это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3694515
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общество заинтересовано в
том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым,
жизнерадостным, готовым к социальной жизни в обществе с новой
экономической формацией. Поэтому надо заинтересовать большинство
учащихся, чтобы они регулярно выполняли физические упражнения, а также
прививать любовь к урокам физической культуры.
В последние годы в борьбе за интерес ребенка у физической культуры
появилось немало конкурентов: компьютерные игры, мировая интернет-
паутина и др.. Это снижает мотивацию к мышечной деятельности, физическому
самосовершенствованию и если на этом фоне уроки физической культуры
выглядят монотонными, скучными, то уже имеющаяся «пропасть» между
ребенком и физической культурой только увеличивается [5].
В настоящее время в соответствии с современными требованиями ФГОС
актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания.
Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит
двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой
проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в
течение учебного дня, учебного года необходимы дополнительные формы,
приёмы и методы занятий физической культурой. Актуален вопрос о внедрении
новых средств обучения в процесс развития детей на уроках физической
культуры.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной
деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных
физкультурных пособий и спортивных предметов, так как предметное
окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности
детей, формирования их инициативного поведения и творчества [14].
В большинстве школ на данный момент морально устаревшее спортивное
оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической
4
культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физкультуры и
показатели физической подготовленности. В целях развития и поддержания
интереса детей к занятиям физической культурой, безопасного занятия спортом
важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования.
Стандартное спортивное оборудование позволяет решать множество
педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений и
вызывает у обучающихся привыкание, ощущение однообразия [6].
Нестандартное оборудование и инвентарь – то новое, с чем сталкивается
ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного
спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором
повышения мотивации школьников к изучению физической культуры,
физическому совершенствованию.
Практический опыт свидетельствует о том, что нестандартное
оборудование способствует значительной активности двигательной
деятельности учащихся, эффективному усвоению учебной программы, а также
более успешному решению оздоровительных и образовательных задач.
Повышает качество обучения двигательным умениям и навыкам, способствует
развитию двигательных качеств, помогает более точно регулировать
физическую нагрузку, повышает плотность урока, вносит элемент оживления,
дает возможность рационально использовать время, формирует стойкий
интерес к физическим упражнениям, является хорошим средством для
всестороннего гармоничного развития личности, воспитывает потребность к
самостоятельным занятиям, развивает такие волевые качества как
целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность [15].
Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря и
оборудования могут быть признаны в качестве инновационного компонента
деятельности учителя физической культуры.
Целью учебного предмета «Физическая культура» является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
5
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. Решением данной задачи может
послужить применение на уроках нестандартного спортивного инвентаря.
Объект исследования – нестандартное оборудование.
Предмет исследования – процесс использования нестандартного
оборудования на уроках физической культуры.
Цель исследования – выявить влияние использования нестандартного
оборудования на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Дать определение нестандартному оборудованию.
2. Рассмотреть виды нестандартного оборудования.
3. Изучить применение нестандартного оборудования на уроках
физической культуры.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
Работа изложена на 27 страницах печатного текста, состоит из введения,
двух глав, выводов, списка литературы из 22 источников.
6
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И
ЕГО ВИДЫ
1.1 Определение нестандартного оборудования и его назначение
Важным направлением в формировании у детей основ физической
культуры и физического воспитания является правильно организованная
предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-
развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть
разнообразной, динамичной, трансформируемой. Большую роль в этом играет
оборудование, недостаток которого многие педагоги компенсируют,
придумывая и создавая нестандартное оборудования для занятий на уроках
физической культуры.
Нестандартное оборудование – это оборудование, созданное своими
руками из бросового материала и подручных средств и не требующее особых
материальных затрат [2].
Как известно, за последние годы достаточно большое распространение в
школьной практике оснащение спортивных залов нестандартным
оборудованием. Каждый нестандартный снаряд должен соответствовать
требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и
поточной организации учебной деятельности учащихся, многопрофильности
использования быстрого приготовления и уборки, доступности и безопасности
выполнения упражнений. С помощью нестандартного оборудования можно
развивать все физические качества учащихся и формировать навыки и умения,
предусмотренные учебной программой. Однако основное достоинство
нестандартного оборудования заключается в том, что оно способствует
формированию прикладных навыков, умений и способностей, необходимых
для преодоления естественных препятствий в жизненных ситуациях и в боевой
деятельности. Особенно это важно для допризывной подготовки юношей.
Использование нестандартного оборудования и тренажерных устройств
значительно повышают моторную плотность урока, делает его эмоционально
7
насыщенным, эффективным.
Продуктивность использования нестандартного оборудования можно
увеличить так же в результате подбора комплекса снарядов, позволяющих
наиболее полно решать задачи урока. При этом главным требованием здесь
должно выступать формирование навыков и умений в сочетании с развитием
физических качеств [11].
