это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3819877
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования продиктована потребностью общества в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в ХХ веке: гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и другое; приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации в России в начале ХХI века: реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения; определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей.Характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции, и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования.Выделяют особенности организации процесса обучения и воспитания, которые положительно влияют на вхождение ребенка в систему школьных отношений: учет характера протекания периода адаптации ребенка к условиям школьной жизни; внимание к индивидуальности каждого ученика; обеспечение успешности взаимодействия со сверстниками; интеграция личности и коллектива. Это позволило нам обратить особое внимание на решение задачи формирования у школьников младших классов умений строить межличностные отношения: слушать учителя и товарищей; работать в коллективе; сотрудничать с разными детьми; исполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.).Однако следует отметить, что формирование межличностных отношений младших школьников в проектной деятельности в данных исследованиях не рассматривается.Цель исследования – изучить формирование межличностных отношений младших школьников в проектной деятельности.Объектом исследования выступает межличностные отношения младших школьников.Предмет исследования: метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:1. Изучить характеристику межличностных отношений;2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений младших школьников в проектной деятельности.3. Провести диагностику уровня сформированности межличностных отношений младших школьников.4. Апробировать метод проектов в формировании межличностных отношений младших школьниковГипотеза исследования состоит в том, что формирование межличностных отношений младших школьников будет осуществляться успешно, если:- учителем начальных классов ведётся целенаправленная работа по организации и руководству проектной деятельностью- организуется коллективная работа над проектом;- дети активно включаются в проектную деятельность;Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические (наблюдение, эксперимент).Этапы исследования:Первый этап исследования заключался в анализе литературы по проблеме формирования межличностных отношений младших школьников в проектной деятельности, что предполагало рассмотрения сущности и видов межличностных отношений, особенностей их формирования в младшем школьном возрасте, особенности организации проектной деятельности в начальной школе.Второй этап включал в себя организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию межличностных отношений младших школьников с использованием метода проектов, анализ полученных результатов.Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями начальных классов в процессе организации проектной деятельности младших школьников.База исследования. Частное образовательное учреждение общего образования «Православная епархиальная классическая гимназия «Умиление»Структура и объем работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа изложена на 40 страницах. Список используемых источников включает 16 наименований.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1.1. Сущность и виды межличностных отношений, особенности их формирования в младшем школьном возрастеМежличностные отношения являются отношениями, которые образуются между отдельными людьми. В своей работе Н.Н. Обозов [12] пишет о том, что они сопровождаются внутренними переживаниями, выражают эмоции человека Межличностные отношения могут включать:1) особенности восприятия и понимания людей;2) оценку людьми друг друга;3) социальную роль и особенности поведения. В тоже время Н.Ф. Жутикова [4] выделяет следующие компоненты межличностного отношения: 1) мыслительный компонент, который состоит из всех психических процессов. Данный компонент осуществляет оценку индивидуальных особенностей человека и образуется взаимопонимание между людьми.Эффективность межличностных отношений определяется субъективной оценкой качества действий одного человека или группы.По мнению Я.Л. Коломинского, под взаимоотношениями понимаются состояния внутренних переживаний и эмоций человека [7, с. 10].Н.Н. Обозновым были выделены следующие виды межличностных отношений: знакомства, дружеские, приятельские, любовные, супружеские, родственные и т.д. Основой развития этих отношений является вовлеченность личности [12, с. 29].В свою очередь Н.