предметов трудно дается, то и со временем любая мотивация исчезнет. Но если познавательная мотивация сформируется, пока не исчез интерес к внеучебным сторонам школы, то тогда будет шанс и на стабильную успеваемость, и на успех по отдельным предметам, к которым есть склонности.Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте2.1 Организация и методы исследованияВ исследовании приняли участие 24 учащихся 3-го класса в возрасте 9- 10 лет (15 девочек и 12 мальчиков). Исследование проводилось в период с сентября 2020 по май 2021 года и включало в себя три этапа. Первый этап – теоретическо-методологический (сентябрь – ноябрь 2020 г.), направленный на изучение и анализ теоретических предпосылок исследования в отечественной и зарубежной психологической литературе и подбор методов исследования. Второй этап (декабрь 2020 – февраль 2021 г.) – диагностический. Основная задача данного этапа заключалась в осуществлении диагностики и сбора данных по выбранным ранее методикам. Третий этап (март – май 2021 г.) – обобщающе-интерпретационный. На данном этапе производилась количественная и качественная обработка результатов исследования, проведение и интерпретация корреляционного анализа, представление полученных данных и оформление в законченную работу. Целью данного исследования является изучение взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте. В исследовательской работе использовались следующие психодиагностические методики: Методика «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Целью данной методики является выявление отношения учащихся к школе, учебному процессу, их эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. 2. Эмоциональное отношение к обучению на основе опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой. Данная методика направлена на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности, а также мотивацию учения и эмоционального отношение к учению. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д.Андреевой (1987). Используемый в исследовании вариант дополнен научными сотрудниками Регионального социопсихологического центра г. Самары, новым вариантом обработки. Апробация и нормирование нового варианты проведены в 2002-2003 г.г. 3. Успеваемость обучения определялась как средний бал по предметам, входящим в перечень всероссийской проверочной работы – математика, русский язык, окружающий мир. 4. Методы математической обработки данных: описательная статистика, критерий корреляции Пирсона.2.2 Результаты и анализ корреляционного исследования учебной мотивации и успеваемости младших школьниковМетодика оценки школьной мотивации Н.Г. Лускановой направлена на выявление отношения учащихся к школе, учебному процессу. Результаты исследования их эмоционального реагирования на школьную ситуацию представлены на рисунке 1.Рисунок 1 - Результаты исследования школьной мотивации у младших школьников по методике Н.Г. ЛускановойОпираясь на рисунок 1, мы можем отметить, что у учащихся 3-го класса преобладает хорошая школьная мотивация (42%), что обычно свойственно школьникам, успешно справляющимся с учебной деятельности. Они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм, непринужденно и естественно реализуя свой потенциал в различных видах учебной и внеучебной работе. Для 39% младших школьников характерна также положительное отношение к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится быть в роли учеников, иметь красивый портфель, ручки, тетради, однако познавательный мотив у них сформирован в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. У 11% младших школьников была выявлена низкая школьная мотивация. Данные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. В учебной деятельности испытывают серьезные затруднения, находясь в состоянии неустойчивой адаптации в школе. Одинаковое количество детей было выявлено в крайних вариантах мотивации - 3,8% (1 человек) имеет высокий уровень школьной мотивации и 3,8% (1 человек) имеет негативное отношение к школе и школьной дезадаптации. Учащийся, обладающий высокой учебной активностью, отличается наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Он четко следует всем указаниям учителя, добросовестный и ответственный, сильно переживает, если получает неудовлетворительные оценки. Учащийся с выраженным негативным отношением к школе находится в состоянии школьной дезадаптации. Он не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как 35 враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Может проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Средний балл в выборке по школьной мотивации составляет 18,3, что соответствует положительному отношению к школе с доминированием внеурочной деятельности. Далее, рассмотрим результаты исследования эмоционального отношения к учению в младшем школьном возрасте. На рисунке 2 представлены результаты исследования познавательной активности, гнева, тревожности в младшем школьном возрасте.