Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Подготовка к соревнованиям как часть психологической подготовки...

Тип Курсовая
Предмет Физическая культура и спорт

ID (номер) заказа
3643554

500 руб.

Просмотров
851
Размер файла
509.5 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Психология всё больше и больше внедряется в различные сферы
человеческой деятельности и в том числе в спорт. Спорт – это состязание не
только мышц, но и вне меньшей степени состязание психики спортсменов. И
побеждает часто не тот, кто сильнее физически, а тот, чья психика более
сильна, более устойчива, более развита. Этому способствует
психологическая подготовка спортсмена.
Спортивный результат – это интегральный показатель эффективности
подготовки спортсмена, которая традиционно представлена следующими
видами: физическая, техническая, тактическая, психологическая. Причём при
прочих равных условиях, не редко именно психологическая готовность к
соревнованиям является решающим фактором в борьбе за достижение
наивысших результатов.
Лучшей школой психологической подготовки является участие
спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший
элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка
накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина
значительных физических и духовных травм.
Согласно А.Ц. Пуни, состояние психической готовности к
соревнованию – целостное проявление личности, интегрирующее идейную,
моральную, специальную и функциональную готовность.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что
соревновательная деятельность на крупнейших международных
соревнованиях проходит на грани человеческих возможностей.
Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и
динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования
к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе
обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в
считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной
борьбы. В этом случае огромное значение приобретает психологическая

4
подготовка, которая относится к составным элементам построения
тренировочного процесса. Мотивационные и эмоциональные ресурсы, как
одни из ведущих элементов психологических ресурсов, относятся к
решающим факторам спортивной результативности и важны для всех
основных участников соревновательной деятельности.
Изучением проблемы психологической подготовки спортсменов к
соревнованиям занимались: Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, В.Ф.
Сопов, Е.М. Хекалов и др.; в их работах обоснованы фундаментальные
положения о психологической структуре и содержании различных видов
спортивной деятельности, о методах психологической подготовки с учетом
специфики спортивных соревнований.
Объект исследования: процесс психологической подготовки
спортсменов.
Предмет исследования: подготовка к соревнованиям как часть
психологической подготовки в спорте.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость
психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи:
1. Изучить сущность и содержание психологической подготовки
спортсменов.
2. Охарактеризовать виды общей психологической подготовки.
3. Описать предстартовые состояния спортсменов.
4. Выявить средства и методы психологической подготовки
спортсмена.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы,
синтез, обобщение.

Глава 1. Психологическая подготовка в спорте

5
1.1 Сущность и содержание психологической подготовки спортсменов

В последнее десятилетие динамично меняющиеся условия проведения
соревнований по видам спорта и правила требуют от спортсменов не только
высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности,
но и его психологической готовности и умения быстро принимать решения в
различных ситуациях.
Понятие «психология спорта» внедрил в науку российский специалист
в области психологии В.Ф. Чиж. Ранее, данное представление применял в
собственных заметках основоположник сегодняшнего олимпийского
движения Пьер де Кубертен.
По мнению Е.П. Ильина психология спорта – это область
психологической науки, которая изучает закономерности психических
проявлений человека как во время тренировочной, так и соревновательной
деятельности [13].
Впервые вопрос психологической подготовки спортсменов был
рассмотрен в советской психологии спорта 1956 году на 1-ом Всесоюзном
совещании по психологии спорта. Затем с 1956 года данный вид подготовки
детально изучался, как одной из основной составляющей в едином ходе
подготовки к соревнованиям. Этот раздел спортивной подготовки получил
название – психологическая подготовка.
Психологическая подготовка – это процесс практического применения
четко определенных средств и методов, который направлен на создание
психологической готовности спортсмена, как в тренировочной деятельности,
так и соревновательной [19].
Психологическая подготовка спортсмена – вид познавательной
деятельности, включающий в себя все многообразие методов, методик,
подходов и теорий, цель которых – управляемое изменение личности

6
спортсмена для достижения максимальных спортивных результатов в
избранном виде спорта [5].
Главная цель психологической подготовки – сформировать
психические особенности спортсмена и психологические свойства,
требуемые спортсмену с целью психологической стабильности и готовности
к соревновательной деятельности.
И.А. Кучерявенко, психологическую готовность представляет
специфичным личностным состоянием, которое указывает спортсмену на
направленность его сознания на выполнение структуры действия и образа.
Автор указывает, о неразрывной взаимосвязи с деятельность [15].
Е.Н. Гогунов относит динамическую структуру состояния
психологической готовности к сложным видам деятельности как единое
образование, состоящую из ряда личностных характеристик, таких как [9]:
1. Мотивационные – потребность качественно и успешно решать
поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление к достижению
результата, успеха.
Познавательные – понимание своих обязанностей, спортивных задач,
оценка ее значимости для достижения результатов, представление
возможных изменений.
Эмоциональные – чувство профессиональной и социальной
ответственности, уверенность в успехе, воодушевление.
Волевые – управление собой и мобилизация сил, умение
абстрагироваться от сбивающих факторов, преодоление страха и волнения.
Автор В.Н. Соленцев выделяет в своей структуре психологической
готовности такие явления как [22]:
- познавательные (позволяет осознавать окружающее);
- эмоциональные (относится к переживаниям и отношению к
случившемуся);
- волевые (помогают в преодолении трудностей);
- мотивационные (побуждение к действиям);

