это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3814403
Ознакомительный фрагмент работы:
Философия науки как дисциплина возникла во второй половине ХХ в.
Философия науки – это область общей философии, изучающая методы,
которые используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования
законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы
исследования, отталкиваясь от которых учёный может строить
доказательство истинности своей теории. Предметом философии науки
являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой
деятельности по производству и получению научных знаний, взятых в их
историческом развитии и социокультурном контексте.
Одной из наиболее известных современных методологических систем
является теория развития научного знания Карла Поппера (1902-1994).
Философия науки Карла Поппера в её эпистемологическом аспекте
направлена на исследование проблемы отношения научного знания к
реальности.
Методологические идеи Поппера составили основу критического
рационализма. Критический рационализм придерживается того, что научные
теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют
эмпирическое содержание, должны быть подвергнуты эксперименту,
который может опровергнуть их.
Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда
они опровержимы. Если знание потенциально опровержимо, имеет значение,
опровергнуто оно или нет, если нет - в зависимости от того, насколько
серьезна критика этих знаний. Поппер ввёл понятие фальсифицируемости –
необходимого условия признания теории или гипотезы научной (критерий
Поппера).
Теория удовлетворяет критерию Поппера (является
фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её
опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если
такой эксперимент ещё не был поставлен. Философская доктрина, согласно
которой фальсифицируемость теории является необходимым условием ее
научности, носит название фальсификационизм.
Критерий фальсифицируемости требует, чтобы теория или гипотеза не
была принципиально неопровержимой. Согласно Попперу, теория не может
считаться научной только на том основании, что существует один, несколько
или неограниченно много экспериментов, дающих её подтверждение. Так как
практически любая теория, сформированная на основании хоть каких-то
экспериментальных данных, допускает постановку большого количества
подтверждающих экспериментов, наличие подтверждений не может
считаться признаком научности теории.
Он считал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к
теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией
эмпирических данных. Индуктивное обобщение, основанное на неполной
индукции, не гарантирует достоверности обобщающих положений. Даже
если это обобщение постоянно подтверждается опытом, нет гарантии, что
оно не будет опровергнуто.
К. Поппер ввел термин демаркации. Речь идёт об определении границ
между наукой и ненаукой. Наука отличается от псевдо науки или от
«метафизики» своей опорой на факты, своим эмпирическим методом.
Наблюдение, с его точки зрения, уже предполагает некоторую
теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу. Нельзя просто
наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок.
Критерий Поппера является лишь критерием отнесения теории к
разряду научных, но не является критерием её истинности или возможности
её успешного применения. Соотношение фальсифицируемости теории и её
истинности может быть различным. Если эксперимент, ставящий под
сомнение фальсифицируемую теорию, при постановке действительно даёт
результат, противоречащий этой теории, то теория становится
фальсифицированной, то есть ложной, но от этого не перестанет быть
фальсифицируемой, то есть научной.
К. Поппер сыграл важную роль в формировании так называемой
исторической школы, представители которой ставили своей задачей
исследовать развитие научного знания. Развитие научного знания, по
Попперу, не следует представлять как прогрессивный, «кумулятивный»
процесс, т. е. процесс добавления, накопления новых истинных знаний.
Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не
дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно проходит процесс
перестроек теорий.
Томас Кун (1922-1996) доказал, что научное знание развивается
скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет
смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся
системы воззрений. Он сконструировал модель научной деятельности
определенного научного сообщества, включающую общие теоретические
стандарты, методологические нормы и мировоззренческие установки. Эта
модель была названа им парадигмой. Под парадигмой подразумевались
признанные всеми научные достижения.
Парадигмы имеют познавательную и нормативную функции. Они дают
ученым как основные принципы их познавательной деятельности, так и
формы реализации этих принципов. Парадигмы являются источником
методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем. Более низким
уровнем организации научного знания по сравнению с парадигмой является
научная теория, которая существует в рамках той или иной парадигмы.
Научные теории не сопоставимы. В дальнейшем Т. Кун называет парадигмы
дисциплинарными матрицами.
Революция в науке означает, по Т. Куну, смену парадигмы,
происходящую вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы, в рамках
которой уже невозможно решить новые проблемы. Отбрасывание старой
парадигмы ведет к появлению новых научных теорий и задач, методов
решения теоретических головоломок. Согласно Т. Куну, речь при этом идет
не о приближении к истине, а о более эффективном решении научных
проблем.
Научная революция начинается с кризиса господствующей парадигмы,
когда накопившиеся научные факты уже не могут быть объяснены и
головоломки разрешены с помощью общепринятых теорий, составляющих
содержание нормальной науки, что порождает профессиональную
неуверенность.
Позиция Куна заключается в том, что не следует представлять науку
как собрание истинных или ложных идей, высказываний, теорий,
развивающихся по своим собственным законам - законам познания. В науке
действует человек-ученый как субъект научной деятельности. При этом Кун
подчеркивал, что научное познание осуществляется не учеными одиночками,
а обществом ученых-профессионалов, действующих по неписаным правилам,
которые регулируют их взаимоотношения друг с другом и обществом, в
целом.
Заслуга Куна состоит в том, что в понятии парадигмы он выразил идею
предпосылочности знания, показав, что формирование и развитие знаний
осуществляется в некотором пространстве предпосылок, в некоторой
порождающей их среде. Не менее важна его идея эволюционно-
революционного характера развития науки, отвечающая универсальному
диалектическому закону количественно-качественных превращений. При
этом, однако, философ не смог внятно указать на закономерности,
вызывающие периодические революции в науке.
Итак, философия науки сосредоточена на выявлении роли и
значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Выдающиеся философы К. Поппер и Т. Кун – при всех своих разногласиях
сходились в одном: достоинства и недостатки любой теории можно глубоко
понять только путем сравнения ее с другими конкурирующими теориями.
Целью изменения научного знания является не достижение
объективной истины, а реализация одной или нескольких «ближних» задач:
лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа
научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др.
Список литературы
1. Минеев В.В. Практикум по истории и философии науки: учебное пособие
для студентов. – Красноярск, 2015. – 151 с.
2. Радугин А.А. Основы философии. Учебник – М.: Гардарики, 2015. – 536 с.
3. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2014. – 734 с.
4. Султанов К.В. Философия науки позитивизма: эволюция предмета и
понятий // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1 (42). С. 25-32.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!