Хорошо продуманное и эстетически выполненное спортивное
оборудование оказывает благотворное влияние на учащихся, создает бодрое
настроение, способствует успешно выполнять физические упражнения.
Использование такого инвентаря увеличивает количество упражнений для
разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод
работы с учащимися, имеющими различную физическую подготовленность.
Через упражнения с нестандартным инвентарем у детей развивается
мышление и творческие способности. Дети сами могут придумывать
интересные упражнения с предложенным инвентарём [8].
При отборе нестандартного физкультурного оборудования нужно
учитывать его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим
требованиям. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям
детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования
определяется из расчета активного участия всех школьников в процессе
занятий физической культурой. Также оно должно соответствовать размерам
зала. Одним из важных требований к отбору как традиционного, так и
нестандартного оборудования является обеспечение безопасности детей при его
использовании [18].
Нестандартный инвентарь или тренажеры могут быть самыми разными и
выполнять различные функции, они позволяют учителю дифференцировано
подходить к организации занятий физическими упражнениями с учетом
умений, знаний и особенностей обучающихся. Они избирательно воздействуют
на определенные группы мышц, уплотняет цикл занятий, вдвое-трое сокращает
срок обретения нужных двигательных навыков и умений. Нестандартное
8
оборудование и инвентарь можно использовать на всех этапах урока и в этом
тоже его универсальность [4].
Использование нестандартного физкультурного оборудования позволяет:
– обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
– создать условия для проявления максимума самостоятельности,
инициативы, волевых усилий;
– приучать применять спортивно-игровое нестандартного оборудования в
самостоятельной деятельности;
– повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
– развивать у детей наблюдательность, эстетическое воспитание,
воображение, зрительную память.
Таким образом, использование нестандартного спортивного
оборудования и инвентаря в школе позволяет создать необходимые условия для
реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении,
повысить уровень познавательной активности учащихся, обеспечить
комфортные условия для всестороннего развития личности, сформировать
потребность в культуре движений, оптимальном физическом развитии и
крепком здоровье.
Основные назначения нестандартного оборудования:
– укрепление здоровья и улучшение физического развития;
– разнообразие упражнений для развития физических качеств;
– расширение диапазона функциональных возможностей систем
организма;
– повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
– воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным
самостоятельным занятиям физической культурой.
Применение нестандартного оборудования имеет ряд преимуществ над
применением стандартного на уроках физической культуры [1].
Преимущества нестандартного оборудования:
– открывается возможность для применения большого разнообразия
9
новых двигательных действий;
– расширяется диапазон применения стандартных упражнений в новых
условиях и нестандартном формате;
– увеличивается пропускная способность инвентаря и оборудования, что
обеспечивает высокую интенсивность и моторную плотность урока;
– создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества,
генерации новых идей, например, в аспекте создания новых двигательных
действий, а также альтернативных способов применения упражнений, в том
числе в упрощенном и усложненном вариантах, и др.;
– использование нового инвентаря существенно повышает
эмоциональный фон урока.
Несмотря на видимые преимущества, к нестандартному оборудованию
предъявляются определенные требования.
Требования к нестандартному оборудованию:
– быть надежным, прочным и безопасным
– соответствовать гигиеническим требованиям;
– соответствовать правилам техники безопасности;
– соответствовать физической подготовленности и индивидуальным
возможностям учащихся;
– легко и быстро разворачиваться и убираться на хранение;
– обеспечивать большую пропускную способность;
– быть простым в изготовлении.
Нестандартное спортивное оборудование удобно и легко применяется на
уроках, прививает интерес и любовь к занятию, снимает психологический
барьер у детей. Дети бережнее относятся к инвентарю, улучшается качество
обучения. Применение нестандартного инвентаря и оборудования позволило
эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания,
найти пути решения проблемы развивающего обучения на уроках и
внеклассных занятиях, использовать вариативный способ поточного
дублирования и организации деятельности школьников при групповом
10
выполнении общеразвивающих упражнений [20].
Используя нестандартное оборудование нужно придерживаться
последовательности и системности обучения в соответствии с двигательными
возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не
занижая содержание упражнений, и требований к качеству их выполнения;
учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и
предусматривать повышение к ним требований.
Развитие физических качеств и двигательных навыков – сложный
процесс. Большое разнообразие движений и их вариантов с нестандартным
оборудованием создает условия для развития и совершенствования этих
качеств. При выполнении движений с нестандартным оборудованием
обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство
радости, эмоциональный подъем от проявленных двигательных действии.
Нестандартное оборудование и инвентарь – то новое, с чем сталкивается
обучающийся на уроке физической культуры, и в отсутствии опыта данный
контакт может оказаться небезопасным, поэтому с раннего школьного возраста
необходимо обучать школьников работе с нестандартными конструкциями [12].
