это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3556586
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы исследования. Анализ научных источников показал, что проблеме исследования интеллектуальной недостаточности детей дошкольного возраста принадлежит большое количество исследовательских работ как в отечественной (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Лебидинский и др.), так и в зарубежной (Biritwum R.B, Drillien C.M., Grossman, S.A и др.) психологии. Исследователи подчеркивают значимость исследований интеллектуальных нарушений у детей конкретно дошкольного возраста, в силу значимости своевременности начала будущей коррекционной работы.Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития дошкольника с интеллектуальными нарушениями. Нарушения речи у дошкольников данной категории являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, в частности, мышление. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи дошкольников с нарушениями интеллектуальной сферы способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению будущей школьной программы, социальной адаптации ребенка. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у дошкольников являются дефекты звукопроизношения. В связи с этим, тема нашего исследования приобретает особенную актуальность. Цель исследования: выявить особенности звукопроизношения у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Объект исследования: звукопроизношение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения интеллектуальной сферы.Гипотеза исследования ПИШЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ Задачи исследования: Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу с целью характеристики детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями; Рассмотреть особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями; Выявить проблемы нарушений звукопроизношения у детей с умственной отсталостью. Теоретико-методологическая основа исследования:общетеоретические и методологические положения о развитии детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (Л.С. Выготский, В.В. Лебидинский и др.)концептуальные подходы к пониманию нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Катаева А.А. и др.).Методы исследования:Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Эмпирические:Диагностические методики:1) Методы обработки данных: Опытно-экспериментальная база исследования: Возрастные границы испытуемых:Теоретическая значимость результатов исследования заключается в раскрытии теоретических особенностей звукопроизношения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Практическая значимость результатов исследования: проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть полезно __________1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты изучения особенностей звукопроизношения дошкольников с интеллектуальными нарушениями Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями Психические процессы детей с нарушениями интеллектуальной сферы главным образом характеризуются замедленным темпом развития, а в сравнении с детьми в норме они формируются значительно позже. Ограниченная познавательная активность ребенка сказывается как на его интересе к миру в целом, так и на будущих социальных отношениях. У таких детей слабо развита память, внимание, моторика, речь и другие психические функции. Дети значительно позже своих ровесников начинают ходить, разговаривать, овладевать навыками самообслуживания. Не понимают конструкции возражения, поскольку не понимают самих вопросов. Классификация интеллектуальных нарушений по выраженности интеллектуального дефекта:Легкая степень – IQ 50-70. Познавательные процессы усложнены в трудности формирования сложных понятий и конкретики. Предполагает незначительные нарушения эмоциональной сферы и деятельности. Повседневная речь развита. Такие дети способны к овладению будущей профессиональной деятельностью, вступлением в социум. Умеренная степень – IQ 35-49. Предполагает возможность к овладению понятиями, которые имеют конкретный бытовой смысл. Обращенную речь на бытовом уровне способны понять. Речь формируется медленно, преобладают отдельные слова и фразы. Такие дети способны к овладению навыками общения, социально-бытовыми, самообслуживания, овладением некоторых видов деятельности, они также способны в некоторой степени получить представление об окружающем мире. Тяжелая степень – IQ 25-49. Предполагает значительную ограниченность познавательных процессов, у детей доминирует абстрактное мышление, они способны формировать лишь банальные представления, обладают непроизвольным вниманием. Познавательные процессы воспринимаются поверхностно. Речь ограничена десятком-вторым слов и фраз, которые дети с данной категорией интеллектуальных нарушений используют для сообщения элементарных собственных нужд и потребностей. Глубокая степень – IQ 24 и ниже. Предполагает глубокое недоразвитие и ограничение познавательных процессов. Речь в большинстве случаев или отсутствует полностью, или дети понимают самые простые и банальные речевые инструкции, пользуются определенными шаблонами, которые заложены им (например, процесс питания). Реагируют на тон взрослого и интонацию, используют нестойкие звуковые комплексы, которые передают эмоциональное состояние и информируют об нуждах ребенка. Данная степень интеллектуального недоразвития также характеризуется значительной моторной расторможенностью, расстройствами психомоторных функций. Дети неинициативны, расторможены и малоподвижны. Согласно классификации психического дизонтогенеза В. В. Лебидинского, олигофрении относятся к общему психическому недоразвитию. Ученый обращает особенное внимание на проблему обобщения у детей данной категории. В. Лебидинский пишет, что «в конечном счете в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения» Лебединский, с.42.С.Л. Рубинштейн описал следующие особенности ощущений и восприятия детей с интеллектуальными нарушениями. Зрительное восприятие у дошкольников ограничено и замедленно. Соловьев И.М. отмечает, что «эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора, а то, что нормальные дети видят сразу, олигофрены — последовательно» И. М. Соловьев.