Рисунок 2 - Результаты исследования познавательной активности, тревожности, гнева младших школьниковОпираясь на результаты, представленные на рисунке 2, мы можем отметить, что 65,4% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности. Такие дети любознательны, инициативны, самостоятельны. Эти учащиеся способны самостоятельно осуществлять информационный поиск. Этого нельзя сказать о 19,2% учащихся, которые никакого стремления к получению знаний не проявляют. В зависимости от того, какими в дальнейшем будут обстановка в школе, отношения с учителями и одноклассниками, профессиональные планы и т.д., у учащихся, сейчас 36 имеющих средний уровень (15,4 %) познавательной активности, он может возрасти либо снизиться. Среднее значение по показателю познавательной активности составляет 29,2, что соответствует высокому уровню. Большая часть учащихся (57,7%) имеет средний уровень тревожности, что свидетельствует об их хорошей эмоциональной приспособленности к образовательной среде. Так же 23% учащихся имеет низкий уровень тревожности. Остальные учащиеся (19,3%) имеют высокий уровень тревожности. Повышенный уровень тревожности может затруднять адаптацию учащегося в школе, особенно для третьеклассника, которому предстоит переходить и адаптироваться к среднему звену. Для того чтобы помочь таким детям, необходимо продумывать индивидуальный стиль взаимодействия с каждым учеником, определять, какие стрессовые факторы оказывают на них воздействие и, по возможности, снижать их субъективную значимость.Среднее значение по показателю тревожности составляет 19,2, что соответствует низкому уровню. Чрезмерная эмоциональность, а тем более негативные эмоции по отношению к школе, напрямую влияют на мотивацию школьников к учению. В результате тестирования, было выявлено 42,4% учащихся, которые имеют низкий уровень проявления негативных эмоций. 34,6% учащихся имеют средний уровень гнева. Остальные учащиеся (23 %) имеют высокий уровень гнева. В поведении это может выражаться в пассивном и активном сопротивлении, бездействии, равнодушии к школьной жизни. Устранение факторов, вызывающих внутренние конфликты у таких учащихся, во многом может повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону. Среднее значение по показателю гнева составляет 14,5, что соответствует среднему уровню. Помимо исследования познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, было проведено исследование мотивации учения у младших школьников – рисунок 3.Рисунок 3 - Результаты исследования уровня мотивации учения в младшем школьном возрастеПреобладает мотивация учения 2 уровня - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (38 %). Так же, достаточно выражен 3 уровень мотивации учения - средний с несколько сниженной познавательной мотивацией (31 %). 8% младших школьников имеют продуктивную мотивацию с выраженным преобладание познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. Школьную скуку переживает 19% учащихся, которые также имеют отрицательное эмоциональное отношение к учению и сниженную мотивацию. Для 4% учащихся характерно резко отрицательное отношение к учению. В связи с окончанием начальных классов и переходом в средние, мотивация учения может меняться. Возможно, это связано с действиями самого учителя, и именно, неправильным отбором содержания 38 учебного материала, вызывающим интеллектуальную или эмоциональную перегрузку, трудностями в установлении отношений с некоторыми учащимися, особенностями личности самого учителя. Также, причина сниженной мотивации учения может быть низкий уровень знаний, несформированность учебной деятельности или приемами самостоятельного приобретения знаний, задержкой умственного развития. Также, сниженная мотивация учения может выступать в качестве причины трудных и несложившихся отношений ребенка с классом. Кроме того, особенности эмоционального отношения к учению можно распределить следующим образом (рисунок 4):Рисунок 4 - Особенности эмоционального отношения к учению младших школьниковИсходя из данных, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что 48 % учащихся отличаются позитивным отношением к учебной деятельности. Диффузное (смешанное) отношение к учению было выявлено у 39 4 % учащихся. Данное отношение к учению говорит о наличии среднего уровня познавательной активности, тревожности, негативных эмоций. Так же, часть учащихся (15%) переживает «школьную скуку». Данные учащиеся отличаются низкой познавательной активностью, отсутствием выраженных эмоций в процессе обучения, им сложно найти стимул для успешного обучения. Особое внимание необходимо обратить на 10% учащихся, переживающих школьную тревожность. Она может выражаться в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми, могут привести к неврозу. Школьная тревожность может быть обусловлена как физиологическими особенностями учащихся, так и межличностными отношениями. Негативное эмоциональное отношение к