Чаще именно сочетание стандартного и нестандартного оборудования на
уроке обеспечивает наибольший педагогический эффект. Нестандартный
инвентарь можно использовать как на уроках физкультуры, так и на любых
других уроках, и во внеурочной деятельности.
1.2 Виды нестандартного оборудования
На уроке физической культуры важно обеспечить всех учащихся
инвентарем, дать возможность каждому заниматься на своем снаряде,
тренажере и т.д. Только тогда можно дать учащимся необходимую нагрузку,
подойти дифференцированно к каждому, поддержать его интерес на
протяжении всех занятий.
В основе создания нового оборудования, приборов, устройств всегда
11
лежит потребность наиболее эффективно выполнять учебную программу,
оказывать помощь отстающим, ускорять процесс усвоения упражнений,
воспитывать необходимые качества, то есть в основе лежит методическая, а не
техническая идея [3].
Помимо стандартного оборудования, закупленного школой согласно
перечню необходимого инвентаря и оборудования, сегодня в школе получило
широкое распространение нестандартное оборудование: многопропускные
приборы (брусья, навесные перекладины, канаты, шести, гимнастические
стенки), самодельный инвентарь (гранаты, мячи, палки, и т.д.).
Создание нестандартного оборудования это всегда творчество,
изобретение нового, по дизайну, по способу действий. Оригинальность
оборудования, уникальность, неповторимость – это несомненное достоинство,
отличающее от типовых массовых образцов [21].
На уроках используется следующее нестандартное оборудование:
1. Навесная перекладина. Изготовлена из металлических труб, сваренных
между собой с крючками для крепления. Съёмная. Используется для развития
мышц рук и пресса
2. Лесенка напольная. Выполнена из ПВХ труб и крепкой туристической
веревки. Используется для развития координационных способностей,
быстроты, ловкости и прыгучести.
3. Барьеры разной высоты. Изготовлены из ПВХ труб, скрепленных
уголками. При помощи них можно развивать прыгучесть, использовать для
ползания и перелезания, а так же для проведения эстафет.
4. Набивные мячи. Выполнены из старых волейбольных мячей. Вес 1-2кг.
Применяются для развития основных и специальных физических качеств. Это
одно из средств развития скоростно-силовых качеств и позволяет выполнять
упражнения приближенные к структуре приемов игры. Изготовляются из
волейбольных мячей, пришедших в негодность, набитые из нутрии ватой,
лоскутами материи. Используются на уроках волейбола, баскетбола, легкой
атлетики, ОРУ, подвижных игр.
12
5. Мешочки – с песком или с крупой сшиты из плотной ткани.
Используются для упражнений на корректировку осанки, развития силы рук
(статическое удержание в одном положении), для общеразвивающих
упражнений и эстафеты. Можно так же использовать для развития мелкой
моторики, прощупывая, что находится внутри.
6. Наклонная скамья. Изготавливается из толстой доски или старой
скамейки, прикрепив к ней специальные крепления в виде крючков, которые
крепятся к шведской стенке. Используется для развития силы рук, укрепление
мышц пресса. Для упражнений в лазании и ползании.
7. Ходунки. Выполнены из плотного пенопласта и куска дерева.
Применяется для развития координации, а так же для проведения игр и эстафет.
8. Доска для равновесия. Выполнена из дерева. Применяется для развитие
вестибулярного аппарата и чувства равновесия.
9. Мишени. Применяются на уроках легкой атлетики для метания меча в
цель, в баскетболе и волейболе на точность передач. Они необходимы для
развития меткости игровых действий, техники владения мячом , периферийного
зрения. Размещаются мишени на высоте 3 – 4 метра Передачи можно
выполнять с поворотом налево ( право ), кругом. Изготовлен ие из ДСП или
многослойной фанеры.
10. Гимнастические палочки. Используем старые лыжные палочки.
Вырезаем по размеру ножовкой по металлу, применяем на подвижных играх и
ОРУ.
11. Перетягивание палки. Круглая палка и упор для ног. Материал -
дерево. Это национальный вид спорта.
12. Наклонная доска. Выполнена из дерева. Одной стороной опирается о
пол, другой о гимнастическую стенку. Упражнения выполняются в положении
лежа. Ноги закрепляются за рейку гимнастической стенки или руками берем
рейку и выполняем поднимание туловища или ног. Можно регулировать угол
наклона доски.
13. Наклонная лестница. Выполнена из дерева. Для школьников младших
13
классов. Передвижение по наклонной лестнице в полный рост, на коленях с
переходом на гимнастическую стенку. В горизонтальном положении ходьба по
брусочкам для профилактики плоскостопия.
14. Линейка. Выполнена из дерева. Разметка до 3 метров. Измеряем
прыжок в длину с места, для контроля планки в прыжках в высоту, контроль
высоты сетки в волейболе.