В. Жутиковой [4] в зависимости от эмоциональной привязанности к партнёру, выделяет такие виды межличностных отношений: знакомство, приятельские и дружеские. С её точки зрения такие межличностные отношения могут быть нескольких типов: положительные, негативные и неодинаковые. Эти типы оказывают влияние на развитие взаимоотношений между двумя личностями или в группе, в результате можно выделить несколько вариантов. Первый вариант характеризуется гармоничными взаимоотношениями. Они основываются на том, что группа, которая подразделяется на пары или отношения между двумя личностями, могут складываться как положительные, так и негативные взаимоотношения. В другом случае, например, малой группе, которая состоит из трёх близких людей, составляют только положительные взаимоотношения. В остальных же случаях между несколькими парами могут быть положительные и негативные взаимоотношения, а между третьей пары – нестабильные. Второй вариант характеризуется противоречивыми взаимоотношениями. Они основываются на том, что какая-либо подгруппа из общей группы или конкретно один человек относится к другому положительно, а к нему – отрицательно. Однако среди таких отношений можно выделить совместимые, при которых хотя бы одна пара людей имеет положительные отношения. Несовместимые отношения являются обратными, при которых ни в одной паре не существуют положительных отношений. В том числе совместимыми отношениями являются такие взаимоотношения, при которых группа или партнёры, несмотря на противоречивость, сохраняют общность и продолжают взаимодействовать только те пары, которые имеют положительные отношения. В данном случае, эти положительные отношения могут благоприятно влиять на негативное проявление в группе и противоречивость в третьей паре. Кроме того взаимоотношения в группах могут иметь конфликты. Конфликтные отношения характеризуется тем, что ни в одной пары невозможно выделить положительные отношения. В этих условиях группа или отношения между двумя людьми существовать не может и тем самым прекращает функционировать. В конфликтных отношениях можно выделить несколько вариантов [5]. Первый вариант характеризуется тем, что одна пара может иметь конфликтные отношения, а другая - неодинаковые, это же можно отнести и к отношениям между двумя людьми. Второй вариант характеризуется тем, что во всех парах существуют конфликтные отношения, в отношениях между двумя людьми, каждый человек враждебно настроен против другого. Такие отношения являются полно конфликтными [4].Проблема взаимоотношений между участниками образовательного процесса являлась объектом изучения многих педагогов и психологов. Актуальность данной проблемы возрастает особенно в средней школе, когда количество времени пребывания в школе увеличивается. В связи с этим возникает необходимость определения роли взаимоотношений школьника на развития личности на всех возрастных этапах, а также особенно в младшем школьном возрасте, когда осуществляется переход ребёнка в новую модель отношений. В настоящее время существует достаточно разработанная база исследований о специфики и этапов развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе. Отечественный психолог А.В. Петровский выдвинул положение о деятельностном характере межличностных отношений, который характеризуется закономерным развитием отношений, что объясняется возрастными особенностями формирования психических процессов, а также познанием социального опыта [14, с. 77]. В психологической науке этот процесс можно понимать как изменение деятельностной структуры в предметную структуру сознания. Стоит отметить, что происходит преобразование межличностных отношений в отношения с самим собой. Крутецкий В.А. в процессе развития личности человека выделял такие стадии преобразования [10]: 1) взрослый, который воздействует на ребёнка посредством слово и формирует мотивацию к выполнению какого-либо действия; 2) ребенок копирует модель поведения взрослого и воздействует словом на взрослого; 3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Исследование данных отношений, преобразования их в личностные свойства, невозможно рассматривать вне совместной деятельности детей младшего школьного возраста. Становление и развитие межличностных отношений рассматриваются в области возрастной психологии, согласно которой в каждом возрасте имеются специфические особенности проявления этих отношений.Однако, исследования межличностных отношений в младшем школьном возрасте характеризуются ограниченным характером, что проявляется в сравнительно небольшим количеством научных работ по данной проблеме. Как правило, авторы обращаются к данной проблеме не целенаправленно, а лишь для определения динамики изменений межличностных отношений в младшем школьном возрасте по сравнению с другими возрастными периодами. Тем не менее, полученные данные в процессе этих исследований являются показательными и позволяют сделать следующие выводы. Голиков В.С. считает, что взаимоотношения в младшем школьном возрасте характеризуются поверхностными связями [2]. Как правило, отношения возникают между двумя людьми, группа либо не образуется, либо имеет эпизодический характер. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками не существуют фактически. Таким образом, вся структура межличностных отношений подразделяется на подструктуры, которые состоят из мальчиков и девочек. В этих подструктурах имеются свой лидер, причём лидерство имеет одиночный характер.Согласно психолого-педагогическим исследованиям в младшем школьном возрасте проявляется эмоциональность к друзьям и товарищам. Межличностные отношения складываются в результате игровой деятельности, т.е. преобладает игровой мотив. В свою очередь мотив деловых отношений вовсе не проявлен. Кроме того специфическими особенностями межличностных отношений является их нестабильный характер развития. Дусовицкий А.