7

- психомоторные (принимают участие в движениях).
В работе Г.Д. Бабушкина психологическая подготовленность
спортсмена включает следующие составные компоненты [5]:
- потребностно-мотивационный,
- рефлексивный,
- эмоциональный,
- двигательный (сенсомоторный).
Вся суть различия понятий готовности и подготовленности,
заключается в том, что готовность включает вся мотивы и убеждение
личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей,
конкретными умениями и знаниями, а также накопленным опытом.
Психологическую подготовленность к соревнованиям, нужно
понимать, как уровень развития комплекса психических свойств и
конкретных особенностей спортсмена, от которых в дальнейшем зависит
четкое, надежное выполнение спортивной деятельности в сложных условиях
как тренировки, так и на соревнованиях. В спорте у спортсмена высокий
уровень психологической подготовленности связан с успешной
деятельности, результатом, которой считается достижение поставленного
результата.
Психологическая подготовка спортсмена помогает создать такое
состояние, которое, с одной стороны, способствует наилучшему
использованию физической и технической подготовленности, а с другой -
позволяет противостоять сбивающим факторам, как перед стартом, так и во
время соревнований. В условиях равной спортивной борьбы именно лучшая
психологическая подготовленность будет являться решающим фактором,
дающим возможность наиболее эффективно показать физическую,
техническую, тактическую и теоретическую подготовленность спортсмена.
В системе психологической подготовки выделяют четыре этапа [11]:
1. Базовая психологическая подготовка;
2. Психологическая подготовка к тренировкам;

8

3. Психологическая подготовка к соревнованиям;
4. Постсоревновательная психологическая подготовка.
В рамках первого этапа (базовой психологической подготовки)
происходит развитие основных психологических функций и качеств
(внимание, представления, ощущения, память, воображение),
профессионально важных навыков (координация, эмоциональность,
способность к самоанализу, самокритичности), а также формирование
морально-нравственных и волевых качеств. Также можно выделить такой
аспект базовой подготовки как формирование к саморегулированию
психологического состояния, а именно способность сосредоточиваться перед
соревнованием. Предшествующий тренировочный процесс закладывает
основу успеха соревновательной деятельности, следовательно, подготовка
спортсменов к стрессовым ситуациям во время соревнований предполагает
многоэтапную и продолжительную работу.
Нами определены задачи на втором этапе психологической подготовки
(психологическая подготовка к тренировкам). Во-первых, задачи по
формированию наиболее значимых целей тренировок. Во-вторых, задачи по
формированию благоприятных отношений к дисциплине, режиму, нагрузкам
и нормативам. Основным показателем выполнения требований тренировок (в
соответствии с уровнем подготовки) является выполнение нормативов по
присвоению спортивных разрядов.
Третий этап (психологическая подготовка к соревнованиям) основан на
базовой подготовке и требует решения следующих основных задач [11]:
‒ развитие значимых целей к соревновательной деятельности;
‒ разработка индивидуального комплекса средств и методов
психической подготовки;
‒ осваивание и совершенствование методов и методик саморегуляции;
‒ развитие эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям во
время соревнований;

9
‒ отработка индивидуального комплекса средств и методов
психической подготовки;
‒ профилактика перенапряжений.
Формирование оптимального эмоционального состояния зависит от
качества предварительной тренировочной работы, адекватной постановки
задач и целей, правильной организации тренировок, предсоревновательной
беседы, полноценности сна, правильного режима и организации
соревновательного дня, своевременного приезда и подготовки к старту.
Также немаловажную роль играют средства и методы регулирования
неблагоприятных эмоциональных состояний, к которым относится не только
аутогенная и психорегулирующая тренировка, но и методы отвлечения,
воздействия на внешние проявления эмоций, регуляция дыхания, а также
стимуляция волевых усилий. Система непосредственной подготовки к
соревнованию должна разрабатываться индивидуально.
Четвертый этап психологической подготовки (постсоревновательный)
обусловлен переживаниями сложных психических состояний спортсменов,
ведь при значительном успехе, спортсмен переживает моральное
удовлетворение, укрепление веры в себя, возникает желание еще больше
тренироваться, что может вызвать опасность переоценки себя, недооценки
соперников, и, как результат, снижение требовательности к себе, к
тренировкам, а при поражении типичными являются эмоции
неудовлетворенности, обиды, которые иногда сопровождаются упадком сил,
потерей уверенности, подавленностью, безразличием [11].
Следовательно, задачами на данном этапе являются:
‒ оценка и анализ результатов соревнований;
‒ анализ основных ошибок;
‒ обсуждение возможности устранения и предупреждения основных
ошибок;
‒ постановка целей и задач на перспективу;
‒ восстановительные и психорегулирующие мероприятия.

10
Ключевые направления психологической подготовки включают [10]:
- анализ личностных качеств спортсмена: анализ характера, уровень
заинтересованности, уровень притязаний в спорте и т.д.;
- социальные аспекты личности и коллектива группы –
общепсихологическое состояние внутри спортивной группы, развитие
взаимоотношений между спортсменами в группе;
- рассмотрение предельных возможностей спортсмена, его различных
психологических свойств;
- разбор и регуляция психологических состояний спортсмена;
- средства и методы, способствующие достижению оптимальной
психологической работоспособности;
-приведение доводов в пользу применяемых средств и методов
восстановления после интенсивной тренировочной и соревновательной
деятельности.
Одной из составляющей психологической подготовки является
психоэмоциональное состояние. Психоэмоциональное состояние спортсмена
имеет многозначную вариативность. Их сущность определяется посредством
различных физических, социальных, внутренних и внешних факторов.
Своевременная самостоятельная диагностика психического состояния
позволит избежать усугубления личностных отрицательных
психоэмоциональных процессов. Умение сохранять устойчивость
психических процессов при сильном утомлении и неблагоприятных
воздействиях называется психоэмоциональной устойчивостью [14].
Психоэмоциональная устойчивость зависит от типа нервной системы
(которая врожденная), от жизненного опыта человека, от навыков, уровня
профессиональной подготовки, умения вести себя в обществе, вида
деятельности и т.д. То есть, можно подытожить, что один (пожалуй,
решающий) фактор – врожденный. Это вид нервной деятельности. Но все
остальное зависит от нас самих. Ведь человек, познавший и одержавший не
одну беду, будет гораздо устойчивей, чем тот, кто вырос в «тепличных