15. Приспособление для контроля гибкости. Выполнено из дерева.
Состоит из двух деталей. Сделана разметка в сантиметрах. Вырезы для
постановки ног. Очень удобно и несложно в изготовлении. Проверяем развитие
гибкости.
16. Эстафетные палочки. Выполнены из дерева. Применяем в эстафетах,
подвижных играх.
17. Кубики. Выполнены из дерева. Применяем в эстафетах, челночном
беге, для разметки площадки.
18. Место для хранения мячей. Изготовлено из металлического уголка и
брусков из дерева. Есть отделения для хранения волейбольных мячей,
баскетбольных, набивных мячей. Очень удобно и компактно.
Однако это далеко не все виды нестандартного оборудования, которое
возможно использовать.
Выводы по первой главе
В настоящее время дефицит финансирования коснулся и школы. Очень
дорого стали стоить спортивный инвентарь и оборудование. Это заставляет
учителей физической культуры искать новые, нестандартные формы
проведения уроков, а так же способы обогатить материальную базу с
минимальными материальными затратами. Одним из путей решения этой
проблемы является разработка и внедрение в учебной процесс комплексов
упражнений с использованием нестандартного оборудования на уроках.
Нестандартное оборудование – это оборудование, сделанное
14
собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств.
Работая на уроках с нестандартным оборудованием можно достичь
определенных результатов: нет дополнительных затрат на спортивный
инвентарь; улучшается материально-техническая база; привлекаем учащихся и
родителей к изготовлению и модернизации нестандартного оборудования;
возрастает интерес учащихся к занятиям; учащиеся приобщаются к постоянным
занятиям физическими упражнениями, укрепляя здоровье; отвлекаем их от
курения, наркомании, распития спиртных напитков, хулиганства на улицах в
общественных местах; быстро осваивают сложные упражнения; увеличивается
плотность урока; уроки проходят на более эмоциональном уровне.
В процессе конструирования и использования нестандартного
многопропускного оборудования следует соблюдать ряд требований:
необходимость развития физических качеств и многопрофильность
использования; возможность фронтальной организации учебной деятельности;
быстрой установки и разборки, безопасности и доступности выполнения
упражнений; формирование прикладных навыков; повышение эмоционального
насыщения занятий; возможность использования в процессе самостоятельной
работы учащихся; устранение возможных причин травматизма.
Нестандартное оборудование должно быть практичным, удобным и легко
применяемым в использовании; соответствовать гигиеническим требованиям,
правилам техники безопасности, соответствовать физической
подготовленности и индивидуальным возможностям учащихся.
Используя нестандартный инвентарь, плотность урока достигает 80-90%
Хорошо продуманное и эстетически выполненное спортивное оборудование
оказывает благотворное влияние на учащихся, создает бодрое настроение,
способствует успешно выполнять физические упражнения.
15
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И
ТЕРАЖЕРОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Применение нестандартного оборудования
Использование всевозможных нетрадиционных спортивно-игровых
пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений,
следовательно, ведет к увеличению и интенсивности двигательной активности,
что благотворно сказывается на их физическом и умственном развитии, на
состоянии здоровья.
Следует отметить положительную роль использования нестандартного
оборудования в играх и упражнениях детей для восприятия пространства и
времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей
среде. Детей привлекают необычные формы и красочность такого
оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во
время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности,
увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей,
формированию потребностей в движениях [7].
Посредством использования нестандартного оборудования наряду с
двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость,
закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе,
увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус,
стремление к достижению более высоких спортивных результатов,
изобретательность в самостоятельной деятельности, закрепляются достижения
коррекционно-восстановительной работы [22].
Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально, что
дает возможность применять его в различных видах движений [13].
Нестандартное оборудование помогает при прохождении учебного
материала в школе. Учителями-практиками в помощь в процессе обучения по
различным разделам программы придумано различное оборудование.
Спортивные игры обладают особой привлекательностью, элемент игры и
16
соперничества вызывает интерес к занятиям физкультурой, поднимает
настроение. Нестандартный инвентарь делает занятия более насыщенными,
помогает воспроизводить элементы спортивных игр, таких как баскетбол,
волейбол, футбол, другие действия с мячом. Их использование развивает
точность, глазомер, реакцию. Например, дети 5-6 классов боятся мяча при
обучении спортивным играм: футбол, баскетбол, волейбол. И использование
нестандартных мячей из подручных материалов помогает преодолеть страх.
При этом сами мячи могут быть разных размеров. Из бумаги дети делают мячи,
коробки превращаются в баскетбольные корзины или в мини-футбольные
ворота. Дети могут сделать инвентарь любого размера, чтобы избавиться от
чувства страха перед настоящим инвентарём, что делает его особенно
эффективным на уроках, где учащиеся отрабатывают первичные навыки
спортивных элементов. Для бросков на точность можно использовать конусы,
изготовленные из плотной бумаги или обрезанных пластиковых бутылок.