обучению, характеризующееся высоким уровне тревожности, гнева и низкой познавательной активностью было выявлено у 1 учащегося (3,8% от выборки). Позитивное отношение к обучению при фрустрированности потребности было обнаружено у 11,5% младших школьников. Это говорит о том, что у таких учащихся в процессе обучения не удовлетворяется какая-либо потребность. Это может быть потребность в признании, или потребность в дружбе и неформальном общении с одноклассниками, потребность во внимании со стороны значимых взрослых и др. Также, у 11,5% учащихся 3-го класса было выявлено позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения. Это говорит о том, что для данных младших школьников свойственно болезненное отношение к оценке их деятельности, 40 выражающееся в повышенной тревожности или резких и бурных эмоциональных проявлениях. Можно выделить следующие причины, влияющие на появление негативных эмоциональных реакций у учащихся в ситуации обучения: неудовлетворение ведущих потребностей: в уважении, признании, справедливости, что является причиной равнодушного отношения к процессу учения; неблагоприятный климат в коллективе; формальное отношение учителей к выполнению своих обязанностей, вызывающее у учащихся чувство «скуки». В конце третьего года обучения, младшие школьники пишут всероссийские проверочные работы по математике, русскому языку и окружающему миру. В связи с этим, для определения успеваемости учащихся мы взяли их средние оценки по данным предметам. Следующим этапом анализа и интерпретации полученных эмпирических данных, было выявление особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте. Данные представлены в таблице 1.Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте (коэффициент корреляции Пирсона)Школьная мотивация по Н.Г. ЛукановойПознавательная активностьТревожностьГневМотивация к учебеАкадемическая успеваемость0,576*0,817*-0,512*-0,3220,688**Примечание: *- корреляция при уровне значимости p≤0,05; **-корреляция при уровне значимости p≤0,01; - прямая корреляция; + обратная корреляция Корреляционный анализ позволил установить статистически значимую взаимосвязь между академической успеваемостью в младшем школьном возрасте и учебной мотивацией и её характеристиками. Так, ты можем утверждать, что чем выше познавательная активность учащегося, чем в большей степени он стремится получать новые знания, тем выше его успеваемость в школе. Чем меньше у него выражено тревожное состояние, чем больше он беспокоится в учебных ситуациях, чем больше он ожидает плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, тем в меньшей степени мы можем говорить о его академической успеваемости в школе. В целом, по методике Н.Г. Лускановой и по методике ЭОУ, была выявлена сильная положительная корреляционная связь между мотивацией к обучению и успеваемостью. Таким образом, мы можем говорить о том, что чем в большей степени у младших школьников преобладает позитивное отношение к учению, продуктивная познавательная мотивация и положительное эмоциональное отношение к нему, тем в большей степени мы можем прогнозировать успешность учащегося в учебной деятельности и его высокую академическую успеваемость. Подводя итог эмпирическому исследованию, мы можем говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.По итогам написания 2 главы, можно сделать следующие выводы: Исследование, направленное на изучение особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте, проводилось на базе МБОУ № 1 г. Казани. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3-го класса в возрасте 9-10 лет (15 девочек и 12 мальчиков). В ходе эмпирического исследования удалось установить: 1. У 11% младших школьников была выявлена низкая школьная мотивация. Данные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Одинаковое количество детей было выявлено в крайних вариантах мотивации - 3,8% (1 человек) имеет высокий уровень школьной мотивации и 3,8% (1 человек) имеет негативное отношение к школе и школьной дезадаптации. 2. При исследовании познавательной активности, тревожности и выраженности негативных эмоций в процессе учебной деятельности, было выявлено, что 65,4% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности – они любознательны, инициативны, самостоятельно; 15,4% учащихся имеют средний уровень познавательной активности; 19,2% младших школьников не проявляют никакого интереса к знаниям. Большая часть учащихся (57,7%) имеет средний уровень тревожности, что свидетельствует об их хорошей эмоциональной приспособленности к образовательной среде. Так же 23% учащихся имеет низкий уровень тревожности. Остальные учащиеся (19,3%) имеют высокий уровень тревожности. При исследовании также было выявлено 42,4% учащихся, которые имеют низкий уровень проявления негативных эмоций. 34,6% учащихся имеют средний уровень гнева. Остальные учащиеся (23 %) имеют высокий уровень гнева. В поведении это может выражаться в пассивном и активном сопротивлении, бездействии, равнодушии к школьной жизни. 