11
условиях». То же самое касается и обратной стороны медали: если в жизни
человека было чересчур много стресса, его нервы просто расшатаны, и он
реагирует остро на любую мелочь.
Однако психологическая устойчивость не гарантирует устойчивость от
всего на свете. Это – не стабильность, непоколебимость нервной системы, а
именно гибкость. Главная характеристика психологической устойчивости к
стрессам – это мобильность психики при переходе от одной задачи к другой.
Особое место отводится формированию спортивного характера. Без
спортивного характера невозможны успешные выступления в состязаниях,
именно там он по-настоящему выражается и укрепляется. Но вырабатывается
он в спортивной деятельности [14].
Таким образом, положительный исход в соревновательной
деятельности спортсменов различной квалификации зависит как от высокой
степени устойчивости комплекса психологических свойств и эмоциональных
качеств, так и отличительных черт личности спортсмена, от которых будет
зависеть безупречное выполнение технических элементов в напряженных
условиях спортивного состязания.

1.2 Виды общей психологической подготовки

На практике осуществляются два типа психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям: общая и специальная.
Общая психологическая подготовка характеризуется тенденцией в
развитии и формировании многоцелевых качеств спортсмена и
психологических свойств, которые являются основными в спортивной
деятельности. Данные качества носят всеобъемлющий и разносторонний
характер, они являются пригодными для огромного количества целей
помимо спортивной деятельности [21].
К общей психологической подготовке относятся:
1. Подготовка к длительному тренировочному процессу. Предполагает
решение множества проблем, связанных с адаптацией спортсмена к

12
постоянным, систематическим многолетним тренировочным нагрузкам.
Тренировочная работа связана не только с перенесением нагрузок, но также и
с целым рядом ограничений, обусловленных режимом питания, сна, отдыха,
проведения досуга, преодолением некоторых привычек. Повышению
переносимости постоянных физических и психических нагрузок в
длительном тренировочном процессе в значительной мере способствуют
групповые тренировки, работа вместе с командой.
2. Волевая подготовка теснейшим образом связана с общефизической
подготовкой спортсмена и команды. Главным фактором формирования воли
является сознательный выбор субъективно более сложного и трудного, но
эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях.
Подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей
подготовки к соревнованиям, умение рационально использовать каждую
минуту времени, планирование и соблюдение режима дня, и т.п. позволяют
сформировать волевую готовность спортсмена, создают ореол «легкой
победы», позволяют порой выиграть соревнование до соревнования.
3. Социально-психологическая подготовка во многом предопределяет
«благополучие» спортсмена, существенно влияет на социальный статус
спортсмена и команды, способствует созданию наилучших условий для
самореализации личности, позволяет снизить объем многочисленных хлопот,
которых могло бы и не быть при условии эффективной социальной
поддержки, обеспечивает успешную адаптацию новому игроку в команде и
т.п [21].
Многие талантливые спортсмены, к сожалению, оставляют занятия
спортом, не достигнув соответствующей социально-психологической
кондиции, часто даже не поняв, что именно в этом причина неудавшейся
спортивной карьеры. Следует обратить внимание на то, что простой факт
неопределенности дальнейшего жизненного пути после прекращения
спортивной деятельности весьма существенно влияет на динамику
результативности даже в период активных занятий спортом.

13
4. Подготовка к соревнованиям вообще. Не секрет, что умение
соревноваться составляет весьма важную, а порой и решающую сторону
спортивных способностей. Это связано с тем, что число претендентов на
победу значительно больше числа победителей. Поэтому многие спортсмены
гораздо чаще оказываются в числе побежденных, привыкают к роли
аутсайдеров или «вечных призеров», теряют грань различий обычной
тренировки и спортивного поединка. Мастерство тренера состоит в том, что
исходя из подготовленности спортсмена (или команды) и ранга соревнований
предложить им стартовать там, где они окажутся в числе фаворитов, при
этом сами соревнования должны быть престижными для этих спортсменов
(или команды). Если же соревнования не являются престижными, то следует
найти время для подготовки к стартам более высокого ранга. В игровых
видах спорта эта задача осложняется заметным влиянием сезонности
подготовки и турнирной дисциплины, а также возможным различием
подготовленности игроков.
5. Самовоспитание. Формирование личности юных и взрослых
спортсменов теснейшим образом связано с самовоспитанием. Анализируя
свои поступки, ставя перед собой общественно значимые цели, спортсмен
сознательно воспитывает у себя желаемые качества личности. Чаще всего это
волевые качества и черты характера: решительность, смелость, упорство,
настойчивость, дисциплинированность и др. При этом воспитание
положительных качеств личности сопровождается испытанием своих
качеств, подражанием спортивному кумиру. Со временем у спортсмена
складывается индивидуальная система постановки общей и частной задач,
отбора наиболее пригодных средств и путей их осуществления в типичных и
конкретных условиях спортивной деятельности отбора. Как правило,
высоких спортивных результатов, особенно в профессиональном спорте,
достигают спортсмены, которые самостоятельно и помногу работают над
собой [21].