Упражнения в парах можно выполнять через подвешенные обручи из разных
исходных положений.
Мишени, стойки с пластиковыми 5 л корзинами для попадания в цель,
«бильбоке» из пластиковых бутылок и киндеров, привязанных на шнурке для
развития меткости в легкой атлетике, точности передач в волейболе и
баскетболе. Они необходимы для развития меткости игровых действий,
техники владения мячом, периферийного зрения. Такие упражнения развивают
глазомер, координацию мелких движений, ловкость, тренируют мышцы
предплечья и кисти рук.
Нужно собрать крышки из-под пластиковых бутылок разных цветов.
Использовать их можно для разных эстафет: собирать в банки такого же цвета,
переносить крышки «кто больше», передача в колоннах. Появление новой
«игрушки» из пробок, киндеров вызывает у ребят восторг, фантазию! Дети
постарше сами придумывают игры и игровые упражнения с ними.
При прохождении раздела «Баскетбол» для разучивания техники ведения
мяча может быть изготовлено и применено простое приспособление − мяч на
17
пружине [9].
Приспособление состоит из пружины (можно взять дверную пружину), в
которую вставлена трубка длиной 170−220 мм с кольцом. Диаметр кольца
200−220 мм. Трубка крепится к пружине болтом.
Все приспособление крепится к вертикальной стойке гимнастической
стенки. В нерабочем положении металлическое кольцо прижато к стенке.
Чтобы выполнять упражнения, надо отвести кольцо от стены до
горизонтального положения и вложить в него баскетбольный мяч. Это
исходное положение для разучивания отдельных элементов: правильного
положения руки на мяче, движения руки при ведении мяча и др.. При
неправильном выполнении техники ведения мяча мяч в кольце будет «убегать»
от ученика, а кольцо прижиматься к гимнастической стенке.
В школе дети обучаются ряду сложных гимнастических упражнений.
Примером может послужить подъем силой в упор на перекладине (по
программе 9 класса для юношей). Для выполнения этого упражнения нужно из
виса, не сгибаясь, подтянуться на руках как можно выше. Не останавливаясь,
слегка сгибаясь в тазобедренных суставах, быстро перейти в упор на одну руку
(локоть вверх) и передать на нее вес тела. Продолжая более энергично
сгибаться в тазобедренных суставах, перевести в упор другую руку и, разгибая
обе, выполнить упор [10].
Для учеников 9 класса наиболее трудно перейти из виса на согнутых
руках в упор. Для облегчения выполнения упражнения может быть применен
«лифт» − нестандартное оборудование. «Лифт» состоит из палки (длиной 40 см,
диаметром 3−3,5 см) и двух веревок по 3,5 м, закрепленных на ее концах.
Веревки перекидываются через гриф перекладины. Ученик принимает
положение виса стоя, опираясь подошвами ног о палку и выполняет подъем
силой в упор на перекладине с возвращением в исходное положение. Сначала
медленно, затем быстро. Учитель или один из учеников, натягивая веревки
«лифта» за концы, помогает исполняющему, если возникнет необходимость,
подсказывает правильное движение, исправляет неправильное положение тела,
18
рук или ног. На «лифте» охотно выполняют задание все ученики. Оказание
всем без исключения (одним больше, другим меньше) помощи, не замечаемой
окружающими, предупреждает появление «психологического барьера».
При обучении прыжкам в высоту целесообразно использовать
простейшее приспособление (назовем его условно тренажером), которое
представляет собой задающее и контролирующее устройство для развития у
детей подвижности в тазобедренных суставах, силы и скорости отталкивания
толчковой ноги, для определения согласования во времени движений руками и
ногами при отталкивании. Тренажер позволяет выполнять задания, исходя из
индивидуальных различий в показателях роста и развития физических качеств
у школьников, что стимулирует их активность и самостоятельность.
Приспособление состоит из системы ориентиров (дополнительных
зрительных раздражителей), расположенных на разной высоте.
Это легкие (из пенопласта) небольшие (диаметром 50-60 мм) шары. Они
раскрашиваются в различные цвета для лучшего их различия. На каждом
ориентире пишется цифра (0; 5; 10 и т.д.), обозначающая его высоту
относительно первого, на котором написан нуль. Ориентиры подвешиваются к
деревянной рейке с квадратным сечением 4040 мм длиной 350−360 см (можно
использовать планку для прыжков в высоту) на капроновых нитях одинаковой
длины (50-60 см) диаметром 0,25 мм через каждые 30 см. Рейка крепится одним
концом к гимнастической стенке (под углом 80°) при помощи крюка, другим −
к стойке для прыжков в высоту при помощи обычного зажима.