К. считает, что в младшем школьном возрасте развиваются коммуникативные навыки, формируется познавательная деятельность, а также навыки межличностного общения и социальные нормы поведения. Младший школьник имеет потребность в общении с товарищами, эта потребность образует группу, которая представляет для школьника особую ценность и привлекательность. В этой группе ребёнок проявляет активность и для него она дорога, по этой причине всякого рода санкции, которые применяются со стороны группы, являются эффективными для тех, кто нарушил правил. Такие меры воздействия чаще всего могут иметь жестокий характер: изгнание из группы, «бойкот», физическое и эмоциональное насилие и т.д [3]. Патрикеева Э.Г. в этих группах выделяет лидера. Стоит отметить, что лидер может оказывать и негативное влияние, провоцировать членов группы на совершение плохих поступков, в таком случае он становится «антилидером». В детском коллективе лидером может стать ребёнок, который отличается сообразительностью, подвижным характером и дерзостью. В других группах лидером может стать, например, ребёнок, который имеет развитую силу, что характерно для группы менее развитой. Для группы более развитой лидером становится ребёнок с высоким уровнем интеллектом» [13].Таким образом, межличностные отношения представляют собой сложный процесс взаимодействия людей, который основывается на положительной оценке людьми друг друга. Межличностные отношения в структуре имеют три компонента: мыслительный, эмоциональный и поведенческий. Межличностные отношения как в группе, так и в отношениях между двумя людьми могут быть трёх типов: положительные, негативные и неодинаковые. В психологии выделяют следующие виды межличностных отношений: знакомства, приятельские, дружеские, супружеские, любовные и т.д. Основой развития межличностных отношений является вовлеченность людей в эти отношения. Специфическими особенностями межличностных отношений у детей младшего школьного возраста являются: поверхностный характер связей; отсутствие схожих интересов у мальчиков и девочек; эмоциональная привязанность к товарищам; преобладание игрового мотива в формирование отношений; межличностные отношения не устойчивы в своём развитии. 1.2. Особенности организации проектной деятельности в начальной школеПоливанова К.Н. считает, что в возрастной психологии младший школьный возраст является основным периодом формирования личности, морально-нравственных ценностей и системы отношений. В процессе организации проектной деятельности необходимо принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Тематика детских проектов определяется исходя из специфики учебных предметов и смежных областей. Необходимо определить такую тему проекта, чтобы она была понятной для ученика, вызывала эмоции и была значимой. Тема проекта может раскрывать вопрос в изучении какого-либо предмета с целью углубления знаний и формирования познавательного интереса. Кроме того, тема проекта может иметь практический характер, а также применению теоретических знаний из разных предметных областей и подразумевает творческий характер выполнения, а также развития исследовательских навыков [15]. Феоктистова В.Ф. в процессе организации проектной деятельности в младшем школьном возрасте выделят такие этапы, выделяя при этом цели и задачи определенного этапа, деятельность учителя и ученика [16]: I. Погружение в проектЦелью данного этапа является подготовка младшего школьника к выполнению проектной деятельности. Задачами является:– выявление актуальной проблемы, определение направленности, а также результатов в ходе выполнения проекта; – организация групповой деятельности в процессе выполнения проекта. Деятельность учителя:1. Определяет тематику проектов, при этом учитывает желание ребёнка. 2. Способствует формированию познавательно интереса к исследуемой теме. 3. Помогает определить проблематику, цель и задачи, содержание. 4. Мотивирует учащихся в ходе выполнения проекта. 5. Помогает анализировать источники, контролирует ход выполнения проекта, указывает на ошибки. 6. Формирует практические и исследовательские умения и навыки.7. Подводит итоги выполненного проекта. Деятельность ученика:1. Определяют тему проекта, цели и задачи совместно с учителем. 2. осуществляют поиск и анализируют источники по теме проекта.3. Выявляют свои потребности. 4. Определяют состав группы самостоятельно или под руководством учителя, а также распределяют задачи. 5. Осуществляют поиск достижения поставленных задач проекта. 6. Дают личную оценку выявленной проблеме исследования.7. Обсуждают полученные результаты в группе или индивидуально с учителем. II. Планирование деятельностиЦелью данного этапа является поэтапная разработка проекта с описанием последовательности осуществляемых действий и определение планируемых результатов.Задачами являются:– поиск источников по исследуемой проблеме, определение методов исследования, вида представления полученных результатов; – установление критериев оценки результатов; – распределение задач между участниками группы. Деятельность учителя:1. Помогает осуществлять поиск источников, в случае затруднений предоставляет список литературы и т.