14
Специальная психологическая подготовка характеризуется тенденцией
в развитии и формировании психологических свойств, качеств спортсменов,
которые помогают достигать больших успехов при конкретных
обстоятельствах соревновательной деятельности [3].
Она включает в себя следующие виды:
1. Подготовка к данному соревнованию. Каждое соревнование обладает
определенной спецификой, выражающейся в месте и времени проведения, в
климатических условиях, в составе участников, в условиях зачета и допуска,
в достоинстве наград победителям, в традициях межличностных отношений
участников и т.п. При этом одно и то же соревнование может быть по
разному престижным для отдельных его участников, быть решающим или
этапным. Задачей тренера и спортсмена в любом случае является получение
объективной информации об этих особенностях соревнования, оценка
данных специфических факторов с позиций их полезности для подготовки
спортсмена на данном этапе, а также планирование выступления на данном
соревновании.
2. Подготовка к конкретному сопернику. Стратегия и тактика
соревновательной подготовки спортсмена во многом зависит от поединков
команд или соперников. Известны случаи трудного или неудобного
соперника, соперника с коронным приемом или стилем игры, хитрого
соперника, соперника грамотного, не прощающего ошибок и т.п [6].
Кроме этого, достаточно часто спортивная судьба складывается так,
что победа над определенным соперником является ключевой во всем
соревновании, или даже важнее выигрыша данного соревнования. В этой
психологической подготовке, как правило, наиболее решающей является
самая последняя, «свежая» информация о сопернике, «разведка боем», а
также учет типичных достоинств и ошибок (как противника, так и
собственных).
3. Подготовка к этапу тренировки. Каждый спортсмен и тренер знает о
том, что существуют трудные или любимые нагрузки. В подготовительном

15
периоде чаще всего приходится встречаться с необходимостью выполнения
больших объемов физических нагрузок, а, следовательно, и с высокими
требованиями к волевым качествам, с переносимостью монотонии.
Этап разучивания новых элементов и комбинаций требует высокой
собранности, внимательности, оптимального межличностного контакта
тренера и спортсменов. Тренировки, проводимые на этапе соревнований,
проходят на фоне повышенных требований к мобилизационной готовности
спортсмена, к эмоциональной устойчивости, к высокой психической
надежности. Эти факторы накладывают весьма заметный отпечаток на
характер взаимных требований спортсменов и тренеров, отношений между
спортсменами, уровень психической активности, настроения и тревожности.
Основной задачей психологической подготовки к этапу тренировки является
своевременная перестройка стиля отношений, требовательности, системы
анализа достигнутых результатов [6].
4. Ситуативное управление состоянием. Чаще всего эффект
специальной психологической подготовки связывают именно с управлением
психическим состоянием спортсмена в различных соревновательных и
тренировочных ситуациях. Так происходит не потому, что этот вид
психологической подготовки является решающим, а потому, что действия
спортсмена наиболее очевидны: что-либо было предпринято и тут же
получен результат. На самом деле подлинно широкими возможностями
ситуативного управления состоянием располагают те спортсмены и их
наставники, которые регулярно используют обширный арсенал приемов
регуляции психических состояний, да к тому же умеют быстро оценить
ситуацию и принять единственно верное решение.
Каждый из перечисленных видов общей и специальной
психологической подготовки в практике работы тренеров и спортсменов
постепенно наполняется совершенно конкретными средствами и приемами.
Выделение видов общей и специальной психологической подготовки
целесообразно только с условием возможности взаимного обогащения и

16
дополнения, взаимной коррекции. Так, например, удачной прием управления
предстартовым состоянием, найденный на одном из соревнований, может
быть принят на вооружение и в других стартах, становясь, таким образом,
достоянием общей психологической подготовки. Напротив, успехи волевой
подготовки могут стать ключевым моментом именно в поединке с
конкретным соперником, и впоследствии будут использоваться как
специальное средство против него.

17

Выводы по 1 главе

Итак, психологическая подготовленность – это один из факторов, в
значительной степени определяющий достижения спортсменов.
Формирование у спортсмена состояния психологической готовности к
показанию высоких результатов в соревнованиях и сохранение данного
состояния во время соревновательного действия является главной задачей
психологической подготовки.
Психологическую подготовку подразделяют обычно на общую и
специальную:
Общая психологическая подготовка проходит на каждой тренировке в
течение всей спортивной подготовки, так как она всегда связана с
физической, технической и тактической подготовкой спортсмена. В ходе ее
спортсмен познает свои реальные возможности и объективные предпосылки
к успеху, укрепляет веру в свои силы, приобретает необходимый
психологический настрой.
Специальная психологическая подготовка направлена на достижение
наивысшей работоспособности спортсмена при выступлении в конкретном
соревновании: уверенное и спокойное предстартовое состояние, готовность к
наилучшему выполнению определенной программы действия в конкретных
условиях данного соревнования.
Оба вида психологической подготовки – как общая, так и специальная
между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

18
Глава 2. Психологическая подготовка к соревновательной деятельности

2.1 Предстартовые состояния спортсменов

Любое соревнование – очень ответственное и волнительное
мероприятие для любого спортсмена. От уровня соревнований зависит
степень волнения спортсмена [14].
Случается, что на тренировках и второстепенных стартах спортсмены
выступают легко, уверенно и раскованно. Но стоит оказаться участником
серьезных соревнований, выступать против титулованных соперников, как
умения, мастерство исчезают. Неуверенность в себе, в свои возможности,
вызывает закрепощение мышц, ограничение деятельности, и все это из-за
боязни сильного соперника. А это возможно случается обычно из-за
недостаточной физической и технической подготовленности. Игроки, а
порой даже целые команды подчас не в состоянии справиться с волнением и
проигрывают более слабым. Объясняется это тем, что разные спортсмены по-
разному реагируют на возникающие трудности. У одних трудности
вызывают прилив сил и энергии, побуждают предельно мобилизовать свои
силы, у других спортсменов сила раздражителей, действующих на их ЦНС в
соревновательных условиях, очень велика.
К «психологическим барьерам» в спорте относят [16]:
- страх перед проигрышем (он может быть вызван обостренным
самолюбием и тщеславием, опасением подвести команду или коллектив,
мыслью об отрицательной оценке плохого выступления близкими людьми
или тренером);
- страх перед противником, вызванный или знанием его сильных
сторон или неправильной информацией об его успехах, или суевериями, или
недооценкой собственных возможностей;
- боязнь не выдержать высокого темпа;
- боязнь не получить новую травму или повторную;