Существуют также снаряды и приспособления для развития
двигательных качеств, например для укрепления силы мышц ног, рук и
туловища. Более часто даются (всему классу) задания на изображенном снаряде
перед выходом на лыжню, на площадку после занятий в зале. Упражняются на
нем ученики и по индивидуальным планам, укрепляя слаборазвитые группы
мышц [17].
Развитию скоростно-силовых качеств для повышения результатов в
прыжках способствуют подскоки вверх с максимальным напряжением. Этому
19
помогает ориентир, которого надо коснуться рукой (головой) на определенной
постепенно увеличивающейся высоте (но доступной каждому ученику).
Простейший такой ориентир − планки на стене с надписью на них высоты от
пола.
Самое любимое у школьников − приспособление для лазанья с помощью
палочек [19].
Палочки плотно вставляются в отверстия на доске, они пронумерованы
вразнобой. Самое сложное задание − лазанье не подряд, как более удобно, а с
соблюдением порядка номеров (цифра 1 на отверстии внизу, например, а 2 − не
рядом, а значительно выше, справа или слева и т.д.). Задания на таких снарядах
включаются в число «станций» при организации занятий методом круговой
тренировки или поточным способом. Многопролетная перекладина на
пристенных (жестких) тягах проста в изготовлении. Возможность привязки
узлов крепления к любым стенам и колоннам позволяет устанавливать ее в
каждом спортивном зале. В зависимости от размеров зала можно установить
необходимое количество пролетов (перекладин). В нерабочем (сложенном)
положении снаряд занимает немного места. Его легко и быстро устанавливают
и убирают сами занимающиеся. Детали конструкции изготовляют с помощью
шефствующих организаций или в школьной мастерской.
Гимнастические канаты обычно крепятся на высоте 5−6 м. Изучать же
способы лазанья лучше на канате, подвешенном на небольшой высоте (1,5−2
м). Чтобы закрепить канат на доступной высоте (например, на гимнастической
стенке, перекладине, жердях брусьев и др.), мы применяем фиксатор. Это S-
образный крючок, сделанный из металлического стержня диаметром 10 мм.
Перекинув канат через прочную горизонтальную перекладину и набросив
крючок на канат, мы надежно закрепляем снаряд.
Любому ребенку «приедаются» постоянные упражнения, а значит,
выполняются они без энтузиазма, под давлением «необходимости». А уроки
должны доставлять удовольствие не только от преодоления трудностей, но и от
«радости движений». Скоростная лестница, предназначена для развития
20
скоростных навыков при движении на коротких дистанциях, координации
движения и синхронизации двигательных навыков, для тренировки быстрых
ног, для развития скорости и ловкости. Применение скоростной лестницы
возможна во многих видах спорта, таких как, баскетбол, футбол, волейбол,
легкая атлетика.
2.2 Использование тренажеров для укрепления здоровья школьников
Формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников с
помощью тренажеров является одной из задач школьного физического
воспитания. Тренажеры способствуют пропорциональному развитию мышц,
дают возможность эффективно влиять на функционирование систем организма
человека, на долгие годы сохранить красоту, гармоничность, плавность
движений. Таким образом, они способствуют установлению гармонии
взаимоотношений человеческого организма с окружающей средой.
Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренировать) – учебно-
тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной
техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных
функций организма. Благодаря наличию обратной связи тренажеры более
эффективны, чем тренировочные устройства [16].
Тренажер – это такое техническое устройство, которое предназначено для
формирования умений, навыков, развития и совершенствования качеств и
способностей учащегося, что неизбежно связано с многократным выполнением
им действий (операций, элементов).
В зависимости от решаемых задач тренажеры подразделяют на три
группы: для обучения спортивной технике и овладения совершенством
выполнения упражнений; для развития двигательных качеств в единстве с
обучением спортивной технике; для обеспечения физической
подготовленности.
Существуют различные классификации тренажёров:
21
– по назначению (для физической, технической, тактической подготовки,
для восстановления работоспособности, контроля и т.д.);
– по структуре (механические, электрические, с обратной связью, со
срочной информацией и т.д.);
– по принципу действий (светозвукотехнические, электромеханические,
цифровые моделирующие, кибернетические и т.д.);
– по форме обучения (индивидуального, группового и поточного
использования);
– по логике работы (с линейной или разветвлённой программой, с
альтернативным выбором двигательного действия или со свободным
конструированием программы ответа и т.п.).
Различные по направленности воздействия на организм тренажеры могут
быть объединены в одном устройстве. Такие тренажеры называются
универсальными.
Применение тренажеров позволяет за короткое время раз вязать проблему
развития двигательных качеств, предусмотренных учебной программой,
осуществить физическую и техническую подготовку. Регулярное выполнение
упражнений на тренажерных устройствах положительно влияет как на
состояние здоровья учащихся, так и на их физическую подготовленность.