Прямая ссылка. Эти ограничения в восприятия затрудняют ориентировку ребенка в пространстве, вызывая трудности уловления смысла и дезориентации. Вместе с этим, слуховое восприятие также отмечается ограниченностью, в первую очередь оказывая влияние на формирование речи. Речь у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается стойким недоразвитием. В отличии от речевых функций детей с нарушением слухового анализатора, у детей с интеллектуальными нарушениями данный дефект не компенсируется другими возможными видами коммуникации (например, жесты или мимика, что отмечается в качестве компенсаторной функции у детей с нарушениями слухового анализатора). В общих чертах, речь детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется общим недоразвитием (ОНР). Словарный запас дошкольников с нарушениями интеллектуальной сферы ограничен и неполноценен. Фразы характеризируются односложностью, однотипностью, детям сложно подобрать слова для обозначения своих мыслей и выстроить их грамматически правильно. Особо тесно взаимосвязаны речь и мышление ребенка. Рубинштейн Л.С. отмечает, что «будучи оба следствиями, эти два явления взаимо-обусловливают друг друга: недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребенка, а затрудненность обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом» Рубинштенй, с. 108.Из этого можно сделать вывод о том, что два данные процесса влияют друг на друга и обостряют дальнейшее развитие ребенка. У детей с интеллектуальным дефектом вызывают трудности сложные процессы мышления, анализ, синтез и обобщение. Детям сложно различать существенные признаки или свойства объектов. Вместе с этим, мышлению свойственна некритичность. С.Л. Рубинштейн пишет, что «слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти». Рубинштейн, с. 130. Память у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается нестойкостью. Как замечает В. Лебидинский, детям легче запоминать непосредственно, нежели опосредовано, хотя и наблюдаются отклонения от нормы непосредственного запоминания, в связи с тем, что, в отличии от детей с нормой развития, дети с нарушениями интеллекта не пытаются установить смысловые связи между предметами или объектами. Практическое мышление преобладает, относительно сохранено, что предоставляет возможность адаптации ребенка к окружающей среде. Динамика нарушений у детей дошкольного возраста выражается в недостаточности познавательных интересов, снижением активности. Особым признаком заслуживающем внимания, является детская игра в данном возрасте. Лебединский В.В. отмечает, что «детская игра представляет систему, в которой основные процессы происходят внутри отношений смысл-значение» Лебединский, с. 46.Выготский Л.С. пишет, что «игровые комплексы могут быть соотнесены с мыслительными процессами». ВЫГОТСКИЙ ССЫЛКА ПРЯМАЯ В связи с этим возникает возможность изучения игровых комплексов в плане наполнения их понятийным содержанием.Катаева А.А. указывает, что «в младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделение свойств и отношений предметов, однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их предметному миру, а интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как вызван их внешним видом» Катаева, с. 361.2.Особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями Не забываем цитировать. 1.3. Проблемы нарушений звукопроизношения у детей с умственной отсталостью Выводы по главе 1заключениеТаким образом, теоретический анализ проблемы звукопроизношения у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями показал, что …. Пишем из 1.3., скорее всего + 1.2.Проведенное эмпирическое исследование на базе «______________» позволило выявить, что ________Выдвинутая нами гипотеза о том, что ____________ – подтвердилась.Следовательно, тема нашего исследования раскрыта, гипотеза подтверждена, а цели и задачи решены.Библиографический списокЛебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 144 с.Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. – 208 с.Специальная дошкольная педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. А. Стребелева, А .Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника / С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 1977. – 160 с.Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.Лосева, С. Специфика логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками / С. М. Лосева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 209-212.Гоголева, Г. Особенности развития речи у детей дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Г. С. Гоголева // Вестник Курганского государственного университета. – 2008. – № 2 (12). – С. 48-51.Куликова, Н. К вопросу об особенностях нарушений речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Н. С. Куликова // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С. 119-123.Нажмитдинова, Б. С. Методы диагностики речевого развития у детей с нарушением интеллекта / Б. С. Нажмитдинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2. Ефименкова, Л. Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1970. – 205 с.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2000. – С. 262-509.Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб.: Издательство "Союз", 2004. – 336 с.Лалаева, Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева. – М., изд-во центр ВЛАДОС, 1988. – 224 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать первую главу для диплома по теме « финансовые аспекты...
Диплом, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 9 февр.
Тема: Виктимологическая профилактика преступлений взяточничества: совершенствование теоретико-правовых основ.
Кандидатская диссертация, Юриспруденция
Срок сдачи к 17 февр.
Практическая работа: Технологичность конструкции деталей
Другое, технология машиностроения
Срок сдачи к 24 янв.
Нужна помощь в решения задач по строительству и архитектуре
Контрольная, строительство, архитектура
Срок сдачи к 24 янв.
Выполнить экзаменационную работу
Другое, Участие в интеграции программных модулей
Срок сдачи к 27 янв.
Выполнить курсовую работу по экономической безопасности. Л-00917
Курсовая, Экономика
Срок сдачи к 10 февр.
Задания по подобию экзамена Анастасии ,которое проходило 23.01 в 6
Тест дистанционно, Математика
Срок сдачи к 25 янв.
Написать курсовую работу, введение цели, задачи, актуальность, объект
Курсовая, Взаимодействие Сукусунского историко-краеведческого музея со школами Суксунского городского округа
Срок сдачи к 26 янв.
Выполнить работу по програмные средства проф.деятельности. Л-00916
Контрольная, Электроника
Срок сдачи к 25 янв.
Итоговая аттестационная работа
Другое, Педагогика среднего профессионального образования
Срок сдачи к 14 февр.
Решить 6 задач по предмету Конструкции из дерева и пластмасс
Контрольная, Конструкции гражданских и промышленных зданий
Срок сдачи к 31 янв.
Ответить несколько вопросов по физическим законам, показаным на картинке
Ответы на билеты, Физика
Срок сдачи к 25 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!