это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3719100
Ознакомительный фрагмент работы:
Даосизм - философское учение, основоположником которого по
традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э.
Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния
овеяны все возможными легендами. В короткой биографии Лао-цзы,
помещенной в «Исторических записках» Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван
уроженцем царства Чу. Он служил архивариусом при чжоуском дворе и
встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и
противоречивы, что среди ученых-историков вообще нет уверенности в
реальности этого лица.
По значению и популярности. Лао-цзы считают вторым после
Конфуция философом Китая. Основное понятие даосизма – Дао. Понятие
Дао многозначно. Дао как сущность бытия и Дэ как проявления Дао. В
даосизме Дао понимается, прежде всего, как Великий Путь, которым следует
Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет
возникновение, развитие и исчезновение мира.
Даосы выделяли атрибуты Дао – вечность, несотворенность и
вездесущность: дао «существует вечно, подобно нескончаемой нити»,
«великое дао растекается повсюду». Даосы полагали, что Дао первично по
отношению даже к богу, если бы такой мог существовать.
Поскольку дао непостижимо для мысли и невыразимо в словах,
постольку вполне допустимо предположение, что противоречивые
характеристики дао призваны указать на неуловимость его для мысли, перед
которой дао раздваивается и приходит в противоречие с самим собой. Но
вместе с тем соблазнительно отнести противоречащие друг другу свойства
дао к разным дао – к безымянному и обладающему именем.
Основным текстом даосской философской традиции является трактат
«Дао дэ цзин» («Канон Дао и дэ», или «Книга Пути и благодати», IV- III вв.
до н. э.), авторство которого приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы.
Этот трактат стал воплощением восточной созерцательной философии.
Познавать мир, не прибегая к его препарированию, не разрушая его, а
наблюдая за движением мира.
Основные доктрины памятника стали основополагающими для
последующей даосской мысли. В целом для учения «Дао-дэ цзин»
характерен традиционный для китайской философской мысли натурализм и
элементы примитивной диалектики (учение о взаимопревращении,
взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей:
«наличие» – «отсутствие», «тяжелое» – «легкое», движение» – «покой» и т.
д.).
Значительное место в «Дао-дэ цзине» уделено также категории «у вэй»
(«недеянию»), т. е. отсутствию произвольной целеполагающей деятельности,
противоречащей спонтанной естественности.
Согласно «Лао-цзы» монарх не только соотносим с космическими
началами Дао, Небом и Землей, но даже ставится во главе их, выступая в
качестве человека par excellence.
Философия Лао-цзы пронизана своеобразной диалектикой: «Из бытия
и небытия произошло всё; из невозможного и возможного – исполнение; из
длинного и короткого – форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие
голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет
себе последующее». Однако Лао-цзы понимал её не как борьбу
противоположностей, а как их примирение.
Социально-этический и правовой аспекты даосизма выражаются в
предписании послушания подданных правителю, подчинения их законам,
уступчивости людей друг другу. Подлинное счастье – познание истины,
возможное при освобождении от страстей и желаний.
Согласно философии даосизма, человеку, если он хочет быть
счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать
гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао,
это приведет к свободе и процветанию. Дао вечно, безымянно, бестелесно и
бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении.
Основная идея даосизма (основная категория) – это недеяние. Если
человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао
отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как
это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и
обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому недеяние должно
служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать
свободу и счастье человеку.
Идеал даосов представлен ими в образе совершенномудрого, который
противопоставляется конфуцианскому «благородному мужу». Даосы
отвергают конфуцианскую категорию взаимности, ибо, по их мнению,
конфуцианцы, руководствуясь в своей деятельности этим понятием, в основу
деятельности все-таки вкладывает определенные помыслы о выгоде. Таким
образом, следование концепции конфуцианцев, употребление категории
взаимности имеет своей основой не высшие духовные качества и намерения
совершить для кого-то благо, а самый обычный, земной, приктичный обмен
услугами.
Даосы считают, что лучшей альтернативой подобного поведения может
стать только недеяние. Именно поэтому человек, обладающий высшим «дэ»,
не стремится к благодетели. Он в своем недеянии подобен «дао», не
имеющему имени. Он способен не бороться, но побеждать.
Совершенномудрый правитель позволяет всему идти путем «дао», не
вмешивается в дела народа. Девиз управления даосов звучит следующим
образом: «Лучший правитель тот, о котором народ знает, что он существует».
Совершенномудрый правитель ставит себя ниже других, и поэтому он
впереди всех.
Даосы – сторонники мира. Путь Дао – путь мира. Стремясь к миру,
совершенномудрый правитель уступчив к соседям. Он не начинает войну
первым.
Список литературы
1. Бондаренко Г.В. Даосская концепция единства пустоты и оформленности
природы мира и человека // Евразийский юридический журнал. – 2016. –
№ 2 (93). – С. 384-386.
2. Гарбузов Д.В. Время Дао // Известия Саратовского университета. Новая
серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – № 1. – С. 7-
13.
3. Федотова Л.Ф. Философия Древнего Востока. – М.: Издательство
«Спутник +», 2015. – 142 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Разработка авторской теоретико-прикладной модели реализации молодежной политики.
Другое, гмп
Срок сдачи к 15 дек.
1. Подготовка проекта предложений по совершенствованню действующего...
Решение задач, Введение в профессиональную деятельность (юрист)
Срок сдачи к 6 дек.
бизнес-кейс по производству продукта перед советом директоров компании.
Презентация, Производственный менеджмент
Срок сдачи к 20 дек.
Лексические особенности англоязычного спортивного дискурса
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 8 дек.
Напряжение шага, практическая работа. Безопасность жизнедеятельности.
Решение задач, Безопасность жизнедеятельности
Срок сдачи к 12 дек.
Нужна помощь в реализации работ по сиаоду. 2 курс, мирэа
Онлайн-репетитор, СиАОД
Срок сдачи к 27 дек.
Перенести текст и рисунки с фото в word больше ничего не нужно
Решение задач, Механика жидкости и газа
Срок сдачи к 8 дек.
Решить 5 заданий (рассчет системы электроснабжения строительной площадки)
Решение задач, Электроснабжение
Срок сдачи к 9 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!