Четкое дозирование физической нагрузки и направленного воздействия на
определенные группы мышц создает возможность избирательно воздействовать
на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-
двигательный аппарат, постепенно увеличивать тренированность мышц сердца
и его кровоснабжение. При этом происходят заметные изменения в составе
крови, увеличивается объем грудной клетки, жизненная емкость легких,
улучшается деятельность нервной системы [5].
При использовании нетрадиционных средств физического воспитания
следует четко определить круг тренажерных устройств, предназначенных для
развития двигательных качеств, систем организма и групп мышц. Поэтому
следует считать, что в неделю достаточно трех оздоровительных занятий,
22
которые предусматривают улучшение коронарного кровообращения и доставку
кислорода к сердечной мышцы, а также повышение общей физической
работоспособности. Для поддержания высокого физического состояния на
достигнутом уровне рекомендуем два занятия в неделю. При низкой
физической подготовке количество занятий увеличивается до 4-5 в неделю.
Учитель должен организовать работу на тренажерах таким образом, чтобы она
была не слишком тяжелой и способствовала самовоспитанию личности.
Упражнения на тренажерах укрепляют мышцы, тренируют организм,
повышают выносливость и устойчивость к различным заболеваниям, улучшают
осанку, снижают вес. Также тренажеры дают возможность снять усталость,
восстановить работоспособность, укрепить различные группы мышц, верхних и
нижних конечностей, разнообразить упражнения, повышать нагрузку,
избирательно действовать на группы мышц.
Выводы по второй главе
При дефиците материального обеспечения спортивным инвентарем и
оборудованием большое значение приобретают умения и навыки учителя
физической культуры модернизировать старый инвентарь и приспосабливать
его к использованию в новом качестве. Известная поговорка гласит: «Все новое
– это хорошо забытое старое». Сейчас, конечно, запросы и требования к
качеству инвентаря выше. Тем не менее, существуют варианты продления
жизни, например, волейбольных мячей и изготовления самодельных
механических приспособлений, способных успешно заменить дорогостоящее
стандартное оборудование.
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание
двигаться, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для
изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны, можно
использовать все то, что наверняка найдется в любом доме из ряда ненужных
вещей.
23
Тренажер – учебно-тренировочное устройство для обучения и
совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств,
совершенствования сенсорных систем организма; технические средства с
обратной связью, позволяющие ускоренно формировать и совершенствовать
двигательные навыки и качества [6].
На уроке, проводимом с использованием нестандартного спортивного
оборудования, одновременное или посменное выполнение упражнения всегда
сочетается с раздельным или поточным способами. Например, гимнастическая
комбинация на перекладине может быть выполнена тремя сменами учащихся
как посменно-раздельно, так и посменно-поточно. В первом случае
проводились пояснения и анализ движений после выполнения комбинации
каждой смены, во втором-после работы всех смен. Для такого типа урока
характерны новые виды деятельности учащихся: выполнение функций
групповода, страховка товарища и помощь ему, анализ техники движений и
своевременная информация о ходе выполнения двигательного действия и т.д.
Все это пришло на смену пассивному наблюдению и длительному ожиданию
ребятами своей очереди, что имело место при традиционном проведении
уроков.
Вместе с тем изучение особенностей проведения урока с нестандартным
оборудованием выявило тот факт, что в каждом разделе учебной программы
для развития учащихся основных и специальных физических качеств самым
эффективным способом организации учащихся является круговой. Он
позволяет разнообразить используемые упражнения при достаточной
физической нагрузке, повысить моторную плотность урока.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: внедрение
инновационных технических устройств, которые повышают качество учебно-
тренировочного процесса по физической культуре и спорту и расширяют сферу
спортивной деятельности, носит практическую необходимость.
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зачастую, в школах не хватает материально-технического обеспечения
для проведения уроков по физической культуре. Чтобы обеспечить целостный
образовательный процесс, учителя физической культуры используют
различные нестандартное оборудование для реализации поставленных целей и
задач урока. Использование данных средств, повышает уровень посещаемости
и интерес у детей на уроках физической культуры.
Выводы:
1. Каждый нестандартный снаряд должен соответствовать требованиям
комплексного развития физических качеств фронтальной и поточной
организации учебной деятельности учащихся, многопрофильности
использования быстрого приготовления и уборки, доступности и безопасности
выполнения упражнений. С помощью перечисленных снарядов можно
развивать все физические качества учащихся и формировать навыки и умения,
предусмотренные учебной программой. Однако основное достоинство
нестандартного оборудования заключается в том, что оно способствует
формированию прикладных навыков, умений и способностей, необходимых
для преодоления естественных препятствий в жизненных ситуациях и в боевой
деятельности. Особенно это важно для допризывной подготовки юношей.
