это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3785103
Ознакомительный фрагмент работы:
Вопрос о том, как лучше установить смысл того или иного текста, всегда
было важнейшей задачей любых исследователей. Усилия понять подлинный
смысл слов, постигнуть его мысли и послания к предкам захватывали умы
многих, так или иначе объединявших свою жизнь с толкованием
человеческих посланий.
Это течение стало настолько известным, что было выделено в
отдельную область изысканий – герменевтику, и снискало ряд
последователей.
Рассмотрим сущность герменевтики и ее историю, а также определим
понятие герменевтического круга.
Герменевтика представляет собой один из разделов философии, который
занимается анализом условий понимания. Философы-герменевтики изучают,
к примеру, как наши культурные традиции, история, язык и природа
воздействуют на толкование. Слово «герменевтика» греческого
происхождения - hermeneuein - обозначает провозглашать,
интерпретировать, объяснять.[2, с.203]
Герменевтика как методология толкования занимается вопросами,
возникающими при работе со значительными действиями человека и
продуктами таких действий, особенно с текстами. Короче говоря,
герменевтика обрисовывает интерпретацию значений — объяснение, анализ,
комментарий.
Истоки данного искусства восходят – через средние века – к античности.
В античной мифологии Гермес — вестник богов, который занимался
извещением смертных приказов свыше, но и должен был истолковывать их.
Задачей «герменевтов» (ученых толкователей) в эллинистическую эпоху
было истолкование священных текстов, значение которых был закрыт для
непосвященных.[3] К священным текстам относились не только
богословские, но и юридические тексты (тексты законов).
В средние века герменевтика ничем не выделялась от экзегезы —
комментирования Библии. Функция экзегезы состояла, преимущественно, в
2
таком истолковании Святого Писания, при котором тот или другой фрагмент
(например, эпизод из жизни еврейского народа) предстал бы не в его
буквальном, а в собственном религиозном смысле.
Термин «герменевтика» не имел концептуального статуса в средние
века, так как практика толкования, с одной позиции, и ее методы, с иной, не
были разведены. Средневековая герменевтика не отделяла друг от друга ход
интерпретации текста и размышления о правилах, которым данный ход
подчиняется.
Значимой стадией в формировании герменевтики было Возрождение. В
данную эпоху совершается постепенная эмансипация литературы: к корпусу
текстов, которые нуждаются в научной интерпретации, теперь присоединяют
произведения классических античных авторов.
Можно утверждать, что до сих пор речь шла не столько об истории
гермеевтики, сколько о ее предыстории. Ее история в нынешнем понимании
слова «герменевтика» начинается на рубеже XVIII-XIX веков и объединена с
именем Ф. Шлейермахера.
Особенное место в истории герменевтики принадлежит Фридриху
Шлейермахеру (1768-1834гг.), крупному протестантскому теологу, философу
и переводчику. Ф. Шлейермахер обратил герменевтику в универсальную
теорию понимания. Предметом данной теории считаются тексты
всевозможного рода, без выделения «достойных» интерпретаций из массы
«недостойных» интерпретаций. Цель герменевтики, по Ф. Шлейермахеру,
заключается в выяснении требований возможности понимания письменных
документов. Таким образом, перед герменевтикой стоит двойственная
задача: с одной позиции, изучение выявления языка как компонента
определенной языковой системы и с иной позиции, как выявление стоящей за
ним редкостной субъективности. Первую часть задания осуществляет
«предметную» (или «грамматическую») интерпретацию, второе —
«техническую» (или «психологическую»).[1]
3
Ф. Шлейермахер обращает внимание на круговой характер процесса
осмысления (так именуемый «герменевтический круг»): понимание части (к
примеру, отдельного слова) неосуществимо без понимания целого (в
частности, предложения, в котором это слово включено), но понимание
целого, преимущественно, подразумевает понимание частей.
Немецкий философ Вильгельм Дильтей сформировал идею своего
коллеги Фридриха Шлейермахера о «герменевтическом круге» — парадоксе,
появляющемся из-за того, что читатель не может осознать ни одной части
текста, пока не осмыслит весь текст.[4] Ученые считали, что невозможно
постигнуть целое до тех пор, пока не будут осознаны его отдельные части.
Дильтей вынес идеи герменевтики из теологического дискурса в
философию. Его, преимущественно, интересовали смысл, суть и понимание.
Он постулировал различие между «пониманием» и «объяснением» как
существенное различие между гуманитарными и естественными науками.
По суждению американского педагога и литературного критика Эрика
Дональда Хирша, валидная интерпретация подразумевает толкование
смысла, желаемого автором. Этот дизайн учтет мировоззрение и образ
мышления автора, где его ожидания являются общими, культурными и
общепринятыми.
Немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского
университета имени Иоганна Вольфганга Гёте, Юрген Хабермас
ратифицировал, что возможности герменевтического анализа ограничены.
Он обозначал, что данный метод анализа анализирует интерпретацию только
с точки зрения обыденного языка, а не с точки зрения форм общественной
жизни.
Немецкий философ Фридрих Август Вольф устанавливал герменевтику
как науку о правилах, по которым обусловливается значение знаков. Данные
правила показывали на знание Вольфом человеческой природы. По мнению
Вольфу, как исторические, так и лингвистические факты играют
соответственную роль в ходе интерпретации и помогают нам понять
4
органическое целое, которым считается текст. Основной задачей, которую
ставил перед собой философ, было достижение высокого уровня диалога
между автором текста и его читателем.
Немецкие философы Мартин Хайдеггер и Ганс-Георг Гадамер были
одними из самых видных представителей идей герменевтики. Они считали,
что толкование литературы прошлого появляется из спора между прошлым и
настоящим. Наша нынешняя перспектива определенно объединена с нашим
прошлым. В это же время прошлое можно понять только через
ограниченную перспективу настоящего. Таким образом, участие читателя в
формировании смысла также делается существенным, так как интерпретация
текста имеет зависимость от знаний, опыта, предположений, культурного
фона, которыми он владеет.