д.; 2. Предлагает методы исследования, контролирует деятельность группы, распределяет задачи между участниками группы, определяет последовательность действий, форму представления полученных результатов, а также критерии оценивания результатов;3. Формирует практические и исследовательские умения и навыки; 4. Контролирует соблюдения разработанного плана проекта и т.д. Деятельность учащихся:1. Осуществляют поиск источников, анализируют, систематизируют и обобщают материал.2. Распределяются на подгруппы. 3. Распределяют задачи в каждой подгруппе. 4. Устанавливают поэтапное выполнение проекта.5. Выбирают форму представления полученных результатов, например, диаграммы, таблицы, графика и т.д. 6. Участвуют в определении критериев оценки полученных результатов. 7. Производят продукт в групповой или индивидуальной деятельности. 8. Подводят итоги работы. 3. Осуществление деятельности по решению проблемыIII. Осуществление деятельности по решению проблемыЦель данного этапа является собственно разработка проекта. Задачами являются:– осуществление самостоятельной деятельности учащихся по поставленным задачам в группе или отдельным задачам. – обсуждение промежуточных результатов в группе или в совместной деятельности с учителем в урочное и во внеурочное время. Деятельность учителя:1. Проводит консультации, направляет деятельность учащихся, контролирует, отвечает на возникающие вопросы. 2. Контролирует выполнение разработанного плана проекта. 3. Следит за выполнением каждого этапа деятельности учащихся.Деятельность учащихся:1. Соблюдают сроки выполнения проекта, самостоятельно выполняют проект в групповой или индивидуальной деятельности. 2. Получают консультацию и ответы на вопросы в случаях затруднений.3. Обсуждают промежуточные результаты в группе. IV. Оформление результатовЦелью данного этапа является обработка материала и внедрение полученных знаний, умений и навыков. Задачами являются:– осуществление анализа, синтеза и обобщения полученной информации;– формирование выводов. Деятельность учителя:1. Контролирует, направляет и даёт ответы на вопросы в процессе выполнения работы. 2. Помогает развивать проект. 3. Направляет деятельность учащихся, поддерживает интерес учащихся, выделяет достижения каждого в ходе выполнения проекта. Деятельность учащихся: 1. Представляют результаты, оформляют проект и т.д. 2. Анализируют полученные результаты, осуществляют самоанализ собственных достижений, а также сравнивают планируемые результаты с достигнутыми. 3. Формулируют выводы. V. Презентация результатовЦелью данного этапа является представление полученных результатов.Задачи являются:– оформление презентации; –подготовка защитной речи. Деятельность учителя:1. Организует защиту проектов. 2. Организует взаимодействие с учителем. 3. В случае необходимости даёт консультацию по поводу оформления презентации и защитного слово.4. Организует репетицию защиты проектов.5. Оценивает результаты проектной деятельности учащихся. 6. Подводит итоги, комментирует полученные результаты, оценивает практические и исследовательские умения и навыки младших школьников, подчёркивает способность работать в коллективе и т.д. Деятельность учащихся:1. Оформляют презентацию с результатами проектной деятельности.2. Получают необходимую консультацию по поводу оформления. 3. Защищают результаты проектной деятельности.4. Отвечают на поставленные вопросы.5. Закрепляют умения понимать суть проблемы, определять цели и задачи в исследовательской деятельности; организовывать собственную деятельность и решать поставленные задачи, добиваться результатов, анализировать результаты деятельности. Следует уделить большее внимание последнему этапу организации проектной деятельности учащихся, а именно презентация и защита проектов. Это связано с тем, что выбор формы презентации проектной деятельности характеризуется рядом трудностей по сравнению с выбором формы продукта проекта. Необходимо понимать, что форма презентации крайне типичны, в связи с чем необходим творческий подход с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста и творческого потенциала. В этом случае учителю необходимо помочь младшим школьникам проанализировать результаты проектной деятельности, для того чтобы оформить презентацию. Презентация является завершающим этапом в проектной деятельности, при которой учащиеся защищают полученные результаты. Имеет существенное значение, чтобы дети выявили ценность в полученных результатов. Виды презентаций могут быть разными: реклама, оформление зала, видеоролик и т.д. Конышева Н.М. считает, что в процессе проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные навыки [9]: 1.Рефлексивные умения:- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?2.Поисковые (исследовательские) умения:- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);- умение находить несколько вариантов решения проблемы;- умение выдвигать гипотезы;- умение устанавливать причинно-следственные связи.3.Навыки оценочной самостоятельности.4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:- умение коллективного планирования;- умение взаимодействовать с любым партнером;- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;- навыки делового партнерского общения;- умение находить и исправлять ошибки в работе других участниковгруппы.5.Коммуникативные умения:- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступатьв диалог, задавать вопросы и т.