3. У большинства младших школьников было выявлено преобладание продуктивной мотивации и позитивное отношение к учению (38%). Так же, достаточно выражен средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (31 %). 8% младших школьников имеют продуктивную мотивацию с выраженным преобладание познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. Школьную скуку переживает 19% учащихся, для 4% учащихся характерно резко отрицательное отношение к учению. 4. При исследовании особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте были обнаружены прямые и обратные статистически значимые корреляции, свидетельствующие о том, что чем выше познавательная активность учащегося, тем выше его успеваемость в школе; чем меньше выражено тревожное состояние в учебных ситуациях, чем больше он ожидает плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, тем в меньшей степени мы можем говорить о его академической успеваемости в школе. 5. Чем в большей степени у младших школьников преобладает позитивное отношение к учению, продуктивная познавательная мотивация и положительное эмоциональное отношение к нему, тем в большей степени мы можем прогнозировать успешность учащегося в учебной деятельности и его высокую академическую успеваемостьЗаключениеМладший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, у большинства младших школьников, начинающих школьное обучение, на протяжении длительного периода сохраняется игровая мотивация. В связи с этим, возникает внутренний конфликт: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в ней. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Исследование, направленное на изучение особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте, проводилось на базе МБОУ №1 г. Казани. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3-го класса в возрасте 9-10 лет (15 девочек и 12 мальчиков). Исследование проводилось в период с сентября 2020 по май 2021 года и включало в себя три этапа. Первый этап – теоретическо-методологический (сентябрь – ноябрь 2020 г.), направленный на изучение и анализ теоретических предпосылок исследования в отечественной и зарубежной психологической литературе и подбор методов исследования. Второй этап (декабрь 2020 – февраль 2021 г.) – диагностический. Основная задача данного этапа заключалась в осуществлении диагностики и сбора данных по выбранным ранее методикам. Третий этап (март – май 2021 г.) – обобщающее-интерпретационный. На данном этапе производилась количественная и качественная обработка результатов исследования, проведение и интерпретация корреляционного анализа, представление полученных данных и оформление в законченную работу. В исследовании использовались следующие методики: «Оценка школьной мотивации» Лускановой Н.Г.; эмоциональное отношение к 51 обучению на основе опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой; метод экспертной оценки. В ходе теоретического и эмпирического исследования нам удалось установить: 1. Мотивация является одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, а также, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности – младшего школьника. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности субъекта этой деятельности. Именно этой первостепенной важностью мотивации в учебной деятельности субъекта объясняется ее специальное рассмотрение в нашей работе. 2. Большинство младших школьников – участников исследования, имеют хорошую школьную мотивацию (42%), им свойственно проявление меньшей зависимости от жестких требований и норм, непринужденность в реализации собственного потенциала в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Для 39% младших школьников характерна также положительное отношение к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. У 11% младших школьников была выявлена низкая школьная мотивация. Данные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Одинаковое количество детей было выявлено в крайних вариантах мотивации - 3,8% (1 человек) имеет высокий уровень школьной мотивации и 3,8% (1 человек) имеет негативное отношение к школе и школьной дезадаптации. 3. При исследовании познавательной активности, тревожности и выраженности негативных эмоций в процессе учебной деятельности, было выявлено, что 65,4% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности – они любознательны, инициативны, 52 самостоятельно; 15,4% учащихся имеют средний уровень познавательной активности; 19,2% младших школьников не проявляют никакого интереса к знаниям. Большая часть учащихся (57,7%) имеет средний уровень тревожности, что свидетельствует об их хорошей эмоциональной приспособленности к образовательной среде. Также 23% учащихся имеет низкий уровень тревожности. Остальные учащиеся (19,3%) имеют высокий уровень тревожности. При исследовании также было выявлено 42,4% учащихся, которые имеют низкий уровень проявления негативных эмоций. 