Использование нестандартного оборудования и тренажерных устройств
значительно повышают моторную плотность урока, делает его эмоционально
насыщенным, эффективным, и еще, если с музыкальным сопровождением.
Продуктивность использования нестандартного оборудования можно
увеличить так же в результате подбора комплекса снарядов, позволяющих
наиболее полно решать задачи урока. При этом главным требованием здесь
должно выступать формирование навыков и умений в сочетании с развитием
физических качеств.
2. Использование нестандартного спортивного оборудования в школе
позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального,
25
дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной
активности учащихся, обеспечить комфортные условия для всестороннего
развития личности, сформировать потребность в культуре движений,
оптимальном физическом развитии и крепком здоровье.
Нестандартное спортивное оборудование удобно и легко применяется на
уроках физической культуры, прививает интерес и любовь к занятию, снимает
психологический барьер у детей. Дети бережнее относятся к инвентарю,
повышается плотность урока, повышается качество обучения.
Грамотное использование нестандартного оборудования на уроках
физической культуры позволяет облегчить процесс обучения и вовлечь детей в
совместную творческую деятельность. При использовании нестандартного
оборудования на уроках физической культуры увеличивается плотность урока,
повышается качество обучения. На таких уроках успешно развиваются
двигательно-координационные качества.
Нестандартное оборудование и инвентарь – то новое с чем сталкивается
обучающийся на уроке физической культуры, и в отсутствие опыта данный
контакт может оказаться небезопасным, поэтому с раннего школьного возраста
необходимо обучать школьников работе с нестандартными конструкциями.
Таким образом, считаем цель работы достигнутой.
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Муллер, Н. Дядичкина, Ю. Богащенко, А. Близневский. Физическая
культура студента: Учебное пособие. – 2018. – 170 с.
2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура: Учебник. М.:
КноРус, 2020. – 312 с.
3. Вельсовских Ю.Ю. Использование нестандартного оборудования на
занятиях и праздниках по физической культуре // Сборник науч. тр. Sworld. –
2010. – Т. 7, № 3. – С. 38-39.
4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: Учебник. М.:
КноРус, 2020. – 216 с.
5. Виленская Т.Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей
младшего школьного возраста // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. - 2009. - №5. - 18-22 с.
6. Водлозеров, В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е.
Водлозеров. – Киев: Издательский центр КГМУ, 2003. – 102 с.
7. Зайцев А.А., Зайцева В.Ф., Луценко С.Я. Элективные курсы по
физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. – 227 с.
8. Инновационные спортивно-технические устройства для освоения
базовых элементов в различных видах спорта: учебно-методическое пособие /
А.И. Антонов, Б.В. Лабудин, В.И. Мелехов. Сев. (Арктич.) фед. ун-т им. М.В.
Ломоносова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Свое издательство,
2015. – 326 с.
9. Коледа, В.А. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа и др.;
под общ. ред. В.А. Коледы. - Мн. : БГУ, 2005. - 210 с.
10. Копылов, Ю.А. Система физического воспитания в образовательных
учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования,
2018. – 393 c.
11. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник
для высших учебных заведений физического воспитания и спорта: в 2т./ Т.Ю.
27
Круцевич и др.; под редакцией Т.Ю. Круцевич.- Киев: Олимпийская
литература, 2003. - 248 с.
12. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Теория и история физической
культуры. М.: КноРус, 2020. – 448 с.
13. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура: Учебник. М.:
КноРус, 2020. – 256 с.
14. Лейкин, М.Г. Методические особенности применения тренажеров в
физическом воспитании школьников / М.Г. Лейкин, Ю.К. Макурин // Школа и
педагогика. – М., 2000. – С. 230-249.
15. Мальцев В.А., Методика использования нестандартного оборудования
на уроках физической культуры и во внеучебной деятельности. – Саратов, 2010.
– 26с.
16. О. Масалова. Теория и методика физической культуры: Учебник. –
2018. – 576 с.
17. Педагогическая практика: учеб.-метод. пособие / О.Д. Григорьева,
А.А. Пашин, Ж.В. Тома. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. 114 с.
18. Собянин Ф.И. Физическая культура. Учебник для студентов средних
профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. – 221 с.
19. Стриханов, М.Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное
пособие / М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. – 2-е изд. – Москва: Издательство
Юрайт, 2018. – 160 с.
20. Теория и методика физического воспитания и спорт: учебник / И.С.
Барчуков; под общ.ред. Г.В. Барчуковой. – 5-е изд., стер. – Москва: КНОРУС,
2017. – 366 с.
21. Тренажерные системы / под ред. В.Е. Шукшунов. – М.:
Машиностроение, 2001. – 256 с.
22. Ю. Гришина. Физическая культура студента: Учебное пособие. Изд-во
Феникс, 2019. – 283 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!