д.;- умение вести дискуссию;- умение отстаивать свою точку зрения;- умение находить компромисс;- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.6.Презентационные умения и навыки:- навыки монологической речи;- умение уверенно держать себя во время выступления;- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;- умение отвечать на незапланированные вопросы.Конечно, проект в начальной школе существенно отличается от проекта старших учащихся. Проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные. Но есть и преимущество, дети более активны при обсуждении работы над проектом, у них много идей, творчества, фантазии. Проблема в начальных классах, особенно в первом классе в том, что дети не могут работать самостоятельно. Поэтому, необходимо с первого класса приучать детей к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. Важно чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой соответствовали возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников [8]. Примеры проектов представили в приложение 1.В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Василовская А.И. определяет внутренний результат – опыт деятельности – как процесс становления бесценного достояния учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [1].На долю учителя выпадает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.Ранее мы рассмотрели виды презентационных проектов:Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); Деловая игра; Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; Диалог исторических или литературных персонажей; Защита на Ученом Совете; Игра с залом; Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…; Инсценировка реального или вымышленного исторического события; Научная конференция; Отчет исследовательской экспедиции; Пресс-конференция; Путешествие; Реклама; Ролевая игр; Соревнования; Спектакль; Спортивная игра; Телепередача; Экскурсия. Некоторые из них способствуют формированию межличностных отношений, к ними относятся такие виды как: - Воплощение;- Диалог исторических или литературных персонажей;- Инсценировка реального или вымышленного исторического события;- Ролевая игра;- Спектакль.Метод проектов можно использовать для формирования межличностных отношений через организацию в классе, например, микро групп или бригад, для того, чтобы работа в них была более тесной и организованной. В данном случае можно применить творческий проект: «Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей» по учебному предмету: технология, для учащихся 3 классов, с продолжительностью: 2-3 урока, целью которого является: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся. То есть у учащихся будут формироваться активность, самостоятельность, инициативная позиция, развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивые и самооценночные; развивается познавательный интерес и реализуется принцип связи обучения с жизнью. Данный проект позволит учащимся разбившихся на бригады/микрогруппы организовать свою работу для получения конечного результата, формировать положительные межличностные отношения в классе у младших школьников.Мы считаем, что именно в данных видах презентационных проектов у младших школьников будут формироваться межличностные отношения, т.к. для качественной разработки и защиты своего продукта, необходимо научится взаимодействовать со своими одноклассниками. С целью формирования межличностных отношений младших школьников, мы разработали примерное проектное содержание, которые предполагалось реализовать на преддипломной практике. Примерное проектное представлена в таблице 1Таблица 1. – Примерное проектное содержание с целью формирования межличностных отношений младших школьников № п/пНазвание проектаЦель проектаВид проектаПродолжи-тельностьПродукт1Школа моей мечтыФормировать у обучающихся уважительное отношение к школе во внеурочной деятельности при использовании метода проектов в групповой работеТворческий7 занятийМакет школы2Узелки на памятьФормировать у обучающихся дружеские отношение во внеурочной деятельности при использовании метода проектовТворческий5 занятийБраслет «Дружбы»Таким образом, мы видим, что для развития межличностных отношений необходимо уделять больше внимания тем проектам, в которых детям придется находить общий язык для организации совместной деятельности, и чтобы в итоге достойно представить свой творческий продукт.ВЫВОДЫ по 1 главеВ первой главе мы определили, что межличностные отношения - это сложный процесс установления связей между младшими школьниками на основе восприятия и понимания друг друга, межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), взаимодействия и поведения (в частности, ролевое). Также мы определили, что межличностные отношения состоят из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Виды межличностных отношений разделяются на: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения.Основными особенностями межличностных отношений младших школьников являются: узость межличностных связей; отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек; эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будет являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; недостаточная обобщенность и устойчивость; для делового сотрудничества межличностные отношения будут носить главным образом формальный характер.