Мартин Хайдеггер разрабатывал два узловых понятия, воспроизводящих
его отношение к интерпретации: dasein («быть там» или «быть здесь») и
бытие-в-мире. При помощи этих понятий Хайдеггер стремился подчеркнуть,
что быть личностью означает быть активным и вовлеченным в общение с
другими людьми, а не находиться в обусловленном статичном положении.[5]
По суждению Хайдеггера, нет изолированных человеческих субъектов,
отделенных от мира. Жизнь для людей — это «быть в мире», термин,
который стремится подчеркнуть отсутствие отчетливых барьеров между
людьми и контекстами или моделями понимания, в которых они находятся.
Этот факт открывает людям постижение того, что то, кем они считаются,
воздействует на то, как они интерпретируют определенные вещи. Иными
словами, понимание для данного философа — это процесс оценки
конкретного человека или группы людей в мире.
Но М. Хайдеггер подчеркнул, что объект и субъект неразделимы. Он
полагал, что людей «бросают» в этот мир и что контекст этого мира будет
обусловливать их взгляды. Герменевтика по Хайдеггеру ратифицирует, что,
изучая общие высказывания о формулируемых посредством диалога, текстов
и частей текстов, можно обнаружить общие убеждения и практики.
5
Ханс-Георг Гадамер расширил труды Хайдеггера по герменевтике. Он
подчеркивал важность исследования историко-культурного сознания,
заложенного в артефактах. Он ратифицировал, что наше восприятие мира,
прежде всего, не теоретическое, а практическое. Мы не занимаемся
оцениванием объектов нейтрально на расстоянии, но они обнаруживают нам,
когда мы движемся в уже имеющемся наборе осмысленных
взаимоотношений.
Гадамер уделял высокое внимание идее выявления «предубеждений»
как объекта, так и субъектов.[1] Актуальность современных тенденций
качественных изучений этого вида герменевтики состоит в том, что она
побуждает исследователя следить за своими предубеждениями в ходе самого
исследовательского процесса.
Вместо того, чтобы своевременно остановить данные предубеждения,
мыслители, постигающие этот вопрос, делают их неотъемлемой частью
изучения. Гадамер предлагает критическую форму герменевтики, с помощью
которой при анализе разговоров, текстов или иных артефактов, делаются
видны неявные предположения и предубеждения, свойственные той или
иной расе, полу или культуре.
Еще одним узловым элементом философской герменевтики Гадамера
считается напористое утверждение, что интерпретация, понимание или
значение не могут иметь место вне практического использования. Для
Гадамера интерпретация — это больше, чем просто объяснение или
интерпретация. Кроме того, исследование определенного текста постоянно и
обязательно совершается через призму актуальных проблем и интересов.
Идеальный способ что-то постигнуть для Гадамера - разговор или
диалог, в процессе которого завязывается вопрос. Данный вопрос делается
предметом обсуждения, темой разговора. По мере продолжения беседы
появляется мнение, которое как раз и станет точкой «объединения
горизонтов» между точками зрения или предрассудками участников беседы.
Это объединение и есть понимание настоящего смысла.
6
Гадамер подмечал, что традиционные методы герменевтики ошибочны и
противоречат действительности, в которой переплетаются бытие и
интерпретируемое понимание. На традиционных путях к истине истина и
метод расходятся. Традиция представляет собой мировоззрение, система
понимания, структура представлений и верований, с помощью которых
предоставленная культура воспринимает и интерпретирует мир. Методы,
употребляемые в западной традиции, не приведут к истине.
Таким образом, герменевтика есть искусство понимания и
самопознания. Этот процесс нередко выходит за пределы простого
логического анализа и общих принципов интерпретации. Первоначально
данный термин употреблялся мыслителями, которые обсуждали, как
божественные послания или мысли выражаются человеческим языком.
Между тем, герменевтический круг представляет собой метафору,
описывающая взаимозависимость объяснения и интерпретации, с одной
позиции, и понимания, с иной. Герменевтический круг - одно из важнейших
понятий философии герменевтики.
Герменевтика вероятна и в повседневной жизни, когда мы
истолковываем поступки наших друзей или стараемся выяснить, что
означает, к примеру, увольнение с работы в контексте истории нашей жизни.
Мы по-настоящему понимаем объект, слово или факт только тогда, когда они
имеют смысл в контексте нашей жизни и, следовательно, говорят с нами
осмысленно. В подобных случаях значимо не впадать в крайности: не
закрывать глаза на очевидные сообщения, которые нам пытаются донести, но
и не становиться параноиком, видя во всем скрытый смысл.
Список использованной литературы
1. Йенс Циммерманн 9 фактов о герменевтике. Режим доступа:
https://blog.oup.com/2017/06/9-facts-about-hermeneutics/
7
2. Крянев Ю.В. История и философия науки (Философия науки):
учебное пособие / [Ю. В. Крянев и др.]. – 4-е изд., переработанное и
дополненное. – Москва: КноРус, 2021. – 418 с.
3. Насрулла Мамброл Герменевтика – Теория литературы и
критика. Режим доступа: https://literariness.org/2016/11/23/hermeneutics-a-
brief-note/
4. Пол Риган Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера:
концепции чтения, понимания и интерпретации // Журнал «МЕТА:
Исследования в области герменевтики, феноменологии ипрактической
философии».- №IV (2).- 2012.- с. 286-303
5. Шалагина С. Н. Герменевтика. Аспекты исследования / С. Н.
Шалагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29
(133). — С. 651-655.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!