19
- боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к
противникам;
- всевозможные суеверия, до сих пор еще распространены среди
спортсменов [16].
Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен
становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или вялым, апатичным.
Находясь в таком состоянии, сильно волнуясь, не может объективно
представить себе картину предстоящего состязания и сосредоточиться на
плане своего выступления. Желание выиграть сменяется у него всяческими
опасениями, ухудшается внимание, нарушается память. Некоторые особенно
возбудимые, неуравновешенные становятся крайне раздражительными и
вспыльчивыми, не могут сидеть на месте, грубят, суетятся. Чтобы успешно
преодолеть все эти трудности необходимо развивать все качества воли.
Для спортсменов в некоторых случаях за несколько часов до
соревнований, характерно функциональное изменение внутренних органов и
систем – так называемое предстартовое и стартовое состояние организма.
Предстартовое состояние возникает ещё до выступления, иногда даже
за несколько недель до важных стартов. Постепенно развивается мысленный
настрой на соревнование, повышается мотивация, усиливается двигательная
активность во сне, повышается уровень обмена веществ, увеличивается сила
мышц, в крови изменяется уровень гормонов, повышается количество
гемоглобина и эритроцитов. Выраженность этих проявлений усиливается за
несколько часов до выступления, и ещё больше – за несколько минут до
начала работы, когда наступает собственно стартовое состояние [25].
Под предстартовым эмоциональным состоянием понимают
психоэмоциональную реакцию спортсмена, которая сопровождается
усилением или ослаблением всех вегетативных функций, наступающая перед
началом соревнований, связанная с особенностями переживания своего
будущего участия в соревнованиях.

20
Проявления предстартового волнения у спортсмена индивидуальное и
зависит от таких факторов, как личностные особенности (свойства нервной
системы и темперамента, общий уровень тревожности), значимость
соревнований лично для спортсмена, а также масштабность самого
спортивного мероприятия, частота спортивных выступлений, уровень
сплоченности спортивной команды, а также наличие взаимоподдержки [8].
Физиологически предстартовые состояния развиваются по механизму
условных рефлексов. Биохимические и физиологические изменения
возникают в ответ на условные раздражители (например, вид спортивного
зала, стадиона, спортивная форма, соперники и т.д.) [26].
В коре головного мозга происходят изменения её электрической
активности, отражающие актуализацию рабочей доминанты со всеми её
моторными и вегетативными компонентами:
- усиливаются межцентральные взаимосвязи;
- изменяется амплитуда электрических потенциалов;
- появляется т.н. «волна ожидания», которая отражает
подготовительные процессы;
- наблюдаются т.н. «меченые ритмы» электроэнцефалограммы
(ЭЭГ) – медленные потенциалы предстоящего движения;
- в моторной коре возникают премоторные и моторные потенциалы.
В психолого-педагогической литературе авторы предлагают различные
варианты типологизации предстартового эмоционального состояния
спортсменов. Выделяют следующие типы: боевая готовность; предстартовая
лихорадка; предстартовая апатия [27].
1. Боевая готовность. Такая форма неспецифических изменений
обеспечивает наилучший как психологический настрой, так и
функциональную подготовку спортсмена к мышечной работе. Наблюдаются
оптимальные физиологические изменения: увеличивается возбудимость
мышечных волокон и нервных центров, уровень глюкозы находится на
необходимом уровне, благоприятно повышается концентрация

21
норадреналина по сравнению с адреналином, оптимально усиливается ЧСС и
частота глубины дыхания, укорачивается время двигательных реакций.
2. Предстартовая лихорадка. При такой форме возбудимость мозга
излишне повышена, тонкие механизмы, обеспечивающие межмышечную
координацию, нарушаются, появляются неоправданные энерготраты и
дорабочий расход углеводов, необоснованно усиленные
кардиореспираторные реакции. Кроме того, у спортсмена повышается
тревожность, появляется нервозность, могут возникать фальстарты, работа
(движения) начинается в неоправданно быстром темпе, что вскоре приводит
к истощению ресурсов организма.
Состояние предстартовой лихорадки возникает как правило при
запредельном желании достичь успеха, которое сопровождается сильным
эмоциональным возбуждении и неустойчивостью переживаний. Переживая
предстартовую лихорадку, спортсмен может демонстрировать агрессию по
отношению к команде или тренеру, резкие перепады настроения, снижение
концентрации внимания, суетливость, в том числе неадекватно реагировать
на обычные раздражители. Как правило, свои возможности спортсмены,
находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а
возможности соперника недооценивают, то есть появляется
самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.
3. Предстартовая апатия. Для неё характерен недостаточный
уровень возбудимости ЦНС, удлинение времени двигательной реакции,
недостаточные для оптимального обеспечения мышечной работы изменения
вегетативных функций и состояния скелетных мышц, неуверенность в своих
силах и подавленность спортсмена [27].
Состояние предстартовой апатии характеризуется проявлением
полного безразличия и заторможенности, общей вялости, сниженной
устойчивостью к неблагоприятным условиям проведения соревнования,
снижением всех познавательных процессов. Апатия представляет собой
обратную сторону лихорадки, которая сопровождается неуверенностью