34,6% учащихся имеют средний уровень гнева. Остальные учащиеся (23 %) имеют высокий уровень гнева. В поведении это может выражаться в пассивном и активном сопротивлении, бездействии, равнодушии к школьной жизни. 4. У большинства младших школьников было выявлено преобладание продуктивной мотивации и позитивное отношение к учению (38%). Так же, достаточно выражен средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (31 %). 8% младших школьников имеют продуктивную мотивацию с выраженным преобладание познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. Школьную скуку переживает 19% учащихся, для 4% учащихся характерно резко отрицательное отношение к учению. 5. При исследовании особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте были обнаружены прямые и обратные статистически значимые корреляции, свидетельствующие о том, что чем выше познавательная активность учащегося, тем выше его успеваемость в школе; чем меньше выражено тревожное состояние в учебных ситуациях, чем больше он ожидает плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, тем в меньшей степени мы можем говорить о его академической успеваемости в школе. 6. Чем в большей степени у младших школьников преобладает позитивное отношение к учению, продуктивная познавательная мотивация и положительное эмоциональное отношение к нему, тем в большей степени мы можем прогнозировать успешность учащегося в учебной деятельности и его высокую академическую успеваемость.Список использованной литературы1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. – М: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2016. – 238 с. 2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2015 – 496 с. 3. Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. – 120 с. 4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016. – 158 с. 5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с. 6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2014 - 192 с. 7. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2014. – С.149-150. 8. Баженюк 3.С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Методические рекомендации. – Луцьк, 2014. – 140 с. 9. Бланк Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Бланк Т.В. // Начальное обучение и воспитание: научно – методический журнал. – Харьков: Основа. 2009. № 16/18. - С. 2-9. 10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Божович Л.И. // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под редакцией Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. –М .: Педагогика, 1972. –С . 7 -44. 11. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Апрель пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.12. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: диссертация кандидата психологических наук. – Москва, 2014. – 199 с. 13. Гулеватый В. Л. Пути повышения мотивации обучения / Гулеватый В.Л. Винница, 2016. – 215 с.. 14. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. – 2017. – №4. – С.11-19. 15. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. – М.: Педагогика, 2014. – 210 с. 16. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования – М.: Издательский Центр «Академия». – 2017. – 480с. 17. Дюжева О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников / Дюжева О.А. // Кострома – 2010, 197 с. 18. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2014. – 276с. 19. Зайцев С.В. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Директор школы, 2015. – № 3. – С. 56-65. 20. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. – 2016. – №5, С. 17 – 31. 21. Занков А.В., Зверев М.В. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. – М.: Педагогика, 2013. – 176 с. 22. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер 2000. – 512 с. 23. Канюк С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / Канюк С.С. – М., 2012. – С. 238 – 248. 24. Кодлюк Я.П. Субъектность младшего школьника в учебной деятельности // Начальная школа. – №1 – 2013, С. 176 - 181 25. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 42 – 47. 26. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С.13 – 24. 27. Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. Москва: Аспект Пресс, 2001. 460 с28. Семченко В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». – 2016. № 3, С.17 – 29. 29. Скуратовский Л.П. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка / Скуратовский Л.П. // Дивослово. – 2015. – №2, С. 2 – 4. 30. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования от 6.10.2009г. №373 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 9. 31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53, ст. 7598. 32. Холодкова О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 7, С. 149 – 159. 33. Эльконин Д. Б. Психология развития // Д. Б. Эльконин: Учеб. Пособие для студ. высшей. учеб. заведений. М., 2011 – 458 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!