Также мы определили сущность метода проектов, виды проектов, установили, как метод проектов способствует формированию межличностных отношений младших школьников. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.Исходя из выше перечисленного, мы видим, что метод проектов играет важную роль в формировании межличностных отношений младших школьников.Список использованной литературыВасиловская А. И. Метод проектов на уроках в начальной школе // «Анатомия» учебного проекта. – 2018. - №6. – С.21Голиков В.С. Моделирование процесса формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников / В.С. Голиков // Сибирский педагогический журнал. – 2018. - №7 - С. 259 – 264.Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. – 2018. - №5. – С.19Жутикова Н.Ф. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2017. – 254 с.Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 45–54.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 576 c.Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений. – М.: Просвещение, 2017. – 188 с.Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях / Ю.В. Колоненко // Молодой ученый. - 2019. - № 20. - С. 657-659.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева // Начальная школа. - 2016. - №1. - С.17-27.Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018. – 355 с.Надежда Ч. Шпаргалка по социальной психологии. – М.: Академия, 2019. – 88 с. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: Лыбидь, 2018. – 192 с.Патрикеева Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 694-697.Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2017. – 110 с. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с. Рахимова З.Ф. Формирование у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе: Дис… канд. пед. наук: Тольятти: ТГУ, 2018.- 81с. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2011. - №2. – С.14 Столяренко Л. Д. Основы психологии. - М.: Феникс, 2016. - 426 с.Троянская С.Л. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия (Электронное учебное пособие) / Брызгалова Н.В. - URL: http://vaniorolap.narod.ru/index.html (дата обращения: 14.11.2021)Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011 № 4 (29). С. 3-12.Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2014. - 144 c.Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. - М. - Международная педагогическая академия, 2014. - 256 с. Шапкова Л.В. Метод проекта в начальной школе // Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. – М.: Просвещение, 2018. – 110 с.Шкуричева Н.А. Особенности межличностного отношения младших школьников / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2017.- № 10.- С. 10 – 15.Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления / Н.А. Шкуричева // Начальная школа.- 2014. -№9. – С.7Шкуричева, Н.А. Мода и межличностные отношения в начальной школе / Н.А. Шкуричева // Справочник педагога - психолога. Школа – 2013. - № 2. - С. 51 – 62.Эдвардс В. Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми / Под ред. Мотыльковой С. – М.: Просвещение, 2019. – 384 с.Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников // Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. -Москва: Просвещение, 1970 460 с.Эльконин, Д. Б. Психология игры // Д. Б. Эльконин. - М.: Книга по требованию, 2013 228 с.Эпштейн М. М. На исторических перекрёстках. Метод проектов. - Образовательный центр «Участие», 2017. - 56 с.Приложение 1Примеры проектовПроект «Моя семья». Данный проект проходил в рамках уроков окружающего мира. Продолжительность (планируемая по проекту в целом): 2-3 урока.Цель проекта:- повысить интерес учащихся к истории своей семьи.Ресурсы: семья, семейные фотографии.План проведения:1 урок:* Составление рассказа о своей семье.* Дети рисуют своих близких.Домашнее задание: подобрать фотографии о своих родных и оформить в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно было проявить творчество:* Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.* Подписать всех членов семьи.* Записать звуковой рассказ о семье.2 урок: презентация продукта.В результате дети познакомили друг друга со своей семьей, научились общаться, созданы странички портфолио семьи ребенка. Данный проект можно назвать – семейный.Проект «Азбука безопасности».Это был проект всего класса, выполненный совместно с родителями.Продолжительность – одна неделя.Ребята распределили между собой буквы алфавита и на каждую букву придумали свое правило безопасного поведения. Правила были проиллюстрированы и собраны в альбом.Проект «Книжка-малышка»Индивидуальный мини-проект. Проходил в рамках урока литературного чтения. Ребята сочиняли сказки. Оформление происходило в свободное время.Проект «Сражения Великой Отечественной войны»Групповой проект.Продолжительность – 1 модуль.Ребята разбились на группы, распределили основные сражения Вов. Готовили не только исторический материал, но и литературные произведения, посвященные этому событию.Результат – выступление, сопровождающееся слайд-шоуПроект «История моей семьи»Долгосрочный проект. Длился в течение года. Результатом было выступление на муниципальном конкурсе научно-исследовательских работ в рамках МАНШ.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!