22
спортсмена в своих силах и победе, появлением стремления избежать старта
любым способом. Зачастую предстартовая апатия приходит на смену
длительному эмоциональному возбуждению.
В процессе длительной работы регуляторные системы организма могут
компенсировать негативные сдвиги, и состояния лихорадки или апатии могут
преодолеваться, в то время как при кратковременных упражнениях этого не
происходит.
Наиболее благоприятным для эффективной соревновательной
деятельности считается состояние боевой готовности (воодушевления), при
котором спортсмен спокоен, уравновешен, полностью сконцентрирован на
предстоящей соревновательной деятельности, обладает
помехоустойчивостью к различным негативным факторам, а именно
провокативным действиям со стороны соперников и зрителей.
Анализ основных типов предстартового состояния спортсмена показал,
что состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда
способствуют эффективности его деятельности. Многое зависит от того, в
какую сторону сдвигается перед соревнованием баланс между возбуждением
и торможением. Также ряд исследований в сфере спортивной психологии
выявили, что связь эффективности соревновательной деятельности с
предстартовым состоянием зависит и от вида спортивной деятельности, и от
индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
После многочисленных исследований эффективно выступающих
спортсменов Алексеев А.В. отказался от принятых классификаций стартовых
и предстартовых состояний и ввел понятие «оптимальное боевое состояние».
Такое понятие, по мнению А.В. Алексеева, более точно описывает феномен
активации спортсменов перед стартом с учетом их индивидуальных
особенностей и физической подготовленности, более того разработал
концепцию достижения спортсменом оптимального боевого состояния [1].
«Оптимальное боевое состояние» соотносится с понятиями
«спортивная форма» и «пик спортивной формы», где спортивная форма – это

23
пирамида с довольно широким основанием, вершина которой называется
пиком спортивной формы. А оптимальное боевое состояние – самая высшая
точка на этом пике. Поэтому-то так трудно его достичь, поэтому оно столь
редко возникает стихийно, то есть само по себе. И пока им сознательно и
целенаправленно не овладеешь, данное состояние весьма неустойчиво [1].
В «оптимальном боевом состоянии» выделяют три взаимосвязанных
компонента. Первый компонент – физический, что представляет собой
совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в
организме, таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность,
расслабленность, чувство свободного, глубокого дыхания и т.д. Подобные
ощущения, как известно, полностью зависят от качества физической и
технический подготовки спортсмена. Второй компонент – эмоциональный.
Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне
оптимального для данной деятельности уровня эмоционального
возбуждения. Третий компонент – мыслительный. Понятие «мыслительный»
применяется условно, так как и физический и эмоциональный компоненты в
той или иной степени всегда связаны с мыслительными процессами. Умение
осознавать и мысленно представлять программу движений и действий во
время соревнований, ее вербализировать и реализовать с помощью
самоприказов.
Таким образом, предстартовое состояние боевой готовности является
признаком состояния психической готовности и наиболее благоприятны для
успешного участия в соревнованиях. Три других формы нередко оказывают
неблагоприятное влияние на выступление спортсмена.
Формирование психической готовности к конкретному соревнованию
достигается целой системой психолого-педагогических мероприятий,
которые дают должный эффект лишь при направленном и комплексном их
применении. Иногда в ходе соревнований достигнутые результаты на
тренировках из-за неуверенности в своих силах спортсмен не показывает
[23].

24
2.2 Средства и методы регуляции психоэмоциональных состояний

спортсменов

Как мы выяснили, психологическая подготовка
спортсменов – совокупность организационных и психологических,
физиологических и педагогических факторов, влияющих на эффективность
спортивной деятельности спортсменов, целью которых является
формирование таких психофизических свойств, процессов, психических
состояний и функциональных характеристик, которые были бы способны
обеспечить эффективную тренировку и успех в соревнованиях.
Важнейшее значение в организации соответствующего
психологического поведения и подготовки спортсмена на всех этапах имеет
тренер. Главная цель тренера – это не столько победы на соревнованиях и
спортивные достижения воспитываемого им спортсмена, но и всестороннее
развитие, образование, формирование социально адаптируемого человека,
способного к полноценному использованию культурного наследия общества,
в котором он живет, а также стремящегося к постоянному
самосовершенствованию и саморазвитию. Достижение данной цели
возможно в условиях подбора и реализации тренером системы принципов,
методов и средств психологической подготовки спортсмена, максимально
подходящих для каждой конкретной ситуации [22].
Методы и средства должны подбираться в зависимости от ставящихся
целей, содержательной составляющей, характера воздействия (сам
тренируемый или другие участники психолого-педагогического
воздействия). Точность, правильность и своевременность их выбора и
использования являются ключевой компетенцией хорошего спортивного
тренера.
Рассмотрим систему методов и средств, которые могут быть
использованы тренером для психологической подготовки спортсмена.

25
В зависимости от поставленных целей подразделяются на:
мобилизующие; корректирующие; релаксирующие [20].
1. Мобилизующие – нацелены на увеличение психического
напряжения, интенсификацию интеллектуальной и двигательной активности
тренируемого. В категорию мобилизующих относят такие вербальные
средства, как самоубеждение и самоприказ. Тренер должен обучить
спортсмена использовать специальные упражнения на психорегуляцию,
абстрагирование и концентрацию внимания. На первых этапах, когда
психическая сила недостаточна, возможны такие физиологические средства
воздействия как тонизирующая акупунктура, общий и специальный
спортивный массаж.
2. Корректирующие, как правило, относятся к вербальным способам
воздействия и носят форму постороннего вмешательства. Это могут быть
различные способы замещения имеющегося беспокойства спортсмена о
возможном негативном исходе соревнования концентрированием на технике
выполнения тактических движений, методы положительной или
отрицательной мотивации, приемы рационализации страхов, заключающиеся
в расшифровке всех происходящих процессов и как следствие, снижении
беспокойства по поводу неизвестности, приемы раскачки эмоций по системе
К.С. Станиславского, заключающиеся в намеренном изображении гнева,
счастья, ярости, страха и их деактивации.
3. Релаксирующие – нацелены на понижение степени напряженности
как психической, так и физической, облегчают и ускоряют процессы общего
психического и физиологического восстановления. Тренер может применять
следующие варианты расслабления спортсмена: полное расслабление,
прогрессивная релаксация, заключающаяся в поочередном напряжении и
расслаблении задаваемых групп мышц, паузы психорегуляции, общий или
акупунктурный успокаивающий массаж.
В зависимости от содержания можно разделить на следующие три
категории [18]:

26
1. Психолого-педагогического спектра действия: специализированные
методы направляющие, убеждающие, организующие поведение,
социализацию, а также их комбинирование. Психолого-педагогическое
воздействие является результатом компетенции тренера, его действие
основывается на словесных разъяснениях и нацелено, в первую очередь, на
формирование морально-нравственных убеждений спортсмена. В данном
контексте умелое использование силы слова – важнейший фактор
психической подготовки спортсмена.
2. Психологические – внушение подсознанию, формирование
интеллектуальных установок. Сочетают в себе воздействие посредством
вербальных и невербальных средств, игры и их комбинирования.
3. Физиологические – задействуют сложные приборы,
психофармакологические средства, дыхательные практики и их
комбинирование [18].
Психофизиологическими методами и средствами условно
обозначаются средства, имеющие в себе физиологическую основу, однако
имеющие воздействие на психическое состояние тренируемого, в основном
опосредованное. К таким средствам можно причислить также акупунктуру,
общий и спортивный массаж, предварительную разминку, особенно если она
грамотно в плане психологии и физиологии простроена и имеет целью
формирование у спортсмена требуемого настроя [8].
По характеру применения делятся на саморегуляцию
(самостоятельного воздействия на свои мысли и чувства) и гетерорегуляцию
(воздействия других участников психолого-педагогического и
тренировочного процесса, в число которых входят не только тренер, но и
врач, психолог и т.д.). Наибольший эффект имеют приемы произвольной
саморегуляции, именно поэтому их овладению уделяется особое внимание в
процессе подготовки спортсменов. В качестве примеров можно назвать
самоубеждение, самоприказ, самовнушение.

27
В процессе их выполнения спортсмен работает с дыханием, формирует
яркие зрительные и двигательные образы, создает определенный
ассоциативный ряд и т.д. При этом широко применяются механизмы
воображения, воспроизведения, концентрации внимания.
Следует отметить, что психологическая подготовка спортсменов
должна проводиться в ходе всех этапов многолетней тренировки. Характер
подготовки должен адаптироваться к повседневным тренировочным
занятиям, учебно-тренировочным сборам и соревнованиям. Как уже было
сказано, мастерство тренера должно быть на таком уровне, чтобы
максимально точно подбирать совокупность методов и средств психической
подготовки каждого спортсмена с учетом времени, степени
подготовленности, места и условий соревнования, имеющегося социально-
психологического климата в команде, а также индивидуальных личностных и
физических особенностей самого спортсмена. Именно в этом случае будет
возможно сформировать у спортсмена оптимальное психофизическое
состояние, позволяющее максимально раскрыть свой физический потенциал
и технические способности [8].
Таким образом, профессиональная подготовка включает комплекс
средств и методов позволяющих эффективно осуществлять комплексную
подготовку и максимально реализовать потенциал спортсмена на
соревновании.

28

Выводы по 2 главе

Итак, за несколько часов до соревнований для спортсменов характерно
функциональное изменение внутренних органов и систем – так называемое
предстартовое состояние организма.
Спорт диктует различные предстартовые состояния: боевая готовность;
предстартовая лихорадка; предстартовая апатия. Предстартовая лихорадка и
апатия характеризуются тем, что спортсмены, находящиеся в этом состоянии
не уверены в своих силах, их преследуют навязчивые мысли о ходе
предстоящих соревнований, терзают мысли по поводу своей готовности и
успеха в выступлениях.
Боевая готовность – форма неспецифических изменений,
обеспечивающая наилучший психологический настрой, а также
функциональную подготовку спортсмена к мышечной работе.
Методы и средства психологической подготовки должны подбираться
в зависимости от ставящихся целей, содержательной составляющей,
характера воздействия.
В зависимости от поставленных целей подразделяются на:
мобилизующие; корректирующие; релаксирующие.
В зависимости от содержания можно разделить на следующие три
категории: психолого-педагогического спектра действия, психологические,
физиологические.

29

Заключение

Итак, психологическая подготовка, как таковая, имеет большое
значение в нашей жизни, ведь, если человек подготовлен к ситуации, ему
проще справиться с эмоциями, волнением, не потерять контроль над собой,
спокойно мыслить и, как результат, успешно справиться со сложившимися
обстоятельствами.
Каким бы сильным и стойким ни был характер спортсмена, он
нуждается в специальной подготовке, которая поможет преодолеть
возможные психологические препятствия, мешающие ему в полной мере
проявить свое мастерство.
В данной курсовой работе, в соответствии с поставленной целью, мы
изучили сущность и содержание психологической подготовки спортсменов,
охарактеризовали виды психологической подготовки, описали предстартовые
состояния спортсменов, выявили средства и методы психологической
подготовки спортсмена.
На основании полученных результатов мы сделали ряд выводов:
1. Основная цель психологической подготовки
спортсменов – адаптация психики к соревновательной деятельности, при
которой можно использовать тот потенциал, который был накоплен во время
тренировочных занятий. Следует отметить, что целью спортивной
тренировки является подготовка спортсмена к преодолению
психологических и физиологических барьеров. Это достигается путем
комплексной психологической подготовки.
2. В спортивной тренировке существуют два раздела психологической
подготовки:
1) Общая психологическая подготовка спортсмена.
2) Специальная психологическая подготовка спортсмена.
Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью
развития универсальных свойств личности, которые является ключевыми в
спорте, но ценятся и в других видах деятельности. Специальная

30
психологическая подготовка характеризуется направленностью на
формирование и развитие психических качеств и свойств, способствующих
успеху в конкретных условиях спортивной деятельности.
3. Любое соревнование с одной стороны – праздник, с другой – очень
волнующее мероприятие. Состояние, в котором находится спортсмен перед
стартом, называется предстартовым. Каждый спортсмен по-своему реагирует
на предстоящее состязание, поэтому предстартовые состояния могут быть
нескольких типов: боевая готовность; предстартовая лихорадка;
предстартовая апатия. Самым оптимальным для спортсмена является
состояние боевой готовности.
4. В зависимости от поставленных целей методы психологической
подготовки подразделяются на: мобилизующие; корректирующие;
релаксирующие.
В зависимости от содержания можно разделить на следующие три
категории: психолого-педагогического спектра действия, психологические,
физиологические.
Индивидуальный комплекс средств и методов психологической
подготовки спортсменов позволяет эффективно осуществлять комплексную
подготовку и максимально реализовать потенциал спортсмена на
соревновании.
Таким образом, все поставленные задачи исследования выполнены,
цель исследования достигнута.

31

Список литературы

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте /
А.В. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 192 с.
2. Андреев, В.В. Теоретические, методологические и практические
аспекты психологии преодоления в спорте / В.В. Андреев // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №4. – С. 122.
3. Атакаева, А. Т. Роль психологической подготовки к спортивным
соревнованиям / А. Т. Атакаева, А. А. Беков, С. К. Тулеев // Современные
исследования – 2017: сб. ст. по материалам междунар. науч.- практ. конф. /
под общ. ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск, 2017. – С. 864–870.
4. Ашихмина А.А. Техники саморегуляции субъекта спортивной
деятельности как фактор его психологической безопасности // Наука,
образование и культура, – 2016. – № 2. – С. 54-56.
5. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогические методики в структуре
подготовки спортсменов: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев;
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Министерство спорта Российской Федерации. – Омск: издательство
СибГУФК, 2015. – 228 с.
6. Багаутдинова, В. Р. Особенности общей психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям / В. Р. Багаутдинова, К. А. Рямова //
Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов,
слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств:
материалы междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск, 2014. – С. 335–339
7. Гаврилова, Е. А. Спорт, стресс, вариабельность: монография / Е. А.
Гаврилова. - Москва: Спорт, 2015. – 159 с.
8. Гаспарян, А. Г. Психологическая подготовка к соревнованиям / А. Г.
Гаспарян, О. А. Гнилицкая // Новая наука: соврем. состояние и пути
развития. – 2016. – № 4. – С. 47-50.

32
9. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. Учеб.
особ. для студ. высш. пед. учеб.заведений / Е.Н. Гогунов, Б.Ф. Мартьянов. –
М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
10. Гранько, А. С. Психологическая подготовка спортсменов к
соревнованиям / А. С. Гранько // Наука и образование: проблемы, идеи,
инновации. – 2015. – № 1. – С. 23–25.
11. Григорьева, И. В. Психологическая подготовка спортсмена / И. В.
Григорьева, Е. Г. Волкова, Е. Н. Петров, М. В. Парфёнов // Актуальные
направления науч. исслед. XXI века: теория и практика. – 2014. – Т. 2, № 1. –
С. 201-204.
12. Григорьева, И. В. Формирование психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям / И. В. Григорьева, Е. Г. Волкова, Е. Ю.
Кузнецов // Воронеж. науч.-техн. вестн. – 2015. – Т. 4, № 2. – С. 27-30.
13. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. – 252
с.
14. Калашникова, Р. В. Психическая и психологическая подготовка как
факторы успешного выступления спортсменов на соревнованиях / Р. В.
Калашникова, М. Э. Абдулла // Совершенствование профессиональной и
физической подготовки курсантов, слушателей образовательных
организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Междунар.
науч.-практ. конф. : в 2 т. – Иркутск, 2016. – С. 249-252
15. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к
профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. –
2014. – №12, Т.2. – С. 60-62.
16. Ларин С.А. Важность психологического настроя в спорте // Вопросы
науки и образования, – 2018. – № 8. – С. 152-155.
17. Ловягина А.Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и
практикум для академического бакалавриата / А.Е. Ловягина. Н.Л. Ильина,
Д.Н. Волков; ред. А.Е. Ловягина; С.- Петерб.гос.ун-т. – Москва: Юрайт, 2016.
– 531 с.

33
18. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для спортивных
вузов. / А. Л. Попов. – Москва: Московский психолого-социальный институт;
Флинта, 2013. – 219 с.
19. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка соревнованиям в спорте / А.Ц.
Пуни. – М., 2001. – 88 с.
20. Солдатова, Г.В. К проблеме психологического сопровождения
спортсменов / Г.В. Солдатова, Н.В. Смирнова // Теория и практика
физической культуры. – 2016. – №1. – С.22.
21. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в
современном спорте / В.Ф. Сопов. – М.: Трикста, 2015. – 116 с.
22. Спортивная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по
гуманитарным направлениям и специальностям / Моск. гор. пед. ун-т; ред.:
В. А. Родионов, А. В. Родионов, В. Г. Сивицкий. - Москва: Юрайт, 2014. –
367 с.
23. Салькова, Н. А. Важность организации психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям / Н. А. Салькова // Физическая культура.
Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 2 – С. 85-90.
24. Столяренко Л.Д. Психология: учебник по / Л.Д. Столяренко. – Санкт-
Петербург: Питер, 2015. – 592 с.
25. Хало, П. В. Системный подход к разработке модели формирования
оптимального предстартового состояния / П. В. Хало, В. Г. Хвалебо, И. М.
Туревский // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 12. – С.
71-73.
26. Шестакова, Э. В. Проблемы преодоления стрессового состояния в
период соревновательной деятельности / Э. В. Шестакова, А. Ю. Оверко //
Курорты. Сервис. Туризм. – 2015. – № 2. – С. 94–99.
27. Яковлев, Б.П. Психологические факторы, обусловливающие
эффективную реализацию спортсменом своего потенциала в
соревновательных условия / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, В.В. Апокин //
Теория и практика физической культуры. – 2015.– № 11. – С. 57.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.